Бизнес план реализации программы развития

Бизнес план реализации программы развития thumbnail

Цель бизнес-плана: реализация целевой “Программы развития гимназии №61» по оказанию образовательных услуг населению на 2015-2020 гг.

Программа представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, главные цели, задачи и направления учебно-воспитательного процесса, особенности ресурсного обеспечения педагогического процесса и его инновационных преобразований, основные планируемые цели, сроки и технологии их реализации.

Задачи бизнес-плана:

  1. Определение конкретных направлений деятельности гимназии (образовательно-воспитательные услуги, услуги дополнительного образования, в том числе спортивной, художественно-эстетической, музыкальной направленности и др.

  2. Оценка конкурентоспособности услуг, оказываемых гимназией.

  3. Оценка соответствия кадровых и материальных ресурсов поставленным целям.

  4. Оценка возможностей модернизации методов материального стимулирования педагогов.

  5. Развитие системы социального партнерства и привлечения потенциальных благотворителей.

  6. Совершенствование системы расходования бюджетных и внебюджетных средств.

Потенциальная эффективность проекта.

  • получение объективных результатов деятельности за определенный период;

  • повышение степени инновационности и качества образования;

  • повышение профессионального мастерства педагогического коллектива;

  • увеличение источников финансирования;

  • укрепление материально-технической базы гимназии.

Предлагаемые услуги и их предназначение.

Гимназией предложен населению города широкий спектр образовательных услуг:

  • образовательные услуги, включающие обучение школьников по типовым и адаптированным программам базисного учебного плана, обучение по программам углубленного изучения предмета, обучение по программам с использованием гимназического компонента (расширение учебных программ по предметам), введение новых предметов, спецкурсов, факультативов, не предусмотренных базисным учебным планом (“школьный компонент”);

  • услуги дополнительного образования (кружки, секции и курсы) согласно социальному заказу населения (программы “Гамма”, “Аккорд”, “Экомир”);

  • образовательные услуги по подготовке и адаптации дошкольников к условиям школьной жизни (программа “Школа дошкольника”);

  • услуги по подготовке учащихся выпускных классов к поступлению в вузы, к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ и в новой форме в 9 классе (программа “Шанс”);

  • услуги по здоровьесбережению, пропаганда здорового образа жизни, секции спортивного направления (программа “Лига здоровья”);

  • услуги по обеспечению культурного досуга учащихся гимназии;

  • услуги по обеспечению безопасности учащихся гимназии.

Потенциальные потребители услуг:

Преимущественно население микрорайона Красная горка, а также другие жители Северной части города Люберцы Московской области

Структура услуг конкурентов.

Образовательное пространство Северной части города Люберцы насчитывает 6 образовательных учреждений, свыше 10 учреждений дошкольного образования, филиал МИКХиС, 2 учреждения дополнительного образования, 1 учреждение культуры. В связи с этим набор предлагаемых гимназией образовательных услуг оказался частично идентичным тем услугам, которые предлагаются другими ОУ. Возникла необходимость расширения спектра услуг и разработки программ дополнительного образования согласно социальному заказу населения, пересмотра режима работы гимназии за счет разнообразия форм внеклассной и внешкольной работы.

Выгоды, получаемые потребителями услуг гимназии.

  • высокое качество образования за счет бюджетного финансирования, способствующее поступлению в вузы на бюджетной основе;

  • разнонаправленность и дифференцированность образования в гимназии;

  • связь с вузами С-Пб;

  • высокий уровень профессиональной подготовки педагогических кадров;

  • разнообразие предлагаемых дополнительных услуг;

  • высокий уровень и широкий спектр культурных и досуговых мероприятий;

  • разработанная и внедренная система внеурочной учебной деятельности с привлечением музеев С-Пб;

  • современное материально-техническое оснащение учебных кабинетов;

  • уникальность организации образовательного процесса;

  • внедрение 10-балльной системы оценивания знаний учащихся, создающей комфортную обстановку на уроке;

  • функционирование системы воспитательной работы, создающей альтернативу саморазрушительного поведения (наркомании, алкоголизму, игромании);

  • гибкость и демократичность стиля управления гимназией;

  • высокая степень инновационности образовательно-воспитательного процесса.

Финансирование образовательных учреждений осуществляется за счет местного и областного бюджетов и на сегодняшний день не может обеспечить всех потребностей гимназии и в полной мере способствовать ее непрерывному развитию, поэтому возникла необходимость в поиске иных форм финансово-хозяйственной деятельности, в дополнительных источниках бюджетного и внебюджетного финансирования.

План маркетинга.

  1. повысить качество образования;

  2. совершенствовать систему поощрений (в том числе и материального стимулирования) для привлечения высококвалифицированных кадров, в том числе преподавателей вузов и сотрудников научных учреждений;

  3. активизировать участие в различных творческих конкурсах и проектах, в том числе российских и международных;

  4. усилить рекламную кампанию в СМИ;

  5. постоянно совершенствовать материально-техническую базу гимназии;

  6. расширить сеть социальных партнеров гимназии;

  7. постоянно искать иные виды экономической деятельности.

2. Дополнительное образование.

Основные задачи:

  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и раннего профессионального самоопределения детей;

  • обеспечение образовательных мотиваций и формирование потребности в непрерывном образовании, создание содержательных сред общения;

  • адаптация детей к жизни в коллективе и в обществе;

  • формирование общей культуры личности на основе национальной и мировой культур;

  • помощь в профессиональной ориентации детей и подростков в соответствии с ситуацией на рынке труда;

  • формирование потребности в ведении здорового образа жизни;

Для реализации данных задач разработаны учебные программы дополнительного образования по следующим направлениям:

  1. Программа “Гамма”: художественно-прикладное направление.

  2. Программа “Аккорд”: музыкально-эстетическое направление.

  3. Программа “Экомир”: экологическое направление.

  4. Программа “Лига здоровья”: спортивное направление.

  5. Программа “Шанс”: подготовка к продолжению образования

Ожидаемые результаты:

  • овладение основами художественной культуры и достижение детьми, независимо от их одаренности, достаточно высокого уровня художественной подготовки.

  • развитие исполнительских и творческих навыков и умений каждого ученика:

  • развитие сферы эстетических чувств и мыслей каждого ребенка;

  • развитие коммуникативных способностей детей, снижение уровня тревожности и выработка адекватной самооценки;

  • сформированность активного личного поведения в социуме;

  • формирование основ здорового образа жизни, укрепление психического, физического, нравственного здоровья;

  • формирование навыков командной игры и личной ответственности;

  • качественная подготовка учащихся к продолжению образования;

  • овладение навыками раннего научного и исследовательского творчества;

  • обучение по программам расширенного и углубленного обучения предмету (математика, русский язык, химия, физика, английский язык и др.)

3. Программы, реализуемые в гимназии за счет внебюджетного финансирования.

Направления

Программы

Задачи

Школа будущего гения

“Преемственность”,составитель Федосова Н.А.

– формирование и развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения английскому языку в 5 классе: развитие фонематического слуха, обучение первоначальному слоговому чтению, письму печатными буквами,

– способствование возникновению положительного отношения к учебной деятельности и формированию устойчивой мотивации к учению.

Читайте также:  Готовый бизнес план реабилитационного центра для

Пути реализации программы:

1) Работа учителей английского языка, школьного психолога;

2) Материальное обеспечение (раздаточный печатный материал, наглядные пособия).

3) Проведение совместных круглых столов, совещаний, педсоветов с сотрудниками МДОУ;

4) Повышение квалификации педагогов ШБГ.

5) Консультации логопеда.

Ожидаемые результаты:

  • коммуникационные способности и элементарные социальные навыки;

  • умение четко и ясно выражать свои мысли;

  • готовность ребенка к обучению в 5 классе, устойчивая мотивация к обучению в школе;

  • овладение первичными умениями и навыками, необходимыми для успешного обучения в школе; развитие памяти.

В гимназии с 2000 года успешно функционирует родительская Местная общественная организация Содействия гимназии Целями деятельности МОО содействия… , отраженными в Уставе, являются:

1) содействие гармоничному развитию личности учащихся гимназии,

2) помощь педагогическому коллективу в создании необходимых условий для осуществления образовательного процесса в гимназии,

3) вовлечение работников и родителей в совершенствование образовательного процесса, повышение его эффективности”. (Статья 2 “Цели деятельности организации”).

Членами организации могут быть физические и юридические лица, “заинтересованные в совместном достижении указанных целей” (п.3.1 Устава), т.е. преимущественно родители учащихся. Все добровольные взносы расходуются, согласно смете Организации, на ее уставные цели, в том числе на проведение дополнительных образовательных услуг. Возможность вести дополнительные образовательные услуги за счет внебюджетного финансирования дает возможность расширить сеть дополнительного образования, обеспечить получение услуг непосредственно в гимназии и является, таким образом, весомым аргументом в пользу гимназии перед конкурентами.

Формы оплаты труда, включая дополнительные материальные и социальные льготы.

Заработная плата работников учреждений включает в себя ставки заработной платы (должностные оклады), тарифные ставки, выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Стимулирующая часть заработной платы назначается за качественное и творческое выполнение должностных обязанностей, повышение эффективности труда, превышение объемных показателей, высокую результативность труда.

Источником финансирования стимулирующей части заработной платы являются средства, направляемые на стимулирующие выплаты, которые составляют 10% базовой части фонда оплаты труда на текущий финансовый год.

Стимулирующая часть заработной платы работникам устанавливаются на основании решения Управляющего совета приказом директора в соответствии с Положением о порядке распределения дифференцированной стимулирующей части заработной платы работникам

Оценка риска.

  • наличие альтернативных услуг у конкурентов;

  • низкая платежеспособность жителей микрорайона;

  • недостаточное бюджетное финансирование хозяйственной деятельности гимназии;

  • возможность оттока высококвалифицированных педагогических кадров в Москву, т.к. в столице более высокая оплата труда;

  • сокращение контингента учащихся из-за сложной демографической ситуации;

  • моральный и физический износ оборудования и коммуникаций;

  • сокращение благотворительной помощи со стороны социальных партнеров гимназии;

  • объективные трудности при переходе на новую систему оплаты труда.

Финансовый план.

Бюджетные ассигнования.

Статьи расходов

Организация питания школьников (областные субвенции)

Приобретение библиотечного фонда (областные субвенции)

Приобретение учебного оборудования (областные субвенции и местный бюджет)

Приобретение медикаментов (местный бюджет)

Текущий ремонт зданий, сооружений и помещений (местный бюджет)

Подписка на периодическую литературу (газеты, журналы) (местный бюджет)

Вневедомственная охрана (местный бюджет)

Приобретение расходных материалов для сопровождения учебного процесса (областные субвенции и местный бюджет)

Внебюджетные ассигнования.

Добровольные целевые и членские взносы в МОО Содействия в течение календарного года поступают неравномерно, поэтому расходование этих средств происходит “по факту”.

Расходование внебюджетных средств.

Обеспечение безопасности

Приобретение книг в библиотеку

Приобретение мебели

Материально-техническое обеспечение кружков, секций и др.

Хозяйственные нужды

Косметический ремонт школьных помещений

Предполагаемый объем финансового обеспечения реализации Программы развития (ежегодно привлекаемые средства)

Объем необходимого финансового обеспечения

Планируемые каналы поступления средств

На что планируется израсходовать указанные средства

1 000 тыс.руб.

Средства из местного бюджета

Ремонт систем канализации и водоснабжения

900 тыс.руб.

Средства из местного бюджета

Установка АПС и системы оповещения о пожаре

600 тыс.руб.

Областные субвенции

Установка лицензионного программного обеспечения на ПК

300 тыс.руб.

Внебюджетные средства МОО содействия

Покупка мебели для учебных кабинетов.

400 тыс.руб.

Средства благотворителей

Косметический ремонт школьных помещений

Осуществление данного плана в полном объеме возможно только при полноценном финансировании Программы развития гимназии, т.е. в бизнес-плане отражена идеальная модель финансирования образовательного учреждения за счет всех привлекаемых источников дохода.

Проект сметы расходов гимназии (в случае получения гранта)

Направления расходования средств

Объем средств, затраченных из федерального бюджета

1. Приобретение оборудования для информационных технологий (мультимедийное оборудование, интерактивные доски)

650 тыс.руб.

2. Приобретение необходимого оборудования для создания тренажерного зала

190 тыс.руб.

3. Пополнение школьной медиатеки.

20 тыс.руб.

4. Приобретение энциклопедий, справочных изданий, словарей для школьной библиотеки.

10 тыс.руб.

5. Установка кондиционеров в кабинетах информатики (согласно требованиям СанПиН)

130 тыс.руб.

Источник

Для корабля, у которого нет курса,

ни один ветер не будет попутным.

Древнеримский философ

и государственный деятель Сенека

С чего начать разработку стратегического плана?

Какие разделы обязательно должны присутствовать в стратегическом плане?

Какими методами проверить корректность стратегического плана развития?

Как проанализировать внешний и внутренний контекст организации?

Как сформулировать миссию и разработать стратегии развития организации?

Как разработать бизнес-план развития организации?

Как обеспечить выполнение стратегического плана развития?

Как обеспечить взаимосвязь между стратегиями, бизнес-планами развития и бюджетами организации?

Компания, не имеющая стратегических целей развития и конкретных планов по их достижению, обречена следовать за текущими событиями с весьма туманными перспективами на будущее. Но разработка корректного стратегического плана развития требует от менеджмента высоких компетенций и навыков, поскольку он предполагает не столько расчет показателей хозяйственной деятельности, сколько прогноз динамики бизнеса с учетом рисков и возможностей, связанных как с внешним, так и с внутренним контекстом организации.

Нередко можно встретить мнение, что стратегическое планирование нужно большим компаниям, которые уже заявили о себе как лидеры своего сегмента рынка и с уверенностью смотрят в будущее.

Читайте также:  Бизнес план для малого бизнеса про

Но, во-первых, любая компания имеет конкретную цель своей деятельности и хотя бы приблизительный бизнес-план. А это уже и есть элементы стратегического планирования.

Во-вторых, даже начинающие предприниматели оценивают емкость рынка, на котором они собираются работать, конкурентную среду и свои возможности по входу на этот рынок. То есть они занимаются стратегическим анализом, который также является одной из составляющих стратегического планирования.

Другими словами, большинство небольших и средних компаний по факту также используют стратегическое планирование, но, в отличие от крупных игроков на рынке, делают это несистемно и не в полном объеме.

Да и в крупных компаниях случается, что разработанные с большими затратами времени и сил стратегические планы развития так и остаются только планами. К этому может привести множество внешних и внутренних факторов, самые распространенные из них — отсутствие целостности в методике планирования и нарушения взаимосвязей между стратегиями, планами развития бизнеса и бюджетами компании.

Предлагаем методику разработки наиболее эффективного стратегического плана развития и рекомендации, которые помогут избежать возможных рисков ошибочных прогнозов, расскажем о последовательности формирования стратегического плана развития, раскроем взаимосвязь контекста, целей и ресурсов компании, которая должна найти отражение в стратегическом плане развития.

Конечно, стратегические планы развития крупных, средних и небольших компаний будут отличаться в силу разницы масштабов хозяйственной деятельности, специфики бизнеса, сложности организационной структуры и бизнес-процессов.

Но в любом случае качественно разработанный стратегический план развития формируется на основе последовательно реализуемых этапов:

Бизнес план реализации программы развития

Анализ внешнего и внутреннего контекста организации

На результаты деятельности любой компании оказывает влияние множество различных факторов. Без понимания степени их воздействия невозможно выработать верное стратегическое направление развития компании.

Сама компания тоже влияет на внешнее окружение (контекст) — на рынок сбыта продукции, поставщиков, покупателей, партнеров, контролирующие органы и т. д.

Обратите внимание!

Насколько успешно будет реализована стратегия компании, во многом зависит от ее возможностей организовать внутреннее окружение (контекст), включающее в себя бизнес-процессы, ресурсы организации, персонал, структуру и технологии производства, а также корпоративную культуру и принципы.

Совокупность факторов внутреннего контекста компании по большому счету определяет ее конкурентоспособность.

Поэтому прежде чем разрабатывать миссию и стратегию, необходимо провести стратегический анализ внешнего и внутреннего контекста компании, результатом которого должна быть оценка рисков и возможностей конкретного предприятия в окружающей ее рыночной среде.

3 самых распространенных метода стратегического анализа:

  1. SWOT-анализ;

  2. построение матриц «Вероятность/Воздействие»;

  3. формирование реестра рисков и возможностей.

Цель SWOT-анализа (Strength — сила, Weak — слабость, Opportunity — возможности и Threat — угрозы) — определить сильные и слабые стороны компании, установить их связи с внешними возможностями и угрозами.

По итогам анализа вырабатываются стратегии компании, направленные на использование возможностей и устранение угроз для развития.

Матрицы «Вероятность/Воздействие» строятся отдельно для позиционирования возможностей внешней среды компании и для позиционирования угроз внешней среды компании.

В каждой из матриц возможности и угрозы распределяются по вероятности их наступления и силе воздействия на компанию.

Матрицы помогают контролировать внешние факторы и разрабатывать стратегии развития бизнеса.

Формирование реестра рисков и возможностей предполагает более детальный анализ по сравнению с двумя предыдущими методами. Сначала выявляются риски и возможности как внешнего, так и внутреннего контекстов компании. Далее выявленные риски и возможности оцениваются по степени вероятности их реализации и степени влияния на бизнес компании. Затем формируется матрица рисков и возможностей, в которой отражается совокупная степень влияния оцененных рисков и возможностей («Высокая», «Средняя», «Низкая»). Заключительный этап — составление реестра рисков и возможностей. В нем фиксируются все значимые для компании риски и возможности, пути их минимизации и реализации (по сути это стратегии компании), а также ответственные (владельцы) каждого из рисков и возможностей. 

Бизнес план реализации программы развития

Бизнес план реализации программы развития

Вывод

При выборе стратегии развития компании следует сделать акцент на свои сильные стороны (высокое качество продукции, сервисное обслуживание покупателей, положительная деловая репутация) для использования возможностей расширения бизнеса (увеличение продаж, выпуск нового вида продукции, предоставление дополнительных услуг покупателям).

В то же время необходимо укрепить свои слабые стороны (износ фондов, недостаточная квалификация персонала, зависимость от кредитов), чтобы минимизировать риск реализации внешних угроз (рост цен на сырье, усиление конкурентной борьбы на рынке, снижение покупательского спроса).

Разработка миссии и стратегий развития организации

Чтобы понимать, в каком направлении двигаться, развиваться, компании следует прежде всего определиться со своей миссией, т. е. главной целью своего существования.

В миссии организации обязательно отражается сфера деятельности и ее конечная цель. На основе принятой миссии разрабатываются стратегии развития компании, которые обеспечат выполнение миссии.

Бизнес план реализации программы развития

Стратегии развития, во-первых, должны охватывать все аспекты миссии компании, а во-вторых, не должны отклоняться от ее смысла.

Соблюдение первого условия необходимо для успешной реализации миссии компании, второго — для того, чтобы не отвлекать ресурсы и усилия компании на решение задач, не служащих выполнению миссии компании.

Бизнес план реализации программы развития

При разработке стратегий развития компании надо тщательно проверять их взаимосвязь с утвержденной миссией.

Поскольку стратегии развития в рамках компании носят глобальный характер и для их реализации необходимы усилия всех подразделений компании, необходимо транслировать их на стратегии отдельных подразделений, чтобы руководители и персонал каждого подразделения четко знали свои цели и задачи по выполнению общей стратегии компании.

Кроме того, разделение стратегии компании на стратегии подразделений гарантирует, что будут установлены корректные целевые показатели выполнения стратегии. Согласитесь, если в компании один на всех целевой показатель, который складывается в результате работы нескольких подразделений, по итогу невозможно понять, какое из них не выполнило свою часть работы и кто именно виноват в том, что не достигнут общий целевой показатель.

Читайте также:  Бизнес план магазина по продаже бытовой техники

Пример такой трансляции для компании «Волга» выглядит следующим образом (рис. 2).

Бизнес план реализации программы развития

Бизнес план реализации программы развития

Формулируем стратегические цели развития компании

Однако формирование стратегического плана развития компании не ограничивается разработкой миссии и стратегий. Кроме самого направления действий (т. е. стратегии) необходимо также разработать критерии успеха (целевые показатели) и пути их достижения (бизнес-планы развития). Только в этом случае можно быть уверенным, что у компании есть четкая программа выполнения своей миссии, подкрепленная планами мероприятий и расчетом ресурсов, необходимых для их реализации.

Стратегические цели (или ключевые целевые показатели) должны быть конкретными и измеримыми, чтобы по итогам любого периода было понятно, насколько выполнена стратегия и какова динамика ее реализации.

Например, если такой целевой показатель стратегии, как увеличение объемов продаж, может выражаться в процентах прироста к объемам предыдущего периода или в конкретном суммовом выражении. А если цель — реализация какого-либо мероприятия, то в качестве показателя ее достижения должна быть указана предполагаемая дата завершения этого мероприятия.

Стратегические цели устанавливаются, как правило, на год и в последующем корректируются по фактическим результатам работы компании.

Мы рекомендуем

Используйте для визуализации показателей реализации стратегий развития карту стратегических целей, в которой указаны:

  • общие стратегии компании;

  • стратегии подразделений;

  • ключевые области реализации стратегий;

  • целевой показатель для каждой из стратегий;

  • владелец целевого показателя (подразделение, ответственное за реализацию стратегии). 

Пример карты стратегических целей — в табл. 1.

Бизнес план реализации программы развития

Разрабатываем бизнес-план развития организации

Один из важнейших разделов стратегического развития предприятия — бизнес-план деятельности компании на прогнозируемый период.

4 ключевые функции бизнес-плана:

  1. Трансформирует стратегические цели развития в показатели финансово-экономической деятельности компании на прогнозируемый период.

  2. Служит источником проверки реалистичности разработанных стратегий (путем сопоставления прогнозных показателей ресурсным возможностям компании).

  3. Является основой для разработки бюджетов компании в целом и ее подразделений на год.

  4. Выступает в качестве ориентира для корректировки стратегий развития компании на последующие периоды.

Обычно бизнес-планы составляют на срок от трех до пяти лет, встречаются варианты и на срок до десяти лет.

Главные критерии выбора периода стратегического планирования — текущая ситуация на рынке и положение компании. Например, если рыночная ситуация достаточно устойчива и компания успешно работает на нем уже продолжительное время, она может позволить себе прогнозировать результаты на длительный срок исходя из «стратегии успеха».

Если же рынок лихорадит и компания чувствует себя недостаточно устойчиво, она вынуждена работать по «стратегии выживания», при которой долгосрочное прогнозирование нецелесообразно из-за неопределенности дальнейшего развития ситуации. В этом случае бизнес-план составляют на период от года до трех лет.

Бизнес-план компании «Волга» на трехлетний период — в табл. 2.

Бизнес план реализации программы развития

Как свидетельствуют данные бизнес-плана, стратегии компании и их целевые показатели реалистичны и вполне достижимы. Компания «Волга» ведет прибыльный бизнес, ее операционные доходы достаточно сбалансированы и позволяют поддерживать заданную норму рентабельности при увеличении объемов продаж.

За счет роста чистой прибыли компания также может решить проблему с высокой зависимостью от внешнего финансирования путем инвестирования получаемой прибыли в пополнение оборотных средств для ведения бизнеса.

Обеспечение взаимосвязи между стратегиями, бизнес-планами развития и бюджетами организации

В идеальном виде компания при разработке стратегического плана развития обязана обеспечить взаимосвязь между стратегиями, бизнес-планами развития и бюджетами компании и подразделений. Такая взаимосвязь гарантирует успешную реализацию стратегического плана, потому что целевые показатели стратегий компании будут привязаны к параметрам бизнес-плана развития, на основе которых планируются все бюджеты компании. Следовательно, выполнение бюджетных задач приведет и к достижению стратегических целей компании. Визуально такая взаимосвязь представлена на рис. 3.

Бизнес план реализации программы развития

На примере рассматриваемого нами стратегического плана развития компании «Волга» проследим, есть ли взаимосвязи между вышеуказанными планами.

Бизнес план реализации программы развития

Мы рекомендуем

В заключительную часть стратегического плана развития предприятия включите описание методов управления рисками, поскольку в долгосрочном планировании уровень неопределенности возрастает одновременно с увеличением горизонта планирования.

В то время как при составлении прогноза на год вполне можно добиться высокого уровня точности данных и обеспечить взаимосвязь всех элементов планирования, при разработке стратегического плана на пять лет приходится делать значительное количество допущений и предположений развития ситуации. Поэтому всем заинтересованным сторонам (собственники, руководство, менеджмент) будет совсем не лишним понимать при согласовании стратегического плана, какие риски могут помешать его реализации и что компания может предпринять для минимизации их наступления.

Вывод

Полноценный стратегический план развития предприятия включает в себя следующие разделы:

  • Результаты анализа внешнего и внутреннего контекста организации на момент разработки плана.
  • Описание текущей деятельности и долгосрочных задач развития организации.
  • Описание миссии компании и стратегий развития.
  • Функциональные стратегии подразделений компании.
  • Описание проектов по развитию компании.
  • Бизнес-планы реализации проектов развития.
  • Описание методов управления рисками реализации стратегического плана.

Разработка стратегического плана развития — основа для выбора долгосрочных целей предприятия и путей их достижения. Стратегическое планирование помогает эффективно распределять и использовать ресурсы компании для достижения основных целей и задач по выполнению выбранной миссии.

Обратите внимание: необходимо систематически мониторить утвержденный план, чтобы он не утратил своей актуальности, и проводить ревизию стратегий предприятия, поскольку рыночная ситуация и внутренние процессы компании могут значительно меняться под воздействием факторов, которые не проявляли себя на момент разработки стратегического плана. Лучше вовремя выявить неэффективность выбранного пути, чем упорно продолжать тратить время и ресурсы компании на достижение потерявшей актуальность цели.

По сути стратегическое планирование — непрерывный процесс, в ходе которого компания должна найти кратчайший и наиболее эффективный путь к успеху.

А. А. Гребенников,
главный экономист ГК Резон

Источник