Бизнес планы по обучения персонала

Бизнес планы по обучения персонала thumbnail

В предыдущей статье мы разобрались с основными понятиями, что такое система корпоративного обучения (далее СКО) или корпоративный университет, в каких случаях его разработка необходима и какие минимальные условия должны быть в компании для ее реализации.

В этой статье я хочу рассказать какие существуют этапы построения системы и с чего стоит начинать.

«Зачем делить на этапы? Просто составляем обучающие программы и обучаем» – говорили мне в прошлых компаниях, не понимая, что на самом деле создание системы корпоративного обучения очень объёмная, трудоемкая и сложная работа. И действительно, порой реально страшно браться за такой сложный проект, особенно, когда не знаешь с какой стороны подступиться…

Чтобы утихомирить свой страх – надо снижать уровень опасности.

Как это сделать? Самое простое – это разбить всю работу на этапы/шаги и делать все поступательно. Нет необходимости объять необъятное и делать все и сразу – это нереально!

Важный момент: каждый этап должен иметь определенные сроки, цели и ресурсы. После прохождения каждого шага настоятельно рекомендую согласовывать получившийся результат со своим руководством и руководителем компании, и проверять: соответствует ли получившийся результат целям и ценностям компании. Проще подредактировать один этап здесь и сейчас, чем в последствии переделывать всю работу (был опыт – не понравилось:)).

Проштудировав море литературы, просмотрев различные вариации (к слову, во многих источниках определенные шаги/этапы дублируются, или одно и тоже называют разными словами), я вывела следующие этапы:

Рис.1 Этапы построения Системы корпоративного обучения

Сегодня мы рассмотрим их вкратце.

Я опишу, что включается в каждый этап и какие ставятся цели. Также, в конце, приведу пример, с чего мы начали в нашей компании и как прошли первый этап.

Итак, переходим к делу.

Шаг 1. Постановка целей и первичный аудит

Цель: Выявить текущую ситуацию в компании по обучению и сформировать список целей, для чего разрабатываем СКО.

Говоря простым языком – понять, что есть сейчас (текущая исходная точка) и решить, куда нужно в итоге прийти.

В этот этап включено 3 основных момента:

1. Описание миссии, ценностей и основных бизнес-процессов; осознание того, какие типы задач стоят перед компанией, какой стратегический план развития.

СКО имеет смысл создавать в той компании, где определена общая стратегия развития бизнеса, все сотрудники знают цели, отлажены и формализованы управленческие связи и коммуникации, бюрократизировано делопроизводство…

Если же компания находится на стадии становления и только формирует свою стратегию развития, СКО пока ей не нужен, это преждевременный проект. В такой компании более эффективны краткосрочные обучающие мероприятия (например, точечные тренинги),

2. Первичный аудит, необходим, чтобы получить комплексное представление о реализованных в компании процессах, связанных с обучением и развитием персонала. Например, в нашей компании мы имеем разрозненные точечные обучения, нет формирования кадрового резерва, нет конкретного плана обучения новых сотрудников и «порога вхождения» (минимальных требований) в компанию.

Как провести первичный аудит? Мы проводили опрос персонала о проблемных зонах, собирали информацию по подразделениям, анализировали причины увольнения сотрудников, причины выбора нас среди других компаний при трудоустройстве и пр. Также анализировали, какая информация содержится в «Базе знаний», удобно ли ей пользоваться, как часто обновляется…

3. Постановка целей создания СКО, прорисовка общих схем.

Очень важно связать стратегию обучения с целями бизнеса/организации. В дальнейшем нам будет необходимо выявить конкретные знания, умения, компетенции, которые понадобятся работникам для достижения стоящих перед компанией задач и целей.

Важный момент: на этом этапе вам не нужно иметь конкретное представление о том, каким именно будет обучение, какие именно будут программы обучения!

Шаг 2. Разработка требований к персоналу, компетенций, профилей должностей

Цель этапа: Формированиепрофилей компетенций ключевых должностей.

На данном этапе необходимо продумать стандарты требований к персоналу, минимальный порог требований вхождения в компанию, разработать профиль каждой должности, составить список компетенций и т.д.

Проще говоря – мы должны понимать какие сотрудники нам нужны на тех или должностях для дальнейшего развития и процветания компании.

Зная эти моменты, мы сможем делать эффективные кадровые перестановки, формировать команды, отделы, растить сотрудников для карьерных продвижений, улучшать профессиональные навыки и т.д. Но для этого нам изначально надо понимать: каким должен быть потенциальный сотрудник и что мы будем от него требовать. Ведь, согласитесь, сложно соответствовать тому, что неизвестно.

Более подробно об этом этапе поговорим в следующих статьях и рассмотрим примеры составления компетенций и профилей должности.

Шаг 3. Разработка системы оценки персонала

Цель: иметь четкую и понятную систему оценки персонала.

В предыдущем шаге мы уже поняли какие сотрудники нам нужны на тех или иных должностях, какой минимальный порог вхождения в должность и т.д. После разработки системы оценки мы сможем также четко понимать соответствует ли данный сотрудник своей должности? Если нет, то где его слабые стороны, что ему нужно подтянуть? Или, например, ищем на новую руководящую должность сотрудника – с помощью системы оценки мы можем оценить: сможет тот или иной сотрудник работать на этой должности или нет? обладает он нужными компетенциями или должен подтянуть свои знания и навыки?

В других статьях поговорим об этом подробнее.

Шаг 4. Разработка обучающих программ развития

Цель: Формулировка сетки учебных программ и мероприятий необходимый для упреждающего развитиясистемы компетенций персонала компании

На данном этапе мы уже будем заниматься непосредственно разработкой обучающих программ.

Многие компании, ошибочно начинают с этого этапа. Но прежде чем понять, Как? именно учить, мы должны понять Кого? и Чему? необходимо учить. Для этого нужно пройти первые 3 шага.

Читайте также:  Мы в деле бизнес планы

Основные задачи этого этапа:

  • Анализ потребности в обучении персонала в соответствии с профилем должности и необходимыми компетенциям;
  • Разработка структуры программ обучения по каждой должности;
  • Разработка необходимых курсов;
  • Выбор методов и технологий обучения персонала;
  • Создание Каталога курсов, программ обучения и развития персонала Компании, как собственных, так и внешних;
  • Разработка календарного плана обучения и развития персонала;
  • И многое другое.

Шаг 5. Автоматизация обучения

Цель: Получить комплексное представление о технологии управления и этапах процесса внедрения СКО.

Основные этапы:

· Выбор платформы для упрощения обучения персонала

· Внедрение разработанной системы обучения и развития персонала;

· Внедрение выбранной Системы Дистанционного Обучения;

Шаг 6. Оценка эффективности СКО

Цель: Проверка эффективности работы корпоративной системы обучения.

Если полученные данные не соответствуют намеченным целям, следует провести усовершенствование программы обучения и повторить цикл.

Кажется, что сложно, пройти по всем шагам, не так ли? Но глаза бояться, а руки делают. Давайте начнем по порядку с первого шага. Не думайте пока об остальных.

Пример построения целей для моей компании

В ходе аудита выявили свои слабые стороны и в соответствии с долгосрочными планами компании по развитию мы сформировали цели создания СКО:

  • Обучение новых сотрудников, быстрое введение в должность, адаптация;
  • Создание базы знаний компании;
  • Формирование кадрового резерва и развитие нужных для компании компетенций;
  • Удержание ценных сотрудников, развитие персонала, повышение лояльности в компании;
  • Формирование имиджа привлекательного работодателя.

Исходя из этого нам нужно будет прописать основные моменты, нарисовать схемы (что должно быть в том или ином пункте, чтобы на выходе получить нужный результат).

Покажу на примере первых двух целей:

Цель: Обучение новых сотрудников и адаптация:

Представим, что к нам приходит сотрудник без опыта в аналогичной должности. Почему так? Потому что, если был аналогичный опыт – то стажер может перескочить начальное обучение, досрочно сдав аттестацию и сосредоточиться на тех моментах, которые ему неизвестны. А вот если сотруднику без опыта давать сложную информацию, когда он не знает основ – это не результативно.

Мы решили, что это будет 1 уровень Обязательное обучение (базовые знания для вступления в должность).

В дальнейшем, для профессионального развития и попадания в кадровый резерв необходим 2 уровень Развивающее обучение (Развитие необходимых компетенций, улучшение навыков).

При продвижении по карьерной лестнице необходим 3 уровень Мотивирующее обучение (Управленческие навыки, мотивация персонала, тайм-менеджмент и пр). Так как для некоторых сотрудников недостаточно стать профессионалом в своем деле, и хочется дальнейшего карьерного развития и повышения – Корпоративный университет (СКО) может и должен в этом помогать. В таком случае сотрудник не захочет уходить в другую компанию в поисках более высокой должности, а компании не надо будет искать на руководящую должность человека со стороны и обучать внутренним процессам и продукту с нуля.

Рис.2 Три уровня обучения

Цель: База знаний:

База знаний – это необходимая информация для общего доступа (чтобы избежать того, чтобы при уходе одного сотрудника вся работа «встала»), «фишки», лайфхаки, литература, информация по продукту, поставщикам, и другая – собранная в одном месте с удобным поиском и понятным интерфейсом. База знаний постоянно обновляется и пополняется.

Мы планируем Базу знаний также поделить по уровням:

Рис.3 Уровни Базы знаний

Далее представлена схема доступа к Базе знаний в зависимости от уровня сотрудника. Мы не видимсмысла открывать полный доступ к Базе сотруднику, который только-только пришёл в компанию. Во-первых, он может испугаться такого объема информации. Во-вторых, во избежание утечки ценной информации. В-третьих, большинство информации не нужно на первых двух уровнях. А если у сотрудника есть потребность в дальнейшем развитии, он должен будет «дорасти» до определенного уровня, чтобы получить доступ в следующий уровень Базы знаний.

Рис.4 Взаимосвязь Базы знаний с Уровнем сотрудника

Подведем итоги

На самом деле, Шаг 1 Постановка целей и первичный аудит это не сложно. У меня ушло на это около недели – вместе с согласованием с собственником бизнеса.

Начните с малого, не думайте обо всех этапах прямо здесь и сейчас.

Итак, вам нужно:

1. определить цели и миссию компании (совмести с руководителем);

2. провести аудит текущей ситуации по компании (обсудите также с руководителем его видение);

3. разработать цели СКО и обсудить с руководителем. Важно, чтобы вы одинаково понимали эти цели.

4. нарисовать примерную схему СКО – для многих легче воспринимать информацию визуально, нежели множество текста. На данном этапе важно четко и доступно излагать все формулировки, не допуская двусмысленности.

Поздравляю! Вы сделали первый, самый важный шаг, к созданию Системы корпоративного обучения!

До новых встреч!

Продолжение статьи:

Как составит список компетенций

Как составить работающий профиль должности

Источник

Бизнес планы по обучения персонала

О своем опыте создания системы обучения с нами делится Полина Акулова, директор по персоналу крупной компании.

Для чего нужна система обучения сотрудников

Обучение сотрудников напрямую связано с тем, насколько компания будет конкурентноспособной и какое место займет на рынке. Недостаточно принять на работу квалифицированных специалистов: рынок постоянно находится в развитии, внедряются новые технологии, появляются новые тенденции, которые требуют от сотрудников регулярного обновления знаний.

Более того, очень сложно найти персонал, изначально полностью советующий требованиям компании: зачастую даже в организациях, относящихся к одному сегменту, действуют различные стандарты и правила работы. К тому же, обучающие программы в вузах и ссузах изменяются очень медленно и не отвечают потребностям современного бизнеса. Решением этих проблем является внедрение программ корпоративного обучения.

Читайте также:  Составление бизнес плана в минске

Шаг 1. Определение целей обучения

Первым шагом к созданию системы обучения является определение его целей и задач, например, изменение бизнес-процессов, обучение корпоративным нормам, адаптация или же повышение компетенций сотрудников.

Обязательно необходимо прописать регламент обучения. Это позволит систематизировать действия и процедуры, направленные на обучение и развитие персонала, установить взаимные права и обязанности компании и её сотрудников.

Строгих правил по составлению подобных документов нет — необходимо ориентироваться на индивидуальные потребности компании и принципы её корпоративной культуры. В зависимости от стиля компании учеба может проходить в директивном порядке, либо с учётом предложений сотрудников.

Шаг 2. Создание специальных Положений и Политики

В нашей компании для регламентирования процесса обучения были приняты такие документы, как «Положение о развитии и обучении персонала» и «Политика в области развития и обучения персонала».

Шаг 3. Составление программы обучения

Составление программы обучения следует начать с определения целевых групп обучающихся.

В нашей компании учебные направления разделяются по принципу «школ»: «Школа директоров филиалов»; «Школа управляющих»; «Школа производственного персонала»; «Школа помощников директоров» — и так для каждой категории персонала.

Список предметов для каждого сотрудника определяется исходя из его профиля должности и на основе результатов ежегодной оценки персонала.

Шаг 4. Выбор формата обучения

Обучение в компании может быть очным, дистанционным, либо внешним. Очные занятия ведут, как правило, специалисты из других организаций либо старшие сотрудники компании. Дистанционный формат хорошо подходит для автоматизации корпоративного обучения в региональных офисах, так как он позволяет обучить неограниченное количество сотрудников, а также проводить тестирование и следить за успеваемостью в онлайн-режиме. Не стоит ограничивать персонал в направлениях обучения, лучше дать ему возможность, помимо обязательных курсов, выбирать любые интересные им предметы. Таким образом, сотрудники смогут не только углубить знания в своей специализации, но и получить представление о другом направлении бизнеса.

При создании СДО важно учитывать, чтобы у сотрудников, руководящих процессом обучения, была возможность отслеживать число и сроки прохождения назначенных курсов и формировать статистику. Мотивировать сотрудников совершенствоваться помогают элементы геймификации, например, корпоративные подарки в качестве поощрения за пройденные курсы. 

С момента основания у нас в компании Корпоративного учебного центра в 2011 году, на базе системы дистанционного обучения (СДО) было создано 140 электронных курсов, направленных на развитие управленческих, профессиональных и корпоративных компетенций. Помимо СДО в компании существует электронная библиотека, в которой собраны российские и иностранные книги, статьи на тему маркетинга, управления, ведению переговоров и так далее, а также собственные разработки экспертов компании. Таким образом, сотрудники имеют возможность закрепить и дополнить свои знания.

Шаг 5. Оценка эффективности обучения

С точки зрения оценки эффективности наиболее простым способом является онлайн тестирование. Если речь идёт об очном обучении, часто используются анкеты обратной связи от участников тренинга, которые позволяют внести корректировки в план обучения и сделать его максимально полезным.

Другим способом является исследование изменения профиля компетенций с помощью ежегодного ассессмент-центра: оцениваются как компетенции изначально присущие кандидату при трудоустройстве, так и компетенции, которые сотрудник должен был приобрести в компании.
За шесть лет сотрудниками пройдено более 20 000 курсов. В период с 2013 по 2016 гг. число обученных сотрудников превысило 10 000 чел. Продолжительность очных тренингов/ мастер-классов составила 14 800 тренинг/ часов. Продолжительность дистанционных курсов — 88 452 часа. Система позволила привести обучение во всех 30 филиалах компании к единому стандарту.

Источник

Современный мир очень быстро развивается, наука не стоит на месте, а, значит, человеку необходимо постоянно обучаться чему-то новому. Работодатели ждут не просто хороших профессионалов в своем деле, но и тех людей, которые готовы развиваться и обучатся чему-то новому.

Самостоятельно учить что-то в интернете возможно, но для этого нужно приложить много усилий. Поэтому различные образовательные школы и курсы являются настоящим спасением для человека, который хочет получить новые знания, но не располагает достаточным количеством свободного времени для самообразования. Бизнес-план учебного центра может стать очень прибыльным делом, если поэтапно его реализовать. Далее в статье будут рассмотрены актуальные направления для учебных центров, этапы его создания и нюансы, с которыми может столкнуться начинающий предприниматель.

Анализ рынка спроса и направления деятельности

Бизнес-план образовательного центра предусматривает проведение анализа рынка. Прежде чем запускать такой проект, необходимо проверить наличие спроса на подобные услуги в определенном регионе, уровень конкуренции. Также стоит определить ориентировочную целевую аудиторию.

Стоит учесть, что современные компании в последнее время пытаются повысить стандарты и требования к квалификационному уровню сотрудников. Из-за этого, спрос на услуги учебных центров активно растет, а значит у такого бизнеса есть хорошие перспективы.

Основными клиентами могут стать, как юридические лица, так и физические. Среди юридических лиц будут организации, которые хотят повысить профессиональный уровень своих сотрудников. Частные лица – это люди трудоспособного возраста, которые хотят устроиться на работу или же сменить свою специальность. Также в категорию потенциальных клиентов могут войти подростки, которые хотят получить дополнительно профессиональное образование помимо того, которое они могут получить в школе.Бизнес планы по обучения персонала

Исходя из запросов целевой аудитории, можно определить спектр услуг для обучающего центра:

  • проведение бизнес-тренингов;
  • проведение семинаров;
  • проведение групповых тренингов;
  • проведение индивидуальных занятий;
  • проведение разовых мастер-классов;
  • проведение курсов профессиональной подготовки.

Одними из самых популярных вариантов являются курсы компьютерной, финансовой, юридической грамотности. Тематику для деятельности обучающего центра можно выбирать не только среди популярных запросов, но и с перспективой роста спроса в будущем. Например, можно смело открыть курсы подготовки специалистов по интернет-маркетингу, так как на такие кадры спрос на рынке трудоустройства активно растет.

Читайте также:  Бизнес план строительной фирмы контрольная

Время для проведения курсов и тренингов можно выбирать любое. Поскольку в разных компаниях сейчас выставляют разные условия к рабочему графику, занятия можно ставить в утреннее, дневное, вечернее время, а также в выходные дни.

Стоит учесть, что у бизнеса с обучающим центром есть определенная сезонность. Спрос на подобные услуги будет расти ближе к осенне-зимнему периоду, и снижаться во время летних отпусков.

Варианты организации обучающего центра

Одним из важных пунктов бизнес-плана учебного центра является выбор формы для его реализации. Самыми распространенными вариантами являются следующие:

  • создание посреднической площадки;
  • открытие собственного профессионального центра;
  • открытие сетевых учебных центров;
  • открытие центра тренингов премиум класса.

Последний вариант рассчитан на конкретных заказчиков. Основной целью такого центра станет проведение тренингов популярным людьми, которые добились успеха в конкретной сфере деятельности. Так можно организовать «звездные» тренинги. Чтобы открывать подобный учебный центр, необходимо изначально выбрать конкретных клиентов. Так как данный сегмент услуг является несколько специфическим и не таким востребованным среди людей со средним уровнем дохода.

Сетевой вариант учебных центров подойдет для крупных заказчиков из категории среднего класса. Им можно преподносить стандартную информацию, но с подачи профессиональных преподавателей. Преимуществом для клиентов таких учебных центров является усредненная ценовая политика на услуги.

Открытие собственного профессионального центра предусматривает узкоспециализированную деятельность. Для такого варианта будет ограниченный круг клиентов и количество предоставляемых услуг. Чтобы выбрать направление деятельности для подобной организации, необходимо изучить специальности, которые пользуются популярностью в регионе.

Вариант с открытием посреднической площадки подходит тем, у кого нет большого капитала для развития собственного бизнеса. Задача владельца подобной организации найти тренера под определенную тему тренинга, который запрашивает заказчик. Поскольку множество потенциальных клиентов способны сами найти тренера напрямую, такой вариант бизнеса не будет особенно конкурентоспособным.

Поэтапный план открытия учебного центра

Бизнес-план образовательного центра предусматривает создание поэтапного плана действий, от момента создания проекта до его реализации. Основные этапы разработки и запуска такого проекта будут следующие моменты:

  • разработка стратегического плана открытия образовательного центра;
  • официальная регистрация предпринимательской деятельности и получение необходимых лицензий;
  • поиск помещения;
  • закупка оборудования;
  • поиск персонала;
  • проведение рекламной кампании;
  • создание групп учеников;
  • запуск тренингов.

Закупка мебели

Одним из важных этапов реализации бизнес-плана образовательного центра является закупка оборудования и обустройство офиса мебелью. Необходимо обустроить аудитории для обучающихся клиентов, сотрудников центра и приемной.

Для проведения лекций необходимо закупить такое оборудование:

  • ноутбуки;
  • проекторы;
  • видеокамеры и штативы для них;
  • принтеры, сканеры;
  • маркеры и другую канцелярию.

Перечень оборудования может быть и другим, все будет зависеть от направления курсов, а также варианта их проведения и количества учащихся.

Подбор персонала

Важным пунктом в бизнес-плане учебного центра является подбор персонала. Тут необходимо искать сразу две категории сотрудников: преподаватели и администрация. Для преподавательского состава основным требованием станет наличие соответствующего уровня квалификации и документов, которые могут это подтвердить. Количество преподавателей будет зависеть от специфики деятельности центра, а также от ожидаемого количества учеников.

На должность администратора и менеджера по работе с клиентами необходимо подыскивать организованных и опрятных людей. Они станут представительским лицом центра.

Проведение маркетинговой компании

Одним из ключевых моментов для любого коммерческого проекта является проведение эффективной рекламной кампании. Бизнес-план учебного центра не исключение. Чтобы найти достаточное количество посетителей, нужно распространить информацию о центре среди большого круга людей. Для этого стоит использовать такие методы рекламы:

  • разработка собственного сайта и его продвижение;
  • реклама на тематических выставках и семинарах;
  • рассылка рекламного предложения потенциальным учащимся;
  • размещение рекламы посредством СМИ и других тематических сайтов.

Официальная регистрация деятельности

Любую коммерческую деятельность в России необходимо официально зарегистрировать. Владельцам учебных центров необходимо учитывать правила Федерального закона об образовании при открытии своей школы.

Для образовательного центра лучше всего выбирать организационно-правовую форму ООО. Для того, чтобы зарегистрировать такой формат ведения предпринимательской деятельности, необходимо собрать пакет следующих документов:

  • устав, где будет прописан род деятельности организации;
  • решение о создании ООО;
  • документ, где будет прописана процедура назначения руководителя;
  • протокол собрания;
  • подтверждение создания уставного капитала;
  • копии документов всех учредителей;
  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • заявление на регистрацию с указанным кодом ОКВЭД 85.41.

Для подобной сферы деятельности можно выбирать упрощенную систему налогового учета.

Финансовый план

Расчет стартовых инвестиций и ожидаемого дохода для учебного центра будет зависеть от рода его деятельности. В среднем, для подобной организации понадобиться приготовить стартовый капитал в размере 2 млн. руб. Срок окупаемости таких вложений, при нормальной посещаемости центра, составит около 2 лет. Цену на учебную программу необходимо установить в пределах от 300 до 700 долларов. Если говорить о корпоративном обучении, то в таком случае цены на пакет обучения могут составлять от 3 до 5 тыс. долларов.

Стартовые инвестиции должны покрыть такие расходы:

  • аренда помещения – 100 тыс. руб./мес.;
  • закупка оборудования – 40 тыс. руб.;
  • закупка техники – 81 тыс. руб.;
  • создание сайта – 92 тыс. руб.;
  • реклама – 50 тыс. руб./мес.;
  • зарплата сотрудникам – около 800 тыс. руб./мес.;
  • налоги – 240 тыс. руб./мес.

Стоит учесть, что ежемесячные расходы будут покрываться за счет ежемесячной прибыли, а не стартового капитала. К ним также необходимо прибавить расходы на оплату коммунальных платежей и отдельно выделить резервный фонд на непредвиденные расходы в размере 100 тыс. руб.

Источник