Юридические аспекты обоснования бизнес плана
Общие принципы юридического сопровождения разработки бизнес-плана. В современных условиях одним из важнейших аспектов разработки бизнес-плана является подготовка юридических заключений по правовым вопросам. Правовая экспертиза бизнес-проекта1 или видов деятельности компаний ставит своей целью достоверно определить истинный объем прав на реализуемый проект или вид деятельности. Кроме того, такой экспертизой определяется правомерность использования (привлечения) связан-ных с этим проектом таких факторов, как:
ресурсы (материальные, финансовые, трудовые и т.д.);
те или иные физические и юридические лица – субъекты предстоящей совместной деятельности;
научно-технические, организационные и иные инновации.
В этом смысле важно определить не только правовой режим самого бизнес-проекта, но и правовое положение всех его участников, элементов и составляющих. Представляется целесообразным проследить всю цепочку взаимоотношений объекта бизнес-плана с субъектами, формирующими его и ожидающими реализации не только общих, но и собственных интересов.
При проведении правовой экспертизы трудности вызывает не только нестабильность и противоречивость действующего законодательства, но и низкий
‘Под бизнес-проектом понимается весь процесс налаживания какой-либо предпринимательской деятельности, начиная с концептуальной проработки организационных вопросов и кончая графиком конкретных мероприятий, которые обеспечивают реализацию идеи. Процесс разработки бизнес-плана является одной из составляющих зггого процесса и его задача – обеспечить расчетными данными обоснование всех возникающих вариантов реализации бизнес-проекта.
правовой уровень самих законодателей и субъектов гражданских правоотношений.
Безусловно, в рамках подготовки бизнес-плана не представляется возможным полностью преодолеть вышеназванные проблемы, однако акцентировать внимание на некоторых из них, найти обходные пути – одна из задач всего процесса его разработки.
В процессе проработки юридической составляющей бизнес-плана необходимо сконцентрироваться на решении следующих главных вопросов-
определение правового режима объекта бизнес- плана, юридически грамотная формулировка цели и объема правоустанавливающих документов,
* проведение анализа документов, необходимых для создания бизнес-плана и реализации поставленной в нем цели,
формулирование (определение) вопросов для правовой экспертизы и включение в бизнес-план не- 4 обходимых заключений юриста-эксперта.
С юридической точки зрения процесс подготовки и реализации бизнес-проектов регламентируется системой правовых австов, которые включают в себя прежде всего Конституцию Российской Федерации, законы РФ и республик в ее составе, указы Прези-дента РФ, акты Правительства РФ и иных органов федеральной исполнительной власти, а также решения представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации
Разработчику бизнес-плана (будущему собственнику или арендатору формируемого имущественного комплекса) полезно знать, как начать дело, зарегистрировать предприятие и действовать в условиях рыночной среды1.
Здесь помогают законы о статусе предпринимателей разных видов деятельности – производственных предприятий, банков, товарных бирж и др. В них регулируются права, обязанности, взаи-
‘ Порядок регистрации вновь создаваемой малой фирмы показан в разделе 18
моотношения хозяйствующих субъектов Вновь провозглашается известный правовой принцип: “дозволено все, что прямо не запрещено законом”. Реализации этого принципа соответствуют полномочия собственника в части владения, пользования и распоряжения имуществом, денежными средствами, акциями и нематериальными активами, землей, условиями получения и возврата кредитов и т.п.
Использование законов, регулирующих экономические отношения, – важнейший, но отнюдь не единственный канал правового обеспечения работы при разработке бизнес-плана. Если в прошлые годы участники хозяйственной жизни опирались в своей работе в основном на подзаконные акты, забывая порой об их основе – законах, то теперь часто бывает наоборот, т.е. недооценивается роль подзаконных актов, развивающих и конкретизирующих законы, обеспечивающие их действие.
Особую роль играют акты государства и правительства указы Президента РФ; президентов республик, входящих в состав Российской Федерации; по-становления Правительства РФ, органов исполнительной власти краев и областей, правительств республик, входящих в Федерацию. Они регулируют важнейшие экономические отношения в разных сферах предпринимательской деятельности применительно к конкретным региональным условиям При их непосредственном участии формируются рамки и правила приватизации государственной и муниципальной собственности, отношения собственности, охрана прав участников хозяйственных отношений, регистрация отдельных видов предприятий и видов деятельности, контроль за ценами, определение размеров штрафов, регистрационных сборов, установление договорных, трудовых, финансовых и иных отношений
113
Юридическое воздействие на деятельность предприятий, бирж, банков, граждан-предпринимателей, других участников бизнес-проектов оказывают нор-
§-3704
мативные акты центральных органов управления (федеральных и субъектов Федерации), среди которых: акты Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, Государственного таможенного комитета, Министерства труда, Антимонопольного комитета и других центральных ведомств Российской Федерации.
Эти документы разъясняют правила применения законодательства, конкретизируют и детализируют правовые нормы, содержащиеся в законах и актах органов исполнительной власти. Территориальные структуры таких органов тоже принимают решения, обязательные к исполнению на соответствующих территориях.
Большое значение для регулирования работы по бизнес-проектам предприятий в конкретных регионах имеют также правовые решения органов местного самоуправления местных администраций. Такими актами могут, например, вводиться местные налоги и сборы, определяться порядок их исчисления и уплаты, решаться вопросы лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности и т.п.
Еще одна разновидность актов, обеспечивающих работу предприятия по бизнес-проектам, – акты, принятые самими участниками (субъектами) управления хозяйственными процессами в рамках своей собственности. Такие акты трансформируют требования законов и подзаконных актов применительно к условиям конкретного проекта. Так, нормы трудового законодательства реализуются в принимаемых на предприятии положениях о персонале, о заключении трудовых контрактов, при разработке типовых форм трудовых договоров. Это объясняется тем, что сегодня меняется регулирование трудовых отношений, установление и соблюдение государственного минимума (стандарта) сочетается с их самостоятельной регламентацией каждым собственником или уполномоченным им органом.
Как в текущем управлении, так и при разработке и реализации бизнес-планов необходимо знать и применять на практике юридически определенные
правила предпринимательской деятельности, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации. К ним относятся правовые акты и нормы о режиме собственности в России, видах договоров, финансово-кредитных сделках, инвестициях, налогах и т.д. Другая группа актов посвящена общим условиям предпринимательской деятельности типа антимонопольных требований, обеспечения стандартизации, сертификации продукции и услуг, использованию контрольно-кассовых аппаратов.
Уточняются и периодически дополняются правила ведения внешнеэкономической деятельности, таможенные правила и нормы. Для любого вида бизнеса стали обязательны требования экологического законодательства.
Особо следует подчеркнуть наличие в законодательстве юридических способов поддержки предпринимательства и бизнес-проектов в России со стороны государства. К ним относятся правовые механизмы защиты нарушенных прав, программы развития хозяйственных комплексов, предпринимательства, малого и среднего бизнеса, обязанности центральных, региональных и местных органов в данной сфере. С сожалением приходится констатировать, что указанные механизмы реализуются крайне медленно, неэффективно, подчас носят чисто декларативный характер. Элементами правовой защиты бизнеса являются гарантированные законом права предпринимателя обращаться в суд и арбитражный суд; требовать от- – мены актов, причиняющих ему вред, возмещения ущерба; запрет незаконной реквизиции или конфискации собственности и т.п.
Еще по теме 17. ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБОСНОВАНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА:
- 1.6. Финансовый аспект разработки бизнес-плана
- 9.2 ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА ПРЕДПРИЯТИЯ
- 9. ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ СОСТАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА
- Юридический подход к экспертизе важнейших составляющих бизнес-плана.
- Приложение 2Бизнес-план организации и развития производства редукторов на ОАО “Ростсельмаш” (пример использования бизнес-плана в качестве экономического обоснования технического решения в дипломных проектах студентов инженерных специальностей) 1
- 7.1. Обоснование плана производства
- I. Обоснование плана производства
- 8. СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС‑ПЛАНА. РАЗДЕЛ БИЗНЕС‑ПЛАНА «КОНЦЕПЦИЯ, ОБЗОР, РЕЗЮМЕ»
- Глава 19. ОБОСНОВАНИЕ ПЛАНА МАРКЕТИНГА
- Глава I. Разработка и обоснование плана учебной дисциплины
- 6. Презентация бизнес-плана. История бизнеса организации
- 2.4. Формирование представлений о бизнес-плане и его примерной структуре. Краткое содержание бизнес-плана
Источник
Как было установлено выше, под бизнес-планом понимается самостоятельно разрабатываемый и утверждаемый на предприятии (предпринимателем) документ, определяющий основные организационные, экономические, финансовые, трудовые и иные аналитические показатели (параметры), характеризующие условия будущего производства и сбыт продукции, определяющие стратегию и тактику деятельности предприятия в условиях рынка, прогнозирующие возникающие при этом проблемы и предусматривающие направления, способы и методы их решения Максютов А.А. Бизнес-планирование развития предприятия. М.: Издательство Альфа-Пресс. 2005. 288 с..
Признано, что цель составления бизнес-плана заключается в том, чтобы дать предпринимателю, руководству предприятия наиболее полную картину существующего положения предприятия и возможностей его развития. Кроме того, тщательное обоснование бизнес-плана создает у будущих инвесторов уверенность в надежности своих инвестиций и, что не менее важно, доверие к руководству компании. Качество бизнес-плана должно убеждать инвесторов в том, что они имеют дело с высококвалифицированными профессионалами, которым можно доверять.
Как правило, бизнес-план организации разрабатывается на 3-5 лет по следующим направлениям (разделам):
– анализ рынка и маркетинговая стратегия;
– продуктовая стратегия;
– производственная стратегия;
– развитие системы управления фирмой и собственности;
– финансовая (экономическая) стратегия.
После тщательной проработки всех разделов плана составляется краткий реферат (резюме), которым предваряется бизнес-план. Назначение реферата – дать концентрированное изложение цели развития организации для широкого круга лиц, которым не обязательно знать детали плана, часто являющиеся коммерческой тайной. Полный бизнес-план содержит реферат и разделы основного плана и предоставляется обычно ограниченному кругу лиц, пользующихся доверием организации.
Хотя законодательство о предпринимательской деятельности не предусматривает непосредственно обязанности предприятия (предпринимателя) разрабатывать бизнес-план, опыт свидетельствует о том, что использование бизнес-планов является необходимым элементом самого содержания предпринимательства.
Бизнес-план необходим Бороноева Т.А. Современный рекламный менеджмент: Учебное пособие/ Т.А, Бороноева. М.: Аспект Пресс, 2002.:
– самому предпринимателю – при оценке возможности и эффективности создания собственного дела, с тем чтобы более четко его организовать, оценить возможные результаты с затратами, предупредить риск;
– контрагентам предпринимателя – при оценке целесообразности вклада и ином инвестировании средств капитала в уже созданные коммерческие структуры; при заключении серьезных контрактов с предпринимателями;
– банкам и иным кредитным учреждениям – при оценке возможности и целесообразности выдачи кредитов:
– страховым организациям – при оценке целесообразности страхования различного рода рисков;
– организациям-эмитентам – при составлении проспектов эмиссии ценных бумаг и др.
Составление бизнес-плана позволяет профессионально обосновать предложения по приватизации государственного и муниципального имущества.
Бизнес-план является юридическим документом, порождающим соответствующие права и обязанности для работников предприятия (предпринимателя). Он может:
– предопределять компетенцию органов управления, менеджеров, иных работников;
– служить основой при решении вопросов инвестирования средств;
– учитываться при заключении договоров с контрагентами и т.д.
Показатели бизнес-плана могут иметь определяющее правовое значение при заключении контрактов с управляющим и менеджерами. Неспособность реализовать бизнес-план может рассматриваться как основание для расторжения контракта собственника с предпринимателем по контракту, а предпринимателя – с менеджерами.
Для придания процессу разработки, утверждения и исполнения бизнес-плана надлежащего уровня на предприятии в локальных актах устанавливается порядок разработки и утверждения бизнес-плана, предусматривающий конкретных лиц, ответственных за разработку его соответствующих разделов, формы и методы их участия в работе; сроки разработки; обсуждение бизнес-плана и его утверждение предпринимателем (управляющим), а в необходимых случаях – согласования с собственником.
Особое внимание должно уделяться обеспечению конфиденциальности и сохранению коммерческой тайны, с тем чтобы сведения о бизнес-плане не попали к конкурентам.
Показатели утвержденного бизнес-плана расписываются по подразделениям-исполнителям и служат основой формирования их планов производственно-хозяйственной деятельности.
Вывод по главе. Исследование, проведенное в рамках настоящей выпускной квалификационной работы, позволило установить, что бизнес-планирование в современном мире является общепризнанной методологией, неотъемлемой частью работ по управлению деловыми проектами. Бизнес-планом называется экономическая программа эффективного управления предприятием, которая включает конкретные меры по развитию производства и продаж конкурентоспособной продукции, а также выработку рыночной стратегии хозяйствования, обеспечивающей эффективную реализацию данных мер.
Обеспеченность бизнес-плана необходимыми финансовыми ресурсами в значительной мере определяет характер проектов, изучение которых предшествует его разработке. Степень инновационности и рискованности проекта определяет способы привлечения капитала.
Субъектами, использующими бизнес-план, являются:
– органы государственного управления;
– предпринимательские структуры;
– инвесторы.
Цель любого бизнес-плана – достижение желаемого результата деятельности на данном пространстве в пределах некоторого интервала времени, а задача – обоснование концепции предпринимательского (коммерческого) предложения, технической возможности и экономической целесообразности бизнеса.
При разработке бизнес-плана следует учитывать принципы, выработанные международной практикой, к которым относятся: ясность, взаимоувязанность, точность, конкретность, надежность, преемственность.
Бизнес-план, разработанный с учетом основных принципов, может использоваться:
Во-первых, для стратегического управления производством и реализацией продукции;
Во-вторых, для технико-экономического обоснования эффективности инвестиционных проектов;
В-третьих, для выработки экономической программы развития производства за счет оказания мер государственной поддержки;
В-четвертых, для формирования единого плана хозяйствования на перспективу, обосновывающего эффективность приватизации или целесообразность создания совместного и иностранного предприятия;
В-пятых, в решении задач антикризисного управления, в частности для вывода предприятия из кризиса в досудебном оздоровлении.
Источник
Общие
принципы юридического сопровождения
разработки бизнес-плана, В современных
условиях одним из важнейших аспектов
разработки бизнес-плана является
подготовка юридических заключений по
правовым вопросам. Правовая экспертиза
бизнес-проекта или видов деятельности
компаний ставит своей целью достоверно
определить истинный объем прав на
реализуемый проект или вид деятельности.
Кроме того, такой экспертизой определяется
правомерность использования (привлечения)
связанных с этим проектом таких факторов,
как:
ресурсы
(материальные, финансовые, трудовые и
т.д.);
те
или иные физические и юридические лица
– субъекты предстоящей совместной
деятельности;
научно-технические,
организационные и иные инновации.
В
этом смысле важно определить не только
правовой режим самого бизнес-проекта,
но и правовое положение всех его
участников, элементов и составляющих.
Представляется целесообразным проследить
всю цепочку взаимоотношений объекта
бизнес-плана Ее субъектами, формирующими
его и ожидающими реализации не только
общих, но и собственных интересов.
При
проведении правовой экспертизы трудности
вызывает не только нестабильность и
противоречивость действующего
законодательства, но и низкий правовой
уровень самих законодателей и субъектов
гражданских правоотношений.
Безусловно,
в рамках подготовки бизнес-плана не
представляется возможным полностью
преодолеть вышеназванные проблемы,
однако акцентировать внимание на
некоторых из них, найти обходные пути
– одна из задач всего процесса его
разработки.
В
процессе проработки юридической
составляющей бизнес-плана необходимо
сконцентрироваться на решении следующих
главных вопросов:
-определение
правового режима объекта бизнес-плана,
юридически грамотная формулировка цели
и объема правоустанавливающих документов,
-проведение
анализа документов, необходимых для
создания бизнес-плана и реализации
поставленной в нем цели,
-формулирование
(определение) вопросов для правовой
экспертизы и включение в бизнес-план
необходимых заключений юриста-эксперта.
С
юридической точки зрения процесс
подготовки и реализации бизнес-проектов
регламентируется системой правовых
актов, которые включают в себя, прежде
всего Конституцию Российской Федерации,
законы РФ и республик в ее составе, указы
Президента РФ, акты Правительства РФ и
иных органов федеральной исполнительной
власти, а также решения представительных
и исполнительных органов государственной
власти субъектов Федерации
Разработчику
бизнес-плана (будущему собственнику
или арендатору формируемого имущественного
комплекса) полезно знать, как начать
дело, зарегистрировать предприятие и
действовать в условиях рыночной среды’.
Здесь помогают законы о статусе
предпринимателей разных видов деятельности
– производственных предприятий, банков,
товарных бирж и др. В них регулируются
права, обязанности, взаимоотношения
хозяйствующих субъектов. Вновь
провозглашается известный правовой
принцип: “дозволено все, что прямо не
запрещено законом”. Реализации этого
принципа соответствуют полномочия
собственника в части владения, пользования
и распоряжения имуществом, денежными
средствами, акциями и нематериальными
активами, землей, условиями получения
и возврата кредитов и т.п.
Использование
законов, регулирующих экономические
отношения, – важнейший, но отнюдь не
единственный канал правового обеспечения
работы при разработке бизнес-плана.
Если в прошлые годы участники хозяйственной
жизни опирались в своей работе в основном
на подзаконные акты, забывая порой об
их основе — законах, то теперь часто
бывает наоборот, т.е. недооценивается
роль подзаконных актов, развивающих и
конкретизирующих законы, обеспечивающие
их действие.
Особую
роль играют акты государства и
правительства указы Президента РФ;
президентов республик, входящих в состав
Российской Федерации; постановления
Правительства РФ, органов исполнительной
власти краев и областей, правительств
республик, входящих в Федерацию. Они
регулируют важнейшие экономические
отношения в разных сферах предпринимательской
деятельности применительно к конкретным
региональным условиям. При их
непосредственном участии формируются
рамки и правила приватизации государственной
и муниципальной собственности, отношения
собственности, охрана прав участников
хозяйственных отношений, регистрация
отдельных видов предприятий и видов
деятельности, контроль за ценами,
определение размеров штрафов,
регистрационных сборов, установление
договорных, трудовых, финансовых и иных
отношений
Юридическое
воздействие на деятельность предприятий,
бирж, банков, граждан-предпринимателей,
других участников бизнес-проектов
оказывают нормативные акты центральных
органов управления (федеральных и
субъектов Федерации), среди которых:
акты Министерства по налогам и сборам,
Министерства финансов, Государственного
таможенного комитета, Министерства
труда, Антимонопольного комитета и
других центральных ведомств Российской
Федерации. Эти документы разъясняют
правила применения законодательства,
конкретизируют и детализируют правовые
нормы, содержащиеся в законах и актах
органов исполнительной власти.
Территориальные структуры таких органов
тоже принимают решения, обязательные
к исполнению на соответствующих
территориях.
Большое
значение для регулирования работы по
бизнес-проектам предприятий в конкретных
регионах имеют также правовые решения
органов местного самоуправления местных
администраций. Такими актами могут,
например, вводиться местные налоги и
сборы, определяться порядок их исчисления
и уплаты, решаться вопросы лицензирования
отдельных видов хозяйственной деятельности
и т.п.
Еще
одна разновидность актов, обеспечивающих
работу предприятия по бизнес-проектам,
– акты, принятые самими участниками
(субъектами) управления хозяйственными
процессами в рамках своей собственности.
Такие акты трансформируют требования
законов и подзаконных актов применительно
к условиям конкретного проекта. Так,
нормы трудового законодательства
реализуются в принимаемых на предприятии
положениях о персонале, о заключении
трудовых контрактов, при разработке
типовых форм трудовых договоров. Это
объясняется тем, что сегодня меняется
регулирование трудовых отношений,
установление и соблюдение государственного
минимума (стандарта) сочетается с их
самостоятельной регламентацией каждым
собственником или уполномоченным им
органом.
Как
в текущем управлении, так и при разработке
и реализации бизнес-планов необходимо
знать и применять на практике юридически
определенные правила предпринимательской
деятельности, которые содержатся в
законодательстве Российской Федерации.
К ним относятся правовые акты и нормы
о режиме собственности в России, видах
договоров, финансово-кредитных сделках,
инвестициях, налогах и т.д. Другая группа
актов посвящена общим условиям
предпринимательской деятельности типа
антимонопольных требований, обеспечения
стандартизации, сертификации продукции
и услуг, использованию контрольно-кассовых
аппаратов. Уточняются и периодически
дополняются правила ведения
внешнеэкономической деятельности,
таможенные правила и нормы. Для любого
вида бизнеса стали обязательны требования
экологического законодательства.
Особо
следует подчеркнуть наличие в
законодательстве юридических способов
поддержки предпринимательства и
бизнес-проектов в России со стороны
государства. К ним относятся правовые
механизмы защиты нарушенных прав,
программы развития хозяйственных
комплексов, предпринимательства, малого
и среднего бизнеса, обязанности
центральных, региональных и местных
органов в данной сфере. С сожалением
приходится констатировать, что указанные
механизмы реализуются крайне медленно,
неэффективно, подчас носят чисто
декларативный характер. Элементами
правовой защиты бизнеса являются
гарантированные законом права
предпринимателя обращаться в суд и
арбитражный суд; требовать отмены актов,
причиняющих ему вред, возмещения ущерба;
запрет незаконной реквизиции или
конфискации собственности и т.п.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник