Бизнес план по восстановлению завода
Правительство, вынесшее вчера на формальное утверждение проект Общенационального плана восстановления экономики, уже готовится к началу реализацию его второго этапа — принятию мер по оживлению потребительского спроса и росту частных инвестиций, которые в условиях бюджетной консолидации должны обеспечить в 2021 году рост российского ВВП на 3,3%. В дальнейшем, в 2022–2024 годах, Белый дом рассчитывает привлекать частные средства не только для восстановления экономики, но и для достижения обновляемых сейчас национальных целей.
Работа над Общенациональным планом восстановления экономики, как сообщил вчера премьер-министр Михаил Мишустин на заседании кабмина, завершается — по данным “Ъ”, документ одобрен правительством. В рамках этого плана, рассчитанного до 2024 года, Белый дом ставит перед собой задачу восстановления занятости и доходов населения, а также и роста экономики с одновременными долгосрочными структурными изменениями. Документ, насчитывающий около 500 мероприятий общей стоимостью в 5 трлн руб., был представлен Владимиру Путину еще в июне и тогда был одобрен в целом. Правительство приступило к его исполнению до формального утверждения — в итоге, как ранее сообщал глава Минэкономики Максим Решетников, план уже «больше чем наполовину реализован». Это можно объяснить и тем, что в документ, среди прочих, включались близкие к завершению и даже уже выполненные мероприятия (см. “Ъ” от 8 июня).
Изначально говорилось о реализации плана в три этапа. Первый уже фактически истекает — до конца сентября правительство должно было стабилизировать экономическую ситуацию. Вчера, выступая в Совете федерации, первый вице-премьер Андрей Белоусов подвел итоги этой работы — всего из бюджета на стабилизацию потрачено 4 трлн руб., или 3,9% ВВП, что, по его словам, позволило локализовать кризис.
Второй этап — восстановление экономики, он продлится до конца 2021 года и предусматривает рост потребительских расходов, частных инвестиций и экспорта — минимум на 5%. Это должно способствовать росту ВВП на 3,3% в условиях сокращения госрасходов из-за выхода из антикризисных программ поддержки экономики. «Бюджетная консолидация исключает государственный спрос как фактор роста в течение ближайшего года, на самом деле — двух лет. Это означает, что факторы частного спроса, такие как потребление, частные инвестиции, экспорт, должны расти с опережающим темпом по отношению к ВВП»,— пояснил вчера первый вице-премьер. Финальный этап реализации плана охватит 2022–2024 годы, он предусматривает рост ВВП выше 3% в год, реальных располагаемых доходов населения — около 2,5%, инвестиций в основной капитал — более 5%, ненефтегазового экспорта — на 3–4%.
Ситуацию с урезанием госрасходов усугубляет и сокращение госкомпаниями инвестиционных программ.
На них приходится почти четверть всех инвестиций в стране, и ожидаемое сокращение инвестспроса со стороны девяти крупнейших госкомпаний может составить 15% от запланированного, или 270 млрд руб. Это в свою очередь повлечет сокращение производства и проблемы неплатежей у производителей инвесттоваров. В этих условиях ключевые меры правительства связаны, прежде всего, с поддержкой инвестиций госАО. Речь идет о расширении линейки финансовых инвестиционных инструментов — например, «вечных» и зеленых облигаций (см. “Ъ” от 21 мая).
Наибольшие надежды по привлечению частных инвестиций правительство возлагает на механизм СЗПК: до конца года власти рассчитывают заключить 20 соглашений на 900 млрд руб., а до 2024 года — не менее 1 тыс. соглашений на 14 трлн руб. С 2021 года механизм будет распространен на регионы с понижением порогов для таких инвестпроектов и введением механизма налогового вычета (см. “Ъ” от 15 сентября). Впрочем, господин Белоусов предупредил, что повсеместной раздачи денег ждать не стоит: регионам придется представить инвестиционный стандарт (он еще в разработке) и подготовить «правильно упакованные проекты». Сейчас к таким требованиям готова треть регионов, отметил первый вице-премьер.
Повышать инвестактивность правительство намерено и за рамками Общенационального плана.
В целом меры по восстановлению экономики синхронизированы с задачами правительства на 2022–2024 годы, которые войдут в план по достижению национальных целей на период до 2030 года.
По словам Андрея Белоусова, помимо инвестиций правительство выделило пять направлений работы. Это, в том числе, регуляторные (реформа контроля и надзора и план трансформации делового климата) и секторальные меры (диверсификация оборонной промышленности, поддержка агропромышленного комплекса). Новые направления работы связаны с пересмотром национальных целей: так, речь идет об обновлении инфраструктурного нацпроекта и нацпроекта по развитию малого и среднего предпринимательства. Сектору МСП Белый дом обещает промежуточный налоговый режим для растущих компаний, а также цифровую экосистему с возможностью уплаты налогов, получения кредитов и предоставления информационной поддержки.
Диана Галиева, Евгения Крючкова
Бизнес-план производства – это первый шаг, с которого начинается реализация любого проекта. В отличие от предприятий, ведущих только коммерческую деятельность, в случае выпуска своей продукции потребуется подробно описать весь производственный процесс, готовый продукт и привести соответствующие расчеты.
Резюме проекта
Резюме должно кратко и емко описывать цели предприятия, основные направления стратегии развития, тут же приводятся сведения о окупаемости и прибыльности проекта. Главная задача резюме – привлечь внимание инвестора, заинтересовать в дальнейшем изучении бизнес-плана. Полезно будет включить в раздел описание готовой продукции.
Анализ конкуренции
Содержится информация об особенностях выбранной отрасли, насыщенности рынка в этой сфере и потребностях потенциального клиента. Особенно важно провести такой анализ для высококонкурентных отраслей – деревообрабатывающего производства, производство мягкой и корпусной мебели, пластиковых окон, дверей, полиэтиленовой упаковки, изделий из нержавеющей стали и т.д. В случае высокой конкуренции, бизнес-план должен акцентировать внимание инвесторов на конкурентных преимуществах проекта, при этом желательно не делать акцент на уникальности идеи – любые ноу-хау быстро подхватывают конкуренты и концепция перестает быть оригинальной.
Также не следует заявлять об отсутствующей конкуренции – это может говорить о низком спросе на подобный продукт. Составляя бизнес-план производства шлакоблоков, следует учитывать имеющиеся в регионе заводы пеноблоков, блоков из керамзитового гравия.
Регистрация производства
Организационная форма предприятия зависит от планируемых масштабов будущей деятельности, используемых материалов и оборудования. Такие бизнес-идеи, как изготовление мебели, мыла ручной работы, мягких или деревянных игрушек, декоративной фурнитуры, бумажных пакетов или стаканчиков не требуют крупных производственных мощностей и могут быть реализованы в формате домашней мастерской. Для них подойдет организационно-правовая форма индивидуального предпринимателя с упрощенной системой налогообложения.
Открытие крупного производства предполагает наем работников, использование специализированного оборудования, материалов, подлежащих сертификации. Так, для изготовление профнастила, бетона, искусственного камня, гранитной крошки, металлической сетки лучше зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью.
Поиск и аренда помещения для производства
Выбор помещения зависит от производимого продукта. Пошив постельного белья или небольшую столярную мастерскую можно организовать на дому в форме ИП. Для мебельного производства, изготовления поддонов, древесного угля потребуется площадь от 200 м2, не считая складской территории. Завод, выпускающий продукцию, с использованием специализированного оборудования, нуждается в большей площади. Так, для производства строительного гипса, щебня, резиновой плитки, брусчатки необходимо помещение от 800 м2 способное обеспечить потребности в электроэнергии.
Покупка необходимого оборудования
Для приобретения оборудования под производство возможны три варианта:
лизинг или аренда;
- Купить бизнес-план производства
покупка оборудования б/у;
покупка нового оборудования.
Первые два варианта особенно актуальны для малого бизнеса. Это позволит снизить первоначальные затраты, а по мере расширения бизнеса оборудование возможно выкупить или заменить на новое. Некоторые виды продукции предполагают использование только новых установок. Для выпуска питьевой бутилированной воды нужно закупить фильтры грубой и тонкой очистки, насосные установки, стерильные баки, автоматы для розлива и этикетирования.
Поиск и наем сотрудников
Открытие производства предполагает привлечение высококвалифицированного персонала и дальнейшее обучение специфики технологического процесса. Для запуска предприятия потребуется персонал:
управляющий или директор;
начальник производства;
- Стоимость бизнес-плана производства
мастер цеха;
2 работника цеха;
менеджер по продажам;
бухгалтер.
Для производства технологически сложной продукции потребуется привлечение специалистов-инженеров на постоянной или временной основе и инженер-технолог.
Финансовое планирование бизнес-плана
Ниже приведен пример финансовых расчетов бизнес-плана по производству тротуарной плитки с нуля:
Инвестиционные затраты | 380 000 руб. |
Чистая прибыль в месяц | 135 000 руб. |
Общие расходы в месяц | 266 000 руб. |
Себестоимость 1 м2 плитки | 320 руб. |
Срок окупаемости | 3 месяца |
Рекламная кампания
Маркетинговая стратегия зависит от целевого клиента предприятия. Если продукт выпускается для розничного покупателя, то акцент делается на наружной рекламе и продвижению в интернете и соц. сетях. Для производств, поставляющих продукцию сбытовым организациям или выпускающим сырье для других предприятий, целесообразно участие в презентациях и конференциях, распространение адресной рекламы потенциальным покупателям, немаловажно создание привлекательного сайта.
Возможные риски
Основные риски при открытии собственного производства связаны с поставщиками сырья, работой оборудования, компетентностью работников цеха и изменением спроса на выпускаемый продукт. К снижению доходов также может привести неотработанная технология или недостаточная производственная мощность.
Пример бизнес-плана по производству мягкой мебели
Несмотря на высокую конкуренцию, мебельные предприятия не испытывают недостатка в клиентах. Открыть мебельный цех можно с инвестиционными вложениями от 500 000 рублей и площадью от 400 м2. По ссылке представлен бесплатный образец бизнес-плана по производству мягкой мебели.
Бизнес-план производства мебели.
Первый вице-премьер Андрей Белоусов видит угрозу сокращения инвестиционного спроса. Фото с сайта Совета Федерации РФ
Российские чиновники все чаще сообщают о своей работе над проектом общенационального плана восстановления экономики на 2021 год. Первая версия этого плана была представлена президенту Владимиру Путину еще в начале июня. Однако окончательная версия плана не утверждена до сих пор. Поэтому министры правительства РФ объяснили в среду, что план восстановления выполняется параллельно с его доработкой.
«План направлен на восстановление эффективной занятости и платежеспособного спроса, поддержку индивидуального, малого и среднего предпринимательства, запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата, а также на ускорение технологического развития экономики, увеличение экспорта и поддержку импортозамещения», – сообщил на заседании правительства премьер Михаил Мишустин. По его словам, сейчас необходимо «перезапустить позитивные процессы и продолжить движение вперед».
Главными целями проекта общенационального плана (рассчитан до 2021 года. – «НГ») являются выход на траекторию устойчивого роста экономики, обеспечение восстановления занятости и доходов населения, долгосрочные структурные изменения в экономике на основе использования новых технологий, возможностей рынка труда и образования, быстрого и качественного строительства жилья, экспортной ориентации и активного импортозамещения.
Мишустин при этом отметил, что ряд мероприятий уже успешно исполняется и они «синхронизированы с проектом бюджета на следующие три года». О том, что правительство фактически работает по формально не утвержденному плану восстановления экономики, сообщал днем ранее и глава Минэкономразвития Максим Решетников. «Есть установка рассмотреть общенациональный план восстановления экономики. Но это по большому счету тот план, который уже больше чем наполовину реализован», – указал он, выступая в Совете Федерации (СФ) во вторник. По версии главы МЭР, утверждать общероссийский план вроде как и не требовалось. «Там детальная была проработка, был представлен президенту. И по поручению руководства правительства мы его реализовываем даже без утверждения. Сказали, что есть, что все правильно. Мы его сверстали, и мы по нему двигались», – пояснил министр.
Чиновник сообщил, что сейчас идет работа над единым планом достижения национальных целей до 2030 года (в соответствии с указом президента) и до 30 октября этот документ должен быть подготовлен. «Поскольку вышел указ (указ президента РФ от 21 июля 2020 года о национальных целях развития РФ на период до 2030 года. – «НГ»), он задал другую глубину (планирования и реализуемых мер. – «НГ»). У нас план восстановления – это полтора года. А как вы понимаете, указ (о наццелях) – это 2030 год и соответственно перезагрузка или, скажем так, дозагрузка национальных проектов. И единый план (достижения национальных целей до 2030 года) мы должны обновить и представить до 30 октября», – сказал Решетников. Отметим, речь идет о том самом плане, который фактически отменяет аналогичный майский указ 2018 года (см. «НГ» от 07.09.20).
Главное, чтобы с единым планом достижения наццелей не случилось то же, что и с планом по восстановлению экономики. Напомним, план восстановления экономики РФ на 2020–2021 годы был представлен президенту РФ Владимиру Путину еще 2 июня; стоимость нацплана составила около 5 трлн руб. Однако уже 19 июня проект был отправлен на доработку. Вместо этого власти сосредоточились на национальных целях с горизонтом планирования до 2030 года.
Глава Минэкономразвития Максим Решетников считает план восстановления экономики выполненным. Фото с сайта www.council.gov.ru |
В начале сентября первый вице-премьер Андрей Белоусов проблему утверждения плана восстановления экономики связывал с необходимостью его «синхронизации с прогнозом социально-экономического развития». «Он (план восстановления экономики. – «НГ») закончен. Его надо синхронизировать с прогнозом, поэтому он до сих пор не утвержден, поскольку прогноз еще дорабатывается, (вносятся. – «НГ») последние штрихи. Он будет идти параллельно с прогнозом», ‒ сообщал вице-премьер. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что отдельные пункты разработанного правительством национального плана восстановления экономики в 2020–2021 годах обсуждаются с президентом на постоянной основе.
О том, что план восстановления фактически состоялся, указал в четверг в СФ и Андрей Белоусов. Как подчеркнул чиновник, задача властей в период пика пандемии коронавирусной инфекции «состояла в том, чтобы поддержать людей и не дать кризису расползтись на смежные отрасли по цепочкам поставок и платежей». «Всего только из федерального бюджета было затрачено финансовых ресурсов более чем на 4 трлн руб. – это 3,9% ВВП. Это позволило ограничить глубину и продолжительность спада потребления и, главное, задержать занятость», – указал первый вице-премьер.
Вместе с тем чиновники предпочитают акцентировать внимание на будущем. По итогам этого года ВВП страны снизится примерно на 4%, тогда как уже в следующем – вырастет на 3,3%, ожидает Белоусов. Он подчеркивает: рост экономики в следующем году должен быть основан на опережающем росте потребительских расходов, частных инвестиций и экспорта минимум на 5%. И именно для достижения этой цели правительство подготовило общенациональный план действий, включающий 30 главных инициатив, детально проработанных и обеспеченных финансированием, подчеркнул первый вице-премьер.
Другой вопрос, как это будет реализовываться на практике. К примеру, как сообщил Белоусов, курс на бюджетную консолидацию (сокращение дефицита бюджета и возвращение к параметрам бюджетного правила в 2022 году) на практике будет означать, что бюджетные инвестиции в ближайшие два года уже не будут фактором роста экономики. Теперь ключевой задачей правительства является поддержка инвестпрограмм девяти крупнейших госкомпаний, чьи инвестпрограммы составляют четверть всех инвестиций в стране и в два с половиной раза больше бюджетных инвестиций. «Сокращение инвестиционного спроса со стороны девяти крупнейших компаний с госучастием относительно плана может составить около 15%, то есть примерно 270 млрд руб. к плану. Это может вызвать по цепочке сокращение производства и неплатежи у производителей инвестиционных товаров, машиностроителей и металлургов», – рассказал правительственный чиновник, замечая, что предотвращение этого риска – ключевая задача правительства.
Стимулировать инвестиционный рост власти надеются за счет заключения с бизнесом соглашений о защите и поощрении капвложений (СЗПК). Как говорит Андрей Белоусов, в текущем году правительство рассчитывает заключить 20 СЗПК на сумму около 900 млрд руб., а в перспективе до 2024 года – не менее тысячи соглашений на сумму 14 трлн руб. При этом все необходимые подзаконные акты по СЗПК будут окончательно подготовлены в течение недели, рассказал он в СФ.
Отметим, речь идет о том самом механизме СЗПК, который власти начали обсуждать еще два года назад – сначала через небезызвестный «список Белоусова», а затем через разнообразные инвесткодексы, по которым бизнесу гарантировался «индивидуальный подход» (см. «НГ» от 12.03.20).
Очевидно, капиталы, которые власти надеются получить от бизнеса, они намерены пустить на строительство инфраструктуры. Так, отметил первый вице-премьер, комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры РФ до 2024 года потребует финансирования в размере 4 трлн руб., в том числе 1 трлн руб. – из госбюджета. Для развития инфраструктуры власти также планируют применять инфраструктурные облигации для финансирования дорожного строительства, зеленые облигации и прочие финансовые инвестиционные инструменты.
Также не очень понятно, как правительство будет делать ставку на «опережающий рост потребительских расходов» с учетом того, что регионам РФ предлагается увеличить со следующего года бюджетные заимствования. «В принципе на следующий год, видя ситуацию, которая у нас сейчас складывается, я считаю, что нам нужно максимально разрешить регионам заимствовать. Минфин на это пошел, частично пошел. Как известно, правительство такие решения приняло. Мы сейчас продлеваем разрешения в части выпадающих доходов и в части антикризисных мероприятий. Дальше будем смотреть по развитию ситуации», – указал Белоусов, подчеркивая, что сегодня уровень закредитованности регионов существенно ниже. «У нас сегодня, если говорить про закредитованность, проблемы в 12 регионах, где доля долга к собственным доходам превышает 50%. В среднем по стране она сейчас 22%», – сообщил он.
Как считают эксперты, сегодняшнее официальное одобрение и согласование плана восстановления экономики выглядит скорее формальностью, чем необходимостью. «Можно предположить, что не было времени для согласования в том виде, в котором это происходит обычно. Экономика впала в стресс очень быстро, нужно было быстро реагировать, и первые восстановительные работы начались с ходу, без промедления. План по поддержке населения и бизнеса тоже был реализован в сжатые сроки – пожалуй, настолько быстро экономика еще никогда не получала стимулов», – говорит старший аналитик аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.
«План мероприятий по поддержанию экономики, разработанный в июне, изначально был комплексом пожарных действий – чуть ли не в прямом смысле, для тушения пламени кризиса, в котором сгорали бизнесы, отрасли, доходы людей и компаний. Для всесторонней процедуры утверждения не было времени и возможностей, все осуществлялось на ходу. Правительство, очевидно, поступало по принципу «лицом к лицу лица не увидать», – рассуждает главный аналитик «ТелеТрейд» Марк Гойхман. Теперь же схлынула острота пандемии и кризиса, продолжает он. «Из кризисного план становится посткризисным», – резюмирует эксперт.