Бизнес план пошив лоскутных одеял
Интервью с мастером пэчворка
Сколько можно действительно заработать на пэчворк, как рассчитать стоимость работы, как сделать лоскутное шитье бизнесом, способным прокормить семью, как хобби превратить в заработок. На все вопросы отвечает, дает рекомендации, советы и отзывы о возможности заработать мастер пэчворка, реальная владелица бизнеса.
Знакомьтесь Замзагуль Бельгебаева, 53 года. Мама двоих самостоятельных детей. Имеет свой бизнес, основанный на рукоделии.
Замзагуль: В Казахстане пэчворк существовал с древних времен и называется это искусство сшивать кусочки тканей — курак. Этим занимались моя бабушка и мама. Я с детства видела, как они это делают и сама участвовала в процессе. Раньше все женщины казашки это умели. Валяние кошмы, лоскутное шитье, такие рукотворные вещи были в каждом доме. В детстве весь процесс изготовления домашнего текстиля происходил у меня на глазах. Но, когда я повзрослела, ушла работать, вышла замуж, творчеством некогда было заниматься.
И вот, дети подросли, и я решила вернуться к рукотворному творчеству, пришла на курсы кройки и шитья к Альфие Адиповне Каримовой, отучилась, вспомнила азы. А она начала мне про пэчворк рассказывать, что это модно во всем мире сейчас становится, и что можно заработать на пэчворке. Мол, давай попробуем. А я ей: «Ой, не надо, у меня мама и бабушка шили. Я не буду этим заниматься. Пэчворк очень трудоемкий процесс.» А она стала показывать свои картины, работы свои и говорит, давай попробуем. Ну, в общем, заразила меня (смеётся) И я отшила с ней одно одеяло, потом втрое и все. Начала я дома потихонечку в интернете смотреть, заниматься. Взяла дополнительный курс по орнаментам Гульмиры Уалихан. У нее были воскресные встречи рукодельниц.
Начала с ними общаться. Так меня и затянуло. Стала я шить, потом заказы пошли, появилась возможность заработать. Стало интересно. А потом в инстаграм на страничке мне стали девочки писать: Обучите, научите… Я первое время отказывалась, а потом все же решила заняться этим всерьёз. Открыла мастерскую. Ушла со своей основной работы, где я 10 лет проработала, и вот теперь тружусь на себя и учусь. В «свободном полете» зарабатываю уже пять лет.
Уникальное торговое предложение для заработка
Ваши творения славятся своей необычностью. Они не похожи на исконно национальные казахские корпе. Но они и не похожи на современные западные изделия. В чем секрет?
З: В пэчворке я люблю этно стиль. Сейчас мы используем и орнамент и пэчворк, а раньше бабушки делали только орнаменты. Современные вещи сложнее и красивее получаются. Вот у меня несколько работ увезли в Америку. Покупателям понравилось, то, что там смешенная техника и то, что используются национальные черты. Они даже сказали, что не может быть, что бы такое было.
Мне нравиться возрождать забытые народные традиции, поэтому шью в народном стиле. В этом году я впервые участвовала в выставке-ярмарке «Восточный базар», туда я впервые изготовила настенное панно, конечно же, в нашем национальном колорите.
Именно использование национального шитья и помогло мне найти свою нишу в бизнесе и заработать на пэчворк, превратить свое хобби в бизнес. Рукоделием занимаются многие, но я предлагаю не просто красивые вещи ручной работы, а вещи имеющие смысл для моего народа. Мои изделия дарят на свадьбы, на рождение ребенка. В традиции принято собирать приданное для невесты, я думаю, что так у всех принято. У нас это определенные вещи и их должны быть обязательно нечетное число. Помимо постельного белья в приданное входят покрывала на диваны, ковры и коврики. Иногда в приданное входят и детские одеялки. Но часто детские наборы заказываются отдельно. Все эти изделия украшаются национальными узорами, в которых заложен символизм пожеланий и оберегов.
Где найти покупателей
Где продаете свои творения? Как Вы себя рекламируете?
З: Основная площадка это Инстаграм, в Казахстане это самая популярная сеть для раскрутки малого бизнеса. И конечно, по рекомендациям много покупателей приходят. Вот например этническое все в подарок забирают. Кто то на приданное берет. Кто то для себя.. Покупатели разные, часто делают заказы из других стран, к примеру из Канады, США, Германия, Россия. Зарубежные клиенты в основном заказывают изделия в казахском стиле, так как такое можно купить только у нас. Но что бы выгодно отличаться от других мастериц, приходится все время совершенствоваться. Я постоянно посещаю мастер классы своих коллег. Это дает постоянную подпитку новых идей, новых или других методов обработки ткани.
Сколько времени нужно, чтобы заработать на пэчворке
Сколько времени в день занимает эта деятельность?
З: Так как это мое любимое дело, я готова заниматься этим круглосуточно. Главное я считаю — желание. Если есть желание можно всему научиться. Смешная, на мой взгляд, история произошла, подтолкнувшая меня к аренде помещения для мастерской. Те, кто знают, что такое шитье, понимают, что это постоянные материалы, разложенные на полу, на всех столах и поверхностях. А пэчворк это еще и подборка цветов. Нужно примерить два, а зачастую, большее количество лоскутов. Постепенно мои домашние взмолились. В доме негде было отдыхать, присесть, просто… И в какой-то момент мне сказали, что пора выходить на новый уровень и снимать помещение… Так они меня мотивировали. (смеётся)
Об аренде
— С чего начиналась аренда? Как находили место, на что ориентировались?
З: Для начала, нужно определить, какого рода помещение вам необходимо для работы. Что вы планируете там делать? Нужно продумать все так, что бы оставить место для перспектив развития. Например, помимо места для кроя и шитья у меня должно быть достаточно площади, что бы разложить и развесить готовую продукцию. Иногда я провожу мастер классы, значит, швейных машинок должно быть несколько. Так как шить придется много, должно быть хорошее освещение. Ну, например, большие окна, выходящие на южную сторону- дадут дополнительный свет в дневное время. Нужно не забыть о месте для глажки. А так же два обязательных критерия:
- Удобная локация для клиентов. В центре города, с хорошими подъездными маршрутами общественного транспорта
- Расположенные рядом магазины тканей.
Это нужно для клиентов, которые делают заказ из своих материалов и для мастериц, пришедших поучится новому. Да и самой тебе, для работы очень важно иметь такое подспорье. Ткани я покупаю в магазине рядом со своей студией @tkani4you.kz , а так же я часто езжу на рынки тканей. Так как я в этом уже разбираюсь, то и материалы выбираю качественные. Кстати, на таких рынках тоже можно найти новинки, которые повлекут новые творческие идеи и решения. Одним из таких творческих ходов было открытие мастер-класса для детей по пошиву кукол снежка.
Как посчитать стоимость изделия
Как Вы определяете стоимость творения? Что входит в стоимость?
З: В первую очередь считается стоимость выбранного сырья. Это ткани на лицевую сторону, изнаночная ткань и наполнитель. Нитки и дополнительные украшения (если есть) У всех изделий это считается отдельно. Даже если заказчик хочет сделать похожее одеяло, на то, что висит у вас готовое, цена может сильно отличаться, так как материалы могут быть другие. Что касается денег, за саму вещь, то здесь все зависит от сложности дизайна. Например, одеяло выполненное в классическом пэчворке будет стоить гораздо меньше, чем похожее в смешенной технике. Конечно, учитывается и время, и рисунок отстрочки. Важно все это проговорить с заказчиком, что бы разъяснить ему, лучше показать на наглядных примерах разницу изделий. И главное, клиент, заказывающий вещь в подобной мастерской, должен понимать, что это ручная работа, сделанная специально под его заказ. Ни у кого такого не будет, это эксклюзив, творческий эксклюзив. Такое не может стоить дешево! Если говорить о средней цене за метр квадратный, то это от 20000 тенге( от 60 долларов)
Сезонность заработка
Есть ли сезонность или другие систематические колебания спроса?
З: Как показывает опыт пяти лет, в моём бизнесе нет понятия сезонности. В любое время года рождаются дети или люди женятся вне зависимости от времен года. Но спрос иногда снижается. Тогда то и приходят на помощь в заработке- организация и проведение курсов и мастер-классов. Конечно, что бы зарабатывать, нужно заранее позаботиться об оформлении своего официального статуса. Я оформила ИП, это дает возможность торговать, зарабатывать и рекламировать себя беспрепятственно везде.
Что Вы можете посоветовать новичкам хендмейдерам, как заработать на пэчворк, как превратить свое хобби в бизнес, приносящий не только моральное, но и материальное удовлетворение?
З: Для начала нужно определить, что вы умеете делать. Важно от этой деятельности получать удовольствие! Одних навыков недостаточно. Если вам скучно и не интересно, вы не сможете это сделать бизнесом. А еще важно не задирать нос и постоянно учится новому, это будет легко и интересно, только в случае, если вы выбрали «свое дело». Ну и как говорят, не узнаешь, пока не попробуешь! Желаю всем удачи!
Как с Вами можно связаться?
З: Со мной можно связаться по номеру + 7 708 633 78 89 или посетив мои странички в Инстаграм: @kviltkz Фэйсбук
Источник
Не знаю, занимаюсь ли я бизнесом, или — искусством, которое получило признание, в том числе, и материальное, ещё при жизни художника, но факт остается фактом. С тех пор, как в мою жизнь вошел этот бизнес-искусство, все в ней резко изменилось в лучшую сторону. Не только в финансовом плане, хотя и это немаловажно, но и позволило мне реализовать себя как творческую личность, раскрыть способности и таланты, о которых я до этого даже и не подозревала.
В середине девяностых всех нас постиг кризис. Меня же «накрыло» вдвойне. Оставшись одна с маленькой дочкой, которой едва исполнилось три года, я, едва выйдя из отпуска по уходу за ребенком, сразу попала под «сокращение». Папы у нас не было. В то время модным девизом было: «я сама», и я родила ребенка от любимого, но, увы, несвободного человека, который не захотел ничего менять в своей жизни из-за меня.
Но это все не казалось мне проблемой, я считала, что смогу вырастить ребенка сама, в том числе, и в финансовом плане. Работа была стабильной, зарплату в банке платили регулярно, и неплохую.
К тому же, даже находясь в отпуске по уходу за ребенком, я брала «работу на дом» и могла зарабатывать. Когда банк закрылся, первое время жили «на старых накоплениях». Затем — пыталась искать работу, но время было такое, что на работу, тем более, женщину с маленьким, постоянно болеющим ребенком, брать никто не хотел.
Надо было кушать и одеваться. Привыкнув, что моя дочка всегда выглядела, как принцесса, я не знала, какой выход из положения найти, когда мы выросли практически из всех нарядных платьев. На глаза мне попался журнал с выкройками, причем — не обычными, а выкройками нарядов, выполненных из лоскутков ткани и декоративной вязки. Я решила попробовать повторить модель, хотя мой опыт создания одежды ограничивался школьными уроками труда, и шедевры явно не радовали.
Тем не менее, я очень старалась, и моя первая модель сарафана для дочки (верх — вязаный крючком, юбка — из моего сарафана из «шотландки» университетских времен), вызвала бурный фурор на детской площадке. Вдохновленная неожиданным успехом, я начала «творить». В ход пошли все запасы ниток, что были в доме (сохранились ещё со времен моего девичества и жизни у бабушки, заядлой «вязальщицы»). Ткань (лоскутки) покупала в магазинах, там остатки даже самой хорошей и дорогой ткани можно было приобрести по умеренной цене.
Вскоре, мамы, которые гуляли вместе с нами, стали интересоваться моими работами. Название такого направления в моделировании одежды «пэчворк». Когда-то это было присуще стилю хиппи, затем — вошло в жизнь людей, не разделяющих взгляды этого течения, но которым нравилось все необычное и непохожее на других.
Я стала получать первые заказы от тех мам, что гуляли с нами. Сначала — на детскую одежду. Затем — на взрослую. Мои гонорары и стремление к расширению возможностей моего творчества росли. Журналы с выкройками остались в далеком прошлом. Я создавала модели сама.
Однажды, одна из моих заказчиц попросила создать для её сестры необычное свадебное платье. Оно получилось действительно уникальным. Лиф платья был выполнен из сочетания ирландских и вологодских кружев ручной работы, которые я специально приобрела для этого платья. Низ — множество юбок, из настоящего, тончайшей работы японского шелка. Расшивала я платье мелким речным жемчугом. Невеста пришла в восторг. С тех пор, основой моих заказов стали дорогие штучные товары.
С начала моей «карьеры» прошло больше десяти лет. Сейчас у меня есть своя мастерская, магазин, свой штат сотрудников. В него входят и художники, которые помогают мне работать над коллекциями, и те, кто воплощает идеи в жизнь. Ассортимент нашей продукции самый широкий. Помимо штучных эксклюзивных товаров (свадебные платья и аксессуары, одежда для детей), мы производим сумки, шапки, перчатки, шарфы, выполненные в стиле «пэчворк». Кроме того, у нас есть отдельная коллекция джемперов по возрастным группам: для детей, молодежи, взрослых.
Конечно, я не скажу, что зарабатываю миллионы, но нисколько не жалею о том, что когда-то потеряла свою первую работу в банке. Сейчас я чувствую себя гораздо счастливее.Во-первых, потому, что смогла найти себя.Во-вторых, потому что могу работать, не разлучаясь с дочкой (сейчас она активно мне помогает, учится в художественной школе). В-третьих, я сама себе хозяйка, и гораздо меньше завишу от внешних обстоятельств. Ну, и, наконец, создание моделей в стиле «пэчворк» — это настоящее искусство. И я очень рада, что мой небольшой бизнес позволяет получать не только материальное, но и моральное удовлетворение, и радость от творческой деятельности.
Специально для ХОБИЗ.RU
Источник
Ручная работа в современном мире, где почти всё, что нас окружает, производится на китайских фабриках, ценится чуть ли не на вес золота. Одно из самых кропотливых ремесел, требующих не только внимания, но и невероятной усидчивости мастера, – лоскутное шитье. О том, можно ли им заработать на жизнь и так ли легко найти в Иванове покупателей эксклюзивных вещей, мы побеседовали с Мариной Тулуповой, руководителем клуба «Лоскутная мозаика» при областном Центре культуры и творчества.
Всё началось с «жадности» к тряпочкам
– Марина Юрьевна, почему вы выбрали для себя именно этот вид творчества?
– С ним тесно связана моя специальность: по образованию я преподаватель технологии и предпринимательства, другими словами – учитель труда. Тема моей дипломной работы была очень близка к моей сегодняшней деятельности: «Преподавание лоскутного шитья для учеников 4-8-х классов». Еще одна специальность – мастер по пошиву мужской одежды. Я работала мастером на швейном производстве, и вокруг меня всегда было множество разных тряпочек, ненужных обрезков, которые было жаль выбрасывать. С этой «жадности» всё и началось. Я попробовала шить небольшие вещички: прихватки, наволочки для себя и своего дома, для знакомых. В 2003 году я впервые пришла в «Лоскутную мозаику» на юбилейную выставку (клубу исполнилось 10 лет) и осталась здесь. У меня было много теоретических знаний, но не хватало опыта. Вот его-то я и набиралась в клубе. Кстати, этот принцип – обучение в процессе общения – сохранился здесь до сих пор.
Через три года меня пригласили возглавить клуб, заменив уехавшую руководительницу. Конечно, поначалу было тяжело, но теперь, думаю, главные сложности позади. Своим клубом, который посещают 35 мастериц со всего города, я очень горжусь: в этом году на фестивале «Лоскутная мозаика» мы стали лауреатами, получили шесть поощрительных призов и приз зрительских симпатий.
– Можно ли сказать, что сейчас происходит некое возрождение лоскутного творчества? 35 завсегдатаев клуба – это достаточно большая цифра…
– Возрождение было в 1990-х. Тогда многие начинали заниматься лоскутным творчеством с нуля. Возможно, это было связано с тем, что в трудные времена женщины старались отвлечься от повседневности, заполнить душевную пустоту… Сейчас лоскутное шитье – очень популярный вид творчества, которым занимаются многие.
– И дорого это обходится?
– Вопрос философский (улыбается). Для начинающих расходы минимальны: как правило, в ход идут лоскутки и обрезки тканей, которые есть в каждом доме, у друзей и знакомых. Для профессионалов, зарабатывающих своим творчеством, процесс становится дороже: там ткани уже нужно покупать, одними обрезками не обойдешься.
Лоскутное одеяло спасает от невзгод
– То есть затраты диктуются материалом?
– Не только. Многое зависит и от того, в каком направлении работает мастер. Русский народнодеревенский стиль требует использования наших ивановских ситцев прошлого века. Такую ткань, к сожалению, уже не выпускают фабрики, но их еще можно купить с рук: наверное, у каждой бабушки есть антресоль с таким «богатством». Впрочем, эти ситцы не так уж и дороги, если сравнивать их с европейскими или американскими тканями для пэчворка, которые используются для выставочных панно и дорогих покрывал в современном городском интерьере. За границей существует целая индустрия для любителей этого творчества: ткани, инструменты, разные приспособления. Русские лоскутницы менее избалованны, зато более универсальны.
А в целом мы работаем с теми тканями, которые продаются в городе. Иногда заказываем материал в Москве или в интернет-магазинах. У меня с годами развилась профессиональная болезнь: не могу пройти мимо ткани, которой у меня нет, не купив ее. Вся квартира завалена материалами. Гости ужасаются (улыбается). Зато когда появляется заказ, я не бегаю по магазинам – всё есть дома.
– Какие вещи вы чаще всего изготавливаете на заказ? Что сейчас популярно?
– Среди утилитарных вещей популярны лоскутные одеяла, панно, иногда шторы. Их, как правило, заказывают состоятельные люди, которые покупают деревянные дома в деревенском стиле. В таком доме лоскутные вещи смотрятся благородно, изысканно. У многих лоскутное одеяло ассоциируется со счастливым детством, запахом бабушкиных пирогов и парного молока. Наверное, неслучайно считается, что эта вещь выполняет функцию оберега, храня хозяев от невзгод. Не зря говорят, что, даже если у человека есть всё, для полного счастья ему не хватает… лоскутного одеяла.
Я не делаю панно, так как у меня нет художественного образования, но с удовольствием беру заказы на пошив покрывал. Очень интересно создавать лоскутную одежду (жилеты, жакеты) и сумки. Конечно, такую одежду наденешь не каждый день, но иногда, на выход, она очень кстати.
Меньше сумма – реже стёжка
– А с реализацией как обстоят дела?
– Проблем с продажей готовой вещи никогда не бывает. Поэтому я не требую с клиента предоплату. Передумает – ничего страшного, вещь я всегда пристрою, даже не переживаю об этом. Потенциальные покупатели обычно находят меня в соцсетях, где я размещаю фото готовых работ. Вместе оговариваем нюансы, и я начинаю трудиться. Заметила, что клиентам очень нравится, когда я выкладываю фото поэтапного создания их заказа, как бы отчитываюсь перед ними. Рука у меня, что называется, набита: могу успеть сшить одеяло за 4-5 дней, жакет за неделю.
Цены на вещи, созданные вручную, порой удивляют покупателей. На ярмарках интересуются, и когда узнают, что полуторное одеяло стоит 6-7 тысяч, а двуспальное – от 8, говорят, что очень дорого. Но ведь львиную долю цены изделия составляет стоимость ручного труда мастера и затраченного времени, и лишь около 20% – стоимость материала. Конечно, каждый мастер по-своему оценивает свой труд, но есть и общие тенденции рынка.
– А как же индивидуальный подход?..
– Если ко мне приходит заказчик и говорит, что не готов заплатить за одеяло больше 4 тысяч, я иду навстречу и шью именно за эту цену. Но предупреждаю, что лоскутки будут побольше, а стежка не такая плотная. И все остаются довольны. Я не отказываюсь ни от каких заказов, только стараюсь соблюсти баланс между своей выгодой и возможностями покупателя… Московские мастера избалованны: они привыкли к хорошему сбыту и могут сами диктовать условия, а мы рады каждому заказу…
– Можно ли прожить на выручку от продажи лоскутных изделий?
– Вопрос сложный. Наверное, у кого-то получается… У меня есть основная работа в Центре культуры и творчества, такая «подушка безопасности». А реализация лоскутных вещей, как и любых творческих произведений, очень непостоянна: когда-то их берут хорошо, когда-то – не очень.
Больше всего заказов поступает летом, в туристический сезон. А вот Новый год – не «лоскутный» праздник. Высокий спрос бывает перед 8 Марта: женщинам дарят прихватки и другие красивые штучки для кухни. Самые популярные праздники, на которые заказывают лоскутные вещи, – свадьбы и годовщины свадьбы, а еще рождение малыша. Это тенденция последних трех лет. Дарят лоскутные изделия на дни рождения, юбилеи. Иногда – с целью кого-то удивить. Например, недавно мне заказали жилет, похожий на традиционный узбекский. Оказывается, юбиляр, живущий сейчас в России, провел детство в Узбекистане и сохранил об этой стране теплые чувства. Я сшила ему жилет и тюбетейку. Говорят, обрадовался подарку невероятно. Он надевает их на рыбалку, и теперь для него такой выходной еще и праздник.
В целом, думаю, не каждая мастерица сможет прожить на выручку от своего хобби. Ведь тут надо не только хорошо шить, но и иметь предпринимательскую жилку. А это в одном человеке сочетается не так часто.
Источник