Бизнес планы в сфере культуры
Неискушенный
специалист может выразить по поводу
целесообразности составления
бизнес-планов в социокультурной сфере.
Десять, пятнадцать лет назад этому
трудно было бы возразить. Но сегодня
времена изменились. Учреждения культуры
стали частью системы рыночных
отношений, но пока с трудом осваивают
экономические отношения, уповая на
патернализм государства и могущество
своих учредителей.
Новая
система экономических отношений
нуждается в принятии не
только продуманных, но и пунктуально
просчитанных решений. Бизнес-план
– это инструмент развития учреждения
культуры, перестройки
сознания менеджеров и специалистов
культуры, которые еще недавно были
далекими от полноценной и самостоятельной
хозяйственной деятельности, а сегодня
ищут новые возможности не только для
выживания, но и развития.
Рассматривая
технологии работы с бизнес-планами, мы
сознательно не включаем в оборот
такие понятия, как коммерция и прибыль,
имея в виду государственные учреждения
культуры, численность
которых в стране в разы превышает число
коммерческих учреждений
социокультурной направленности.
Государственные
учреждения культуры по закону не
занимаются
коммерческой, а только предпринимательской
деятельностью и получают доход, но
не прибыль. Тем не менее, бизнес-план
является эффективным инструментом
развития государственных учреждений
культуры.
Он продуктивно
зарекомендовал себя и в условиях
модернизации
учреждений культуры, на очередном этапе
их развития, и при разработке и реализации
совершенно новых предпринимательских
проектов
и видов услуг.
Преимущества
бизнес-планирования
Предпринимательство
для учреждений культуры
не новое явление, однако первые пробы
в предпринимательской деятельности
закончились, и наступил этап трезвого
и тщательного расчета и умения точно
выверить свое будущее. Разработка
бизнес-плана помогает:
определить уровень
жизнеспособности и будущей устойчивости
учреждения культуры, снижает риск в
предпринимательской деятельности;детализирует
содержание и перспективы работы
учреждения, выявляет дополнительные
индикаторы в системе результативности;обогащает опытом
планирования, развивает перспективное
мышление менеджеров и специалистов
культуры, формирует деловую организационную
среду;
• мотивирует
интерес потенциальных инвесторов.
Бизнес-план
учреждения культуры – явление достаточно
новое и
необычное, что заставляет бизнесменов
и предпринимателей внимательно
присмотреться к нему и поискать выгодные
для себя ниши вложения инвестиционного
капитала. Именно поэтому добротно
разработанный бизнес-план является
предметом деловых переговоров с
возможными инвесторами.
Внешняя нацеленность
бизнес-плана превращает продукты
культуры в своего рода товар, продажа
которого должна принести максимально
возможный выигрыш. Бизнес-план, как и
стратегический план
организации, рассчитывается на 3-5 лет,
иногда больше. Между бизнес-планом
и стратегическим планом существуют ряд
различий:
бизнес-план
включает не весь комплекс задач
учреждения, а только
одну из них, ту, которая связана с
созданием и развитием нового
направления в работе. Бизнес-план
ориентирован только на развитие, в
то время как стратегический план может
включать другие типы стратегий
учреждения;стратегические
планы по мере выполнения очередного
этапа анализируются и корректируются
или даже пересматриваются. Бизнес-план
имеет четко очерченные временные рамки,
по истечении которых цели и задачи
должны быть выполнены (например,
произведено компьютерное
переоснащение и модернизация системы
звуковоспроизводящей и светопроекционной
техники). Следовательно, бизнес-план,
по своей сути, менее похож на стратегический
план и больше напоминает проект, с его
конкретной проработкой и самодостаточностью.
Технологии
разработки бизнес-плана
Неким
аналогом бизнес-планирования является
известный в отечественной
экономике метод, называемый
– технико-экономическое обоснование
(ТЭО).
Технико-экономическое обоснование –
это специфический
плановый документ, раскрывающий
производственно-технические
аспекты проекта, в то время как бизнес-план
включает производственные, финансовые,
технические проработки, обусловленные
внутренними и внешними факторами
рыночной деятельности учреждения
культуры.
Если еще несколько
лет назад, в отсутствие конкурентной
среды, успешно реализовывать различные
предпринимательские проекты и заниматься
ими было достаточно легко, а успех
бизнеса в большей степени зависел от
наличия связей в определенных кругах
и размера стартового капитала, то сегодня
организация бизнеса требует системного
и профессионального подхода.
Разработка
бизнес-плана является ответственным и
важным периодом
для менеджмента и специалистов, поскольку
именно здесь они должны
увидеть перспективы и сложности, с
которыми может столкнуться новый
проект. Написание бизнес-плана –
ответственный шаг, недооценивать который
нельзя.
Однако грамотно
разработать бизнес-план под силу далеко
не каждому руководителю, так как
бизнес-планирование, по своей сути,
включает в себя не только ТЭО, но и оценку
рисков и специальные маркетинговые
исследования, провести и интерпретировать
которые без профильных знаний невозможно.
Поэтому для
составления бизнес-плана лучше обратиться
к специалистам.
Сегодня помощь предпринимателям в
данной области оказывает
масса фирм, профильной деятельностью
которых являются консалтинговые
услуги. Поскольку бизнес-план, как
финансовый документ,
планирующий предпринимательскую
деятельность в определенном
периоде и устанавливающий показатели,
которые необходимо достичь за этот
период, следует исходить не только из
собственных желаний и потребностей, но
и учитывать реальные факторы: размеры
проекта; его мобильность и исключительную
особенность; специфичность отрасли;
предназначение бизнес-плана и многое
другое.
Кроме
того, нужно оценивать и согласовывать
целесообразность тех или иных разделов
бизнес-плана и, если есть необходимость,
добавлять
или исключать эти разделы бизнес-плана.
Разработка
бизнес-плана начинается с изучения
нормативно-правовой
базы и технологических документов о
предпринимательской деятельности,
определения цели бизнес-проекта,
исследования внутренних ресурсов и
внешних факторов, установления круга
потенциальных участников проекта,
источников институционального
финансирования
и дополнительного инвестирования.
Содержание и
структура
Основу любого
бизнес-плана составляет технико-экономическое
обоснование проекта, разработанного в
виде единого документа на бумажном и
электронном носителе, в структуру
которого включаются следующие
подразделы:
общие сведения о
проекте – это общий замысел, место
размещения,
участники проекта, краткая характеристика
сферы деятельности,
анализ спроса-предложения, оценка
емкости рынка, основные потребители
продукции (услуг), основные конкуренты,
обоснование региона размещения проекта
с позиций конъюнктуры рынка, основные
параметры проекта: вид и номенклатура
продукции (услуг); мощность
(объем услуг) учреждения;спрос и предложение
определяются объемом и структурой
текущих
потребностей и возможностей учреждения
(общих и по компонентам); перспективной
оценкой (общие тенденции и сегментация);
прогнозом емкости и развития рынка в
среднесрочной перспективе; оценкой
конкурентной среды (круг основных
конкурентов);капитальные
затраты представлены в виде сметы
капитальных (единовременных) затрат,
необходимых для реализации проекта;эксплуатационные
затраты раскрывают смету эксплуатационных
(ежегодных) затрат с разбивкой по статьям
затрат;творческо-производственная
программа показывает все виды продукции
(услуг), которые планируется выпускать
(предоставлять) в рамках рассматриваемого
проекта, с указанием объемов производства
и цен реализации;финансирование
проекта – это обоснование ценовых
показателей в виде схемы финансирования
проекта с описанием ТЭО, обоснования
инвестиций, кредита, источников получения
заемных средств, условии их использования
и погашения;
7)
оценка экономической целесообразности
реализации проекта осуществляется
на базе исходных данных, принятых для
экономической оценки проекта, расчетов
основных экономических показателей,
позволяющих раскрыть движение денежных
потоков, прогноз баланса, целесообразность
реализации проекта.
Структура
бизнес-планов может иметь разную
конфигурацию, но типичный бизнес-план
состоит из следующих элементов:
Миссия или видение
учреждения.Информация об
отрасли и рынке.Данные о партнерах.
Информация о
численности персонала и описание
должностей.
Финансовая
информация, показывающая источники и
направления
использования инвестиций и будущей
прибыли или доходов.План производства
продуктов и услуг, включая творческие
планы и графики производства культурных
продуктов.Описание политики
учреждения по предоставлению бесплатных
культурных услуг незащищенным категориям
населения.Юридические
вопросы (лицензии, налоги, законодательные
льготы и ограничения).
Критические риски
проекта.
Для того чтобы
сэкономить время потенциальных
разработчиков бизнес-плана на поиски
литературы по методике его составления,
сформулируем уже апробированные
конкретные советы6
и рекомендации по разработке таких
планов.
Резюме
Объем резюме – не
более 3 страниц.
Резюме – важнейшая
часть бизнес-плана, именно она должна
привлечь внимание инвесторов.К составлению
резюме приступают после того, как
бизнес-план разработан.Резюмируйте что,
как, почему и где будет рёализовываться.
Описание бизнеса
Указывается
название учреждения.Излагается история
отрасли и учреждения (если имеется).Четко описывается
потенциал нового проекта/учреждения.
• Выделяются все
уникальные и отличительные черты
проекта/учреждения.
Маркетинговая
часть
Необходимо
убедить инвесторов в том, что прогноз
сбыта и конкурентной
борьбы будет выполнен.Используйте данные
маркетинговых исследований (со ссылками
на авторов).Определите целевой
рынок, позицию учреждения на рынке и
его долю рынка.
Оцените всех
конкурентов и объясните, “как” и
“почему” вы будете лучшими, чем
они.Укажите все
рыночные источники, необходимые для
работы в
избранном сегменте
рынка.
Опишите
ценовую стратегию: цена должна позволить
проникнуть
на рынок, удержать его и принести доход
и прибыль. “Низшая” цена еще не
значит “лучшая”.Приведите планы
рекламной кампании с оценками
соответствующих
затрат. Рекламная стратегия должна
соответствовать ценовой.
Исследования,
дизайн, разработка
• Опишите масштабы
и затраты на необходимые исследования,
тесты или развитие.
• Покажите, что
уже сделано (прототип, сценическая
обкатка, первые
версии).
• Укажите,
какой и чьей помощью вы воспользовались
(в исследовательской
или технологической области).
Производство
• Оцените
преимущества вашего расположения
(районирование,
уровень оплаты
труда).
Опишите необходимость
в средствах транспортировки художественных
коллективов и исполнителей, технических
средств.Объясните, насколько
близко от вас находятся потребители
культурных продуктов и услуг.Упомяните о
доступности творческих деятелей,
знаменитостей культуры и искусства
вашему учреждению культуры.Приведите оценки
производственных затрат. Не допускайте
недооценки своих расходов.Перечислите
потребности производства в помещениях
(сцена, помещения для кружковой работы,
любительских объединений, танцзал,
бассейн, спортзал, конференц-зал и т.д.)
и техническом оборудовании (музыкальные
инструменты, звуковая, световая,
компьютерная техника).
Менеджмент
• Представьте
резюме всех ключевых руководителей
учреждения.
Детально
опишите организационно-правовую форму
учреждения
(физическое или юридическое лицо,
партнерство, корпорация).Опишите,
какую помощь оказывают губернатор,
глава администрации,
отдел, управление культуры.Приведите информацию
об оплате труда каждого работника (в
том числе конкретные суммы).
Описание рисков
Перечислите
инвесторам потенциальные риски (а не
они вам).Оценка возможности
снижения цен конкурентами.Описание
неблагоприятных тенденций в отрасли
в целом.Вероятность
повышения сметы затрат на разработку
или производство.Возможности фиаско
в выполнении прогнозов реализации
культурных продуктов и услуг.Возможности
отставания от графика развития
производства продуктов культуры.Возможности
превышения затрат на разработку и
внедрение новых социокультурных
технологий, необходимых для поддержания
конкурентоспособности.
Альтернативные
варианты действия.
Финансовый
раздел
Укажите потребность
в денежных средствах.
Опишите источники
получения средств и направления их
использования.Представьте
бюджет.Разбейте
финансирование на стадии, которые
позволят инвесторам оценить прогресс
вашего учреждения на разных этапах
развития.
План работы
• Приведите
график окончания каждой стадии проекта,
наглядно представляющий взаимосвязанность
событий, и предельные сроки его выполнения.
Экспертиза,
риски, маркетинг
Экспертиза
бизнес-плана и включенных в него проектов
чаще всего влечет за собой доработку
проекта, а при необходимости
может быть проведен либо аудит отдельных
разделов рассматриваемого проекта,
либо осуществлена комплексная проверка
бизнес-плана. Результатом данной
процедуры становятся два сценария, в
рамках которых исследуемый проект будет
развиваться в дальнейшем в позитивном
направлении, а возможно и в противоположном.
Первый сценарий
заключается в передачи проекта с
замечаниями аудитора компании,
которая первоначально разработала
данный проект. В данном сценарии аудитор
лишь указывает на те недоработки и
неточности, которые допущены в
бизнес-плане.
Второй сценарий
подразумевает не только поиск и
фиксирование неточностей и ошибок
проекта. Его главной задачей является
исправление ошибок, допущенных
первоначальным изготовителем
бизнес-плана, и приведение структуры
данного финансового документа в то
состояние,
которое будет соответствовать жестким
требованиям предполагаемого инвестора.
Определенная часть
учреждений культуры, по разным причинам,
некорректно определяет свою маркетинговую
политику, что приводит либо к падению
рентабельности их деятельности, либо
к полной потере
не только конкурентоспособности
продуктов и услуг, но и потребности
у населения.
В данных ситуациях
менеджерам и специалистам необходимо
обратиться к технологиям антикризисного
маркетинга – в короткие сроки
переформулировать направленность
работы и, с учетом имеющихся ресурсов
учреждения, наметить конкретные шаги
по выводу его из кризисной ситуации.
Для минимизации
рисков необходимо предусмотреть комплекс
демпфирующих механизмов; на начальной
инвестиционной стадии; стадии реализации
проекта; стадии эксплуатации.
Описание потенциальных
рисков и способов их минимизации, как
правило, вызывает у инвесторов больше
доверия к бизнес-плану.
Контрольные вопросы
и задания
Какие преимущества
дает бизнес-план?Технологии
разработки бизнес-плана.Структура и
содержание бизнес-плана.Экспертиза
бизнес-плана.Риски и маркетинг
бизнес-плана.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Белорусские компании последние несколько лет все чаще вовлекаются в поддержку культурных проектов. Причины разные: стремление быть социально ответственным, желание рассказать о себе новой аудитории, убеждение, что занятие предпринимательством — это не только заработок, но и возможность принести пользу обществу.
В нашем материале мы решили рассказать о нескольких интересных проектах, большинство из которых уже сейчас финансово поддерживаются. Они интересны своими идеями, которые могут вдохновить на запуск новых бизнесов в сфере культуры. Кроме того, проекты на стыке культуры и бизнеса помогают в развитии предпринимательской культуры в целом.
AUDITORIUM, Минск
Анна Самарская и Татьяна Зайдаль, проект AUDITORIUM. Фото предоставлено автором
Миссия и цели. Анна Самарская и Татьяна Зайдаль создали проект, миссия которого — заполнить пробел в сфере образования и стать посредником между бизнесом и актуальным гуманитарными знаниями: «Идеи, которые приходят из искусства и культуры, могут стать основой креативных решений для бизнеса, которые выстрелят на рынке. Но мы часто видим, что владельцы и менеджеры бизнесов начинают ощущать нехватку культурных и гуманитарных знаний».
В первую очередь девушки стремятся способствовать тому, чтобы в стране появилось больше критически думающих и образованных людей и хотят повысить доступность гуманитарных знаний для технических специалистов — инженеров, программистов, людей с профессионально-техническим образованием.
На чем зарабатывать. Лекции, образовательные программы по культуре и искусству, которые учат мыслить критически, например, не принимать все как «данное», смотреть на явления с разных сторон, не бояться высказываться публично и т.д.
Планы. Развивать проект, стать крупным учебным центром.
RED ART, Гродно
Мисся и цели. Арт-вечера с вином и рисованием за мольбертами популярны во всем мире. Особых навыков в живописи не требуется, и что рисовать, сюжет или абстракцию, — неважно. Потому что цель — просто хорошо провести время. При этом процесс рисования на таких вечеринках пошагово объясняет и контролирует художник.
Виктория Хотянович, Екатерина Петруций и Елена Побылец изучили опыт арт-вечеринок в Минске и решили организовать такой досуг в своем родном городе. Так в Гродно появился проект RED ART.
К чему стремятся авторы проекта? Чтобы было больше здоровых и счастливых людей. Поэтому рассчитывают, что в будущем участники проекта будут прибегать к этому виду арт-терапии и самостоятельно, в своем привычном окружении, например, дома.
Фото со страницы Red Art Вконтакте
На чем зарабатывать. Платные занятия проходят в кафе и ресторанах Гродно, в уютной и расслабленной атмосфере. Как уже показала практика, вечеринки пользуются особой популярностью у женщин — их около 80%. Остальные 20% — это мужчины в возрасте 25−40 лет.
Фото со страницы Red Art Вконтакте
Планы. Авторы проекта хотят, чтобы рисование стало популярным городским видом отдыха и развлечения: «Любой человек, любой профессии может создавать свои интерпретации картин, рисовать после рабочего дня, либо в выходной, с помощью направляющего художника. Занятия помогают раскрепостить людей и дать им бóльшую свободу и уверенность в себе и своих способностях».
В ближайшее время девушки планируют открыть свое пространство с обучением различным направлениям прикладного искусства, лекциями, коворкингом — проект показал, что арт-терапия очень востребована у гродненцев.
Месяц фотографии в Минске
Андрей Ленкевич, фотограф, организатор фестиваля «Месяц фотографии». Фото предоставлено автором
Мисся и цели. Три года назад у Андрея Ленкевича, фотографа, появилась идея объединить своих белорусских коллег на одной площадке — создать фестиваль, в рамках которого можно было бы проводить лекции, дискуссии, обмениваться опытом, делать выставки фоторабот. Бюджета не было, поэтому парень начал искать партнеров, которым предлагал участие в рамках проекта.
Первый Месяц фотографии в Минске прошел в 2014 и сразу привлек к себе внимание — благодаря партнерству стало возможным кроме выставок организовать лекции, презентации книг, проектов, а также приглашать мировых знаменитостей. К примеру, Мартина Парра, английского фотографа и фотожурналиста, работающего в жанре документальной фотографии повседневности.
Работа Мартина Парра. Фото с сайта static.wixstatic.com
Сейчас выставки посещают более 10 тыс. человек, большинство — от 25 до 35 лет. Проходят мероприятия в разных арт-точках Минска, к примеру, в Галерее «Ў», Пространстве ЦЭХ, лофт-проекте «Балки» и т.д., а также в других городах Беларуси.
Фотовыставки в рамках фестиваля каждый раз дают почву для размышления:
- «Коммуналки» — Франсуазы Югье, которая снимала рекламу для Yves Saint Laurent, при создании этой коллекции фото четыре года жила в коммунальной квартире
- «Реальный мир» — беспристрастный взгляд Парра и Римальдаса Викшрайтиса на деревню, быт и безденежье
- «FASHION IS MY PASSION! Модная индустрия 70х-90х гг.: белорусский формат»
- «How I die?» — показаны ассоциации людей со смертью, их представления и размышления на эту тему и еще многие другие интересные работы и др.
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
На чем зарабатывать. Пока единственный доход организаторы получают от продажи билетов. Но фестиваль поддержал Институт Гёте в Минске, который помог издать каталог мероприятия для продажи. Проект также заинтересовал представительство Samsung в Беларуси, Институт Польский в Минске, Посольства Франции, Литвы, Латвии, США, Нидерландов и т.д., которые могут проводить выставки, в т.ч. и платные, на своей территории.
Планы. В ближайшие 10 лет Андрей планирует:
- Открыть Бюро Месяца фотографии в Минске — постоянно действующей выставочной площадки
- Создать коллекцию, которая станет основой для Музея фотографии
- Заложить традиции публичного обсуждения фотографии — пока публичных обсуждений, профессиональных высказываний и критики в области фотоискусства в Беларуси почти нет
- Учредить премию в рамках фестиваля по результатам года
В планах на ближайшие несколько лет — благодаря регулярной активной деятельности в области искусства фотографии открыть в нашей современной культуре новую область. Чтобы у профессионалов появилось больше возможностей и стимулов для развития, а широкая аудитория получила доступ к эксклюзивным источникам по современной фотографии.
Cinema Perpetuum Mobile, Минск
Координаторы фестиваля Cinema Perpetuum Mobile Лера Грин (слева) и Анна Роженцова (справа). Фото с сайта kultprosvet.by
Миссия и цели. В 2011 в Минске сообщество киноманов Kinaklub.org. основало международный фестиваль короткометражных фильмов Cinema Perpetuum Mobile. Сегодня он проходит не только в городах нашей страны, но и за ее пределами. По словам Леры Грин, «фестиваль позволяет познакомиться с мировыми премьерами, а также расширить аудиторию белорусского короткометражного кино».
Особенность короткометражного кино — лаконичность, точное распределение времени на идеи, сцены, героев. «Короткий метр» говорит только самое важное и нужное за 35−45 минут, и потому имеет сильное воздействие на зрителя. Аудитория фестиваля — киноманы и люди, готовые выйти из привычных «зон комфорта», ведь короткометражное кино не очень распространенный вид отдыха.
Как отметила Анна Роженцова: «Для деловых людей наш формат, возможно, не достаточно светский, но любой на наших показах окунется в альтернативное визуальное искусство, узнает о социальных проблемах, например о миграции, одиночестве городского человека, о гендерных проблемах и др.»
На чем зарабатывать. Билеты на показы могут быть и платными, и бесплатными. Цена обычно не больше 5 рублей. Средства от продажи идут на компенсацию расходов организаторов. «Возможно, в будущем, учитывая темп жизни, такая форма станет предпочтительнее для зрителей из-за хронометража и информативности,» — предполагает Лера Грин.
Фото с сайта cs629410.vk.me
Планы. Организаторы мечтают о включенности жанра в общий культурный контекст, ставя перед собой достаточно амбициозные задачи:
- Продвижение молодого белорусского кинематографа в Беларуси и на международном уровне
- Поиск новых форм и тенденций на стыке любительского и профессионального искусства
- Исследование социальных проблем средствами кино
- Сотрудничество и горизонтальные связи с международными киносообществами
Ну и «супер план» организаторов — пригласить зрителей в мир немассового кино, побудить к саморазвитию и захотеть интересоваться чем-то большим, чем обычная и привычная жизнь.
Brest Stories Guide, Брест
Оксана Гайко, проект Brest Stories Guide. Фото с сайта www.vb.by
Мисся и цели. Проект Brest Stories Guide — выделяется среди многих проектов. В первую очередь тем, что это — путешествие, цикл документальных аудиоспектаклей в городском пространстве Бреста, посвященных теме антисемитизма и уничтожения брестской еврейской общины в 1941—1942 годах.
Идея проекта обладает потенциалом, он создан на стыке искусства, исторического наследия и туризма, может быть использован в образовании и поднимает важные этические вопросы. Оксана Гайко — автор идеи и режиссер проекта, считает, что важно помнить о том, что происходило в городе в годы войны:
— Перед началом войны в Бресте проживало около 24 000 евреев (45% населения города). Все они были уничтожены, выжили около 20 человек. Холокост и разрушение знаковых для еврейской жизни объектов в пространстве города стерли и память о еврейской общине.
Брест, 3 июля 1941. Фотограф-любитель Альберт Дикманн. Фото со страницы Brest Stories Guide в Facebook
Как отметила Оксана: «Хочется отдать дань памяти людям, которых никто не чествует, чьи голоса не слышны. Я называю этот проект виртуальным памятником. Настоящий мы не можем поставить. Пусть будет виртуальный».
На чем зарабатывать. История часто остается невидимой. Увидеть и услышать прошлое теперь можно, взяв на вооружение уникальный опыт Brest Stories Guide, который поддерживается CHOICE — проектом по охране и переосмыслению культурного наследия, усилению потенциала общественных организаций в сфере культуры. Это аудиоспектакль-экскурсия по «несуществующему» Бресту. Текст в нем читают заслуженные белорусские артисты.
Зритель перемещается по карте через приложение на телефоне. Как считают организаторы, использовать электронные средства для того, чтобы доносить до нынешнего поколения послания о прошлом — хорошая идея. Скачать приложение можно бесплатно на сайте проекта, но организаторы планируют подключить систему добровольных пожертвований, а также добавить белорусскоязычную, англоязычную и, может быть, польскоязычную версии.
Фото предоставлено автором
Идея сделать такое приложение зародилась еще в 2013 году, когда Оксана начала работу над проектом «Гісторыі Беларусі». Сегодня Brest Stories Guide — результат совместной работы около 20 человек: ИТ-разработчиков, историков, экспертов еврейских организаций, а также актеров брестских театров
Работа с архивными источниками для Brest Stories Guide с немецким историком Кристианом Ганцером. Фото со страницы Brest Stories Guide в Facebook
Планы. Аудитория — это жители Бреста, туристы и все, кто интересуется новаторскими туристическими и культурными продуктами. Поэтому перспектива — новые маршруты и новые истории, привелечение туристов в Беларусь. «Путешествие по несуществующему городу» — такое туристическое предложение может «сработать» в любом месте Беларуси.
Источник