Бизнес план раздел рынки сбыта товаров и услуг
Цель данного раздела – показать, что Вы сможете продать свой товар. Для этого требуется изучить рынок сбыта и выявить своих потенциальных клиентов, а также спрогнозировать их спрос на Ваши товары при Ваших ценах.
Вы должны продемонстрировать, что для Вашего товара (услуг) рынок сбыта действительно существует, и что Вы можете воспользоваться возможностями, которые он предоставляет.
Сначала необходимо сделать общее описание рынка, которое включает в себя следующие основные характеристики:
- Расчетный размер и состав рынка, в том числе распределение по географическим районам и описание основных типов клиентов
- оложение на рынке на настоящий момент и его предполагаемое развитие: будет расти, останется неизменным или какие-то иные варианты развития событий
- Механизмы действия рынка и основные типы конкуренции: цена, качество, обслуживание, репутация
Затем нужно проанализировать Ваш сегмент рынка, на котором Вы будете продавать свой товар. Рынок можно сегментировать по географическому положенинию, по типу покупателей, по типу товаров и услуг.
Вам, как начинающему предпринимателю, не имеющему опыта прошлых продаж, будет сложно провести анализ рынка и придется действовать на основе разумных предположений, личных наблюдений и опыта похожих предприятий.
Какие можно использовать источники для изучения рынка? Это могут быть сведения справочного характера в отраслевых и профессиональных журналах, отчетах в периодической печати и средствах массовой информации, информационных источниках, представленных в сети Интернет. Рекомендуется также использовать личные наблюдения, опрос будущих клиентов и конкурентов.
Чтобы узнать примерное количество своих покупателей и ожидаемый спрос на Ваш товар, необходимо определить для себя и дать ответы на следующие вопросы:
- Где (в каком районе?) живут Ваши будущие покупатели?
- Кто будущий покупатель Ваших товаров? (возраст, пол, социальное полжение, род занятий, уровень доходов и т.д.)
- Какими соображениями Вы руководствовались при выборе той или иной группы покупателей (рыночного сегмента), которых заинтересует Ваш товар?
- По какой цене сейчас покупают аналогичный товар?
- Насколько изменчив спрос на данные товары (услуги)?
Дополнительно по теме:
- Рыночная ниша: что это такое и как в нее попасть?
- Методика выбора целевого рынка
- Критерии выделения сегментов рынка
- Конъюнктура рынка: методика анализа и прогноза
- Бизнес-планирование в 21 веке: экспресс-прогноз
- 5 слагаемых расчета эффективности магазина
Следующие разделы бизнес-плана:
Бизнес-план 3.3 Конкуренты
Бизнес-план 3.4 Прогноз продаж
Бизнес-план 3.5 План маркетинга
4 Как обосновать требуемые ресурсы
5 Как представить данные о юридических вопросах организации бизнеса
Бизнес-план 6.1. Определение источников финансирования
Бизнес-план 6.2. Смета затрат до получения первых поступлений от реализации
Бизнес-план 6.3. Рабочий график первого этапа реализации проекта
Бизнес-план 6.4 Расчет кредитов
Бизнес-план 6.5 Выбор варианта налогообложения и расчет налогов
Бизнес-план 6.6 Проект плана финансовых результатов деятельности
Бизнес-план 6.7. План движения денежных средств
Бизнес-план 6.8. Важнейшие принципы экономического управления
Бизнес-план 6.9. Расчет показателей проект
7 Как оценить риски
8 Оформление бизнес-плана и его презентация
Источник: для специальной программы «Гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса» – Санкт-Петербургский Фонда развития бизнеса
Источник
Âñå òåìû: Áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèå
Ñòðóêòóðà ðàçäåëîâ áèçíåñ-ïëàíà
Áèçíåñ-ïëàí ñîñòîèò èç ñëåäóþùèõ ðàçäåëîâ:
Ðàçäåë 1. «Âîçìîæíîñòè ôèðìû (ðåçþìå)».
Ðàçäåë 2. «Îáùåå îïèñàíèå êîìïàíèè».
Ðàçäåë 3. «Âèäû òîâàðîâ (óñëóã)».
Ðàçäåë 4. «Ðûíêè ñáûòà òîâàðîâ (óñëóã)».
Ðàçäåë 5. «Êîíêóðåíöèÿ íà ðûíêàõ ñáûòà».
Ðàçäåë 6. «Ïðîèçâîäñòâåííûé ïëàí».
Ðàçäåë 7. «Ïëàí ìàðêåòèíãà».
Ðàçäåë 8. «Þðèäè÷åñêèé ïëàí»
Ðàçäåë 9. «Îðãàíèçàöèîííûé ïëàí».
Ðàçäåë 10. «Îöåíêà ðèñêà è ñòðàõîâàíèå».
Ðàçäåë 11. «Ôèíàíñîâûé ïëàí».
Ðàçäåë 12. «Ñòðàòåãèÿ ôèíàíñèðîâàíèÿ».
Ðàçäåë 1. «Âîçìîæíîñòè ôèðìû (ðåçþìå)»
Îáúåì äàííîãî ðàçäåëà íå äîëæåí ïðåâûøàòü íåñêîëüêèõ ñòðàíèö. Åãî òåêñò äîëæåí áûòü ïîíÿòåí è íåñïåöèàëèñòó ïðåäåëüíàÿ ïðîñòîòà è ìèíèìóì ñïåöèàëüíûõ òåðìèíîâ. Ðàáîòà íàä ýòèì ðàçäåëîì ÷ðåçâû÷àéíî âàæíà, ïîñêîëüêó åñëè îí íå ïðîèçâåäåò áëàãîïðèÿòíîãî ïðîèçâåäåíèÿ íà èíâåñòîðîâ è êðåäèòîðîâ, òî äàëüøå áèçíåñ-ïëàí îíè ïðîñòî íå ñòàíóò ñìîòðåòü.
 öåëîì ðåçþìå äîëæíî äàòü îòâåòû áóäóùèì èíâåñòîðàì èëè êðåäèòîðàì ôèðìû (â òîì ÷èñëå è åå àêöèîíåðàì) íà äâà âîïðîñà: «×òî îíè ïîëó÷àò ïðè óñïåøíîé ðåàëèçàöèè äàííîãî ïëàíà?» è «Êàêîâ ðèñê ïîòåðè èìè äåíåã?».
Ýòîò ðàçäåë äîëæåí ðàçðàáàòûâàòüñÿ â ñàìîì êîíöå ñîñòàâëåíèÿ áèçíåñ-ïëàíà, êîãäà äîñòèãíóòà ïîëíàÿ ÿñíîñòü ïî âñåì îñòàëüíûì âîïðîñàì.
 ðàçäåëå «Âîçìîæíîñòè ôèðìû (ðåçþìå)» îïðåäåëÿþòñÿ â ïðèîðèòåòíîì ïîðÿäêå âñå íàïðàâëåíèÿ äåÿòåëüíîñòè ôèðìû, öåëåâûå ðûíêè ïî êàæäîìó íàïðàâëåíèþ è ìåñòî ôèðìû íà ýòèõ ðûíêàõ. Ïî êàæäîìó íàïðàâëåíèþ óñòàíàâëèâàþòñÿ öåëè, ê êîòîðûì ôèðìà ñòðåìèòñÿ, ñòðàòåãèè èõ äîñòèæåíèÿ, âêëþ÷àþùèå ïåðå÷åíü íåîáõîäèìûõ ìåðîïðèÿòèé. Ïî
êàæäîé ñòðàòåãèè îïðåäåëÿþòñÿ îòâåòñòâåííûå ëèöà.  ýòîì æå ðàçäåëå ïîìåùàåòñÿ èíôîðìàöèÿ, äàþùàÿ ïðåäñòàâëåíèå î ôèðìå, à òàêæå âñå íåîáõîäèìûå äàííûå, õàðàêòåðèçóþùèå åå êîììåð÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü.
Ðàçäåë 2. «Îáùåå îïèñàíèå êîìïàíèè»
Ñîáñòâåííî áèçíåñ-ïëàí íà÷èíàåòñÿ ñ îáùåãî îïèñàíèÿ êîìïàíèè. Åãî îáúåì íå äîëæåí ïðåâûøàòü íåñêîëüêèõ ñòðàíèö.  îïèñàíèè ñëåäóåò îòðàçèòü îñíîâíûå âèäû äåÿòåëüíîñòè è õàðàêòåð êîìïàíèè. Íå íóæíî âäàâàòüñÿ â äåòàëè, ïîñêîëüêó èõ ìîæíî èçëîæèòü â äðóãèõ ðàçäåëàõ.
 äàííîì ðàçäåëå ñëåäóåò îòâåòèòü íà ñëåäóþùèå âîïðîñû. ßâëÿåòñÿ ëè êîìïàíèÿ ïðîèçâîäñòâåííîé, òîðãîâîé èëè äåéñòâóåò â ñôåðå óñëóã? ×òî è êàê îíà íàìåðåíà ïðåäîñòàâëÿòü ñâîèì êëèåíòàì? Ãäå îíà ðàñïîëîæåíà?  êàêèõ ãåîãðàôè÷åñêèõ ïðåäåëàõ îíà íàìåðåíà ðàçâèâàòü ñâîé áèçíåñ (â ñâîåé ìåñòíîñòè, â ìàñøòàáàõ ñòðàíû, â ìåæäóíàðîäíûõ ìàñøòàáàõ)?
Ñëåäóåò ïðåäîñòàâèòü òàêæå íåêîòîðûå ñâåäåíèÿ îòíîñèòåëüíî òîãî, êàêîé ñòàäèè ðàçâèòèÿ äîñòèãëà êîìïàíèÿ. Íàõîäèòñÿ ëè åå áèçíåñ íà íà÷àëüíîé ñòàäèè, êîãäà îíà åùå íå èìååò ïîëíîñòüþ ðàçðàáîòàííûé àññîðòèìåíò ïðîäóêöèè? Èìååò ëè îíà ðàçðàáîòàííûé àññîðòèìåíò òîâàðîâ, íî åùå íå íà÷àëà ìàðêåòèíã? Èëè æå îíà óæå âåäåò ìàðêåòèíã ñâîèõ ïðîäóêòîâ è ñòðåìèòñÿ ðàñøèðèòü ìàñøòàáû äåÿòåëüíîñòè? Ò.å. äîêàçàòü âîçìîæíîñòü âûïîëíåíèÿ ïðîåêòà.
Î÷åíü âàæíî ñôîðìóëèðîâàòü öåëè áèçíåñà. Âîçìîæíî, êîìïàíèÿ ñòðåìèòñÿ âûéòè íà îïðåäåëåííûé îáúåì ïðîäàæ èëè â îïðåäåëåííûå ãåîãðàôè÷åñêèå ðàéîíû. Èëè, ìîæåò áûòü, îíà íàäååòñÿ ñòàòü îòêðûòîé êîìïàíèåé ëèáî ïðèâëåêàòåëüíûì êàíäèäàòîì íà ïîãëîùåíèå äðóãîé ôèðìîé. Èçëîæåíèå òàêèõ öåëåé âàæíî äëÿ ðåöåíçåíòà è ìîæåò ñïîñîáñòâîâàòü
âîçíèêíîâåíèþ ó íåãî çíà÷èòåëüíîãî èíòåðåñà ê ïðåäëîæåíèÿì. Êîíå÷íî, ýòè öåëè äîëæíû âûãëÿäåòü ðåàëèñòè÷íûìè è äîñòèæèìûìè.
Ðàçäåë 3. «Âèäû òîâàðîâ (óñëóã)»
 ýòîì ðàçäåëå áèçíåñïëàíà îïèñûâàþòñÿ âñå òîâàðû è óñëóãè, êîòîðûå ïðîèçâîäèò ôèðìà. Íàïèñàíèþ äàííîãî ðàçäåëà ïðåäøåñòâóåò çíà÷èòåëüíàÿ ïðåäâàðèòåëüíàÿ ðàáîòà ïî âûáîðó òîâàðîâ èëè óñëóã, êîòîðûå äîëæíû ñòàòü îñíîâîé áèçíåñà ôèðìû.  ðàçäåëå íåîáõîäèìî äàòü îïèñàíèå âñåõ ñóùåñòâóþùèõ è íîâûõ òîâàðîâ è óñëóã, ïðåäëàãàåìûõ ôèðìîé, îòâåòèâ íà ñëåäóþùèå âîïðîñû:
1. Êàêèå òîâàðû (óñëóãè) ïðåäëàãàþòñÿ ôèðìîé? Îïèøèòå èõ.
2. Íàãëÿäíîå èçîáðàæåíèå òîâàðà (ôîòîãðàôèÿ èëè ðèñóíîê).
3. Íàçâàíèå òîâàðà.
4. Êàêèå ïîòðåáíîñòè (íàñòîÿùèå è ïîòåíöèàëüíûå) ïðèçâàíû óäîâëåòâîðÿòü ïðåäëàãàåìûå òîâàðû, óñëóãè?
5. Íàñêîëüêî èçìåí÷èâ ñïðîñ íà äàííûå òîâàðû (óñëóãè)?
6. Äîðîãèå ëè ýòè òîâàðû (óñëóãè)?
7. Íàñêîëüêî äàííûå òîâàðû (óñëóãè) îòâå÷àþò òðåáîâàíèÿì çàêîíîäàòåëüñòâà?
8. Íà êàêèõ ðûíêàõ è êàêèì îáðàçîì îíè ïðîäàþòñÿ?
9. Ïî÷åìó ïîòðåáèòåëè îòäàþò ïðåäïî÷òåíèå äàííûì òîâàðàì (óñëóãàì) ôèðìû? ×òî ñîñòàâëÿåò èõ îñíîâíîå ïðåèìóùåñòâî?  ÷åì èõ íåäîñòàòêè?
10. Êàêèìè ïàòåíòàìè èëè àâòîðñêèìè ñâèäåòåëüñòâàìè çàùèùåíû îñîáåííîñòè ïðåäëàãàåìûõ òîâàðîâ (óñëóã) èëè òåõíîëîãèè èõ ïðîèçâîäñòâà è ïðåäñòàâëåíèÿ?
11. Êàêîâû öåíû, ïî êîòîðûì ïðîäàþòñÿ òîâàðû (óñëóãè)? Êàêîâû çàòðàòû íà èõ ïðîèçâîäñòâî? Êàêóþ ïðèáûëü ïðèíåñåò ïðîäàæà åäèíèöû êàæäîãî òîâàðà (óñëóãè)?
12. Êàêîâû îñíîâíûå òåõíèêî-ýêîíîìè÷åñêèå ïîêàçàòåëè òîâàðîâ (óñëóã)?
13. Èìååò ëè äàííûé òîâàð ôèðìåííóþ ìàðêó?
14. Êàê îðãàíèçîâàíî ïîñëåïðîäàæíîå îáñëóæèâàíèå äàííûõ òîâàðîâ, åñëè ýòî òåõíè÷åñêèå èçäåëèÿ?
Ðàçäåë 4. «Ðûíêè ñáûòà òîâàðîâ (óñëóã)»
Ýòîò ðàçäåë íàïðàâëåí íà èçó÷åíèå ðûíêîâ è ïîçâîëÿåò ïðåäïðèíèìàòåëþ ÷åòêî ïðåäñòàâèòü, êòî áóäåò ïîêóïàòü åãî òîâàð è ãäå åãî íèøà íà ðûíêå.
Âíà÷àëå ïðåäïðèíèìàòåëþ íåîáõîäèìî íàéòè îòâåò íà ñëåäóþùèå âîïðîñû:
1. Íà êàêèõ ðûíêàõ äåéñòâóåò èëè áóäåò äåéñòâîâàòü ôèðìà? Êàêèå òèïû ðûíêîâ èñïîëüçóþòñÿ ôèðìîé?
2. Êàêèå îñíîâíûå ñåãìåíòû ýòèõ ðûíêîâ ïî êàæäîìó âèäó òîâàðà (óñëóãè)?
3. Ïðîðàíæèðîâàíû ëè ðûíêè (ñåãìåíòû ðûíêà), íà êîòîðûõ äåéñòâóåò èëè áóäåò äåéñòâîâàòü ôèðìà, ïî êîììåð÷åñêîé ýôôåêòèâíîñòè è äðóãèì ðûíî÷íûì ïîêàçàòåëÿì?
4. ×òî âëèÿåò íà ñïðîñ íà òîâàðû (óñëóãè) ôèðìû â êàæäîì èç ýòèõ ñåãìåíòîâ?
5. Êàêîâû ïåðñïåêòèâû èçìåíåíèÿ ïîòðåáíîñòåé ïîêóïàòåëåé â êàæäîì èç ñåãìåíòîâ ðûíêîâ?
6. Êàê ïðåäïîëàãàåòñÿ ðåàãèðîâàòü íà ýòè èçìåíåíèÿ?
7. Êàêèì îáðàçîì ïðîèñõîäèò èçó÷åíèå ïîòðåáíîñòåé è ñïðîñà?
8. Êàêîâà îáùàÿ è èìïîðòíàÿ åìêîñòè êàæäîãî íàöèîíàëüíîãî ðûíêà è èñïîëüçóåìîãî ñåãìåíòà ïî âñåì òîâàðàì (óñëóãàì) ôèðìû?
9. Êàêîâû ïðîãíîçû ðàçâèòèÿ åìêîñòè ñåãìåíòîâ íà êàæäîì èç ðûíêîâ?
10. Êàêîâà ðåàêöèÿ ðûíêà íà íîâûå òîâàðû (óñëóãè)?
11. Ïðîâîäÿòñÿ ëè òåñòèðîâàíèå ðûíêà è ïðîáíûå ïðîäàæè?
Ïîñëå îòâåòà íà ýòè âîïðîñû â äàííîì ðàçäåëå áèçíåñïëàíà íåîáõîäèìî ïðåäñòàâèòü:
Îöåíêó ïîòåíöèàëüíîé åìêîñòè ðûíêà.
Îöåíêó ïîòåíöèàëüíîãî îáúåìà ïðîäàæ.
Îöåíêó ðåàëüíîãî îáúåìà ïðîäàæ.
Ðàçäåë 5. «Êîíêóðåíöèÿ íà ðûíêàõ ñáûòà»
Çäåñü íóæíî ïðîâåñòè ðåàëèñòè÷åñêóþ îöåíêó ñèëüíûõ è ñëàáûõ ñòîðîí êîíêóðèðóþùèõ òîâàðîâ (óñëóã) è íàçâàòü âûïóñêàþùèå èõ ôèðìû, îïðåäåëèòü èñòî÷íèêè èíôîðìàöèè, óêàçûâàþùèå íà òî, êàêèå òîâàðû ÿâëÿþòñÿ íàèáîëåå êîíêóðåíòîñïîñîáíûìè, ñðàâíèòü êîíêóðèðóþùèå òîâàðû (óñëóãè) ïî áàçèñíîé öåíå, õàðàêòåðèñòèêàì, îáñëóæèâàíèþ, ãàðàíòèéíûì îáÿçàòåëüñòâàì è äðóãèì ñóùåñòâåííûì ïðèçíàêàì. Ýòó èíôîðìàöèþ öåëåñîîáðàçíî ïðåäñòàâèòü â âèäå òàáëèöû. Ñëåäóåò êðàòêî îáîñíîâàòü èìåþùèåñÿ äîñòîèíñòâà è íåäîñòàòêè êîíêóðèðóþùèõ òîâàðîâ (óñëóã). Æåëàòåëüíî îòîáðàçèòü, êàêèå çíàíèÿ î äåéñòâèÿõ êîíêóðåíòîâ ìîãóò ïîìî÷ü âàøåé ôèðìå ñîçäàòü íîâûå èëè óëó÷øåííûå òîâàðû (óñëóãè).
Ñëåäóåò ïîêàçàòü äîñòîèíñòâà è íåäîñòàòêè êîíêóðèðóþùèõ ôèðì, îïðåäåëèòü ñôåðó êàæäîãî êîíêóðåíòà íà ðûíêå, ïîêàçàòü, êòî èìååò ìàêñèìàëüíóþ è ìèíèìàëüíóþ öåíó, ÷üÿ ïðîäóêöèÿ íàèáîëåå êà÷åñòâåííàÿ. Æåëàòåëüíî ïðîâåñòè ðàíæèðîâàíèå êîíêóðåíòíûõ ïîçèöèé ôèðìû, ÷òî ïîçâîëèò óòî÷íèòü åå ïîëîæåíèå è âûÿâèòü âîçìîæíîñòè äëÿ ïîòåíöèàëüíûõ óëó÷øåíèé. Äëÿ êàæäîãî èç öåëåâûõ ðûíêîâ íàäî ñðàâíèòü ïîçèöèè ôèðìû ñ
ïîçèöèÿìè êîíêóðåíòîâ ïî òàêèì êðèòåðèÿì, êàê ðåêëàìà, ðàçìåùåíèå, ïðîäóêöèÿ, óñëóãè, öåíû è èìèäæ.
Ðàíã ôèðìû è ãëàâíûõ êîíêóðåíòîâ óêàçûâàåòñÿ ïî 5-òè èëè 10-òè áàëëüíîé ñèñòåìå. Äëÿ êàæäîãî èç öåëåâûõ ðûíêîâ íàäî ñðàâíèòü òðàíñïîðòíûå çàòðàòû ñ çàòðàòàìè ó êîíêóðåíòîâ, êà÷åñòâî ïðîäóêòîâ è óïàêîâêè, ñîïîñòàâèòü âîçìîæíîñòè ñíèæåíèÿ öåí, à òàêæå èìåòü ïðåäñòàâëåíèå î ðåêëàìíîé êàìïàíèè è èìèäæå ôèðì.
Ðàçäåë 6. «Ïðîèçâîäñòâåííûé ïëàí»
Ïëàí ïðîèçâîäñòâà ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç îñíîâíûõ ðàçäåëîâ áèçíåñ-ïëàíà, â êîòîðîì ðàññìàòðèâàþòñÿ îñíîâíûå ïðîèçâîäñòâåííûå ïîêàçàòåëè è îáúåìû ðåàëèçàöèè ïðîäóêöèè, ïåðåìåííûå è ïîñòîÿííûå èçäåðæêè, ïëàí ïî ïåðñîíàëó, çàòðàòû íà àìîðòèçàöèþ îñíîâíûõ ïðîèçâîäñòâåííûõ ôîíäîâ, òðåáîâàíèÿ ê îðãàíèçàöèè ïðîèçâîäñòâåííîãî ïðîöåññà è îñíîâíûå òåõíèêî-ýêîíîìè÷åñêèå õàðàêòåðèñòèêè ïðîèçâîäñòâà, ñïåöèàëèçèðîâàííîãî îáîðóäîâàíèÿ è èñïîëüçóåìûõ òåõíîëîãèé.
 äàííîì ðàçäåëå ïîäðîáíî îïèñûâàåòñÿ ïóòü, ñ ïîìîùüþ êîòîðîãî ïëàíèðóåòñÿ íàëàäèòü ïðîèçâîäñòâî è ðåàëèçàöèþ ïðîäóêöèè ñ óêàçàíèåì ïðîáëåìíûõ è óçêèõ ìåñò, íà êîòîðûå íåîáõîäèìî îáðàòèòü îñîáîå âíèìàíèå è ñðåäñòâ (ìåòîäîâ) èõ ïðåîäîëåíèÿ.
Ðàçäåë 7. «Ïëàí ìàðêåòèíãà»
Îñíîâíàÿ öåëü ìàðêåòèíãîâîãî ïëàíà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òîáû ïîêàçàòü ïîòåíöèàëüíîìó èíâåñòîðó (ñòðàòåãè÷åñêîìó ïàðòíåðó) ýëåìåíòû ìàðêåòèíãîâîé ïðîãðàììû ïðåòåíäåíòà, ñòðàòåãèè è òàêòèêè åãî ïîâåäåíèÿ íà ðûíêå. Êðîìå òîãî, â ðàìêàõ ìàðêåòèíãîâîãî ïëàíà ÷àñòî îöåíèâàåòñÿ îáúåêòèâíîñòü àíàëèçà êîíêóðåíöèè íà êîíêðåòíîì öåëåâîì ðûíêå è êîíöåíòðàöèÿ âíèìàíèÿ ðóêîâîäñòâà êîìïàíèè íà íàðàùèâàíèè êëþ÷åâûõ êîíêóðåíòíûõ ïðåèìóùåñòâ.
Ìàðêåòèíãîâûé ïëàí èìååò êðàéíå âàæíîå çíà÷åíèå â ñòðóêòóðå áèçíåñ-ïëàíà, ïîñêîëüêó îí îïðåäåëÿåò îïòèìàëüíóþ ñòðàòåãèþ êîìïàíèè íà ðûíêå è âî âçàèìîîòíîøåíèÿõ ñ âíåøíèìè ïàðòíåðàìè è êîíêóðåíòàìè, à ïîòîìó îò åãî îáúåêòèâíîñòè è ïðîðàáîòàííîñòè âî ìíîãîì çàâèñèò óñïåõ ðûíî÷íîé äåÿòåëüíîñòè êîìïàíèè.
Ìàðêåòèíãîâûé ïëàí ìîæíî ðàçáèòü íà òðè âçàèìîñâÿçàííûå ñòðóêòóðíûå ÷àñòè:
1. êîíêóðåíòíûé àíàëèç;
2. ôîðìèðîâàíèå êîíêóðåíòíîé (äåëîâîé) ñòðàòåãèè êîìïàíèè;
3. ôîðìèðîâàíèå ïðîãðàììû ìàðêåòèíãà (îñîáåííîñòè èñïîëüçóåìîãî èíñòðóìåíòàðèÿ ìàðêåòèíãà).
Ðàçäåë 8. «Þðèäè÷åñêèé ïëàí»
 ýòîì ðàçäåëå, êîòîðûé îñîáåííî âàæåí äëÿ íîâûõ ïðåäïðèÿòèé è ôèðì, óêàçûâàåòñÿ òà ôîðìà, â êîòîðîé íàìå÷àåòñÿ âåñòè äåëà. Ïðàêòè÷åñêè, ðå÷ü èäåò î ôîðìå ñîáñòâåííîñòè è ïðàâîâîì ñòàòóñå îðãàíèçàöèè: ÷àñòíàÿ ôèðìà, êîîïåðàòèâ, ãîñóäàðñòâåííîå ïðåäïðèÿòèå, ÑÏ è òàê äàëåå.
Êàæäàÿ èç ýòèõ ôîðì èìååò ñâîè îñîáåííîñòè, ñâîè ïëþñû è ìèíóñû, êîòîðûå òîæå ìîãóò ïîâëèÿòü íà óñïåõ ïðîåêòà, è ïîòîìó íåáåçûíòåðåñíû äëÿ èíâåñòîðîâ è ïàðòíåðîâ.
Êîíêðåòíîå íàïîëíåíèå ðàçäåëà ñîîòâåòñòâåííî çàâèñèò îò âûáðàííîé ïðàâîâîé ôîðìû îðãàíèçàöèè. Çàïàäíûå èíâåñòîðû ïðåäïî÷èòàþò èìåòü äåëî ñ ïðåäïðèíèìàòåëÿìè, âêëàäûâàþùèìè â äåëî ñâîè ñîáñòâåííûå ñðåäñòâà.
Ìàëîå ïðåäïðèÿòèå íàèáîëåå êîðîòêèé ïóòü ê óñïåõó äëÿ íà÷èíàþùåãî ïðåäïðèíèìàòåëÿ, îñîáåííî, â ñôåðå ïåðåðàáàòûâàþùåé ïðîìûøëåííîñòè è ñåëüñêîãî õîçÿéñòâà. Ýôôåêòèâíîñòü ìàëûõ ïðåäïðèÿòèé ñîñòîèò â òîì, ÷òî îíè ñïîñîáíû àêòèâèçèðîâàòü ñòðóêòóðíóþ ïåðåñòðîéêó ýêîíîìèêè, äàòü øèðîêóþ îñíîâó âûáîðà
ïîòåíöèàëüíûì ïîòðåáèòåëÿì è íîâûå ðàáî÷èå ìåñòà, îáåñïå÷èòü áûñòðóþ îêóïàåìîñòü çàòðàò, îïåðàòèâíî ðåàãèðîâàòü íà èçìåíåíèÿ ïîòðåáèòåëüñêîãî ñïðîñà.
Ðàçäåë 9. «Îðãàíèçàöèîííûé ïëàí»
 ðàçäåëå íåîáõîäèìî îòìåòèòü, ñ êåì ïðåäñòîèò îðãàíèçàöèÿ íîâîãî äåëà è êàê ïëàíèðóåòñÿ íàëàæèâàíèå ñ íèì ðàáîòû. Ïðè ýòîì îòïðàâíîé òî÷êîé äîëæíû áûòü êâàëèôèêàöèîííûå òðåáîâàíèÿ, ãäå óêàçûâàåòñÿ:
à) êàêèå èìåííî ñïåöèàëèñòû (êàêîãî ïðîôèëÿ, îáðàçîâàíèÿ, îïûòà) è ñ êàêîé çàðàáîòíîé ïëàòîé íåîáõîäèìû äëÿ óñïåøíîãî âåäåíèÿ äåë;
á) íà êàêèõ óñëîâèÿõ ïðèíèìàþòñÿ íà ðàáîòó ñïåöèàëèñòû (ïîñòîÿííàÿ ðàáîòà, ñîâìåñòèòåëè (âíåøíèå ýêñïåðòû));
â) åñòü ëè âîçìîæíîñòü âîñïîëüçîâàòüñÿ óñëóãàìè êàêîé-ëèáî îðãàíèçàöèè ïî íàéìó òàêîãî ðîäà ïðîôåññèîíàëîâ;
ã) â ñëó÷àå, åñëè ÷àñòü ïåðñîíàëà óæå íàíÿòà, íåîáõîäèìî äàòü î ñâîèõ ñîòðóäíèêàõ êðàòêèå áèîãðàôè÷åñêèå äàííûå:
êâàëèôèêàöèÿ;
ïðåæíèé îïûò ðàáîòû è åãî ïîëåçíîñòü äëÿ ïðåäïðèÿòèÿ.
Òàêæå â ýòîì ðàçäåëå ïðèâîäèòñÿ è îðãàíèçàöèîííàÿ ñòðóêòóðà ïðåäïðèÿòèÿ, êîòîðàÿ îòðàæàåò:
à) êòî è ÷åì áóäåò çàíèìàòüñÿ;
á) âçàèìîäåéñòâèå âñåõ ñëóæá äðóã ñ äðóãîì;
â) êîîðäèíàöèþ è êîíòðîëü èõ äåÿòåëüíîñòè.
Öåëåñîîáðàçíî îãîâîðèòü â ýòîì ðàçäåëå è âîïðîñû îïëàòû òðóäà ðóêîâîäÿùåãî ïåðñîíàëà è åãî ñòèìóëèðîâàíèÿ.
Ðàçäåë 10. «Îöåíêà ðèñêà è ñòðàõîâàíèÿ»
Ðàçäåë ðàçáèò íà äâå ÷àñòè.  ïåðâîé ïðåäóãàäûâàþòñÿ âñå òèïû ðèñêîâ, ñ êîòîðûìè àâòîðû áèçíåñ-ïëàíà ìîãóò ñòîëêíóòüñÿ: ïîæàðû è çåìëåòðÿñåíèÿ, çàáàñòîâêè è ìåæíàöèîíàëüíûå êîíôëèêòû, èçìåíåíèÿ â íàëîãîâîì ðåãóëèðîâàíèè è êîëåáàíèÿ âàëþòíûõ êóðñîâ, à òàêæå èñòî÷íèêè è ìîìåíò èõ âîçíèêíîâåíèÿ.
Âî âòîðîé ÷àñòè äàåòñÿ îòâåò íà âîïðîñ: êàê óìåíüøèòü ðèñêè è ïîòåðè. Îòâåò äîëæåí ñîñòîÿòü èç äâóõ ïóíêòîâ:
1. Óêàçûâàþòñÿ îðãàíèçàöèîííûå ìåðû ïðîôèëàêòèêè ðèñêîâ, ðàçðàáàòûâàþòñÿ ìåðû ïî ñîêðàùåíèþ ýòèõ ðèñêîâ è ïîòåðü.
2. Ïðèâîäèòñÿ ïðîãðàììà ñòðàõîâàíèÿ îò ðèñêîâ.
 ñëó÷àå ñîçäàíèÿ ñîâðåìåííîé ñèñòåìû êîììåð÷åñêîãî ñòðàõîâàíèÿ â áèçíåñ-ïëàíàõ óêàçûâàþòñÿ òèïû ñòðàõîâûõ ïîëèñîâ (ìîæåò ñòðàõîâàòüñÿ ëþáîé øàã îò ïîêóïêè îáîðóäîâàíèÿ äî îáåñïå÷åíèÿ âàëþòíûõ ñðåäñòâ èç-çà ñïåêóëÿòèâíûõ êîëåáàíèé êóðñîâ âàëþò) è íà êàêèå ñóììû èõ ïëàíèðóåòñÿ ïðèîáðåñòè.
Ðàçäåë 11. «Ôèíàíñîâûé ïëàí»
Ðàçäåë áèçíåñ-ïëàíà, ïîñâÿùåííûé ôèíàíñîâîìó ïëàíèðîâàíèþ, âî-ïåðâûõ, ïîìîãàåò ïðîâåñòè àíàëèç ýêîíîìè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ ïðåäïðèÿòèÿ íà äàííûé ìîìåíò âðåìåíè è/èëè îáîñíîâàòü ðåàëüíîñòü äîñòèæåíèÿ åãî öåëåé â áóäóùåì, âî-âòîðûõ, ìîæåò áûòü èñïîëüçîâàí, êàê ýôôåêòèâíûé èíñòðóìåíò ñàìîîðãàíèçàöèè è êîíòðîëÿ.
Ðàçäåë 12. «Ñòðàòåãèÿ ôèíàíñèðîâàíèÿ»
 ðàçäåëå èçëàãàåòñÿ ïëàí ïîëó÷åíèÿ ñðåäñòâ äëÿ ñîçäàíèÿ èëè ðàñøèðåíèÿ ïðåäïðèÿòèÿ. Ïðè ýòîì íåîáõîäèìî îòâåòèòü íà âîïðîñû:
1. Ñêîëüêî ñðåäñòâ òðåáóåòñÿ äëÿ ðåàëèçàöèè äàííîãî ïðîåêòà? Îòâåò íà äàííûé âîïðîñ ìîæíî ïîëó÷èòü èç ïðåäûäóùåãî ðàçäåëà áèçíåñ-ïëàíà «Ôèíàíñîâûé ïëàí».
2. Èñòî÷íèêè ôèíàíñîâûõ ðåñóðñîâ è ôîðìû èõ ïîëó÷åíèÿ. Èñòî÷íèêàìè ìîãóò ñëóæèòü:
à) ñîáñòâåííûå ñðåäñòâà;
á) êðåäèòû áàíêîâ;
â) ïðèâëå÷åíèå ñðåäñòâ ïàðòíåðîâ;
ã) ïðèâëå÷åíèå ñðåäñòâ àêöèîíåðîâ è òàê äàëåå.
3. Ñðîê îæèäàåìîãî ïîëíîãî âîçâðàòà âëîæåííûõ ñðåäñòâ è ïîëó÷åíèÿ èíâåñòîðàìè äîõîäà íà íèõ.
Ðåêîìåíäóåòñÿ âêëþ÷èòü â áèçíåñ-ïëàí ñïåöèàëüíûå ðàñ÷åòû, äàþùèå âîçìîæíîñòü îïðåäåëèòü ñðîê îêóïàåìîñòè âëîæåíèé.
Èñòî÷íèê – Áàéêàëîâà À.È. Áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèå: Ó÷åáíîå ïîñîáèå. Òîìñê, 2004. 53 ñ
Áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèå è ðàçðàáîòêà èíâåñòèöèîííûõ ïðîåêòîâ /Ó÷åáíî-ìåòîäè÷åñêîå ïîñîáèå, ïîä îáùåé ðåäàêöèåé Ñàâåëüåâà Þ.Â., Æèðíåëü Å.Â., Ïåòðîçàâîäñê, 2007.
Âñå òåîðåòè÷åñêèå ñòàòüè
Источник
Маркетинговый раздел бизнес-плана раскрывает информацию о вашем товаре с точки зрения потребителя и о рынке, на котором вам предстоит работать. Цель этого раздела — донести информацию о месте вашего продукта на рынке, целевой аудитории и продвижении продукта.
Маркетинговый раздел бизнес-плана должен содержать следующую информацию:
1) Описание товара или услуги;
2) Общая характеристика рынка сбыта;
3) Обзор конкурентной среды;
4) Исследование потребителей, целевая аудитория;
5) Стратегия распределения;
6) Стратегия и тактика ценообразования;
7) Методы продвижения.
Эта информация должна быть донесена до лица, изучающего бизнес-план, в структурированном и понятном виде. Поэтому целесообразно разбить маркетинговый раздел на несколько блоков. Рассмотрим их.
1. Характеристика товара или услуги
В этой части маркетингового раздела нужно описать ваш товар или услугу. Причём важно показать, чем ваш товар или услуга лучше, чем аналогичные продукты конкурентов. Эта часть бизнес-плана должна показать ценность предлагаемого вами продукта для потребителей. Она даёт ответы на следующие вопросы:
1) Что представляет собой ваш продукт?
2) Какие потребности удовлетворяются при его использовании?
3) В чём ценность вашего продукта для потребителя?
4) Какими уникальными свойствами обладает продукт?
5) В чём заключаются его конкурентные преимущества?
6) Какие недостатки имеются у вашего продукта и как вы намерены их преодолеть?
Когда дано исчерпывающее описание продукта, можно перейти к информации о рынке, на котором вы собираетесь работать.
2. Характеристика рынка сбыта
Рынок сбыта – это экономическое пространство, на котором организация продаёт свои товары или услуги. Чтобы стать успешным игроком на этом рынке, нужно знать его текущее состояние, перспективы и других участников. Рынок сбыта – это пространство, где вы будете зарабатывать прибыль. Поэтому очень важно тщательно его изучить и дать подробное описание в бизнес-плане. Описание рынка сбыта имеет несколько составных частей.
2.1 Общая характеристика рынка сбыта
Здесь необходимо описать рынок сбыта по следующим параметрам:
1) Географическое положение;
2) Расчётный размер рынка – предполагаемое количество потребителей;
3) Характеристика конкуренции на этом рынке – низкая, высокая или средняя;
4) Текущее состояние рынка;
5) Тенденции его развития.
Эту информацию можно получить из сети Интернет, а также из специализированных периодических изданий. Кроме того, полезно будет получить и отобразить в бизнес-плане комментарии экспертов о состоянии и перспективах выбранного вами рынка сбыта.
2.2 Обзор конкурентной среды
Эта часть должна содержать подробное описание конкуренции на рынке сбыта вашего продукта. Необходимо оценить количество конкурентов, выделить среди них наиболее сильных и дать характеристику этих организаций и производимых ими товаров (оказываемых услуг). Правильная и реалистичная оценка конкурентной среды позволяет верно определить целевой сегмент рынка, разработать действенные маркетинговые мероприятия и в конечном итоге получить желаемую доходность бизнеса.
Исследовать конкурентов можно двумя методами: кабинетным и полевым. Кабинетный метод заключается в исследовании конкурирующих организаций и их продуктов путём изучения сайтов в интернете, информации в прессе, статистических данных и т.п. Полевой же метод предполагает непосредственное изучение деятельности конкурентов – например, обход магазинов и осмотр товаров. Для получения наиболее полной информации нужно исследовать рынок обоими методами.
Полученные результаты необходимо отобразить в бизнес-плане так, чтобы при чтении этого раздела возникло чёткое представление о конкурентах вашей организации. Желательно выделить несколько ключевых параметров и дать оценку конкурентам и вашей организации по каждому из них.
2.3 Исследование потребителей
Именно потребители определяют, нужен ли ваш продукт рынку и будет ли ваш бизнес успешным. Чтобы выработать правильные тактические действия, необходимо знать, кому, зачем и как часто вы будете продавать товар. Для этого нужно провести исследование потребителей и отразить его в бизнес-плане.
Главный момент в исследовании потребителей – это сегментация рынка. Вам нужно разделить потребительский рынок на несколько групп (сегментов), объединённых каким-либо признаком. Признаки могут быть следующие:
1) Демографический (пол, возраст, семейное положение);
2) Географический (регион, город, плотность населения);
3) Отношение к товару (заинтересованность в покупке, информированность о товаре);
4) Стиль потребления (например, частота покупки товара);
5) Психографический (ценности, интересы, особенности личности и стиля жизни)
Распределив таким образом потребителей на группы, нужно выбрать один или несколько сегментов, на которых вы сосредоточите свои усилия. Стратегии выбора целевого рынка бывают трёх видов:
1) Недифференцированный (массовый) маркетинг
Организация подходит к рынку как к единому целому, т.е. фактически не пользуется сегментированием. Акцент делается не на различиях между потенциальными потребителями, а на объединяющих их характеристиках. Такая стратегия позволяет сэкономить на маркетинговых расходах, однако её использование затруднительно, так как далеко не всякий товар способен удовлетворить всех потребителей.
2) Дифференцированный маркетинг
Организация выбирает несколько целевых сегментов рынка и для каждого из них разрабатывает комплекс маркетинговых мероприятий. В результате обеспечивается более глубокое проникновение в каждый целевой сегмент. Стратегия дифференцированного маркетинга позволяет учесть запросы конкретных групп потребителей и сформировать устойчивый имидж продукта.
3) Концентрированный (целевой) маркетинг
Компания сосредотачивает свои маркетинговые усилия на одном сегменте рынка и старается удовлетворить именно его. Цель концентрированного маркетинга, как правило, заключается не в максимизации дохода, а в завоевании стабильной доли рынка. Эту стратегию чаще всего используют малые или узкоспециализированные организации.
Группы потребителей, на которые вы направите свои маркетинговые мероприятия – это ваша целевая аудитория. Это основные потребители вашего товара, которые принесут вам доход. Чтобы лучше изучить целевую аудиторию, понять её привычки и модели поведения, полезно составить обобщённый портрет потребителя. Для этого нужно вспомнить, по каким признакам вы сегментировали рынок и составить список значений этих признаков у целевой аудитории. Например: замужняя женщина 35-40 лет с 1-2 детьми в возрасте до 10 лет, проживает в Москве, имеет авто, занимает руководящий пост. Если вы выбрали стратегию дифференцированного маркетинга (то есть целевых сегментов у вас несколько), лучше составить портрет представителя каждого сегмента.
Исследования потребителей проводятся также кабинетным и полевым методом. Кабинетный метод в данном случае предполагает прежде всего изучение статистической информации (половозрастных, социально-демографических характеристик и т.д.). Полевой метод позволяет обратиться непосредственно к потребителям и увидеть их «вживую». Он предполагает использование опросов, анкетирования, наблюдения, экспериментов. С помощью них вы сможете получить ответы на интересующие вас вопросы непосредственно от представителей целевой аудитории. Для получения полной, актуальной и разносторонней информации нужно воспользоваться как кабинетными, так и полевыми исследованиями. Результат отображается в бизнес-плане в виде таблиц, графиков, схем, дающих характеристику вашей целевой аудитории, её потребительским предпочтениям и т.д. Кроме того, исследование потребителей позволяет дать количественную оценку вашему рынку сбыта: сколько людей будут покупать ваш товар, сколько денег они готовы потратить, как часто и т.д.
3. Распределение товара
Эта часть раскрывает то, как продукт будет доходить до конечного потребителя, то есть через какие каналы распределения. Канал распределения продукции – это путь, по которому товар попадает от организации-производителя к конечному потребителю.
В этом разделе нужно указать, какие каналы распределения вы намерены использовать. Например, собственные магазины, интернет-магазин, дистрибьюторы и универсальные магазины. Если вы предлагаете услуги, то нужно описать, где вы планируете их оказывать (на своей территории, выезжать к заказчику и т.д.). Выбор каналов распределения товара должен быть экономически обоснован и соответствовать самому товару (например, для реализации предметов роскоши мало подходит разъездная торговля).
4. Стратегия и тактика ценообразования
Цена товара напрямую влияет на доходность бизнеса и может являться серьёзным конкурентным преимуществом. Это мощный маркетинговый инструмент, который должен использоваться разумно и обоснованно.
Выбор ценовой стратегии – это в первую очередь вопрос позиционирования продукта. Позиционирование – это формирование в сознании потребителя представления о вашем продукте. Цена наряду с упаковкой и продвижением создаёт образ вашего товара. Например, если вы позиционируете ваш продукт как уникальный в своём роде, слишком низкая цена на него будет ошибкой позиционирования, и результат вашего бизнеса не оправдает ожиданий.
Ценовых стратегий много, но базовыми являются следующие:
1) Стратегия «снятия сливок»
Компания сразу устанавливает высокую цену на товар или услугу и в короткий срок получает максимальный доход. Может применяться в случаях, когда продукт является новинкой или целевой сегмент нечувствителен к ценам.
2) Стратегия проникновения на рынок (ценового прорыва)
Заключается в установлении низких цен на товар с целью завоевать как можно большее число потребителей. В этом случае, в отличие от предыдущего, целевой сегмент должен быть чувствителен к цене.
3) Стратегия нейтральных цен
На продукт устанавливается среднерыночная цена. Такой подход достаточно распространен и часто используется в тех случаях, когда продукция компании схожа с продукцией конкурентов.
4) Стратегия следования за лидером
На товар или услугу устанавливается цена, равная цене лидера рынка или близкая к ней.
Тактика ценообразования заключается в выборе метода расчёта цен и различных ценовых приёмов. Основные методы ценообразования таковы:
1) Затратный метод
К себестоимости товара прибавляется желаемый процент прибыли, получившаяся цифра и будет ценой на товар.
2) Ценообразование с ориентацией на конкурентов
Цены устанавливаются в соответствии с ценами конкурентов на аналогичные товары или услуги.
3) Ценообразование в соответствии с ценностной значимостью продукта
Цена определяется исходя из ценности, которую даёт продукт потребителям, и их желания заплатить за эту ценность.
Чаще всего используется сочетание этих методов. Например, сначала цена определяется затратным способом, а затем она корректируется с учётом цен конкурентов и ценности товара. В бизнес-плане необходимо указать:
а) выбранную стратегию ценообразования;
б) методы определения продажных цен;
в) расчёт продажной цены товара;
г) политику предоставления скидок и планируемые ценовые акции.
5. План продвижения
Чтобы целевая аудитория начала покупать ваш продукт, она должна о нём узнать. Продвижение – это комплекс маркетинговых мероприятий, позволяющих донести до потребителя информацию о продукте и его конкурентных преимуществах. Продвижение товара осуществляется следующими способами:
1) Реклама
Используется практически всегда. В бизнес-плане нужно указать, какими каналами рекламы вы воспользуетесь, почему именно эти каналы будут наиболее эффективны.
2) Личные (прямые продажи)
Заключаются в непосредственной беседе продавца с покупателем с целью осуществить продажу товара. Если такие продажи будут использоваться в вашем бизнесе, вам необходимо отобразить это в бизнес-плане и описать преимущества такого подхода к продвижению вашего продукта.
3) Пропаганда (PR)
Представляет собой стимулирование спроса и повышение узнаваемости продукта путём распространения имиджевой или коммерчески важной информации. К инструментам PR относятся новости и публикации, спонсорство, выступления представителей организации, различные мероприятия. В бизнес-плане нужно указать, какие PR-акции будут использоваться для продвижения вашей продукции и ожидаемые результаты.
4) Стимулирование сбыта
Осуществляется путём организации и проведения различных акций: раздача листовок, дегустации, подарок за покупку и т.д. В бизнес-плане нужно указать, какие методы стимулирования сбыта будут использованы вами, чем обусловлен выбор этих методов.
Раздел маркетингового плана, связанный с продвижением, должен содержать чёткий план мероприятий, цели их проведения и ожидаемые результаты.
Источник