Игра для школьников бизнес план
Цели:
- обобщить и систематизировать полученные знания об организации и создании фирм;
- развивать умение принимать решения при возникновении экономической ситуации;
- воспитывать умение работать в конкурентной среде.
Участники игры: учащиеся 10-го класса (по желанию могут объединиться в одну группу или «фирму» или работать индивидуально).
Консультанты: предприниматели нашего села.
Оборудование:
- компьютерный класс с интерактивной доской;
- презентация своей фирмы;
- плакаты с рекламой.
Организационный момент. Организация данной деловой игры предполагает подготовительную работу учащихся по открытию своей фирмы по следующему плану.
Как написать бизнес-план?
Общая структура бизнес-плана должна придерживаться следующих основных разделов:
- Резюме.
- Описание фирмы.
- Описание продукции (услуг).
- Маркетинг и сбыт продукции (услуг).
- Производственный план.
- Организационный план.
- Финансовый план.
- Направленность и эффективность проекта.
- Риски и гарантии.
1. Резюме
Резюме – это самостоятельный рекламный документ, так как в нем содержатся основные положения всего бизнес – плана. Это будет единственная часть, которую будут интересовать ваших будущих потенциальных инвесторов. А инвестор захочет прежде всего узнать следующую информацию: размер кредита, для какой цели, предполагаемые сроки погашения, гарантии, кто еще собирается инвестировать проект, какие собственные средства есть.
2. Описание предприятия и отрасли
В данном разделе описываются:
- Общие сведения о фирме.
- Финансово-экономические показатели деятельности фирмы.
- Структура управления и кадровый состав.
- Направления деятельности, продукция.
- Партнерские связи и социальная активность.
3. Описание продукции (услуг)
В этом разделе вы должны дать определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынок. Опишите основные характеристики вашей продукции, при этом сделайте акцент на преимуществах, которые ваша продукция несет потенциальным покупателям.
Важно, чтобы вы подчеркнули уникальность Вашей продукции или услуг: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросам покупателей. Также необходимо, чтобы вы подчеркнули возможность совершенствования данной продукции (услуг).
4. Маркетинг и сбыт продукции (услуг)
План маркетинга необходим, чтобы потенциальные клиенты превратились в реальных. Этот план должен показать, почему клиенты будут покупать вашу продукцию или пользоваться вашими услугами. Вам необходимо продумать ценообразование, схему распространения товаров, рекламу, методы стимулирования продаж, организацию послепродажного сопровождения, формирования имиджа.
5. Производственный план
В этом разделе должны быть описаны производственные или другие рабочие процессы, имеющие место на вашей фирме. Здесь вы должны рассмотреть все вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, персоналом.
6. Организационный план
В данном разделе объясняется, каким образом организована руководящая группа и описывается основная роль каждого ее члена. Показывается команда управления проектом и ведущие специалисты, правовое обеспечение, имеющиеся или возможные поддержка и льготы, организационная структура и график реализации проекта. В этом разделе должны быть представлены данные о ваших партнерах, их возможностях и опыте.
7. Финансовый план
Цель раздела – показать основные пункты из массы финансовых данных. Здесь даются нормативы для финансово-экономических расчетов, приводятся прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, рассчитывается таблица расходов и доходов.
8. Направленность и эффективность проекта
В разделе указывается направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации.
9. Риски и гарантии
Показываются предпринимательские риски, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам.
Ход урока
I. Стадия вызова
– Мы сегодня все живем в эпоху глобального экономического кризиса. Что такое кризис?
На китайском языке слово «кризис» пишется с помощью двух иероглифов:
Первый иероглиф – это опасность.
Второй иероглиф – это возможность.
То есть, всегда есть возможность обойти опасность кризиса. Любого. Сегодня, мы с вами постараемся «выкарабкаться» из экономического кризиса с помощью ваших идей. Надеемся, все ваши проекты понравятся нашим гостям. Сегодня работает программа по поддержке малого бизнеса, выделяются деньги на его развитие. Малый и средний бизнес помогает решать многие экономические и социальные проблемы.
Что вы бы могли предложить по созданию фирм малого и среднего бизнеса? Какие у вас идеи по развитию малого бизнеса у нас в районе, в нашем селе?
II. Начало игры
– Дамы и господа!
Начинаем деловую игру-конкурс на самый лучший бизнес-план.
На нашей деловой игре мы сегодня познакомимся с нашими бизнесменами и их бизнес-планами. Пожелаем им удачи.
III. Презентация бизнес-планов
Названия фирмы.
Вид деятельности.
Краткая реклама (слоган).
IV. Защита бизнес-планов
Выступление учащихся с их бизнес-планами. Ответы на вопросы аудитории.
V. Итог урока-игры
– Все бизнес-планы очень интересные. Хотелось бы, чтобы они были претворены в жизнь. Стали для многих будущих предпринимателей началом их предпринимательской работы.
Жюри подводит итоги по критериям:
- Реалистичность.
- Целесообразность.
- Эффективность.
- Экономическая и юридическая обоснованность.
- Оригинальность бизнес-плана.
VI. Рефлексия
– Какой жизненный урок вы получили сегодня?
– Какие открытия сегодня вы сделали?
– Есть ли у вас еще новые идеи, планы?
– Можно ли сегодня открыть в нашем селе, районе те фирмы, о которых вы нам сегодня рассказали?
Источник
Деловая игра «Я создаю бизнес-план»
Форма проведения: деловая игра
Цель и задачи:
– закрепить понятие «профессии»;
– расширить знания о многообразии профессий;
– формировать активный познавательный интерес к профессии ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ;
– развивать кругозор, любознательность;
– учить анализировать, делать выводы.
Предварительная работа: подготовка презентации совместно с обучающимися, подготовка необходимых материалов и оборудования при проведении мероприятия.
Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор с экраном или интерактивная доска, мультимедийная презентация, карточки с названием сфер бизнеса; альбомные листы, цветные карандаши, папка.
Участники: педагог, обучающиеся 8-9 классов – участники мероприятия.
Ход внеклассного мероприятия
Участники игры рассаживаются по периметру класса, затем, всем предлагаются 2 варианта распределения: цветные жетоны (красный /синий/зеленый/желтый) или по желанию. Так учащиеся делятся и образуют 4 команды. Каждая команда назначает себе лидера и выбирает название. Участники рассаживаются за столы для работы в командах. Затем ведущий представляет экспертный совет.
Ведущий: Добрый день, уважаемые друзья! В настоящее время развитие малого бизнеса – одно из ведущих направлений формирования экономических отношений в России. Предпринимательской деятельности необходимо учиться постоянно, независимо от возраста, опыта и занимаемого положения. При этом следует учитывать, что успех, может быть, достигнут лишь усердной и постоянной работой, добросовестным отношением к делу.
Каждый имеет право стать предпринимателем, но не каждый на это способен. Для обоснованного выбора занятия предпринимательской деятельностью необходимо определить, какими качествами должен обладать предприниматель. Перспективные идеи и высокая квалификация могут гарантировать коммерческий успех. Подробнее об этом виде деятельности мы с вами и поговорим.
I. «Кроссворд»
Но сначала вспомним, какие профессии вы знаете, и заполним кроссворд (слайд № 2). Команды приступают к работе.
По горизонтали:
1. Специалист по изучению спроса и предложения на товары и услуги, а также планированию мероприятий помогающих повысить доходность.
3. Профессия, содержание деятельности, которой является учёт основных средств, материальных ценностей, начисление заработной платы, налогов, расчёты с поставщиками и заказчиками.
5. Занимается техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортных средств.
6. Осуществляет ремонт производственного оборудования. Выполняет такие виды работ как: сборка, разметка, замена или реставрация механизмов, рубка металла, опиловка металла, гибка металла, нарезание резьбы, сборочные работы.
7. К этой профессии можно отнести:
· людей, получивших юридическое образование;
· правоведов, учёных, изучающих право;
· практикующих специалистов в области права.
8. Специалист занимающейся организацией работ по подготовке почвы к посеву и посадке, разработкой мероприятий по приготовлению и внесению удобрений в почву. Осуществляет контроль за подготовкой семян и посадочного материала. Изучает и внедряет передовые методы возделывания полевых, садовых, огородных культур.
По вертикали:
2. Специалист, занимающийся разработкой и проверкой программ.
4. Специалист, который занимается разработкой планов зданий, их фасадов — в целом в деталях, а также внутренних пространств.
9. “Приходи к нему лечиться
и корова, и волчица”.
10. Профессия, содержание деятельности, которой является изучение человеческого организма, предупреждение болезни, ставит диагноз, назначение лечения.
Ответы: (слайд 3)
Молодцы! Экспертный совет подведет результаты.
Ведущий: Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий востребованных в стране и мире. Но есть одна профессия, которая является самой высокооплачиваемой, самой престижной и перспективной, которая в любые времена будет востребована, – это профессия ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ.
Наверное, каждый из вас мечтает быть знаменитым, достичь успеха, оставить что-то в память о себе. Предприниматель – одна из тех профессий, в которой смелые, трудоспособные, предприимчивые люди добиваются успеха. Предприниматель — человек, который организует собственное дело и получает прибыль (слайд № 4).
Если считать предпринимателями всех, кто получает выгоду, то этот вид деятельности возник в древние времена. Торговцы продавали заморским гостям всё, что можно было продать. Вначале продавали товары (скот, зерно, оливковое масло), потом приобрели актуальность услуги — почистить обувь, сшить костюм, сделать прическу.
II. Примеры предпринимательской деятельности можно встретить даже в сказках.
Внимание на экран. Вспомните произведения и скажите, в чем выражалась предпринимательская деятельность героев? (слайд № 5-7)
Буратино – предприниматель:
продал Азбуку (личное имущество) с целью получения прибыли
«Вершки и корешки»
Мужик – предприниматель: вырастил корнеплоды, чтобы продать на рынке (товар) и получить прибыль.
3) «Теремок»
Мышка – предприниматель: сдавала жилые помещения в аренду с целью получения прибыли.
Молодцы!
Ведущий: Чтобы почувствовать себя совсем уже комфортно, проведём небольшую игру в “Экономические загадки-добавлялки”, чтобы выяснить, что же вы знаете об экономики. Каждая команда будет по очереди давать ответ, если не знают, то отвечает следующая команда. Победит та команда, у которой больше всего баллов. За каждый правильный ответ дается балл. (слайд 8)
Материалы для познавательных игр по экономике. Экономические загадки-добавлялки
1. На товаре быть должна
Обязательно… (цена).
2. Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким… (доход).
3. Журчат ручьи, промокли ноги –
Весной пора платить… (налоги).
4. Как ребенка нет без мамы,
Сбыта нету без… (рекламы).
5. Сколько купили вы колбасы,
Стрелкой покажут вам точно… (весы).
6. Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в… (банке).
7. Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой… (вклад).
8. Чтобы дом купить я смог,
Взял кредит, внеся… (залог).
9. В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведет… (бизнесмен).
10. Люди ходят на базар:
Там дешевле весь… (товар).
11. В банке для всех вас висит прокламация:
“Деньги в кубышках съедает… (инфляция)”.
12. И врачу, и акробату
Выдают за труд… (зарплату).
13. Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы… (ссуду).
14. Стал владельцем, братцы, я –
Вот завода… (акция).
15. Чтобы партнеров не мучили споры,
Пишут юристы для них… (договоры).
16. Очень вкусная витрина
У овощного… (магазина).
17. На рубль – копейки, на доллары – центы,
Бегут-набегают в банке… (проценты).
18. Приносить доходы стал
В банке папин… (капитал).
19. Чуть оплошаешь – так в тот же момент
Весь рынок захватит твой… (конкурент).
Ведущий: Все команды хорошо справились с поставленной задачей.
Очень многие становятся предпринимателями только потому, что так сложились жизненные обстоятельства, только такой выход они увидели. Но есть и другие. Есть те, у кого однажды возникла идея, которую они захотели воплотить в жизнь просто потому, что им было это интересно. Кто-то захотел шить самую удобную, на его взгляд, спецодежду, кто-то захотел, чтобы у него был самый необычный ресторан. Вот и вы попробуйте сейчас воплотить свою идею.
III. Проведение игры «Идея моего бизнеса» (продолжительность 20 минут) (слайд 9)
Цель игры – знакомство с азами организации предпринимательской деятельности.
Ведущий: Наблюдать за действиями участников и подводить итоги в конце игры мы предлагаем экспертному совету. Мы отводим 7 минут на изучение первого раздаточного материала.
Раздаются карточки с идеями.
Ведущий: Выберете из предлагаемых идей наиболее выгодные, с вашей точки зрения, для получения прибыли:
Первой команде:
Раздаточный материал- 4 карточки (по одной идее):
Открыть булочную
Открыть салон сотовой связи
Открыть аптеку
Магазин модной одежды
Второй команде:
Раздаточный материал- 4 карточки (по одной идее):
Оказывать услуги по доставке грузов
Открыть салон по ремонту машин
Открыть рекламное агентство
Предложить услуги экскурсовода по городу
Третьей команде:
Раздаточный материал- 4 карточки (по одной идее):
Открыть ферму по разведению кроликов
Открыть бюро для помощи домохозяевам
Открыть частный детский сад
Открыть брачное агентство
Четвертой команде:
Раздаточный материал- 4 карточки (по одной идее):
Продажа саженцев деревьев и кустарников
Открыть бюро похоронных услуг
Открыть пункт проката строительных инструментов
Открыть бизнес по установке кондиционеров
Каждая команда озвучивает свой ответ. Какой бизнес вам по душе.
Ребята отвечают на вопрос.
Ведущий: Следующая часть игры – работа с выбранной идеей. Возникает вопрос – где вы будете искать деньги? Чтобы вы выбрали из предлагаемого списка? (раздается список). Каждая команда обдумывает свой ответ, исходя из выбранной идеи, и пока не отвечает на поставленный вопрос, но ответ на него уже вы знаете. Вам отводится минута, чтобы посовещаться.
Раздаточный материал
Взяли кредит в банке
Выиграли грант (безвозмездную сумму на условиях договора) на развитие бизнеса
Выиграли любой конкурс с выгодным денежным призом
Заняли бы у родственников деньги
Предложите свой ответ на этот вопрос
Ведущий: Отправьте записку экспертному совету с вашим решением, подписав название своей команды.
Ребята оформляют записки.
Ведущий: Следующее вопрос: сколько бы вы взяли, заняли или постарались выиграть денежных средств? 100 тысяч, 300 тысяч, 500 тысяч.
(Ребята обдумывают вопрос, пишут ответ и отправляют экспертному совету)
Ведущий: Вопрос: на чтобы вы потратили деньги, которые вы назвали, открывая бизнес? Мы предлагаем карточки с подсказками каждой команде, они должны помочь вам сформулировать ваш ответ. Лидерам команд необходимо почти сразу ответить на этот вопрос через 3 минуты.
Каждая команда обдумывает вопросы.
Какое купили бы оборудование и сколько (конкретно назовите в соответствии с выбранной идеей вашего бизнеса – витрины, столы, стулья, инвентарь, посуда и т.п.)
Взяли бы вы рабочий персонал и сколько бы вы наняли? (Да или нет, обоснуйте почему столько людей, сколько бы вы платили-6000 руб., 7000 руб., 10 000 руб.)
Какие бы вы расходные средства запланировали для ведения вашего бизнеса (горюче-смазочные материалы, офисная бумага или еще что либо)?
Арендовали бы вы помещение, за какую сумму?
Ведущий: Задание командам ответьте на 5 вопросов.
1. Еще раз, какой вы решили открыть бизнес?
2. Люди очень нуждаются в ваших услугах? приведите хотя бы два довода в пользу открытия вашего дела?
3. По вашему мнению, прибыль будет?
4. Кто вам будет помогать вести бизнес?
5. Вам хватит запланированных денег?
Итог игры (5 минут)
Ведущий: Теперь обратимся к экспертному совету. Прокомментируйте работу каждой команды. Насколько команды по заявленным деньгам справились с представлением своего бизнеса? Возможна ситуация, когда победителя не будет и все команды будут признаны успешными.
Ребята, теперь предлагаю высказать свое мнение: в какой момент вам было легче всего, а в какой момент сложнее, какой опыт вы получили на занятии.
Ведущий: Для завершения нашей игры я хотела бы зачитать следующую цитату преуспевающего бизнесмена Н. Хилла из его книги “Думай и богатей”:
“Я в полной мере осознаю, что ни богатство, ни положение в обществе не могут быть устойчивыми, если они не покоятся на правде и справедливости. Поэтому я не свяжу свою совесть сделками, которые не принесут выгоды всем участникам. Я добьюсь своего, объединяясь с другими людьми. Я подавлю в себе ненависть, зависть, подозрительность, чёрствость и цинизм, совершенствуя свою любовь к людям, ибо знаю, что плохое отношение к окружающим никогда не принесёт успеха”.
Ведущий: Ребята, спасибо вам за занятие. У вас теперь появился опыт создания собственного бизнеса, я надеюсь, этот опыт вам пригодится в будущем. Удачи!
Все троекратно пожимают друг друга со словами: “До новых встреч! Спасибо за приятный день! Спасибо за приятный час!”.
Примечание
Роль ведущего в этом занятии сводится к роли помощника, человека, который только направляет деятельность детей.
Обязательно присутствие педагогов, которые выступают в роли экспертного совета, оценивающего качество групповой работы. Это является дополнительным стимулом для ребят, как показало занятие, которое было проведено в девятых классах. Ребятам очень понравился именно такой вид деятельности — “деловая игра”. Для них ценно было как раз то, что они самостоятельно создавали свой собственный проект.
Источник