Как составить бизнес план для спектакля
Спрос на театры
Ни для кого не секрет, что рынок частных театров на территории нашей страны уже сформирован, и запускать новый проект в уже готовой нише – дело трудоёмкое. У зрителя сейчас есть хороший театральный ассортимент и возможность выбора из широкого спектра вариантов – от классики, до модерна и абстракции.
Тем более тяжело сломать барьер знания о том, что театр в отличие от того же кино, дело совсем неприбыльное. И делается в первую очередь по принципу «искусство ради искусства».
Однако можно обратить внимание не только на стереотипы, но и на статистические показатели. Так, известно, что за 10 лет численность театральной аудитории выросла на 20 процентов. Известно, что даже кризисные тенденции не заставили людей отказаться от хороших и качественных представлений. За то же время увеличилось и количество театров, хотя не сильно. Тем не менее, новые, всё-таки продолжают появляться и захватывать аудиторию.
Опираясь на все показатели и тенденции, можно сделать вывод, что рост спроса на такой вид искусства, как театральное представление – стабилен. А значит, с этого можно получить выгоду.
Вообще, раз уж мы заговорили о театре, который должен быть коммерческим и со временем приносить прибыль, не лишним будет упомянуть, что понятие частного театра возникло сравнительно недавно. Но так, как явление существует, то значит и существует определённая возможность превратить дело, которое для многих является хобби в способ зарабатывать на том, что тебе нравится.
Помещение
Театр начинается с вешалки, а любая вешалка находится в помещении. Найти подходящее для вашего будущего театра сложно. На это есть несколько причин. Основная – вы планируете снимать его на долгое время и кардинально переоборудовать, чтобы оно подходило для проведения выступлений. А это с одной стороны выгодно владельцу, потому что обещает стабильную оплату аренды в долгий период. С другой стороны – невыгодно, потому что помещение после вас снова придётся ремонтировать, либо опять же сдавать исключительно театральным деятелям.
Второй вариант – покупка помещения в собственность с дальнейшей перестройкой, либо же изначальное строительство под свои нужды. Однако если вы всё это планируете осуществить в небольшом городе, то можете сильно прогореть на том, что больше вложения в строительство просто не окупятся. В мегаполисе же с этим легче. Любое здание, даже если нужен будет ремонт, стоить будет дороже, чем сумма средств, ушедших на его возведение.
Но стандартно, покупка помещения в собственность, или же строительство собственного здания, которое будет в дальнейшем использоваться под театр, всегда имеет свои преимущества. Однако срок окупаемости при этом откладывается на неопределённое количество времени, так как на строительство здания с нуля могут уйти различные финансовые средства. Всё зависит от того, какой проект вы подберёте под реализацию.
Важный момент, который нужно обдумать на этапе решения вопроса с арендой – посещаемость. Будет ли посещаемость вашего личного театра столь большой, чтобы покрыть расходы? Если нет, то стоит подумать о разъездном характере проекта. Покупка нескольких фургонов для перевозки инвентаря и актёров всегда обойдётся дешевле. А кочевой театр – отдельный вид бизнеса, который может стать и дополнением к основному виду театральной деятельности.
Следует заметить, что во многих городах, частные театры открываются в сравнительно небольших помещениях, часто старых зданиях, которые ещё сохранились в центрах многочисленных городов. Такое помещение не может похвастаться вместительностью, но на первых этапах вам может и не понадобиться зал более чем на сорок – пятьдесят человек. А меж тем, аренда подобного помещения, иногда даже в деревянных домах начала века, специально оборудованных и внутренне отреставрированных, во-первых, обойдётся дешевле. А во вторых, придаст вашему проекту собственный стиль, который однозначно сыграет большую роль в формировании узнаваемости и популярности.
Камерные частные театры с момента создания пользовались популярностью у определённой немалой части публики, так как создавали нужную атмосферу уюта и интимности у зрителя.
Репертуар и труппа
Невыгодно останавливаться на каком-либо одном театральном жанре, формируя свой репертуар. Потому как публика предпочитает разнообразие, а вам потребуется как можно больше желающих посетить ваше заведение. В идеале, вы должны предоставить и комедию, и трагедию, и водевиль, и драму, и мюзикл, и детские представления, чтобы покрыть как можно больше потребительского спроса и удовлетворить предпочтения масс.
Однако такой широкий ассортимент представлений осуществить совсем нелегко. Потому что на актёров будет ложиться неимоверная нагрузка, и они могут не справиться. Поэтому к подбору актёров нужно подойти также очень серьёзно.
На именитых актёров рассчитывать не стоит. Они не согласятся участвовать в новом проекте без известности, раскрученной сцены и хороших гонораров. Труппа театра формируется из молодых дарований, которые ещё не столь амбициозны, но могут вырасти вместе с вашим театром, усердной работой привлекая известность и к себе, и к новой сцене.
Ещё один вариант – найти уже сформированную труппу с собственным режиссёром и взять их к себе, особенно, если те испытывают сложности с местом репетиций и выступлений. В таком случае вы сможете решить разом несколько проблем. И репертуара, и начальных сложностей с формированием творческого коллектива.
Что касается людей, то не забывайте, что театр – не только актёры, но и группа, которая работает за кулисами. Это и осветители, и реквизиторы, и механики, и бутафоры, и гримёры, и билетёры. Некоторые из этих должностей на первом этапе нужно будет совместить, чтобы не прописывать лишнюю статью расходов. Поиски подобного персонала будут не столь затруднительны.
Также стоит заранее рассматривать вариант, когда вашим зданием будут пользоваться не только ваши актёры, но и, например, приезжающие на гастроли труппы. Это создаст зону дополнительного дохода, роста популярности среди посетителей и будет формировать имя именно театра, а не только лишь группы актёров, которые его составляют.
Билеты
С одной стороны, нужно за счёт билетов покрыть расходы вашего проекта. С другой стороны, так как театр новый, публика ещё незнакома с вашим репертуаром и качеством постановок. Поэтому важно не отпугнуть потенциального зрителя стоимостью билетов, а наоборот, привлечь как можно больше желающих.
С самого начала нужно будет проанализировать ценовую политику уже действующих театров в том городе, где вы планируете выступать. Особенно, если вы собираетесь выезжать куда-либо. Изначально можно ставить цены на 10-20 процентов ниже общепринятых. Это не будет демпинговым ходом для ваших будущих конкурентов. Потому что пока вы не создадите свою публику, то не сможете противопоставлять свой проект уже действующим.
В дальнейшем, когда выступления будут постоянными, а билеты будут охотно раскупаться, когда ваш театр приобретёт популярность и престиж, ценовую политику можно будет пересмотреть, ориентируясь и на общую ситуацию на рынке, и на платёжеспособность аудитории, и на затраты.
Финансовый план
200 тысяч долларов понадобится при очень усреднённых подсчётах, чтобы реализовать план театра. Вложения не маленькие, а срок окупаемости подобного предприятия может затягиваться надолго, если подходить к делу без энтузиазма.
При выездных выступлениях, покупка автотранспортных средств для перевозки реквизита, труппы, технического персонала и всего необходимого уйдёт порядка 150 тысяч долларов при минимальных планах.
Декорации, которые потребуются для первых выступлений, будут зависеть и от направленности вашего театра, и от разнообразия постановок. Зачастую, многие вещи делаются из подручных средств техниками и собственно труппой. Особенно, когда первые шаги делаются на голом энтузиазме и желании творить. Но определённые виды технических декораций требуют вложений, так как не могут быть созданы «на коленке». Приходится обращаться в специальные фирмы. Таким образом, порядка 15 тысяч долларов потребуется и на создание собственного запаса действующего реквизита для выступлений, чтобы составить костяк программы.
Маркетинговая программа включает в себя множество средств распространения информации об открытии театра и о новых представлениях. Дорогостоящие методы рекламы будут изначально не по карману, но в некоторых случаях можно будет сэкономить.
Так, например, средства массовой информации могут согласиться осветить открытие вашего проекта бесплатно. Так как это, по сути, информационный повод для культурной жизни всего города. Поэтому смело можно будет разослать пригласительные в газеты, журналы и местные телерадиовещательные каналы. То же самое относится и к социальным сетям, где действуют группы, цель которых – говорить о том, что происходит в городе, приглашать жителей и гостей на бесплатные мероприятия, сообщать о новинках.
Помимо этого существуют другие недорогие каналы. Конечно речь не о рекламе по радио, да и будет ли в ней смысл в отношении работы театра – нужно ещё разобраться. Расклейка объявлений – самый оптимальный из недорогих способов рассказать обычным гражданам о том, что в городе теперь действует новый театр. На рекламу будет лучше выделить порядка 5 тысяч долларов.
Цена одного билета, как уже было сказано выше будет зависеть от множества факторов, начиная от местоположения вашего театра, и заканчивая среднестатистическим ценником у ваших прямых конкурентов. Но нужно учитывать, что 60 – 65 процентов от вырученной за билет суммы уходит в фонд зарплаты актёрам и персонала, порядка 20 процентов – идёт на покрытие арендной платы.
Итог
Идея открыть театр может быть не только творческим порывом, но и вполне себе бизнесом. Однако, потому что вся цепь организации подобного проекта требует огромной отдачи, правильного и грамотно рассчитанного подхода, изначальных денежных средств, то зачастую театр не рассматривается как нечто, что можно превратить в окупаемость и доход.
Тем не менее, статистика показывает, что рост популярности театральных представлений, переход в частный сектор организации и постоянные новшества приводят к большему спросу, а соответственно и выгодному пересмотру взглядов в отношении идеи.
Стандартная практика, когда в театре за один сезон ставится не менее четырёх новых спектаклей. Иначе театр рискует прийти к потере интереса со стороны постоянной публики. Можно учитывать также, что некоторые постановки, которые уже стали окупившимися, будут переноситься на следующие сезоны, облегчая ситуацию с каждый новым сезонным витком. Поэтому, при среднестатистических подсчётах, срок окупаемости театрального проекта составляет порядка четырёх – пяти лет.
Но хочется заметить, что если вы не просто инвестор, а планируете сами руководить всеми этапами создания нового театра, то лучше понимать, что без любви к театральному искусству бизнес на этом деле не построить. И только, когда у вас будет мечта, идея, цель – создать настоящий, действующий и, главное, в дальнейшем приносящий прибыль, театр, только тогда нужно браться за бизнес-план.
Еще 1000 лучших бизнес- моделей, Вы можете найти в разделах : Бизнес идеи или Франшиза
Îñíîâû ïîñòàíîâêè ïüåñû ïî ïðîèçâåäåíèþ Ëåîíèäà Ôèëàòîâà «Ëèçèñòðàòà». Îïðåäåëåíèå ðûíêà ñáûòà. Îïðåäåëåíèå ñèëüíûõ è ñëàáûõ ñòîðîí ïðîåêòà. Ôèíàíñîâî-ýêîíîìè÷åñêèå ïîêàçàòåëè ïðåäïðèÿòèÿ. Ðàññìîòðåíèå êàäðîâîãî ñîñòàâà ïîñòàíîâî÷íîãî ñïåêòàêëÿ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Áèçíåñ-ïëàí òåàòðàëüíîé ïîñòàíîâêè «Ëèçèñòðàòà» èëè «Äâåíàäöàòü ðàçúÿðåííûõ æåíùèí»
ÈÌß Ó×ÐÅÄÈÒÅËß ÈÏ ÒÅÀÒÐ «ÊÐÅÀÒÈ»
ÀÄÐÅÑ: Ã.ÌÈÍÑÊ ÓË. ÎÐËÎÂÑÊÀß 10 ÎÔÈÑ 205
Ìèíñê 2011
Ðåçþìå
Áèçíåñ-ïëàí ïî ñîçäàíèþ òåàòðàëüíîé ïîñòàíîâêè.
Âàæíåéøèì èç óñëîâèé ãàðàíòèðóþùèõ óñïåõ äàííîãî ïðîåêòà, ÿâëÿåòñÿ ðÿä ïðåèìóùåñòâ, ñ ïîìîùüþ êîòîðûõ ïüåñà ïëàíèðóåò çàíÿòü îäíî èç âåäóùèõ ìåñò íà ðûíêå:
· ìàëîå êîëè÷åñòâî ïîêàçîâ òåàòðàëüíûõ ïîñòàíîâîê â îáëàñòíûõ è ðàéîííûõ öåíòðàõ;
· ðàñòóùàÿ ïîïóëÿðíîñòü ïðèåçæèõ òåàòðàëüíûõ òðóïï, êîòîðûå ïîâûøàþò óðîâåíü ýñòåòè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ çðèòåëÿ;
· äîñòóïíûé ïðîñìîòð ïüåñ íà âûñîêîì ïðîôåññèîíàëüíîì óðîâíå, ñ ó÷àñòèåì çíàìåíèòûõ àêòåðîâ áåç ëèøíèõ çàòðàò;
· èñïîëüçîâàíèå ñîâðåìåííûõ òåõíîëîãè÷åñêèõ ðåøåíèé (âèäåîïðîåêòîð) ïîçâîëÿåò ïåðåâîçèòü ïîñòàíîâêó áåç ÷ðåçìåðíûõ çàòðàò;
Îáû÷íûå òåàòðàëüíûå ïîñòàíîâêè, ïîñòàâëåííûå íàðîäíûìè òåàòðàìè, êîòîðûå ðàáîòàþò ïðè ÃÖÊ, íå èìåþò òåõíè÷åñêèõ âîçìîæíîñòåé äëÿ îòîáðàæåíèÿ ñïåöýôôåêòîâ, ò.ê. ìàòåðèàëüíàÿ áàçà êóëüòóðíûõ ó÷ðåæäåíèé íå äîñòàòî÷íî ôèíàíñèðóåòñÿ.
ïüåñà êàäðîâûé ñáûò
1. Öåëü ïðîåêòà
Ïîñòàíîâêà ïüåñû ïî ïðîèçâåäåíèþ Ëåîíèäà Ôèëàòîâà «Ëèçèñòðàòà», êîòîðàÿ íàïðàâëåíà êàê íà öåíèòåëåé èñêóññòâà, òàê è íà ïðîñòûõ ëþäåé .
Çàòðàãèâàíèå òåìû ëþáâè, îòíîøåíèå æåíùèí ê ñåìåéíîé æèçíè, áîðüáà çà âíèìàíèå ê ñåáå, êàê ê æåíùèíå.
Ìîáèëüíîñòü ïîñòàíîâêè ïîçâîëÿåò ïîêàçàòü ïüåñó, êàê ìîæíî áîëüøåìó êîëè÷åñòâó ÷åëîâåê.
2. Àêòóàëüíîñòü ïðîåêòà
 ñâÿçè ñ ïîñòîÿííûìè ïðîáëåìàìè áûòîâîãî õàðàêòåðà â ñåìüå, òåìàòèêà îòíîøåíèé ìåæäó ñóïðóãàìè âñåãäà àêòóàëüíà, è íàõîäèò îòçûâû ñðåäè ëþäåé.  ñâÿçè ñ ýòèì äàííûé ïðîåêò âûãëÿäèò êîíêóðåíòîñïîñîáíûì è ïðèâëåêàòåëüíûì.
3. Ðûíîê ñáûòà ïðîåêòà
Ðûíêîì ñáûòà áóäóò ÿâëÿòüñÿ â ïåðâóþ î÷åðåäü îáëàñòíûå è ðàéîííûå ãîðîäà ÐÁ. Çäåñü ïðîæèâàåò áîëåå 400 òûñÿ÷ ÷åëîâåê..
4. Ñïîíñîðñòâî
Îáúåì íåîáõîäèìûõ ñðåäñòâ ñîñòàâèò òûñ.ðóá.
Ñïîíñîðñòâî áóäóò íàïðàâëåíû íà:
* Ïðèîáðåòåíèå ðåêâèçèòà
* Ïðèîáðåòåíèå òåõíè÷åñêèõ ñðåäñòâ
* Îïëàòà àðåíäû ïîìåùåíèÿ
* Ôèíàíñèðîâàíèå çàðàáîòíîé ïëàòû â ïåðâûå 3 ìåñÿöà
* Ôèíàíñèðîâàíèå ýêñïëóàòàöèîííûõ, ìàðêåòèíãîâûõ (ðåêëàìíûõ) è ïðî÷èõ ðàñõîäîâ:
5. Ôèíàíñèðîâàíèå ïðîåêòà
Ôèíàíñèðîâàíèå ïðîåêòà ïðåäïîëàãàåòñÿ çà ñ÷åò ìèööåíàòñòâà è ñïîíñîðñòâà
Cèëüíûå ñòîðîíû ïðîåêòà
Âûñîêèé óðîâåíü ìîòèâàöèè ðóêîâîäÿùèõ ñîòðóäíèêîâ.
Çàèíòåðåñîâàííîñòü ðóêîâîäÿùèõ è ðÿäîâûõ ñîòðóäíèêîâ â ðàáîòå.
Ñïåöèàëèçàöèÿ íà ó÷àñòêàõ, íå ïîëíîñòüþ çàíÿòûõ ðûíêîì.
Óäà÷íîå ðàñïîëîæåíèå
Ïðîäóìàííàÿ ìàðêåòèíãîâàÿ ïîëèòèêà
Ïîêàç òåàòðàëüíûõ ïîñòàíîâîê ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç ñàìûõ ïîïóëÿðíûõ âèäîâ äîñóãà. Â ïîñëåäíèå æå ãîäû â ñòðàíå íàáëþäàåòñÿ íàñòîÿùèé «òåàòðàëüíûé áóì».
Ïîêàç òåàòðàëüíûõ ïîñòàíîâîê ýòî íå òîëüêî áîëüøîå óäîâîëüñòâèå, íî ôîðìèðîâàíèå è ðàçâèòèå ýñòåòè÷åñêîãî âêóñà. Ïðîñìîòð êîìåäèè ñïîñîáñòâóåò áûñòðîìó âîññòàíîâëåíèþ è ñíÿòèþ óìñòâåííîãî óòîìëåíèÿ.
Òåàòð âñåãäà áûë ïîïóëÿðåí, íî ìàëî äîñòóïåí äëÿ æèòåëåé ðàéîííûõ öåíòðîâ. Ïðåäñòàâëåíèÿ â íåèçìåííî ñîáèðàþò ïîëíûé çàë çðèòåëåé.
Cðîêè ðåàëèçàöèè ïðîåêòà: 2011-2013
6. Îïèñàíèå îðãàíèçàöèè
×àñòíîå ó÷ðåæäåíèå Òåàòð «Êðåàòèâ». Òåàòð îòêðûëñÿ â Ìèíñêà. Ñåé÷àñ â òðóïïå òåàòðà 40% òâîð÷åñêàÿ 2000 ãîäó ñïåêòàêëåì «Ðåâèçîð». Ñ ó÷àñòèåì âûïóñêíèêîâ àêò¸ðñêîãî êóðñà ÁÃÓÊÈ ã. ìîëîä¸æü. Ãåîãðàôèÿ ãàñòðîëåé — Áðÿíñê, Îð¸ë, Ãðîäíî, Âèòåáñê, Ìîãèë¸â, Áðåñò, Ìèíñê è ò.ä.
Ðóêîâîäèòåëü: Âûáîðíàÿ Èðèíà Âàëüäåìàðîâíà
Àäðåñ: ã.Ìèíñê, Óë. Îðëîâñêàÿ 10 îô. 205 ; 2200220 ; å-mail:kreativ@tut.by, òåë:220066
Ôèíàíñîâî-ýêîíîìè÷åñêèå ïîêàçàòåëè ïðåäïðèÿòèÿ
Ïîëó÷åíî îò ñïîíñîðîâ íà ïîñòàíîâêè 1420000òûñ. ðóá.
Ïîëó÷åíî äîõîäîâ îò ïðåìüåðíûõ ñïåêòàêëåé 2570000 òûñ. ðóá.
Ñðåäíÿÿ ïðîäîëæèòåëüíîñòü ïðîêàòà ñïåêòàêëåé 1-2ãîäà.
Êàäðîâûé ñîñòàâ ñïåêòàêëÿ «Ëèçèñòðàòà»
äèðåêòîð òåàòðà (ïðîäþñåð)
áóõãàëòåð
ðåæèññåð
àêòåðû
çâóêîîïåðàòîð
ðåäàêòîð òåêñòîâ
êîñòþìåð
Ïðåäïîëàãàåìûå ïàðòíåðû ñïîíñîðû
1. ÎÎÎ «Àëüòåðíàòèâà»;
2.ÑÎÎÎ «Ìîáèëüíûå ÒåëåÑèñòåìû»;
3, ðåäàêöèÿ æóðíàëà «ÆÆ».
7. Êàëåíäàðíî-ïîñòàíîâî÷íûé ïëàí êîìåäèè «Ëèçèñòðàòà»èëè «Äâåíàäöàòü ðàçúÿðåííûõ æåíùèí»
¹ ï/ï | Íàèìåíîâàíèå ðàáîò | Ìåñÿöû |
1. | Íàïèñàíèå ñöåíàðèÿ | ñåíòÿáðü-îêòÿáðü(2011) |
2. | Íàáîð àêòåðîâ | íîÿáðü-äåêàáðü(2011) |
3. | Ðåïåòèöèîííûé ïðîöåññ | ßíâàðü-ñåíòÿáðü(2012) |
4 | Ïîøèâ êîñòþìîâ | ìàé-èþëü |
5 | Èçãîòîâëåíèå ðåêâèçèòà | Ìàé -àâãóñò |
6 | Ìóçûêàëüíîå îôîðìëåíèå | ñåíòÿáðü |
7 | Ìîíòàæíî-òîíèðîâî÷íûé ïåðèîä | Àâãóñò-íîÿáðü |
8 | Ðåêëàìà | äåêàáðü |
9 | Ãåíåðàëüíàÿ ðåïèòèöèÿ | ÿíâàðü |
10 | Ïðåìüåðà | 12 ÿíâàðÿ 2013 |
8. Ñìåòà çàòðàò íà ïîñòàíîâêó êîìåäèè «Ëèçèñòðàòà»èëè «Äâåíàäöàòü ðàçúÿðåííûõ æåíùèí»
¹ | Íàèìåíîâàíèå çàòðàò(îïëàòà) | Çàðàáîòíàÿ ïëàòà(ðóá.) |
1 | àâòîðó | 5000.000 |
2 | çâóêîðåæèññåð | 1000.000 |
3 | ðåæèññåðó | 2500.000 |
4 | ãëàâíûå ðîëè | 500.000 |
5 | ìàññîâêà | 100.000 |
6 | ïðî÷èå çàòðàòû | 1000.000 |
7 | äåêîðàöèè | 3000.000 |
8 | áóòàôîðèÿ è ðåêâèçèò | 1500.000 |
9 | êîñòþìû, îáóâü, ãîëîâíûå óáîðû | 4000.000 |
10 | ãðèì | 1000.000 |
11 | Âñåãî | 19600.000 |
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
«Финансовая газета. Региональный выпуск», N
24, 1999
БИЗНЕС — ПЛАН ДЛЯ ТЕАТРА
Методы
современного бизнес — планирования должны
быть освоены с учетом специфики
деятельности театра как организации,
во-первых, творческой, во-вторых,
некоммерческой.
Сам термин «бизнес —
план» связан с понятиями бизнеса,
предпринимательства и коммерции, т.е.
указывает на критерии прибыльности как
ведущие мотивы деятельности. Эти мотивы
характерны для предпринимателя, возможных
инвесторов и кредиторов, готовых вложить
деньги в дело.
Театр как некоммерческое
предприятие не ориентируется в своей
деятельности на достижение прибыли и
прибыльности. Здесь напрямую неприменима
стандартная система объемных стоимостных
показателей, на основе которых можно
рассчитать производную систему доходных
показателей. Соответственно нет
возможности определить рыночную стоимость
организации в обычном смысле этого слова на
основе традиционных экономических и
бухгалтерских методов. Это не означает, что
нельзя оценить специфическую
экономическую ценность «театрального дела».
Но активы театра имеют свою специфику.
Главный актив — интеллектуальная и
художественная ценность затрат и продукта;
к интеллектуальному активу относится и
специфическая организация театрального
процесса. Оценка этих нематериальных
активов в бухгалтерских балансах,
финансово — экономических расчетах
отсутствует, нет соответствующих методик,
расчеты индивидуализированы. Это
своеобразный авторский продукт, точнее —
интеллектуальный, на который может
распространяться авторское право. Вместе с
тем именно такие элементы доминируют при
определении «цены театрального дела».
Проявляются они в репертуарной политике
театра, качественном уровне спектаклей, в
подборе творческого состава театра,
отношении зрителей к театру и многом
другом. По их состоянию можно судить о
творческих способностях работников театра
и правильности выбранных решений по поводу
формирования и использования ресурсов
театра — финансовых, материальных,
трудовых.
Проблема эффективного
управления нематериальными активами
(творческо — художественными и
организационными) и всеми другими
ресурсами театра выходит на первый план.
Может ли бизнес — план учесть указанные
особенности театра? Может ли он стать
инструментом управления организацией
театрального процесса? На наш взгляд, да.
Бизнес — планирование — это не просто план
эффективного использования ресурсов. Он
увязан с исходными творческими идеями
театра и определенными стратегическими
целями и задачами, включает тактику их
реализации, содержит детальные творческие
проектировки, маркетинг, расчеты затратной
составляющей, рисковый компонент и
финансовый анализ проектов.
Бизнес —
план театра разрабатывается
художественным руководителем, директором
театра и руководителями его
подразделений.
Временной горизонт
планирования театра соотносится с
продолжительностью театрального сезона
или календарным планом на один год, на три
года и более. Бизнес — план отдельного
театрального проекта может быть рассчитан
на срок действия этого проекта.
Основная структура бизнес — плана театра
типична для данного вида документа, но
содержание его связано со спецификой
театра. В табл. 1 представлена краткая схема
такой структуры.
Таблица 1
Структура
бизнес — плана в
театре
—T———————-T—————————————¬
¦ N¦ Основные разделы ¦ Содержание
разделов ¦
+—+———————-+—————————————+
¦
1¦Резюме ¦История
¦
¦ ¦ ¦Основные направления
и цели ¦
¦ ¦ ¦Потенциал
развития ¦
¦ ¦
¦Текущий репертуар ¦
+—+———————-+—————————————+
¦
2¦Описание проекта ¦Описание
¦
¦ ¦ ¦Уникальность
¦
¦ ¦ ¦Права
¦
¦ ¦ ¦Потенциал
¦
+—+———————-+—————————————+
¦
3¦Анализ рынка ¦Общая картина,
сложившаяся в отрасли ¦
¦ ¦
¦Общий объем потенциального рынка ¦
¦ ¦ ¦Определение собственного
сегмента рын-¦
¦ ¦ ¦ка
¦
¦ ¦ ¦Реальная
аудитория театра ¦
¦ ¦
¦Анализ и прогноз посещаемости ¦
¦
¦ ¦Внешние факторы
¦
¦ ¦ ¦Конкуренция
¦
¦ ¦ ¦Новая доля рынка
¦
+—+———————-+—————————————+
¦
4¦План маркетинга ¦Стратегия цен
¦
¦ ¦ ¦Стратегия
распространения театральных ¦
¦ ¦
¦билетов ¦
¦ ¦
¦Реклама ¦
¦ ¦
¦Связи с общественностью и
продвижение ¦
¦ ¦ ¦Роль
места расположения театра, сопут-¦
¦ ¦
¦ствующие сервисные услуги
¦
¦ ¦ ¦Роль сезонных условий
деятельности ¦
¦ ¦ ¦театра
¦
¦ ¦
¦Бюджетные данные ¦
+—+———————-+—————————————+
¦
5¦Производственный план ¦Планирование
выпуска новых постановок ¦
¦ ¦
¦(реализации проекта) ¦
¦ ¦
¦Планирование проката репертуара
¦
+—+———————-+—————————————+
¦
6¦Организационный план ¦Организация,
организационно — правовые¦
¦ ¦
¦формы ¦
¦ ¦
¦Собственность ¦
¦ ¦
¦Кадры ¦
+—+———————-+—————————————+
¦
7¦Оценка рисков чувстви-¦Оценка рисков
¦
¦ ¦тельности проекта
¦Альтернативные планы ¦
+—+———————-+—————————————+
¦
8¦Финансовый план ¦Сводный бюджет
театра (или проекта) ¦
¦ ¦
¦Единовременный бюджет театра ¦
¦
¦ ¦Административный бюджет
театра ¦
¦ ¦
¦Операционный бюджет театральных
проек-¦
¦ ¦ ¦тов
¦
¦ ¦ ¦Бюджеты
отдельных проектов ¦
¦ ¦
¦Сметы бюджетных статей ¦
¦ ¦
¦Бухгалтерский баланс театра
¦
¦ ¦ ¦Оценка финансовой
чувствительности ¦
¦ ¦
¦театральных проектов ¦
¦ ¦
¦Расчет безубыточности
театральных ¦
¦ ¦
¦проектов ¦
+—+———————-+—————————————+
¦
9¦Стратегия финансирова-¦Сущность
финансовой стратегии театра ¦
¦ ¦ния
¦на определенный период
¦
¦ ¦ ¦Источники
привлекаемых средств (бюд- ¦
¦ ¦
¦жетные и небюджетные) в планируемый
¦
¦ ¦ ¦период
¦
¦ ¦ ¦Выделение
приоритетных направлений фи-¦
¦ ¦
¦нансирования в театре ¦
¦ ¦ ¦Выделение многолетних
творческих на- ¦
¦ ¦
¦правлений, требующих продолжительного
¦
¦ ¦ ¦финансирования
¦
¦ ¦ ¦Стратегия
использования рыночных меха-¦
¦ ¦
¦низмов в привлечении эквивалентных
¦
¦ ¦ ¦средств
¦
+—+———————-+—————————————+
¦10¦Приложения ¦
¦
L—+———————-+—————————————
Рассмотрим
раздел бизнес — плана «Сводный бюджет
театра». При этом необходимо принять во
внимание кардинальное изменение системы
финансирования театра. Новые условия
финансовой деятельности потребовали от
театров нового подхода к системе
управления полученными средствами —
целевого, проектного подходов к
планированию расходных статей бюджета.
Бизнес — план наиболее приспособлен к такой
системе планирования, так как в нем
изначально заложен этот принцип.
Предлагаем одну из моделей построения
сводного бюджета театра в рамках его бизнес
— плана (см. табл. 2).
Таблица 2
Сводный
бюджет театра
Бюджет театра
(название театра)
Художественный руководитель театра
(или директор)
(Ф.И.О.)
Бюджет представлен на
финансовый 2000
год
——————T——-T———T——-T——-T———T—-¬
¦ ¦Доходы ¦Целевые ¦Доходы ¦Целе-
¦Целевые ¦Все-¦
¦ ¦от ос-
¦средства ¦от ком-¦вые ¦средства¦го ¦
¦ ¦новной ¦из госу- ¦мерчес-¦спон-
¦других ¦ ¦
¦ ¦дея-
¦дарствен-¦кой де-¦сорские¦инвесто-¦ ¦
¦ ¦тель- ¦ного (му-¦ятель- ¦сред-
¦ров. ¦ ¦
¦ ¦ности
¦ниципаль-¦ности ¦ства. ¦Прочие ¦ ¦
¦
¦театра.¦ного) ¦театра.¦Спон-
¦бюджеты ¦ ¦
¦ ¦Собст-
¦бюджета. ¦Бюджет ¦сорский¦ ¦ ¦
¦
¦венный ¦Бюджет ¦коммер-¦бюджет ¦
¦ ¦
¦ ¦бюджет
¦государс-¦ческих ¦ ¦ ¦ ¦
¦
¦театра ¦твенных ¦средств¦ ¦ ¦
¦
¦ ¦ ¦субсидий ¦театра ¦
¦ ¦ ¦
+—————-+——-+———+——-+——-+———+—-+
¦Бюджетные сред- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
¦ства театра ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦(или театраль- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ного проекта) — ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦доходы ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+—————-+——-+———+——-+——-+———+—-+
¦Единовременные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
¦расходы театра ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦всего ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦в том числе: ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦оборудование ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+—————-+——-+———+——-+——-+———+—-+
¦капитальный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
¦ремонт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
+—————-+——-+———+——-+——-+———+—-+
¦нематериальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
¦активы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
+—————-+——-+———+——-+——-+———+—-+
¦Операционные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
¦расходы театра ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦всего ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦в том числе: ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+—————-+——-+———+——-+——-+———+—-+
¦1.
Новые поста- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
¦новки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
+—————-+——-+———+——-+——-+———+—-+
¦Проект 1. Назва-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
¦ние новой поста-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦новки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
+—————-+——-+———+——-+——-+———+—-+
¦Операционные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
¦расходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
+—————-+——-+———+——-+——-+———+—-+
¦Административ- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
¦но — операцион- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ные расходы ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
+—————-+——-+———+——-+——-+———+—-+
¦Проект 2. Назва-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
¦ние новой поста-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦новки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
+—————-+——-+———+——-+——-+———+—-+
¦Операционные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
¦расходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
+—————-+——-+———+——-+——-+———+—-+
¦Административ- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
¦но — операцион- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ные расходы ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
+—————-+——-+———+——-+——-+———+—-+
¦2.
Расходы теку-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
¦щего репертуара ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦всего ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦в том числе: ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+—————-+——-+———+——-+——-+———+—-+
¦Проект 1. Назва-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
¦ние театрального¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦проекта ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
+—————-+——-+———+——-+——-+———+—-+
¦Операционные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
¦расходы (в том ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦числе заработная¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦плата) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+—————-+——-+———+——-+——-+———+—-+
¦Административ- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
¦но — операцион- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ные расходы ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
+—————-+——-+———+——-+——-+———+—-+
¦Проект 2. Назва-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
¦ние театрального¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦проекта ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
+—————-+——-+———+——-+——-+———+—-+
¦Операционные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
¦расходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
+—————-+——-+———+——-+——-+———+—-+
¦Административ- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
¦но — операцион- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ные расходы ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
+—————-+——-+———+——-+——-+———+—-+
+—————-+——-+———+——-+——-+———+—-+
+—————-+——-+———+——-+——-+———+—-+
+—————-+——-+———+——-+——-+———+—-+
¦Административные¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
¦расходы театра ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦всего ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦в том числе: ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+—————-+——-+———+——-+——-+———+—-+
¦Расходы адми- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
¦нистративного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦бюджета театра ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Без заработной ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦платы из
адми- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нистративного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
¦бюджета и соот- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ветствующих ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦выплат ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+—————-+——-+———+——-+——-+———+—-+
¦Заработная плата¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
¦из администра- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦тивного бюджета ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и сопутствующие ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦выплаты
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+—————-+——-+———+——-+——-+———+—-+
¦Общие расходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
¦театра ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
L—————-+——-+———+——-+——-+———+——
Подписано
в печать Л.А.Городецкая
11.06.1999 Доцент РАТИ
(ГИТИС)
Статья: Учет кредитов банков и заемных средств с учетом действующих Положений по бухгалтерскому учету (Продолжение) (Яковлев А.Л.) (‘Финансовая газета. Региональный выпуск’, 1999, n 24)
»
Читайте также