Discovery идеи для бизнеса
Заметки юного предпринимателя: 10 интересных бизнес-проектов родом из России
Мысль о том, чтобы бросить все, основать собственный бизнес и работать на себя, хоть раз мелькала в голове большинства из нас. Но путь к мечте часто что-то преграждает: обычно это отсутствие времени, связей и финансов, но прежде всего уверенность в том, что предпринимательство – удел избранных. Миллиардер Гленн Стернс с этим не согласен. Будучи выходцем из бедной семьи, он сколотил целое состояние и теперь доказывает окружающим, что нет ничего невозможного. В программе «Миллиардер под прикрытием», которая выходит на телеканале Discovery по воскресеньям в 11:00 (мск) он пытается с нуля построить компанию стоимостью миллион долларов под вымышленным именем, то есть, отказавшись от существующих связей и места в обществе, чтобы продемонстрировать, главное в любом деле – талант и немного везения. Впрочем, и у нас в стране немало людей, развивающих инновационные идеи и превращающих их в бизнес. Предлагаем познакомиться с некоторыми из них.
Дарующие бессмертие
Воспользоваться услугами компании «КриоРус» ее клиенты смогут только после смерти. Фирма занимается крионированием, или, проще говоря, заморозкой людей и животных, и на территории России они единственные в своем роде. Процедура, разумеется, строго добровольная, и договор подписывается с клиентом еще при жизни. Многие надеются, что в далеком будущем технологии позволят вернуть их к жизни (после разморозки, конечно) и вылечить, например, заболевания, которые не поддавались терапии в свое время.
Идея крионики возникла на основе теорий криобиологии – науки, изучающей воздействие низких температур на живые организмы. Ученым удавалось успешно замораживать, хранить и снова оживлять стволовые клетки, отдельные виды тканей, органы и эмбрионы.
Создатели «КриоРуса» решили, что настало время увеличить масштабы практики. Для того чтобы во время заморозки не образовывались кристаллы льда, способные повредить ткани, сразу после фиксации смерти человеку вводят специальное вещество – криопротектор. Уже после этого тело замораживается до температуры жидкого азота и отправляется в сосуд Дьюара – емкость для длительного хранения веществ при экстремальных температурах. Оценить действенность крионирования возможности пока нет, но желающие обмануть смерть все равно находятся.
Медицина без границ
Тех, кто о смерти пока не задумывается, наверняка больше заинтересует приложение iBolit, разработанное вместе с Израильской Ассоциацией Медицинского Туризма. Это телемедицинская платформа, которая позволяет пациентам записаться на прием к иностранным проверенным специалистам, пообщаться в чате с регистратурой клиники и пройти дополнительную консультацию после осмотра в формате текстовых сообщений или видеозвонка. Проект iBolit совсем молодой, но и закон о телемедицине был принят в России только в начале прошлого года. Помимо клиник Израиля сейчас в приложении стали доступны австрийские и немецкие.
Приложение было создано в помощь медицинским туристам из России. По функционалу iBolit напоминает обычный мессенджер, но его главное отличие заключается в высокой степени защиты данных. Как утверждают создатели, пациент может делиться с врачом личной информацией, обсуждать результаты анализов и загружать фотографии, не боясь утечки. Перед подключением к системе пользователь заполняет форму о согласии на консультацию посредством технологий телемедицины и использовании услуг сервиса iBolit.
…и не только для людей
Наши домашние питомцы заслуживают не менее внимательного отношения, поэтому телемедицинская платформа для животных тоже уже запущена и успешно функционирует. Сервис Petstory позволяет заочно проконсультироваться с ветеринаром по видеосвязи, аудиочату или письменно. При этом, в отличие от диагностирования и лечения людей, в случае с животными личное посещение специалиста не требуется, хотя иногда врач все же назначает прием в клинике.
Petstory работает в двух форматах: сайта и приложения. С помощью первого пользователи могут выбрать ветеринарную клинику для записи к специалисту, пройти онлайн-консультацию и задать вопросы по уходу за питомцем через консьерж-сервис. Приложение идет несколько дальше и фокусируется на уходе за конкретным животным. В своем профиле пользователь указывает данные о питомце – например, породу и возраст, – и на основе этой информации Petstory дает советы.
Органы на заказ
Одним из главных достижений проекта 3D Bioprinting Solutions является создание первого российского 3D биопринтера FABION, предназначенного для печати живых тканей. Через год после официального запуска аппарата в работу специалистам лаборатории 3D Bioprinting Solutions удалось напечатать и успешно трансплантировать имитацию щитовидной железы мыши. С тех пор биопринтер постоянно дорабатывают, чтобы сделать его работу еще более эффективной. Новейшая версия устройства даже успела побывать на борту Международной космической станции, где члены экипажа, прошедшие предварительное обучение, смогли получить органные конструкты хряща и щитовидной железы.
Органные конструкты – это биомассы, которые «распечатывает» биопринтер. По словам создателей, внешне они могут не иметь признаков того или иного органа, но при этом выполнять его функции. Кроме того, органные конструкты близки органам по строению, поскольку также имеют сосудистую структуру. Необычное название результаты работы FABION получили из-за того, что не соответствует полностью ни одной из категорий живой материи, выделяемых в традиционной классификации.
Сам себе дизайнер
Обычно оформление квартиры отнимает немало времени и сил: необходимо продумать дизайн, провести расчеты, подобрать материалы и мебель таким образом, чтобы они укладывались в бюджет, отвечали концепции и вписывались в помещение по габаритам, наконец, нанять рабочих, донести до них свою идею и надеяться, что вы друг друга поймете. Сервис Flatplan позволяет значительно упростить и ускорить этот процесс.
Во-первых, пользователи могут выбрать концепцию из числа представленных на сайте, пройти короткий тест, по результатам которого система сама подберет подходящий вариант, или загрузить фотографию интерьера, который послужит основой для будущего оформления. Затем происходит встреча с дизайнером для осуществления замеров и доработки деталей выбранного проекта, если в этом есть необходимость. После этого подготавливаются подробные чертежи и два варианта сметы с артикулами товаров, необходимых для реализации проекта. В чеклист, который получает клиент, входят адреса магазинов, ссылки на интернет-товары и расчет итоговой стоимости покупок.
Шопинг-туризм из дома
Сервисы вроде Grabr или «Туда? Туда!» с одной стороны помогают людям приобрести продукцию, которую сложно достать в родной стране, никуда не выезжая, а с другой – дают возможность путешественникам вернуть часть денег, потраченных на поездку. Первые указывают на сайте, какой товар они хотели бы получить, а вторые обозначают свой маршрут, чтобы система могла подобрать им потенциальных покупателей. Затем путешественники видят подходящие заказы, предлагают стоимость услуги и договариваются о деталях с покупателем. Остается дело за малым: приобрести товар, передать его клиенту и получить вознаграждение.
Тем, кто приобретает заграничную продукцию таким образом, удается значительно сэкономить на покупке. Особенно если речь о популярных товарах, таких как смартфоны или кроссовки известной марки. На подобные заказы обычно откликаются многие путешественники, потому что найти такие товары не составляет труда. В результате начинается своего рода аукцион наоборот, где зачастую побеждает путешественник, предложивший наименьшую цену.
Такси нового поколения
Выбрать стоимость услуги можно не только при совершении покупок. Проект inDriver позволяет пользователям найти подходящую цену для поездки на такси. Механика работы приложения напоминает Grabr и «Туда? Туда!»: клиент указывает маршрут – то есть делает запрос на определенную услугу, – а водители, находящиеся поблизости предлагают свои варианты сделки.
Команда inDriver родом из Якутска – участника рейтинга самых холодных городов России. Когда морозным зимним днем из-за холодов цены на такси увеличились в 1,5 раза, группа студентов создала сообщество в соцсетях и назвала его «Независимые водители», по-английски – Independent Drivers, сократившееся до inDriver. Участники группы публиковали маршрут и оглашали цену за поездку, а водители сообщали им о готовности выполнить заказ. Вскоре inDriver разрослась до существующего формата, и сегодня работает как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах по всему миру.
Геймерский шеринг
Платформа Playkey совершила настоящий прорыв в геймерском мире. Теперь игроки, чьи собственные компьютеры по какой-то причине не «тянут» тяжелую игру, могут подключиться к сервису и перенести обработку графики на видеокарты Playkey. Таким образом, ПК пользователя выступает в качестве ретранслятора. Единственное важное требование к игроку – обеспечить бесперебойное высококачественное интернет-соединение, поскольку технология подразумевает передачу огромного массива данных в режиме реального времени. При возникновении проблем с соединением может ухудшиться качество картинки и увеличиться время отклика. Подключение к сервису осуществляется через подписку, в которую входит также доступ к каталогу игр.
Недавно компания несколько расширила направление бизнеса и заявила о намерении продавать серверы своей сборки. Потенциальные покупатели нового продукта – разработчики, издатели и онлайн-магазины, клиенты которых смогут запустить купленную игру даже на маломощном устройстве.
Пластик-удобрение
Проблема экологии – одна из наиболее острых на сегодняшний день, так что проект «ЭкоПак» появился на рынке очень вовремя. Компания разработала материал на основе крахмала, который полностью разлагается под воздействием воды, кислорода и бактерий. Упаковка, которую изготавливает «ЭкоПак» из этого материала, не содержит токсичных веществ, поэтому после утилизации не наносит вреда окружающей среде. Напротив – способствует удобрению почвы и помогает сохранить невозобновляемые природные ресурсы.
Разработчики уверены, что созданный ими материал может использоваться в самых разных областях. Из него могут создаваться биоразлагаемые пакеты, упаковка для продуктов, в том числе в фастфуд ресторанах, заменитель бумаги, покрытие для сельскохозяйственных посевов на зиму и бахилы. В качестве основной проблемы на пути к массовому производству авторы проекта видят необходимость разработки соответствующих технологий.
Съедобная флористика
История Анны Назаровой – пример того, что для создания успешного бизнес-проекта не нужны огромные инвестиции, наличие передовых технологий и команды опытных специалистов. Однажды Анна преподнесла подруге на день рождения, удачно выпавший на 1 апреля, букет из редиски. Реакция на подарок превзошла все ожидания: гости восхищались и спрашивали, где можно заказать такой же. Именно тогда Анна впервые задумалась об открытии студии овощной флористики.
Девушка приобрела холодильник, закупила овощи на рынке и начала творить. Постепенно интерес к гастробукетам увеличивался, и необычное хобби переросло в полноценный бизнес, раскинувшийся на четыре города: Санкт-Петербург, Москву, Красноярск и Екатеринбург. Теперь заказать оригинальный букет из овощей можно через сайт мастерской со скромным названием «Очень хорошо». Анна подчеркивает, что все продукты остаются полностью съедобными, так что букет может не только порадовать близких, но и пригодиться за ужином.
Анна Назарова доказала, что открыть собственное дело и стать предпринимателем может каждый.
Ту же цель преследует Гленн Стернс, правда методы у него весьма неординарные. В рамках проекта «Миллиардер под прикрытием» на телеканале Discovery он пытается в течение 90 дней с нуля построить компанию, которая будет стоить миллион. Во время эксперимента он не раскрывает свою личность, не пользуется полезными связями и не обращается к доступным ему ресурсам. В случае успеха он передаст построенный бизнес кандидату, который больше всех поможет ему на пути. Удастся ли Стерну осуществить задуманное? Следите за его успехами и поражениями по воскресеньям в 11:00 (мск) на телеканале Discovery.
Источник
Как говорят наши коллеги из США, Франции, Австралии: “Вы можете не верить в Agile, но разрабатывать хорошие продукты по-другому невозможно”. Мы разделяем это мнение, подтвержденное десятками успешных коллабораций Ippon с крупнейшими компаниями мирового уровня. Было бы сложно достичь подобных результатов без устойчивой концепции работы с продуктами. Расскажем подробнее о том, как мы применяем нашу методологию “Discovery to Delivery”, в чем ее безусловные преимущества.
Процесс ‘Discovery to Delivery’
В начале хочется обозначить самые частые запросы, с которыми обращается менеджмент:
1. Уменьшить время вывода продуктов на рынок (сократить time to market),
2. Увеличить прибыль посредством улучшения существующих продуктов,
3. Увеличить прибыль посредством вывода на рынок новых продуктов.
Если первая потребность не может быть удовлетворена без глобальных организационных изменений, то решение двух других задач неразрывно связано с исследованием и улучшением пользовательского опыта, проработкой концепции и ценностного предложения, валидацией продуктовых гипотез, работой с откликом рынка.
Мы всегда начинаем с Discovery и не приступаем к Delivery, пока не получим ответы на основные вопросы:
- кто пользователь продукта,
- каковы его проблемы и боли,
- ценностное предложение,
- посредством чего продукт может удовлетворить потребности клиентов,
- какие гипотезы проверяем,
- какие метрики являются ключевыми.
В процессе Discovery мы проектируем концепцию MVP и качественно исследуем предлагаемое решение. Только после комплексной работы прототип отправляется в Delivery для имплементации и дальнейшего тестирования MVP в условиях реального рынка. Не отрицая важности проблемных интервью, riskiest assumption tests (RAT) и иже с ними, мы все-таки верим, что только рынок и реальные сделки могут подтвердить, купят ли то, что вы предлагаете, или следует совершить pivot, а, может, и вовсе отказаться от бизнес-идеи.
Подходы и методологии.
Очень сложно представить максимально быстрое движение вперед без эмпирического способа получения знаний. Поэтому наш этап Discovery основывается на подходах «Test and Learn» и «Fail Fast». Они максимально соответствуют принципам Lean Product Discovery – методологии, которая диктует правило максимально быстрой поставки ценностей пользователям и принятие решений на основании данных.
Любая продуктовая идея – это гипотеза, которую стоит проверить прежде, чем инвестировать значительные средства в полноценную разработку и отправлять в индустриализацию. Обращайтесь с каждой гипотезой как настоящим научным экспериментом, и вы получите любимый клиентами продукт. Ноу-хау не запускаются в массовое производство без успешно пройденного тестирования, верно?
Отдавайте инкремент пользователям настолько быстро, насколько это возможно, чтобы получить реальный вердикт о жизнеспособности продукта или фичи как можно раньше. Ни одно интервью не даст стопроцентной гарантии, что ваш продукт купят.
Вообще мы очень “за” глубинные интервью, но каждый инструмент имеет свое назначение. Мы общаемся с клиентами, чтобы узнать об их текущем опыте, проблемах и способах решения. Но мы не рекомендуем делать выводы о жизнеспособности идеи на основании только интервью. Это исключительно качественная проверка.
Тестируем ли мы прототипы? Конечно! Это одна из основных целей Discovery, который длится в среднем 3-4 недели, если необходимо проработать концепцию продукта или функционала максимально глубоко. “Сердцем” Discovery в Ippon является Design Sprint.
Design Sprint – это авторская методология, разработанная сотрудником Google – Jake Knapp. Корпорация использует Design Sprint для валидации идей стартапов, потенциально интересных для инвестирования. Кто еще, кроме Google? Например, команда Slack тоже проводила Design Sprint, а Slack плохого не посоветует 🙂 А еще Medium, KLM Airlines, LEGO и даже Британский Музей (казалось бы). И Ippon любит эту удивительную методику. Мы применяем ее в работе с банками, люксовым ритейлом, промышленными компаниями для проверки бизнес-гипотез при запуске новых продуктов или в процессе работы над улучшением текущего функционала программного обеспечения.
https://www.thesprintbook.com/how
Design Sprint имеет фиксированную длину – 5 дней разноплановых активностей, но может составлять и 1-2 дня. Нам нравится начинать коллаборацию именно с Design Sprint, так как он помогает максимально быстро погрузиться в потребности бизнеса, замерить уровень единого контекста в команде, а также качественно провалидировать гипотезы. А еще мы любим Design Sprint за то, что он помогает объединить команду вокруг одной цели. Единая цель – “цемент” командного взаимодействия. Если у вас происходит иначе, срочно меняйте ситуацию. Это один из самых важных признаков того, что что-то идет не так.
Второй по популярности вопрос – что мы получим по итогам Discovery? Рассказываем.
UX экспертиза.
В век client-centric подходов невозможно представить себе процесс создания продуктов без глубоких исследований пользовательского опыта. После проведения Discovery вы будете понимать, кто ваши настоящие клиенты, изучите их потребности, ожидания, боли. Вы научитесь проводить глубинные интервью, и не важно “решенческие” они или “проблемные”. Поверьте, механика и принципы их проведения от этого не меняются. Мы инспектируем опыт клиента с текущим продуктом, помогаем выявить несовершенства и превратить их в точки роста для развития функционала. По итогам Discovery вы будете счастливым обладателем своей собственной базы знаний о клиентах, а также получите правдивый фидбек о вашем продукте. Решайте реальные проблемы ваших пользователей и развивайте действительно полезные сервисы.
Product Vision.
А вы делали Product Canvas или Value Proposition Mapping прежде, чем стартовать работу с продуктом? А в процессе работы с продуктом? А когда решаете запилить какую-то новую фичу, как прорабатываете ее концепцию, определяете роль в развитии продукта, формировании позитивного клиентского опыта и степень влияния на достижение положительного бизнес-результата? Если эти вопросы вызвали затруднение или ответы кажутся не совсем убедительными, скорее всего, вы пренебрегаете работой с видением продукта.
Критично важно помочь команде осознать самую важную бизнес-цель и сплотиться для ее достижения. Лучший инструмент для этого – работа над Product vision. Члены команды должны понимать потребности рынка, преимущества продукта, знать, какие проблемы решает продукт и каким образом. Дизайнер не должен рисовать кнопочки, он должен понимать, ЧТО стоит за тем или иным действием. Девелопер не просто кодит, а осознает ценность своей работы, получает фидбек о том, как результат его труда помог решить проблемы пользователей и в чем помог компании.
Мы уделяем особое внимание созданию общего контекста посредством проработки видения продукта в рамках Discovery. Видение должно быть прозрачным, четким и понимаемым всеми, кто работает с продуктом. Это фундамент, на котором строится дом. Помните, что примерно 50% знаний теряется при передаче. Не сосредотачивайте знания о продукте в одних руках.
Road map.
Прогнозируемость – важная история для разработки продуктов. Плюс, как говорилось выше, чаще всего “болит” именно time to market. Четко сформулированное видение продукта позволяет расставить бизнес-акценты максимально точно и сформировать роадмап, основанный на поэтапном развитии функциональности. Одним из самых важных артефактов этапа Discovery является именно роадмап. Мы формируем эволюционную карту продукта, помогаем провести kick-off бэклога и сформировать релизный график в пределах обозримого будущего. Обозримое будущее не должно препятствовать изменению бэклога, про адаптивность нельзя забывать ни в коем случае.
Tech audit.
Важно уже на этапе Discovery оценить и предложить наилучшее техническое решение для реализации идей по улучшению исследуемого продукта. Поэтому результат Discovery это не только облако идей, но и вполне конкретные советы по реализации и непосредственно сама концепция имплементации продукта.
Из артефактов Discovery складывается 3D-модель MVP. Мы исследуем продукт, пользователей, их опыт для того, чтобы сформировать гипотезы и проверить жизнеспособность бизнес-модели посредством технически полноценного прототипа. Клиенты очень редко говорят 100% правду на интервью, RAT помогает провалидировать спрос. И только MVP дает максимально достоверный ответ на вопрос – купят или нет ваш продукт или услугу? Продукт пытается выжить в боевых условиях, поэтому только реальный рынок помогает получить максимально корректные данные экспериментов. Чем раньше прототип “приземлится” на маркет, тем лучше. Fail fast, и не инвестируй в нежизнеспособные проекты. Discovery формирует правильную концепцию, Delivery определяет методологию поставки, MVP – способ развеять бизнес-галлюцинации.
“Это “решение под ключ”.”
Нет. Мы владеем опытом в разработке продуктов, методологией и компетенциями для того, чтобы помочь добыть “золотое руно”. Мы проводим воркшопы, фасилитируем, задаем вопросы, направляем в нужное русло, но мы не заменим экспертизы в потребностях конкретного бизнеса. Команда – носители знаний о продукте. Мы – эксперты в переработке опыта и знаний. Вместе мы – движущая сила позитивных изменений.
“Это “серебряная пуля”.”
Нет. У нас нет универсальной программы Discovery. Мы считаем, что предлагать какие-либо активности без первичного аудита потребностей бизнеса не эффективно. Велика вероятность, что без понимания общей картины результат окажется не полезным для компании. Мы не хотим бесцельно тратить ресурсы клиентов. Мы предлагаем короткую демо-программу, но ее цель – предложить попробовать применить гибкий подход к работе с продуктами. Даже дизайн-спринт может наполняться совершенно разными воркшопами в зависимости от степени зрелости продукта и текущих бизнес-приоритетов.
“Мы делаем то же самое.”
Да, некоторые компании с развитой продуктовой культурой действительно работают по схожим методологиям и фреймворкам, но их процент, по нашей оценке, невелик. Чаще гибкие методологии, практики дизайн-мышления и принципы бережливого производства с трудом “заходят” в текущие рабочие процессы крупных компаний, потому что неразрывно связаны с изменением сознания большого количества людей и оргструктуры в целом. Мы очень рады, что, несмотря на сложность проведения подобных трансформаций, крупные игроки все-таки начинают инвестировать в исследования клиентского опыта, людей, коммуникации и повышение эффективность взаимодействий. В недалеком будущем именно они займут первые места, потеснив тех, кто предпочитает думать за клиента и трекать часы вместо бизнес-метрик.
Внимание, ниже вы найдете список опасных умозаключений, которые тормозят развитие вашего продукта и являются, на самом деле, точками роста:
- Продукт это “вотчина” менеджера продукта (именно менеджера, а не владельца продукта). Дизайнер рисует то, что скажет продуктовед. Девелоперы пилят то, что им сказали и нарисовали. Менеджер пишет требования к продукту и согласовывает их по всем инстанциям. Требования менять очень опасно, потому что это влечет новый круг согласований.
- Воркшопы не имеют практической ценности. Люди, участвующие в воркшопах, меньше работают и успевают. Лучше делать то, что написано в требованиях и не пытаться продумывать альтернативное решение.
- Личные коммуникации внутри команды вредны, потому что это пустая трата времени на разговоры без результата. Хочешь что-то сказать – напиши в слак, и делай то, что написано в требованиях.
- Вы считаете, что у команды достаточно знаний о потребностях клиентов, но при этом исследования клиентского опыта проивзодятся не регулярно и нечасто.
- Если тестирование продуктовых гипотез скорее редкость, чем must-have активность команды.
Это реальные и часто встречающиеся возражения, с которыми мы работаем каждый день. Возможно, вы тоже слышали подобные фразы от руководства или коллег. За каждым аргументом “против” стоит или негативный опыт применения инструментов Discovery, или “я сам знаю”. Изменить ситуацию можно только через положительные эмоции и реальные результаты.
Приглашайте Ippon и приходите послушать нашу презентацию о методологии “Discovery to Delivery”. Мы обязательно определим точки роста и проведем интересные воркшопы, результаты которых не заставят себя долго ждать. У нас есть достаточно практических примеров, доказывающих, что люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов.
Источник