Бизнес план урок в школе

Бизнес план урок в школе thumbnail

Краткое описание документа:

«Описание материала:

МОДУЛЬ 8. Бизнес-план

ТЕМА УРОКА: Стандартный бизнес
план.

ЦЕЛИ УРОКА:

1.
Познакомить учащихся с понятием бизнес- план;
Обсудить структуру стандартного бизнес – плана;

2.
Научить
учащихся понимать, что бизнес-план должен состоять из нескольких блоков
информации;

3.
Развитие
познавательных интересов, самоконтроля, умения логически мыслить.

4.
Воспитание
культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности,
усидчивости.

Тип урока: комбинированный
Формы организации у семьи, друзей или получение кредита в
банке.
Стандартный
бизнес –план обеспечивает сбор и учет необходимой информации. Тем не менее,
финансирующие организации, такие как банки или инвестиционные фонды часто
предъявляют собственные требования и могут запросить заполнения ими
бизнес-плана.
Бизнес планы требуются всегда, когда
необходимо получить деньги от банка, или от
другой финансовой организации, а также при эмиссии акций.

Для предпринимателя его бизнес имеет огромное
значение; для менеджера банка или фонда данный конкретный бизнес план — лишь один из многих, попа­дающих ему на
стол.

«1. «От каких условий зависит успех работы магазина детских игрушек?а) от усилий его сотрудников;
б) от эффективности продвижения товара;
в) от качества и разнообразия ассортимента товара;
г) от наличия конкурентов;
д) от демографического положения в регионе; е) верны
пункты а, б, в, г. ж) верно все перечисленное.

2. Товар,
реализуемый предприятием, находится на
этапе
зрелости. Определите цель продвижения товара в
данных
условиях:

а) информация;
б) напоминание;
в) убеждение.

3. Персональная
продажа — это…

а) оплаченная форма неличностного представления то­варов
(услуг);
б) неличностное стимулирование спроса на товар (ус­лугу) через
СМИ;
в) презентация товара (услуг);
г) личностное представление товара потенциальным потребителям;
д) маркетинговая деятельность по стимулированию покупки.
4. Определите
наиболее эффективный метод планиро­
вания бюджета
на продвижение товара (услуг):

а) на продвижение определяются остаточные средства после
распределения бюджета на все другие нужды пред­приятия;
б) бюджет расходов на продвижение зависит от изме­нений прибыли
предприятия;
в) затраты на продвижение зависят от действий кон­курента в
этой области;
г) расходы на продвижение планируются в зависимос­ти от
изменений объекта сбыта;
д) бюджет на продвижение планируется в соответствии с общими
целями и задачами фирмы.

5.Чем отличается реклама от других видов продвиже­ния? Определить неверные утверждения:
а) точная, достоверная информация;
б) ориентация на самую широкую аудиторию;
в) использование игровых моментов;
г) дорогой вид продвижения;
д) обеспечивает личный контакт с потребителем;
е) имеет
краткосрочный эффект.

6. Большое внимание необходимо уделять рекламе, если…
а) товар стандартен;
б) товар специализированный;
в) товар производственного назначения;
г) товар первой необходимости;
д) характеристика и вид товара не имеют значения.

7. При выборе
средств продвижения фирма приняла
решение до
минимума сократить бесполезную аудито­
рию. Какому
средству окажет предпочтение фирма, при­
держиваясь
данного условия?

а) специализированный журнал;
б) общественно-популярный журнал;
в) телевидение;
г) витрины.
8. Какие
средства вы будете использовать, если ваш то­
вар
находится на этапе продвижения?

а) телевидение;
б) газеты и журналы;
в) упаковку;
г) общественный транспорт;
д) презентацию; е) витрины; ж) сувениры.

Источник

БИЗНЕС-ПЛАН на уроках экономики в школе.

     В нашей школе как возможно и в большинстве экономика преподается в рамках 1 часа в неделю, а где-то является частью обществознания, где-то наряду с правом преподается по 0,5 часа в неделю, в зависимости от учебного плана.

     В связи с популярностью у сдающих ЕГЭ экзамена обществознание от преподавания экономики отказаться нельзя, так как приблизительно одна четвертая часть вопросов именно из этой сферы.

     В тоже время сухое изложение необходимых понятий, зависимостей, цифр и фактов хочется разнообразить, и для каждой параллели обязательно проводятся хотя бы 2 экономические игры (это такие распространенные игры как «ЭКОНО», «Книжная фабрика», «Книжный рынок», «Остров»), а в 10 классе предусмотрено составление школьного бизнес-плана и его защита.

     Таким образом, школьный бизнес-план составляется не отдельными учащимися в рамках подготовки, например к НПК, а всеми учащимися как одна из обязательных форм работы.

     Данные уроки проводятся после изучения тем «Производство» и «Предпринимательство», когда учащиеся получают представление об организационно-правовых формах предприятий, об источниках финансирования, о страховании и риске, о выручке, прибыли и затратах и т.д.

     Конечно, все мы понимаем, что школьный бизнес-план отличается от реального, он упрощен. И поэтому его правильнее было бы называть проектом, в рамках такого метода преподавания, как проектная деятельность учащихся.

     Многие современные школьники обладают креативным мышлением, направление которого может быть не связано непосредственно с каким либо школьным предметом, следовательно, до конца обучения их способности так и остаются не раскрытыми. Более того, бизнес-проект позволяет учащимся рассказать аудитории о том, чего, по их мнению, не хватает в окружающей их действительности. Данная деятельность раскрывает их со стороны их увлечения, пристрастий, наклонностей, иногда даже позволяет утвердиться в глазах одноклассников.  

      Существует немало пособий, руководств по составлению бизнес-планов. И в начале изучения данной темы учащимся предлагается познакомиться со структурой бизнес-плана.

      Предварительно обсуждается вопрос о цели составления данного документа и то, какие структуры могут им интересоваться  (это и государственные органы для получения разрешения на деятельность и банки для получения кредита).

     Далее идет изучение непосредственно структуры:

1. Резюме

— данный раздел готовится в самом конце работы, где кратко предоставлены сведения, содержащиеся в бизнес-плане.

2. Проектируемый продукт или вид услуг

— это основная часть документа, где описывается то какие потребности, призван удовлетворить проектируемый к производству продукт или услуга, его особенности и отличительные качества, наличие авторских прав и свидетельств, наглядное изображение и т.п.

3. Оценка рынка сбыта

— отражаются условия снабжения, производства и сбыта продукции, потенциал возможных конкурентов, источники получения информации и т.п.

4. Конкуренция

— содержит объективные ответы на вопросы, кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров, как обстоят их дела, что собой представляет продукция конкурентов, каков их уровень цен.

5. Стратегия маркетинга

— указывается схема распространения товаров, ценообразование, реклама, методы стимулирования продаж, организация послепродажного обслуживания клиентов, формирование общественного мнения о фирме и товарах.

( Данный раздел учащиеся также в состоянии составить, так как темы «Маркетинг» и «Менеджмент» к этому времени изучены).

6. План производства

— содержит сведения о месте производства товаров, необходимых мощностях и их роста из года в год, о том, где и у кого будет закупаться сырье, материалы, предполагаемая кооперация, здесь же рекомендуется составить схему производственных потоков.

7. Организационный план

— здесь отмечается, какие специалисты,  и с какой заработной платой необходимы, на каких условиях они принимаются на работу, приводится организационная структура предприятия (взаимодействие служб, их координация).

8. Юридический план

— заполнение раздела зависит от выбранной формы организации, которая и указывается.

9. Оценка риска и страхование

— здесь указываются все возможные типы рисков, меры профилактики, программа страхования.

10. Финансовый план

— поскольку это самый сложный пункт плана и его составление требует специфических знаний (а научить этому — задача ВУЗа), учитель только называет его составляющие (прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, таблица доходов и затрат, сводный план активов и пассивов, график достижения безубыточности), не требуя заполнения.

11. Стратегия финансирования

— сколько требуется средств, источники финансовых ресурсов, срок ожидаемого полного возврата вложенных средств.

     Ознакомившись со структурой, учащиеся приступают к самостоятельной работе. Опускается пункт 10. а в пункте 11 называется только источник средств.

     Выше уже было отмечено, что цель подобного занятия стимулирование творчества учащихся, и главным здесь становиться выбор идеи.

             

В основе любого плана лежит идея бизнеса. Идея – это пока только общее представление о том, чем следует заняться.

     Когда может  быть успешной идея? Наличие образца свидетельствует о том, что достаточное количество людей уже занимается этим бизнесом. А если этот бизнес так распространен, то высока и конкуренция. Высокая конкуренция способствует снижению цен, следовательно, прибыль у всех этих предпринимателей невелика. Но они уже закрепились на этом рынке: имеют своих постоянных поставщиков и покупателей, новичку же придется свой бизнес налаживать с самого начала.
    Сейчас практически невозможно найти массовый бизнес, который бы был высокоприбыльным.
    Успешной в первую очередь надо признать бизнес-идею, которая находит незанятую нишу на рынке, является оригинальной. Как же найти оригинальную идею?
    Оригинальные идеи приходят в голову каждому, только мы их отбрасываем как глупые или нереальные. Сейчас по телевидению предлагают множество товаров, и большинство из них основано на простой, но оригинальной идее. Например, некоторое время назад активно рекламировались швабры, позволяющие выжимать «тряпку», не замочив руки. Казалось бы, ничего сложного. Непонятно, почему это раньше никому в голову не приходило. Наверное, никому не хотелось мочить руки, многие думали, что стоило бы изобрести такую швабру, но только один взялся реализовать эту идею.

     Перед учащимися ставится задача не просто сформулировать идею, а выбрать такую, которая была бы социально значимой для нашего города. Итак. Перед учащимися задание: подумайте и запишите ВСЕ бизнес-идеи, которые вам приходят в голову в первую колонку. Затем заполните влияние внешних и личных факторов.

Бизнес-идея

Внешние факторы

Личные факторы

—    ???

Почему этот бизнес будет успешным?

Почем у этот бизнес может не быть успешным?

Почему именно мне стоит этим заняться?

Почему именно мне не стоит этим заниматься?

Изготовление деревянной мебели

1. Все больше ценятся индивидуальные вещи.
2. Люди озабочены экологической чистотой.

1. Ручная мебель стоит дороже.
2. Из Белоруссии привозят качественную и не очень дорогую деревянную мебель.

1. Я профессионал в изготовлении мебели.
2. У меня есть оборудованная мастерская.

1. Я плохо разбираюсь в моде на мебель.
2. У меня аллергия на мебельные лаки.

     После того, как идея выбрана, она анализируется по приведенным выше составляющим бизнес-плана. В ходе анализа учащиеся формулируют ответы на такие вопросы как

— кто же будет вашим клиентом? Работа с клиентами заслуживает отдельного разговора. Ваши клиенты – основа вашего бизнеса. Какими бы ни были замечательными товары или услуги, но если клиент почему-то не захочет за них платить – с мечтами о прибыли придется проститься.  Необходимо нарисовать портрет среднего клиента.

     С помощью среднего портрета клиента удается сделать важные выводы об ассортименте продукции, времени работы и уровне цен.

— что  делать, когда придется столкнуться с конкуренцией? Выход всегда только один – стать в представлении покупателей не похожим на других продавцов. Когда перед покупателем целый ряд практически идентичных продавцов и товаров, покупатель выбирает по цене. Если же кто-то создаст о себе особенное мнение, этот продавец сможет установить свою особенную цену. Покупатель не будет уже сравнивать его цену с ценами других продавцов.
Особенным можно стать различными путями
— действительно изменить товар или услугу (например, некоторые химчистки почищенную и отглаженную одежду отдают клиенту вместе с вешалкой; возникающие при этом дополнительные затраты химчистки невелики, т.к. оптом плечики можно купить по очень низкой цене, зато клиенты сразу выделили эту химчистку из ряда других);
— не изменяя товар, обратить внимание покупателей на одно из его свойств (так, например, стиральные машины «Аристон» рекламируются как бережно стирающие, «Индезит» – как очень надежные, а «Самсунг» – как тихие; в этой ситуации ценители тишины купят машину «Самсунг», даже если она будет дороже «Аристона»);
— попытаться утвердить в сознании основной группы покупателей, что этот товар произведен специально для них (реклама мятных таблеток «Рондо» нацелена на людей среднего возраста, а «Минтон» — на молодежь).

     Вот лишь несколько возможных примеров, каким образом учитель создает нужную для разработки бизнес-плана атмосферу, наталкивает на выбор идеи, предлагает шаблоны для последующих действий.

     Подготовка самого бизнес-плана является домашним заданием, а защита происходит на уроке, затем проводится голосование, и лучший проект получает лучшую оценку.

     Вообще варианты оценивания могут быть разными – это и отмеченное выше тайное голосование учащихся (недостаток – выбор по принципу «мой друг»), оценивание учителем (недостаток- традиционность и отсутствие ощущения, что тебя выделил твой коллектив), оценивание приглашенными экспертами – очень значимо для учащихся, но требует предварительной договоренности.

     В основном я не требую сложного и подробного оформления (ввиду экономии времени), главное защитить проект, убедить остальных, что он будет работать.

     Но весной, узнав о наших подобных уроках, специалисты «Чувашкредитпромбанка» в рамках профориентации попросили пригласить их на подобное занятие и изъявили желание выступить в роли экспертов. Мы согласились, поскольку публичные выступления детям нужны и стимулом здесь явились не только оценки.

     Любой опыт требует последующего применения. Что же можно сделать, получив навыки составления бизнес-проекта? Во-первых, его можно развить до уровня выступления на НПК. Во-вторых, использовать как основу для составления предвыборной программы во время проведения школьных выборов для дня самоуправления. В-третьих, уже обучаясь в ВУЗе учащиеся смелее берутся за выполнение поставленных перед ними творческих заданий и тверже отстаивают свое мнение при их защите, так как имеют подобный опыт.

      И сейчас я хотела бы познакомить вас с сопровождением проектов, которое ребята приготовили к защите. (Приложение №1-презентации). Для представления проектов мы использовали оборудование для конференц-связи, полученное школой в рамках программы «Гимназический союз России», которое можно использовать в качестве экрана.

Итак, вы видите, что все проекты разные, но тем они и интересны. В каждом есть свои плюсы и свои минусы. Один интересен рекламой, второй собственным дизайнерским подходом, третий мечтой, четвертый «убеждает цифрами». Конечно. Они не идеальны, но в этом и состоит учебная задача – увидеть недостатки в сравнении с конкурентами и удалить их. Ведь, когда не с кем себя сравнить, ты и не узнаешь какой ты. В проектах действительно звучит идея улучшить родной город, сделать жизнь в нем более удобной и привлекательной. Победителем, по мнению, наших экспертов стал проект «Думы», они отметили, что на него действительно банк мог бы выделить деньги.

Учитель экономики МБОУ «Гимназия №6» г. Новочебоксарск – Цибуля Е.В.

Источник

Слайд 1

Тема урока: Бизнес-план. Основные разделы бизнес-плана. Цель урока: ознакомить учащихся с понятиями бизнес-план, резюме, инвестиция, инвестор , с основными разделами бизнес-плана.

Слайд 2

Инвестиция – заем, который ищет предприниматель для воплощения в жизнь своей идеи Инвестор – физическое или юридическое лицо, которое предоставляет заем

Слайд 3

БИЗНЕС-ПЛАН АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СВОЕГО ПРОИЗВОДСТВА: Расчет использования занятых денег Постатейный расчет преобразований, изменений внутри производства и вне его, т.е.за счет каких средств будет получена прибыль; Когда будет получена прибыль Какая будет получена прибыль

Слайд 4

БИЗНЕС-ПЛАН Документ, содержащий обоснование основных шагов, которые намечается осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания новой фирмы

Слайд 5

ЦЕЛЬ разработки бизнес-плана Спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайшее и отдаленное время в соответствиями с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов (инвестиций)

Слайд 6

Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные ЗАДАЧИ: Определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках; Сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию каждой стратегии;

Слайд 7

Выбрать состав, определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой; Определить производственные и торговые издержки по созданию и реализации товаров и услуг; Оценить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных задач;

Слайд 8

Определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта; Оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей; Предусмотреть трудности и «подводные камни», которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

Слайд 9

Основными, обязательными разделами бизнес-плана должны быть следующие: Резюме (цели и задачи вашего начинания) Основные цели (объемы продаж, доля фирмы на рынке, ожидаемая прибыль) Основные стратегии и преимущества товара Объемы продаж Условия работы фирмы Данные о создании и регистрации фирмы, контактные телефоны

Слайд 10

II . Продукция. Услуги. Название, торговая марка Описание. Перечень товаров (услуг). Наглядное изображение Тип продажи Цена (за 1 единицу) Особенности технологии и затраты на производство После- продажное обслужива- ние Требования сертифи- кации

Слайд 11

Маркетинг. Стратегии Ценообра- зование Каналы распростра- нения товара Методы стимули- рования продаж Организация послепро- дажного обслужи- вания Реклама

Слайд 12

IV . План производства Источники сырья. Технологические процессы. Трудовые ресурсы. Поставщики и продавцы. Разработка продукта. Изготовление.

Слайд 13

Менеджмент (Кадры. Управление. Организационный план.) Рынки Рынок сбыта товаров (услуг) Конкуренция на рынках сбыта Конкурентоспособность товара

Слайд 14

VII . Финансовый план Прогноз объемов реализации План денежных расходов и поступлений План доходов и расходов График достижения безубыточности

Слайд 15

Риски в предпринимательстве Предполагаемые риски Внешние и внутренние факторы возникновения рисков Последствия рисков Методы предупреждения и минимизации рисков

Слайд 16

Можно сказать, что составление бизнес-плана это доказательство о том, что выбранное вами дело очень важно и необходимо для потребителя, что оно будет пользоваться спросом. И вы это должны предвидеть на много лет вперед.

Слайд 17

Домашнее задание: Читать в учебнике параграф 13 «Бизнес-план». Ознакомиться с творческим проектом «Мое собственное дело» (стр.116 в учебнике) Подумать, определиться и на следующий урок сообщить свою предпринимательскую идею для выполнения творческого проекта «Мое собственное дело». СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Слайд 18

Презентацию выполнила: Осипова Елена Сергеевна, учитель технологии МОУ «Благоевская СОШ»

Источник