Гуманистическая идея в бизнесе

Гуманистическая идея в бизнесе thumbnail

Управление персоналом является специфическим видом управленческой деятельности. Объектом управления является как отдельно взятый работник, так и общность работников – трудовой коллектив. Методически управление человеческим резервом организации может проводиться, с использованием одного из двух подходов. Это технократический и гуманистический подход к управлению персоналом.

Особенности технократического метода управления

Гуманистический подход к управлению персоналомПри технократическом методе управления персоналом, кадровая политика полностью подавляется производственными нуждами и состоит лишь в подборе кадров профессиональной квалификации. Уровень квалификации должен соответствовать нуждам производства:

  • интересы производства определяют управленческие решения: выполнение плана, увеличение выпуска продукции}
  • используемая техника определяет число и специализацию работников}
  • технологическое разделение труда и операционный состав работников определяется производственной необходимостью.

Отличия гуманистического подхода в менеджменте

Современный гуманистический подход к вопросам управления кадрами предприятия опирается на усиление уровня мотивации работника и учет его интересов. Актуальность данного подхода подтверждает падение зависимости эффективности работы предприятия от количества и профессионализма работников. Современный подход увеличения эффективности предприятия подразумевает усиление внимания к интересам работника: постоянное улучшение условий и повышение содержательности труда, учет индивидуальных целей и устремлений работника, корреляция расположения места работы в порядке жизненных приоритетов. Его особенности:

  • требует создания на производстве условий труда, способствующих сближению работника с его трудовой деятельностью}
  • необходимо организовать содержание труда, способствующее сближению интересов сотрудника и организации.

Причины возникновения гуманистического подхода

  1. Цель компаний изменилась с расширения уже имеющихся рынков на их создание.
  2. Усиление ориентации организации на рынок.
  3. Децентрализация структуры предприятий.
  4. Управление горизонтальное становится более значимы по сравнению с вертикальной иерархией. В связи с этим повышается значимость личностных качеств работников, а именно: инициативности, способности прогнозировать результат действий, независимости.
  5. Для поддержания работоспособности коллектива смещаются акценты управленческой практики в стороны применения инновационных методов и творческих идей при одновременном изменении временной ориентированности на долгосрочные проекты.
  6. Происходит изменение ценностей и метода управления от бюрократического к предпринимательскому.
  7. Кадры предприятия от средства достижения цели уходят и сами превращаются в цель, обеспечивающую рост бизнеса.

Переход от технократического восприятия работника как части машинного оборудования предприятия к концепции управления, опирающейся на гуманистический подход в управлении персоналом, позволило подключить психологические и социальные факторы роста эффективности труда и обеспечило менеджеров новыми инструментами воздействия на работников.

Одним из значимых постулатов гуманистического управления можно считать концепцию о феномене своеобразной организационной культуры. Современное предприятие осуществляет свою деятельность, опираясь на суммарный результат слияния знаний и идеологий, личных ценностей каждого работника и ритуалов разнообразных социальных слоев (которые в обособленном виде чужды предприятию по свой сути).

Действующий пример гуманистического подхода

По сей день наиболее показательным примером гуманистического подхода к вопросу управления персоналом является Япония. Место работы не рассматривается японцем как стартовая площадка для карьерного продвижения или простого выполнения своих функций. Для японца работа является вторым домом и семьей, где он вместе со всем коллективом живет вторую жизнь.

Предприятие, в свою очередь, демонстрирует взаимозависимость с сотрудником, и политика пожизненного найма является одним из подтверждений. Вместе с тем, у японцев чуть ли не генетически заложено беспрекословное подчинение авторитету старшего по занимаемой должности, что еще больше приближает отношения внутри коллектива к семейным. А традиционно незначительная возможность карьерного роста у японских работников усиливает специфику отношений.

Реализуемые возможности подхода

Гуманистическое управление персоналом приводит к созданию отдельной реальности, имеющей свои законы и диктующей точку зрения, оценку действий и ситуаций, которая придает действиям работника в его глазах важность и значимость. При таком подходе к управлению кадрами жизнь работника подчиняется правилам, прописанным и продуманным другими для него и за него. Данная схема управления персоналом позволяет, при наличии видимости демократии и свободы, осуществлять руководство сотрудником в частности и всем персоналом в целом ненавязчиво, позволяя ему самостоятельно выбирать, какое именно из предоставленных правил и запретов следует применять в сложившейся ситуации.

При создании благоприятных условий возможна настолько полная интеграция работника в производственную систему, что он перестанет разделять личные ценности и ценности системы и будет воспринимать их как собственные.

Источник

Гуманистические теории личности

Гуманистическими считаются теории личности, изначально признающие человека существом духовным, положительным, стремящимся к саморазвитию и самоактуализации. Весь негатив, свойственный людям, гуманистические теории склонны объяснять неблагоприятным воздействием внешних факторов. Таким образом, согласно теории гуманизма, изначально человек не может быть носителем отрицательных черт и характеристик.

Предыстория появления гуманистических теорий личности

Гуманистические теории личности стали логическим этапом развития психологии и прочих наук, в центре внимания которых был человек. Достаточно долго в психологии господствующее положении занимали теории, согласно которым сущность и поведение человека предопределяется, в основном, биологическими факторами.

На этом постулате строились гипотезы, аналогии с животным миром млекопитающих, проводились эксперименты и прочие исследования. С этих позиций удалось исследовать многие аспекты личности человека, но далеко не все. Обрела актуальность задача найти методы объяснения тем аспектам личности, которые не поддаются экспериментальному исследованию и объяснению с точки зрения физиологии.

Альфред Адлер

Первым позволил себе отойти от биологической составляющей как главной детерминанты поведения человека австрийский психолог и психиатр Альфред Адлер. Он в качестве главного фактора развития человека выделил социальный интерес. Также Адлер стал первым, кто отвел огромную роль творческой составляющей в личности человека. Под творческим «Я» Адлер понимает стремление человека найти свою уникальность и создать свой собственный жизненный опыт.

Соответственно, каждого человека можно рассматривать как уникальную личность со своим набором характеристик, взглядов, мотивов, ценностей. Адлер считал, что основы будущего стиля жизни человека закладываются в раннем детстве и зависят от множества факторов, вплоть до того, каким по счету в семье появился на свет ребенок и какие детские воспоминания кажутся ему самыми яркими во взрослом возрасте. От этого же зависят возможные комплексы человека и компенсаторные механизмы, которые начинают работать в сознательном возрасте.

Эрих Фромм

Большой вклад в отход от биологизации человеческой сущности в науке сделал немецкий психолог, социолог и философ Эрих Фромм. Он выделил пять социальных потребностей, свойственных человеку и предопределяющих его развитие в большей степени, чем физиологические факторы или условия жизни.

Социальные потребности человека по Фромму:

  1. Связь с другими людьми.
  2. Трансцендирование.
  3. Укорененность.
  4. Система ориентации.
  5. Возможность быть собой.

Простыми словами, это означает, что человек создает свои собственные отношения с людьми, стремится подняться над животной природой, желает принадлежать социуму, семье, группе, но при этом сохранять самоидентичность и иметь систему ориентиров, как воспринимать окружающий мир, других людей и себя самого. Часто потребности входят в противоречие, например, потребность быть самим собой и потребность принадлежать к группе, и тогда начинается «бегство от свободы», которому Фромм посвятил целую книгу.

Виктор Эмиль Франкл

Однако настоящий прорыв в восприятии человека как высокодуховной личности, способной оставаться таковой, невзирая на все преграды, совершил австрийский психолог и невролог Виктор Эмиль Франкл. Его судьба уникальна тем, что он получил ужасающую возможность проверить жизнеспособность своих научных взглядов в условиях нацисткого концлагеря, куда попал в годы Второй Мировой войны.

Еще до войны Франкл начал работать над собственной теорией смысла жизни и пришел к выводу, что человек способен к самоактуализации даже в тяжелых жизненных обстоятельствах и при ограниченных возможностях материального мира. Франкл объяснил это тем, что человек способен быть трансцендентен самому себе, т.е. находить смысл жизни за пределами себя. Кроме того, человек, при желании, может отстраниться от ситуации и увидеть себя в ней как бы со стороны.

Взгляды Адлера, Фромма, Франкла и их последователей подготовили основу для гуманистических теорий личности, которые начали активно развиваться во второй половине 20 столетия. Кстати, Виктор Франкл, продолживший заниматься наукой после войны, создал авторскую методику психотерапии – логотерапию, основанную на поиске смысла жизни как основы психического здоровья.

Гуманистические теории личности: основные направления

Едва зародившись, гуманистические теории личности разделились на два основных направления: клиническое и мотивационное. Клиническое направление сосредоточено на оказании психотерапевтической помощи людям, которые в ней нуждаются. Мотивационное направление имеет своей целью разработку системы мотивации для разных людей и ситуаций, что широко востребовано в бизнесе.

Карл Рэнсом Роджерс

Основоположником клинического направления в развитии теории личности является американский психолог Карл Рэнсом Роджерс. Главным звеном его теории стала так называемая «Я-концепция», которая формируется у каждого человека в процессе взаимодействия с окружающим социумом. Это некая цепочка восприятий человеком собственных свойств или свойств «Я», и восприятий его взаимоотношений с другими людьми.

Таким образом, у каждого человека есть собственное «Я», связанное с тем как он воспринимает себя, окружающий мир и свое взаимодействие с ним, и «Я-идеал», т.е. некий образ, которому человек стремится соответствовать. Поэтому развитие человека, предопределяемое «Я-концепцией», всегда направлено на самосовершенствование, самоактуализацию, достижение существующего в сознании человека идеала.

Разумеется, идеал, существующий в мыслях человека, может не совпадать и часто не совпадает с навязанными обществом стереотипами, однако стремление стать лучше в своем понимании выражено у каждой личности. На этом построена вся клиент-центрированная психотерапия Роджерса. Он считает, что у любого человека есть потенциал к развитию и преодолению препятствий, а задача психолога или психотерапевта – помочь раскрыть этот потенциал.

Абрахам Маслоу

Изначально американский психолог Абрахам Маслоу изучал бихевиоризм, однако быстро пришел к выводу, что исключительно бихевиористский подход приемлем только в условиях научной лаборатории и мало соответствует реалиям жизни. Кроме того, Маслоу был едва ли не первым, кто поставил под сомнение применимость данных, полученных в ходе работы психотерапевтов с нуждающимися в психологической помощи людьми, к обычным людям, которые в такой помощи не нуждаются.

Все эти соображения привели Маслоу к необходимости создать некую универсальную теорию, применимую абсолютно ко всем людям. Так родилась схема иерархии потребностей человека, более известная как пирамида Маслоу. Интересно, что сам Маслоу никогда не использовал пирамиду для оформления и презентации своих идей. Маслоу разработал не только систему потребностей, но и способы мотивации на основе актуальных потребностей человека.

Иерархия потребностей в пирамиде Маслоу:

  1. Физиологические (еда, питье, сон, секс и т.д.)
  2. Безопасность (защита, комфортная среда обитания).
  3. Любовь и чувство принадлежности (например, к семье).
  4. Уважение (самоуважение, уважение окружающих, одобрение).
  5. Познание (стремление к новым знаниям, образованию, информации).
  6. Эстетические (стремление к искусству и красоте).
  7. Самоактуализация (раскрытие внутреннего потенциала).

Иногда можно встретить так называемую усеченную пирамиду Маслоу, где всего пять ступеней, а не семь. В этом случае последние три ступени объединяются в одну и рассматриваются как метапотребность в искусстве, творчестве, красоте, самоактуализации, самореализации.

На основе иерархии потребностей Маслоу выделил два типа мотивации: дефицитарную мотивацию и мотивацию роста. По его мнению, пока не удовлетворены базовые физиологические потребности человека и его потребность в защите, им движет дефицитарная мотивация, т.е. поведение и действия осознанно направлены на то чтобы компенсировать дефицит базовых потребностей. Четвертый и последующий уровни в иерархии потребностей наступают после удовлетворения первых трех, достигаются за счет мотивации роста и даны не всем.

Разумеется, такая конструкция не является жесткой и вовсе не значит, что, например, по достижении определенного уровня комфорта человека перестает интересовать материальная сторона жизни и интересует только духовная. Речь о том, что степень актуальности каждой из потребностей, в зависимости от ситуации, может отличаться, а внутренняя потребность подниматься в системе иерархии к высшим ступеням есть у любого человека.

Мешать этому могут неблагоприятные внешние обстоятельства, сомнения в собственных возможностях, избыточная потребность в безопасности, заставляющая застрять на низших ступенях и не предпринимать действий, ведущих к риску потери. Такая модель полностью соответствует основополагающему принципу гуманистических теорий, согласно которому, человек изначально является существом духовным и стремящимся к самоактуализации.

Насколько актуальны сами гуманистические теории личности? Насколько они подтверждены жизнь? Давайте подумаем вместе.

Актуальность гуманистических теорий

Говоря о теории Маслоу, мы уже упомянули, что его конструкцию нельзя рассматривать линейно как замещение удовлетворенной потребности следующей, пока что не удовлетворенной. Более того, истории известна масса фактов, когда великие ученые, художники и музыканты прозябали в глубокой бедности и нищете, что не отвлекало их от занятий наукой и творчеством. А ставшая расхожей фраза «художник должен быть голодным» и вовсе подразумевает, что избыточная сосредоточенность на решении бытовых проблем будет мешать думать о возвышенном.

Классикой жанра считается древнегреческий философ Диоген, живший в бочке и отказавшийся от идеи создания семьи, полагая, что это ограничит его свободу. Опровержения жесткой иерархии ценностей можно найти даже в истории самих гуманистических теорий личности. Психолог и невролог Виктор Эмиль Франкл, совершивший прорыв в понимании человека как высокодуховного существа, продолжал писать научные труды даже в условиях фашистского концлагеря, когда потребности в пище и безопасности не только не были удовлетворены, но не было даже шанса как-то вырваться из этого повседневного кошмара.

Жизнь преподносит и строго противоположные примеры, когда обеспечившие себя на 10 тысяч жизней вперед высшие чиновники продолжают брать взятки, причем отнюдь не с целью вложить их в свое духовное развитие или подарить миру уникальный научный эксперимент. Тем не менее стоит признать, что, применительно к среднестатистическому гражданину, гуманистические теории личности часто подтверждают свою актуальность.

Так, дефицитарная мотивация, действительно, многих заставляет работать на трех работах и забыть об отдыхе и книгах. Однако как только человек перестает нуждаться, ему требуется не просто жилье, а дом с красивым интерьером и экстерьером, не просто отдых, а поездка в экзотическую страну, где можно увидеть много нового и получить незабываемые впечатления. Часто появляются новые хобби, желание заняться благотворительностью, получить второе высшее образование, притом, что это требует затрат и времени, и денег.

Клиническое направление Карла Рэнсома Роджерса тоже, в целом, выдерживает испытание действительностью. Так или иначе, но большинство психотерапевтических методик сводится к тому, что человеку можно помочь только тогда, когда он сам желает себе помочь.

Таким образом, стоит взять из истории в современность оптимизм гуманистических теорий личности, по умолчанию полагающих, что человек социален и всегда стремится стать лучшей версией себя. Просто потому, что таких людей достаточно много для того, чтобы подтвердить теорию на практике.

Мы желаем, чтобы вас окружали исключительно высокодуховные и мотивированные на удачу люди, которые будут способствовать вашему разностороннему развитию!

Источник

Идеи гуманизма имеют интересную историю. Сам термин переводится с латинского языка как «человечность». Употреблялся он уже в I в. до н. э. римским оратором Цицероном.

Основные идеи гуманизма связаны с уважением достоинства каждого человека.

гуманизм в древней Греции

Краткая информация

Идеи гуманизма предполагают признание всех основных прав личности: на жизнь, на развитие, реализацию своих возможностей, стремление к счастливой жизни. В мировой культуре подобные принципы появились еще в Древнем мире. Высказывания египетского жреца Шеши, в которых он рассказывал о помощи малоимущим людям, дошли из третьего тысячелетия до нашей эры.

Древний мир

Существенное количество аналогичных текстов, обнаруженных историками, является прямым подтверждением того, что идеи философского гуманизма существовали в Древнем Египте.

древнеегипетский писец

В Книгах мудрости Аменемоне присутствуют принципы гуманизма, нравственного поведения человека, что является прямым подтверждением высокого уровня морали древних египтян. В культуре этого государства все было погружено в атмосферу религиозности, сочетающейся с истинной человечностью.

Идеи гуманизма пронизывают всю историю человечества. Постепенно появилось гуманистическое мировоззрение – теория о целостности, единстве и уязвимости общества людей. В Нагорной проповеди Христа отчетливо прослеживаются идеи о добровольном отказе от социального неравенства, угнетения слабых людей, рассмотрение взаимной поддержки. Задолго до появления христианства идеи гуманизма глубоко и ясно осознавались мудрейшими представителями человечества: Конфуцием, Платоном, Ганди. Такие принципы содержатся в буддистской, мусульманской, христианской этике.

идеи гуманизма

Европейские корни

В культуре основные идеи гуманизма появились в XIV веке. Из Италии они распространились в Западную Европу (XV век). Основные идеи гуманизма эпохи Возрождения (Ренессанса) привели к серьезным изменениям в европейской культуре. Этот период продолжался почти три столетия, завершился в начале XVII века. Эпоху Ренессанса называют временем серьезных перемен в истории Европы.

Период Возрождения

Идеи эпохи гуманизма поражают своей актуальностью, своевременностью, направленностью на каждого отдельного человека.

Благодаря высокому уровню городской цивилизации стали зарождаться капиталистические отношения. Назревший кризис феодального строя привел к созданию масштабных национальных государств. Итогом таких серьезных преобразований стало образование абсолютной монархии – политического строя, внутри которого развивались две общественные группы: наемные работники и буржуазия.

Существенные изменения происходили и в духовном мире человека. Человек в эпоху Возрождения был одержим идеей самоутверждения, пытался совершить великие открытия, активно подключался к общественной жизни. Люди открывали заново мир природы, стремились к ее полному изучению, восхищались красотой.

Идеи гуманизма эпохи Возрождения предполагали светское восприятие и характеристику мира. Культура этой эпохи воспевала величие человеческого разума, ценности земной жизни. Поощрялись творческие способности человека.

Идеи гуманизма эпохи Возрождения стали основой в работе многих художников, поэтов, писателей того времени. Гуманисты негативно относились к диктатуре католической церкви. Они критиковали метод схоластической науки, который предполагал формальную логику. Гуманисты не принимали догматизм, веру в конкретные авторитеты, пытались создавать условия для развития свободного творчества.

Становление понятия

Основные идеи гуманизма в творчестве сначала выражались в возврате к средневековому античному научному и культурному наследию, которое было практически забыто.

философия гуманизма

Наблюдалось совершенствование духовности человека. Основную роль во многих итальянских университетах отводили тем комплектам дисциплин, которые состояли из риторики, поэзии, этики, истории. Эти предметы стали теоретической основой ренессансной культуры, были названы гуманитарными дисциплинами. Считалось, что именно в них изложена суть идеи гуманизма.

Латинский термин humanitas в тот период означал желание развития человеческого достоинства, несмотря на длительное принижение всего, что было непосредственно связано с жизнью обычного человека.

Идеи современного гуманизма также заключаются в установлении гармонии между активностью и просвещенностью. Гуманисты призывали людей изучать античную культуру, которая отрицалась церковью как языческая. Церковные служители выбирали из этого культурного наследия только те моменты, что не противоречили продвигаемой ими христианской доктрине.

Для гуманистов не являлось самоцелью восстановление античного культурного и духовного наследия, оно было базой для разрешения актуальных проблем современности, создания новой культуры.

Литература периода Ренессанса

Ее зарождение относят ко второй половине XIV века. Связан этот процесс с именами Джованни Боккаччо и Франческо Петрарки. Именно они продвигали идеи гуманизма в литературе, воспевая достоинства личности, доблестные деяния человечества, свободу и право на наслаждение земными радостями.

По праву родоначальником гуманизма считают поэта и философа Франческо Петрарку (1304-1374 гг.). Он стал первым великим гуманистом, гражданином и поэтом, сумевшим отразить идеи гуманизма в искусстве. Благодаря своему творчеству, он привил разноплеменным будущим поколениям Восточной и Западной Европы сознание. Возможно, оно не всегда было четким и понятным для обычного человека, но культурное и духовное единство, продвигаемое мыслителем, стало программой для воспитания европейцев.

В творчестве Петрарки проявилось множество новых путей, которые были использованы современниками для развития итальянской ренессансной культуры. В трактате «О невежестве собственном и многих других» поэт отвергал схоластическую ученость, в которой ученый труд считали бесполезной тратой времени.

Франческо Петрарка

Именно Петрарка ввел идеи гуманизма в культуре. Поэт был убежден в том, что добиться нового расцвета в искусстве, литературе, науке можно не путем слепого подражания мыслям предшественников, а при стремлении добраться до высот античной культуры, переосмыслить их и попытаться превзойти.

Та линия, которая была придумана Петраркой, стала основной идеей отношения гуманистов к античной культуре и искусству. Он был уверен в том, что содержанием настоящей философии должна стать наука о человеке. Все творчество Петрарка призывал перевести на изучение этого объекта познания.

Своими идеями поэту удалось заложить прочную базу для формирования личностного самосознания в данный исторический период.

Идеи гуманизма в литературе и музыке, предлагаемые Петраркой, дали возможность для творческой самореализации личности.

Отличительные характеристики

Если в Средние века поведение человека соответствовало тем нормам, что были утверждены в корпорации, то в эпоху Возрождения стали отказываться от универсальных понятий, обращаться к индивидуальному, конкретному индивиду.

основные идеи эпохи гуманизма

Свое отражение нашли основные идеи гуманизма в литературе и музыке. Поэты воспевали в своих произведениях человека не по его социальной принадлежности, а согласно плодотворности деятельности, личным заслугам.

Деятельность гуманиста Леона Баттиста Альберти

Его можно считать ярким примером гуманистского подхода к культуре и искусству. Архитектор, живописец, автор нескольких трактатов об искусстве, Леон сформулировал основные принципы композиции в живописи:

  • симметрию и равновесие цвета;
  • позы и жесты персонажей.

леоне баттиста альберти

Альберти считал, что человек может одержать победу над любыми превратностями судьбы только благодаря собственной активности.

Он утверждал: «Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться».

Творчество Лоренцо Валлы

Неверно было бы идеализировать гуманизм, не рассматривая его индивидуальных тенденций. В качестве примера приведем творчество Лоренцо Валлы (1407-1457). Его главное философское сочинение «О наслаждении» в качестве обязательных характеристик рассматривает стремление человека к наслаждению. Личное благо автор рассматривал в качестве «мерила» нравственности. Согласно его позиции, умирать за родину нет смысла, так она никогда этого не оценит.

Многие современники рассматривали позицию Лоренцо Валлы как асоциальную, не поддерживали его гуманистически идеи.

Джованни Пико делла Мирандола

Во второй половине XV века гуманистические мысли пополнились новыми идеями. Среди них интерес представляли высказывания Джованни Пико делла Мирандола. Он выдвигал идею достоинства личности, отмечая особые свойства человека в сравнении с иными живыми существами. В произведении «Речь о достоинстве человека» он ставит его в центр мира. Утверждая, вопреки церковной догме, что Бог не создавал по своему образу и подобию Адама, но дал ему возможность самостоятельно создать себя, Джованни нанес серьезный ущерб репутации церкви.

В качестве кульминации гуманистического антропоцентризма была высказана мысль о том, что достоинство человека состоит в его свободе, возможности быть тем, кем он сам пожелает.

При прославлении величия человека, восхищении удивительными творениями отдельных личностей все мыслители периода Возрождения обязательно приходили к выводу о сближении человека и Бога.

Божественность человечества рассматривалась как магия природы.

Важные аспекты

В рассуждениях Марсилио Фичино, Джаноццо Манетти, Пико, Томмазо Кампанеллы, просматривалась важная характеристика гуманистического антропоцентризма – стремление к безграничному обожествлению человека.

Несмотря на подобную точку зрения, гуманисты не являлись ни атеистами, ни еретиками. Напротив, большая часть просветителей того периода были верующими людьми.

Согласно христианскому мировоззрению, на первом месте располагался Бог, и только потом шел человек. Гуманисты же на первый план выдвигали человека, а только после этого вели речь о Боге.

Божественное начало прослеживается в философии даже наиболее радикально настроенных гуманистов эпохи Возрождения, но это не мешало им критически относиться к церкви, рассматриваемой в качестве социального института.

Таким образом, гуманистическое мировоззрение включало антиклерикальные (против церкви) взгляды, не принимающие ее господства в обществе.

Сочинения Лоренцо Валлы, Поджо Браччолини, Леонардо Бруни, Эразма Роттердамского содержат серьезные выступления против римских пап, разоблачают пороки представителей церкви, отмечают нравственную распущенность монашества.

Такое отношение не мешало гуманистам становиться служителями церкви, Например, Энеа Сильвио Пикколомини и Томмазо Парентучелли в XV веке даже были возведены на папский престол.

Практически до середины шестнадцатого века гуманисты не подвергались преследованию со стороны католической церкви. Представители новой культуры не опасались костров инквизиции, их считали прилежными христианами.

Только Реформация – то движение, которое было создано для обновления веры, — заставило церковь изменить свое отношение к гуманистам.

Несмотря на то что Ренессанс и Реформация были объединены глубокой неприязнью в схоластике, жаждали церковного обновления, мечтали о возврате к истокам, реформация выражала серьезный протест относительно ренессансного возвышения человека.

проявления противоборства

В особой мере подобные противоречия проявились при сопоставлении взглядов голландского гуманиста Эразма Роттердамского и основателя Реформации Мартина Лютера. Их суждения перекликались между собой. Они с сарказмом относились к привилегиям католической церкви, позволяли себе язвительные реплики относительно образа жизни римских богословов.

Различной точки зрения они придерживались в вопросах, связанных со свободой воли. Лютер был убежден в том, что перед лицом Бога человек лишен достоинства, воли. Он может спастись только в том случае, если будет понимать, что не в состоянии быть творцом своей судьбы.

В качестве единственного условия спасения Лютер рассматривал безграничную веру. Для Эразма судьба человека сравнивалась по значимости с существованием Бога. Для него Священное Писание стало призывом, обращенным к человеку, а откликнется на слова Бога человек или нет – его воля.

Идеи гуманизма в России

Первые серьезные поэты XVIII века Державин и Ломоносов объединяли секуляризованный национализм с гуманистическими идеями. Источником вдохновения для них стала Великая Русь. Они с упоением рассказывали в своих произведениях о величии России. Безусловно, подобные действия можно рассматривать как некий протест слепому подражанию Западу. Ломоносов считался подлинным патриотом, в своих одах он провозглашал, что и на российской земле может развиваться наука и культура.

Державин, которого часто называют «певцом русской славы», защищал достоинство и свободу человека. Подобный мотив гуманизма постепенно превращался в кристаллизационное ядро обновленной идеологии.

Среди ярких представителей русского гуманизма восемнадцатого века можно отметить Новикова и Радищева. Новиков в двадцатипятилетнем возрасте издал журнал «Трутень», на страницах которого рассказывалось о русской жизни того времени.

Ведя серьезную борьбу со слепым подражанием Западу, постоянно высмеивая жестокость того периода, Новиков с грустью писал о сложном положении русского крестьянского люда. При этом осуществлялся процесс создания обновленного национального самосознания. Русские гуманисты XVIII века стали выдвигать в качестве важного аспекта мораль, они проповедовали преобладание нравственности над разумом.

К примеру, Фонвизин в романе «Недоросль» отмечает, что ум является только «безделицей», а прямую цену ему приносит благонравие.

Эта мысль была основной идеей русского сознания, существующего в тот исторический период.

Второй яркий поклонник русского гуманизма этого времени – А. Н. Радищев. Его имя окружено ореолом мученичества. Для последующих поколений русской интеллигенции он стал символом человека, который активно решал социальные проблемы.

В своем творчестве однобоко освещал философские ценности, поэтому стал ассоциироваться с активным «героем» радикального русского движения, борцом за освобождение крестьян. Именно за радикальные взгляды Радищева стали называть русским революционным националистом.

Его судьба сложилась довольно трагично, что привлекло к нему многих историков национального русского движения восемнадцатого века.

России XVIII века стремилась к светскому радикализму потомков тех людей, которые когда-то поддерживали идеи церковного радикализма. Радищев выделялся среди них тем, что свои мысли он базировал на естественном праве, которое в тот период связывали с руссоизмом, критикой неправды.

Он был не одинок в свой идеологии. Очень быстро вокруг Радищева появилось множество молодых людей, демонстрирующих свое благосклонное отношение к свободе мысли.

Заключение

Гуманистические идеи, которые зародились в 16-17-м веках, не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Несмотря на то, что в наши дни существует другая экономическая и политическая система, не утратили своей актуальности общечеловеческие ценности: доброжелательное отношение к другим людям, уважение собеседника, умение выявить творческие способности в каждом человеке.

Подобные принципы стали не только основой для создания художественных произведений, но и базой для модернизации отечественной системы образования и воспитания.

Произведения многих представителей эпохи Возрождения, которые в своем творчестве отражали гуманистские идеи, рассматриваются на уроках литературы и истории. Отметим, что принцип выдвижения человека в качестве важного живого существа стал основой при разработке новых образовательных стандартов в образовании.

Источник