Идей бизнеса в таможенном союзе

Идей бизнеса в таможенном союзе thumbnail

В канун вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе проблема равных прав субъектов хозяйствования стран Таможенного союза (ТС) в регионе ТС остается в числе наиболее актуальных. Потому что барьеров для трансграничной деятельности предприятий малого и среднего бизнеса стран ТС пока хватает. О том, как их преодолеть, «РГБ» беседует с директором Департамента развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии Рустамом Акбердиным.

— Можно ли говорить о трансграничной «доступности» для МСБ всех стран ТС и Единого экономического пространства?

— В соответствии с действующей договорно-правовой базой юридические и физические лица государств ТС и ЕЭП вправе создавать коммерческие учреждения в любом государстве-члене. За отдельными исключениями, таким «гостевым» лицам предоставляются права и обязанности, равные с местными учредителями коммерческих предприятий как на стадии создания, так и на стадии функционирования вновь созданных субъектов. Хотя ранее это означало, например, необходимость повторного получения лицензий в новой стране в случае, если по ее законодательству избранный иностранным бизнесменом вид деятельности подлежит лицензированию.

Но Договор о ЕАЭС, недавно ратифицированный парламентами РФ, Белоруссии и Казахстана, согласно ст. 67, впервые дает возможность лицам одного государства-члена Союза, ранее уже получившим разрешение на оказание услуг или выполнение работ от этой страны, беспрепятственно осуществлять ту же работу на территории другого государства-участника Союза. Но на первых порах количество таких «трансграничных» секторов не будет слишком большим, поскольку взаимное признание разрешительных документов требует соответствующих решений со стороны регулирующих органов государств Союза.

Кроме того, договор позволит гражданину одного государства-члена Союза быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя в другом государстве-члене Союза, и на основании этого статуса осуществлять деятельность. Правда, прибывшему в новую для себя страну бизнесмену придется предварительно решить вопрос с адресом, по которому он зарегистрируется как индивидуальный предприниматель. Будет ли такой гражданин регистрироваться по временному адресу или для всех таких случаев в государстве-члене Союза будет создан единый адрес регистрации, — этот вопрос пока остается открытым.

— Какие административные барьеры существуют на пути развития малого и среднего предпринимательства в странах ТС и ЕЭП?

— К сожалению, пока еще очень много административных барьеров для экономического и правового равноправия МСБ бизнеса в странах ТС. Кстати, в нашем департаменте даже пришлось разработать классификацию этих барьеров.

В первой группе — собственно, барьеры взаимного доступа субъектов предпринимательской деятельности на рынок государств-членов. Под этими барьерами подразумеваются фактические препятствия, которые сохранены в странах Союза в нарушение действующих норм договорно-правовой базы ТС, ЕЭП, Договора о ЕАЭС.

Недавно было отменено ограничение на участие белорусских производителей форменной одежды в госзакупках для российских силовых ведомств

Эти вопросы регулируют Евразийская экономическая комиссия и, соответственно, наш департамент. Так, по представлению комиссии недавно было отменено ограничение на участие белорусских производителей форменной одежды в госзакупках для нужд российских силовых ведомств.

Вторая группа барьеров — это изъятия из режима свободного взаимного доступа товаров и услуг. Замечу, что это официально принятая и согласованная сторонами норма-исключение (в том числе временного характера). Понятно, что ее применение на практике создает фактическое препятствие для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Впрочем, эти изъятия едва ли корректно называть барьерами, поскольку они официальные и вполне законные. Но, конечно, их негативное влияние на интеграционные процессы очевидно, и, исследуя это влияние, комиссия вносит предложения по устранению таких изъятий. Так, Коллегией комиссии недавно предложено отменить так называемый «принцип резидентства», согласно которому таможенное декларирование может осуществляться предпринимателем лишь в таможенном органе своего государства. Но, похоже, непросто будет уговорить страны-участницы отказаться от этого принципа, поэтому мы прогнозируем его отмену не ранее 2020 года.

Наконец, третья группа барьеров — это косвенные ограничения, которые не могут быть отнесены к числу барьеров или изъятий. Они обусловлены, в частности, пробелами в национальном законодательстве, низким уровнем информированности бизнеса наших стран об условиях его ведения в этих странах. По этим вопросам субъекты предпринимательства чаще всего и обращаются в ЕЭК.

— А что делается для того, чтобы административные барьеры не возникли на наднациональном уровне?

— С передачей комиссии дополнительных регуляторных полномочий объективно увеличивается и риск возникновения новых препятствий для ведения бизнеса на наднациональном уровне — в нормах решений ЕЭК.

Договором о ЕАЭС устанавливается обязательность проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов решений ЕЭК (ОРВ). Поэтому с 1 января 2015 года проекты решений комиссии, которые могут оказать влияние на условия предпринимательской деятельности в регионе ЕАЭС, должны будут приниматься на основе анализа их регулирующего воздействия.

Кстати, за период с 1 октября 2012 г. по 1 сентября 2014 г. по этому направлению Департаментом развития предпринимательской деятельности ЕЭК была проведена оценка влияния 706 проектов решений, внесенных на рассмотрение в Коллегии комиссии. По результатам этой работы было подготовлено 112 заключений, содержащих замечания и предложения по устранению избыточных барьеров и необоснованных ограничений для ведения бизнеса.

— Будет ли осуществлена унификация национальных законодательств в сфере предпринимательства, в том числе для МСБ?

— По этому вопросу в Договоре ЕАЭС заявлен принцип пропорциональности, под которым понимается необходимость и достаточность уровней гармонизации законодательства государств-членов. То есть унификация и гармонизация экономических законодательств необходимы в том случае, если их отсутствие препятствует свободному доступу субъектов предпринимательской деятельности на рынок государств-членов.

За годы интеграции единое регулирование относительно широко внедрено в сферах таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, техрегулирования и санитарных, ветеринарно-санитарных, карантинных фитосанитарных мер. К введению единого регулирования необходимо подходить крайне взвешенно. Так как ни одна страна не будет делиться с наднациональным регулятором своими суверенными полномочиями до осознания того, что это необходимо для продвижения экономической интеграции.

— Будут ли выработаны общие, единые механизмы государственной поддержки МСБ в странах ТС и ЕЭП?

— Каждое государство — участник Договора имеет свои собственные критерии, по которым оказывает субъектам МСБ финансовую, имущественную и иную поддержку. Но эти критерии в государствах-членах ТС и ЕЭП пока еще различаются.

Поэтому, прежде чем начать вырабатывать единые механизмы господдержки малого и среднего предпринимательства в государствах-членах ТС и ЕЭП, надо выработать единые критерии того, кто является субъектом МСП. Эту работу мы проводим совместно с министерствами экономического развития и статведомствами стран — участниц ТС и ЕЭП.

Источник

На минувшей неделе Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана стал реальностью. Соответствующее заявление было подписано президентами трех стран на саммите ЕврАзЭС в Астане. Это означает формирование зоны свободной торговли стран — участниц нового союза. Второй шаг — создание единого экономического пространства, а в более отдаленной перспективе — введение единой валюты

Елена Матросова, директор Центра макроэкономических исследований BDO в России:

В целом Таможенный союз открывает новые перспективы для большинства компаний стран-участниц. Устранение торговых барьеров позволяет осваивать новые рынки и, возможно, снизит коррупционную составляющую. Одновременно возникают возможности оптимизировать налогообложение. Однако помимо преимуществ Таможенный союз создает проблемы. Так, для автопроизводителей могут ухудшиться условия в силу притока на рынок импортных автомобилей. Может произойти изменение в направлениях грузопотоков. Также усилится конкуренция на рынке продовольственных товаров.

Агван Микаелян, генеральный директор компании «ФинЭкспертиза»:

Все современные управленческие решения «заточены» на увеличение эффективности в логистике, будь то движение информации, товаров, услуг, денег… Поэтому создание Таможенного союза — это однозначно шаг вперед.

Игорь Заугольников, член правления ОАО «РОДЭКС Груп»:

Для малого и среднего бизнеса Таможенный союз необходим, он увеличит товарооборот между странами путем упрощения системы растаможки. Сама идея союза — положительное решение и для Белоруссии, и для Казахстана, и для России, но как она будет работать на практике в нашей коррумпированной и изворотливой бюрократической системе, предсказать невозможно.

Андрей Мельников, заместитель генерального директора Агентства по страхованию вкладов:

Единый рынок помогает странам в развитии бизнеса: снижаются издержки, упрощается логистика и т. д. Если говорить о долгосрочных перспективах, то речь идет о создании общей валюты и финансовой системы, в том числе и единого консолидированного надзора за финансовыми рынками. Опыт ЕС показывает, что это возможно. Но мы должны идти своим путем.

Михаил Шапиро, генеральный директор «Данфосс» в России:

Любое расширение таможенного пространства облегчает экономическое сотрудничество и интеграцию. Бизнесу, который получает зеленый свет для выхода на соседние рынки, это выгодно. Но нужно помнить о том, что Таможенный кодекс союза был подготовлен в беспрецедентно короткие сроки (для сравнения: Европейскому союзу потребовалось на это 35 лет). Работа была проделана огромная, и ее результат впечатляет, однако многие вопросы (особенно юридические) проработаны, на мой взгляд, еще недостаточно хорошо. Несмотря на то что таможенные законодательства России, Белоруссии и Казахстана во многом схожи, есть у них и серьезные различия. Поэтому на начальном этапе предприниматели, юристы да и сами сотрудники таможенных органов могут столкнуться с некоторыми проблемами, разрешить которые можно будет только в судебном порядке. Ведь фактически в каждой из стран будут одновременно действовать два таможенных законодательства — национальное и союзное.

Вячеслав Бармин, первый заместитель председателя правления КБ «НС Банк»:

Конечно, нужен. Бизнесу и гражданам вообще удобнее без границ и таможен — меньше барьеров. Правда, уменьшилась норма беспошлинного ввоза товаров для физлиц — с 65 000 рублей до 1500 евро. На мой взгляд, нужно, наоборот, данную норму увеличить в два-три раза, а пошлину за лишний груз снизить.

Михаил Стаканов, управляющий партнер консалтингового объединения «Фактор Групп: налоги, аудит»:

Объединение усилий и упрощение таможенных процедур должно иметь положительный эффект. Однако окончательной таможенной интеграции должен предшествовать период адаптации таможенных правил и практики к новым реалиям. Союз нужен, но процедура его становления должна быть понятна участникам рынка.

Александр Берневе, генеральный директор ФЦ «Инфина»:

Таможенный союз не является необходимым, поскольку выгоды от его создания «компенсируются» введением новых таможенных процедур на переходный период. С одной стороны, отмена таможенных границ призвана стимулировать развитие торговли, экономить бизнесу время и средства, связанные с таможенным оформлением. С другой — межстрановой торговый оборот внутри союза низок — 5—6 процентов от совокупного внешнеторгового оборота стран-участниц. Оформление грузов будет перенесено на внешние границы союза, что может увеличить издержки бизнеса, связанные с различием институциональной среды. Таможенные границы между странами-участницами будут отменены в разное время. Это породит неопределенность финансово-правовых процедур.

Георгий Дзагуров, генеральный директор компании Penny Lane Realty:

Таможенный союз нужен бизнесу он даст предпринимателям возможность уменьшить издержки, возникающие при перемещении товара через границы. Это станет одним из механизмов, позволяющих стимулировать экономики стран — участниц союза, что имеет особое значение с учетом того, что мировой кризис до конца не преодолен. Кроме того, не секрет, что российские таможенные процедуры всегда отличались своей бюрократичностью. А создание единого таможенного пространства, пускай пока что в рамках трех государств, это шаг на пути к европейским стандартам. Говоря о более масштабных вещах, отмечу, что совместный потенциал стран — участниц Таможенного союза весьма значительный. И, выступая вместе на мировом рынке, участники союза смогут занять ключевые позиции по ряду позиций, причем как в сырьевых нишах, так и в наукоемких отраслях.

Владислав Корочкин, вице-президент «ОПОРА России»:

Выход на новые рынки — всегда плюс для бизнеса. Правда, пока остались нерешенные вопросы, но это дело времени. Платформа для такого союза вряд ли полностью подготовлена, предстоят достаточно серьезная шлифовка и согласование нюансов с точки зрения функционирования единой таможенной территории. Есть масса документов, которые необходимо принять. Самое главное, чтобы сейчас проходила открытая дискуссия, прилагались усилия для преодоления сложностей.

Источник

 На минувшей неделе Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана стал реальностью. Соответствующее заявление было подписано президентами трех стран на саммите ЕврАзЭС в Астане. Это означает формирование зоны свободной торговли стран — участниц нового союза.

 Второй шаг — создание единого экономического пространства, а в более отдаленной перспективе — введение единой валюты. Журнал «Итоги» провел опрос на тему «Нуждается ли бизнес в Таможенном союзе?». От +5 (нуждается) до -5 (не нуждается).

   +4 — Владислав Корочкин, вице-президент «ОПОРА РОССИИ»: «Выход на новые рынки — всегда плюс для бизнеса. Правда, пока остались нерешенные вопросы, но это дело времени. Платформа для такого союза вряд ли полностью подготовлена, предстоят достаточно серьезная шлифовка и согласование нюансов с точки зрения функционирования единой таможенной территории. Есть масса документов, которые необходимо принять. Самое главное, чтобы сейчас проходила открытая дискуссия, прилагались усилия для преодоления сложностей».

   +4 — Михаил Стаканов, управляющий партнер консалтингового объединения «Фактор Групп: налоги, аудит»: «Объединение усилий и упрощение таможенных процедур должно иметь положительный эффект. Однако окончательной таможенной интеграции должен предшествовать период адаптации таможенных правил и практики к новым реалиям. Союз нужен, но процедура его становления должна быть понятна участникам рынка».

   0 — Александр Берневега, генеральный директор ФЦ «Инфина»: «Таможенный союз не является необходимым, поскольку выгоды от его создания «компенсируются» введением новых таможенных процедур на переходный период. С одной стороны, отмена таможенных границ призвана стимулировать развитие торговли, экономить бизнесу время и средства, связанные с таможенным оформлением. С другой — межстрановой торговый оборот внутри союза низок — 5-6 процентов от совокупного внешнеторгового оборота стран-участниц. Оформление грузов будет перенесено на внешние границы союза, что может увеличить издержки бизнеса, связанные с различием институциональной среды. Таможенные границы между странами-участницами будут отменены в разное время. Это породит неопределенность финансово-правовых процедур».

   +5 — Андрей Мельников, заместитель генерального директора Агентства по страхованию вкладов: «Единый рынок помогает странам в развитии бизнеса: снижаются издержки, упрощается логистика и т. д. Если говорить о долгосрочных перспективах, то речь идет о создании общей валюты и финансовой системы, в том числе и единого консолидированного надзора за финансовыми рынками. Опыт ЕС показывает, что это возможно. Но мы должны идти своим путем».

   +3 — Игорь Заугольников, член правления ОАО «РОДЭКС Груп»: «Для малого и среднего бизнеса Таможенный союз необходим, он увеличит товарооборот между странами путем упрощения системы растаможки. Сама идея союза — положительное решение и для Белоруссии, и для Казахстана, и для России, но как она будет работать на практике в нашей коррумпированной и изворотливой бюрократической системе, предсказать невозможно».

   +3 — Михаил Шапиро, генеральный директор «Данфосс» в России: «Любое расширение таможенного пространства облегчает экономическое сотрудничество и интеграцию. Бизнесу, который получает зеленый свет для выхода на соседние рынки, это выгодно. Но нужно помнить о том, что Таможенный кодекс союза был подготовлен в беспрецедентно короткие сроки (для сравнения: Европейскому союзу потребовалось на это 35 лет). Работа была проделана огромная, и ее результат впечатляет, однако многие вопросы (особенно юридические) проработаны, на мой взгляд, еще недостаточно хорошо. Несмотря на то что таможенные законодательства России, Белоруссии и Казахстана во многом схожи, есть у них и серьезные различия. Поэтому на начальном этапе предприниматели, юристы да и сами сотрудники таможенных органов могут столкнуться с некоторыми проблемами, разрешить которые можно будет только в судебном порядке. Ведь фактически в каждой из стран будут одновременно действовать два таможенных законодательства — национальное и союзное».

   +3 — Елена Матросова, директор Центра макроэкономических исследований BDO в России: «В целом Таможенный союз открывает новые перспективы для большинства компаний стран-участниц. Устранение торговых барьеров позволяет осваивать новые рынки и, возможно, снизит коррупционную составляющую. Одновременно возникают возможности оптимизировать налогообложение. Однако помимо преимуществ Таможенный союз создает проблемы. Так, для автопроизводителей могут ухудшиться условия в силу притока на рынок импортных автомобилей. Может произойти изменение в направлениях грузопотоков. Также усилится конкуренция на рынке продовольственных товаров».

   +4 — Вячеслав Бармин, первый заместитель председателя правления КБ «НС Банк»: «Конечно, нужен. Бизнесу и гражданам вообще удобнее без границ и таможен: меньше барьеров. Правда, уменьшилась норма беспошлинного ввоза товаров для физлиц — с 65 000 рублей до 1500 евро. На мой взгляд, нужно, наоборот, данную норму увеличить в два-три раза, а пошлину за лишний груз снизить».

   +4- Агван Микаелян, генеральный директор компании «ФинЭкспертиза»: «Все современные управленческие решения «заточены» на увеличение эффективности в логистике, будь то движение информации, товаров, услуг, денег… Поэтому создание Таможенного союза — это однозначно шаг вперед».

   +3 — Георгий Дзагуров, генеральный директор компании Penny Lane Realty: «Таможенный союз нужен бизнесу: он даст предпринимателям возможность уменьшить издержки, возникающие при перемещении товара через границы. Это станет одним из механизмов, позволяющих стимулировать экономики стран — участниц союза, что имеет особое значение с учетом того, что мировой кризис до конца не преодолен. Кроме того, не секрет, что российские таможенные процедуры всегда отличались своей бюрократичностью. А создание единого таможенного пространства, пускай пока что в рамках трех государств, это шаг на пути к европейским стандартам. Говоря о более масштабных вещах, отмечу, что совместный потенциал стран — участниц Таможенного союза весьма значительный. И, выступая вместе на мировом рынке, участники союза смогут занять ключевые позиции по ряду позиций, причем как в сырьевых нишах, так и в наукоемких отраслях».

— Раздел Таможня

Ранее по теме:

  • Эксперты: Изменения логистики из-за реформы таможни приведут к миллионным убыткам
  • Новые правила перемещения наличных денежных средств и денежных инструментов
  • Роспотребнадзор разъяснил правила госрегистрации товаров на территории ТС
  • Таможенники будут определять стоимость ввозимого товара по цене его приобретения
  • Для бизнесменов Ленобласти открыта «горячая линия» по вопросам Таможенного Союза
  • Штрафы юридических лиц за нарушение техрегламентов могут повысить до 1 млн рублей
  • Физлицо может ежемесячно беспошлинно получать международную посылку с товарами на 1000 евро и весом не более 31 кг
  • Новые правила вывоза валюты – Таможенный союз делает то, от чего отказывается Евросоюз
  • Медведев объявил о формировании Таможенного союза: таможенный кодекс с 6 июля применяется на территории России, Белоруссии и Казахстана
  • Новые правила провоза товаров в рамках единой таможенной территории
  • Открылась горячая линия по вопросам санитарных мер в рамках нового Таможенного союза
  • Таможенный кодекс с 1 июля: «Ноги дрожат и у нас, и у бизнеса»

Источник