Бизнес план транспортно экспедиционной деятельности

Бизнес план транспортно экспедиционной деятельности thumbnail

Транспортно-экспедиторский вид бизнеса является одним из наиболее быстро развивающихся сфер бизнеса. Несмотря на высокий спрос данного вида услуг, существует множество рисков, связанных с высокой конкуренцией. Импорт и экспорт продукции играет важнейшую роль в жизни современного общества, поэтому данного рода услуги будут актуальны всегда. Статистика говорит о том, что рынок транспортно-экспедиторских услуг в России ежегодно увеличивается на 10%.

Транспортно-экспедиторский вид бизнеса

Открывая транспортно-экспедиторскую компанию, необходимо учесть, что данный бизнес потребует значительных вложений. Если вы взвесили все «за» и «против», уверены в том, что грамотно организуете свою работу, оказывая качественные услуги, первое, с чего вы должны начать, – это составление типового бизнес-плана. В каждом бизнесе есть недостатки и преимущества, поэтому стоит очень внимательно отнестись к выбору направления ведения бизнеса, к расчету расходов, учету их сумм по максимальным расценкам. Доход целесообразно считать по минимуму. Это будет, своего рода, подготовкой к самому неприятному повороту событий. Для безошибочного проведения всех расчетов предлагаем рассмотреть примерный бизнес-план транспортно-экспедиторской компании, который поможет внимательно изучить возможные варианты ведения бизнеса.

Следует учесть существование нескольких возможных направлений транспортно-экспедиторской компании:

Грузовые перевозки по железной дороге

  • грузовые перевозки автотранспортом;
  • грузовые перевозки по железной дороге;
  • пассажирские перевозки;
  • смешанные услуги перевозок.

Организация перевозки груза и его экспедирования предполагает дополнительно следующие виды услуг:

  • консолидация доставляемого груза;
  • хранение доставляемого груза;
  • складирование доставляемого груза;
  • охрана доставляемого груза;
  • страхование доставляемого груза.

На начальном этапе рекомендуется предоставление транспорта для автоперевозок, с заключением договора с заказчиками на экспедирование грузов, а также клиентский договор с самими перевозчиками. В дальнейшем, по мере развития, необходимо расширять ассортимент предоставляемых услуг.

Юридическое оформление

Регистрация бизнесаНеобходимо определить правовую форму ведения будущей компании. В основном предприниматели останавливают свой выбор на индивидуальном предприятии либо обществе с ограниченной ответственностью.

Получить статус индивидуального предпринимателя немного проще. Для этого необходимо:

  1. Написать заявление о государственной регистрации (форма № 21001).
  2. Приложить к заявлению ксерокопию паспорта.
  3. Приложить к пакету документов квитанцию об уплате госпошлины в размере 800 рублей.

Собранные документы необходимо предоставить в налоговый орган.

Что касается открытия ООО, предполагается несколько иной порядок действий:

  1. Оформление решения учредителей о создании ООО.
  2. Оформление договора учредителей о создании ООО.
  3. Формирование уставного капитала (денежные средства в размере 10 000 рублей либо имущество в указанном эквиваленте).
  4. Подготовить устав общества.
  5. Заполнить форму № Р11001 (заявление о государственной регистрации).
  6. Приложить к заявлению копии учредительных документов в двух экземплярах.
  7. Приложить квитанцию об уплате госпошлины в размере 4000 рублей.
  8. Если учредителем является нерезидент, необходимо получить выписку из реестра иностранных юридических лиц Российской Федерации.
  9. Собранные документы представить в государственный регистрирующий орган.

Офисное помещение

Расположение офисного помещения Необходимо определиться с местонахождением вашего офиса. Конечно же, предпочтительнее арендовать помещение в оживленной части города, такой вариант не только престижнее, но и удобнее для потенциальных клиентов. Что касается окраины, то преимуществом такой аренды будет цена и удобство для перевозчиков. Для сравнения, ежемесячная арендная плата в деловой части города составляет примерно 2000 рублей за 1 кв.м., на окраине – 400 рублей за 1 кв.м.

Размер помещения зависит непосредственно от количества работников и объема бизнеса. При открытии фирмы со штатом 5 человек, оптимальной площадью будет 20 кв. м., так как для каждого работника необходимо предусмотреть рабочий стол с компьютером, подключенным к сети интернет. Таким образом, затраты на аренду офиса и покупку необходимой оргтехники составят 100 000 рублей. Расчет произведен на основании расходов по следующим позициям:

  • 5 столов;
  • 5 стульев;
  • 5 компьютеров;
  • 5 телефонных аппаратов;
  • подключение к интернету;
  • программное обеспечение.

Если вы собираетесь работать в сегменте сборных грузов, то вам обязательно понадобится склад с удобными подъездными путями. Для начала достаточно будет помещения в 300-400 кв.м. Средняя арендная ставка по Москве составляет 5000 руб./кв.м. В других городах эта сумма гораздо меньше. К примеру, в Самаре можно арендовать склад в самом центре, заплатив сумму из расчета 500 руб./кв.м.

Программное обеспечение

Установленное лицензионное программное обеспечение должно обеспечивать регистрацию договоров и заявок и, вместе с тем, отражать ставки расчета стоимости оказываемых услуг. Должен быть предусмотрен не только внос информации в систему сотрудниками, но и импорт готовой заявки в соответствии с утвержденным форматом.

Что касается управления цепочкой поставок, должна быть предусмотрена регистрация рейса и формирование сопроводительных транспортных документов на доставку груза, на его прибытие с формированием сличительной ведомости. Система должна отражать и информацию о хранении груза, регистрировать ордер на его доставку, формировать инструкцию на погрузку с сопровождением всех необходимых документов.

Финансовый учетФинансовый учет данного программного обеспечения должен отражать первичные документы прямых и косвенных расходов, связанных с обработкой грузопотока. Отражение первичной документации должно быть сопоставлено с рейсами, грузами или заявками клиентов. Должна присутствовать возможность выписки счета на оплату заказчику, на основании условий договора и ранее оплаченных налоговых накладных на оказанные услуги. Расчет себестоимости и прибыльности услуг по каждому клиенту, рейсу, грузу и заявке должен происходить автоматически. Должны быть разработаны формы отчетности (разгрузочный лист, загрузочный лист, оборотно-сальдовая ведомость по номенклатурам, в разрезе различных аналитик, номенклатурных единиц и контрагентов).

Читайте также:  Цель тренажерного зала для бизнес плана

Грамотный подбор персонала

Транспортно-экспедиторская фирма может бесперебойно работать, набрав в свой штат лишь менеджеров по перевозке, задача которых состоит в разработке транспортных схем, координировании действий контрагентов, общении с клиентами. Важно нанимать работников с опытом, так как опытный менеджер может обрабатывать до 20 заявок в день и, помимо этого, обладает наработанными связями с контрагентами и клиентской базой. Также профессиональный менеджер должен быть коммуникабельным, пунктуальным, исполнительным, инициативным. Заработная плата менеджеров-логистов – это оклад плюс процент, обычно не больше 10% от прибыли. Средняя заработная плата составляет 20 000 рублей в месяц. Услуги приходящего бухгалтера составят 10 000 рублей ежемесячно.

Как подобрать персоналРабота будет организована двумя отделами: коммерческий отдел и транспортно-экспедиционный отдел. Работа коммерческого отдела будет заключаться в приеме заявок, оформлении документов, а именно: выписке накладных, счет-фактур на оплату, актов выполненных работ, отслеживание дебиторской задолженности, оповещение заказчиков о прибытии грузов, оформление путевых листов региональным перевозчикам, а также решение вопросов по страхованию груза, привлечение новых клиентов. С этой работой вполне могут справиться 2 или 3 человека.

Работа транспортно-экспедиционного отдела предполагает налаживание работы подвижного состава, выполнение заявок по забору груза и его доставки до заказчика. Так, налаживание работы региональных перевозчиков по полно-груженным и сборным фурам, обеспечение технического обслуживания автопарка, своевременное прохождение технического осмотра. Предоставление дополнительных услуг по перевозкам грузов другими видами транспорта: ж/д, авиа, контейнерные перевозки. На данном участке должно быть не менее двух работников.

Начало работы компании

Началом предоставления транспортных услуг является подписанный договор на экспедирование грузов с клиентом и клиентский договор с перевозчиком. Работа экспедитора предполагает отслеживание машины в пути, решение всех возникающих проблем и удовлетворение интересов клиентов. Работа в транспортной компании обязывает знать все законы передвижения транзитных и экспортных грузов, и правильное оформление документов.

Когда лучше открывать?

Транспортно-экспедиторский бизнес можно назвать сезонным. Пиком сезона считается осень и весна, поэтому для завоевания хорошей репутации к горячему сезону нужно подготовиться заранее. Открывать транспортную компанию лучше летом. Это период затишья, который позволит вам освоиться, выполнить все работы по подготовке к открытию, и осенью вы сможете приступить к работе.

Привлечение клиентов

Для привлечения клиентов транспортные компании проводят различные тендеры по выбору экспедитора. Всю информацию об активном тендере можно узнать на сайте компании, в прессе и т. д. В начале своей деятельности необходимо распечатать большое количество визиток и рекламных проспектов, дать объявление в газету. Ориентироваться стоит исходя из суммы 30 000 рублей в месяц.

Финансовый расчет

Приведенный бизнес-план предусматривает открытие данного рода бизнеса с учетом аренды помещения в деловой части города общей площадью 20 кв. м., штатом 6 человек, наценкой 10%, организационно-правовой формой – ООО.

В расчете учтено, что в первые три месяца экспедиторская компания работает с убытком, сумма выполненных заказов растет от 630 000 рублей в первый месяц, до 3 000 000 рублей на шестой.

Единовременные расходы на открытие:

  • регистрация предприятия – 35 000 рублей;
  • мебель и оргтехника – 100 000 рублей.

Итого – 135 000 рублей.

Финансовая часть бизнес плана.Постоянные расходы:

  • аренда помещения – 8 000 рублей;
  • коммерческие расходы – 3 000 рублей;
  • расходы на коммунальные платежи – 5 000 рублей;
  • заработная плата работников – 210 000 рублей;
  • реклама – 30 000 рублей.

Итого – 256 000 рублей.

Переменные расходы:

  • оплата транспортных услуг других компаний;
  • оплата работы грузчиков.

Итого – 28 000 рублей.

Доход с 6-ого месяца работы составил 3 000 000 рублей.

Исходя из вышеперечисленных расходов можно посчитать расходы, понесенные за 6 месяцев работы:

((256 000 + 28 000) х 6) + 135 000 = 1 839 000 рублей.

Отсюда следует, что полученный доход покрывает не только постоянные и переменные расходы, но и единовременные расходы на открытие.

3 000 000-1 839 000 = 1 161 000 рублей – налогооблагаемый доход.

Источник

Бытует мнение , что организовать транспортно–экспедиторский бизнес, который ошибочно часто называют логистическим и ,соответственно, компанию логистической, довольно таки просто и не составляет особого труда. Ну, казалось бы действительно, что тут сложного, зарегистрировал юридическое лицо с названием каких миллионы, купил компьютер, стол, стул, новую симку для мобильного, стащил клиентскую базу в компании где раньше трудился , сделал в каком-нибудь простеньком бесплатном конструкторе лендинг-страницу в интернете, написав контент, как две капли воды похожий на контент аналогичной компании, посадил девочку или мальчика на телефон для прозвона – все бизнес готов, можно начинать зарабатывать деньги. И таких экспедиторов ( они же логисты) по России великое множество . Только «живут» они не более 1- 3 лет. Возникает вопрос, а надо ли тратить время , силы и деньги что бы « поиграть» в бизнес? Так ли уж все просто и почему 90% таких компаний не переходят 3 летний рубеж. Каковы причины столь быстрого фиаско? Ответы вы найдете в этой статье .

Читайте также:  Бизнес план образец в сфере образования

Как известно, любой бизнес начинается с идеи.

Идея оказания посреднических услуг в сфере грузоперевозок стара как мир и многие предприниматели «штампуют», как под копирку бизнес в этой области. Уже в самом таком подходе кроется начало конца.

Практика показывает, что копирование и адаптация такого бизнеса под задачи конкретных клиентов, заимствование нововведений и стратегий у аналогичных более крупных компаний-конкурентов, не создает новому бизнесу никаких конкурентных преимуществ. Использовать такой подход, все равно, что бежать вслед за уходящим поездом.

Оторваться от серой массы рынка, взять высокий старт и вывести свой бизнес в лидеры, позволяет превосходство над ней, основанное на нововведениях и изменениях, начинающихся на стадии разработки продукта/ услуги и завершающихся его/ее маркетингом и продажей. Этого, в основной своей массе, «молодые» предприниматели делать не умеют, а многие даже не задумываются над этим, надеясь на русский «авос» , личные связи и магическое- «продажник со своей клиентской базой».

Потребность в новых идеях, знаниях и открытиях – однозначно указывает руководителям таких компаний- satrup (ов) на необходимость привлекать недостающие компетенции со стороны. Но обратиться за помощью к профессиональным консультантам не позволяет:- « мы слишком гордые ведь у нас свой бизнес», одержимая уверены в том ,что «мы лучше других», нас не постигнет участь большинства аналогичных бизнесов, а возможно просто много денег ,что позволяет учиться на собственных ошибках.

Что же делать если идея бизнеса в области транспортной экспедиции стара как мир ?

Решая вопрос, где взять бизнес идею, не стоит придумывать то, что уже многими людьми придумано до вас. Целесообразно вникнуть в проблемы бизнеса для которого вы собираетесь оказывать услуги и, сделать поправки с учетом своих личных возможностей, они же возможности вашего бизнеса, подобрать оптимальный вариант оказания услуги для себя(вашей компании) и вашего потенциального клиента . В мире бизнеса полно транспортных и прочих, связанных с доставкой грузов проблем, которые нуждаются в решении, – исходя из этого предложите свой продукт или услугу. Присмотритесь внимательно, чего особенно не хватает тому или иному бизнесу: вероятнее всего, аналогичная проблема имеется у многих других компаний, с такими же потребностями и сферой деятельности. Это очень вероятная ситуация: если вам нужно то, что вы купили бы сами, то скорее всего другие люди также захотят это купить. Это – плодородная почва, где можно найти бизнес идею. Ну а если у вас на это нет времени или желания – обратитесь за помощью к профессионалам. Тема «Методологии поиска и генерации бизнес-идей» выходит за рамки данной статьи и предлагается мной в виде бизнес-семинаров.

Однако необходимо помнить, что генерация деловых идей– это не только сбор информации и поиск вариантов, но и бизнес-планирование, ориентированное на конкретные действия и имеющиеся исходные возможности предпринимателя.

Оказать помощь в этом направлении , помочь выяснить, какой же вид бизнеса (оказываемых услуг) предпочтителен для ваших личностных и финансово-организационных способностей, вам также могут профессиональные консультанты.

Визуальное построение концепции бизнеса

Следующий шаг на пути к созданию успешного транспортно-экспедиторского бизнеса, да и не только его, это визуальное представление концепции бизнеса, состоящее из взаимосвязанных элементов т.е. создание бизнес-модели. К сожалению, многие предприниматели не подозревают о существовании такого инструмента и не умеют им пользоваться. А между тем это в значительной степени позволяет сократить риск неудачи как на фазе «startup», так и на фазе «развитие» .

Теме построения бизнес моделей их формам и назначению посвящена отдельная статья, а также бизнес-тренинг.

Разработка стратегии

Дальнейшим шагом на пути создания успешной экспедиторской компании является разработка стратегии развития вашего бизнеса. Стратегия, один из немаловажных управленческих инструментов бизнеса, который определяет основные направления развития вашей компании на определенный период времени. Стратегия, как правило, разрабатывается с горизонтами планирования 1 год, 3 года и 5 лет. В общем понимании стратегия компании включает в себя развитие четырех основных направлений: персонал, совершенствование внутренних бизнес-процессов, развитие клиентского сервиса, достижение финансовых целей.

Позволю себе небольшое отступление. В начале статьи я упоминал, что транспортно-экспедиторская компания и логистическая не одно и тоже. Так вот одним из отличий этих бизнесов является полная противоположность их стратегий. В частности если стратегия транспортно-экспедиторской компании направлена на увеличение добавочно стоимости услуги, то стратегия логистической компании на сокращение логистических издержек клиента.

Руководители, которые пренебрегают данным этапом создания бизнеса, рискуют получить компанию – однодневку. Поскольку ,прежде чем начинать что-то делать, необходимо четко определить цели и задачи – какой результат и за какой период времени вы хотите получить. Как говорил герой американского фильма Форрест Гамп, «если Вы не знаете, куда Вы идете, Вы никогда не попадете туда».

Разработка организационное структуры

Следующий этап на пути создания стабильного и процветающего бизнеса – разработка организационной структуры будущей ТЭК . Должен заметить, что данные этап является одним из основных поскольку от него зависит насколько легким будет старт вашего бизнеса, насколько он будет устойчив и жизнеспособен в быстро меняющейся вокруг него экономической, политической и рыночной ситуации. В транспортно-экспедиторском бизнесе его основной движущей силой и активом являются сотрудники компании. Структура – это зеркальное отражение тех служебных взаимоотношений, которые должны быть выстроены в коллективе компании, чтобы в дальнейшем максимально избежать конфликтных ситуаций, из-за которых часто «лихорадит» бизнес. Структуру необходимо разрабатывать в соответствии со стратегией развития компании и с аналогичными ей горизонтами.

Правильное представление структуры компании и ее подразделений и должностей, оказывает непосредственное влияние на организацию комплекса бизнес-процессов компании, от качества которых зависит насколько качественным и удобным будет продукт компании , его себестоимость –в данном случает транспортно-экспедиторская услуга или комплекс услуг.

Грамотно выстроенная организационная структура – это залог упорядоченной и системной работы компании, всех ее подразделений.

Читайте также:  Бизнес план для открытия ювелирного салона

Бизнес-процессы

От того насколько будущий руководитель, инициатор бизнеса, способен грамотно и полно разработать и описать следующий этап создания своего бизнеса зависит судьба всего его дальнейшего существования и развития. Я имею в виду бизнес-процессы. К моему великому сожалению, в своей практике я не встречал ни одного “стартапера” кто вот так по взрослому подходил к созданию транспортно-экспедиторского бизнеса.

Вы никогда не задумывались над тем почему компании стартовавшие в одно и тоже время, работающие на одном и том же рынке, практически с равными возможностями и ,возможно, обслуживающие одних и тех же клиентов развиваются по-разному ? Одни резко набирают обороты и через 3-5 лет становятся основными игроками рынка, а другие исчезают бесследно через 1- 3 года? И дело здесь далеко не только в стартовом капитале. Согласитесь, собирать изделие по чертежам проще и быстрее чем каждый раз выдумывать схему сборки из головы.

Полагаю дальнейшие комментарии излишними.

Позволю себе лишь назвать основной бизнес-процесс, от качества управления которым зависит успех транспортно-экспедиторского бизнеса, выполняя который, компания зарабатывает. Этот процесс – суть деятельности компании, без него не может быть бизнеса. Процесс, в котором участвует внешний клиент (покупатель). В ходе данного процесса происходит удовлетворение потребности, заявленной клиентом и, в рамках процесса, клиент производит полную оплату за приобретенную услугу. Данный бизнес-процесс обязательно должен быть формализован и внедрен на начальном этапе.

Кроме основного бизнес-процесса существуют и вспомогательные. Вспомогательные бизнес-процессы – процессы, необходимые для обеспечения нормальной и стабильной работы основного бизнес-процесса компании. Вспомогательные процессы не только помогают бизнесу зарабатывать, но и способствуют наведению порядка в делах и отношениях, экономят ресурс руководителя на поиск решений типовых задач, которых в транспортно-экспедиторском бизнесе достаточно много ежедневно.

Наиболее важные вспомогательные процессы присутствуют в следующих зонах :

Процессы маркетинга

Процессы продаж

Процессы сопровождения клиента

Процессы работы с сотрудниками (HR)

Процессы учета (бухгалтерского, налогового, управленческого)

Процессы организации перевозки

Процессы работы с подрядчиками

Процессы организации документооборота

Процессы IT-сопровождения

Административно-хозяйственные процессы.

Очередной этап создания транспортно-экспедиторского бизнеса – подбор и обучение персонала под организационную структуру.

Кстати сказать, процедура отбора отлично описывается языком бизнес-процессов. Процесс состоит из четко определенных этапов, каждый со своими входами и выходами.

После того как все предыдущие этапы завершены наступает самый ответственный момент-запуск и настройка работы подразделений компании под бизнес-процессы – старт бизнеса. На данном этапе особое внимание необходимо уделять работе с методикой должностного функционала.

В основе методологии «должностного функционала» лежит известный метод управленческой пирамиды: «Цель – задачи – действия». В контексте данного абзаца необходимо было-бы рассказать о принципах разработки и внедрения системы мотивации сотрудников траспортно-экспедиторских компаний. Но из-за большого объема материала я решил вынести этот вопрос в отдельную статью.

Документооборот

Несколько слов о таком немаловажном виде деятельности транспортно-экспедиторской компании как организация системы документооборота. Для того чтобы документооборот не создавал проблем ни для компании ни для ее клиентов он должен быть максимально формализован, а по возможности и автоматизирован. Под формализацией системы документооборота понимается совокупность мероприятий по оптимизации документооборота, разработке единых стандартов к формам документов , описанию их маршрутов, регламентации движения документов и последующему внедрению полученных результатов как в самой транспортно-экспедиторской компании, так и на стороне ее клиентов в части договорных отношений.

Используемые мною методики при формализации системы документооборота в транспортно-экспедиторской компании позволяют структурировать внешний и внутренний документопоток, оптимизировать внешний вид используемых документов, разграничить ответственность и полномочия лиц, участвующих в подготовке, утверждении и исполнении документов, создать основу для внедрения автоматизированной системы документооборота.

Внедрение системы формализованного документооборота позволяет:

-контролировать информационные потоки компании, исключить потерю документов и важной информации;

-оптимизировать количество циркулирующих утренних документов транспортно-экспедиторской компании , объем содержащейся в них информации;

-повысить качество и скорость работы как с внутренними документами компании , так и документами клиентов;

-оптимизировать процесс согласования документов;

-Контролировать прохождение документов по маршрутам (от создания (получения) до исполнения).

Напоследок небольшой сравнительный анализ результатов создания транспортно-экспедиторского бизнеса:

www.e.e-dmitriev.ru

Источник