Бизнес план в зоне ато
Можно ли работать с предприятиями из зоны АТО?
Заключение договоров с ними – финансирование терроризма?
Предприниматели и хозяйственные общества, которые зарегистрированы на неконтролируемой украинскими властями территории Донецкой и Луганской областей, столкнулись с рядом проблем и ограничений.
Они связаны с отсутствием однозначных правил ведения хозяйственной деятельности и злоупотреблениями со стороны правоохранительных органов.
В данном материале не рассматриваются прямые риски уничтожения имущества, отсутствие финансирования, ограниченное функционирование банковской системы и проблемы пропускного режима. Речь будет идти о юридических проблемах.
1. Предприятия вне зоны АТО дезориентированы и не знают, с какими из предприятий зоны АТО им разрешено работать, а с какими запрещено.
Некоторые предприятия вне зоны АТО придерживаются мнения, что вообще запрещены любые такие контакты и транзакции. Другие перестраховываются и минимизируют такие хозяйственные операции.
Согласно статье 42 Конституции каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, которая не запрещена законом.
Статьей 43 Хозяйственного кодекса определено, что предприниматели имеют право без ограничений самостоятельно осуществлять любую предпринимательскую деятельность, которая не запрещена законом. Особенности осуществления отдельных видов предпринимательства устанавливают законодательные акты.
В статье 3 Гражданского кодекса в качестве принципов гражданского законодательства указаны свобода договора и свобода предпринимательской деятельности.
Отдельный, специальный закон “О временных мерах на период проведения антитеррористической операции” №1669-VII не содержит какого-либо запрета на ведение предпринимательской деятельности в зоне АТО или предприятиями, которые там зарегистрированы.
Данный закон не определяет обязанностей по перерегистрации или изменению местонахождения юридических лиц, которые зарегистрированы в зоне АТО.
Физические лица – предприниматели регистрируют предпринимательскую деятельность по месту регистрации проживания, то есть по своему месту жительства, говорит статья 5 закона “О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей”.
Закон “О временных мерах на период проведения антитеррористической операции” разрешает регистрировать предпринимательскую деятельность граждан, место жительства которых зарегистрировано в зоне АТО, у любого регистратора в Украине.
Аналогичное правило установлено относительно регистрации изменений в учредительные документы юридических лиц. Запрещено же предприятиям из зоны АТО менять данные о руководителе и о собственниках (учредителях).
Исходя из описанного принципа свободы предпринимательской деятельности, ее субъекты не ограничены территорией ее осуществления. Независимо от того, в какой области зарегистрирован субъект, он может вести предпринимательскую деятельность на всей территории Украины и за ее пределами.
Таким образом, по законодательству Украины предпринимательская деятельность предприятий из зоны АТО разрешена. Таким предприятиям разрешено работать на всей территории Украины, независимо от места регистрации.
Однако многие предприниматели вне зоны АТО дезориентированы по данным вопросам и предпочитают не иметь деловых контактов с предприятиями в зоне АТО.
Для преодоления этой практики считаем необходимым внести в закон “О временных мерах на период проведения антитеррористической операции” №1669-VII норму-декларацию о том, что на неконтролируемой территории Донецкой и Луганской областей разрешается предпринимательская деятельность, а предприятия, зарегистрированные на этой территории, имеют право работать на всей территории Украины без перерегистрации.
2. Со стороны правоохранительных органов Украины распространена практика привлечения к уголовной ответственности по статье 2585 УК “Финансирование терроризма” за хозяйственные и торговые отношения с предприятиями из зоны АТО, уплату “налогов” в “ДНР”.
Согласно пресс-релизу от 11 марта 2015 года, опубликованному на сайте МВД, “в декабре 2014 года, действуя умышленно, по предварительному сговору с неустановленными лицами из числа членов “ДНР”, собственник одного из обществ оформил документы на отгрузку угольной продукции в город Красный Лиман”.
Общий вес отправленного злоумышленником угля составлял более 2,5 тыс тонн, стоимость – более 3 млн грн, говорится в релизе.
“Указанное общество не только продолжает свою деятельность на временно оккупированной территории, а еще и предпринимает попытки заключать договоры о перевозке угольной продукции з предприятиями, которые находятся на территории Украины”, – сказано далее в пресс-релизе.
Еще он содержит такую фразу: “Мероприятия по перерегистрации указанного предприятия на подконтрольной Украине территории в соответствии с законом “О временных мерах на период проведения антитеррористической операции” лицо не предприняло и продолжило хозяйственную деятельность“.
Директор общества был уведомлен о подозрении по части 2 статьи 2585 УК.
В другом пресс-релизе, от 23 февраля 2015 года, МВД сообщает, что на станцию Красноармейск ГП “Донецкая железная дорога” прибыл груз, отправителем которого является ООО с регистрацией в Торезе. В Единый реестр досудебных расследований были внесены сведения о преступлении по части 1 этой же статьи.
Согласно пресс-релизу от 28 января 2015 года, был задержан гражданин Украины, проживающий в Донецкой области, который ехал из Дзержинска в Харьков. У него в личных вещах были найдены 300 тыс руб, 7 321 долл и 50 фунтов стерлингов.
Согласно новости, опубликованной на сайте 5 канала 30 января 2015 года, несколько металлургических предприятий вывезли 37 тыс тонн коксохимической продукции из Донбасса через Бердянский морской порт, а заработанные 100 млн грн перечислили на счета “ДНР” под видом установленных незаконной властью налогов.
В соответствии с публикацией от 8 декабря 2014 года на сайте агентства УНИАН, по мнению тогдашнего генпрокурора В. Яремы, не разрешается закупка угля у предприятий из зоны АТО, поскольку это является финансированием терроризма.
В Едином реестре судебных решений Украины удалось найти всего три судебных документа, которые появились после начала АТО.
1. Приговор Ленинского районного суда Харькова от 12 ноября 2014 года по делу №642/8713/14-к, в том числе и по статье 2585 УК.
Лицо, действуя с умыслом, направленным на обеспечение участия группы лиц в совершении террористических актов против участников АТО в Луганской области, умышленно передало 3 тыс грн с целью организации участия другого лица в “ЛНР”.
2. Определение Киевского районного суда Харькова от 19 сентября 2014 года по делу №640 об освобождении от уголовной ответственности, поскольку обвиняемый не был организатором террористической деятельности и до открытия уголовного производства сообщил о факте преступления в правоохранительные органы.
3. Определение Киевского районного суда Харькова от 27 августа 2014 года по делу №640/13057/14-к об отказе в утверждении соглашения обвиняемого с прокурором о признании вины, с фабулой о 3 тыс грн, похожей на фабулу приговора Ленинского районного суда Харькова, который был описан выше.
Таким образом, сейчас известно об открытии уголовных производств по фактам финансирования терроризма по ст. 2585 УК за хозяйственные правоотношения между предприятиями или уплату “налогов” “ДНР”, однако приговоров с такой фабулой в Едином реестре судебных решений нет.
Тем не менее, возбуждение уголовных дел, пресс-конференции генпрокурора и наличие указанных публикаций вызывают большой общественный резонанс.
Эти факторы часто влияют на решения контрагентов вне зоны АТО относительно того, иметь или не иметь дело с предприятиями, зарегистрированными на неконтролируемых территориях Луганской и Донецкой областей.
В самом факте таких взаимоотношений или уплате поборов сепаратистам отсутствует состав преступления по статье 2585 – финансирование терроризма, поскольку этопреступление можно совершить только с прямым умыслом. Косвенный умысел или его отсутствие исключают уголовную ответственность.
Согласно статье 2585 УК, финансирование терроризма – это действия, совершенные с целью финансового или материального обеспечения отдельного террориста или группы, организации, подготовки или совершения террористического акта, вовлечения в его совершение, публичных призывов к его совершению, содействия совершению террористического акта, создания террористической организации.
Можно ли считать террористической организацией любое юридическое лицо из неконтролируемых районов Луганской или Донецкой областей, которое не изменило регистрацию? Таких правил в законодательстве Украины нет.
Точно так же не является террористом предприниматель, который зарегистрировал предпринимательскую деятельность по месту своего жительства, где органы государственной власти в последующем утратили контроль.
Выше приведена подробная аргументация относительно свободы предпринимательской деятельности на всей территории Украины, а также об отсутствии обязанности по изменению места регистрации предприятий.
Несмотря на эти нормы, в описание фабулы преступления правоохранительными органами включается непринятие мероприятий по перерегистрации указанного предприятия на подконтрольной Украине территории в соответствии с законом “О временных мерах на период проведения антитеррористической операции”.
Еще раз: этот закон не содержит обязанности предприятий из зоны АТО менять зарегистрированное местонахождение.
Таким образом, заключение договоров с предприятиями из зоны АТО и проведение с ними финансовых расчетов – правомерная предпринимательская деятельность. Она не может считаться преступлением и тем более – финансированием терроризма.
Комментарии к Уголовному кодексу указывают, что субъективной стороной финансирования терроризма является прямой умысел.
Согласно части 2 статьи 24 УК прямым является умысел, если лицо осознавалообщественно опасный характер своего деяния, предвидело его общественно опасные последствия и желало их наступления.
Одним из признаков субъективной стороны преступления в данном случае является егопреступная цель, а именно – финансовое или материальное обеспечение террориста, террористической организации или террористического акта.
Желает ли общественно опасных последствий в виде увеличения финансового обеспечения террористической организации предприниматель, которого сепаратисты заставляют платить поборы под угрозой насилия или грабежа?
Соответственно, факт передачи денег террористической организации не является преступлением без прямого умысла и цели наступления противоправных последствий – увеличения финансового обеспечения террористической организации.
В случае уплаты “налогов” в “ДНР” правоохранительным органам необходимо разбираться в вопросе наличия прямого умысла по финансированию терроризма.
Любой предприниматель, которого заставили “зарегистрироваться” в так называемой ДНР, или который из-за страха потери своего имущества или бизнеса вынужден платить сепаратистам “налоги”, не испытывает восторга от таких затрат.
Не каждый предприниматель платит эти “налоги” добровольно, многие столкнулись с прямыми угрозами. Заявления лидеров так называемой ДНР, а также так называемые законы ДНР можно считать публичными угрозами.
Правильной уголовно-правовой квалификацией для таких предпринимателей являетсястатус потерпевшего от вымогательства, статья 189 УК.
Таким образом, если у предпринимателей не было прямого умысла передавать деньги террористической организации с целю их последующего использования для проведения терактов, то и отсутствует состав преступления.
В связи с ущербом, который возникает в результате описанных выше ситуаций о финансировании терроризма, необходимо предпринять следующее.
1. Пленуму Высшего специализированного суда дать толкование статьи 2585 УК – финансирование терроризма в части субъективной стороны, а также уголовной квалификации фактов заключения договоров с предприятиями из зоны АТО, расчетов по этим договорам, оплаты “налогов” “ДНР”.
2. Генеральной прокуратуре подготовить методические материалы для прокуроров по статье 2585 УК – финансирование терроризма в части субъективной стороны, а также уголовной квалификации фактов заключения договоров с предприятиями из зоны АТО, оплаты “налогов” “ДНР”.
3. Опубликовать официальный перечень предприятий, которые контролируются сепаратистами.
Согласно статье 20 закона “О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, добытых преступных путем, или финансирования терроризма” орган Госфинмониторинга имеет право принимать решение о приостановлении расходных операций.
По статье 17 этого закона субъект первичного финансового мониторинга (например, банк) также имеет право приостанавливать расходные операции, если существуют обоснованные подозрения, что они связаны с финансированием терроризма.
Пока между СБУ, органом Госфинмониторинга и банками не налажено оперативное техническое взаимодействие по данному вопросу, целесообразно сформировать публичный реестр юридических лиц и физических лиц – предпринимателей, которые контролируются террористами.
Тимур Михайлов
адвокат
Источник
Фото: hubs.ua
Объемы промышленного производства в Донецкой и Луганской областях сократились в среднем более, чем в 5 раз, отчисления в госбюджет — почти вдвое, часть промышленных и торговых объектов разрушена и не подлежит восстановлению. На подконтрольной Украине территории, например, в Луганской области, находится всего 83 предприятия, остальные 567 — на управляемой боевиками ЛНР. Бизнес выживает сам, государство просто самоустранилось. Проблемы, которые предприятия просили решить еще год назад, до сих пор актуальны: от блокирования поставок грузов в города зоны АТО — до предоставления льготных кредитов.
Что Украина потеряла
«Если бы местное население было активнее, а не жило по принципу „как скажут, так и будет“, то смогли бы себя за волосы вытащить из того болота, которое там сейчас. Местная власть осталась та же, что и до войны. Ничего не делает, только жалуются и денег просят. Их нужно пачками увольнять — города только выиграют от этого. Но процесс смены кадров идет очень медленно», — рассказал РБК-Украина чиновник Министерства экономического развития и торговли, недавно вернувшийся с востока.
Самая большая проблема на Донбассе, считает он, — это безработица. Бывает так, что на тысячный город — чуть более 10 вакансий. Люди выживают благодаря социальной помощи от государства. Местные органы власти могли бы стимулировать развитие микро-, малого и среднего бизнеса, но без коррупции, отметил собеседник РБК-Украина из МЭРТ, пока не получается.
«Общался с одним предпринимателем. Он предлагал в Славянске открыть бесплатную точку доступа к wi-fi. Так ему сказали, что если по всей процедуре идти, то дадут ему все документы через год, а если очень попросить, то сделают за неделю, — продолжил чиновник из МЭРТ. — Еще с одним мужчиной разговаривал, в поезде познакомился. Он бывший бизнесмен. В Славянске керамикой занимался. Еще до войны закрыл производство и уехал под Чернобыль монтажником укрытия для реактора. Спрашивал у него, чего не возвращается? А он отвечает, что ничего же не поменялось — как брали все взятки, так и берут».
Глава рабочей группы по поддержке бизнеса в АТО при Европейской Бизнес Ассоциации Денис Базилевич добавил, что производство керамики годами развивалось в Славянске, но 60% этого бизнеса находится в тени.
В МЭРТ уверены, что для открытия своего бизнеса важен не столько стартовый капитал, сколько ликвидация всех административных, технических и коррупционный барьеров. А спрос на услуги бизнеса на подконтрольных Украине территориях есть. «Но местные власти сидят и ждут, когда к ним придет инвестор, вложит несколько миллионов и построит градообразующий завод. Но на вопрос, кто же придет в регион, где идет война им сказать нечего», — отметил сотрудник МЭРТ.
Пока местные власти бездействуют — регион умирает. По данным МЭРТ на 30 июня, объемы промышленного производства в Донецкой области за 5 месяцев 2015 года сократились вдвое, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Больше остальных пострадала добывающая промышленность. В перерабатывающей — самые большие темпы падения в сфере производства древесины, бумаги и продуктов питания.
В Луганской области еще хуже. Объемы промпроизводства здесь сократились более, чем 8 раз.
В распоряжении РБК-Украина имеется информационно-аналитическая справка относительно развития региона. Год назад по объемам реализованной промпродукции Луганская область занимала 5 место, а сейчас — 22 (с оборотом в 5 млрд грн, без учета части зоны проведения АТО).
Из документа следует, что из девяти угледобывающих предприятий семь остались на оккупированных территориях, где объемы добычи угля составляли 96% от общеобластного показателя. Только четыре шахты «Лисичанскугля» и четыре из семи шахт «Первомайскугля» работают на подконтрольной Украине территории — на 76% и 50%, соответственно, от плана.
По данным МЭРТ на 26 июня, 83 предприятия перерабатывающей промышленности (около 13%) находится на украинской территории. Остальные 567 — в т.н. ЛНР. В текущем году производство кокса и нефтепродуктов отсутствует. Основные бюджетообразующие металлургические и машиностроительные предприятия (Алческий меткомбинат, Стахановский завод ферросплавов, Луганский трубный завод, «Лугансктепловоз», «Трансмаш») остались на оккупированной части. В то же время почти все химические мощности находятся на украинской территории — северодонецкий «Азот», «Укрвнештрейдинвест», «Зоря», «Химзавод «Южный».
В отрасли легкой промышленности работают только два крупных производства — «Шарм» (Лисичанск) и «Смалий» (Рубежное). 1 апреля 2015 года прекратила работу Рубежанская чулочная мануфактура — из-за сокращения объемов сбыта и невозмещения НДС.
Подобной аналитики по ситуации в Донецкой области найти не удалось. Источник РБК-Украина в правительстве отметил, что какие-либо материалы готовятся только к совещаниям с премьер-министром Арсением Яценюком.
Убытки бизнеса от российской оккупации в правительстве оценить не могут. Единственное, о чем постоянно говорит Арсений Яценюк, что Украина потеряла 20% экономики. В то же время в ЕБА в марте подсчитали, что общая стоимость инвестиций в Донецкой области на территории т.н. ДНР, составила $13,8 млн. Эта информация от девяти европейских компаний с оборотом в $90,5 млн. По Луганской области показатель инвестиций составил $17,9 млн.
Стоимость уже потерянных инвестиций (разрушенных или конфискованных объектов) оценена в более чем $405 тыс. и $257,6 тыс., соответственно. На момент сбора информации европейские компании прогнозировали, что еще $2,14 млн инвестиций могут быть потеряны.
Впрочем, вместе с Крымом показатель вероятных потерь еще утраивается. «В Крыму еще не все предприятия перерегистрировали по российскому законодательству, перед ними стоит угроза национализации, — сказал Денис Базилевич. — Мы сейчас консультируемся, что можно сделать. Потому что, например, основной актив находится на Донбассе, но платит налоги в бюджет Украины, а непрофильный актив в виде пансионатов — в Крыму. Если они перерегистрируются по российскому законодательству, то Украина наложит на них санкции».
Бюджетный минус
Налоговые потери более осязаемы. По данным Государственной фискальной службы (ГФС) на 1 июля, налоговый недобор в первом полугодии составил более 2 мрд грн. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года, сбор в общий фонд госбюджета от крупных налогоплательщиков сократился на 48% (2,403 млрд грн).
Снижение отчислений произошло по всем бюджетообразующим налогам. По налогу на прибыль за отчетный период на 42,4% — до 775 млн грн. Самое большее сокращение произошло по:
- «ДТЭК Востокэнерго» и его структурные подразделения, 147,7 млн грн;
- Комсомольское рудоуправление, 88,6 млн грн;
- «Лемтранс», 54,9 млн грн;
- «Лугансктепловоз», 38,7 млн грн;
- Донецкая железная дорога, 36,5 млн грн;
- Харцызский трубный завод, 35,2 млн грн.
Сбор по НДС снизился на более чем 61% – до 1,070 млрд грн:
Донецкая железная дорога, 407,6 млн грн;
- концерн «Стирол», 189,6 млн грн;
- «Северодонецкое объединение «Азот», 131,5 млн грн;
- «ДТЭК Трейдинг», 118 млн грн;
- «ДТЭК Востокэнерго», 100,4 млн грн;
- Алчевский меткомбинат, 59,3 млн грн.
На 45% сократились отчисления по налогу на доходы физлиц, на 34,5% — ЕСВ.
На бюджетные потери повлиял ряд факторов. В частности, речь идет о разрушении промышленных и торговых объектов: мощности концерна «Стирол», комбината «Каргилл», «ДТЭК Шахта Комсомолец Донбасса», шахты им. Засядько, центрального рынка Луганска.
Разрушение транспортной инфраструктуры приводит к невозможности получения сырья, необходимого для производства. Эта проблема касается Харцызского трубного завода, кондитерской фабрики А.В.К., Артемовского завода по обработке цветных металлов, Алчевского меткомбината.
«Железнодорожная инфраструктура в зоне АТО сильно повреждена. Сегодня есть три железнодорожных перехода, через которые возможен вывоз в Украину дефицитного антрацитового угля, добываемого на территории, неконтролируемой Украиной: Ясиноватая-Скотоватая, Северск-Родаково и Кондрашевская-Огородный, — сообщили РБК-Украина в пресс-службе ДТЭК. — Отгрузка угля из предприятий ДТЭК Ровенькиантрацит и ДТЭК Свердловантрацит (основных производителей угляантрацитовой группы) на Приднепровскую ТЭС и Криворожскую ТЭС составила с 1 июля 2015 г по 27 июля 2015 года всего 32 вагона при возможной отгрузке от 38 до 114 вагонов в сутки. Фактическая отгрузка угля из „ДТЭК Шахта Комсомолець Донбасса“ — 50 вагонов в сутки при возможном показателе в 100-120 вагонов в сутки».
Для обеспечения ТЭС дефицитным антрацитовым углем, не обходимо обеспечить решение проблемы открытия дополнительных ж/д переходов: Ясиноватая-Авдеевка, Волноваха-Еленовка, Никитовка-Константиновка и восстановление разрушенного железнодорожного перехода Никитовка-Майорская, считают в ДТЭК.
Также сертификат Торгово-промышленной палаты о форс-мажорных обстоятельствах на территории двух областей получили Донецкая железная дорога, «Донецкоблгаз», «Донецкгоргаз», «Луганскгаз», Попаснянский вагоноремонтный завод. Это дает право предприятиям отсрочить выплату своих налоговых обязательств и долгов.
Объем налоговых долгов крупных плательщиков превышает 1,4 млрд грн, а сумма переплат составляет почти 9,4 млрд грн.
Один на один с проблемами
Бизнес-омбудсмен Альгирдас Шемета, который в конце прошлой недели посетил зону АТО и встретился с бизнесом, сказал РБК-Украина, что предприниматели поднимали вопрос об администрировании налогов. Ведь от предприятий, которые остановили деятельность, все равно требуют уплаты налога.
«Был в Славянске на годовщине освобождения города, и один предприниматель жаловался, что у него было уничтожено оборудование на $200 тыс. Он керамикой занимается. А платит так, как будто бы и оборудование цело и войны не было», — сказал Денис Базилевич из ЕБА.
Многие предприниматели, по его словам, перерегистрировались на подконтрольной Украине территории. Но и здесь были трудности. Так, если бизнес имел налоговые долги, то ФЛП под своим именем зарегистрировать тяжело. Поэтому рабочая группа Базилевича рассматривала вариант внесения изменений в законодательство о списании долгов, накопленных за период оккупации.
Совладелец «Рубежанского паркета» Игорь Щапин рассказал, что его предприятие имело определенные проблемы с районной инспекцией. «Вредить открыто они не хотят, но пытались дергать. Мы сказали, что закроем и обанкротим предприятие — и тогда они вообще ничего не получат. А у нас из 90 человек осталось на производстве всего 11. Налоговики подумали, и больше нас не трогают», — сказал Щапин.
Еще один предприниматель на правах анонимности, у которого в Луганске были четыре производства разного направления, рассказал, что после оккупации частично начал переносить мощности. «Стоило открыться в Харькове, как тут же пришла налоговая милиция, потом налоговая инспекция. Проверяли то договора аренды, то отчетность. Начали предъявлять претензии, что не тот номер договора указан в накладной. Но у меня-то се сходится. Вот в судах сейчас», — сообщил бизнесмен.
На проблемы в зоне АТО поступают жалобы и бизнес-омбудсмену. Первый блок жалоб касается компенсаций предприятиям, которые несут затраты на выплату зарплат своим мобилизованным сотрудникам. Это касается мобилизованных, контрактников, но не добровольцев.
«Небольшие предприятия, как правило, не ждут компенсаций от государства, выплачивают все, а вот у крупных — проблема, там о больших суммах речь», — сказала заместитель бизнес-омбудсмена Татьяна Короткая. Только по прошлому году задолженность государства перед предприятиями составила 1,6 млрд грн. В этом году в бюджете предусмотрено почти 1,8 млрд грн, однако потребность может быть больше на 1 млрд грн. Потому заложенных средств хватит на компенсации только 47,3 тыс мобилизованных сотрудников. Но фактическое их количество превышает 72 тыс.
Проблема есть, признал министр социальной политики Павел Розенко. «Гарантия возвращения средств существует с 2014 года. Но в прошлом году правительство даже не разработало порядок такого возвращения, поэтому ни одной копейки не было выделено, — сказал РБК-Украина министр. — Уже в 2015 году новая команда в Министерстве все запустила и начала выплату средств. Но возместить 2014 год за счет этих средств мы не имеем права, необходима отдельная бюджетная программа и отдельное финансирование. И мы такое решение инициировали. Но здесь, безусловно, главная роль Минфина».
В Минфине также отметили неурегулированность вопроса. По данным на 7 июля, расходы этого года на компенсацию профинансированы на сумму 523,5 млн грн. Погасить прошлогодние долги команда бизнес-омбудсмена рекомендует за счет перераспределения бюджетных средств — расходы, которые не выполняются, направить на компенсации.
Второй блок жалоб, поступивших в офис бизнес-омбудсмена-проблемы с вывозом грузов и товаров с временно неконтролируемой территории проведения АТО.
В конце января руководством АТО был принят временный порядок пересечения транспортных средств, грузов и физлиц вдоль линии соприкосновения. В июне этот порядок был усовершенствован и все разрешения на пересечение, которые бизнес получал по старым правилам, потеряли свою силу.
«Все товарно-материальные ценности, которые находились в колонне автомобилей и ждали разрешения на вывоз, были захвачены боевиками террористических организаций, действующими на неподконтрольных территориях. Водителей грузовиков позже освободили, но убытки от потери груза составили более
Руководство банка Национальный кредит отмыло 7 млрд грн – $100 тыс.», — сказано в отчете.
Проблема в том, что критерии получения разрешений достаточно размыты. А сроки выдачи документа Главным межрегиональным управлением оперативного обеспечения зоны проведения АТО ГФС хоть и прописаны (пять дней), но не соблюдаются.
В этом управлении не нашли времени, чтобы ответить на вопрос РБК-Украина и жалобы бизнеса и отреагировать на рекомендации бизнес-омбудсмена.
«Мы долгое время не могли сырье-кругляк ввозить, — отметил Игорь Щепин. — Это чуть ли ни месяц длилось — все происходило летом 2014 года. Чуть ли не через министра МВД этот вопрос решили».
Актуальным вопросом остается восстановление инфраструктуры. В некоторых местах отсутствуют вода, газ и электричество, что сказывается на экономике региона. Игорь Щепин рассказал, то «Луганскэнерго» два раза в неделю отключает электроэнергию на заводе.
Также Альгирдас Шемета после общения с бизнесом Донбасса указал на сложности с получением кредита из банка, ввиду нахождения бизнеса «в зоне риска».
Кроме того, риском является монопрофильность городов. В случае остановки градообразующего предприятия рушится вся экономика территории.
Источник