Бюджет и контроль в бизнес плане
Из этой статьи вы узнаете:
- Что представляет собой бюджетное планирование организации
- Какие задачи позволяет выполнять бюджетное планирование организации
- Как должен быть организован процесс бюджетного планирования организации
Любой бизнес в первую очередь заинтересован в повышении конкурентоспособности. Для руководителей компаний важное значение имеют комплексные инструменты управления, благодаря которым не только обеспечиваются конкурентные возможности организации и ее место на рынке как в настоящем, так и в будущем, но и просчитываются тактические ходы, позволяющие мгновенно реагировать на меняющуюся ситуацию. Решить данную задачу можно, в том числе путем распределения бюджета. В статье подробнее расскажем о том, какие задачи позволяет решать бюджетное планирование, а также как правильно организовать данный процесс.
Что собой представляет бюджетное планирование организации
Бюджетное планирование состоит из краткосрочных, оперативных и тактических планов деятельности компании, и иначе называется бюджетированием. В качестве его конечного результата выступает бюджет, определяющий цели и задачи организации на конкретный период времени (обычно на год). В состав бюджета предприятия входят планы его филиалов и подразделений. В общем виде бюджет можно назвать сметой доходов и расходов всех структурных подразделений организации.
Отличительные особенности бюджета, рассматриваемого в качестве инструмента планирования организации, заключаются в:
- Сквозном характере. В состав сводного бюджета предприятия входят все сегменты деятельности, его составными частями являются операционные планы (отражающие показатели текущих хозяйственных операций), финансовые планы (т. е. величина и структура финансовых доходов и расходов), инвестиционные планы (включающие капитальное строительство и закупку основных средств).
- Директивности. Правом утверждения проекта бюджета на текущий период наделено высшее руководство организации. Будучи утвержденными, его показатели обязательны для исполнения всеми менеджерами и сотрудниками структурных подразделений предприятия. Выполнение бюджетных показателей ложится в основу премирования сотрудников, их аттестации, выводов руководства относительно деятельности отделов и сотрудников и т.п.
- Формализации (представления в виде набора цифр). В бюджете организации могут не содержаться детально просчитанные планы работы всех подразделений, руководители которых вправе самостоятельно определять способы достижения итоговых показателей. Тем не менее, в нем должен присутствовать запланированный результат деятельности подразделения в количественном выражении. При помощи формализации, используемой в процессе бюджетного планирования организации, обеспечивается как действенный контроль исполнения бюджета в текущий период, так и его оценка по завершении этапа. Для бюджета предприятия важна четкость, не допускающая двусмысленного толкования, именно поэтому используются количественные показатели деятельности.
- Регулярности. Для каждого бюджетного периода руководством организации утверждается собственный бюджет. Эффективность бюджетного планирования невозможна без регулярности, за счет которой достигается непрерывность плановых процессов в компании. В основе бюджетного планирования всех последующих периодов лежат итоги и анализ исполнения предыдущего бюджета.
Значение бюджетного планирования организации заключается в:
- воплощении выработанных стратегических целей в форму определенных финансовых показателей;
- обеспечении за счет финансовых ресурсов заложенных в производственном плане экономических пропорций развития;
- предоставлении возможности определить жизнеспособность проекта организации в конкурентных условиях;
- служении в качестве инструмента получения финансовой поддержки со стороны внешних инвесторов.
Помимо перечисленного, за счет введения на ряде предприятий этого метода управления приводится в порядок система нормирования, в первую очередь, сырья, которая оставалась неизменной на протяжении длительного времени и перестала отвечать качественным характеристикам современных материалов. За счет этого затраты уже на стадии планирования снижаются примерно на 10%.
То есть главная функция бюджетного планирования организации заключается в создании инструментов, позволяющих планировать, управлять и контролировать эффективность финансово-хозяйственной деятельности и ликвидности компании, в основе которых лежит систематическое прогнозирование дальнейшего развития предприятия за счет составления бюджетов.
Какие задачи позволяет решать бюджетное планирование организации
Благодаря внедрению системы бюджетного планирования организации:
- поддерживается система планирования, контроля и управления, основанная на план-фактном анализе;
- обеспечивается прозрачность и предсказуемость потока финансовых средств, повышается контроль руководства за их движением;
- возрастает эффективность использования с одновременным снижением рисков управления свободными финансами;
- усиливается контроль над производственными показателями, доходами и расходами не только компании в общем, но и ее хозяйственных подразделений;
- консолидируется деятельность подразделений и направляется на достижение целей, стоящих перед предприятием;
- вовлекается в процесс управления и активизируется средний менеджмент организации;
- обеспечивается мотивация и повышается ответственность менеджмента среднего звена, которому передаются определенные управленческие задачи (принятие участия в планировании, анализ причин неисполнения плана и пр.);
- оптимизируется документооборот.
Потенциальные сложности в процессе бюджетного планирования организации
Чаще всего в процессе бюджетного планирования организации сталкиваются со следующими сложностями:
- Длительностью процесса составления планов (к примеру, одна из организаций утвердила годовой бюджет к концу февраля планируемого года).
- Отсутствием единой системы отчетной и плановой документации в группе компаний, что может привести к суммированию зачастую несопоставимых данных.
- Проблемой согласования бюджетов (отсутствием инструментов и длительным сроком хождения документации между верхними и нижними уровнями, что приводит к ограничению времени, необходимого для окончательного согласования бюджетов).
- Существующими в организациях информационными системами, которые могут обладать множеством недостатков (к примеру, плохо настраиваемым импортом данных из других программных продуктов, ненадежно работающими системами, с повышением вероятности ошибок и длительностью их исправления) и отсутствием в организации достаточного количества сетей и компьютерной техники, что может затруднить обмен данными между структурными подразделениями, а также различными программными продуктами.
- Составленными оперативными бюджетами, не укладывающимися в стратегический план компании.
- Существенно отличающимися друг от друга плановыми и фактическими показателями, вызванными разрывом между бюджетным планированием организации и ее фактической деятельностью.
Как должен быть организован процесс бюджетного планирования
В каждой организация порядок формирования бюджета должен быть закреплен документально, этапы его подготовки, согласования и утверждения должны быть регламентированы. В регламенте должен содержаться в полном объеме цикл процесса оперативного планирования, который с одной стороны ограничивается постановкой целевых показателей на определенный период, а с другой – анализом полученных результатов.
Бюджетное планирование организации включает в себя следующие основные формы:
- План прибылей и убытков, который представляет собой плановую смету расходов, прогнозируемый объем продаж и определенные финансовые результаты организации.
- Финансовый план, который заключается в обеспечении необходимых финансовых ресурсов и удовлетворения потребности в денежных средствах, гарантирует платежеспособность и финансовую устойчивость организации в рассматриваемом периоде. Помимо этого, финансовый план лежит в основе осуществления дальнейшего финансового контроля.
- Прогнозный баланс, позволяющий оценивать имущество и структуру капитала предприятия.
Для бюджетного планирования организации особое значение имеет как содержательное (горизонтальное и вертикальное), так и временное согласование. Оптимальным является планирование в двух направлениях: «сверху вниз» и «снизу вверх». С помощью первого определяют целевые показатели бюджетов компании, вторые помогают определиться со способами их достижения. То есть планированием занимаются не только сотрудники планово-финансового подразделения, но и тех отделов предприятия, от которых зависят доходы и расходы.
Организовать бюджетное планирование помогает разработанная в структурных подразделениях сквозная система бюджетов, в которой объединены функциональные бюджеты, входящие в базу финансовых расчетов компании:
- бюджет фонда оплаты труда необходим для прогнозирования отчислений во внебюджетные фонды, а также ряда налоговых платежей;
- бюджет материальных затрат, в основе которого лежат нормы расходования сырья, комплектующих, материалов, а также объем производственных программ отделов организации;
- бюджет энергопотребления и других административных затрат (аренда офисов, производственных помещений);
- бюджет амортизации, в состав которого включены расходы на ремонтные работы (капитального и текущего характера) и реновацию;
- бюджет иных расходов (в который входят командировочные, транспортные и пр.);
- бюджет погашения кредитов и займов, который разрабатывается в соответствии с планом-графиком платежей;
- налоговый бюджет, в который входят налоговые и обязательные бюджетные платежи, отчисления во внебюджетные фонды (этот вид бюджета планируется в отношении организации в целом).
В основе разработки бюджетов филиалов и подразделений организации лежит принцип декомпозиции, суть которого состоит в том, что бюджеты более высокого уровня детализируются на основании бюджетов более низкого уровня. Разработка сводных бюджетов отделов выполняется, в основном, каждый месяц. Чтобы организация и ее подразделения равномерно обеспечивались оборотными средствами, в бюджет вносятся как ежедневные плановые и фактические затраты, так и расходы, планируемые на месяц в целом.
Финансовое планирование организации невозможно без определения центров ответственности, то есть затрат и доходов. Отделы компании, измерить выход готовой продукции в которых затруднительно, а также те, чья деятельность ориентирована на внутренних потребителей, следует относить к центрам затрат (расходов). Отделы, которые работают на готовую продукцию, предназначенную конечным потребителям, относят к центрам прибыли (доходов).
Система текущего бюджетного планирования предполагает определение реального поступления денежных средств на предприятие, т. е. при планировании необходимо обладать данными об удельном весе поставок продукции, осуществляемых как по предоплате, так и на условиях коммерческого кредита, предполагающего отсрочку платежей.
Расчет и анализ поступлений денежных средств выполняется на основании одного из двух методов. В первом случае непосредственно определяются денежный приток (выручка, полученные авансовые платежи, ссуды и пр.) и отток (оплата счетов, выплата ссуд, заработной платы и пр.). Второй метод в качестве точки отсчета использует чистую прибыль, корректируемую на доходы и расходы, не означающие приток и отток денежных средств. К примеру, с увеличением дебиторской задолженности возрастают доходы, но не приток денежных средств. Под притоком понимается как рост статей обязательств, так снижение активных счетов, под оттоком – как уменьшение статей обязательств, так и рост активных статей баланса.
Разработка баланса финансовых поступлений и расходов, выполняемая в системе текущего бюджетного планирования организации, позволяет судить о синхронности поступления и расходования финансов и их взаимоувязке. Баланс состоит из доходной и расходной частей. В состав первой входят источники прихода средств, к которым можно отнести выручку от реализации товаров, работ, услуг, поступления, получаемые при продаже в кредит, от долевого участия в деятельности прочих организаций, прибыль от акций, облигаций и других ценных бумаг, ссуды, иные поступления. В состав расходной части входят средства, затрачиваемые на покупки товаров, расходы на выплату заработной платы, получение платных услуг, ремонтные работы и содержание оборудования, рекламу, оплату ссуд, прочие платежи.
Как известно, бюджетирование — это производственно-финансовое планирование деятельности предприятия путем составления общего бюджета предприятия, а также бюджетов отдельных подразделений с целью определения их финансовых затрат и результатов. Назначение бюджетирования на предприятии заключается в том, что это основа планирования и принятия управленческих решений на предприятии, оценки всех аспектов финансовой состоятельности предприятия, контроля и управления материальными и денежными ресурсами предприятия, укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам предприятия в целом и собственникам его капитала.
На каждом предприятии может быть своя специфика бюджетирования в зависимости как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей. Поэтому, говоря о назначении бюджетирования, необходимо помнить, что в каждой компании в качестве управленческой технологии оно может преследовать свои собственные цели и использовать свои собственные средства, свой инструментарий.
Бюджеты могут быть составлены как для предприятия в целом, так и для его подразделений.
Общий (основной) бюджет — это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.
В основном бюджете в количественном выражении рассматриваются будущая прибыль, денежные потоки и поддерживающие планы. Основной бюджет представляет итог многочисленных обсуждений и решений о будущем предприятия, обеспечивает как оперативное, так и финансовое управление.
Расчеты, осуществляемые в процессе формирования бюджета предприятия, позволяют в полном объеме и своевременно определить необходимую сумму денежных средств на реализацию принятых решений, а также источники поступления этих средств (собственные, кредитные, средства инвестора и т. п.).
Обратите внимание!
Эффект от разработки бюджета состоит в повышении степени гибкости предприятия из-за возможности предвидеть результаты управленческих действий, определить базовые установки для каждого направления деятельности предприятия и рассчитать разные варианты, заранее подготавливая ответные действия на возможные изменения как во внешней, так и во внутренней среде.
Кроме того, функции бюджета изменяются в зависимости от того, в какой фазе формирования и реализации он находится. В начале отчетного периода бюджет представляет собой план продаж, расходов и других финансовых операций в наступающем периоде. В конце он играет роль измерителя, позволяющего сравнивать полученные результаты с плановыми показателями и корректировать дальнейшую деятельность.
Для полного осмысления бюджетирования необходимо перечислить функции, которые оно выполняет:
1) аналитическую:
·переосмысление бизнес-идеи;
·коррекция стратегии;
постановка дополнительных целей;
анализ операционных альтернатив;
2) финансового планирования: вынуждает планировать и тем самым обдумывать будущее;
3) финансового учета: вынуждает учитывать и обдумывать совершенные действия в прошлом и тем самым помогает принимать правильные решения в будущем;
4) финансового контроля:
позволяет сравнивать поставленные задачи и полученные результаты;
выявляет слабые и сильные стороны;
5) мотивационную:
осмысленное принятие плана;
ясность постановки целей;
наказание за срыв;
поощрение за выполнение и перевыполнение;
6) координационную: координация функциональных блоков оперативного планирования;
7) коммуникационную:
согласование планов подразделений компании;
нахождение компромиссов;
закрепление ответственности исполнителей.
В общем случае можно выделить пять этапов постановки системы бюджетирования в организации (рис. 1).
Цель первого этапа (формирования финансовой структуры) — разработать модель структуры, позволяющей установить ответственность за исполнение бюджетов и контролировать источники возникновения доходов и расходов.
На втором этапе (создание структуры бюджетов) определяется общая схема формирования сводного бюджета предприятия.
В результате проведения третьего этапа формируется учетно-финансовая политика организации, то есть правила ведения и консолидации бухгалтерского, производственного и оперативного учета в соответствии с ограничениями, принятыми при составлении и контроле (мониторинге) выполнения бюджетов.
Рис. 1. Этапы постановки системы бюджетирования
Четвертый этап направлен на разработку регламента планирования, определяющего процедуры планирования, мониторинга и анализа причин невыполнения бюджетов, а также текущей корректировки бюджетов.
Пятый этап (внедрение системы бюджетирования) включает работы по составлению операционного и финансового бюджетов на планируемый период, проведению сценарного анализа, корректировке системы бюджетирования по результатам анализа ее соответствия потребностям.
Выделяют три основных подхода к процессу бюджетирования:
«сверху вниз»;
«снизу вверх»;
«снизу вверх/сверху вниз».
Подход «сверху вниз» означает, что высшее руководство осуществляет процесс бюджетирования с минимальным привлечением менеджеров подразделений и отделов нижнего уровня. Такой подход дает возможность полностью учитывать стратегические цели компании, уменьшить затраты времени и избежать проблем, связанных с согласованием и агрегированием отдельных бюджетов. Вместе с тем недостаток данного подхода — слабая мотивация менеджеров нижнего и среднего звена относительно достижения целей.
Подход «снизу вверх» применяется на больших предприятиях, где руководители отделов составляют бюджеты участков, отделов, которые потом обобщаются в бюджеты цеха, производства и завода соответственно. Средним и высшим руководителям в этом случае предстоит согласование и координация различных бюджетных показателей. Один из недостатков этого подхода заключается в том, что плановые показатели по расходам завышаются, а по доходам занижаются, чтобы при выполнении получить незаслуженное вознаграждение.
Подход «снизу вверх/сверху вниз» является самым сбалансированным и позволяет избежать негативных последствий двух своих предшественников. При таком подходе высшее руководство дает общие директивы относительно целей компании, а руководители нижнего и среднего звена подготавливают бюджет, направленный на достижение целей компании.
Важно!
Бюджетирование деятельности предприятия реализуется на основе системы мероприятий, документов и управленческих воздействий и включает в себя совокупность взаимосвязанных плановых документов, в которых с обоснованной степенью детализации показателей отражена планируемая деятельность как отдельных центров финансовой ответственности (ЦФО), так и всего предприятия; управленческие воздействия на ЦФО, ориентированные на минимизацию отклонений от бюджета с учетом изменений внешней среды; отчетность ЦФО, позволяющую оперативно, с определенным временным интервалом, анализировать и контролировать выполнение бюджетов отдельными ЦФО и достижение запланированных финансовых результатов предприятием в целом.
Как и любое явление, бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Достоинства бюджетирования:
· оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива;
· позволяет координировать работу предприятия в целом;
· анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;
· позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов;
· позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов;
· способствует процессам коммуникаций;
· помогает менеджерам низового звена понять свою роль в организации;
· служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.
Недостатки бюджетирования:
· различное восприятие бюджетов у разных людей (например, бюджеты не всегда способны помочь в решении повседневных, текущих проблем, не всегда отражают причины событий и отклонений, не всегда учитывают изменения условий; кроме того, не все менеджеры обладают достаточной подготовкой для анализа финансовой информации);
· сложность и дороговизна системы бюджетирования;
· если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок;
· бюджеты требуют от сотрудников высокой производительности труда; в свою очередь, сотрудники противодействуют этому, стараясь минимизировать свою нагрузку, что приводит к конфликтам, вызывает состояние подавленности, страха, а следовательно, снижает эффективность работы;
· противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения производительности; если слишком сложно — стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей.
Организация бюджетирования на предприятиии
Бюджет предприятия всегда разрабатывается на определенный временной интервал, который называется бюджетным периодом. Правильный выбор продолжительности бюджетного периода является важным фактором эффективности бюджетного планирования предприятия.
Обратите внимание!
Как правило, сводный бюджет организации составляется и утверждается на весь бюджетный период (обычно это один календарный год). Это объясняется тем, что за такой промежуток времени выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. Индикативно, то есть без утверждения в качестве системы целевых показателей и нормативов, обязательных к исполнению, некоторые показатели бюджетов могут устанавливаться на более продолжительный период (три-пять лет).
Внутри бюджетного периода каждый из бюджетов имеет разбивку на подпериоды. Бюджетирование — процесс составления и реализации данного документа в практической деятельности предприятия. Бюджетный процесс не ограничивается лишь стадией составления сводного бюджета. Вообще процесс представляет собой замкнутый контур финансового управления, включающий три последовательных этапа: этап разработки и проекта сводного бюджета; утверждение проекта бюджета и включение его в структуру научно обоснованного бизнес-плана организации; анализ исполнения бюджета по итогам текущего года (рис. 2).
Бюджетный цикл включает период времени от начала первого этапа до завершения третьего. Бюджетный процесс должен быть непрерывным, то есть завершение анализа исполнения бюджета текущего года должно совпадать по времени с разработкой бюджета следующего года. Таким образом, анализ исполнения бюджета — это одновременно и отправная, и завершающая стадия бюджетного цикла.
Рис. 2. Этапы бюджетного процесса предприятия
Рассмотрим подробнее содержание этапов.
Первый этап (стадия разработки проекта сводного бюджета) заключается в составлении предварительного проекта бюджета на очередной плановый год. Особое внимание при этом уделяется оценке выполнения планов прибыли и рентабельности. Такая оценка основывается на тщательной разработке состава затрат, включаемых в себестоимость продукции. На этом этапе оценивается производственная программа (ее качественные и количественные параметры, изменения ценовой и кредитной политики) и определяется новый производственный потенциал коммерческой организации на основе анализа рациональности использования активов, освоения новых технологий и видов продукции. Составленный предварительный проект бюджета корректируется в связи с изменением внешних и внутренних условий.
На этом этапе требуется работа большого числа задействованного рядового персонала планово-экономических служб и структурных подразделений, которым утверждаются бюджетные задания: цехи основного производства, коммерческая дирекция (отдел сбыта), отдел материально-технического снабжения и пр.
Второй этап (стадия утверждения) сводится к составлению окончательного проекта бюджета и включения его в структуру научно обоснованного бизнес-плана предприятия.
На малых предприятиях сводный бюджет, как правило, разрабатывается бухгалтерией и утверждается президентом организации.
На средних и крупных предприятиях решение об утверждении сводного бюджета могут принимать:
- правление организации, в состав которого входит высшее руководство;
- президент организации (в этом случае правление организации представляет собой консультативный орган при президенте)
- совет директоров организации;
- общее собрание акционеров (совет директоров подает проект сводного бюджета на утверждение общему собранию акционеров).
Утвержденный бюджет рассматривается как руководство к действию.
Третий этап — анализ исполнения бюджета по итогам истекшего года. На этом этапе делается анализ финансового состояния предприятия, на основе которого вносятся необходимые коррективы в тактику и стратегию экономического развития организации. Для того чтобы система бюджетирования была эффективной, необходим ряд обязательных условий, без которых эта система попросту не сможет работать.
Во-первых, предприятие должно располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета, а работники управленческих служб должны быть достаточно квалифицированными, чтобы уметь применять эту методологию на практике.
Во-вторых, для того чтобы разрабатывать бюджет, контролировать и анализировать его исполнение, нужна соответствующая количественная информация о деятельности предприятия, достаточная для того, чтобы представить себе его реальное финансовое состояние, движение товарно-материальных и финансовых потоков, основные хозяйственные операции. Следовательно, на предприятии должна существовать система управленческого учета, регистрирующая факты хозяйственной деятельности, необходимые для обеспечения процесса составления, контроля и анализа сводного бюджета. Система управленческого учета на предприятии составляет основу учетного блока (компонента) бюджетного процесса.
В-третьих, бюджетный процесс не происходит в «безвоздушном пространстве» — он всегда реализуется через соответствующую организационную структуру и систему управления, существующие на предприятии.
Понятие организационной структуры включает в себя количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входит разработка, контроль и анализ бюджета предприятия; совокупность структурных подразделений, являющихся объектами бюджетирования, то есть теми центрами ответственности, которыми назначается бюджетный план и которые ответственны за его исполнение.
Обратите внимание!
Система управления бюджетированием — это регламент взаимодействия служб аппарата управления и структурных подразделений, закрепляющий в соответствующих внутренних нормативных актах и инструкциях обязанности каждого подразделения на каждой стадии бюджетного процесса. Бюджетный процесс является непрерывным и повторяющимся (регулярным). Точно так же регулярно, в соответствующие сроки из аппарата управления, из структурных подразделений должна поступать учетная информация, необходимая для его обеспечения.
С другой стороны, структурные подразделения должны своевременно получать из аппарата управления бюджетное задание и коррективы, вносимые в него в течение бюджетного периода. Следовательно, важнейшей составляющей регламента бюджетного процесса является внутренний документооборот — совокупность регулярных, закрепленных в соответствующих внутренних актах и инструкциях информационных потоков подразделений предприятия в процессе разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета.
В-четвертых, процесс разработки, контроля и анализа исполнения бюджета предполагает регистрацию и обработку больших массивов информации, что затруднительно сделать вручную. В бюджетном процессе уровень оперативности и качества учетно-аналитической работы существенно повышается, а количество ошибок сокращается при использовании программно-технических средств. Программно-технические средства, используемые структурами предприятия, задействованными в бюджетном процессе, составляют программно-технический блок системы бюджетирования.
В бюджетном процессе можно выделить:
1) аналитический блок, который включает:
· методологию составления, контроля и анализа сводного бюджета;
· методики по отдельным подбюджетам;
2) учебный блок, который включает:
· бухгалтерский учет;
· оперативный учет;
· сбор информации о состоянии рынка;
3) организационный блок, который включает:
· функции подразделений;
· регламент взаимодействия;
· систему взаимодействия;
4) программно-технический блок, который включает:
· технические средства;
· программное обеспечение.
Все четыре компонента бюджетного процесса тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру системы бюджетирования на предприятии.
Так, например, внутренний документооборот находится на стыке учетного и организационного блоков, так как, с одной стороны, он охватывает совокупность информационных потоков, напрямую определяемых действующей системой управленческого учета, с другой же — он жестко закреплен внутренним регламентом в виде ряда внутренних нормативных актов, а это уже является частью системы управления.
Выводы
Важным фактором, определяющим эффективность реализации процесса бюджетирования, является точное следование иерархии целей, целевых показателей, мероприятий и бюджетов, затрагивающих несколько уровней управления. Основным элементом в данном случае является иерархия целей.
Цели нижнего уровня управления должны соответствовать целям верхнего уровня управления. Только так на предприятии может быть выстроена эффективная стратегия развития. Целевые показатели, являющиеся количественными измерителями целей, также должны быть связаны между собой четкой иерархической зависимостью. Однако это не означает, что показатели на всех уровнях управления должны быть одними и теми же. Связь между показателями должна строиться в соответствии со связью между экономическими явлениями, которые эти показатели отражают.
Что касается мероприятий, то здесь иерархическая связь может быть двух видов. Первый вид мероприятий проводится централизовано на верхнем уровне управления и затрагивает ряд подразделений, в которых разрабатываются свои мероприятия, но в русле проводимого «наверху». Второй же вид реализуется только на нижнем уровне и связан с верхним уровнем управления через бюджеты.
А. И. Кучеренко, доц. РЭА им. Г. В. Плеханова, канд. экон. наук