Дорожная карта бизнеса 2020 план

Дорожная карта бизнеса 2020 план thumbnail

В 2010 году в Казахстане внедрили программу «Дорожная карта бизнеса – 2020». За 10 лет она стала очень популярной среди предпринимателей. С лаконичной аббревиатурой ДКБ-2020 знаком каждый бизнесмен, который когда-либо получал субсидии от государства или участвовал в программе гарантирования кредитов под покупку трактора, швейного оборудования, сырья для посева и производства и так далее.

Пришло время подводить итоги, исполнители кратко резюмируют: учитывая возросший интерес и количество поступающих заявок, в последние три года спрос превысил предложение. В некоторых регионах желающих оказалось настолько много, что действительно не хватало денег на субсидирование и гарантирование по данной программе.

Как работает программа ДКБ-2020, кто ответственен за её результаты, а также какие итоги может подвести Правительство за десять лет работы? Informburo.kz собрал самое важное для читателей.

Что такое ДКБ-2020

Программу «Дорожная карта бизнеса – 2020» разработали и презентовали в 2010 году после Послания Первого Президента страны Нурсултана Назарбаева. Тогда глава государства выступил с речью «Новое десятилетие – Новый экономический подъём» и поручил форсированно развивать регионы.

Ответственными за реализацию программы назначили центральные и местные исполнительные органы, субъекты квазигосударственного сектора. Контроль за исполнением задуманного возложили на Министерство национальной экономики. Основным оператором программы ДКБ-2020 является холдинг «Байтерек» через свою дочернюю организацию – фонд развития предпринимательства «Даму».

Цель программы: обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства, а также поддержание действующих и создание новых постоянных рабочих мест.

Перед ДКБ-2020 стояли задачи:

  1. Повышение доступности финансирования для предпринимателей в сёлах, малых городах и моногородах.
  2. Увеличение производственных мощностей.
  3. Расширение бизнес-инициативы предпринимателей в регионах.
  4. Увеличение объёмов готовой продукции обрабатывающей промышленности.
  5. Создание новых конкурентоспособных производств.
  6. Увеличение занятости населения в малом и среднем предпринимательстве.
  7. Недопущение перехода валютных рисков в кредитные в связи с колебаниями иностранных валют.
  8. Информационно-аналитическое обеспечение предпринимательства.
  9. Повышение компетенции предпринимателей.
  10. Повышение производительности субъектов индустриально-инновационной деятельности.
  11. Расширение деловых связей.

Программой были определены целевые индикаторы: нужно довести долю обрабатывающей промышленности в ВВП до не менее 12,5%, увеличить объём выпуска продукции в 1,5 раза, при этом занятость людей и количество активно действующих предприятий должны возрасти на 50%.

Чего удалось достичь в рамках ДКБ-2020?

За годы реализации дорожной карты доля малого и среднего бизнеса в ВВП увеличилась до 28,4%. Тогда как в 2015 году этот показатель равнялся 24,9%.

Читайте также: Гаухар Бурибаева, фонд «Даму»: программа ДКБ-2020 – эффективна и будет продлена до 2025 года

«Количество действующих субъектов малого и среднего бизнеса возросло на 400 тысяч человек, составив 1,3 млн, а число занятых увеличилось на 300 тысяч и составило 3,3 млн человек. По итогам реализации программы финансировано более 16 тысяч субъектов предпринимательства, обучено более 100 тысяч предпринимателей, произведено продукции на 15,5 трлн тенге, уплачено налогов на сумму 1 трлн тенге«, – сказано в отчёте.

Госпрограмма доказала свою эффективность. С 2010 года в результате её реализации сохранено более 342 тысяч рабочих мест и создано свыше 94 тысяч новых.

К примеру, номенклатура экспортируемых товаров обрабатывающей промышленности увеличилась на 21%. В частности, появились такие новые экспортные товары, как аккумуляторы, прокат плоский из железа или нелегированной стали, проволока из нелегированного алюминия.

«За 2010-2018 годы сформирован каркас для развития обрабатывающей промышленности. Так, появились новые точки роста в результате реализации 1250 проектов на сумму 7,9 трлн тенге и привлечения 29 инвесторов из списка Global-2000/ТНК. Создана эффективная базовая индустрия посредством модернизации 35 предприятий, появления новых направлений экономики и новых товаров с высоким экспортным и инновационным потенциалом», – сказано в отчёте Кабмина.

Программа ДКБ-2020 доказала свою эффективность, но поддержка бизнеса не прекратится 31 декабря 2019 года. Президентом Казахстана уже утверждён общенациональный план, согласно которому выделяются дополнительные деньги и разрабатывается новая программа поддержки бизнеса до 2025 года.

На данный момент прорабатываются условия программы. То есть концептуально уже решено, что ДКБ продлевается до 2025 года, но фактически она будет утверждена в ближайшее время, как только закончится проработка всех деталей.

Что нового предлагается в программе ДКБ-2025?

На том же заседании Правительства были одобрены новые подходы поддержки бизнеса в рамках дорожной карты до 2025 года. На повестку также вынесены вопросы реализации проекта «Ауыл – Ел бесігі» и план работ Кабмина на 2020 год.

Проект госпрограммы «Дорожная карта бизнеса – 2025» предусматривает идентичные цели и задачи, однако инструменты поддержки усовершенствованы. Так, увеличивается размер кредитования с 60 до 360 млн тенге. На следующий этап реализации программы выделено 421 млрд тенге, что в 1,5 раза больше финансирования за предыдущие пять лет.

В результате реализации ДКБ-2025 ожидается:

  • увеличение доли МСБ в ВВП не менее 35%;
  • доведение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП не менее 13,4%;
  • рост налоговых поступлений от предпринимателей не менее чем в два раза;
  • создание новых 30 тысяч рабочих мест.

Таким образом, свыше трети экономики будет приходиться на малый и средний бизнес уже в 2025 году, а к 2050 году МСБ составит уже половину ВВП страны.

Председатель правления АО «НУХ «Байтерек» Айдар Арифханов рассказал, что большое значение при реализации программы имеет деятельность регионов. Холдинг активно сотрудничает с акиматами областей. Среди регионов по сумме кредитов в рамках субсидирования в 2018 году лидировали города Алматы, Нур-Султан и Атырауская область. По сумме кредитов в рамках гарантирования – Актюбинская область, города Нур-Султан, Алматы.

Читайте также: Дорожная карта бизнеса – 2025: какие новые инструменты поддержки бизнеса собираются внедрить

В этих регионах уже имеются успешные проекты. Как, например, в Туркестанской области ТОО «Бал Текстиль», которое производит более 500 разновидностей ковров и является первым казахстанским поставщиком продукции для всемирно известной торговой марки IKEA. В той же области компания «Билал» занимается производством молотого кофе.

Интересно, что появляются проекты социального характера. В Актюбинской области при поддержке холдинга строятся частная школа, интернат, в рамках государственно-частного партнёрства реализуется проект по оказанию услуг скорой медицинской помощи с загруженностью 200 тысяч вызовов в год.

Источник

Дорожная карта бизнеса 2020 план

Целью Программы является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест.

  • субсидирование процентной ставки по кредиту/лизингу до 7%,
  • частичное гарантирование по кредитам до 70% от суммы займа
  • подведение инфраструктуры
  • сервисные услуги (разработка бизнес плана, маркетинг, бухгалтерские, юридические услуги)
  • гранты начинающим Предпринимателям до 3 млн.тенге.
  • обучение топ-менеджмента малого и среднего бизнеса;
  • привлечение иностранных специалистов (программа «Старшие сеньоры»)

Реализация Программы осуществляется по трем направлениям:

  1. Поддержка новых бизнес-инициатив
  2. Оздоровление предпринимательского сектора
  3. Поддержка экспортоориентированных производств

 Государственная поддержка в рамках первого направления реализации Программы заключается:

  1. в субсидировании части процентной ставки по кредитам Банков для реализации проектов (субсидирование ставки вознаграждения может осуществляться только по кредитам Банков со ставкой вознаграждения в тенге не более 14%, из которых 7% — компенсирует государство, в валюте не более 12%, из которых 5% — компенсирует государство).
  2. в частичном гарантировании по кредитам Банков, направленным на реализацию проектов;
  3. в развитии производственной (индустриальной) инфраструктуры (цели: дороги, водоотведение, газификация, водоводы, паропроводы, теплоснабжение, строительство и реконструкция котельных для промышленных площадок, водопроводы, железнодорожные тупики, телефонизацию, электрические подстанции, линии электропередач. Предоставление будет осуществляться при наличии: плана развития промышленных площадок; отведенных земельных участков; технических условий на подведение производственной (индустриальной) инфраструктуры, согласованных с заинтересованными государственными органами и учреждениями; технико-экономического обоснования строительства новых и развития действующих промышленных площадок; стоимость строительства (реконструкции) инфраструктуры не более 50% от стоимости проекта);
  4. в сервисной поддержке ведения бизнеса;
  5. в подготовке кадров, молодежной практике и организации социальных рабочих мест (компонент вводится с 2011 года).

 В рамках второго направления – оздоровления предпринимательского сектора – может оказаться следующая поддержка:

  1. субсидирование Должнику части процентной ставки по уже имеющимся кредитам Банков (на момент одобрения) и на новую задолженность в рамках одной кредитной линии, которая возникает после одобрения проекта;
  2. рассмотрение вопроса о предоставлении Должнику отсрочки по погашению налоговой задолженности в бюджет (кроме индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты) без начисления пени;
  3. другие мероприятия по оздоровлению предприятий в рамках Плана финансово-экономического оздоровления, в том числе по задолженности перед внутренними кредиторами по облигациям, размещенным на Казахстанской фондовой бирже.

 Третье направление реализации Программы направлено на поддержку предпринимателей, экспортирующих продукцию на внешние рынки.

Государственная поддержка будет оказываться через субсидирование части процентной ставки по уже имеющимся кредитам Банков.

Приоритетные сектора экономики для потенциальных участников Программы «Дорожная карта бизнеса – 2020»:

  1. агропромышленный комплекс;
  2. технические услуги в области горнодобывающей промышленности;
  3. легкая промышленность и производство мебели;
  4. производство строительных материалов и прочей неметаллической минеральной продукции;
  5. металлургия, металлообработка, машиностроение;
  6. другие сектора промышленности (в т.ч. производство прочих готовых изделий; электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование; сбор, обработка и распределение воды; канализационная система; сбор, обработка и удаление отходов, утилизация отходов; рекультивация и прочие услуги в области удаления отходов);
  7. транспорт и складирование;
  8. туризм;
  9. информация и связь;
  10. профессиональная, научная и техническая деятельность;
  11. образование;
  12. здравоохранение и социальные услуги;
  13. искусство, развлечение и отдых;
  14. предоставление прочих видов услуг (ремонт компьютеров, предметов личного потребления и бытовых товаров).

*Более подробно можно узнать в Палате предпринимателей ЮКО и Центре обслуживания предпринимателей

  •     Call-center:  8 (7252) 995501, 998020
  •     Приемные дни: пн-пт с 9:00 до 18:00
  •     перерыв с 13:00 до 15:00

Источник

Заголовок
Форма НПА и орган, принявший акт
Дополнительная информация
Дата изменения
Статус НПА
1Об утверждении Программы «Дорожная карта бизнеса 2020»Постановление Правительство Республики Казахстан от 13 апреля 2010 года № 30113.04.2010Новый
2Об утверждении Программы «Дорожная карта бизнеса 2020»Постановление Правительство Республики Казахстан от 13 апреля 2010 года № 30126.10.2010Обновленный
3Об утверждении Программы «Дорожная карта бизнеса 2020»Постановление Правительство Республики Казахстан от 13 апреля 2010 года № 30131.12.2010Обновленный
4Об утверждении Программы «Дорожная карта бизнеса 2020»Постановление Правительство Республики Казахстан от 13 апреля 2010 года № 30101.01.2011Обновленный
5Об утверждении Программы «Дорожная карта бизнеса 2020»Постановление Правительство Республики Казахстан от 13 апреля 2010 года № 30121.01.2011Обновленный
6Об утверждении Программы «Дорожная карта бизнеса 2020»Постановление Правительство Республики Казахстан от 13 апреля 2010 года № 30109.06.2011Обновленный
7Об утверждении Программы «Дорожная карта бизнеса 2020»Постановление Правительство Республики Казахстан от 13 апреля 2010 года № 30111.07.2011Обновленный
8Об утверждении Программы «Дорожная карта бизнеса 2020»Постановление Правительство Республики Казахстан от 13 апреля 2010 года № 30101.12.2011Обновленный
9Об утверждении Программы «Дорожная карта бизнеса 2020»Постановление Правительство Республики Казахстан от 13 апреля 2010 года № 30127.03.2012Обновленный
10Об утверждении Программы «Дорожная карта бизнеса 2020»Постановление Правительство Республики Казахстан от 13 апреля 2010 года № 30128.04.2012Обновленный
11Об утверждении Программы «Дорожная карта бизнеса 2020»Постановление Правительство Республики Казахстан от 13 апреля 2010 года № 30112.09.2012Обновленный
12Об утверждении Программы «Дорожная карта бизнеса 2020»Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 апреля 2010 года № 30117.05.2013Обновленный
13Об утверждении Программы «Дорожная карта бизнеса 2020»Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 апреля 2010 года № 30131.12.2013Обновленный
14Об утверждении Программы «Дорожная карта бизнеса 2020»Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 апреля 2010 года № 30131.03.2014Обновленный
15Об утверждении Программы «Дорожная карта бизнеса 2020»Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 апреля 2010 года № 30111.07.2014Обновленный
16Об утверждении Программы «Дорожная карта бизнеса 2020»Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 апреля 2010 года № 30101.01.2015Обновленный
17Об утверждении Программы «Дорожная карта бизнеса 2020»Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 апреля 2010 года № 30105.02.2015Обновленный
18Об утверждении Программы «Дорожная карта бизнеса 2020»Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 апреля 2010 года № 301. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 16831.03.2015Утративший силу

Источник

Условия субсидирование проектов в рамках первого направления Программы

Участники Субъекты малого, в том числе микропредпринимательства
Отрасль Без отраслевых ограничений
Максимальная сумма кредитования на инвестиции не более 20 миллионов тенге, на пополнение оборотных средств не более 5 миллионов тенге
Размер субсидирования Базовая ставка НБ РК + 8,5%, из которых 6% оплачивает предприниматель, а разница субсидируется государством
Срок кредитования 1. направленные на инвестиции, составляет 3 (три) года без права пролонгации срока субсидирования;
2. направленные на пополнение оборотных средств, составляет 2 года без права пролонгации срока субсидирования 


Условия субсидирование проектов в рамках второго направления Программы

Участники Предприниматели/субъекты индустриально-инновационной деятельности, реализующие и (или) планирующие реализовать собственные проекты
Отрасль Без отраслевых ограничений ( за исключением торговли и видов деятельности указанных в пункте 4 ПК РК)
Максимальная сумма кредитования Не может превышать 7 млрд. тенге для одного предпринимателя и рассчитывается без учета задолженности по кредиту/договору финансового лизинга аффилиированных с ним лиц/компаний.
Размер субсидирования Базовая ставка НБ РК + 5%, из которых 6% оплачивает предприниматель, а разница субсидируется государством
Срок кредитования 1. направленные на инвестиции, составляет 5 (пять) лет без права пролонгации срока субсидирования;
2. направленные на пополнение оборотных средств, составляет 3 года без права пролонгации срока субсидирования 
Рефинансирование сроком не более 8 лет


Механизм предоставления субсидий

В рамках первого направления Программы

Предприниматель обращается в БВУ/МФО с заявкой на  предоставление финансирования. БВУ/МФО проводит комплексную оценку/экспертизу финансово-  экономической эффективности проекта.

Решение о кредитовании и субсидировании в рамках первого направления Программы принимает БВУ/МФО.

В рамках второго направления Программы

·                Предприниматель обращается в банк/банк развития/лизинговую компанию (далее БВУ/БРК/ЛК);

·                БВУ/БРК/ЛК проводят оценку финансово-экономической эффективности проекта;

·                В случае положительного решения в течение трех рабочих дней направляют письменный ответ предпринимателю о готовности кредитовать проект/заключить договор финансового лизинга с уведомлением Фонд «ДАМУ»;

·                Предприниматель с положительным решением БВУ/БРК/ЛК обращается в Фонд «ДАМУ» с заявлением-анкетой предпринимателя по форме, согласно приложению 2 к настоящим Правилам субсидирования, к которому прилагает следующие документы;

1) свидетельство о государственной регистрации/перерегистрации юридического лица (копию, заверенную подписью предпринимателя и печатью (при наличии), уведомление о регистрации индивидуального предпринимателя;

2) бизнес-план;

3) копию финансовых отчетов предпринимателя — субъекта среднего предпринимательства за последние три финансовых года с приложением копии налоговой декларации, позволяющей сделать анализ о приросте дохода на 20%. В случае осуществления субъектами среднего предпринимательства предпринимательской деятельности менее трех лет, информация представляется за период фактического осуществления предпринимательской деятельности (в случае подачи заявления на участие в рамках второго направления Программы);

4) справку из налогового органа об отсутствии задолженности по обязательным платежам в бюджет, выданную не позднее, чем за 30 календарных дней до даты обращения;

5) копии товаросопроводительных документов, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства — члена Евразийского экономического союза на территорию другого государства — члена Евразийского экономического союза;

6) документы, подтверждающие наличие соответствующего уровня валютной выручки за последний отчетный период (в случае подачи заявления на участие в рамках третьего направления Программы);

7) письмо банка/банка развития/лизинговой компании с положительным решением о возможности предоставления кредита/заключения договора финансового лизинга или понижения ставки вознаграждения по кредиту/договору финансового лизинга предпринимателя на условиях, позволяющих участвовать в Программе.

·                В случаях представления неполного пакета документов либо представления документов, не соответствующих установленным формам, Фонд «ДАМУ» в течение 1 (одного) рабочего дня возвращает БВУ/БРК/ЛК/предпринимателю представленные документы с указанием конкретных недостатков по представленным документам для доработки. В случае отсутствия недостатков по пакету документов, Фонд «ДАМУ» выносит проект предпринимателя на заседание уполномоченного органа Фонд «ДАМУ».

·                Проект предпринимателя рассматривается уполномоченным органом Фонд «ДАМУ» в течение 5 рабочих дней с даты поступления информации с пакетом документов;

·                Фонд «ДАМУ» в течение 1 (одного) рабочего дня после принятия решения уполномоченным органом Фонд «ДАМУ»:

Оформляет;

Подписывает протокол;

Направляет в случае положительного/отрицательного решения — выписку из протокола с сопроводительным письмом БВУ/БРК/ЛК/предпринимателю;

·                    Срок действия положительного решения уполномоченного органа Фонд «ДАМУ» составляет 6 месяцев с даты принятия уполномоченным органом Фонд «ДАМУ».

                                     Порядок подачи предпринимателем электронной заявки через веб-портал «электронного правительства» в рамках второго направления Программы

·                    Предприниматель подает электронную заявку через веб-портал «электронного правительства», к которому прилагается следующий электронный пакет документов:

1) бизнес-план реализации проекта предпринимателя либо экспертное заключение по проекту (технико-экономическое заключение/экономическое заключение соответствующего работника банка/лизинговой компании. В случае отсутствия данных документов другие документы, раскрывающие суть проекта);

2) копии товаросопроводительных документов, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства — члена Евразийского экономического союза на территорию другого государства — члена Евразийского экономического союза (в случае подачи заявления на участие в рамках третьего направления Программы);

3) документы, подтверждающие наличие соответствующего уровня валютной выручки за последний отчетный период (в случае подачи заявления на участие в рамках третьего направления Программы);

4) сканированную копию письма БВУ/БРК/ЛК с положительным решением о возможности предоставления кредита/заключения договора финансового лизинга или понижения ставки вознаграждения по кредиту/договору финансового лизинга предпринимателя на условиях, позволяющих участвовать в Программе.

5) Сведения по субъекту малого и среднего предпринимательства, в том числе по свидетельству о государственной регистрации/перерегистрации юридического лица и уведомлению о регистрации индивидуального предпринимателя, категории субъекта предпринимательства, сведения об отсутствии задолженности по обязательным платежам в бюджет определяются автоматически посредством соответствующих государственных информационных систем через шлюз «электронного правительства».

В случае предоставления предпринимателем не полного пакета документов информационная система отказывает в регистрации заявки.

В случае одобрения электронной заявки предпринимателя посредством информационной системы, осуществляются следующие действия:

1) направление зарегистрированной заявки на рассмотрение в Фонд «ДАМУ» на соответствие условиям Программы;

2) рассмотрение Фонд «ДАМУ» поступившей заявки предпринимателя.

·                    Фонд «ДАМУ»  в течение 5 (пяти) рабочих дней рассматривает материалы с даты регистрации заявки.

·                    В случае несоответствия предпринимателя и (или) представленных материалов условиям Программы Фонд «ДАМУ» направляет мотивированный отказ.

·                    В случае соответствия предпринимателя и (или) представленных материалов условиям программы электронная заявка с полным пакетом документов направляется на рассмотрение уполномоченному органу Фонд «ДАМУ».

·                    Порядок рассмотрения заявок предпринимателей уполномоченным органом Фонд «ДАМУ»  регламентирован главой 6 настоящих Правил субсидирования.

·                    Решение уполномоченного органа Фонд «ДАМУ» оформляется соответствующим протоколом со сроком действия — 6 месяцев с даты решения уполномоченного органа Фонд «ДАМУ».

·                    Фонд «ДАМУ» загружает посредством информационной системы выписку из протокола с соответствующим письмом и направляет предпринимателю в «личный кабинет» в форме электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью. Одновременно Фонд «ДАМУ»  направляет выписку из протокола с сопроводительным Письмом БВУ/БРК/ЛК.

Без отраслевых ограничений

  • Консультация
  • Подготовка документов
  • Подача заявки
  • Одобрение

Источник