Центр молодежного инновационного творчества бизнес план

Центр молодежного инновационного творчества бизнес план thumbnail

ЦМИТ – это Центр молодежного инновационного творчества.

Цель данного топика – поделиться своим опытом в создании ЦМИТ.

В первой части предлагается информация об актуальности создания ЦМИТ. Тем читателям, для которых не стоит вопрос актуальности, предлагается его пропустить.

В остальных разделах вы найдете:

• Исследование темы ЦМИТ в России, список ЦМИТ
• Проблемы образовательной системы. Какая школа нам нужна завтра?
• Ролик о первой студии 3D-моделирования для детей
• Оптимальную схему работы ЦМИТ, бизнес-план
• Проблемы, которые решает ЦМИТ
• Перспективы открытия ЦМИТ
• Оружие, которое напечатали дети
• ЦМИТ как сетевой проект

Актуальность

Осторожно! Реальность. Реальность, которая за окнами наших квартир и стенами домов. Реальность, которая предлагает нам вызовы, на которые государство не в силах ответить. Ответить на эти вызовы можем только мы – прогрессивная молодежь.

Актуальность со стороны образования

Я работал педагогом, педагогом организатором, начальником научно-технического отдела и и.о. директора в Доме детского творчества Октябрьского района г. Екатеринбурга. Я создал студию 3D-моделирования и 3D-печати для детей и подростков, которая имела сверхвысокий спрос, особенно на фоне других объединений – макраме, авиамоделирования и т.д. Видео можно посмотреть ниже. В ходе работы пришлось столкнуться с колоссальными трудностями административно-бюрократического характера. Проанализировав их я понял, что школьная система и система дополнительного образования не просто перегружена бюрократией, она находится в системном кризисе, который обусловлен:

1. Оторванность педагогов от современной постиндустриальной, рыночной и индустриальной экономики. Педагоги и учителя школ – это бюджетники, которые просто не видят, не чувствуют и не знают, в каком мире они живут. Это люди давно ушедшей социалистической эпохи, которые просто не могут учить детей жизни в современном мире.

2. Институт образования выключен из производственного процесса. Учеников сегодня просто перегружают оторванными от реальности знаниями, которые не применимы и даже вредны. У системы образования нет возможности включится в экономику производства – для этого нет никакой законодательной базы, и если хоть одна школа начнет что-то производить, то на директора заведут уголовное дело. Сегодняшняя помешанность на ЕГЭ убивает все творческое в детях, или убивает их будущее, если ЕГЭ не сдавать.

3. Нет сильных игроков, заинтересованных в системе образования. Если раньше выпускники отправлялись на промышленные предприятия, то сейчас они просто рассеиваются по маленьким бизнесам, обслуживающего характера, с полностью атрофированными мозгами. В лучшем случае могут свой такой же бизнес открыть. Только самые талантливые могут восстать против своего образования и победить его. Ни бизнес, ни государство, не заинтересованы в школьном образовании высокого качества. Ну а родители? Большинство родителей сдают своих детей в школу как в «банк хранения детей».

4. Сбой преемственности поколений. Последние оплоты инженерного знания – советские инженеры старятся и умирают. Сегодня умер Калашников. Эти люди старались передать свои знания, но теперь их нет. Вместе со мной в Доме детского творчества работал единственный во всем Екатеринбурге педагог спортивного моделирования (конструирование кораблей, самолетов), Тропин Анатолий Петрович, в 2013 году ему исполнилось 70 лет. В ближайшие годы в системе образования не останется реальных инженеров. Школьников уже сейчас элементарно некому учить.

5. Молодым предпринимателям нечего делать в школе. Как уже говорилось, школа не подразумевает НИКАКОГО участия в реальной экономике, поэтому тот, кто хочет там работать должен смириться с нищенскими зарплатами и отсутствием возможности творческой научно-технической самореализации. В школы не идут адекватные люди, но как ни странно, технически школы оснащаются хорошо. Я сам видел целые стеллажи новых наборов для робототехники, детских токарных станков-конструкторов, которые дожидаются своего списания. На новом оборудовании просто некому работать (МАОУ СОШ №128, г. Екатеринбурга).
Образовательная структура ЦМИТ лишена маразма школы, а кроме того, как фабрика идей, нужна бизнесу.

В любом случае, в обозримом будущем институт школы придется или демонтировать или модернизировать. Возможно, ему на смену придет ЦМИТ.

Экономическая актуальность

В мире сейчас завершается, а по некоторым данным, завершился процесс глобализации экономики. Старая экономическая система и экономический рост базировался на расширении рынков, за эти рынки шла борьба и войны. Теперь, когда мир глобален и рынки не могут больше расширяться, экономика изменяется. До сих пор спрос превышал предложение, а теперь предложение превышает спрос на мировом рынке. Это значит, что глобальной рыночной экономике пришел конец. Есть много следствий из этого. Остановимся на тех, которые касаются России.
Россия продает нефть и закупает продукцию, вещи, товары. В следствие падения цен на нефть, Россия не сможет закупать эти продукты. В этом случае есть 2 пути – или умереть, или развивать собственные производства и создать свой собственный внутренний рынок. Я вижу, что для этого создается таможенный союз. Значит, Россия выбирает путь собственного рынка. Громадное преимущество России по отношению к развитым странам состоит в том, что внутренние рынки в России свободны для собственного производителя, а у развитых странах они уже заняты, поэтому их ждет депрессия, а Россию – нет. Россия такая страна, что вроде бы и может быть развитой технически, но как-то пока не хочет, вот войдет кризис в острую фазу, упадет нефть, сразу и захочет.
Создание ЦМИТ – это предвосхищение ситуации и создание современных высокотехнологичных центров, способных стать генераторами продукции новой экономики – инноваций.

Исследование темы ЦМИТ в России, список ЦМИТ

В России сейчас набирает силу движение творческих лабораторий, фаблабов, ЦМИТ. Все центры разноплановые, часть из них создаются ребятами на общественных началах, как клубы, часть – при вузах, как часть инновационной инфраструктуры.
Я приведу список ЦМИТ, школ робототехники и смежных областей, которым располагаю.

Читайте также:  Как правильно составить бизнес план в сфере услуг

makeitlab.ru Екатеринбург Хакспейс
lab115.com Екатеринбург Творческая лаборатория

ЦМИТ
cosmoport.club
vk.com/xmashina Екатеринбург
cmit.ru Томск
fablab24.ru Красноярск
fablabufa.ru Уфа
fablab77.ru Москва
fablabastrakhan.ru Астрахань
vk.com/fablabspb Санкт-Петербург
vk.com/fablabpolytech Санкт-Петербург
vk.com/nanoelectrolab cmitnanolab.ru Пенза
vk.com/club53985613 Пенза
vk.com/3dprint Казань
vk.com/club32743379 Иркутск
vk.com/club20052635 Дрожжаное
vk.com/kids_a Москва
www.facebook.com/groups/132808813567898 Краснодар
www.lab3dprint.ru

Школы робототехники
robot.uni-altai.ru Алтайский край
vk.com/loreby www.lore.by Минск
it-schools.org Екатеринбург
legocomp.ru Екатеринбург
robotural.ru Екатеринбург
mygenius.ru/legoroboti Екатеринбург
робокод.рф Екатеринбург
robotcenter.ru Екатеринбург
pallada-deti.ru Екатеринбург
ddtor.ru Екатеринбург
cgtarian.ru Онлайн-школа по 3D-моделированию
istracenter.ru Образовательный центр информационных технологий ИСТРА
ucs-ustu.ru/go/Uralskaja Уральская компьютерная школа

Большинство ЦМИТ организовано инициативными группами, которые ставят целью популяризацию научно-технического творчества. И бОльшая часть из них были основаны в последние 3-4 года, это может означать, что начинается новый тренд – тренд создания подобных научно-технических лабораторий. Процесс пока развивается стихийно, что называется «кто в лес – кто по дрова». Кто-то собирается по вечерам как клуб, кто-то создает курсы по робототехнике, кто-то занимается инновациями, кто-то просто выполняет заказы по 3D-печати, но как-то продвижение и структуризация все равно идет.
Приведу ролик о своей студии 3D-моделирования, которую я создавал, это было довольно стихийно, но опыт получился позитивный:

Оптимальная схема работы ЦМИТ, бизнес-план

Дело создания ЦМИТ – это очень светлое, интересное дело. Это дело будущего –производство инноваций и работа с молодежью. Но даже самое светлое дело останавливается или медленно развивается, если интерес не подкреплен финансово. Возникает вопрос: как сделать свой ЦМИТ приносящим прибыль бизнесом?
Я разработал и оттестировал организационную модель работы ЦМИТ. При использовании этой модели гарантированно можно выйти на положительные обороты в первые 2-3 месяца работы центра.
Как организация ЦМИТ является объединенным центром трех направлений:
1. Выполнение заказов по 3D-печати, робототехнике, автоматике и другим прикладным инженерным изысканиям;
2. Инженерной школой для детей, подростков и взрослых;
3. Мини-производство, выпускающее мелкие серии продукции.

Обучение в ЦМИТ – предметно. Дети на стадии обучения приобщаются к инженерии, учатся разрабатывать и конструировать технику, обретают предпринимательские навыки, тем самым учатся и готовятся к будущей взрослой жизни. Но и от инженерной школы большая польза для других направлений – поток идей и энтузиазм детей колоссально помогает в создании инноваций.
Направление 1 (Центр прототипирования) – это первоначальная база ЦМИТ – она приносит небольшой стабильный доход. Направление 2 (Инженерная школа) – приносит доход, но в основном является фабрикой идей для производства инноваций. направление 3 – (Мини-производство) – это основная организационноая и финансовая часть. Все 3 направления разведены во времени и в пространстве так, что обеспечивается безопасный режим работы центра.
Для тех, кто создает ЦМИТ по такой модели, или как-то по-другому, всегда есть возможность получения грантов и другой фандрайзинговой деятельности. В некоторых случаях, когда основной упор делается на образовательное направление, гранты и фандрайзинг может стать основным источником дохода.

Эскиз бизнес-плана может быть таким:
1. Покупка среднего 3D-принтера
Расходы -100 000 рублей

2. Выполнение заказов по 3д-печати (студия прототипирования) и продажа пластика
Расходы: Реклама -1000 – 3000 руб/мес Материалы -3000 12000 руб/мес Доходы: 15000 – 100 000 руб/мес

3. Проведение занятий по 3д-моделированию для детей + обучение педагогов и трудоустройство педагогов
Расходы: — 5 000 – 25 000 руб/мес (аренда, зарплата) Доходы: 5 000 – 84 000 руб/мес

4. Для участников, педагогов, детей, подростков появляется возможность выпускать мелкие серии продукции – инновационный бизнес
Расходов нет Прибыль непрогнозируема

Мой бизнес бизнес вышел на окупаемость, а затем и в небольшой плюс уже на 2-3 месяце существования, при этом существенных расходов на аренду помещения и рекламу нет, поскольку бизнес очень мобилен – взял принтер в охапку и пошел. Помещение для занятий берется в почасовую аренду. Печать можно производить прямо у себя дома. Кому интересно, тот может провести исследование спроса на 3D-печать в своем городе и округе через Яндекс. Также можно посмотреть рынок коммерческого дополнительного образования в Вашем городе. Если спрос есть – вперед. В Сети можно найти материалы и вебинары на тему открытия ЦМИТ как бизнеса.

Социальные проблемы, которые решает ЦМИТ

Просто перечислю эти проблемы. Если вы видите еще положительные стороны такого проекта, то напишите, пожалуйста, в комментариях.
• Занятость детей в свободное от школы время (профилактика наркомании, преступности, экстремизма);
• Инженерное образования детей и ликвидация научно-технической безграмотности населения;
• Проблема преемственности поколений в инженерных науках;
• Проблема инженерных кадров в России и перехода к постиндустриальной экономической формации;
• Проблема отсутствия социальных лифтов и молодежного инновационного предпринимательства.

Перспективы открытия ЦМИТ

Когда Вы откроете свой ЦМИТ, это сразу сделает Вас лакомым кусочком для СМИ и органов гос. власти. СМИ очень интересуются всем необычным, ярким, тем, что может заинтересовать публику, в том числе и позитивным, такие новости тоже есть. Ну а органам власти нужны реальные действия – а у Вас только такие и будут. Таким образов, вы становитесь заметной фигурой в Вашем регионе. Эти слова могут подтвердить те, кто уже этим занимается. Далее в Ваших руках оказываются все возможности для развития туда, куда вы захотите. Все это делает открытие ЦМИТ реально действующим социальным лифтом, открытым сейчас для инженеров и педагогов.

Оружие, которое напечатали дети
В моей студии 3D-моделирования (Xmashina) дети придумали идею ручного карманного оружия. Это арбалет, стреляющий дротиками. Я намеренно не вмешивался в детское творчество и позволил детям самостоятельно решать вопросы: Что делать? Что моделировать? Как назвать изобретение. Это был довольно смелый эксперимент. Эксперимент закончился выводом на рынок нового продукта под названием «Карманный арбалет «Яйцестрел». Яйцестрел может выступать как самостоятельное устройство и в качестве аксессуара (чехла) для сотового телефона. Привожу скрин 3D-моделей в чехле для Iphone 5s без жгута и металлических частей. Это был один из первых опытов детского изобретательства, так что не следует судить строго. Дети просто выплеснули то, что у них внутри. Судя по разговорам детей, Яйцестрел предназначен исключительно для стрельбы по учителям, даже для каждого учителя делали отдельный дротик. В итоге, конечно, ни один учитель не пострадал – пожалели. Данная информация приведена исключительно для того, чтобы продемонстрировать действенность подхода. Обучению в моей студии 3D-моделирования и теме школы будущего будет посвящена отдельная статья.

Читайте также:  Магниты на холодильник бизнес план

Рисунок 1 — Карманный арбалет «Яйцестрел» – чехол для Iphone 5s

ЦМИТ как сетевой проект
Я готов делиться своим опытом и знаниями в организации студий 3D-моделирования и 3D-печати, а также ЦМИТ в целом.
Мы будем делать сетевую структуру центров по всей России. Центры сами по себе будут являться автономными действующими единицами со своими площадками, юридическими лицами, суверенитетом, идеологией, территориальными и другими особенностями. Мы объединяем информационные ресурсы – интерфейсы для связи с клиентами, гос. структурами, бизнесом. Такая структура более производительна.
Прежде чем открыть свой ЦМИТ подумайте, может быть его сразу стоит присоединить к действующей сетевой структуре, ведь это позволит существенно сэкономить свои средства.
Рассмотрим, в чем преимущество кооперации и создания сетевой компании независимых центров.
Экономия за счет:
• Снижения рекламных издержек;
• Снижения репутационных издержек;
• Снижения организационных издержек.
В сетевой структуре возможно тиражирование Ваших проектов, появляется возможность организации глобальных проектов, и общения в кругу единомышленников из других городов.

Подводя итоги, скажу лишь, что искренне считаю, что будущее российского образования, молодежного инновационного предпринимательства и промышленный потенциал страны зависит от новых форм организации труда, и в числе самых перспективных находится ЦМИТ.

Источник

Центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) – это открытая площадка, где дети и подростки учатся воплощать свои инженерные идеи в функциональные прототипы. Главная задача таких площадок – бесплатно обучать молодежь новым технологиям: робототехнике, цифровому производству, моделированию, прототипированию и работе на станках.

Российские ЦМИТ являются аналогом известного международного проекта FabLab, который инициировал Массачусетский технологический институт (MIT). Проект вырос из университетского курса профессора MIT Нила Гершенфельда «Как сделать (почти) все, что угодно».

В России проект по созданию ЦМИТ стартовал в 2012 году по инициативе общественной организации «Молодая инновационная Россия». Его цель – обеспечить детям и молодежи бесплатный доступ к высокотехнологичному оборудованию для приобретения навыков, которые будут востребованы в ближайшем будущем.

Открытие ЦМИТ можно сравнить с открытием кружка по изобретательству, “очумелые ручки”, центра повышения квалификации или творческого клуба: необходимо зарегистрировать компанию, составить устав, арендовать помещение, закупить оборудование и… вперед!

Бизнес-план может быть достаточно простым. Основных статей дохода несколько:

Шаги, которые необходимо сделать, чтобы открыть ЦМИТ, не отличаются от тех, которые требуются для запуска любого офлайнового бизнеса. Другой вопрос, если речь идет о создании такого центра при наличии господдержки.

Субсидию на реализацию проекта можно получить в рамках конкурса «Поддержка центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ)». Заявки на участие в конкурсе принимает Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям, или «фонд Бортника» – прим.ред.).

На получение субсидии могут рассчитывать юридические лица, соответствующие критериям отнесения к субъекту малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ:

Компания должна являться участником программы государственной поддержки МСП Минэкономразвития России по созданию или обеспечению деятельности ЦМИТ, либо действовать в интересах уже созданных ЦМИТ, а также иметь ОКВЭД 72.1 «Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук», или код ОКВЭД 73.1.

Заявляемый проект не должен иметь других бюджетных источников финансирования в течение всего периода реализации проекта с использованием гранта и каких-либо других незавершенных отношений с Фондом содействия инновациям. Сами участники проекта – физические лица тоже не должны участвовать в других проектах, финансируемых Фондом содействия инновациям.

Субсидии федерального бюджета можно использовать только на утвержденные направления деятельности:

Кроме того, организаторы ЦМИТ должны обеспечивать его деятельность на протяжении 10 лет с момента создания.

Список стандартного оборудования центра невелик: 3D принтер и сканер, фрезерный станок и станок лазерной резки, режущий плоттер. Для работы центра также необходима оргтехника: компьютеры или ноутбуки, принтеры, сканеры, телефоны.

– В 2011 году Политехнический университет отправил нас с коллегами на стажировку в Фаблаб при архитектурном университете Каталонии (Испания, Барселона). Примерно в это же время в России открылась программа поддержки ЦМИТов от Минэкономразвития России. Наша команда взялась за организацию подобного центра на базе Политехнического университета и получила первый грант от Фонда содействия инновациям, Минэкономразвития и Правительства Санкт-Петербурга.

Для популяризации инженерного творчества среди молодежи, мы организуем инженерные школы, недели науки, интенсивы для абитуриентов. В основном мы получаем финансовую поддержку от Политехнического университета, а так же в виде грантов от фондов и институтов развития, но бывают и коммерческие заказы. По своему опыту скажу, что главное – ничего не бояться, идти вперед, проверять на практике возникающие проектные и организационные гипотезы.

– Наша формула существования: оставаться независимыми от государственных грантов и субсидий. История фандрайзинга у нас довольно сложная: 90% средств, полученные в течении последних трех, лет были собраны за счет индивидуальной работы с частными фондами. Мы также привлекаем к сотрудничеству бизнес, проводим краудфандинговые кампании…

Целевая аудитория нашего центра – это энтузиасты движения DIY (do it yourself – «сделай сам»). Мы предоставляем творческое и инновационное пространство (в том числе и оборудование) для развития и самореализации. Помимо этого, проводим курсы по 3D-моделированию, программированию, дизайну одежды и даже сварке.

Читайте также:  Бизнес план на кондитерскую тортов

По данным РВК сегодня в стране существуют 226 ЦМИТ в 32 регионах. В наиболее полном списке, который представлен на сайте Сообщества ЦМИТ и фаблабов России, – 154 организации. Согласно исследованию, проведенному компанией Docsourcing, у 65 центров из этого списка есть актуальный сайт или своя страница в соцсетях, где представлены минимальные данные об организации, в том числе адрес и контакты.

41 ЦМИТ из этих 65-ти – полностью некоммерческие, то есть не получают никакой прибыли и действуют за счет грантов и спонсоров. Коммерческую модель существования выбрали 24 организации. Большая их часть проводит платные курсы и тренинги, меньшая – оказывает услуги: изготовление небольших партий продукции, аренду оборудования, площадей и пр.

Название

Город

Сайт

Специализация

Архангельский центр инновационного молодежного творчества

Архангельск

https://fablab29.ru/

Лазерная резка, фрезерная обработка с ЧПУ, 3D-сканирование

ЦМИТ «ЛИРа»

Балаково

https://vk.com/lirabalacovo

3D-печать, 3D-принтеры, робототехника, моделирование

Фаблаб «Интеркот»

Барнаул

https://кружки-робототехники.рф

Робототехника

Фаблаб «Эврика»

Барнаул

https://evrika.asu.ru/

Программирование, электроника, робототехника, биомедицина

ЦМИТ «Творческая лаборатория «Генезис»Дмитровhttps://www.facebook.com/labgenesis.dm/3д-моделирование, электроника, робототехника и системы дистанционного управленияЦМИТ «Прогресс»Дмитровградцмитпрогресс.рфРадиотехника и электроника Arduino, 3D-печать, 3D-сканирование, лазерная резка и гравировка, фрезеровка, плоттерная резка, робототехника, беспилотные летательные аппараты

ЦМИТ «Политех»

Бийск

https://cmit22.ru/

Робототехника, электроника, web-программирование, С++1, лазерная резка и гравировка

Лаборатория робототехники «Космопорт»

Екатеринбург

https://cosmoport.club

Робототехника

ЦМИТ «Жуковский»

Жуковский

https://vk.com/zhukcmit

3D-принтеры, лазерные станки, фрезерные станки

ЦМИТ «Юность»

Зеленодольск

https://fab-lab.ru/

3D-сканирование, 3D-печать, 3D-моделирование, лазерная гравировка

ЦМИТ «Агентство Инноваций»

Иваново

https://cmit37.ru

3D-моделирование, 3D-сканирование, 3D-печать, лазерные станки

ЦМИТ «Фабрика дизайна»

Иваново

https://3d.ecenter-tlp.ru/

3D-сканирование, 3D-моделирование, 3D-печать

ЦМИТ «Байкал»

Иркутск

https://cmitb.ru

3D-принтеры, электроника и робототехника

ЦМИТ «Цифровой дом»

Москва

https://www.ii-park.ru/

Робототехника, инженерия, прототипирование, мультипликация, звукорежиссура, живопись, журналистика

Центр молодежного инновационного творчества

Кемерово

https://cmit.kemtipp.ru/

3D-сканирование, 3D-печать

ЦМИТ «Композит»

Красноярск

https://sibspace.pro

Робототехника

ЦМИТ «Фаблаб Ангар»Красноярскhttps://fablab24.ru/3D-печать, лазерная резка, гравировка, фрезерный станок, режущий плоттер, ленточнопильный станок, токарно-винторезный станок

ЦМИТ Республики Тыва

Кызыл

https://cmit.tuva.ru

3D-моделирование, 3D-сканирование, 3D-печать, робототехника

ЦМИТ «Новатор»

Липецк

https://www.mntic.ru/

Обучение изобретательству, рационализации, 3D-моделирование, прототипирование, программирование, робототехника, лазерная резка

Детский университет МПГУ

Москва

https://child-uni.ru/

Робототехника, электротехника

Производственная база «3D идеи»

Москва

3D ИДЕИ

3D-моделирование, 3D-сканирование, 3D-печать

ЦМИТ «Bauman Fab Lab»

Москва

https://www.cmit.emtc.ru/

3D-технологии, робототехника

ЦМИТ «Лидер»

Москва

https://cmit-lider.ru/

3D-сканирование, 3D-печать, лазерная гравировка, лазерная резка, 3D-моделирование, проектирование

ЦМИТ при Научном парке МГУ

Москва

https://cmit.sciencepark.ru/

3D-моделирование, 3D-печать, 3D-сканирование, лазерная резка/гравировка, фрезерование, прототипирование

Центр прототипирования МИИТ

Москва

https://inntech3dlab.ru

3D-проектирование, 3D-моделирование, 3D-сканирование, 3D-печать

ЦМИТ «Вертикальный взлет»

Москва

https://edu.meritogroup.ru

3D-принтеры, 3D-ручки, лазер с ЧПУ, фрезер с ЧПУ

ЦМИТ «РобоSkaрт»

Москва

https://roboskart.ru/cmit/

3D моделирование, 3D сканирование, 3D печать

ЦМИТ «Русский инженер»

Москва

https://cmit.rengineer.ru/

3D-моделирование, 3D-сканирование, 3D-печать, проектирование, программирование

ЦМИТ «Суперлаб»

Москва

https://cmit-superlab.ru

3D-моделирование, 3D-сканирование, 3D-печать

Инновационная лаборатория «MOUSE LAB»

Москва

https://mouse-lab.wix.com/mouse

3D-моделирование, 3D-сканирование, 3D-печать, лазерные станки

ЦМИТ «Wisteria Lane»

Москва

https://vk.com/cmit.wisterialane

Робототехника, авиамоделирование, автомоделирование, судомоделирование, архитектура и искусство, программирование, транспортные и космические системы, 3D-проектирование, 3D-дизайн, web-дизайн

ЦМИТ «Академия»

Москва

https://academylab.ru/

3D-печать, 3D-сканирование, лазерная резка/гравировка, фрезерование, прототипирование

ЦМИТ «Бионик Лаб»

Москва

https://bionic-lab.ru/

3D-моделирование, 3D-сканирование, 3D-печать, прототипирование

Лаборатория 3D-печати

Москва

https://www.lab3dprint.ru/

3D-печать, 3D-принтеры, робототехника

ЦМИТ «Нанотехнологии»

Москва

Главная

3D-моделирование, 3D-принтеры, обработка данных

ЦМИТ на базе СТАНКИН-АТ

Москва

https://stankin-at.ru/

3D-моделирование, 3D-принтеры

ЦМИТ «Творческая мастерская»

Москва

https://rp-lab.ru/

3D-сканирование, 3D-печать, 3D-принтеры, 3D-ручки

ЦМИТ «Рекорд»

Москва

https://record-center.ru

3D-моделирование, программирование, робототехника

ЦМИТ «Физическая кунсткамера»

Москва

https://lab.fizkunst.com

3D-моделирование, 3D-сканирование, 3D-печать

ЦМИТ «Куб»

Москва

https://cube-lab.ru

3D-моделирование, 3D-сканирование, 3D-печать, лазерные станки

ЦМИТ «Роботы и гаджеты»Москваhttps://vk.com/robots_gadjetsРобототехника и программирование, 3D-моделирование, 3D-печать, лазерная резка и раскройка

ЦМИТ «ТЕХNIK» на базе средней школы №4

Никольск

https://fabnews.ru/fablabs/item/texnik/

Электроника, моделирование, робототехника

ЦМИТ «Клуб юных техников»

Новосибирск

https://цмит.кют.рф/

3D-моделирование, 3D-сканирование, 3D-печать, лазерные станки

ЦМИТ «ZOOMER»

Новосибирск

https://zoomer-edu.ru/

Робототехника, 3D-моделирование, инженерное дело

ЦМИТ «ИНВИС»

Пенза

https://cmit-invis.nethouse.ru

3D-сканирование, 3D-печать

ЦМИТ «ТехноАрт»

Пенза

https://art-shb.ucoz.com/

3D-моделирование, 3D-сканирование, 3D-печать, прототипирование

ЦМИТ «Парадигма»

Пенза

https://paradigma58.ru

Лазерная резка, 3D-печать, компьютерная грамотность, робототехника, биотехнологии, квадрокоптеры

ЦМИТ «ReactorLab»

Пенза

https://www.1000-list-nick.com/untitled-cls6

3D-моделирование, 3D-сканирование, 3D-печать, лазерные станки

ЦМИТ «НаноЭлектроЛаб»

Пенза

https://cmitnanolab.ru

3D-сканирование, 3D-печать

ЦМИТ «Спутник»Пензаhttps://www.sputnik-lab.com/

Искусство презентации, 3D-печать, робототехника, программирование, 3D-моделирование

ЦМИТ #1

Петровск

https://cmit-petrovsk.ru/

3D-печать, 3D-сканирование, лазерная резка/гравировка, фрезерование, прототипирование

ЦМИТ «Инлаб»

Пугачев

О нас

3D-моделирование, проектирование, дизайн, робототехника

Центр робототехники «Инженерная сила» (R2D2)

Самара

https://insila.ru/

Робототехника

Фаблаб Технопарка Университета ИТМО

Санкт-Петербург

https://fablab.ifmo.ru/

3D-сканирование, 3D-моделирование, 3D-печать

Фаблаб «Политех»

Санкт-Петербург

https://fablab.spbstu.ru/ru_RU/

3D-печать, 3D-сканирование, лазерная резка и гравировка, фрезеровка, плоттерная резка

Фаблаб «ТВН»

Санкт-Петербург

https://www.sci-tvn.org/ru/fab-lab

3D-печать, 3D-сканирование, лазерная резка и гравировка, фрезеровка, плоттерная резка, термотрансфер

ЦМИТ «Мир 3D»

Саранск

https://cmit3d.ru

3D-моделирование, 3D-проектирование, 3D-сканирование, 3D-принтеры, 3D-печать

ЦМИТ Саранск

Саранск

Homepage

3D-моделирование, 3D-сканирование, 3D-печать

ЦМИТ «ТИР»

Саратов

https://vk.com/tsmit_tir

Конструирование, математическое моделирование, моделирование

Фаблаб Sibay

Сибай

https://www.fablabsibay.ru

3D-принтеры, электроника и робототехника

ЦМИТ «Явир»

Смоленск

https://cmit-smolensk.ru

цифровое производство, лазерная резка, механическая фрезеровка, 3D-печать и 3D-сканирование

ЦМИТ “Технополис”

Тверь

https://tver3dprint.ru

3D-моделирование, 3D-сканирование, 3D-печать

Сеть ЦМИТ «Школа цифровых технологий»

Томск, Москва, Санкт-петербург, Новосибирск, Асино, Северск

https://cmit.ru

робототехника, ИТ

ЦМИТ «Техноскаут»

Тюмень

https://cmit.technoscout.ru

Робототехника и программирование, 3D-моделирование, 3D-печать, лазерная резка и раскройка

ЦМИТ «Воплощение»

Ульяновск

https://incarnation.pro

3D-моделирование, 3D-сканирование, 3D-печать, гравировка

ЦМИТ «Синергия»

Уфа

https://cmitrb.ru

3D-моделирование, 3D-принтеры, робототехника

ЦМИТ «Уникум»

Уфа

https://fablabion.ru/

3D-моделирование, 3D-принтеры, нанотехнологии

ЦМИТ «Уфа механика»

Уфа

https://cmit.ufamechanica.ru/

3D-сканирование, 3D-печать

ЦМИТ Чебоксары

Чебоксары

https://vk.com/cmit21

3D-моделирование, 3D-сканирование, 3D-печать, техническое зрение, плоттеры, робототехника

ЦМИТ «Сигнал»

Энгельс

https://cmit-signal.ru/

3D-моделирование, 3D-принтеры

Источник