Бизнес план производство керамической посуды
* В расчетах используются средние данные по России
Несмотря на широкое распространение современных материалов, которые отличаются долгим сроком службы и хорошими потребительскими качествами, изделия из керамики , по-прежнему, актуальны. Керамическая посуда хрупкая и стоит довольно дорого, по сравнению, к примеру, с пластиковой. Однако хорошая теплопроводность и, главное, экологическая безопасность этого материала компенсирует все его недостатки.
Конкуренция на рынке керамической посуды высокая, в том числе и среди российских производителей. Ситуация осложняется тем, что емкость этого сегмента российского рынка можно определить лишь приблизительно, так как он входит в состав рынка товаров для дома и оценивается в совокупности с другими сегментами. Известно, что посуда составляет около трети от общего объема рынка всех товаров для дома. На него приходится около $700 млн.
Несмотря на то, что здесь представлены изделия из различных материалов – от стекла до металла, тем не менее, до последнего времени лидировала керамическая и фарфоровая посуда (около 70% в общем объеме производства посуды).
Главные тенденции, которые наблюдались на российском рынке керамической посуды на протяжении последних нескольких лет, заключаются в ежегодном снижении объемов производства (особенно значительный спад произошел в 2009-2010-х годах) и в одновременном росте цен за единицу продукции.С другой стороны в начале 2009 года произошло резкое снижение импорта посуды из-за падения курса рубля и проблем с кредитованием импорта. Сейчас объем производства керамической продукции в нашей стране составляет около 250 миллионов изделий и 2,6 млрд. рублей в стоимостном выражении в год, а ежегодные темпы роста объемов импорта керамики из других стран составляют 20-30%.
В целом, темпы роста рынка постепенно снижаются. Эксперты говорят о том, что для производств керамической и фарфорово-фаянсовой посуды наступили не лучшие времени. Новых компаний за последний год практически не появилось, не считая мелких полукустарных предприятий. Большинство заводов закрывается или перепрофилируется, так как загруженность производства составляет всего лишь 10%.
Стоит отметить, что по сравнению с западными странами, соотношение объемов продукции отечественного производства и импортируемой из других стран (преимущественно Китая) долгое время было в пользу российских компаний, в то время как за рубежом местные производители давно уступили позиции китайским предприятиям. Специалисты объясняют это тем, что еще с советских времен отечественная продукция пользуется большим спросом среди потребителей благодаря ее высокому качеству. Определенную роль играет и ностальгия, и уверенность в безопасности российской керамики. Сейчас ситуация несколько изменилась.
Основная доля продаж на российском рынке посуды приходится на продукцию импортного производства (особенно в сегменте фарфора). По данным аналитиков, объем производства фарфора в нашей стране снижается более чем на 2 тысячи тонны в год. Специалисты объясняют это устареванием оборудования и, как следствие, низким качеством и высокой себестоимостью готовых изделий. Среди стран, которые поставляют свою продукцию в Россию, лидирует Китай (около 40% от общего объема импорта). А в сегменте продукции из керамики и фарфора стоимостью выше среднего преобладают европейские производители. Основные страны-импортеры керамики: Германия, Чехия, Польша, Япония, Великобритания. Доля импортной продукции из фарфора на российском рынке составляет 80%, но с каждым годом она понемногу уменьшается, что не может не радовать отечественных производителей.
При этом потребление посуды из этих материалов в нашей стране постоянно растет (прирост составляет примерно 7% в год). Специалисты уверены, что этот показатель будет увеличиваться по мере роста доходов населения. Во многом это связано с бурным развитием сегмента профессиональной посуды HoReCa (гостиницы, рестораны, кафе), который составляет около 20% от объемов рынка.
Рост цен на керамическую посуду связан, в основном, с увеличением стоимости сырья (темпы этого роста составляют около 30% в год). Около 10% сырья, которое используется отечественными производителями керамики, импортируется из-за рубежа (в основном, с Украины). Отпускная цена за тонну глины в нашей стране составляет около $100. Стоимость глины, импортируемой с Украины, почти в два раза ниже. Кроме того, сырье с отечественных месторождений нередко уступает по качеству глинам украинских месторождений. В нашей стране керамическую и фарфоровую продукцию производят несколько десятков предприятий. Большая ее часть экспортируется в страны ближнего зарубежья, а также в США и Германию.
Эксперты отмечают следующие тенденции развития отечественного рынка керамической и фарфоровой продукции : потребители отдают предпочтение стеклянной посуде, спрос смещается в сторону низкого и среднего ценового сегмента, растет спрос на продукцию повседневного использования и профессиональную посуду для заведений общественного питания.
Существует несколько классификаций изделий из керамики. Самое широкое разделение – в зависимости от назначения. Так, выделяют промышленно-строительную керамику, техническую, художественно-декоративную и хозяйственно-бытовую. К первым категориям относится кирпич, облицовочная и напольная плитка, черепицы, изразцы. А ко вторым двум – гончарная продукция, посуда (тарелки, салатники, чашки, блюда, горшочки, сковородки, кокотницы, формы для выпечки и пр.) и декоративные изделия из фарфора, фаянса и майолики (аромалампы, керамические скульптуры, декоративные статуэтки, шкатулки, аквариумная керамика, вазы, светильники и т. д.).
Керамическая продукция , как и стеклянная, относится к разряду силикатных товаров. Эти изделия изготавливаются из пластичных глинистых материалов, которые обжигаются для придания им прочности. В зависимости от компонентов, которые входят в состав массы, и температуры обжига керамика может быть как сплошной, так и пористой. Перед обжигом часть изделий покрывается глазурью, которая представляет собой тонкий слой стеклообразной массы. Это необходимо не только для эстетического эффекта: глазурь противостоит впитыванию керамикой грязи и влаги.
Гончарные изделия производятся из простых окрашенных глин. Они тоже могут быть глазурованными и неглазурованными. Изделия из фарфора и фаянса производятся из белой глины и отличаются по структуре: у фаянса она пористая, а у фарфора спекшаяся (сплошная). Майолика – это продукция из белых или слабоокрашенных глин с рельефными узорами на корпусе, покрытая цветной глазурью. Специалисты подразделяют керамику на грубую и тонкую. К первой относятся гончарные изделия, а ко вторым – продукция из фарфора, фаянса и майолики.
Для производства керамических изделий используются пластичные и отощающие материалы, а также плавни (другое название – флюсы). К пластичным веществам относятся различные виды глин и каолина. Строго говоря, каолин – это тоже глинистое вещество обычно белого цвета, которое состоит из каолинита. В зависимости от примесей, которые входят в состав смеси, глины могут иметь различные температуры плавления и разнообразную окраску.
Если окраска связана с наличием в сырье примесей органического происхождения, то, как правило, во время обжига такое изделие приобретает белый цвет (такие виды глин называются беложгущимися). Эти материалы очень пластичны, но после обжига они отвердевают и превращаются в черепок. Отощающие материалы используются для снижения усадки керамической продукции. Глина при сушке и обжиге дает усадку, что, в свою очередь, может привести к деформации и растрескиванию изделия. Отощающие материалы, к которым относятся кварц, кварцевый песок, битые черепки и пр., препятствуют этой деформации, сохраняя форму изделия практически в первозданном виде. Плавни, или флюсы используются для более быстрого и надежного спекания компонентов керамической массы (особенно при производстве изделий из сплошной керамики). Для этого, как правило, используется мел, известняк или полевой шпат.
Открывать собственное крупное производство нерентабельно. Небольшим компаниям, которые работают на определенный узкий сегмент или региональный рынок, выжить намного проще. Для такого производства не требуется больших площадей и дорогостоящего оборудования. Главное требование: производственные помещения должны находиться на окраине города или за его пределами. Кроме того, здесь должна быть вода, отопление и электричество. Помимо производственных площадей, понадобится помещения под склад, санузел, душевые кабины.
Необходимое оборудование цеха включает в себя: муфельные печи, станок для прокатки, «карусель», шаровую мельницу для производства глазури. Для работы в цехах потребуется минимум 3-4 рабочих на одну смену. Кроме того, не обойтись без бухгалтера (можно обратиться к услугам бухгалтерской фирмы). Обязанности менеджера по закупкам и сбыту можно взять в первое время на себя.
Сырье (белую глину), как уже упоминалось выше, обычно покупают в Украине. Поэтому сразу закладывайте расходы на оформление всех документов и растаможивание груза. По времени эта процедура займет около одной недели.
Сырье должно пройти специальную обработку: сначала оно очищается от вредных минеральных включений, затем дробится, размалывается, просеивается через сито, смешивается с другими компонентами. На основе глины делается шликер – жидкая глиняная масса влажностью около 35%. Она заливается вручную или с помощью специального оборудования в формы и оставляется там до полного застывания. Изделия простых форм (например, тарелки) формуются из пластической массы влажностью около 25% в гипсовых формах при помощи стальных шаблонов.
После этого изделия извлекаются из форм, сушатся и промываются. Сушка проходит либо естественным образом (печи довольно дорогие, и мелкие производства обходятся без них), либо в конвекционных печах при температуре от 70 до 90 градусов Цельсия. Обжиг в печах проводится в два приема.
Затем керамические изделия покрываются глазурью и обжигаются. Полный цикл производства занимает от трех до пяти дней. Использование специальных печей для сушки сокращает эти сроки минимум в два раза. Одна небольшая мастерская изготавливает около 1000 наименований продукции за один цикл.
Безупречное качество вашей продукции – это главное условие ее популярности среди потребителей. При оценке качества керамических товаров основное значение имеют три основных характеристики: качество черепка, глазури и декорирования. Большинство производителей руководствуется так называемым «технологическим регламентом производства керамической продукции».
Заранее определитесь с ассортиментом продукции, которую будете производить. Пусть он будет лучше небольшим (20-30 наименований), что позволит избежать больших складских остатков. Наибольшим спросом пользуется керамическая посуда (горшки, чашки, супницы и пр.). Старайтесь регулярно обновлять свой ассортимент, убирая устаревшие модели и предлагая новые, ориентируясь на пожелания потребителей и спрос.
Бизнес, связанный с производством керамических изделий не считается сезонным, хотя этот фактор все же оказывает на него определенное влияние. Например, в южных регионах нашей страны посуда пользуется особенно высоким спросом с сентября-октября по апрель. В жаркое время года люди готовят намного реже, соответственно, объем продаж посуды резко снижается. Также работа самого производства может приостанавливаться при повышенной влажности, так как керамика хорошо впитывает влагу, что приводит к увеличению количества брака. Следовательно, объемы производства дождливой осенью или слишком теплой зимой будут ниже, чем в другие месяцы.
Для открытия собственного производства керамической продукции потребуется минимум 3,5 млн. рублей. Рентабельность такого проекта составляет около 25-30%, а срок окупаемости – от 3 лет. Можно приобрести уже существующий бизнес (благо предложений на рынке хватает). Он обойдется в 6-7 млн. рублей (с учетом аренды производственных площадей).
Лилия Сысоева
01.01.1970
Все материалы по тегу: производство посуды
743 человек изучает этот бизнес сегодня.
За 30 дней этим бизнесом интересовались 23817 раз.
Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал
Другие статьи по вашей теме:
Источник
На аккаунт в Instagram мастера по керамике Натальи Бердниковой подписаны почти 26 тысяч человек. Их с мужем семейное дело – изготовление керамических изделий, выросло из хобби. Как увлечение переросло в бизнес, который окупился уже через 5 месяцев, Наталья рассказала нам.
Как увлечение переросло в бизнес
Я училась керамике с 6 лет – при художественной школе Бреста. Очень любила лепить с самого детства, это было настоящим хобби.
Когда поступила на геофак БГУ, уехала в Минск и на 3 года забросила увлечение. Но лепить все равно хотелось постоянно. Тогда я нашла в Минске студию, где можно было иногда приходить и заниматься для себя. Там же я встретила своего будущего мужа Витю. Мы поженились и решили связать свою жизнь с керамикой – хотелось заниматься тем, что нас сблизило и что очень нравится обоим.
Фото из личного архива Натальи Бердниковой
Было понимание, что хороших керамистов у нас немного – мы можем легко занять эту нишу. Поэтому решили рискнуть. Первое, что сделали: купили печь для обжига, гончарный круг и сняли небольшую студию. И начали работать.
С того момента, когда мы начали вкладывать в свое увлечение деньги, оно стало для нас бизнесом.
Фото из личного архива Натальи Бердниковой
С какими сложностями мы столкнулись
1. Аренда. Одной из главных сложностей было снять студию. В 5 или 6 местах нам отказали в аренде по технике пожарной безопасности – из-за нашей печи. И вообще все боялись слова керамика… Но потом нам очень повезло: нас приняли в здание Института физики НАН. Там мы и начали свою работу. Это была наша первая студия.
Нужно было получить кучу разрешений это, наверное, было самым сложным!
2. Оборудование. Мы для себя определились сразу – пусть оно будет дорогим, но качественным, т.к. от это зависит и качество наших работ. Прочитав множество отзывов, я остановились на немецком оборудовании. Но с его доставкой пришлось понервничать…
Фото из личного архива Натальи Бердниковой
Главный наш «инструмент», немецкую печь, нам доставляли через Финский залив сразу несколькими транспортными службами. Вес ее около 100 кг. Без проблем не обошлось. Когда везли уже через Россию, печь немного повредили. Мы долго разбирались со страховкой, но деньги по итогу нам так и не выплатили – не смогли выяснить, какая из транспортных служб была виновата.
Было неприятно и обидно, что долгожданная печь пришла в таком побитом виде… На качество работы это не повлияло, но эстетически было не очень красиво. Первая печь обошлась нам в $2 500 плюс $500 доставка до Минска.
Сейчас их у нас уже три. Но каждую доставляли с проблемами.
Фото из личного архива Натальи Бердниковой
3. Юридическое оформление. Муж оформлен как ИП – для проведения мастер-классов и работы магазина. А я работаю как ремесленник – чтобы было проще участвовать во всех выставках. Но для нас первое время было большой сложностью правильно оформиться. В налоговой нормальной информации не давали, пришлось прибегнуть к консультации юриста. Они помогли оформить все правильно. Поэтому теперь мы с уверенностью советуем всем: если сомневаетесь в своих силах, лучше сразу обращаться к юридической помощи.
Фото из личного архива Натальи Бердниковой
Наши затраты
Главным пунктом затрат стало именно оборудование. Кроме печи, которая обошлась по итогу в $3 000, нужно было:
- Купить множество материалов и глазурей
- Сделать ремонт в студии
- Учесть другие мелкие расходы
В общем для старта нам потребовалось около $10 000. Это тот минимум, который позволил довольно быстро и качественно начать работу.Окупаться мы начали примерно через полгода, в плюс вышли через год. Мы даже не ожидали, что это будет так быстро. Это, конечно, радовало и позволяло развиваться быстрее.
Наша команда
Начинали работу мы вдвоем с мужем. Затем в нашей команде появился еще один человек – продавец. Он отвечает за работу нашего магазина. Сейчас наняли еще работника в студию, пока он проходит обучение.
Фото из личного архива Натальи Бердниковой
Продвижение
Основной наш покупатель – девушки и женщины. Совершенно разных возрастов. Есть и мужчины, но их, конечно, меньше. В процентном соотношении это примерно 80/20.
1. Соцсети. Мы работаем под брендом Moonceramic. И в соцсетях это имя уже довольно известно. Поэтому и продвигаемся там наиболее активно. И основные заказы идут оттуда.
Иногда мы даем рекламу ВКонтакте, но она не очень эффективна. Сейчас нацелены на развитие страниц в Instagram – там наша основная аудитория. На страницу Moonceramic подписано более 5 тыс. человек, на мою страницу – почти 26 тысяч.
Группы в соцсетях стараемся развивать самостоятельно. Поэтому учитываем правила этих каналов. Например, для Instagram стараемся делать хорошие и качественные фото, красивые композиции. Для раскрутки в этой сети это очень важно. Планируем также давать платную рекламу там.
Скриншот со страницы Натальи Бердниковой в Instagram
2. Сарафанное радио. Этот канал всегда отлично работает. Люди, которые приходят к нам на занятия или покупают у нас посуду, очень часто делают фото и выкладывают их потом у себя на страницах, дают на нас ссылки. Именно так менее чем за два года у нас «накопилась» 31 тысяча подписчиков в Instagram, больше 17 тысяч ВКонтакте в группе керамики и больше 15 тысяч в группе нашего магазина.3. Выставки. Мы участвуем почти во всех крупных профильных выставках Беларуси, ездим с нашей посудой по разным городам. У нас есть свой стиль, и люди уже хорошо узнают именно нашу посуду.
4. Магазин посуды. Он расположен в Минске в ТЦ «Силуэт». Визитки магазина мы всегда раздаем на выставках, привлекая тем самым покупателей.
5. Сайт. Пока он не готов. Но в скором времени мы планируем его запустить. Надеемся, сайт станет еще одним каналом продвижения и возможностью для развития.
Фото из личного архива Натальи Бердниковой
Как формируется наша цена
У нас есть посуда разных категорий и рассчитана она на совершенно разного покупателя. Себестоимость у керамики не очень большая. Основная составляющая цены – это ручной труд и время. Производство керамической посуды – длительный процесс. Иногда на роспись одно чайника уходит от 3 до 5 часов.Цена также зависит от вида глины: белорусская дешевле, полуфарфор или белая глина – дороже, т.к. эти материалы везем из-за границы и покупаем за валюту.
Фото из личного архива Натальи Бердниковой
Но мы всегда в первую очередь ориентируемся на спрос и делаем посуду, которую лучше всего покупают и ждут. Кроме того, работаем под заказ – по индивидуальным эскизам. И нам это очень интересно.
Средние цены на наши чашки колеблются от 180 до 300 тыс. рублей – в зависимости от размера и сложности. Тарелки – 100-400 тыс., блюда и подносы – 400-500 тыс., чайники – 400-450 тыс. Средний чек – подарок или комплект посуды на одного человека – около 450-500 тыс.
Фото из личного архива Натальи Бердниковой
Конкуренция
В тех техниках и стилистике лепки, в которых работаем мы, в Минске мы никого не знаем. Керамисты, конечно, есть, но у каждого свой стиль. Поэтому о конкуренции говорить сложно.
Мы очень много работаем с глазурью и росписью, а эти техники сложные – нужен не один год, чтобы их освоить. В этом, наверное, наше преимущество.Работаем мы в основном под заказ. Но всегда стремимся к новому, придумываем новую посуду, разрабатываем новые цвета и формы, дизайн. Не останавливаемся и постоянно совершенствуем свое мастерство. И это тоже считаем своим преимуществом.
Как мы развиваем направление обучения
Об обучении мы начали задумываться давно. Мы очень хотели учить людей лепке из глины, показывать этот волшебный, на наш взгляд, и податливый материал. И это стало вторым направлением нашего развития.
Фото из личного архива Натальи Бердниковой
С момента открытия первой студии, 2 года назад, мы начали проводить мастер-классы по лепке и росписи. Мы даже не думали, что в Минске будет столько желающих научиться лепить и просто проводить время с глиной в руках. Первое время бывали даже очереди – люди ждали неделями, чтобы попасть к нам на мастер-класс.Старая студия вмещала только 4-5 человек, сейчас мы проводим занятия для 10 человек одновременно. За 2 года мы научили лепке из глины около 300 человек.
Мы обучаем принципам росписи и обжигов. При желании после наших мастер-классов люди могут сами осваивать дальше это ремесло.
Фото из личного архива Натальи Бердниковой
Наши планы
Совсем недавно мы переехали в новую студию – из 17 м2 в 50 м2! Это очень большой шаг для нас. Мы давно поняли, что выросли из старой студии.
Купили уже третью печь и два хороших гончарных круга. Сейчас обучаем помощника. Хотим делать еще больше красивой посуды и пробовать продавать ее в Россию и Европу.В направлении обучения тоже есть планы – хотим делать детские мастер-классы.
Фото из личного архива Натальи Бердниковой
Мы очень любим свое дело, поэтому стараемся вложить в каждую свою работу эту любовь. Наверное, поэтому наши покупатели отмечают, что наша посуда – это посуда с душой и индивидуальностью.
Читайте также: Из тестировщика – в кондитеры. Эта девушка уволилась из ИТ-компании и запустила с мужем онлайн-школу
Источник