Как составить бизнес план для модели

Привет!

Я проходил курс от сбербанка по предпринимательству и на самых первых уроках диктор рассказывал о том, что такое бизнес модель и почему это важно. Сначала я не понял, зачем это нужно, но со временем осознание пришло.

В конце статьи покажу бизнес модель, которую я сделал для своего проекта.

Зачем нужно строить бизнес модель?

Я руководствуюсь правилом того, что как корабль назовешь, так он и поплывет. Сначала нужно понять, а как вообще работать, и только потом начинать реализовывать.

Если модель не построить, то получится пример басни Крылова “Лебедь, рак и щука”. Куда идти, что основное, на чем зарабатывать, в чем ценность? Без ответов бизнес рухнет на самом старте.

Бизнес модель в моем понимании – преставление того, как будет работать ваша идея или ваш будущий бизнес. Разберем на моем примере.

Шаблон бизнес модели по Остервальдеру

Как читается этот шаблон? Очень просто, блок за блоком:

  1. потребительские сегменты
  2. ценностное предложение
  3. каналы сбыта
  4. взаимоотношения с клиентом
  5. потоки поступления доходов
  6. ключевые ресурсы
  7. далее ключевые виды деятельности
  8. ключевые партнеры
  9. структура издержек

В этой статье я разберу первые 4 блока, во второй части разберу уже остальные блоки. По собранной схеме я буду работать над своим проектом. Я хочу и буду заниматься созданием презентаций на заказ любой сложности и для любой цели.

Первый блок. Потребительские сегменты.

Это что такое? А это непосредственно те, с кем вы будете работать. Тут главное, что нужно понимать – если у вас несколько целевых аудиторий или “потребительских сегментов”, то необходимо разделять бизнес модели для каждого сегмента.

Существуют и более официальные определения сегментов:

  • массовый рынок,
  • нишевый рынок,
  • многопрофильное предприятие (это обслуживание нескольких сегментов, отличающихся друг от друга),
  • дробное сегментирование (несколько сегментов, похожих друг на друга)
  • многосторонние платформы (например биржа фриланса, одним заказы, другим сотрудники)

У меня тоже два сегмента (или правильнее сказать дробное сегментирование). Первый, на который я сфокусируюсь сейчас – уже существующие студии, предпочтительно зарубежные. То есть это некоторые компании, которые работают на данном рынке и ищут исполнителей как внутри своей компании, так и извне. И нет, я не собираюсь устраиваться к ним на работу. Я собираюсь получать от них заказы и выполнять их либо самостоятельно, либо поручая другим людям, забирая с этого процент.

Кстати по поводу потребительских сегментов будет правильно, если их расписать очень детально. Об этом можно узнать в книге Остервальдера “Построение бизнес моделей”.

Почему мне этот вариант нравится? Дело в том, что получить заказ через интернет достаточно трудно и стоит денег. Я в любом случае буду так делать, но чуть позже. Если работать именно с таким целевым сегментом, то заказы можно получать бесплатно, пусть и сильно дешевле.

Второй блок. Ценностное предложение.

Короче говоря, что вы готовы предложить такого, что заинтересует вашего клиента?

Это может быть и инновация, то чего еще нет на рынке. А может быть это уже существующее предложение на рынке, но с небольшими изменениями.

Обычно выделяют следующие ценностные предложения:

  1. Новизна – что-то новенькое и вкусное
  2. Производительность – повышение эффективности за счет каких-либо факторов
  3. Изготовление на заказ – индивидуальный подход
  4. Дизайн – вы делаете что-то очень красивое и стильное
  5. Бренд – тут очевидно (пример Apple)
  6. Цена – вы предлагает продукт дешевле, чем остальные
  7. “делать свою работу” – вы выполняете работу за других

В моем случае работы со студиями, ценностное предложение может быть в виде цены. То есть я предлагаю очень выгодную стоимость для других компаний, которые хотят сэкономить на издержках, получить лучший продукт по меньшей стоимости или компаниям, которые получают заказы, и которые они выполнить не могут.

Еще подходит вариант – делать свою работу. Пока думаю над ним. Буду тестировать оба, посмотрим, какой будет лучше.

Блок 3 и блок 4. Каналы и взаимоотношения.

Каналы сбыта могут быть разнообразными. Проще говоря, это то, с помощью чего вы донесете свое ценностное предложение. Может быть интернет (тогда лучше указать, как именно через интернет – это важно) или это будет работа на выставках, может быть точка в торговом центре (тогда каналом можно посчитать не только торговую точку, но и рекламу в самом центре).

Взаимоотношения уже намного интереснее. Я раньше не задумывался об этом. Можно дать определение вопросом: “какого типа отношений ждет ваш клиент?”

Выделяют следующие виды:

  1. Персональная поддержка – когда клиент получает поддержку во время и после покупки
  2. Особая персональная поддержка – один клиент-один менеджер (супер “плотный” контакт)
  3. Самообслуживание – вы даете все клиенту, он уже сам совершает необходимые действия
  4. Совместное создание – когда компания и клиент создают продукт вместе (пример: YouTube – дают площадку для пользовательского контента)
  5. и др.

В моем случае работы со студиями основной канал, через который обо мне узнают – почта и звонки. То есть я могу предоставить информацию обо мне компаниям, написав письмо с предложением. Можно вести свой блог, где я буду рассказывать только про презентации – не мой вариант на данном этапе.

Сложнее с взаимоотношением. Тут скорее совместное создание. Я даю возможность клиенту получить исполнителя под его созданный проект-заказ. Еще можно добавить персональную поддержку – давать не только качественный продукт, но и пост обслуживание.

Тогда моя модель будет выглядеть так. Она заполнена только на половину. В следующей части будет заполнено до конца.

Пример моей бизнес модели

Далее, я буду более подробно работать с каждым сегментом шаблона и настраивать компанию (одно из направлений), согласно сегменту, ценностному предложению и другими блоками шаблона бизнес модели.

Все ли вам было понятно? Напишите в комментариях. Мне будет интересно узнать ваше мнение.

Источник

Привет, Хабр!

В рамках нашего спецпроекта с NetCat для веб-студий и агентств мы подготовили большой материал по финансовой модели студии с кучей KPI, разработали реальный образец — и предлагаем обсудить его. Это эксклюзивный материал, ранее я не публиковал нигде этого шаблона и не выступал по данной теме.

Читайте также:  Какую тему можно взять для бизнес плана

Я не претендую на то, что изложенный ниже подход — единственно верный и является «серебряной пулей». Конечно, есть много других вариантов организации модели, но большинство компаний держат свой формат в строжайшем секрете. Подобную общую организацию бизнес-плана лично я использую и для всех своих проектов в боевых условиях — конечно, с другими KPI и формулами, детализацией и пр.

Вводная

Данный бизнес-план, несмотря на то, что он выглядит довольно сложно, на самом деле, является очень упрощенной моделью. Мы сделали ряд допущений и упрощений, чтобы показать в простом виде, как зависят друг от друга основные значения. «Боевые» финансовые модели реальных агентств, конечно, еще более сложны.

Надеюсь, что вы постараетесь «поиграть» со значениями – изменяя константы и показатели, которые подаются на вход «руками» — и посмотрите, как меняется динамика развития компании.

В нашей модели рассматривается небольшая студия из 6 человек, которая занимается только разработкой сайтов и их поддержкой. За год, отраженный в плане, наша компания вырастает до 15 сотрудников и увеличивает свой оборот более, чем в 3 раза. Одной из целей нашего плана было показать, что это вполне возможно – без чудовищных инвестиций в маркетинг, и без повышения ценника студии на порядок.

Допущения, о которых я говорил выше:

  • Наша студия делает проекты продолжительностью в 1 месяц. Понятно, что в реальности проекты длятся разное время, и структура услуг студии гораздо сложнее.
  • Доходы от поддержки (абонементы) не требуют дополнительных ресурсов производства. Понятно, в реальности так почти не бывает, но опять же, немного упрощаем ситуацию.
  • У нас допускаются дробные значения количества проектов.
  • У нашей студии нет кассовых разрывов. Все платят в срок.
  • Наша студия продает 100% своих ресурсов. Так мы построили нашу модель. Мы дали «в ручном режиме» значения объема производства и бюджет маркетинга. В результате зависимыми параметрами стали стоимость типового проекта и средние трудозатраты на проект. Мы как раз и хотели показать, что при 100% загрузке производства и заложенных высоких темпах роста – с этими ключевыми показателями не произойдет ничего катастрофического.
  • Можно было поступить наоборот – зафикисровать стоимость и трудозатраты по среднему проекту – и запустить формулу в обратном режиме, посчитав, какие затраты на маркетинг нам потребуются, чтобы продавать 100% ресурсов. Рекомендуем проделать этот эксперимент самостоятельно.
  • Наша студия не закладывается на риски.

Итак, разберем подробно нашу модель.

Скачать образец (xls) >>

По вертикали у нас идут разные блоки – общий, расходы, доходы, показатели. В строках дан план развития студии на 1 год с разбивкой по месяцам. Все денежные значения указаны в тысячах рублей.

В первом блоке указаны общие значения – расход, доход и прибыль. Расход и доход получаются простой суммой показателей в соответствующих блоках. Тут все понятно, подробно останавливаться не будем.

Блок расходов

Разберем более подробно основные статьи расходов студии:

  • ФОТ – непроизводящие ресурсы. Это директор и менеджеры – те сотрудники, время которых мы не продаем клиенту. В начале календарного года их два – директор и менеджер проектов, потом добавляется еще один менеджер проектов и человек на роль account/sales – чтобы разгрузить директора.

    В ячейках указаны зарплаты сотрудников «на руки». Довольно скромные суммы говорят о том, что наша модель подходит в большей степени региональной студии.

  • ФОТ – производящие ресурсы. Сотрудники, время которых мы продаем клиенту. Начинаем мы с дизайнера, разработчика, технолога и контент менеджера. В течение года их зарплаты растут. Также в течение года к ним добавляется еще по два дизайнера, разработчика, верстальщика и еще один контент-менеджер.
  • Общий ФОТ – сумма зарплат производящих и непроизводящих сотрудников – двух предыдущих показателей. Детализацию по фоту можно свернуть, чтобы не мешала (плюсик над блоком).
  • УПР + налоги. Некое сводное значение, куда мы закладываем налоги, аренду офиса, бухгалтерское обслуживание и прочие условно-постоянные расходы. Для упрощения модели мы ставим прямую зависимость этого показателя от общего ФОТ сотрудников (они, и правда, тесно связаны). Начинаем мы с довольно низкого коэффициента – 40% от ФОТ, а к концу года наши издержки возрастают – и мы платим по этой статье 60% от ФОТ.
  • Организационные и неучтенные расходы. Проставляем значения руками, исходя из общей адекватности происходящего.
  • Маркетинг. В данной модели мы подаем значения маркетингового бюджета руками. В результате, учитывая необходимость продавать 100% ресурсов – меняются показатели стоимости сайта и трудозатрат на сайт. Можно поступить на оборот – зафиксировать типовые стоимости – и посмотреть, какой маркетинговый бюджет потребуется на достижение целей по выручке. Как видно в нашей модели – бюджет на маркетинг растет не очень быстро: с 30 тысяч рублей в месяц до 100.

Таким образом, из суммы этих показателей получается общий объем расходов и объема доступного нам производства. Именно эти показатели мы подаем как цель – мы хотим в рамках плана вырасти до таких значений, сохраняя прибыльность компании и имея жестко фиксированный маркетинговый бюджет.

Блок доходов

Переходим к блоку доходов. Он напрямую связан со следующим блоком – основных показателей. Все статьи доходов нашей студии деляться на три типа:

  • Новые проекты (от новых клиентов, пришедшим к нам по нашим маркетинговым активностям). Сумма равна количеству новых клиентов, умноженному на среднюю стоимость сайта.
  • Дозаказы от текущих клиентов. Это проекты, которые мы продали с помощью нашего клеевого клиентского сервиса уже по текущим клиентам, находящимся у нас на поддержке. Значение равно количеству дозаказов, умноженному на среднюю стоимость сайта.
  • Поддержка. Доход от абонементов саппорта. Равен произведению количества клиентов на поддержке на стоимость абонемента.

Константы и показатели

Наверное, один из важнейших блоков плана. Давайте внимательно посмотрим, что и как. Все эти значения так или иначе влияют на блок доходов.

  • Объем производства (в часах) – усредненный показатель, количество текущих производящих сотрудников, умноженное на 160 часов в месяце.
  • K – коэффициент overhead. Один из важнейших KPI студии. Он показывает, на какой коэффициент мы должны умножать зарплаты сотрудника, чтобы оставаться в прибыли. Т.е. если мы платим дизайнеру на руки 1 рубль в час, а K=3 – то клиенту час этого дизайнера мы должны продавать за 3 рубля.

    Считается K таким образом: Мы берем общим объем расходов компании, делим его на долю ФОТ производящих ресурсов и умножаем на 1,25 – желаемую норму прибыли нашей компании. Коэффициент прибыл зашит a формуле и не меняется в течение года.

    Хорошо видно, что даже при таком быстром росте K находится в приемлемых для рынка пределах – в диапазоне от K=3,3 до K=3,6.

  • Клиентская стоимость производства в месяц. То, на какую сумму мы должны закрыть работ, чтобы продать 100% наших ресурсов. Считается умножением ФОТ производящих ресурсов на коэффициент K.
  • Уровень загрузки производства. В нашей модели – 100%, значение нигде особо не используется.
  • Cost Per Lead. Начинается блок маркетинговых показателей. Стоимость лида – среднее значение стоимости привлечения качественной клиентской заявки на наши услуги (с которой можно продолжать пресейл). Значение подается руками и растет в течение года. Диапазон от 2 до 5 тысяч рублей за качественный лид – вполне достижимый по рынку показатель (учитывая невысокий ценовой сегмент, в котором работает наша студия).
  • Leads. Количество этих самых клиентских заявок. Считается делением маркетингового бюджета на стоимость лида.
  • Конверсия продажи новых клиентов. То, с какой вероятностью мы продадим проект. Значения подаются руками и растут в течение года (наша компетенция растет). Диапазон конверсии в 20%-30% является достижимый, учитывая, что в лиды мы записываем только качественные клиентские обращения.
  • Новые проекты. Количество новых проектов/клиентов за месяц. Считается умножением количества лидов на конверсию продажи новых клиентов. За год значение удваивается – с 3 до 6.
  • Конверсия в поддержку. То, с какой вероятность клиент после создания первого проекта станет нашим текущим – будет платить абонемент и с некоторой вероятность заказывать новые проекты. Значение подается руками. 20% — вполне средний показатель для сегмента.
  • Churn Rate – показатель оттока. Какой процент наших текущих клиентов уйдет от нас в течение месяца. Это неизбежно, и 10% — приемлемое для рынка значение.
  • Клиенты в поддержке. Количество наших текущих клиентов. Значения первого месяца подано руками – мы стартуем с 5 текущими клиентами. Далее количество считается следующим образом: Мы учитывает отток из базы по значению следующего месяца (-10% каждый месяц) и прибавляем число новых клиентов. Это один из важнейших показателей. Мы видим, что по нашему плану он растет с 5 до 9 постоянных клиентов.
  • Конверсия в дозаказы. Вероятность того, что наш текущий клиент закажет в данном месяце нам новый проект. Подается руками. 20% — хороший показатель для рынка (немного оптимистичный).
  • Дозаказы проектов. Количество проектов от текущих клиентов. Произведение количества клиентов на поддержке на конверсию в дозаказы.
  • Всего проектов в месяц. То, сколько наша студия делает проектов в месяц. Важнейший показатель, равен сумме новых и дозаказов. Растет в течение года с 4 до 8 проектов. Вполне достижимый показатель. Учитывая, что мы делаем небольшие сайты. Напомним, в наших допущениях мы считаем, что производство проекта занимает всего месяц.
  • Средняя стоимость проекта. Мы рассчитываем этот показатель динамически, учитывая, что продаем 100% ресурсов и имеем фиксированный бюджет на маркетинг. Стоимость равна общей клиентской стоимости производства в месяц, деленной на количество проектов. Мы видим, что диапазон меняется с 100 до почти 200 тыс. за проект. Для небольшого сайта в регионах – вполне ок.
  • Средний объем проекта в часах. Насколько качественно мы прорабатываем проект? Значение равно общему объем производства в часах, деленному на количество проектов. Диапазон 160 – 230 часов – вполне приемлем (учитывая нахлест этапов), и мы видим, что трудозатраы растут (это, в том числе, позволит нам продавать дороже, как того требует план).
  • Абонемент в поддержке. Минимальный объем средств, который текущие клиенты платят за обслуживание в нашей компании. Подается руками и растет с 10 до 15 тыс.
Читайте также:  Как составить бизнес план по производству цветов

Применение

Данная модель подходит для простого расчет плана небольшой студии. Очень важно понимать, какие значения мы подаем «на вход», а какие – рассчитываем с помощью средних показателей и воронки продаж.

Сейчас мы подали на вход расходы (рост штата) и маркетинг – в результате посчитали среднюю стоимость проекта и объем трудозатрат. Могли поступить наоборот – и посчитать маркетинг. Могли подать на вход маркетинг и среднюю стоимость – и увидеть, какие ресурсы производства нам потребуются.

Работа над боевым планом студии – во многом медидативное занятие. Вы ставите коэффициенты меняете их, смотрите, что выходит, просчитываете разные варианты.

Конечно, представленный образец – только заготовка. Реальный план будет сложнее. Что-то вы уберете, что-то добавите. Уберете допущения, который мы сделали в нашей модели.

Не менее важно формировать отчеты по факту – во многом, после их анализа вы сможете скорректировать модель, уточнить показатели, подаваемые «руками» — и сформировать годный боевой вариант, который позволит вам эффективно развивать свой digital-бизнес.

Заключение

Мы также сняли видео-лекцию по теме бизнес-плана, она хорошо дополняет данный материал. Чтобы посмотреть этот ролик (а также другие лекции цикла) — зарегистрируйтесь на https://promo.netcat.ru. Это бесплатно.

Надеюсь, что обсуждение в комментариях будет даже более интересным, чем сам материал. Пишите =)

C уважением, Андрей Терехов

Источник

(читать ~9 мин.)

Что важно при составлении бизнес-плана?

Не все бизнесмены к бизнес-планам относятся одинаково. Для многих – это обуза, лишняя трата времени и сил. Вряд ли в действительности новое дело станет таким, как было спланировано. Жизнь непременно подправит стройные теоретические выкладки.

Однако, бизнес-планирование полезно именно на начальном этапе, ведь с его помощью вы:

  • Сводите смутные идеи и практические решения в единое целое, формулируете несколько целей;
  • Выбираете этапы достижения намеченных целей и последовательность в которых они будут реализовываться;
  • Изучаете конкурентную среду, получая отчетливое представление о том, какое место займет ваш товар или услуга на рынке;
  • Анализируете вероятные риски и пути их снижения;
  • Окончательно формулируете главную цель будущего бизнес-проекта.
Читайте также:  Описание рисков в бизнес плане

Что должно быть в бизнес-плане?

Когда вы сами пишете бизнес-план, стоит руководствоваться простым правилом: «краткость – сестра таланта». Не нужно расписывать свои идеи пространно, демонстрируя владение профессиональной терминологией, это лишнее. Намного важнее обозначить главные тезисы, обозначающие каждый из разделов плана.

Чаще всего используют следующие:

  • Резюме. В нем вы коротко рассказываете о сути проекта.
  • Полное описание проекта. Здесь можно озвучить важнейшие детали, описывающие производственный процесс.
  • Концепция. Она разъясняет, как вы намерены продвигать свой товар или услугу, методы, инструменты.
  • Маркетинговый план. Рассказывает о рекламных технологиях, позволяющих быстро заявить о себе на рынке.
  • План продаж. Охватывает конкретный отрезок времени и описывает предполагаемые объемы продаж на более коротких отрезках. Скажем, план на год и объемы продаж в каждый месяц.
  • Штатное расписание. Включает полный перечень специалистов, необходимых вашему производству.
  • Финансовый план. Содержит проект расходов и доходов, перекликающийся с планом продаж.
  • Доходность и окупаемость. Вы заявляете определенную сумму, необходимую для создания бизнеса, и отрезок времени, за который эти деньги будут возвращены за счет чистой прибыли.
  • Риски. Это очень важно, сразу заявить о том, что может поставить под угрозу бизнес-проект.

Если бизнес-план вы готовите не только для себя, но и для банка, воспользуйтесь услугами профессионалов. Это поможет избежать проволочек из-за несоблюдения стандарта оформления и ошибок в содержании.

Анализируйте рынок и опишите финансовую модель

Грубейшие ошибки начинающих бизнесменов – это недооценка конкурентов, а также завышение цифр, описывающих состояние определенного сегмента рынка. Важно получить достоверную информацию о том, каков спрос на предлагаемую услугу или товар, а также какова средняя, минимальная и максимальная цена.

Ценность бизнес-плана, построенного на ошибочных данных, будет нулевой.

А где же искать эти ценные сведения? Первое – это всевозможные солидные базы данных, например, Росстат, Таможенная служба, сайты муниципальных и госзакупок, СМИ федерального значения, официальные сайты конкурентов, дистрибуционных сетей и т.д.

Если же проект очень масштабный, можно привлечь специальные агентства для проведения опросов, исследований рынка.

В итоге должен быть получен анализ рынка, на основе которого можно сформулировать вводные вашего проекта: спрос, продажи, ассортимент, ценовая политика.

Какие нужны расчеты?

Важнейшей основой вашего бизнес-проекта должна стать его финансовая модель. Это формулировка плана на языке цифр. Правильно составленная модель наглядно демонстрирует, как каждый финансовый поток в итоге влияет на будущую прибыль. Финансовая модель никогда не ставится вперед предшествующих разделов, так как опирается на озвученные в них вводные.

Все имеет значение: состав сотрудников, объем вложений, анализ конкурентной среды, расчеты затрат и налоговых отчислений и многое другое.

Ознакомившись с результатом ваших расчетов, сотрудник банка, например, должен получить четкое представление о том, как именно будут потрачены заемные средства, какую прибыль и как скоро они принесут.

Окупаемость важна, но нельзя заявить ее голословно, важно подчеркнуть свою позицию соответствующими математическими выкладками.

Полезно взглянуть на итоговые цифры, чтобы понять, насколько они реальны. Возможно, имеет смысл скорректировать исходные данные. Может быть, нужно сократить или расширить штат, изменить расположение производственной базы, изменить сам продукт. Внести изменения на бумаге – это просто, корректировать уже работающий бизнес очень дорого и долго.

Практика построения финансовых моделей показала, что для этого как нельзя лучше подходит программа MS Excel. Это инструмент для профессионалов. Новичкам можно порекомендовать и другие инструменты, например, Project Expert или Альт-Инвест.

Достаточно ввести свои исходные данные, чтобы получить готовый расчет.

И еще раз о работе над ошибками

Любой работник инвестиционного банка вам подтвердит: бизнес-планы с ошибками – это очень распространенное явление. Они откланяются на этапе рассмотрения, и бизнесменам приходится все начинать сначала.

Перед тем, как отправлять документ своим деловым партнерам или потенциальным инвесторам, убедитесь в отсутствии таких ошибок, как:

  • Небрежное оформление. Коряво составленные фразы, неаккуратно отпечатанный документ мгновенно портит впечатление о вас. Детали имеют значение, и отмахиваться от них не стоит. Поинтересуйтесь заранее, каковы требования к оформлению: размер шрифта, абзацев, тип выравнивания текста, заголовки и рисунки – бизнес-план должен громко заявлять о вашем ответственном подходе к делу.
  • Злоупотребление терминологией. Если вы используете профессиональные термины, с которыми экономист банка не может быть знаком в силу своего рода деятельности, обязательно включите состав бизнес-плана глоссарий. А если можно обойтись без них, обходитесь.
  • Избыточность данных. Если читающий рискует потеряться в описании проекта, слишком велик риск, что ваша бизнес-идея не будет понята верно. Если хотите заострить внимание на неких моментах, например, на описании внешнего вида продукта, это лучше сделать в рамках приложения к бизнес-плану.
  • Сливайте «воду». Не стремитесь придать солидность своему бизнес-плану пространными рассуждениями ни о чем. Если ваш проект укладывается в тоненькую папочку, это не делает его несолидным. Скорее всего, именно ваш проект будет рассмотрен инвестором первым и утвержден без проволочек.
  • Неправильные цифры. Если вы используете цифры в расчетах, указывайте источник получения информации и его актуальность. Например, отчет Росстата за август 2017 года. Только тогда ваши выкладки будут вызывать доверие.
  • Ошибки. И снова просмотрите весь текст от начала до конца. Покажите его финансисту, редактору, бухгалтеру. Незнакомый с документом человек скорее наткнется на ошибку, которую вы просмотрели и не заметили.

Удачный бизнес-проект – это отличный старт любого дела! Удачи!

Понравился пост? Подписывайтесь на канал BusinessHacker и в числе первых получайте полезную информацию!

Источник