Финансовый бизнес план бюджетного учреждения
Н. Б. Окушко, Сибирский фонд развития менеджмента социальной сферы и страхования
Источник: журнал «Финансовый справочник бюджетной организации» №10/2012
То, что продуманный бизнес-план – залог успешной деятельности коммерческой организации, не вызывает сомнений. Однако эффективность технологии бизнес-планирования в бюджетном или автономном учреждении для многих не столь очевидна. Чтобы развеять сомнения в необходимости бизнес-плана для учреждения, расскажем о преимуществах этого инструмента финансового менеджмента.
Основой бизнес-планирования является понимание того, что деятельность организации должна соответствовать потребностям и ожиданиям оплачивающих ее потребителей (покупателей).
Так, медицинское учреждение, желающее получать финансовое обеспечение в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), должно планировать оказание услуг, входящих в территориальную программу ОМС. Если предполагается заключить договор с организацией на оказание ее сотрудникам ряда медицинских услуг, необходимо учитывать требования и ожидания руководителей этой организации, при этом номенклатура планируемых платных услуг должна соответствовать потребностям населения.
Образовательное бюджетное учреждение, обосновывая заявку для получения бюджетных средств на обучение по определенным направлениям и специальностям, должно учитывать потребность государства в подготовке данных специалистов. Если же речь идет о планировании набора на платное обучение, необходимо понимать готовность населения платить за него.
Создаем бизнес-план шаг за шагом
Процесс разработки бизнес-плана “с нуля” достаточно сложен и требует прямого участия руководителей учреждения и подразделений, которые будут участвовать в его реализации. При невыполнении этого условия трудно уловить те незаметные “мелочи”, которые в дальнейшем могут серьезно повлиять на результат.
Шаг 1: проведение SWOT -анализа. В бизнес-плане необходимо четко определить цели, которых учреждение должно достичь на разных этапах реализации плана. Эти цели должны быть достижимыми и реалистичными, учитывать положение учреждения по сравнению с конкурентами. Поэтому сначала нужно выявить сильные и слабые стороны учреждения или подразделения, а также возможности и ограничения, которые могут возникнуть в будущем. Этот процесс называется анализом текущего положения (SWOT -анализом).
Шаг 2: построение перспективы. На основе данных, полученных из SWOT -анализа, необходимо описать состояние, к которому учреждение хотело бы прийти, иными словами, построить перспективу. Уже в процессе анализа может возникнуть множество идей, полезных для разработки перспективы. Она должна описывать, какие услуги и каким потребителям предполагается оказывать в будущем, какое место учреждение будет занимать на рынке этих услуг.
Шаг 3: постановка целей и задач. Исходя из перспективы, т. е. представления о том, чего учреждение должно добиться, например, за пять лет, разрабатываются промежуточные стадии и ставятся промежуточные цели, которые войдут в бизнес-план и создадут основу для продвижения вперед.
Шаг 4: разработка маркетинговой стратегии. Необходимо описать планируемое развитие деятельности учреждения и состав потребителей результатов этой деятельности. При этом учитываются спрос и нужды существующих или, если это планируется, новых потребителей. Приближение к нуждам потребителей и их ожиданиям составляет важную часть бизнес-плана.
Шаг 5: оценка ресурсов. Избранная маркетинговая стратегия, поставленные цели и задачи позволяют перейти к предварительной оценке ресурсов, необходимых для выполнения бизнес-плана.
Источник
1. Краткий инвестиционный меморандум
Цель коммерческо-хозяйственной деятельности:
- удовлетворение социальных потребностей в образовании детей в ДОУ — развития основных психических процессов (внимание, мышление, память, воображение), используя, прежде всего, новые информационные технологии;
- получение дохода, используемого для благосостояния членов коллектива ДОУ и развития учебно-методической базы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- обучение специалистов в области новых информационных технологий в образовании;
- организация компьютерного класса;
- составление программы развития внимания, памяти, мышления и воображения, используя специальное программное обеспечение;
- проведение рекламной кампании в СМИ и с родителями детьми.
Структура предполагаемых услуг такова:
- получение начальных навыков работы за ЭВМ;
- доступ к ресурсам Интернет;
- работа с развивающими и обучающими программными продуктами («Интеллект-плюс», «Умный ребенок» и др.);
- игровой досуг;
- работа с программным комплексом (Windows, офисный пакет программ, PhotoShop и др.) по повышению уровня компьютерных знаний (для самых одаренных детей).
Принципиально новым является то, что в данном проекте наблюдается внедрение новых информационных технологий в образовании в ДОУ, что является исключением, т.к. сделана попытка совместить современные технологии с детским мировоззрением и разумом.
Сумма первоначальных инвестиций — 2 028 000 рублей;
Точка безубыточности — на 3 месяц;
Срок окупаемости — 21 месяц;
Средняя ежемесячная прибыль — 103 369 рублей.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
В последнее время рост промышленности в стране составил примерно 5%, что является хорошим показателем. При таком развитии большое значение играет автоматизация технологического процесса, т.е. внедрение информационных технологий на предприятие. Для решения данной задачи необходим грамотный персонал, обладающими знаниями в данной области. Таким образом, возникает потребность в квалифицированных трудовых ресурсах. Данную потребность можно удовлетворить либо привлечением сторонних специалистов, на что необходимы значительные финансовые ресурсы, либо обучением собственных кадров уже стадии дошкольного периода, что является более дешевой альтернативой.
Таким образом, необходимость данного проекта очевидна, к тому организация компьютерного класса позволит создать более благоприятный общий социальный фон в районе.
ДОУ представляет собой учреждение образования, владельцем которого является муниципалитет.
В течение последних лет специалисты отдела внедрения новых технологий провели исследование и разработали целый ряд уникальных информационных услуг, который отвечает наиболее актуальным запросам населения в данном районе.
Таким образом, предметов бизнеса является образовательные услуги.
Учредителем и организатором данного проекта является администрация ДОУ в лице подразделения по внедрению новых технологий.
Структура предполагаемых услуг такова:
- получение начальных навыков работы за ЭВМ;
- доступ к ресурсам Интернет;
- работа с развивающими и обучающими программными продуктами («Интеллект-плюс», «Умный ребенок» и др.);
- игровой досуг;
- работа с программным комплексом (Windows, офисный пакет программ, PhotoShop и др.) по повышению уровня компьютерных знаний (для самых одаренных детей).
Принципиально новым является то, в данном проекте наблюдается внедрение новых информационных технологий в образовании в ДОУ, что является исключением, т.к. сделана попытка совместить современные технологии с детским мировоззрением и разумом. Таким образом, на рынке имеется некоторое свободное пространство, которое с успехом может заполнить данный проект.
Вторым положительным аргументом является то, что в классе присутствуют опытные воспитатели и психолог, т.е. дети находятся под жестким контролем.
Особое внимание необходимо уделить безопасности занятий. Перед каждым уроком или досуговым занятием детям читается инструкция по правильному поведению и работе в классе. Для того чтобы данный процесс имел наибольшую эффективность, правила читаются в виде игры, т.е. воспитатель показывает все своими руками.
В виду того, что ДОУ в данном районе одно, то можно утверждать, что предлагаемые услуги в образовании будут оставаться востребованными, по крайне мере, до появления второго такого учреждения.
Предполагается, что основными клиентами компьютерного класса будут являться дети данного ДОУ, а также привлеченные средства маркетинга дети из других ДОУ.
Таким образом, ДОУ в основном обслуживает население одного района, но планирует за счет стратегии маркетинга расширить свою деятельность до общегородского уровня, и намеревается развивать новые направления бизнеса в сфере предоставления информационных услуг.
План маркетинга включает комплекс действий, включая товарную, ценовую, сбытовую и сервисную политику и стратегию.
Товарная политика предполагает обеспечение широкого ассортимента различных информационных и образовательных услуг, описанных выше.
Товарная стратегия ДОУ предусматривает:
- учет требований родителей и детей к качеству предлагаемых услуг;
- различные формы и методы проведения занятий;
- постоянное улучшение качества образования, за счет повышения квалификации персонала.
Ценовая политика по услугам увязана с общими целями коммерческо-хозяйственной деятельности и включает формирование кратко- и долгосрочных целей на базе издержек образования и спроса на услуги, а также цен конкурентов.
Ценовая стратегия должна базироваться на товарной политике и предполагает:
- использование механизма гибких цен в зависимости от выбранного часового объема занятий;
- хорошее качество образования при ценах, ниже чем у конкурентов;
- разработку системы льгот и скидок.
В основе стратегии ценообразования лежит метод средних затрат, который предусматривает установление рыночной цены исходя из издержек образования и прогнозируемом уровне прибыли, сопоставимым со средней учетной ставкой.
Сбытовая политика ДОУ ориентирована на формирование и стимулирование спроса на услуги.
Сбытовая стратегия заключается в:
- создании и регулировании коммерческих связей;
- рекламной деятельности в различных формах;
- участии в семинарах по вопросам внедрения новых информационных технологий в образование.
Сервисная политика предприятия предполагает оказание психологической помощи ребенку.
Т.к. данный проект рассчитан на детей в возрасте 4-6 лет, то можно утверждать, что основную ответственность при принятии решения о пользовании образовательными услугами несут родители детей. И именно родители будут контролировать спрос на предлагаемые услуги, при условии, что дети будут положительно относиться к идеи программы образования. Но данное условие не имеет большого значения, т.к. в представленном проекте все занятия построены с учетом всех пожеланий детей и рекомендаций специалистов. Поэтому сегментацию рынка проведем по возрастному и половому признакам родителей.
При проведении маркетинговых исследований было опрошено 50 полных семей, т.е. 50% женщин и 50% мужчин.
Таким образом, можно сделать вывод, что как женщины, так и мужчины предпочитают занятия со своими детьми раз в неделю и более всем остальным вариантам. Некоторые мужчины желают занятия для детей в количестве не 1 раза в две недели или даже месяца, что совсем не характерно для женщин. Примерно подлились голоса в ответе «никогда». Т.е. можно отметить, что в целом для женщин характерна позиция либо заниматься, либо не заниматься совсем. Мужчины же в этом вопросе более сдержаны и предлагают оставить выбор за детьми.
Таким образом, можно сделать вывод, что при сегментации по половому признаку, и учитывая то, что наиболее значимой является первая категория, большее влияние на график занятий оказывают женщины, т.е. мамы, что является достаточно предсказуемым фактором.
4. Организационная структура
Организационно-правовая форма — ООО.
Общее руководство проектом будет осуществлять администрация ДОУ. Непосредственно проектом будет руководить подразделение внедрения новых технологий в лице его начальника. Все консультационные, технические и иные вопросы, связанные с проектом, будет разрешать персонал вышеназванного отдела, имеющий для этого все необходимые интеллектуальные и методические ресурсы, а также патенты на уникальные программные продукты. Система управления представлена в таблице.
Постоянные расходы | Оклад | Количество сотрудников | Сумма | Средняя з/п в месяц на сотрудника |
Директор | 25 000 | 1 | 25 000 | 45 403 |
Администратор | 20 000 | 2 | 40 000 | 26 801 |
Преподаватель | 13 000 | 6 | 78 000 | 35 670 |
Страховые взносы | 42 900 | |||
Итого ФОТ | 185 900 |
Данный штат отвечает всем кадровым потребностям проекта, другие работники будут наниматься по мере необходимости. Система оплаты труда предусматривает политику вознаграждения в виде единовременных оплат из прибыли.
Для открытия компьютерного класса в ДОУ необходимо, прежде всего, приобрести требуемое оборудование и мебель. Затраты, структурированные по статьям, представлены в таблице.
Наименование | Количество | Цена за 1 шт. | Обшая сумма |
Авторская методика развивающих занятий | 3 | 50 000 | 150 000 |
Интерактивная доска | 6 | 62 000 | 372 000 |
Набор развивающих игрушек | 2 | 35 000 | 70 000 |
Методические материалы, комплект | 1 | 40 000 | 40 000 |
Компьютер | 20 | 25 000 | 500 000 |
Комплект парта-стул | 30 | 12 000 | 360 000 |
Диван | 4 | 15 000 | 60 000 |
Кресла | 8 | 7 000 | 56 000 |
Оборудование ресепшена | 1 | 30 000 | 30 000 |
Итого: | 1 638 000 |
Инвестиции на открытие | |
Регистрация, включая получение всех разрешений | 10 000 |
Ремонт и вывеска | 150 000 |
Рекламная кампания | 100 000 |
Аренда на время ремонта | 120 000 |
Закупка оборудования | 1 638 000 |
Прочее | 10 000 |
Итого | 2 028 000 |
Ежемесячные затраты | |
ФОТ (включая отчисления) | 355 925 |
Аренда | 120 000 |
Коммунальные услуги | 10 000 |
Реклама | 30 000 |
Бухгалтерия (удаленная) | 10 000 |
Непредвиденные расходы | 10 000 |
Итого | 535 925 |
План продаж на 24 месяца с учетом сезонности, прогноз эффективности инвестиций и расчет экономических показателей бизнеса представлен в финансовой модели.
Срок окупаемости проекта составляет примерно 15 месяцев.
Финансовая стратегия ДОУ заключается в ускорении экономического роста. Полная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда учреждение обеспечивает стабильное снижение стоимости используемого капитала и постоянный рост своей рыночной стоимости. Эта задача требует ускорения темпов экономического развития на основе внесения определенных корректив в финансовую стратегию предприятия. Данная задача решается путем вложения в первую очередь собственных средств.
Скачать финансовую модель
Финансовая модель образовательного учреждения
Источник
Планирование деятельности бюджетного учреждения. Порядок составления Плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения
Деятельность любого хозяйствующего субъекта осуществляется в рамках существующей внешней среды для достижения четко поставленной цели. Цель деятельности бюджетных учреждений определяется собственником в лице государства. Процесс управления деятельностью бюджетного учреждения включает в себя следующие функции: планирование, организацию, регулирование, учет, анализ и контроль. Поэтому планирование является частью управленческой деятельности любого уровня, которая направлена на определение целей и задач деятельности бюджетного учреждения, а также выработку путей достижения этих целей.
В зарубежной практике выделяются четыре основных типа планирования [1]:
- 1) реактивное планирование (ориентация на прошлое), которое базируется на анализе предшествующего опыта развития производства и чаще всего опирается на сложившиеся традиции;
- 2) инактивное планирование (ориентация на настоящее), которое основано на существующем положении предприятия и не предусматривает ни возвращения к прежнему состоянию, ни продвижения вперед. Основными целями предприятия при таком планировании являются выживание и стабильность производства;
- 3) преактивное планирование (ориентация на будущее), которое направлено на осуществление непрерывных изменений в разных сферах деятельности организации;
- 4) интерактивное планирование (взаимодействие первых трех видов планирования), которое заключается в проектировании перспективного будущего и изыскании путей его построения.
Планирование деятельности бюджетных учреждений — это постановка целей в виде плановых (прогнозных) показателей доходов и расходов, которых необходимо достичь за планируемый период (как правило, год). Процедура планирования выполняет следующие задачи: повышение эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов; обеспечение координации деятельности и взаимосвязи интересов отдельных подразделений учреждения; прогнозирование, анализ и оценка результативности деятельности учреждения и повышение обоснованности принимаемых управленческих решений; обеспечение финансовой устойчивости и улучшение финансового состояния учреждения.
На бюджетное учреждение возлагается обязанность составлять и представлять на утверждение вышестоящему органу (орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя) План финансовохозяйственной деятельности по установленной форме, который составляется на финансовый год, в случае если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период. План составляется учреждением по форме, утвержденной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и содержит заголовочную, содержательную и оформляющую части.
Формирование показателей Плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения по поступлениям и выплатам исходит из представленной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, информации о планируемых объемах расходных обязательств:
- • субсидий на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ);
- • целевых субсидий, предоставляемых в соответствии с проектом закона (решения) о бюджете на осуществление соответствующих целей;
- • субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества;
- • публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме, полномочия по исполнению которых от имени органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления планируется передать учреждению в установленном порядке.
Плановые показатели по поступлениям формируются учреждением в разрезе: субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания (код КОСГУ 180); целевых субсидий (код КОСГУ 180); субсидий на осуществление капитальных вложений (код КОСГУ 180); поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ) в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе (код КОСГУ 130), а также поступлений от приносящей доход деятельности (код КОСГУ 130).
Плановые показатели поступлений от оказания бюджетным учреждением услуг (выполнения работ) на платной основе в рамках приносящей доход деятельности учреждение рассчитывает самостоятельно, исходя из планируемого объема оказания услуг (выполнения работ) и планируемой стоимости их реализации [3].
Плановые показатели по выплатам формируются учреждением в разрезе выплат по кодам классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ): оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда (коды 211, 212, 213); услуги связи (код 221); транспортные услуги (код 222); коммунальные услуги (код 223); арендная плата за пользование имуществом (код 224); услуги по содержанию имущества (код 225); прочие услуги (код 226); пособия по социальной помощи населению (код 262); приобретение основных средств (код 310); приобретение нематериальных активов (код 320); приобретение материальных запасов (код 340); прочие расходы (код 290); иные выплаты, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Плановые объемы выплат, связанных с выполнением бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания, формируются с учетом нормативных затрат, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией в соответствии с п. 4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Объемы планируемых выплат, источником финансового обеспечения которых являются поступления от оказания учреждениями услуг (выполнения работ) в рамках выполнения государственного (муниципального) задания на платной основе, формируются учреждением в соответствии с порядком определения платы, установленным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения (с учетом изменений) утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. При этом данный орган может в установленном им порядке предоставить право утверждать План (с учетом изменений) руководителю бюджетного учреждения.
После утверждения в установленном порядке закона (решения) о бюджете План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения при необходимости уточняется учреждением и направляется на утверждение. Уточнение показателей Плана финансовохозяйственной деятельности, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания, осуществляется с учетом показателей утвержденного государственного (муниципального) задания и размера субсидии на его выполнение.
При формировании Плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения в части приносящей доход деятельности необходимо учитывать нормируемые расходы в соответствии со ст. 264 НК РФ. Расходы, произведенные сверх норм вышеуказанной статьи, осуществляются за счет прибыли, остающейся после налогообложения приносящей доход деятельности учреждения.
Расходы бюджетного учреждения в зависимости от их роли в процессе приносящей доход деятельности подразделяются на прямые и косвенные (накладные). К прямым относятся расходы, прямо и непосредственно включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг): материальные запасы; начисленная заработная плата основного персонала; отчисления в государственные внебюджетные фонды; прочие прямые расходы. К косвенным (накладным) расходам относятся расходы, связанные с организацией и управлением деятельности учреждения в целом: содержание аппарата управления и обслуживающего персонала; услуги связи; аренда помещений; отопление, освещение, водоснабжение, канализация; текущий ремонт объектов основных средств и пр. Данные расходы являются расходами к распределению между разными видами деятельности бюджетного учреждения (видами финансового обеспечения), и это надо учитывать на стадии ее планирования.
Рекомендуется через принятие учетной политики бюджетного учреждения распределение накладных расходов по видам деятельности учреждения (видам финансового обеспечения) осуществлять в зависимости от принятых показателей Плана финансово-хозяйственной деятельности в следующем порядке:
- 1) в случае если Планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения предусмотрено финансирование накладных расходов (оплата коммунальных услуг, услуг связи, расходы по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходы на ремонт основных средств и т.п.) за счет нескольких источников, принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от деятельности, приносящей доход, и средств целевого финансирования (субсидий бюджета и иных целевых средств), производится пропорционально объему средств, полученных от деятельности, приносящей доход, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования);
- 2) в случае если Планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения не предусмотрено финансирование накладных расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи (за исключением мобильной связи) и на ремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств (субсидий), указанные расходы учитываются в полном объеме по приносящей доход деятельности при условии, что эксплуатация указанных основных средств связана с ведением такой деятельности;
- 3) в случае если Планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения предусмотрено финансирование услуг связи и коммунальных услуг за счет нескольких источников, однако практически некоторые расходы могут быть оплачены только за счет средств, полученных от деятельности, приносящей доход, через принятие учетной политики необходимо правильно определить долю расходов, учитываемых при планировании деятельности учреждения.
В целях реализации нормы Федерального закона от 08.05.2010 № 83 -ФЗ о самостоятельности бюджетных и автономных учреждений объемы государственных (муниципальных) заданий и объемы финансового обеспечения выполнения этих заданий утверждает вышестоящий орган (ГРСБ) с функциями и полномочиями учредителя, а учреждения при планировании самостоятельно определяют соответствующие расходы при условии равенства доходов и расходов.
При планировании деятельности учреждений должен быть единый (одинаковый) подход к определению объемов финансового обеспечения выполнения задания (гарантий бюджета через принятие расходных обязательств). В соответствии с п. 4 ст. 69.2 «Государственное (муниципальное) задание» Бюджетного кодекса Российской Федерации объем финансового обеспечения выполнения задания рассчитывается исходя из нормативных затрат на его выполнение. Однако нормативные затраты на выполнение соответствующих заданий для бюджетных и автономных учреждений определяются в целях расчета объемов субсидий как гарантии учредителя (бюджета), а не в целях расходования субсидий бюджетными учреждениями.
Объем финансового обеспечения государственного (муниципального) задания для аналогичных по специфике деятельности (аналогичные объемы на услуги) бюджетных учреждений должен быть установлен в одинаковом размере. При этом формой финансирования выполнения государственного (муниципального) задания является субсидия на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).
Право бюджетных учреждений как получателей субсидий бюджета зафиксировано в Соглашении о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг. Тем самым учредитель (соответствующий уровень бюджета) принимает на себя обязательство по покрытию затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг в соответствии с утвержденным им заданием. При этом получатель субсидий (бюджетное учреждение) дает согласие на государственный (муниципальный) финансовый контроль исполнения субсидий, осуществляемый учредителем.
Под утвержденные в годовом объеме субсидии, зафиксированные в Соглашении и утвержденные в установленном порядке в Плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения, необходимо произвести в бухгалтерском учете бюджетного учреждения начисление субсидий, закрепив тем самым обязанность учредителя (бюджета) по предоставлению субсидии на соответствующий финансовый год. Операция начисления субсидии по принятому Соглашению отражается в бухгалтерском учете как доход будущего периода (счет 401 40) последним днем декабря текущего периода.
Согласно Указаниям по применению Бюджетной классификации в Российской Федерации (приказ Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н) субсидии на осуществление капитальных вложений используются бюджетными учреждениями в следующих направлениях: на приобретение объектов недвижимого имущества; осуществление капитального строительства объектов недвижимости.
При планировании финансово-хозяйственной деятельности и ведении бухгалтерского учета бюджетными учреждениями необходимо учитывать следующее:
- • в целях единого подхода к определению объемов финансового обеспечения выполнения задания бюджетными учреждениями необходимо учитывать отраслевую специфику деятельности и нормативные затраты на оказание аналогичных услуг. Тем самым соблюдается равенство: нормативы затрат и соответствующие им объемы заданий и финансового обеспечения должны быть равными для всех учреждений, оказывающих аналогичные услуги;
- • нормативы затрат на содержание имущества бюджетных учреждений могут быть разными, так как зависят от многих факторов;
- • объемы финансового обеспечения в форме субсидий на осуществление капитальных вложений формируются учредителем и предоставляются на стадии планирования бюджетным учреждениям в зависимости от их реальной потребности. Планирование деятельности бюджетных учреждений следует осуществлять в направлении планирования: фонда оплаты труда работников учреждения (код 210); объемов закупок (коды 220, 290, 310, 340). При этом следует учитывать целевой характер расходов, включающий целевую статью и вид расходов, на которые предоставляются субсидии бюджетным учреждениям.
При формировании Плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетные учреждения должны учитывать целевую направленность предоставленных им учредителем субсидий, т.е. формировать расходную часть, исходя из кодов КОСГУ (211, 212, 213, 221— 226, 290, 310, 340). При этом следует соблюдать вид субсидирования. Бюджетным учреждениям дано право самостоятельной детализации кодов КОСГУ при формировании планов финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
В рамках финансового контроля должен производиться контроль за целевым использованием бюджетных средств в форме субсидий в соответствии с кодами целевых статей и видов расходов, а не в соответствии с кодами КОСГУ, зафиксированными в утвержденном Плане финансово-хозяйственной деятельности.
Бюджетные учреждения при формировании Плана финансовохозяйственной деятельности в доходной части в рамках приносящей доход деятельности должны учитывать следующее: приносящая доход деятельность — это деятельность, направленная на постоянное извлечение доходов (коды КОСГУ 130, 120); функциональные доходы (как правило, код КОСГУ 130, но возможен код 120), связанные с уставной деятельностью учреждения, являются планируемыми (прогнозируемыми) доходами в виде ожидаемых (потенциальных) доходов. Данные доходы должны утверждаться Планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения (например, в образовательных учреждениях — все доходы от оказания образовательных услуг, в медицинских учреждениях — доходы от оказания медицинских услуг и т.п.); доходы, поступающие от хозяйственных операций учреждения и не связанные с деятельностью, ради которой учреждение создано учредителем, а связанные с расчетами по ущербу имуществу и иным доходам (например, штрафы, продажа активов, возмещение расходов, продажа изделий, созданных учениками на уроках труда в образовательном учреждении, и т.п.), признаются непрогнозируемыми поступлениями. Поэтому данные поступления не создают расходных обязательств и их не следует учитывать при формировании Плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения, так как они не являются объектом планирования; бюджетные и автономные учреждения, уставом которых предусмотрена приносящая доход деятельность, должны иметь достаточное имущество для обеспечения этой деятельности, т.е. быть ликвидными и неубыточными.
Финансово-экономическое обоснование некоторых управленческих решений, которые должны учитываться на стадии планирования деятельности учреждения, отражается в Плане финансовохозяйственной деятельности учреждения через созданные в установленном порядке резервы:
- • резерв предстоящих расходов и отложенных обязательств (например, под будущую процедуру реорганизации учреждения, под изменение типа существующего учреждения и т.п.);
- • резерв на оплату отпусков работникам учреждения с целью начисления оплаты очередного отпуска, а также будущей компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работников;
- • резерв на расходные обязательства по оспариваемым делам в судах, так как обязательство по судебным искам должно создаваться (планироваться) не на момент его исполнения;
- • резерв на возмещение ущерба, причиненного физическому лицу, включая судебные издержки, государственную пошлину и т.п.;
- • резерв на расходы по утилизации имущества учреждения создается на момент приобретения имущества и используется, например, при ликвидации объектов основных средств, при захоронении материалов, потребленных в медицинских учреждениях, и т.п. Примерный План финансово-хозяйственной деятельности образовательного бюджетного учреждения представлен в табл. 4.1 [2].
В целом система планирования бюджетного учреждения включает в себя формирование Плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения, составление плановых (нормативных) калькуляций, составление бюджетов на определенный период. Соответственно система анализа показателей деятельности бюджетного учреждения (система анализа фактических и плановых показателей объектов учета, анализа показателей бухгалтерской отчетности) включает в себя: выявление отклонений фактических показателей (фактической себестоимости) от плановых (нормативных) показателей; анализ показателей бухгалтерской отчетности (оценка финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности, рентабельности, оборачиваемости ресурсов учреждения и т.д.); применение методов анализа в целях управления результативностью деятельности учреждения.
Система внутреннего контроля (система контроля за совершением хозяйственных операций при помощи процедуры санкционирования расходов и системы отклонений фактических показателей от плановых) включает формирование Положения о системе внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни учреждения и организацию учета затрат для целей управления.
Источник