Бизнес план туризм в школе
Об учебе на собственных ошибках, уникальном торговом предложении и особенном стиле жизни предпринимателя Иоанн Чечнев рассказывает в интервью Контур.Журналу.
Альтернатива гаджетам
Предпринимателем я стал в 20 лет, ни дня не проработав по найму. Первый собственный проект, посвященный путешествиям и активному отдыху, стал осуществлением заветной мечты детства. Я родился в небольшом селе Кривошеево в Томской области, после окончания школы поступил в Томский государственный университет на специальность «геология». В то время мне казалось, что это направление наиболее близко к моему самому давнему увлечению — путешествиям и экспедициям. Однако стать дипломированным специалистом мне не пришлось: через два года я понял, что геология — не мое, а мое — это собственный бизнес.
В 2012 году я основал туристическую компанию, основной специализацией которой стала организация активного отдыха в разных уголках мира. Компания проработала на рынке два года, но в кризис спрос на заграничные путешествия стал снижаться, нужно было искать новые направления развития. К тому же туризм — отрасль очень конкурентная, почему я и прощупывал разные форматы, пока, наконец, не нашел свободную нишу. В 2015 году я перепрофилировал бизнес, и на месте стандартного турагентства выросла уникальная детская школа путешественников – Junior Expeditions.
Сегодня наше главное конкурентное преимущество — комплексная методика физического, психологического и интеллектуального развития ребенка через прямое общение с живой природой. В отличие от множества других развивающих клубов, мы вывозим небольшие группы, до 9 человек, на природу, в лес, где дети отправляются в настоящее научно-спортивное путешествие. Заметив тренд на поддержание здорового образа жизни и экотему, я решил предложить рынку интересный продукт. На наших занятиях дети учатся сажать деревья, ориентироваться по компасу, изучают лесную флору и фауну, то есть мы предлагаем не только развитие по учебникам в рамках комнаты, но и реальный опыт.
Целевая аудитория Junior Expeditions — дети от 3 до 12 лет. Причем мы готовы работать также и с особенными детьми. Сейчас у нас предусмотрено три формата работы: постоянные занятия, которые проходят в лесу каждое воскресенье, праздники и дни рождения и групповые программы для школьников и воспитанников детских садов.
Наша базовая услуга — абонемент на развивающие занятия. В зависимости от региона его стоимость колеблется. Средний чек по всей сети — 3 000 руб. в месяц, рентабельность бизнеса — порядка 40%. Средний оборот школы — от 200 000 руб. Сегодня Junior Expeditions представлена в 9 регионах России, в том числе в Москве и в Западной Сибири. Все филиалы работают по системе франчайзинга: стартовые инвестиции на открытие школы составляют 800 000 руб., планируемый выход на окупаемость — полгода, в среднем на запуск филиала уходит порядка трех месяцев.
Сегмент детского развития растет сейчас очень быстро, это нам на руку. К тому же у нас довольно сложный и специфичный продукт, а потому конкурентам не так просто его скопировать или предложить альтернативу.
Но вообще я всегда говорю, что мы конкурируем не столько с другими клубами, сколько с Microsoft и Apple, так как наша главная задача — отвлечь детей от гаджетов и вдохновить их красотой окружающего мира.
Ставка на кадры
- Expeditions — это настоящий стартап без инвестиций. Я принципиально хотел создать продукт, который бы не нуждался в рекламе и внешних финансовых вложениях, а продавал бы сам себя. Так оно и произошло: разработав программу первого путешествия, я воспользовался бесплатными сервисами, дал там небольшую рекламу. Это привлекло к нам внимание СМИ, которые решили поддержать социально ориентированный проект и написали о нас. В 2016 году мы выиграли региональный конкурс в сфере предпринимательства «Бизнес-триумф» в номинации «Лучший молодой предприниматель».
- Expeditions окупилась уже на первом занятии. Плюс сервисного бизнеса в том, что нам действительно не нужны капитальные вложения, в отличие, например, от розничной торговли или общепита, где важно арендовать просторное помещение на первой линии, мы можем снять офис в любом здании.
Ключевой элемент успешной работы — это люди. Сейчас очень сложно найти профессиональных сотрудников: если раньше работодатели выбирали, кого им нанять, то теперь кандидаты решают, в какой компании им работать.
У нас внедрена восьмиступенчатая система отбора персонала. Это сложная схема, ведь мы работаем с детьми, нам важно иметь дело с людьми с «чистой историей», поэтому мы проверяем кандидатов тщательно, вплоть до справок из наркологических и психиатрических диспансеров. Сотрудников обычно ищем через специализированные интернет-порталы, в образовательных государственных учреждениях. Все новые ребята обязательно проходят обучение: педагогов и менеджеров обучаем онлайн, поскольку, как правило, все кандидаты уже имеют профильное образование и им важно лишь вникнуть в специфику, руководители филиалов проходят семидневный интенсив в центральном офисе. По моему глубокому убеждению, только через очное общение человек может эффективно погрузиться в продукт.
В центральном офисе, который мы сейчас перевозим из Томска в Москву, работает порядка 10 человек. В среднем коллектив регионального филиала насчитывает 8 человек вместе с педагогами.
Самый эффективный рекламный инструмент для нас — прямая реклама в школах, ведь именно там сосредоточена наша целевая аудитория. Помимо работы с образовательными учреждениями мы даем рекламу в интернете.
Предприниматель 24/7
На собственном опыте я понял: прежде чем заниматься бизнесом, человек должен пройти обучение, необязательно классическое, вузовское, скорее практическое. На Западе есть система поступательного обучения, когда люди сначала работают в компаниях, получают большой теоретический и практический опыт, а затем переходят в частный бизнес. У нас обычно все наоборот: в России у человека есть хобби или увлечение, и он неожиданно решает превратить все это в бизнес и стать предпринимателем. Из-за отсутствия необходимых знаний, навыков, умений и, главное, терпения новички начинают неэффективно расходовать деньги, инвестировать во все подряд, неграмотно управлять персоналом и в результате терпят неудачу.
Собственный бизнес — это ежедневные сложности. Когда ты предприниматель, когда ты сильно погружен в свой продукт, каждый день для тебя становится настоящей борьбой за выживание и лидерство.
С утра тебя могут разбудить и подкинуть новый квест. Это стиль жизни. Наемный работник возвращается домой в шесть вечера и забывает о своих офисных делах, предприниматель думает о работе 24 часа в сутки, даже в отпуске.
К тому же на старте люди зачастую испытывают проблемы с планированием проекта, не учитывают риски и подводные камни и уже постфактум обнаруживают, что денег надо в два или три раза больше, чем рассчитывали, с целевой аудиторией ошиблись, продукт никому не нужен. Многие новички опираются только на свою интуицию, которая в силу отсутствия опыта не всегда подсказывает им правильные решения.
Пройдя весь этот путь, совершив свои ошибки и усвоив уроки, пережив кризис 2014 года, в какой-то момент я понял, что пора запускать еще один бизнес-проект — инвестиционно-консалтинговую компанию. Сначала я сам увлекся темой инвестирования, стал изучать разные сферы бизнеса, а затем решил, что мне есть чем поделиться с другими людьми. Отсюда и вырос мой второй бизнес. Бизнесмен как капитан корабля должен чутко чувствовать, куда дует ветер, и понимать, как правильно повести свой корабль.
Не пропустите новые
публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Источник
|
|
Источник
1. Краткий инвестиционный меморандум
Известно, что занятия творчеством полезны для ребенка, они повышают его интеллект, способствуют развитию памяти и мышлению. Поэтому, помимо общеобразовательной школы, для многих родителей сейчас важно увлечь ребенка творческими занятиями.
Еще 15 лет назад в России, в основном, были только государственные творческие школы для детей — музыкальная, художественная и спортивная. В этих школах учили и учат по определенным методическим пособиям, давая максимальную нагрузку на ребенка, при этом, чаще всего, не подстраиваясь под особенности детей.
Сегодня же родители выбирают другие варианты для развития творческого потенциала ребенка. Поэтому все чаще появляются школы развития для детей разных возрастов.
Таким образом, школы творчества можно поделить на несколько видов:
1. Школы раннего развития. Рассчитаны на детей дошкольного возраста, большая часть уроков проходит в игровой форме. Ребенок получает основные понятия об окружающем мире, занимается физическими занятиями и упражнениями для своего возраста, развивает творческие способности (лепка, рисунок), учится быть самостоятельным.
2. Школы искусств, рассчитаны на детей школьного возраста, которые являются «моно-школами», то есть в которых обучаются одной из дисциплин. К примеру, художественному мастерству, игре на музыкальных инструментах, актерскому мастерству. Такие школы похожи на государственные, однако предлагают услуги по индивидуальным занятиям с ребенком, отсутствует система оценок и четкий график. В таких школах собраны высококвалифицированные педагоги, после обучения в таких школах дети могут приобрести навыки для своих будущих профессий.
3. Школы творчества с разными направлениями занятий. В таких школах ребенок может выбрать одно или несколько направлений. Многие родители понимают, что ребенок должен пробовать себя в разных направлениях, а такие виды деятельности, как спорт или танцы, даже если не являются будущей профессией ребенка, полезны для здоровья. Дополнительным преимуществом для детей является общение со сверстниками, увлеченными одинаковыми дисциплинами.
Школа творчества с разными направлениями занятий будет рассмотрена в данном бизнес-плане. Конкуренция на рынке есть, но если будет подобран высококвалифицированный персонал (педагогов и тренеров), то школа достаточно быстро выйдет в прибыль.
Первоначальные инвестиции достаточно высоки, однако, чем больше будет продано абонементов, тем выше прибыль. Себестоимость урока складывается, в основном, из заработанной платы преподавателя и расходных материалов. К примеру, таких как краски, кисти, в художественном классе, мячи, коврики в спортивном, которыми можно пользоваться неоднократно.
Также стоит понимать, что, являясь школой для детей — целевой аудиторией будут взрослые, так как они принимают решения и оплачивают занятия. Поэтому маркетинговая программа школы должна быть направлена на взрослую аудиторию.
Сумма первоначальных инвестиций — 1 770 500 рублей;
Средняя ежемесячная прибыль — 195 150 рублей;
Срок окупаемости — 12 месяцев;
Точка безубыточности — 2 месяца;
Рентабельность продаж — 38%.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
Школа творчества будет иметь помещение площадью от 150 м2 с тремя комнатами под спортивный, художественный и музыкальный класс, каждый из которых будет занимать не менее 40 м2 и общей зоной ресепшн при входе.
Месторасположение школы должно быть рассчитано на детей, проживающих рядом, либо в соседних районах, поэтому арендовать помещение в центре города не обязательно. Под такую школу отлично подойдет первый этаж многоквартирного дома либо помещение в офисно-развлекательном центре. Так как потребители услуги — дети, то их логистикой обычно занимаются родители, поэтому наличие парковки рядом со зданием будет большим преимуществом.
Школа творчества будет иметь на первоначальном этапе пять направлений. Хором и вокалом дети будут заниматься в музыкальном классе. Вокалу будут одновременно обучаться до семи человек, а хором до десяти. В художественном классе будут обучать лепке, рисунку маслом, красками, карандашами. В спортивном классе будут преподавать аэробику и танцы. В зависимости от возрастной группы и степени подготовки дети будут обучаться русским — народным танцам, современным и бальным. Преподавателей будет несколько по всем направлениям, оплата будет почасовая, то есть будет складываться суммированием за все уроки в месяц.
В школе будут как начинающие, так и продолжающие группы. Каждый ребенок будет заниматься в своей возрастной группе, расписание уроков будет составлено совместно с преподавателями и родителями, под каждую возрастную группу в дневное и вечернее время.
Школа будет работать с 10.00 до 20.00, при этом максимальная нагрузка будет с 15.00 до 19.00, а для детей, обучающихся в основной школе во вторую смену, предусмотрены занятия с 10.00 до 12.00.
Примерное расписание по одному из направлений (хор) может выглядеть следующим образом:
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота |
10.00 | хор средняя группа | хор средняя группа | |||
11.00 | |||||
12.00 | |||||
13.00 | |||||
14.00 | хор взрослая группа | хор взрослая группа | |||
15.00 | хор младшая группа | хор младшая группа | |||
16.00 | |||||
17.00 | |||||
18.00 | |||||
Стоимость занятий может быть разной в зависимости от услуги, либо одинаковой на все направления. Обычно дороже стоят более популярные направления, такие как танцы. В школе можно приобрести как разовое занятие, так и абонемент на месяц. Средняя цена месячного абонемента на все занятия — 2250 рублей.
Школа творчества может быть ориентирована как на детскую, так и на взрослую публику, однако рассматриваемый бизнес-план — детская школа. Согласно статистическим данным, начиная с 2001 года количество родившихся увеличивается, соответственно детей становится все больше и больше. Так, за 2017 год численность детей до 15 лет включительно составила рекордные для России 26,9 миллионов человек.
По возрастной классификации обучающие группы можно поделить на несколько видов:
- Дошкольная группа — сюда входят дети от 4 до 7 лет, часто с сопровождением родителей, обучаются начальным навыкам.
- Дети от семи до 11 лет
- Дети от 11 до 14 лет
- Подростковая группа с 14 до 17 лет.
Школа ориентирована на детей, родители которых могут позволить дополнительное обучение для своего ребенка, то есть уровень доходов семьи должен быть не ниже среднего.
Преимущества и недостатки школы творчества показаны в таблице:
Сильные стороны проекта: | Слабые стороны проекта: |
|
|
Возможности проекта: | Угрозы проекта: |
|
|
Как уже отмечалось выше, целевой аудиторией детской школы творчества являются взрослые люди, которые нацелены на творческое развитие своих детей. Наличие программ для разных возрастов и средний ценовой сегмент позволяет охватывать большую аудиторию родителей детей дошкольного и школьного возраста.
Родители стремятся выбрать для детей лучший вариант обучения, поэтому при выборе школы, основным критерием являются отзывы знакомых. Также родители изучают социальные сети, сайт школы и отзывы на нее в Интернете. Для родителей важно получить максимум полезной информации по услугам школы, ее преподавателях и успехах по работе с детьми.
Таким образом, маркетинговая компании для школы творчества может иметь следующие инструменты продвижения:
- Собственный сайт, а также странички в социальных сетях, таких как Вконтакте, Instagram. На сайте в обязательном порядке должна отображаться информация по расписанию, преподавателям, направлениям и существующим акциям на обучение. Контент социальных сетей может содержать не только общую информацию, но и показывать внутреннюю «жизнь» школы, а также может давать советы по тем или иным направлениям. К примеру, отснятые уроки по танцам, чтобы дети могли тренироваться дома;
- Расклейка объявлений в местах скопления целевой аудитории, таких как школа, садик, детские театры и т.д.;
- Расклейка объявлений вблизи школы, а также указатели на асфальте и щитах;
- Реклама на местном радио;
- Участие в мероприятиях города, показные выступления с детьми;
- Система лояльности — бонусные программы и акции, такие как, бесплатное первое посещение.
Также для увеличения продаж, в вечернее время школа может набрать группы для взрослых.
Открытие детской школы творчества можно поделить на этапы:
Этап регистрации. Перед началом работы школы творчества, необходимо зарегистрироваться в государственных органах. Формой организации будет Общество с ограниченной ответственностью, вид деятельности по ОКВЭД-2: 85.41.9 — Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки. Не смотря на то, что дополнительное образование подлежит лицензированию, покупать лицензию для того, чтобы открыть школу творчества, не нужно, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174, лицензированию не подлежит образовательная деятельность, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документа об образовании. Систему налогообложения можно выбрать упрощенную, объектом налогообложения будут доходы, уменьшенные на расходы.
Этап получения разрешений. Для этого необходимо соблюсти все требования. К примеру, требования к работникам дополнительного образования должны быть следующие:
- должны проходить предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры в установленном порядке;
- проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию при приеме на работу и далее с периодичностью не реже одного раза в два года;
- должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок;
- должны иметь личную медицинскую книжку и допуск к работе.
Этап подбора помещения. Само помещение может находится в любом доме или строении, однако ремонт в нем должен соответствовать тем же СНиП и СанПиН. К примеру, должно быть несколько входов и выходов, правильное освещение, температура, соответствующая нормам. Также будет необходимо заказать дизайн- проект.
Этап согласования помещения с МЧС, а также приобретение пожарной сигнализации, средств пожаротушения.
Закупка и соблюдение требований инженерных коммуникаций.
Закупка мебели, соответствующая нормам безопасности.
Подбор персонала и составление штатного расписания.
Разработка направлений школы и составление примерного расписания занятий.
Установка кассового аппарата.
Реклама.
Открытие школы творчества.
6. Организационная структура
Для того, чтобы школа творчества функционировала, на постоянной основе должны работать директор, администраторы, бухгалтер и уборщица. Директор, администраторы и уборщица работают по трудовому договору, с бухгалтером (или бухгалтерской фирмой) может быть подписан договор на оказание услуг удаленно.
В обязанности директора школы входит подбор персонала, организация административно-хозяйственных процессов, обеспечение жизнедеятельности школы. Директор будет отвечать за пожарную безопасность, методы преподавания, за рекламу. В первое время директором может быть собственник, который также может являться идейным вдохновителем школы (открывать новые направления). Директор будет работать по графику 5/2 c 8.00 до 18.00, заработанная плата состоит из оклада и премии.
Администраторов в штатном расписании двое, они будут работать с 9.30 до 20.30 по графику 2/2. Рабочим местом является ресепшн школы, в обязанности входит работа с посетителями, оформление договоров, работа с кассой, составление расписания и ответы на телефонные звонки.
Сотрудники, без которых школа не сможет существовать — это преподаватели. Опытные и грамотные преподаватели — залог того, что родители будут отдавать своих детей в школу творчества снова и снова. При найме преподавателей, важно оценить их уровень образования, наличие опыта и методику преподавания. Для школы творчества в первое время достаточно два преподавателя в спортивный зал (танцы и аэробика), преподаватель в художественный класс и преподаватель в музыкальный класс. Оплата будет почасовая, график работы согласно расписанию школы.
Постоянные расходы | Оклад | Количество сотрудников | Сумма |
Директор | 35 000 | 1 | 35 000 |
Администратор-кассир | 25 000 | 2 | 50 000 |
Уборщица | 15 000 | 1 | 15 000 |
Страховые взносы | 30 000 | ||
Итого ФОТ | 130 000 |
Полный расчет ФОТ на 24 месяца с учетом премиальной части и страхоых взносов представлен в финансовой модели.
Инвестиционные затраты на открытие данного бизнеса составляют 1 770 500 рублей.
Полный перечень инвестиций на открытие школы представлен в таблице:
Инвестиции на открытие | |
Регистрация, включая получение всех разрешений | 40 000 |
Дизайн-проект помещения | 80 000 |
Ремонт | 800 000 |
Вывеска | 30 000 |
Рекламные материалы | 30 000 |
Аренда на время ремонта | 320 000 |
Закупка оборудования | 450 500 |
Прочее | 20 000 |
Итого | 1 770 500 |
Основными затратами являются ремонт и закупка оборудования. К примеру, закупка в спортивный зал зеркал и шкафчиков; в музыкальный класс — синтезаторов, музыкального оборудования с микрофонами для вокала и прочее. Ремонт также может иметь цену выше среднего на квадратный метр, так как должен соответствовать всем нормам. Основными ежемесячными расходами, будут постоянные затраты, которые влияют на себестоимость одного занятия (абонемента). Себестоимость складывается в основном из заработанных плат преподавателей, поэтому основными ежемесячными затратами будет ФОТ и почасовая оплата преподавателям. Более подробная информация представлена в таблице:
Ежемесячные затраты | |
ФОТ (включая отчисления) | 146 377 |
Аренда (80 кв.м.) | 160 000 |
Амортизация | |
Коммунальные услуги | 30 000 |
Реклама | 30 000 |
Бухгалтерия (удаленная) | 20 000 |
Себестоимость урока ( расходные материалы и оплата преподавателям) | 181 968 |
Непредвиденные расходы | 20 000 |
Итого | 588 345 |
План продаж на 24 месяца с учетом сезонности, прогноз эффективности инвестиций и расчет экономических показателей бизнеса представлен в финансовой модели.
Основным фактором риска является нехватка квалифицированных кадров. Данный риск учтён, благодаря высоким ставкам преподавателя данный риск минимален. Помимо этого, существует риск изменений в законодательстве, в связи с которыми для продолжения деятельности может потребоваться образовательная лицензия.
Также серьезные риски влечет за собой смена арендных площадей, так как данные кружки рассчитаны прежде всего для посетителей, проживающих поблизости, возможная смена места дислокации бизнеса (при условии, что не будет возможности взять в аренду помещение поблизости) отразится на посещаемости.
Скачать финансовую модель
Источник