Бизнес план проекта освоения лесов

Бизнес план проекта освоения лесов thumbnail
  1. Общая информация
  2. Состав проекта освоения лесов
  3. Образец проекта освоения лесов
  4. Разработка проекта освоения лесов
  5. Согласование проекта освоения лесов
  6. Штрафы за отсутствие проекта

1. Общая информация

«Лесной
кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 27.12.2018)
определяет лес как экологическую систему и
природный ресурс. Неоспорим тот факт, что лес имеет огромную ценность для
развития человеческой деятельности. Тем не менее, ненадлежащее, либо незаконное
обращение с лесными ресурсами могут повлечь за собой не только последствия для
нарушителей, но и невосполнимый ущерб для состояния окружающей среды.

Статья 88 Лесного кодекса подтверждает следующее — лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основание сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса РФ, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов (ст. 12 Лесного кодекса).

Наличие (а главное согласование) проекта дает природопользователю право на эксплуатацию леса. Если проект отсутствует (либо не соблюдается), но лесные ресурсы используются, арендатор получает штраф или же расторжение договора. Перед вами материал, в котором мы подробно разберем состав и процесс согласования проекта освоения лесов, а также штрафные санкции, которые грозят природопользователю в случае нарушения требований законодательства.

Заказать проект освоения лесов

2. Состав
проекта освоения лесов

Согласно Приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 29 февраля 2012 г. № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», в содержание проекта освоения лесов входит следующая информация:

  • о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов;
  • о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов;
  • о создании объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры;
  • о мероприятиях по охране объектов животного мира и водных объектов.

Кроме того, в части 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ описываются случаи, при которых в проект освоения лесов включаются сведения о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, которые не связанны с созданием лесной инфраструктуры.

Документ
разделен на две части: общую и специальную. Давайте остановимся на каждой из
частей проекта более подробно.

Общую часть
подготавливают для всех видов использования леса. Данные виды содержатся в ст.
25 Лесного кодекса РФ.

Содержание
общей части проекта освоения лесов:

  • общие сведения;
  • сведения о
    лесном участке;
  • создание
    лесной инфраструктуры;
  • строительство,
    реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной
    инфраструктуры (составляется только для тех видов использования лесов, где
    указанная деятельность разрешена лесным законодательством);
  • мероприятия
    по охране, защите и воспроизводству лесов;
  • мероприятия по охране объектов животного мира и
    водных объектов.

Каждый из вышеперечисленных разделов содержит в себе множество подпунктов (сведений). Ознакомиться с ними подробнее можно в Приказе № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».

Специальная же часть содержит раздел «Организация использования лесов». Данный раздел включает в себя подразделы, которые соответствуют вышеупомянутым видам разрешенного использования лесов. Это предусматривается договором аренды лесного участка, либо условиями предоставления лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования. С подразделами также можно ознакомиться в Приказе № 69.

3. Образец проекта освоения лесов

4. Разработка проекта освоения лесов

Проект
необходимо разрабатывать лицам, в процессе деятельности которых проводится
освоение лесов на правах бессрочного пользования, либо договора аренды лесного
участка. Что касается срока действия проекта — документ разрабатывается
не более, чем на 10 лет (на все виды использования лесов).

Исключение следующие виды использования лесов (ст.
43-45 Лесного кодекса):

  • в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых;
  • для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;
  • для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

Подробнее о лицензии на право
пользования недрами

Для вышеперечисленных
видов проекты составляются на срок действия договора аренды лесного участка.

В ходе
разработки проекта допускается проведение таксации лесов с целью оценки
качественных и количественных характеристик ресурсов. Кроме того, может быть
допущено планирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Вся
полученная информация в итоге вносится в государственный лесной реестр и
лесохозяйственный регламент. После чего данные могут быть использованы в
дальнейшей разработке проекта освоения лесов.

Как
оформляется проект освоения лесов?

Проект
оформляется в виде текстовых и графических материалов. Допускается формат
таблиц. Что касается карт — материалы изготавливаются в масштабах, которые
предусматриваются лесоустроительной инструкцией.

Правки и изменения вносятся при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий аренды. Изменения осуществляются в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов Приказом № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».

5. Согласование проекта освоения лесов

После того
как проект разработан, его необходимо передать в уполномоченный орган
государственной власти или орган местного самоуправления. Проект
предоставляется в трех экземплярах на бумажных носителях, а также один
экземпляр в электронном виде.

Экспертиза проекта освоения лесов

Проект
освоения лесов должен быть зарегистрирован и проверен государственной
экспертизой. Как правило, срок экспертизы не превышает 40 дней. Процедура
проводится уполномоченным органом федеральной исполнительной власти, который
отвечает за данные участки леса (ст.12 Лесного Кодекса РФ).

Если по
итогам экспертизы получено положительное заключение, природопользователь может
законно осуществлять свою деятельность. Главное — предоставить уже готовый
проект освоения лесов арендодателю.

Но в случае
принятия отрицательного решения комиссией, такая возможность у
природопользователя отсутствует. Следовательно, необходима повторная
государственная экспертиза с предварительным исправлением всех замечаний к
проекту.

6. Штрафы за отсутствие проекта

Уклонение от составления проекта освоения
лесов может повлечь для природопользователя принудительное прекращение права
пользования участком или досрочным расторжением договора его аренды. Данное
наказание предусматривается п. 3 раздела 1 МПР №77.

В случае отсутствия проекта освоения лесов у арендаторов и пользователей лесных участков, на них налагаются штрафы. Частью 4 ст.8.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование лесных ресурсов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки. Наложение административного штрафа на юридических лиц составляет от 40 000 руб. до 80 000 руб. Кроме того, договор об аренде лесного участка может быть расторгнут раньше срока.

В практике
экологической компании часто случается так, что объекту помимо основных
проектов недостает другой экологической документации. На подготовку требуемых
надзорными органами документов остается минимум времени. Как не спохватиться в
последний момент?

Своих клиентов ЭкоПромЦентр берет на экологическое сопровождение. Это значит, что вам не нужно брать эколога в штат – просто доверьте функции администрирования по вопросам природопользования ЭкоПромЦентру.

Экологическое
сопровождение – это комплекс услуг, в который входит: учет движения отходов,
инвентаризация, расчеты, отчетность по формам, регулярное информирование об
изменениях в экологическом законодательстве и многое другое.

Экологическое сопровождение Вашего объекта

Источник

2. Описание бизнеса, продукта или услуги

Качество поставляемого сырья сильно варьируется от регионов закупки. Поэтому при открытии лесопилки потребуется разобраться в сырье для закупки.

В северных районах, где растут сосна и лиственница, дерево более плотное. Это подходит для производства высококачественной продукции: мебели, предметов интерьера и других вещей.

Кедр используют для изготовления напольной доски, фанеры и других материалов.

Если говорить об оборудовании, то на малых лесопилках для распиловки обычно используются однопильные бревнопильные станки, которые позволяют проводить индивидуальный раскрой бревен. Настраиваемое многопильное оборудование, можно устанавливать в зависимости от сырья в партии и продукции.

Лесопилка будет производить оцилиндрованное бревно, необрезная доска, односторонняя обрезная доска и обрезная доска, брус.

Большинство компаний производят оцилиндрованное бревно с шириной венцового паза равной половине диаметра бревна, что является минимальным соотношением предусмотренным ГОСТ 30974-2002. Это связано с тем, что расход материала на сруб меньше, стоимость сруба ниже и, как следствие, позволяет позиционировать продукцию как более конкурентную.

Брус — пиломатериал шириной и толщиной 100 мм и выше. Материал широко используется при строительстве жилых домов, бань. Лидером рынка является профилированный брус с непрямоугольным сечением.

Необрезная доска — на её кромках имеется обзол. Она пользуется спросом ввиду низкой стоимости, разнообразия форм и широким спектром решаемых с ее помощью задач. При распиловке широкой доски достаточно второго и третьего распила. Этот способ обработки наиболее экономичный, к тому же используется низкосортное сырье, что дает возможность избежать потерь материала в случае с сырьем плохого качества.

Обрезная доска — с поверхностью очищенной от коры. Сорт обрезной доски определяется на основании общего для всех пиломатериалов ГОСТа- 8486-86. Сорт зависит от породы дерева, ширины и толщины доски, количества стадий обработки.

Односторонняя обрезная доска отличается от обрезной доски тем, что обрезная доска очищается с четырёх сторон, обе кромки доски опилены. Односторонне обрезная доска опилена с одной кромки.

Для организации производственного процесса на лесопилке вам потребуется приобрести следующее оборудование: грейфер, многопильный станок, круглопильную пилораму.

Круглопильные пилорамы (брусовальные станки) предназначены для продольной распилки бревен на доски и брусья. На таком оборудовании можно обрабатывать короткомерные и низкокачественные бревна. Многопильный станок используется при продольной распиловке дисковыми пилами двухкантных и трехкантных брусьев на обрезные доски и четырехкантный брус.

При выборе многопильного станка необходимо учитывать следующие параметры:

  • максимальная высота пропила;
  • ширина распиливаемой заготовки;
  • количество установленных пил;
  • скорость подачи;
  • вид подачи;
  • установленная мощность.

Также потребуется найти поставщиков сырья и материалов, а также обеспечить их бесперебойную поставку. Для офиса потребуется оргтехника: телефон, принтер, компьютер.

Для начала работы лесопилки кроме покупки и пусконаладки оборудования следует получить разрешительные документы. ОКВЭД для данного вида деятельности 16 — Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения.

Производство необходимо организовать в соответствии с ГОСТ, получить сертификаты соответствия на выпускаемую продукцию, получить разрешения в Роспотребнадзоре и пожарной инспекции. Для продукции действуют ГОСТы 18288-87, 8486-86, 2695-83.

Лесопилку желательно расположить в удобном месте. При выборе места следует учитывать подключение к электроэнергии, наличие подъездных путей, близость к лесопосадкам, где заготавливается сырье. Сырье можно получать поездами, автотранспортом, а также морскими или речными путями. Речной способ поставки предполагает сплав и выгрузку сырья с барж, плотов и других самоходных судов на крупных реках.

Для выгрузки сырья потребуется выгрузной механизм. Можно использовать продольные конвейеры или поперечные элеваторы. Выгрузка из автотранспорта производится грузозахватывающими механизмами: кранами-балками, кранами, погрузчиками. Наиболее эффективной является выгрузка бревен пучками, для чего используются грейферы или производится стропиловка бревен. Перед распиловкой материал сортируется.

Источник

Механизм приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов рассматривается в средствах массовой информации, как правило, однобоко. Либо исключительно позитивно, либо резко негативно. Реальная ситуация крайне неоднозначна. И хотя пока не очень заметно, этот механизм влияет на все сегменты лесного бизнеса и имеет долгосрочные последствия.

Сейчас бизнес получает сырьевые ресурсы, арендуя участки лесного фонда на срок от 10 до 49 лет или покупая древесные насаждения на корню (срок договора — до одного года). Для государства и предпринимателей наиболее предпочтительна долгосрочная аренда участков. Однако, как показала практика, и такая форма взаимодействия не обеспечивает инвестиций в переработку круглого сырья и создание лесной инфраструктуры.

В России принята модель государственной собственности на леса. Лесной кодекс и все нормативные акты должны способствовать устойчивому использованию, то есть промышленной рубке с высокой степенью переработки возобновляемых древесных ресурсов в готовую продукцию. Особый упор при разработке первого варианта Лесного кодекса в 1997 году делали на концессию как основную форму государственно-частного сотрудничества. Предполагалось, что предприятия создадут инфраструктуру, обеспечивающую лесопользование и транспортировку леса, а государство предоставит лесные ресурсы в длительное пользование на льготных условиях. Однако ни один проект на этих условиях не был реализован. Почему? Сложно однозначно сказать: из-за бедности бизнеса ли, или от непомерных бюрократических запросов вкупе с коррупционной составляющей. Включение в основной лесной закон страны на федеральном уровне нормы, которая никогда не будет исполнена и реализацию которой на практике не могут обеспечить, — яркий пример неадекватности чиновников, управляющих лесами.

Монополизация больших арендных лесных массивов может быть подготовкой к постепенному введению частной собственности на леса.

Большую проблему представляет отсутствие у власть имущих комплексных знаний о рентабельности лесного бизнеса и его возможностях. Если Министерство лесной промышленности СССР владело всем комплексом отраслевых компетенций, то современная структура управления лесами фокусируется на снятии государственной ренты и не отвечает за развитие лесопромышленного комплекса, не вникает в его проблемы. Подобная оторванность от реалий отрасли не позволяет принимать адекватные решения.

Эх, дороги (и не только)…

Одна из главных болевых точек ЛПК — нехватка инфраструктуры (речь не только о лесных дорогах). Она отсутствует даже в европейской части страны, не говоря уже о Сибири и Дальнем Востоке. Лесозаготовители банально не могут добраться до неосвоенных лесных массивов. Создать общую транспортную инфраструктуру к удалённым лесным массивам в одиночку лесной бизнес не может. Поскольку затронуты общегосударственные интересы, для окупаемости подобного проекта необходима комплексная программа освоения территорий с разработкой других ресурсов региона.

Получается, что концессия, в той форме, как она предполагалась, не обеспечивала развитие бизнеса, поскольку для получения лесосырьевых ресурсов ставились завышенные экономические требования. Государство не достигало своих целей в виде увеличения лесопользования, создания и развития лесной инфраструктуры на удалённых участках лесного фонда, а также не стимулировало развитие лесоперерабатывающих предприятий. Бизнесу нет смысла вкладывать средства в переработку круглого сырья, если затраты на развитие лесосырьевой базы делают инвестиции неокупаемыми.

Новое решение старых проблем

Тогда решить проблемы привлечения инвестиций в переработку круглого леса и развития лесной инфраструктуры попытались по-другому. Постановлением Правительства РФ N° 419 от 30 июня 2007 года «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» был запущен новый механизм, разработанный Рослесхозом и Минпромторгом страны.

Он позволил вдохнуть жизнь в промышленную эксплуатацию лесов и обеспечить привлечение инвестиций в отрасль. Речь идёт о механизме приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Он является в некотором роде изменённой формой концессии, в которой запросы государства заметно сократились и приблизились к экономическим реалиям. И предполагает получение в длительную аренду (на 49 лет) лесных массивов под реализацию инвестиционного проекта лесоперерабатывающего производства. При этом ставка арендных платежей снижена на 50% до момента окупаемости проекта. Решение о предоставлении участков лесного фонда производится без торгов.

Цель инвестпроектов — создание не лесной, а лесоперерабатывающей инфраструктуры, гарантированно обеспеченной древесным сырьём. Этот подход более комплексный и рассматривает не только проблемы лесных отношений государства и бизнеса, но и возможность устойчивого развития ЛПК и, как следствие, повышение выплат налоговых отчислений, создание рабочих мест.

Комплексный подход обеспечен за счёт привлечения к выработке норм для указанного механизма Министерства промышленности и торговли РФ. Минпромторг контролирует порядок предоставления лесов в аренду в рамках приоритетных инвестиционных проектов путём рассмотрения проекта и включения его в перечень, частично выполняя функции Министерства лесной промышленности СССР и определяя стратегию развития лесопромышленного комплекса страны. Современная структура управления лесами, куда входят Министерство природных ресурсов РФ и Федеральное агентство лесного хозяйства, сделать это не в состоянии из-за отсутствия соответствующих функций и компетенций.

Работает ли механизм?

Под инвестиционные проекты были привлечены существенные финансовые ресурсы. По официальным данным, объём переработки круглого сырья в России достиг 70%, а индекс физического объёма инвестиций в основной капитал — 107%, что говорит о существенном развитии отрасли.

Но, несмотря на мощный пропагандистский эффект в формате новой индустриализации, приоритетные инвестпроекты то и дело сотрясают скандалы. Ряд из них оказались несостоятельными, а по некоторым и вовсе открыты уголовные делопроизводства, так как под видом инвестиционной деятельности шла масштабная заготовка круглого леса. Количество провальных проектов на начальном этапе доходило до 40%.

Почему это происходит? Процесс принятия решения по предоставлению лесов в аренду в рамках механизма приоритетных инвестпроектов остался сложным и «непрозрачным». Сначала проект рассматривают на местном уровне комитеты лесного хозяйства или другие органы управления, а затем на федеральном — Рослесхоз и Минпромторг. Решение принимается исходя из представлений чиновников о направлениях развития лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса. Такой подход потенциально несёт в себе как коррупционную составляющую, так и элементы давления со стороны крупных групп влияния.

Корень зла

Фундаментальные недостатки механизма приоритетных нацпроектов определяются самой системой и носят характер «детских болячек». Введённое в феврале 2018 года Постановление Правительства РФ 190 (взамен N° 419 от 30 июня 2007 года) ужесточило правила прохождения инвестиционного проекта по всем этапам и усилило контрольные функции заинтересованных органов. Эти изменения введены в ответ на большое количество злоупотреблений как со стороны бизнеса, так и со стороны надзорных органов.

Позитивные изменения можно будет наблюдать спустя некоторое время. Но многие моменты до сих пор адекватно не проработаны и остаются источником нарушений.

На пути к монополизации

Фактически применение механизма приоритетных инвестпроектов свелось к выделению без аукциона больших арендных массивов в пользу крупных действующих лесоперерабатывающих предприятий, что ранее было недоступно или нецелесообразно. Существенная часть лесов передана под проекты реконструкции или расширения производства.

Участки, переданные в рамках приоритетных инвестпроектов, как правило, отличает высокая транспортная доступность и развитая лесная инфраструктура. Арендатору не надо вкладывать средства в данное направление. Идея концессии, активно продвигаемая раньше в рамках механизма приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, не реализуется. Можно констатировать, что бизнес на текущий момент всего лишь выбирает наиболее доступные и качественные лесосырьевые ресурсы. И, как прежде, не собирается брать на себя повышенные обязательства и заходить в заведомо нерентабельные делянки.

Практически все леса, имеющие наибольшую промышленную ценность и расположенные в экономически доступных регионах, оказались в долгосрочной аренде у региональных производителей через механизм приоритетных инвестиционных проектов. Мы можем наблюдать такую ситуацию в Вологодской и Архангельской областях, в Республике Карелии, где преобладают наиболее ценные хвойные насаждения и сконцентрированы промышленно доступные леса.

Крупные арендаторы, которым лес достался в рамках приоритетных инвестпроектов, создают или имеют собственные лесозаготовительные подразделения с современной техникой. Благодаря хорошей технической базе, организационному ресурсу, масштабу производства и комплексному подходу эффективность этих предприятий существенно выше, чем у малых и средних предпринимателей, которых таким образом «выдавливают» из лесных отношений. Они не могут конкурировать с холдингами, не имея свободных арендных участков с качественными древостоями и транспортной доступностью. Этот пример наглядно показывает, как механизм приоритетных инвестпроектов приводит к моно- и олигополизации аренды лесных участков среди крупных переработчиков.

Для государства превалирование крупных форм бизнеса в лесных отношениях предпочтительнее. Крупный бизнес может обеспечить комплексную заготовку, переработку и лесовосстановление, создать лесную инфраструктуру благодаря наличию финансовых ресурсов, в полной мере обеспечить все необходимые лесохозяйственные мероприятия. Кроме того, снижение количества арендаторов сокращает затраты на их контроль и согласования со стороны органов лесного управления. С этой точки зрения такой подход, безусловно, оправдан.

Мировая практика

На другой чаше весов стоят либеральные утверждения о свободном рынке. Но, как показывает мировая практика, экономически эффективный и устойчивый лесопромышленный комплекс может существовать только при комплексной заготовке и переработке сырья, что можно достичь только созданием горизонтально интегрированных холдингов. Учитывая географические масштабы российского лесного фонда, поле для малого и среднего бизнеса в лесозаготовительной деятельности и лесных отношения будет существовать всегда.

Только в большинстве случаев это направление деятельности будет носить низкорентабельный или даже убыточный характер.

Региональный опыт

Тенденция монополизации арендного лесного фонда полностью проявила себя в Северо-Западном Федеральном округе, особенно в Вологодской и Архангельской областях, где присутствуют наиболее ценные древостои. Немного медленнее эти процессы проходят в центральной части России из-за преобладания лиственных пород и их низкой ценности. В Сибирском и Дальневосточном Федеральных округах их тормозит неразвитая инфраструктура: лесозаготовители физически не могут начать освоение свободных участков леса из-за отсутствия дорог и мостов. И всё же тенденции одинаковы для всех регионов: будущее за предприятиями, обеспечивающими себя сырьём на длительную перспективу. А приоритетные инвестпроекты — наиболее простой способ получения лесов в долгосрочную аренду.

Существует ещё одна тенденция, озвученная в «высоких кабинетах». Она заключается в том, что приоритет в предоставлении аренды в рамках рассматриваемого механизма будет предоставляться не новым проектам, а действующим предприятиям, осуществляющим реконструкцию или расширение производства. Конечно, в этом есть доля рациональности. В некоторых регионах нет места новым инвестиционным проектам из-за высокого уровня эксплуатации лесного фонда. Скорее всего, такой подход будет применяться в соответствии с региональной ситуацией.

От монополизации к частной собственности?

Можно предвосхитить серьёзные сырьевые проблемы перерабатывающих предприятий, которые не создали собственную арендную базу. Логика этого процесса проста. Крупный арендатор и переработчик всегда будет стремиться к максимально полной переработке древесных ресурсов и наращивать собственные производственные возможности по переработке нецелевого сырья. Эта тенденция приведёт к тому, что предприятия, ориентированные на поставку древесного сырья, останутся без снабжения. Поскольку изменения происходят медленно, многие не замечают и не учитывают их в составлении прогнозов развития предприятия.

И главное, монополизация арендного фонда в руках крупных лесоперерабатывающих групп может быть подготовкой к постепенному введению частной собственности на леса. В таком формате переход осуществить будет проще. Арендаторы, имеющие собственные перерабатывающие мощности, найдут возможность выкупить лесные массивы у государства. В ближайшие 15–20 лет, после адаптации всех происходящих изменений и формирования пула крупных арендаторов, вероятность этого процесса крайне высока.

Частная собственность на леса имеет много положительных свойств с точки зрения бизнеса. Специалисты Национального лесного агентства развития и инвестиций неоднократно подчёркивали её преимущества по сравнению с государственной. Прежде всего, резко повышается капитализация компаний за счёт иной оценки лесных массивов. Частная собственность сделает лес экономическим активом, производящим продукт. Повышение оценочной стоимости позволит привлекать большие финансовые средства в виде частного капитала и кредитов. Это даст возможность привлекать инвестиции реально, а не косвенно, за счёт внедрения искусственных государственных механизмов, как сейчас.

Безусловно, такой вариант развития событий никто не озвучит, поскольку общественное мнение к этому не готово, но ведь в России в своё время ввели частную собственность на земли сельскохозяйственного назначения.

Текст: Национальное лесное агентство развития и инвестиций

Источник