Исключение из плана проверок малого бизнеса
Установлен порядок подачи и рассмотрения заявления юрлиц и ИП, которые относятся к субъектам малого предпринимательства, об исключении их из ежегодного плана проверок (постановление Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1268).
Напомним, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года введен мораторий на проведение плановых проверок субъектов малого предпринимательства, не допускавших грубых нарушений законодательства в течение трех последних лет (ст. 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). Юрлица и ИП, которые полагают, что проверка в отношении них включена в ежегодный план в нарушение данного запрета, вправе подать специальное заявление с требованием исключить их из этого плана.
О том, как проходят прокурорские проверки, узнайте из «Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ
Такое заявление, подписанное ИП или руководителем фирмы, следует направить в орган надзора, утвердивший план проверок. К заявлению нужно приложить документы, которые подтверждают отнесение фирмы к субъектам малого предпринимательства. Это, в частности:
- выписка из реестра акционеров общества (для акционерных обществ);
- заверенная заявителем копия отчета о финансовых результатах и копия сведений о среднесписочной численности работников за один календарный год из трех предшествующих календарных лет (для юрлиц и ИП, осуществляющих деятельность менее года, – за период, прошедший со дня их госрегистрации). Напомним, к субъектам малого предпринимательства относятся организации и ИП со среднесписочной численностью работников не более 100 человек и с годовой выручкой без учета НДС не более 800 млн руб. (ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702);
- доверенность, если заявление подписано лицом, действующим от имени заявителя.
Заявление и документы можно направить на бумажном носителе или в электронной форме. В последнем случае пакет документов необходимо подписать усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Надзорный орган рассмотрит его в течение 10 рабочих дней, после чего примет решение либо об удовлетворении заявления, либо об отказе в исключении из плана проверок, либо о возврате заявления (например, по причине отсутствия фирмы или ИП в плане проверок). Ответ по результатам рассмотрения заявления будет направлен фирме или ИП по почте или в форме электронного документа по выбору заявителя. Последний вправе обжаловать решение в административном и (или) судебном порядке. В случае удовлетворения жалобы контролирующий орган обязан вынести положительное решение по первоначальному заявлению и в течение трех рабочих дней после этого исключить предпринимателя из плана проверок.
А узнать, попала ли фирма или ИП в план проверок на 2016 год можно, воспользовавшись электронным сервисом, который размещен на сайте Генеральной прокуратуры РФ (https://plan.genproc.gov.ru/plan2016/). Для этого необходимо ввести информацию о проверяемом лице (ИНН, ОГРН, наименование организации). Также можно осуществлять поиск по месяцу проверки или органу надзора.
Документы по теме:
- Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1268 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489»
- Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Читайте также:
.shock / Depositphotos.com |
На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект постановления Кабмина о формировании «проверочных» планов надзорных органов на следующий год. Необходимость отдельного документа для 2021 года обусловлена сразу несколькими факторами – и неисчезнувшей угрозой эпидемии COVID-19, и поручением Президента РФ избавить от планового контроля мелкий бизнес, и – самое главное – реформой контрольно-надзорной деятельности (летом 2021 года начнет действовать новый закон о госконтроле с совершенно новыми целями, принципами управления и перечнем контрольных мероприятий) (Проект Постановления Правительства РФ «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год… (подготовлен Минэкономразвития России)).
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
В связи с этим проект предполагает, что:
- в 2021 году проверки (и плановые, и внеплановые) могут проводиться как в «обычном» формате, так и дистанционно;
- субъекты, включенные в Реестр МСП, не подлежат плановому контролю в 2021 году. Исключения – практически те же, которые предусмотрены текущим мораторием на плановые проверки, а именно – проверки субъектов 1 и 2 классов опасности/ высокого и чрезвычайного риска, проверки тех, в отношении кого действует режим постоянного госконтроля, проверки объектов здравоохранения, соцобеспечения и т.п. (перечисленных в ч. 9 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля» (надзора) и муниципального контроля), лицензионные проверки, проверки ранее жестко наказанных по КоАП РФ после надзорных проверок, проверки в рамках контроля за гостайной, в сфере гособоронзаказа, «атомные» проверки, проверки в сфере внешнего контроля качества аудиторской работы;
- проверки, которые начнутся после 30 июня, не могут длиться более 10 рабочих дней, и они должны проводиться уже по правилам нового Закона о госконтроле,
- выездные плановые проверки, назначенные на конец июля и позднее, можно будет – по желанию надзорного органа – заменять инспекционным визитом,
- кроме того, сформулирована позиция Кабмина по тем проверкам, которые будут законно запланированы в этом году, однако на момент их начала уже вступит в силу Закон о госконтроле, причем по его нормам законность таких проверок будет под некоторым вопросом. Напомним, что новый Закон требует, чтобы каждый вид госнадзора /контроля и муниципального контроля был непременно установлен федеральным законом (вид регионального госнадзора по предметам ведения субъекта РФ – региональным законом), причем закон должен определить наименование вида контроля с указанием его отнесения к федеральному, региональному, муниципальному. На сегодняшний момент это далеко не так; например, из текста Закона об ответственном обращении с домашними животными неясно, кто конкретно надзирает за владельцами бойцовских собак или крокодилов, является ли этот надзор федеральным или региональным.
При этом новый Закон о госконтроле хотя и требует, чтобы каждый вид надзора был установлен законом и включен в единый реестр видов контроля (он заработает только с 2022 года), однако, с другой стороны, не запрещает прямо и недвусмысленно проведение надзорных мероприятий, если это требование закона не соблюдено, проведение проверок по таким видам надзора не является грубым нарушением требований к организации госконтроля.
В связи с этим проект разъясняет, что плановые проверки, назначенные позже 30.06.2021, по тем видам контроля/ надзора, которые не были установлены федеральными законами на дату их начала, проводятся в рамках видов контроля и надзора, положениями о которых предусмотрено проведение таких проверок. А уж если и в положении про проверки ничего не сказано – их будут исключать из ежегодного плана.
Обращаем внимание, что речь идет, разумеется, исключительно о тех проверках, которые регулируются Законом № 294-ФЗ сейчас и будут регулироваться новым Законом о госконтроле после 1 июля 2021 года. То есть в план проверок-2021 не попадут, скажем, налоговые проверки или прокурорские – поскольку и 294-ФЗ, и новый закон на эти виды проверок не распространяются. Аналогично – с проверками применения ККТ: в настоящий момент действует предложенная прокуратурой правовая позиция, что такие проверки относятся к финансовому контролю, а следовательно, к надзору в финансово-бюджетной сфере, на который действие Закона № 294-ФЗ не распространяется, при этом новый Закон о госконтроле прямо запрещает применение своих норм к организации госфинконтроля.
А вот, например, миграционные проверки вовсе будут с 1 июля 2021 г. выведены из-под действия Закона о госконтроле, и следовательно, в план проверок вообще вноситься не будут. Проверки в сфере надзора за обработкой персональных данных, напротив, как раз начнут подчиняться нормам Закона о госконтроле (сейчас они выведены из-под действия Закона № 294-ФЗ).
Документы по теме:
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Читайте также:
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», частью 11 статьи 262 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить, что в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только:
а) внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;
б) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;
в) внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
г) внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 11 части 2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
д) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.
2. Установить, что в 2020 году при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не указанных в пункте 1 настоящего постановления, проводятся только:
а) внеплановые проверки, указанные в пункте 1 настоящего постановления;
б) плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо отнесены к 1 классу (категории) опасности, I классу опасности опасных производственных объектов, I классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).
3. Установить, что решения об исключении из ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей плановых проверок, не указанных в пункте 2 настоящего постановления, принимаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в течение 7 рабочих дней после вступления в силу настоящего постановления.
4. Органам государственного контроля (надзора) в течение 10 рабочих дней после вступления в силу настоящего постановления представить в Министерство экономического развития Российской Федерации перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 апреля 2020 г., деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо отнесены к 1 классу (категории) опасности, I классу опасности опасных производственных объектов, I классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).
5. Положения пунктов 1 и 2 настоящего постановления распространяются на виды государственного контроля (надзора), в отношении которых применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», включая виды государственного контроля (надзора), муниципального контроля, указанные в частях 31 и 4 статьи 1 указанного Федерального закона, за исключением налогового и валютного контроля.
6. Установить, что проверки, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи, за исключением случаев, указанных в пункте 7 настоящего постановления.
7. Выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при проведении проверки допускается в следующих случаях:
а) выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля согласован органами прокуратуры в ходе согласования проведения проверок, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 настоящего постановления;
б) возможность выезда должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля предусмотрена поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации, требованием прокурора о проведении проверок, указанных в подпункте «в» пункта 1 настоящего постановления.
8. Установить, что проверки, которые не были назначены в период с 18 марта по 5 апреля 2020 г. в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, назначению не подлежат, за исключением проверок, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящего постановления.
9. Установить, что проверки, проведение которых было приостановлено в период с 18 марта по 5 апреля 2020 г. в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, подлежат завершению в связи с невозможностью их проведения не позднее 3 рабочих дней после вступления в силу настоящего постановления, за исключением проверок, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящего постановления.
10. Органам государственного контроля (надзора) при поступлении ходатайств об отсрочке сроков исполнения ранее выданных предписаний в течение 10 рабочих дней после поступления таких ходатайств принимать решения о продлении сроков, за исключением предписаний, указанных в подпункте «д» пункта 1 настоящего постановления.
11. Положения пунктов 1 — 10 настоящего постановления не применяются к таможенным проверкам, проводимым таможенными органами.
12. Установить, что в 2020 году не назначаются плановые выездные таможенные проверки и внеплановые выездные таможенные проверки, за исключением внеплановых выездных таможенных проверок, назначаемых по основаниям, предусмотренным подпунктами 3 и 8 пункта 16 статьи 333 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а также внеплановых выездных таможенных проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
13. Ранее назначенные выездные таможенные проверки подлежат приостановлению в соответствии с положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», за исключением выездных таможенных проверок, назначенных по основаниям, предусмотренным подпунктами 3 и 8 пункта 16 статьи 333 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а также выездных таможенных проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
14. Внести в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 28, ст. 3706; 2012, N 2, ст. 301; N 53, ст. 7958; 2015, N 49, ст. 6964; 2016, N 1, ст. 234; N 35, ст. 5326; № 38, ст. 5542; 2019, № 5, ст. 393), изменение, дополнив подпункт «а» абзацами следующего содержания:
«в связи с запретом на проведение плановых проверок, предусмотренным частью 11 статьи 262 Федерального закона;
в связи с принятием органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в период с 18 марта до 5 апреля 2020 г. на основании поручения Правительства Российской Федерации, поручения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), поручения высшего должностного лица муниципального образования решения об отмене назначенной плановой проверки;
в связи с принятием органом государственного контроля (надзора) решения об исключении плановой проверки на основании актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора) в 2020 году;».
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
Правительство закрепило особенности государственного и муниципального контроля (надзора) в 2020 г. Установлены виды разрешенных проверок, а также случаи, когда для их проведения допускается выезд должностных лиц.