Идея бизнеса кафе автобус
Многие предприниматели мечтают о своем бизнесе в сфере общественного питания. Одной из довольно неплохих идей бизнеса является кафе на колесах.
Такое кафе необычное по своему виду и привлекает низкими ценами. Заведение такого вида может составить довольно неплохую конкуренцию обыкновенным кафе и ресторанам.
Бизнес-идеи на колесах новы для нашей страны. На воплощение в реальность такой идеи уйдет не так много затрат. Можно выполнять такие желания гостя, какие не сможет обычный ресторан – приехать к своему гостю.
Специфика мини-кафе на колесах
Перед тем как открыть заведение такого типа, необходимо определиться с контингентом посетителей. Исходя из типа вашего заведения и цен на продукцию, к вам чаще будут ходить дети, школьники и студенты.
Каждый предприниматель такого бизнеса должен придумать оригинальный стиль своего заведения. Прежде всего, надо обдумать интерьер кафе на колесах. Так как кафе передвижное, надо позаботиться о звукоизоляции, чтобы она не беспокоила ваших клиентов.
Неплохо бы смотрелись аудио- и видеоакустика, которую можно использовать не только при проведении банкета, но и в будние дни. Если вы решитесь проводить мероприятия в своем заведении, которые принесут вам немаленькую дополнительную прибыль, то не забудьте о развлекательной программе и банкетном меню.
Также заранее надо обдумать маршруты кафе, не забудьте обо всех достопримечательностях вашего города. Можно придумать различные акции, подходящие к вашему заведению, например, постоянным клиентам скидки, а также скидки в дни рождения. Не забудьте сделать книгу постоянных клиентов, которых вы бы оповещали о своих акциях по СМС или по телефону.
Меню кафе на колесах
Что касается меню, то здесь нужен особенный подход для такого заведения. Для ваших посетителей необходимо исключить алкогольную продукцию. В крайнем случае можно включить слабоалкогольные коктейли. Мобильное кафе на колесах не может иметь своей кухни, а это значит, что кафе будет работать на полуфабрикатах высокой степени готовности, т. е. которые нужно просто разогреть.
Это могут быть такие блюда: супы, гарниры и хлебобулочные изделия. Можно заключить договор с любым рестораном, кафе и даже со столовой – решать вам. Если бюджет будет позволять, то, конечно, лучше заказать в хорошем заведении. Не забывайте, что, купив в ресторане жареного лосося по одной цене, вы не сможете продать его у себя по этой же, для вашего кафе это будет слишком дорого.
Наем работников
Для обслуживания клиентов вам будет необходим водитель, официант и так называемый повар, который будет разогревать и готовить кофе. Если вы хотите, чтобы ваше заведение работало без выходных, а это желательно, то надо взять по 2 или 3 человека (1 человек в смену). Желательно, чтобы водители были с опытом работы.
Необходимая кухонная утварь
Для кафе на колесах нужно подобрать необходимое оборудование, но учтите следующее: если вдруг замарается сильно, мыть его будет негде. Ваше кафе двигается, а стоящий стеклянный стакан на столе в любой момент может упасть. Разбив 100 стаканов, придется считать убыток.
Необходимое оборудование для кафе:
- Кухня.
- 2 стола для оборудования.
- Микроволновая печь.
- Кофемашина.
- Пара холодильников.
- Шкафы для хранения посуды.
- Посудомоечная машина (если посуда многоразовая) либо контейнеры под использованную одноразовую посуду.
- Вилки, ложки, тарелки полупорционные, мелкие столовые, блюдце, подносы, салфетницы, хлебницы, и др.
- Зал.
- Стулья и столы пластиковые или деревянные. Всю мебель необходимо прикрутить к стене и полу автобуса.
Необходимые условия для кафе
Не забываем об отоплении зимой, подогреве нижних ступенек, а в жаркую погоду – кондиционере. Что касается стоянки, то о ней можно договориться с одним автотранспортным предприятием своего города. Существует два способа организации такого рода бизнеса:
- Купить франшизу.
- Создать самому свою марку.
Цена франшизы довольно велика, она составляет 90 тыс. евро, на сегодняшний день это 4 410 000 р. Сюда включают: двухэтажный автобус (американского производства), право на использование торговой марки, первоначальную рекламную кампанию и рецептуру. Но в России с таким видом транспорта стараются не связываться, а покупают наши отечественные и делают кафе-автобус по своему вкусу. Кроме этого, нужно собрать необходимые документы:
- Разрешение на открытие кафе в автобусе.
- Свидетельство о государственной регистрации.
- Справка медосмотра всех сотрудников.
- Разрешение от органов пожарной безопасности.
- Лицензия для продажи товаров и алкоголя.
- Документ с положительными результатами санитарных проверок.
Планируемые начальные затраты
Автобус – 2 800 000 рублей.
Оборудование – около 150 тысяч рублей в зависимости, сколько будете ставить.
Оформление кафе и интерьера – 90-120 тысяч рублей.
Всего: 3 050 000-3 070 000 рублей.
Ежемесячные расходы:
На горючее – (расход 30л/100 км, 100 км в день, 25 руб. за литр) – 23,25 тысячи рублей.
Обслуживание автобуса – 15 тысяч рублей.
Заработная плата работников: 2 водителя – 20 тысяч рублей, официант – 15 тысяч рублей, повар – 10 тысяч рублей, бухгалтер – 7 тысяч рублей.
Всего: 142,25 тысячи рублей.
Прибыль предприятия
Если взять в среднем, что мобильное кафе на колесах окупится за пару лет, то каждый месяц можно получать 125 тыс. рублей выручки. При среднем чеке в сто рублей с клиента и наценкой 50% заведение должно обслужить каждый день 100-120 посетителей, эти цифры совершенно реальны. При такой прибыли предприятие не будет работать в убыток для себя.
Проблемы открытия необычного кафе
Кафе-автобус – необыкновенное заведение и довольно интересное, но к сожалению, под большим вопросом стоят санитарно-эпидемиологическая станция и другие станции, отвечающие за чистоту предприятия. Стоит вопрос о том, а может ли такой вид бизнеса оказаться невоплотимым в реальность. Может, даже легко, рассмотрим причины.
Роспотребнадзор будет против такого автобуса, чтобы он разъезжал по городу, ведь предприятие общепита должно быть подключено к городским коммуникациям. Правила пожарной безопасности гласят, что на предприятиях общественного питания, без исключения, должно быть наличие двух эвакуационных выходов, а в автобусе только одни двери.
Если в вашем городе количество населения не превышает 200 тыс. человек, то такое кафе не следует открывать. У населения таких городов свое мнение, им дешевле сходить пообедать домой, нежели идти в кафе. К следующей проблеме относятся российские дороги. Любая остановка провоцирует разлив напитков и горячих блюд. Исходя из этого, в меню кафе должны присутствовать только упакованные блюда.
Положительные стороны передвижного кафе
Не каждый день и не каждый сезон будет доходным. Например, в теплое время года ваш бизнес будет полезным для населения, а в морозные или буранные дни к вам никто не пойдет. Хоть и власти сами относятся к такому роду бизнеса отрицательно, но такое кафе пригодилось бы в большие праздники, такие как парад на 1 и 9 мая, да и другие мероприятия.
Перечислив все недостатки такого заведения, мы сомневаемся, а окупится ли такой бизнес и принесет ли он вообще прибыль. Нормальную прибыль приносит заведение с 50 посадочными местами и более, а такой автобус помещает около 20-30 человек. Несмотря на это, целеустремленного предпринимателя ничто не сможет остановить, и он воплотит это в реальность. Приложив немало усилий и терпения, можно сделать такой бизнес довольно неплохим.
В разных странах передвижное кафе на колесах считается приемлемым, например, в Японии. Только в этой стране готовят такие закуски, как шарики из теста «такояки», основным компонентом которых является осьминог. Кроме кафе на колесах, по миру существует много бизнеса такого рода, взять, к примеру, Сан-Франциско.
Там имеется передвижной ресторан, сделанный из старенького автобуса для школьников, и такой ресторанчик пользуется огромной популярностью. Его расценивают больше как развлекательный вариант с ассортиментом меню фастфуда.
Первый проект такого передвижного ресторанчика был запущен в Лос-Анжелесе в 2008 году шеф-поваром Рой Чой. Он предлагал посетителям корейскую и мексиканскую кухню. Такой бизнес есть еще и в Китае, где он тоже пользуется большой популярностью из-за огромной численности населения.
Несколько лет назад правительство Москвы дало добро предпринимателям на открытие такого бизнеса, но там пока подают только напитки. По многим городам России ездят в летний период кафе-трамваи или кафе-троллейбусы. Такой вид заведения хорошо будет смотреться в городах с большим наплывом туристов. Если население будет желать видеть такой вид предприятий общественного питания, то правительство разрешит существовать такому бизнесу в каждом городе.
Источник
Колесить по фестивалям и не думать об аренде помещения — так представляют передвижной бизнес начинающие предприниматели. Но где парковаться? Везде ли можно это сделать? Как оборудовать фургон? Владельцы мобильных кафе и салонов рассказали редакции «Своего дела» о том, почему они решили работать в фургонах
Обогнать «Чайхону»
Передвижные закусочные появились в начале ХХ века в Техасе — для сезонных рабочих на фермах и перегонщиков скота. Прообразом современных фуд-траков считается фургон Уолтера Скотта. В 1872 году он парковался перед офисом местной газеты в Провиденсе: журналисты часто работали по ночам и регулярно выходили за закусками. Одним из самых знаменитых в США вагончиков стал Kogi Korean BBQ. С 2008 года там продаётся корейская и мексиканская еда.
В России мобильные закусочные стали популярны только в начале 2010-х. В 2013 году в Москве появился фургон Durum-Durum, в котором продавали шаурму. Его запустили бывшие банковские работники Денис Пугач, Александр Грабко и Карен Исаджанян. Партнёры думали открыть обычное кафе, но предположили, что на это потребуется много денег. Решили начать с фуд-трака, чтобы понять, будет ли спрос на продукт.
На eBay предприниматели купили за 10 тысяч долларов (330 тысяч рублей по курсу 2013 года) фургон американской марки Airstream. На растаможивание и транспортировку они дополнительно потратили пять тысяч долларов (165 тысяч рублей по курсу 2013 года). Трак доставили в порт, дальше переправили на кораблях в Германию и оттуда — в Санкт-Петербург. После машину перегнали в Москву.
На покупку оборудования (гриль для шаурмы, газовый баллон, два холодильника, рукомойник и насос) предприниматели потратили 225 тысяч рублей. Запуск обошёлся им примерно в 720 тысяч рублей.
Читайте также
Взвесить шансы: как написать бизнес-план
Ещё до того, как начал работать первый фуд-трак, основатели Durum-Durum дополнительно приобрели три фургона — каждый из них обошёлся примерно в 700 тысяч рублей. По словам Пугача, предприниматели просто загорелись идеей. Но решение о покупке было опрометчивым. Через полгода работы партнёры поняли, что стабильного заработка у них не будет. Выручка зависит от сезона и погоды.
«Ты делаешь ставку на лето — все будние дни солнечно, но люди на работе, а в выходные — дождь. Зимой аудитория проходят мимо и пытаются скорее добраться до помещения»,
— объясняет Пугач
Бизнесмены работали втроём, готовить учились самостоятельно. На фестивали нанимали дополнительных поваров. В одном фуд-траке находилось четыре человека, считая самих предпринимателей.
Весной 2013 года вагоны появились в парках им. Баумана и им. Горького — предпринимателей привлекло то, что эти места находятся в центре столицы. Ещё один фуд-трак разместили на парковке делового центра «Москва-Сити» — туда основателей пригласила администрация, узнавшая о Durum-Durum через знакомых. Также владельцы передвижного кафе получили приглашение от организаторов фестиваля «Белая дача». Но основатели Durum-Durum решили там остаться на постоянной основе — им предложили работать на центральной площади с высокой проходимостью.
По словам Дениса Пугача, весной и осенью на фестивалях и маркетах (например, «Местная еда», «Пикник „Афиши“») мог быть постоянный поток посетителей, но из-за плохой погоды клиентов не было. Два сезона подряд предприниматели работали в минус. Сумму убытков Денис не раскрывает. В лучшем случае выручка с одного маркета в хорошую погоду и с большим количеством посетителей составляла 100 тысяч рублей. Аренда места обходилась в 25 тысяч, зарплата трёх-четырёх работников — около шести-восьми тысяч рублей, 30 тысяч рублей уходило на продукты, ещё пять тысяч рублей — на транспортировку: предприниматели арендовали грузовой автомобиль. Заработок с одного мероприятия — 32 тысячи рублей.
700 000–720 000 ₽
покупка и оборудование одного фуд-трака
100 000 ₽
максимальная выручка за день фестиваля
В парках больше всего клиентов появлялось в декабре и январе (из-за новогодних праздников) и в мае — благодаря отпускам и каникулам. На территории «Москва-Сити» были прибыльны будни, однако там возникли сложности с парковкой. «Нас оштрафовали за стоянку, несмотря на то что у нас было разрешение. Законодательно нестационарная торговля до сих пор не регламентирована, и неизвестно, на что ориентироваться», — рассказывает предприниматель. Другой проблемой стал выход крупных игроков на рынок. В 2015 году появился мобильный ресторан с узбекской кухней, который входит в сеть «Чайхона № 1». Он тоже начал появляться на фестивалях.
Пять лет назад владельцы Durum-Durum решили вернуться к первоначальной идее. Они продали фуд-траки и открыли кафе на Бауманской улице. По словам Дениса Пугача, запуск обычной точки оказался не дороже открытия фуд-трака. «Нужно не только купить сам фургон, но и оплатить участие в мероприятиях. Стоимость может достигать и 50 тысяч рублей в день. То есть, всего за 10 дней в месяц придётся потратить полмиллиона рублей, что может равняться стоимости аренды помещения. Лучшая функция ресторана на колёсах — это реклама основного проекта», — резюмирует Пугач.
С ним согласен и Павел Тряпичкин, основатель и шеф-повар санкт-петербургского передвижного кафе с мексиканской кухней «Белки и углеводы». «Бизнес на колёсах подходит тем, кто готов к нестабильному заработку: всё зависит от мероприятий, которые вы посетите, и погоды», — комментирует предприниматель. Павел, как и основатели Durum-Durum, решил открыть стационарное кафе в дополнение к мобильному бизнесу.
Фуд-трак «Белки и углеводы» продолжает работать, но только на мероприятиях. Основные расходы — это аренда места. Например, на фестивале «О, да! Еда!» она обойдётся в 70–80 тысяч рублей за два дня (данные за 2019 год). Выручка составит 100–150 тысяч рублей, а прибыль — 60 тысяч.
Угнаться за красотой
Передвижным может быть и бизнес в сфере услуг. Например, салон красоты или барбершоп. Такой появился в 2018 году в Севастополе, его основал парикмахер Дмитрий Богданов.
Предприниматель купил за 200 тысяч рублей подержанный грузовик Mercedes, забрендировал его за 12 тысяч, ещё около 200 тысяч рублей ушло на покупку оборудования и мебели. Проект окупился через восемь месяцев. У Дмитрия уже была база клиентов с предыдущего места работы в обычном салоне красоты. Через месяц после запуска количество заказов увеличилось в два раза благодаря тому, что BarberMobile, разъезжая по городу, рекламировал сам себя. Кроме того, сработало сарафанное радио. Сейчас парикмахер ежедневно обслуживает минимум пять человек, ежемесячно — 150–180 клиентов. Основной пункт расходов — оплата бензина: около 10 тысяч рублей в месяц. Иногда Дмитрий обновляет рабочие инструменты, но за два с лишним года он потратил на это всего 12 тысяч рублей.
Похожая идея возникла у предпринимателей из Архангельска. Весной 2019 года Степан Нимец и Ольга Пономарёва увидели в интернете объявление о всероссийском конкурсе на лучшие предложения для мобильного бизнеса GAZidea. Партнёров заинтересовал необычный формат, и они решили проверить свои силы.
Ольга и Степан предложили открыть первый в стране передвижной маникюрный салон и в итоге выиграли конкурс. Они получили сертификат на годовую эксплуатацию автомобиля «ГАЗель NEXT» и 2000 литров бензина. На тот момент у партнёров уже был салон Berrynails в одном из торговых центров Архангельска. Ежемесячная выручка составляла 550 тысяч рублей, прибыль — 165 тысяч.
Мобильная студия маникюра начала работать в ноябре 2019 года. Около 200 тысяч рублей ушло на оборудование и расходные материалы. В «газели» расположены три маникюрных столика, мойка, вытяжка, телевизор для клиентов, печь для стерилизации.
550 000 000 ₽
выручка стационарного салона за месяц
30 000 ₽
выручка мобильного салона в месяц
Первые клиенты появились благодаря контекстной и наружной рекламе и объявлениям в соцсетях. Для привлечения аудитории владельцы запустили акции — например, предлагали дизайн ногтей в подарок. В основном услугами мобильного Berrynails пользовались постоянные посетители салона в торговом центре.
Для того чтобы увеличить поток клиентов, предприниматели начали ездить по районам. «Сначала мы приезжали в пригороды Архангельска, но оказалось, что местным привычнее стационарный формат: сомнения касались гигиены и комфорта. Сейчас выезжаем на центральные улицы, где выше трафик», — говорит Степан Нимец. Сложности возникли с поиском сотрудников: не все соглашались работать «на перекладных» в маленьком помещении. Предпринимателям пришлось повысить ставку на 20 %.
Сейчас мобильная студия выезжает на центральные улицы два раза в неделю и обслуживает около 40 человек в месяц. Выручка — 30 тысяч рублей, прибыль — 10 тысяч. Предпринимателей эти суммы не устраивают. Но Степан и Ольга надеются, что с увеличением количества клиентов и выездов ежемесячная выручка будет составлять не менее 130 тысяч рублей, а прибыль — 30–40 тысяч.
Согласно условиям конкурса GAZidea, через год предприниматели должны вернуть фургон. Если захотят продолжить своё дело, будут пользоваться машиной на условиях лизинга — оформят долгосрочную аренду автомобиля с последующей покупкой.
Как запустить бизнес на колёсах
Шаг 1. Поставить фургон на учёт в ГИБДД
Для вождения микроавтобуса, например Volkswagen Crafter, или легкового автомобиля требуются права категории В. Если же это грузовая машина или автобус, нужна категория С, если есть прицеп, — категория BE или CE.
Шаг 2. Получить разрешение на торговлю
Получить разрешение на торговлю у администрации — самое сложное для владельца передвижного бизнеса, считает юрист по вопросам интеллектуальной собственности, автор телеграм-канала для предпринимателей «Бизнес-юрист» Алексей Башук. Его может дать только администрация города. Она утверждает территориальный план, где указывается, как будут размещены нестационарные торговые объекты. За соблюдением правил торговли вне помещений также следят Роспотребнадзор (СЭС) и полиция. Сотрудники этих учреждений наказывают бизнесменов за нарушение правил уличной торговли. За незаконную предпринимательскую деятельность штрафует налоговая.
Следующая проблема — отсутствие законодательной базы. В 2018 году Минпромторг разработал новый законопроект, но его пока не обсуждали даже на первом чтении. Документ решит вопрос об условиях аренды земли — как и где размещать фургон. Авторы законопроекта предлагают предоставлять место на срок от пяти до семи лет. Это поможет минимизировать риск того, что владелец за несколько дней лишится места для торговли. Выданные разрешения предлагают фиксировать в реестре мобильных торговых объектов, чтобы избежать постоянных проверок.
Читайте также
Шесть шагов: как выбрать нишу для своего бизнеса
Для получения разрешения нужны:
- план размещения (или карта) мобильного объекта;
- копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица;
- копия свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе;
- копия устава (для юридических лиц);
- копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
- справка из налоговой об отсутствии задолженности перед бюджетом по налоговым платежам.
«Если поставить трак без разрешения, его могут увезти на штрафстоянку. Сотрудники ГИБДД не имеют права эвакуировать автомобиль, если владелец появился до того, как эвакуатор начал движение в направлении штрафстоянки», — рассказывает Башук.
Шаг 3. Арендовать землю
Владелец бизнеса на колёсах должен заключить договор аренды с владельцем земли. Например, для работы на территории парка или на площади надо договориться с администрацией города, она на своё усмотрение может позволить разместить фургон бесплатно. Чтобы работать на парковке у торгового центра, придётся заключить договор аренды с его управляющей компанией (даже если речь идёт о часовой стоянке).
Шаг 4. Оформить документы в соответствии с типом бизнеса
Помимо разрешения на парковку, требуются документы, соответствующие типу бизнеса. Например, владелец фуд-трака должен соблюдать санитарные нормы и не нарушать права потребителей. Поэтому предприниматели должны оборудовать уголок потребителя и напечатать меню, подготовить медкнижки сотрудников и свои документы — свидетельство ОГРН или ОГРНИП, ИНН. Также всем вне зависимости от типа бизнеса, необходимо написать в Роспотребнадзор письмо — уведомление о начале деятельности.
Шаг 5. Запатентовать бренд и дизайн
Есливы хотите работать в фуд-траке, вам следует зарегистрировать бренд как товарный знак, запатентовать дизайн. Например, Виолетта Летта, основательница первой одесской сети фуд-траков «Тракттория», запатентовала дизайн вагонов. Благодаря этому ей удалось получить компенсацию, когда конкуренты скопировали оформление и опубликовали фото своих фургонов в Инстаграме. За каждую незаконно созданную копию они выплатили по тысяче долларов.
Шаг 6. Оборудовать вагон
За подключение к водопроводу и канализации отвечают сами владельцы фуд-траков. Поэтому перед запуском бизнеса нужно проверить, есть ли такая возможность в выбранном месте. Электроснабжение может быть автономным или внешним. В первом случае нужен генератор, во втором следует подключиться к внешней сети электропитания.
Необходимо приобрести дифференциальный автоматический выключатель — он защищает электрическую сеть от коротких замыканий и перегрузок. Фуд-тракам также потребуется вытяжной зонт для вентиляции. Чётких правил или схем расположения оборудования нет — владелец фургона планирует это самостоятельно. Также можно обратиться в российские компании, которые занимаются созданием фуд-траков под ключ. Например, приобрести такой фургон можно за 2 175 000 рублей (с учётом оснащения, разработки меню, брендирования). Срок изготовления — 45 календарных дней.
Источник