Идеи для бизнеса космос

Идеи для бизнеса космос thumbnail

Планеты Солнечной системы обладают несметными богатствами – редкими полезными ископаемыми, а ближайший к Солнцу Меркурий – бесконечной солнечной энергией. Луна и Марс рассматриваются в качестве объектов колонизации и отправных баз для дальнейшего исследования космоса. Человечество намерено использовать ресурсы этих планет для своих целей, соответственно, участники колонизаторской программы из добычи инопланетных полезных ископаемых будут извлекать неплохую прибыль. Дальний космос пока остается в перспективе, а сегодня компании зарабатывают деньги на ближнем космосе. Судя по тому, что примерно 2∕3 мировой «космической» экономики находятся в руках частого бизнеса, в космосе есть на чём заработать. В странах Запада доля участия частного бизнеса в космических проектах значительно выше, чем в России.

На чем можно заработать в космосе

Во-первых, это клиентские и провайдерские услуги. Спутниковая навигация и мониторинг всех видов транспорта, спутниковое телевидение и интернет, геотегинг и геокэшинг, картография и геодезия – главные способы заработка в космосе.

Во-вторых, это трудоемкая и затратная сфера, связанная с разработкой, производством и запуском спутников, ракет и космических кораблей. Частный бизнес здесь выполняет заказы государства и является полноценным участником государственных космических программ.

В России успешным примером участия частного бизнеса является компания Dauria Aerospace, три аппарата которой функционируют на орбите уже не один год, и в разработке находятся еще несколько проектов. «Лин Индастриал» трудится над созданием ракеты «Таймыр», которая, по заявлению компании, «сделает космос доступным для каждого – будет выводить в космос нано- и микроспутники по цене джипа». Компания «Спутникс» производит нано- и микроспутники, занимается разработкой космических компонентов и технологий. Подобных организаций немного, в основном они занимаются производством спутников малых размеров.

Почему российский бизнес пасует

На Западе схема участия частного бизнеса в космических программах понятна, крупнейшие компании имеют серьезные доли в космических проектах, а некоторые ведут самостоятельные проекты. В России, несмотря на то, что мы по-прежнему числимся в числе лидеров мировой космонавтики, бизнес не так активно инвестирует в космические программы государства. Но заявления, что космос – это сверхпривлекательная сфера для вложения денег, звучат в последнее время все чаще.

О степени участия частного бизнеса в космических программах, о трудностях при вхождении на этот рынок и о самых прибыльных направлениях космической отрасли «Умной стране» рассказал Иван Михайлович Моисеев, научный руководитель Института космической политики.

– Из многих направлений в космонавтике на сегодняшний день прибыльными являются всего три: связь, дистанционное зондирование Земли из космоса (картография, наблюдения) и навигация. Причем с навигацией дела обстоят следующим образом. Ракеты и спутники всегда запускает государство, оно же несет все расходы по их запуску, а прибыль от эксплуатации спутниковых навигационных систем получает производитель программного обеспечения и микросхем.

Политика в этом вопросе за рубежом, например, в Соединенных Штатах совершенно иная. Как только определенное направление космонавтики становится прибыльным, то оно сразу изымается из ведения государства и передается бизнесу.

Такая политика в США последовательно проводится с 1962 года и продолжается до сих пор. Сейчас широко известна деятельность Илона Маска и SpaceX – это коммерциализация услуг грузов по доставке грузов в космос. У нас, при достаточно больших затратах на космос и при больших физических усилиях (если измерять в тоннах выведенного груза, наши показатели выше), прибыль от участия в космических коммерческих проектах на мировом рынке ничтожна мала. Эксперты оценивают ее до одного процента. Так сложилось исторически. На этом рынке очень много проблем.

Во-первых, «Роскосмос», государственная корпорация, управляющая космической отраслью страны, является хозяйствующим субъектом, то есть «бизнесменом», и одновременно регулятором. Поэтому сторонним коммерсантам достаточно сложно зайти на космический рынок.

Во-вторых, таких коммерсантов, которые могли бы внести существенную долю в развитие космоса, попросту нет. Здесь требуются очень большие производственные и научные возможности, которые есть только у государственных предприятий. Даже, если объявить свободный допуск в космическую отрасль для всех желающих инвесторов, то ни у кого из них не будет полных возможностей.

Любой бизнес построен следующим образом – если он вкладывает 100 рублей, он должен вернуть обратно 100 рублей и еще получить прибыль. Такие направления в космосе есть, о них я говорил выше, но у нас они в большинстве все государственные, а у частника нет информации, куда он может вложить свои деньги.

В эффективно работающих космических странах – США, Японии и в Европе – вся космическая промышленность находится в частных руках. В США, например, государственному космическому агентству NASA категорически запрещено получать хоть цент прибыли, агентство должно только расходовать государственные деньги и способствовать вхождению и развитию в отрасль частного бизнеса. И эта схема за рубежом успешно работает.

Больше новостей о науке, технологиях и космосе читайте на портале Умная страна

Автор Кирилл Брагин

Источник

С первого полёта Юрия Гагарина в космос прошло всего чуть больше полувека — но от галактического романтизма за это время не осталось и следа. Сегодня люди путешествуют по Вселенной, не вставая с дивана, а безумная пустота над головой так и остаётся обыденной декорацией.

Теперь на космосе зарабатывают деньги. Как правило, для этого можно даже особо не выходить из кабинета и не знать, сколько планет в Солнечной системе. Глубоко внутри мы всё так же тоскуем по межпланетным перелётам и чужим мирам — и это приносит армии «космических» дельцов неплохой доход.

Итак, во что же превратился полёт мыслей и чувств 60-х?

Космические бренды

Проще всего оказалось растащить мечту на бренды. Первая волна в нашей стране началась ещё полвека назад, когда космос был в самой большой моде.

Хромой советский ритейл тоже не остался в стороне: по всей стране универмаги и рынки активно получали околокосмические имена. Правда, чаще всего это было связано с местной топонимикой — новые городские районы назывались именами космонавтов, конструкторов и соседних космических тел. Позже из многих «космических» универмагов получились одноимённые торговые центры.

С топонимикой же связано и большинство подобных названий ТЦ в России. Так, в Москве уже долго идёт судебная тяжба между застройщиком и наследниками Юрия Гагарина по поводу названия торгового центра «Гагаринский». Девелопер утверждает, что имя молл получил в связи с расположением у площади Гагарина, наследники же хотят заполучить свои отчисления за использование знаменитого имени. При этом свой «Гагаринский» есть в куче других городов: навскидку вспоминаются Нижний Новгород, Екатеринбург и Симферополь. Ну и в не меньшем количестве, конечно, представлены и прочие «Спутники» и «Космосы».

Звёздный бизнес: как заработать на идее космоса

Вообще, перечислять бренды, связанные с космосом — дело страшно неблагодарное. В России каждая вторая фирма называется «Орбита», а названия «Ракета», «Комета» и «Метеор» когда-то проникли даже в такую неожиданную область, как скоростной пассажирский флот. Тема полётов за пределы атмосферы ещё долго будет будоражить умы наших сограждан, сомнительно влияя на их креативность.

Путёвки в космос

Побывать в космосе, не будучи космонавтом, стало возможным в начале нового века. В 2001 году на Международную космическую станцию (МКС) полетел первый космический турист Деннис Тито.

Сейчас стоимость десятидневного полёта на МКС составляет несколько десятков миллионов долларов. Ещё за $15 млн можно даже выйти в открытый космос. При этом даже наличие достаточной суммы на счету не гарантирует допуск к полёту, поскольку турист должен наравне с профессиональными космонавтами пройти медкомиссию: всё-таки космический полёт — не шутки, даже если все расходы клиент берёт на себя.

Звёздный бизнес: как заработать на идее космоса

Деньги от коммерческих перевозок любопытных на орбиту получают наш Роскосмос и американская компания Space Adventures. В программу подготовки туриста входят несколько тренировочных полётов с созданием искусственной невесомости и полный курс тренировок в Звёздном городке. Запуск и возвращение космонавтов-миллионеров на орбиту происходит в составе профессиональных экипажей, отправляющихся на МКС на работу.

Другой способ развлечения предлагает компания неуёмного Ричарда Брэнсона Virgin Galactic. Компания разрабатывает и строит возвращаемые космические корабли специально для space-туризма. По задумке, клиент за $250 тыс. получит 2,5 часа суборбитального полёта на высоте около 100 км, из них 5-6 минут пройдут в полной невесомости.

Программа находится в стадии активной разработки, уже построены самолёты-носители WhiteKnite 1 и 2 и два космических корабля SpaceShip (один из них разбился при испытаниях 1 ноября 2014 года). Кроме того, в 2010 году Virgin Galactic возвела первый частный космопорт America. Депозиты за свой билет в космос уже внесли около полутысячи человек.

Звёздный бизнес: как заработать на идее космоса

Звёздная реклама

Если не брать в расчёт популярную космическую тематику в рекламных роликах, то ниша звёздной рекламы пока что заполнена слабо. В то время как возможности там — поистине безграничны.

Первый рекламный носитель, который приходит в голову при взгляде на небо — огромная Луна. Тема с размещением рекламы на видимой стороне Луны неоднократно обыгрывалась в кино и особенно в мультсериалах; в реальности же первопроходцами намерены стать, конечно, японцы.

К сожалению, до размещения баннера «Продам гараж» во всю Луну на японском дело ещё не дошло. Одна из местных компаний намерена всего лишь закинуть на спутник килограммовую титановую банку с напитком Pocari Sweat собственного изготовления. За полётом и прилунением банки компания собирается активно следить и транслировать её путь на всю планету. Старт намечен в октябре будущего года.

Звёздный бизнес: как заработать на идее космоса

Более эффективно поступил отечественный Роскосмос. В текущем году ведомство позволило выкупать рекламные места на фюзеляжах стартующих с Байконура ракет и обшивке спутников: в ответ рекламодатель становится официальным спонсором исследования космоса. Подобный подход давно практикуется в США, где с 2007 года реклама стала официальным дополнительным источником доходов для NASA.

Оригинально использовала тему космоса в своей рекламе Red Bull. В 2013 году компания банально выкинула человека с 40-километровой высоты в прямом эфире, дабы посмотреть, что с ним станет. Весь обклеенный рекламой напитка, Феликс Баумгартнер благополучно приземлился, а мы позже написали об этом целую статью.

Торговля метеоритами

Самым оригинальным способом заработать на космосе оказалась торговля упавшими на Землю метеоритами. Особенно широко подобная деятельность развернулась в 2013 году после падения Челябинского метеорита. Предприимчивые уральцы тут же кинулись продавать первые попавшиеся камни под видом знаменитого болида — и, что характерно, торговля пошла как по маслу.

Сегодня цены на метеоритные обломки сильно разнятся в зависимости от из размера и редкости. Так, 200-граммовый кусок Сихотэ-Алиньского метеорита можно купить всего за $200, поскольку вокруг места падения уже сто лет как валяется порядка 70 тонн его осколков. В свою очередь, несколько граммов метеорита Нахла обойдётся аж в $35 тыс. — из-за его редкости и легендарности.

Из метеоритов также делают украшения с неадекватно задранной ценой, а в крупных городах открываются целые магазины с метеоритами и, до кучи, металлодетекторами для их поиска.

Звёздный бизнес: как заработать на идее космоса

Почти слетал в космос Алексей Максимук

Источник

В прошлой статье мы рассказали вам, сколько человек зарабатывает на космосе, сколько еще планирует заработать и чем отличается спутниковое ТВ с Тиндером от полетов к Луне и Марсу. Но могло сложиться впечатление, что в России частного космоса или совсем нет, или он ничтожно мал. Исправляем недоразумение: сегодня мы поговорим о космических дельцах нашей страны.

В отличие от Соединенных Штатов, в России основная масса запусков обслуживается государственными компаниями. Начиная от разработки и сборки ракеты-носителя с космическим кораблем и вплоть до самого вывода на орбиту, все происходит под контролем государственных органов. Но есть ли у нас свой частный космос?

Главный стимул к развитию частной космонавтики за океаном был дан в 1990 году, когда вышел закон о закупке услуг по запуску (Launch Services Purchase Act) и закон о коммерческом использовании космоса (Commercial Space Act). Мотивация этих законов проста — если государственный сектор не справляется, то отдадим часть космонавтики частникам. Эти законы позволили взойти таким звездам, как SpaceX, PlanetLabs, Virgin Galactic и многим прочим.

Законодательные препоны, которые в нашей стране есть в достатке, — одни из главных препятствий на пути к нашему собственному SpaceX. Если компания хочет сотрудничать с государством, то все детали их кораблей, спутников или ракет должны пройти сертификацию. И когда мы говорим про все детали, то имеется в виду вообще все. Запредельные требования, которые предъявляются российским законом ко всем составляющим, не дают шанса маленьким частным производителям выйти на рынок. В результате в России выживает только один производитель условных подшипников, и он становится монополистом поневоле, задирает цену и перестает улучшать продукцию. Получается, что у вас два подшипника: сертифицированный – за 100.000 и точно такой же, без лицензии – за 1000.

Вторая проблема — усиленная безопасность в космической сфере. Многие технологии, без которых не обойтись в космическом бизнесе, просто-напросто засекречены и требуют особого допуска. В результате компаниям нужно создавать свои секретные отделы с секретными библиотеками, сотрудникам нужно получать третий уровень допуска, а директору порой и второй. Это тоже затрудняет и замедляет рост космического бизнеса.

Масла в огонь подливает конфронтация между Россией и западными странами, которая бьет по сфере высоких технологий санкциями. Многие экспортные товары подпадают под режим санкций, и о сотрудничестве тут пришлось забыть.

Ну и никуда не делась старая добрая бюрократия. Бесконечный поток бумаг, который сопровождает любой крупный проект, требует и времени, и денег, и терпения. В итоге стоимость может вырасти на пустом месте почти на 30%.

На первый взгляд, ситуация трагическая. Да, действительно, быть российским бизнесменом, завязанным на космосе, трудно. Но и здесь находятся энтузиасты.

«Лин Индастриал»

Этот стартап, запущенный в 2013 году, уникален тем, что он нацелен не на создание спутников или ПО для полетов, а постепенно движется к созданию собственной ракеты-носителя.

Один из основателей «Лин Индастриал», Александр Ильин, был участником «Нового МосГИРД» — московской группы изучения реактивного движения, которая на свои средства разрабатывала космическую ракету.

Проект компании Лин Индасриал – ракета Таймыр / spacelin.ru

Оригинальный ГИРД действовал в 30-е годы в СССР. Он объединял под собой инженеров-энтузиастов со всей страны, которые хотели создать свою собственную ракету. Отделения ГИРДа были почти во всех крупных городах Советского Союза, а руководил энтузиастами сам Сергей Королев.

После того как у новых ГИРДовцев закончились деньги, Александр Ильин начал работать над проектом «Селеноход» — американский фонд XPRIZE давал 20 млн долларов компании, которая сможет создать луноход, который мягко сядет на Луну, проедет по поверхности более 500 метров и отправит на Землю снимки в хорошем разрешении.

Вскоре и у «Селенохода» кончились средства, о чем раздосадованный Ильин написал в своем ЖЖ. И там же он получил предложение от Александра Калтушкина, своего нынешнего партнера по «Лин Индастриал».

«Лин Индастриал» решили занять практически пустовавшую нишу российского частного космоса — сверхлегкие ракеты. Даже при откровенной молодости частной космонавтики в нашей стране, в сфере строения спутников уже были две серьезные компании — «Спутникс» и «Dauria Aerospace», так что Ильин и Калтушкин решили пойти в обход.

Дело в том, что обычно спутники посылают на орбиту с крупной ракетой в качестве дополнительной нагрузки. Разработка частной сверхлегкой ракеты, да еще и с возвратными ступенями, уменьшит издержки на запуск и увеличит их количество.

Вскоре после создания, компания нашла первого частного инвестора — им был вице-президент Wargaming.net, который создал World of Tanks. Затем компания стала резидентом Сколкова, чем сильно облегчила себе жизнь.

На данный момент «Лин Индастриал» разрабатывает сверхлегкие ракеты «Таймыр» и «Алдан», легкую ракету «Адлер», лунную базу «Луна семь», аэрокосмическую систему «Вьюга» и еще ряд проектов. Несмотря на то что все они получили одобрение от специалистов Сколкова, до опытных прототипов еще далеко.

«КосмоКурс»

Компания бывшего сотрудника Центра имени Хруничева, Павла Пушкина, тоже не про спутники. Как настоящие герои, они решили пойти в обход и ворваться в сферу космического туризма уже к 2020 году.

Всему околокосмическому комьюнити в России известно, что инвестор «КосмоКурса» старательно скрывает свое имя. Неизвестно, боится ли он огласки или возможной неудачи, но тем не менее деньги на проект суборбитального баллистического полета идут.

Схема туристического полета от КосмоКурса / КосмоКурс

Суборбитальный полет будет похож на полет первого американского астронавта Алана Шепарда. Ракета-носитель с капсулой на кончике поднимется на гагаринскую высоту – 180 км над Землей, там капсула отделится и по баллистической траектории приземлится.

В сухом остатке у нас есть билет за 250.000 долларов, 15 минут полета и 4-5 минут невесомости. Кажется, неравноценно? Тем не менее на услуги «КосмоКурса» уже есть желающие.

Потенциальному космотуристу придется пройти трехдневный тренинг и медицинское обследование.

«КосмоКурс» пока не может показать полноценный опытный образец своей ракеты, но тем не менее компания уже получила лицензию от Роскосмоса, а это – сродни суборбитальному полету.

Dauria Aerospace

Даурия — старое название Забайкалья и Приамурья, откуда родом один из лидеров отечественного частного космоса — Михаил Кокорич.

Кокорич начинал с «земного» бизнеса, до того, как «выйти в космос», он владел «Техносилой», поставлял химические реагенты, торговал и совершенствовался в деле менеджмента. А в 2012 году решил вместе с деловыми партнерами податься в космос и основал Dauria Aerospace.

«Даурия», обосновавшаяся в Сколкове, решила не строить воздушных замков и занялась вполне осязаемым и прибыльным делом — спутниками. Их специализация — спутники малого размера формата CubeSat для зондирования и фотографирования Земли. Был еще проект полноразмерного спутника для Индии, но заказчик свернул сотрудничество.

В отличие от двух предыдущих компаний, у «Даурии» на орбите вращаются вполне реальные три спутника: два Perseus и один DX1. Еще есть МКА-Н, но он, в числе еще нескольких спутников, недавно потерял связь с Землей.

По количеству уже запущенных и еще проектируемых спутников, «Даурию» можно смело считать лидером российского частного космоса. Более того, в штате «Даурии» работает широко известный в узких кругах Виталий Егоров, или просто — ZeleniyKot. Его популяризаторский порыв нашел отклик у многих, в том числе и у вашего покорного слуги. Вообще у «Даурии» с самопрезентацией все прекрасно, а если не верите — просто посмотрите их сайт.

«СПУТНИКС»

С направлением этой частной российской компании долго гадать не приходится — она весьма неожиданно производит спутники.

Изначально специалисты «СПУТНИКСа» занимались созданием системы стабилизации и ориентации спутника «Чибис-м» в стенах ООО «ИТЦ СКАНЭКС». Быстро поняв, что микроспутники — это прямой пропуск в космический бизнес для маленьких компаний с большим багажом компетенций, они основали свою компанию. Тут же «подвернулось» создание Сколкова, которое решило ряд организационных моментов.

За три года «СПУТНИКС» нашел финансирование, разработал платформу, договорился с МКК «Космотранс» о запуске своего «ТаблетСат-Аврора» на ракете «Днепр». Удачный пуск состоялся 19 июня 2014 года.

«СПУТНИКС» выбрал путь «затаившегося дракона», он не забрасывает рынок аппаратами, но все больше уделяет времени разработке, оттачиванию технологий, поставкам комплектующих, различным выставкам и встречам.

«Астрономикон»

Широка и обильна тема микроспутников, и порядок в ней есть. «Астрономикон» возник от энтузиазма выпускников питерского Военмеха под началом Дениса Малыгина. Выросший из студенческого проекта, «Астрономикон» подпитался от Сколкова и уже вплотную занимается все теми же малыми спутниками формата CubeSat.

Помимо самих спутников, «Астрономикон» занимается образовательной частью — производит стенды для вузов и обновляет устаревшее оборудование в исследовательских лабораториях.

Несмотря на то что на орбите нет еще ни одного наноспутника «Астрономикона», сам факт наличия такой компании, которая выросла из студенческой среды, на энтузиазме и профессионализме, — не может не радовать.

Quazar Space

«Квазар» похож в своей истории на «Астрономикон» как молочный брат: тоже Петербург, тоже Военмех и тоже студенческая среда. Максим Малый, основатель компании, прошел ту же подготовку, что и Денис Малыгин: международный проект Tempus-CRIST и немецкий университет TU Berlin. Точно так же он столкнулся с тем, что у проекта кончилось финансирование, и точно так же он решил отправиться в свободное предпринимательское плавание.

Модель CubeSat была сделана в процессе работы в лаборатории /qz-space.com

«Квазар» в своем пути пробовал целый ряд сфер и собирал деньги на несколько проектов, пока в 2015 году не решил остановиться на своих нынешних задачах. Их главное направление — испытание радиационно-стойкой электроники в космосе на базе спутников CubeSat. Дело в том, что процессор в вашем ноутбуке, попади он на МКС, будет очень плохо себя чувствовать из-за отсутствия атмосферы и усиленного влияния губительных солнечных лучей. Именно поэтому космосу нужны радиационно-стойкие процессоры и прочая электроника.

Список русских частных компаний не исчерпывается вышеперечисленными. Старт Сколкова и распространение спутников малых размеров дали существенное ускорение развитию космобизнеса в России, но, по сравнению с теми же Штатами, его еще катастрофически мало. Во многом по тем причинам, которые мы описали в первой части этой статьи — бюрократия, непонимание властью пользы от частного космоса, стремительная потеря квалифицированных кадров и прочее, прочее, прочее. В этой ситуации хочется надеяться, что таранный натиск Илона Маска и Джеффа Безоса на классическую космонавтику даст сигнал нашим законотворцам, и они упростят жизнь космическим «частникам». И если это случится, то, может быть, уже мы застанем русский «СпейсИкс».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник