Бизнес планы учащихся по экономике
Это новое направление в бизнесе, первые глэмпинги появились в России в 2014 году, а самый старый находится в Карелии. В такие кэмпинги приезжают состоятельные люди, чтобы с комфортом провести время…
Пиво – один из наиболее востребованных типов товаров во всем мире. А пивной бар как бизнес является высокодоходным и имеет небольшой срок окупаемости за счет огромной популярности подобных заведений.
Пеллеты – экологичный вид топлива, а производсвто древесных гранул – ниша с хорошим эксмпортным потенциалом. Популярность пеллет достаточно высока в Европе и с каждым годом растёт в России. Но этот…
Рыба – это полезный продукт, важный для здоровья человека. Эта продукция всегда будет пользоваться спросом, и открытие рыбного магазина – это удачная идея для нового бизнеса.
Блины – исконно русское сытное лакомство, которым можно утолить голод, а можно просто съесть на десерт. На волне интереса к традиционной кухне открытие блинной является перспективным бизнес-проекто…
Прокат автомобилей – явление, распространенное на Западе, пока что в России находится лишь на начальной стадии. Впрочем, это отличная возможность запустить это бизнес сейчас и потом, по мере роста …
Во времена пандемии произошли огромные изменения в сфере торговли, и онлайн-формат вышел на первый план. Сейчас самое благоприятное время для открытия онлайн-магазинов, в том числе магазинов одежды.
Швейное производство – это перспективный вид бизнеса, поскольку текстильная продукция пользуется стабильным спросом. Для организации предприятия вам потребуется грамотно составленный бизнес-план.
Фуд-траки – молодое направление для России, но с каждым годом оно становится все популярнее. Это простой, мобильный бизнес, который к тому же приносит неплохую прибыль.
Студия шугаринга – это простой и прибыльный бизнес. Все женщины хотят выглядеть красиво, а шугаринг позволяет ухаживать за собой и не требует больших денег. Этим и обусловлена популярность данной у…
Нужно ли составлять бизнес-план самостоятельно или можно обойтись тем, что скачать бизнес-план бесплатно и адаптировать его под реалии своего города и формата бизнеса? Каждый сам решает каким образом поступить. Но тем не менее бизнес-план с расчётами необходим любому бизнесу и поработать над ним придётся в той или иной степени. Облегчить работу над составлением или поиском подходящего образца бизнес-плана – главная цель портала БИБОСС.
Самостоятельная разработка бизнес-плана может занять достаточное количество времени и может потребовать определённых знаний. Например, знаний о том, какими должны быть главные составляющие бизнес-плана. В это же время готовый бизнес-план может послужить примером и образцом, на который можно ровняться при составлении собственного бизнес-плана.
Готовые бизнес-планы с расчётами бесплатно доступны на БИБОСС вне зависимости от вида бизнеса: здесь вы найдёте бизнес-план магазина, бизнес-план кафе, бизнес-план производства или любой другой бизнес-план предприятия вне зависимости от сферы его деятельности. Здесь у вас есть возможность скачать готовые бизнес-планы в самых распространённых категориях бизнеса.
Источник
Предисловие
Бизнес-план представляет собой документ, описывающий все основные аспекты будущего коммерческого мероприятия, анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться фирма, а также способы решения этих проблем. Бизнес-план позволяет изучить емкость и перспективы развития рынка, оценить затраты на производство и реализацию продукции и соизмерить их с возможными ценами. Правильно составленный бизнес-план отвечает на вопросы, стоит ли вообще вкладывать деньги в данное дело и окупятся ли затраты.
Бизнес-план адресован: банкирам и инвесторам, у которых предприниматель намерен просить деньги на осуществление проекта; сотрудникам предприятия, нуждающимся в четком определении задач и перспектив; предпринимателю и менеджеру, желающим тщательно проанализировать собственные идеи. Считается, что без бизнес-плана вообще нельзя браться за производственную и коммерческую деятельность.
Разработка бизнес-плана в рамках школьной программы Проектная деятельность школьников дает возможность выпускнику профильного экономического класса попробовать свои силы в бизнесе. Структура бизнес-плана включает такие разделы, как план маркетинга, производственный и финансовый план, оргструктура управления, возможные риски, конкуренция и другие. Законченный бизнес-план проходит презентацию в классе: ребята заслушивают автора, задают многочисленные вопросы, делятся своими соображениями по улучшению некоторых положений проекта, выставляют оценки. Работа над бизнес-планом вызывает у учащихся особый интерес, так как дает возможность не только помечтать о будущем, но и сделать конкретные расчеты и проработки по созданию этого будущего, применив теоретические знания, полученные на уроках экономики. Проект предполагает помощь и многочисленные консультации, которые ребята получают со стороны родителей, друзей, знакомых.
На новый уровень поднимается проектная деятельность учащихся по составлению бизнес-планов на основе объединения усилий преподавателей экономики и информатики, что позволяет выполнять расчеты и их оформление с учетом самых современных требований, с применением компьютерных технологий.
Этапы выполнения бизнес-плана.
Цель разработки бизнес-плана – спланировать деятельность компании
Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:
· Определить конкретные направления деятельности компании
· Оценить производственные и торговые издержки по созданию и реализации выбранных товаров и услуг
· Оценить соответствие кадров требованиям компании
· Определить маркетинговую деятельность компании по изучению рынка, рекламе и реализации готовой продукции
· Оценить финансовое положение компании.
Бизнес-план состоит из следующих разделов:
1. Резюме.
2. Виды товаров и услуг.
3. Рынки сбыта товаров и услуг.
4. Конкуренция на рынках сбыта.
5. План маркетинга.
6. План производства.
7. Организационный план
8. Оценка риска
9. Финансовый план
10. Стратегия финансирования
Основные вопросы и трудности,
связанные с работой учеников над бизнес-планом.
Первая трудность в написании отчета – выбор вида деятельности. Что производить? Опыт показывает, что для начала лучше предложить ребятам перечень тем, из которых можно выбрать сферу деятельности для написания бизнес-плана. Учащимся предлагается вытянуть билет с номером, соответствующим определенному бизнесу. Если у кого-то есть свои идеи, интересы, можно разрешить им заниматься своим направлением. Примерный перечень тем приведен в таблице.
Примерный перечень тем для разработки бизнес-планов
тема |
Киоск канцтоваров |
Киоск сувениров |
Книжный киоск |
Выпечка |
Салон красоты |
Химчистка |
Ремонт компьютеров |
Разработка компьютерных программ |
Репетиторство |
Минитипография |
Закусочная |
Студенческое кафе |
Метро-кафе |
Ресторан |
Строительство дачных коттеджей |
Туристическое агентство |
Спортивный магазин |
Музыкальный магазин |
Металлоремонт |
Дед Мороз |
Каток |
Производство мороженого |
Пошив модной одежды |
Производство кормов для кошек и собак |
Дискотека |
Караоке-бар |
Диско-бар |
Аква-парк |
Кинотеатр |
Спортивный комплекс |
Еще одна трудность – исходные данные. Где взять цены на товары, тарифы, проценты предоставления кредитов, условия страхования? В школьном бизнес-плане допустимы приблизительные, ориентировочные данные. Но некоторые цифры дети могут выяснить самостоятельно, например, цены на интересующие товары у реально существующих конкурентов, условия получения кредитов в разных банках, условия страхования в конкретных фирмах, тарифы и некоторые другие статьи затрат. Необходимо помнить, что чем подробнее и детальнее будет проработан школьный бизнес-план, тем ближе к успеху смогут оказаться выпускники, если всерьез увлекутся этим бизнесом и решат осуществить его в будущем.
В целом, достаточно, если собранный материал будет иметь иллюстративный характер. Скорее всего, не все разделы плана будут равноценны по своей глубине и тщательности проработки, это и не входит в задачи школьного бизнес-планирования. Учащиеся должны получить четкое представление о структуре бизнес-плана, о том, какие именно вопросы должны быть отражены в каждом разделе, какие стандартные приемы существуют для решения тех или иных проблем. В итоге этой работы ученики должны почувствовать вкус к менеджерской работе и убедиться в том, что эта деятельность им по силам.
Важный вопрос – оформление отчета. Бизнес-план должен быть оформлен не только на бумаге, но и в электронном виде. Отдельно разрабатывается электронная презентация бизнес-плана – в Power-Point. Эта часть отчета составляется на уроках информатики под руководством учителя информатики.
Лист оценки бизнес-плана
Новизна идей | Практичность | Оформление отчета | Презен-тация | Сумма баллов |
Максимальный балл по каждой позиции – 10. Максимальная сумма баллов – 40.
Для каждого автора учитель определяет средний балл и рейтинг в классе.
Источник
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА
НА ТЕМУ
СОСТАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА.
Пчела искусством постройки своих сот посрамляет некоторых людей архитекторов, но самый плохой архитектор отличается от наилучшей пчелы тем, что он заранее представляет себе результат, то есть предварительно “строит в своей голове”
Карл Маркс
Вытирай, милый, ноги, прежде чем войти. Ведь теперь у нас хозяйство.
Редъярд Киплинг. Кошка, гулявшая сама по себе.
Цели урока
обучающая:в процессе урока учащиеся должны закрепить знания, полученные на предыдущих уроках, а также получить навыки составления бизнес-плана;
развивающая:совершенствовать умения планировать работу, анализировать и находить выход из сложившихся ситуаций; развивать экономическое мышление, творческое воображение;
воспитывающая:воспитывать деловую активность, предприимчивость, коллективизм, чувство ответственности за выполненную работу.
Необходимые материалы:
Оборудование для демонстрации слайдов.
Карточки с названиями предприятий (“Магазин цветов”, “Пиццерия”, “Ломбард”, “Химчистка”, “Магазин книги”).
Карточки с наводящими вопросами для составления бизнес-плана.
Вариант теста для каждого ученика.
ХОД УРОКА.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
2. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
По методу “Шахмат”, учитель встаёт у двери и начинает задавать вопрос учащимся по пройденному материалу. Если ответ на вопрос правильный, то учитель делает шаг вперёд, если нет – шаг назад. Темпы продвижения учителя, говорят об уровне подготовленности класса.
Зачем необходимо законодательно регулировать предпринимательскую деятельность?
На какие части делится законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность?
На сколько, на ваш взгляд, распространены в обществе отношения собственности? Приведите примеры отношений собственности, участником которые вы регулярно являетесь.
Зачем надо регулировать отношения собственности?
Зачем регулируются формы ведения предпринимательской деятельности? Неужели сами ее участники не способны разобраться между собой?
Почему чем крупнее бизнес, тем плотнее его регулирует государство (может быть, здесь следует использовать перефразированную пословицу: “Один ум – хорошо, а много – лучше!”)?
Как Вы думаете, по мере развития предпринимательства в нашей стране количество законодательных актов, регулирующих бизнес, будет уменьшаться или увеличиваться? Обоснуйте свою точку зрения.
Для чего нужно психологическое типирование личности?
Почему в крупных деловых предприятиях работает много психологов?
Что Вы думаете делать с той информацией, которую узнали о себе на прошлом уроке?
3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
Учитель: Вы уже знаете, что до начала 90-х годов прошлого века действовала централизованная экономика или плановое хозяйство. Для всех предприятий разрабатывался план на 5 лет вперед; товары распределялись также по определенному плану, графику, что приводило часто к их дефициту или, наоборот, к избытку на прилавках; все заводы, фабрики, магазины принадлежали государству. Но опыт показал, что государство не может контролировать все отрасли экономики. Необходимо было что-то менять в экономике страны, и лучший способ, конечно, переход к рыночной экономике, при которой возможна и свободная торговля, и свободное предпринимательство. В наш лексикон вошли и прочно обосновались такие слова, как “бизнес”, “бизнесмен”, “предприниматель”.
Мне бы хотелось узнать, кто-нибудь из вас мечтает открыть собственное предприятие, стать владельцем фирмы? Поднимите, пожалуйста, руки, будущие предприниматели. Большинство!
А какие предприятия вы бы хотели открыть?
Предполагаемый ответ:
Парфюмерный магазин, частный банк, швейный цех и т.д.
Учитель: Вы только что приняли решение стать предпринимателем, вы открываете предприятие с целью получения прибыли и берете на себя ответственность, связанную с его деятельностью.
Из года в год предприниматели открывают тысячи новых фирм. Эти люди полны решимости достичь всего самостоятельно, несмотря на множество трудностей. Каждый предприниматель верит в свои идеи и способность добиваться успеха. Но на одной вере, как вы понимаете, бизнес не строится.
Как вы думаете, что вам необходимо для открытия ваших предприятий?
Предполагаемый ответ: Оборудование, работники, имеющие специальное образование: косметологи, швеи, экономисты и т.д.
Учитель: Так вот, все, что вы сейчас перечислили, называют одним словом “ресурсы”. Для разных предприятий требуются различные ресурсы, но все они классифицируются одинаково: люди – рабочая сила, специалисты; материальные ресурсы (сырье и материалы); оборудование – капитал, средства производства, то, при помощи чего будет производиться товар. (Слайд 1)
Учитель: Открывая предприятие, его владелец должен решить, какие люди, оборудование, материалы необходимы для производства товаров и услуг. Кроме того, владельцы предприятий нуждаются в управлении, которое должно сделать работу предприятия эффективной. А управление обычно осуществляется с учетом плана работы. Поэтому каждый уважающий себя владелец предприятия должен уметь составлять бизнес-план – то есть письменное изложение организации работы предприятия. И сейчас у вас есть возможность потренироваться в составлении бизнес-плана.
Обращаясь к слайду (Слайд 2), ознакомьтесь с целями и задачами составления бизнес-плана, а затем приступите к выполнению упражнения. Не будем забывать популярную среди предпринимателей поговорку: “Время – деньги”.
4. УПРАЖНЕНИЕ “СОСТАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА”
Разделите учащихся на группы по 4-5 человек. Каждой группе раздайте карточки с названиями предприятий (“Магазин цветов”, “Пиццерия”, “Ломбард”, “Химчистка”, “Магазин книги”) и с наводящими вопросами для составления бизнес-плана. (Приложение 1)
(Учащиеся составляют бизнес- план и отчитываются по проделанной работе.)
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ:
Учитель: Итак, для организации предприятий различного профиля требуются различные компоненты, но все они распределяются по трем основным группам. По каким?
Предполагаемый ответ: Людские ресурсы, оборудование, материалы.
Учитель: Вы прекрасно справились с очень трудным, на мой взгляд, заданием — составлением бизнес-плана. Было много удачных идей, я вас поздравляю с первым успешным опытом работы. Но не будем останавливаться на достигнутом и продолжим работу. Необходимо определить форму организации (единоличное владение, товарищество или акционерное общество) для ваших предприятий. Посовещавшись, вы должны огласить свое решение по этому вопросу.
(Учащиеся делают отчет)
Учитель: Но есть еще несколько вопросов, которые мы с вами должны решить, чтобы ваши предприятия смогли нормально работать. Посовещавшись, сообщите, где вы будете открывать свои предприятия и почему; с какими трудностями вы можете столкнуться; как вы будете привлекать клиентов?
(Учащиеся делают отчет)
Учитель: Вы прекрасно ответили на все вопросы, хотя я думала, что последний вызовет у вас некоторые затруднения. Ведь с тем, как наилучшим образом привлекать клиентов к товарам и услугам своей фирмы, вы подробно познакомитесь на следующих уроках, когда будете изучать тему: «Маркетинг».
6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
Учитель: Сегодня на уроке вы отлично поработали: узнали много новых терминов и понятий, создали свои предприятия, глубоко окунулись в мир бизнеса и предпринимательства.
И чтобы проверить и закрепить свои знания, я предлагаю вам выполнить небольшой тест. (Приложение 2) Не забудьте подписать свои работы.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Написав и несколько раз перечитав, и заново переделав Ваш первый бизнес-план – поздравьте себя с победой, Вы преодолели еще один психологический барьер на пути к успеху.
ПРИЛОЖЕНИЯ
СЛАЙД 1. «ВИДЫ РЕСУРСОВ»
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
СЛАЙД 2. «ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ БИЗНЕС–ПЛАНА»
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 УПРАЖНЕНИЕ
“СОСТАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА”
Какие товары или услуги вы будете производить? ………………………………………………
Определите, есть ли спрос на ваш товар или услугу? ………………………………………………
Определите, какое помещение вам для этого потребуется и где оно будет расположено? ……
Какое оборудование, инструменты, мебель и другие ресурсы вам потребуются? ……………
Какие и сколько сотрудников вам необходимо на начало деятельности? …………………….
Какие требования вы будете предъявлять к своему персоналу? ………………………………………
Как люди узнают о вашем бизнесе? ………………………………………………………………..
Где вы возьмёте деньги, которые необходимы для начала бизнеса? ……………………………..
Каковы перспективы развития вашего бизнеса? ……………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ТЕСТ
Ответы давать по степени предпочтительности варианта!
1. ЧТО ТАКОЕ БИЗНЕС-ПЛАН?
план предпринимательской деятельности, который предприниматель обязан выполнить по договору с органами управления; 3
согласованный с финансовыми органами план получения доходов, прибыли, и уплаты налогов; 4
развернутая программа осуществления бизнес-проекта или бизнес-операции; 1
документ, который предприниматель обязан предъявит в Банк для получения кредита на осуществление бизнес-операции. 2
2. КАКИЕ КАЧЕСТВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО БИЗНЕСА?
умеренная агрессивность, высокая активность, исполнительность, доброжелательность;3
честность, законопослушность, обязательность, культура поведения; 1
своевременная и полная уплата налогов, выполнение обязательств по контрактам, возврат кредитов; 2
стремление к среднему уровню доходов, благотворительность, учет общественных интересов, справедливое распределение доходов с другими участниками предпринимательства. 4
3. КАКИЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИХОДИТЬСЯ РЕШАТЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, НАЧИНАЯ СВОЙ БИЗНЕС?
как научиться бизнесу, где взять деньги, как найти выгодное дело, кого взять в партнеры; 2
выбор вида бизнеса, организационно-правовой формы её осуществления, регистрация предприятия, получение стартового капитала; 1
установление контактов с зарубежными фирмами, закупка импортных товаров, аренда торговой точки, реклама товара; 4
как избежать больших налогов, как открыть счёт в банке, как рационально использовать прибыль. 3
Подсчитайте количество набранных баллов!
Критерий оценок учитель разрабатывает самостоятельно!
Источник