Бизнес план по видам стандартов
Здравствуйте, уважаемые читатели! В одной из своих статей (это ЗДЕСЬ) я рассказывал о том, какие разделы должен включать в себя бизнес-план. При этом рассматривалась структура, предложенная Организацией Объединённых Наций по промышленному развитию (UNIDO).
В настоящее время международный стандарт бизнес-планирования ЮНИДО является одним из самых распространённых и активно используется по всему миру, в том числе и в России.
Я занимаюсь разработкой бизнес-планов чаще всего именно по этому стандарту. Он включает в себя все необходимые разделы, которые нужны для полного представления проекта.
Помимо UNIDO, существует ещё множество методик составления бизнес-планов. Если рассказывать о каждой из них по отдельности, то статья получится слишком громоздкой, и вы вряд ли станете её читать. Для упрощения предлагаю рассмотреть основные стандарты бизнес плана, понять, почему их так много, и рассказать об их сходстве и различиях. Думаю, что так будет проще и мне, как автору, и вам, как читателям.
Какие бывают методики написания бизнес-планов
Составляя бизнес-план, вы должны заранее знать, куда вы его будете предоставлять. От этого зависит структура, которой нужно следовать в процессе разработки.
Например, для инвестора нет принципиальной разницы, с какой структурой вы будете работать. Поэтому для него подойдёт план, составленный по стандарту UNIDO. Если же вы будете подготавливать бизнес-план для Сбербанка РФ, то необходимо изучить требования, которые предъявляются со стороны банка. То же самое касается подготовки проекта для получения гранта – там свои требования.
Каждый банк может предлагать собственную методику планирования, которая будет отличаться от других. Так, свои стандарты разработали:
- Сбербанк РФ,
- ВТБ 24,
- Россельхозбанк,
- Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
Если рассматривать федеральные государственные учреждения, то свои стандарты есть у:
- Правительства РФ (утверждён Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 года №1470),
- Правительства Москвы (принят Постановлением Правительства г.Москвы от 3 июля 2007 года №676-ПП),
- Министерства экономического развития (утверждён Приказом Минэкономразвития РФ от 23 марта 2006 года №75).
На региональном уровне свои правила определяют:
- Региональные фонды поддержки малого и среднего предпринимательства,
- центры занятости населения,
- Министерства сельского хозяйства отдельных регионов (для предоставления грантов крестьянско-фермерским хозяйствам — подробнее об этой теме читайте ТУТ).
Помимо этого, существуют также стандарты, разработанные различными аудиторскими и консалтинговыми агентствами. Самые известные из них:
- KPMG – крупная международная сеть, оказывающая профессиональные консалтинговые услуги. Компанией был разработан собственный стандарт бизнес-планирования. Он довольно редко используется в нашей стране и больше подходит для тех, кто подготавливает проекты для представления их за рубежом.
- BFM GROUP – украинское консалтинговое агентство, создавшее собственную методику составления бизнес-плана.
Отдельно стоит отметить стандарт TACIS, разработанный в рамках реализации программы TACIS – технической помощи Содружеству Независимых Государств. Данная программа реализовывалась Европейским Союзом с 1991 по 2006 гг. и в данный момент уже не является актуальной. Соответственно, стандарт бизнес-планирования, разработанный в рамках программы TACIS, сейчас практически не используется.
Различия и сходства разных структур
Выше я перечислил некоторые стандарты, используемые в бизнес-планировании. Я охватил лишь часть, поэтому не судите строго, если что-то забыл упомянуть. Рассказать обо всех просто невозможно. А уж расписывать содержание каждого из них в данной статье не имеет смысла.
Если вам необходимо составить бизнес-план по какому-то определённому стандарту (например, для Россельхозбанка), то соответствующую документацию вам предоставят в банке. То же самое касается и проектов, направленных на получение гранта от государства – конкурсную документацию и требования к содержанию бизнес-плана вам обязательно дадут в той госструктуре, которая будет заниматься выдачей денежных средств (подробнее об этом написано ТУТ).
Зачем же нужно столько стандартов? Почему нельзя сделать какой-то один, который будет приниматься всеми?
Друзья, ответа на этот вопрос у меня нет. Так уж сложилось. Поэтому нужно следовать тем правилам, которые имеются сейчас. Если сравнить между собой различные структуры, то можно заметить, что разделы в каждой из них перекликаются между собой. Различие лишь в их порядке, а также в том, что некоторые исследования могут быть выделены в отдельный раздел.
Например, в структурах ЕБРР и KPMG отдельные главы посвящены SWOT-анализу. В стандарте UNIDO данный анализ проводится в рамках главы «План маркетинга».
Любой бизнес-план всегда можно без труда переделать из одного стандарта в другой! Нужно лишь немного посидеть, перераспределить разделы, убрать лишние и дописать недостающие.
Уважаемые читатели, я занимаюсь разработкой бизнес-планов на заказ уже давно и предлагаю вам свои услуги. Если вам нужно составить бизнес-план с нуля, доработать имеющийся документ или провести финансовый расчёт, напишите мне на электронную почту, указанную в шапке моего сайта, либо в комментарии после этой статьи. Я отвечу вам в самое ближайшее время, и мы с вами всё обсудим.
С уважением, Сергей Чесноков
Стандарты бизнес-планирования
- UNIDO (United Nations Industrial Development Organization)
- TACIS (Техничесая помощь Содружеству независимых государств)
- ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития)
- Правительство РФ
Также свои требования к содержанию бизнес-планов предъявляют банки:
UNIDO
В соответствии со стандартами бизнес-планирования UNIDO, бизнес-план должен включать следующие разделы:
- Резюме
- Введение
- Информация о компании
- Описание продукции (услуг)
- Маркетинговый анализ
- Маркетинговая стратегия
- Организационный план
- Производственный план
- Финансовый план
- Показатели финансовой эффективности проекта
- Анализ рисков
- Приложения
Резюме и введение | Информация о компании | Описание продуктов и услуг |
Любой читатель бизнес-плана должен получить ясное представление об общих условиях и бизнес-окружении проекта. Должна быть включена вся основная информация, ключевые показатели и цифры. Есть ссылки на более подробную информацию в других главах бизнес-плана. Введение дает ясное понимания взглядов, миссии и стратегических целей компании. Любой инвестор за 5 минут получит первое впечатление о компании, целях проекта и дальнейших планах. | Этот раздел бизнес-плана должен содержать всю необходимую информацию об организационной структуре компании. Основные цифры дают четкое понимание о размере компании, количестве сотрудников, их возрастной структуре и т.п. Может быть представлена информация о текущем месте компании на рынке. История компании, ее прошлые и будущие достижения, выполненные и запланированные проекты. У читателя должно сложиться впечатление, что работа с данной компанией не является рискованной. | Этот раздел бизнес-плана включает информацию обо всех прошлых, настоящих и будущих услугах и продуктах компании. Портфолио услуг четко структурировано. Все услуги четко сформулированы, доступно и коротко описаны. Ссылки на образцы продукции/услуг добавляют привлекательность и ясность проекту. Наличие портфолио услуг даст инвестору понять, что компания может успешно конкурировать. |
Маркетинговый анализ | Маркетинговая стратегия | Организационный план |
Включает все необходимые данные о рынке (объем рынка, доли основных игроков, информацию о потенциальных клиентах). Плюсом является наличие обзора потенциала рынка. По-возможности этот раздел бизнес-плана должен включать анализ позиции компании на рынке, ее долю и перспективы. Представлен перечень потенциальных клиентов. Описание рынка должно включать возможные риски и перспективы. Инвестор должен получить впечатление, что руководство компании имеет четкое и основательное представление о рынке и о своих будущих перспективах. | Данный раздел бизнес-плана дает четкое представление об основных направлениях маркетинговой активности (например, о специализации). Маркетинговая стратегия должна соответствовать общему видению, стратегии и целям компании. Маркетинговая стратегия ясно дает представление, в каком сегменте рынка действует компания, кто ее потенциальный клиент. В бизнес-плане должна быть представлена информация о прошлых, настоящих и будущих маркетинговых ходах. У инвестора должно сложиться мнение, что маркетинговая стратегия компании является активной, многоканальной и поможет максимально реализовать маркетинговый потенциал. | Данный раздел бизнес-плана отражает роль каждого члена команды. Организационный план должен отражать все функции и процессы, и вклад человеческих ресурсов в реализацию проекта. |
Производственный план | Финансовый план | Анализ рисков |
Данный раздел бизнес-плана представляет информацию о фазах, шагах и основных мероприятиях в рамках реализации проекта. Он должен содержать основные параметры проекта (время реализации, расходы, доходы, производственные циклы и т.д.). Большим плюсом бизнес-плана будет представление всех основных параметров в виде схем, диаграмм и графиков. Производственный план дает представление инвестору о том, что проект хорошо спланирован, имеет активную стратегию реализации. | Информация об инвестициях. Схема финансирования. Информация о доходах по проекту. Прогнозные формы финансовой отчетности. Финансовая часть бизнес-плана показывает основательность финансовой концепции и инвестиционного планирования. | Анализ рисков в бизнес-плане представляет собой четко структурированный перечень возможных рисков проекта. Все риски оцениваются с позиции их возможного возникновения и последствий. Анализ содержит информацию о том, как возможно минимизировать рассматриваемые риски, и о мерах предотвращения. Анализ рисков должен показать инвестору, что руководство компании занимает активную позицию в управлении рисками. |
вернуться в начало раздела
TACIS
Макет бизнес-плана, разработанный в рамках проекта ТАСИС Европейского Союза для Новых Независимых Государств.
|
|
|
вернуться в начало раздела
ЕБРР
ЕБРР финансирует проекты в большинстве отраслей, к которым относятся:
- агропромышленный комплекс;
- энергоэффективность;
- финансовые учреждения;
- обрабатывающая промышленность;
- муниципальная и экологическая инфраструктура;
- природные ресурсы;
- энергетика;
- недвижимость и туризм;
- связь, информационные технологии и СМИ;
- транспорт.
ЕБРР не финансирует:
- оборонную промышленность;
- производство табачных и ряда алкогольных изделий;
- производство веществ, запрещенных международно-правовыми актами;
- игорные заведения.
Рекомендации Европейского Банка Реконструкции и Развития к структуре бизнес-плана.
1. Титульный лист 2. Меморандум о конфиденциальности 3. Резюме 4. Предприятие 4.1. История развития предприятия и его состояние на момент создания бизнес-плана, описание текущей деятельности 4.2. Собственники, руководящий персонал, работники предприятия 4.3. Текущая деятельность 4.4. Финансовое состояние | 4.5. Кредиты 5. Проект 5.1. Общая информация о проекте 5.2. Инвестиционный план проекта 5.3. Анализ рынка, конкурентоспособность 5.4. Описание производственного процесса 5.5. Финансовый план 5.6. Экологическая оценка | 6. Финансирование 6.1. Графики получения и погашения кредитных средств 6.2. Залог и поручительство 6.3. Оборудование и работы, которые будут финансироваться за счет кредитных средств 6.4. SWOT — анализ 6.5. Риски и мероприятия по их снижению 7. Приложения |
вернуться в начало раздела
Правительство РФ
МАКЕТ БИЗНЕС-ПЛАНА, утвержденный Постановлением Правительства РФ
1. Титульный лист | 2. резюме проекта | |
|
| Это характеристика проекта, раскрывающая цели проекта и доказательства его выгодности. |
3. Анализ положения дел в отрасли | 4. Производственный план | |
(назначением раздела является указание на характер отрасли)
| (назначение раздела — аргументировать выбор производственного процесса и охарактеризовать технико-экономические показатели).
|
|
5. План маркетинга | 6. Организационный план | |
(в разделе должно быть показано, что реализация товара не вызовет серьезных проблем, и определен объем затрат на сбыт продукции) 1. Подтверждение отсутствия зарубежных аналогов продукции по проектам категории «А», мирового уровня продукции и спроса на нее на внешнем рынке по проектам категории «Б», замещения импорта при более низком уровне цен на продукцию по проектам категории «В», спроса на внутреннем рынке на продукцию по проектам категории «Г». Патентная ситуация. Защита товара в стране лицензиата на внутреннем и экспортном рынках. Возможность для конкурентов производить соответствующую продукцию без нарушения патентных прав претендента. Конечные потребители. Является ли организация монополистом в выпуске данной продукции. Характер спроса (равномерный или сезонный). Характеристики конкурентов. Особенности сегмента рынка, на которые ориентируется проект, важнейшие тенденции и ожидаемые изменения. Какие свойства проект предпочтительным по отношению к конкурентам. | 2. Организация сбыта. Дать описание системы сбыта с указанием фирм, привлекаемых к реализации продукта. 3. Обоснование объема инвестиций, связанных с реализацией продукции. Торгово-сбытовые издержки. 4. Каких возможных действий конкурентов следует опасаться и каковы основные элементы стратегии противодействия. 5. Обоснование цены на продукцию. Оптовая цена товара определяется исходя из конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках, уровня рентабельности, достаточного для поддержания стабильного финансового состояния и платежеспособности. 6. Расходы и доходы в случае проведения послепродажного обслуживания. 7. Программа по организации рекламы. Примерный объем затрат. 8. Программа реализации продукции. Выручка от продажи рассчитывается в соответствии с данными об объеме производства по кварталам и годам, уровне и сроках освоения проектной мощности, а также о ценах. Договоры или протоколы о намерениях реализации товара по предлагаемым ценам. | 1. Сведения о претенденте. Статус, уставный капитал, состав организации, финансовое положение. Расчеты коэффициентов оценки структуры баланса претендента: текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и их отношения к величине заемных средств в составе средств финансирования проекта, восстановления (утраты) платежеспособности. 2. Форма собственности претендента. По товариществам указываются условия создания и партнерства; по акционерным обществам — состав основных акционеров и принадлежащие им доли. 3. По открытым акционерным обществам указывается объем выпущенных акций и объем их эмиссии. 4. Члены совета директоров, краткие биографические справки. 5. Обладатель права подписи финансовых документов. 6. Распределение обязанностей между членами руководящего состава. 7. Поддержка проекта местной администрацией. |
7. Финансовый план | ||
1. Объем финансирования проекта по источникам. 2. Финансовые результаты реализации инвестиционного проекта показывают распределение выручки, полученной от продажи продукции, и объем чистой прибыли по кварталам и годам. 3. Исходными данными определения эффективности служат данные плана денежных поступлений и выплат. На первые 2 года реализации проекта показатели определяются с разбивкой по кварталам. Необходимым условием реализуемости проекта является положительное значение показателя денежного потока для каждого интервала времени. 4. Эффективность инвестиционных проектов оценивается по показателям срока окупаемости, точки безубыточности и бюджетного эффекта. 5. Срок окупаемости представляет собой период времени с начала реализации проекта по данному бизнес-плану до момента, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретет положительное значение. | 6. Точка безубыточности соответствует объему реализации, начиная с которого выпуск продукции должен приносить прибыль. Рассчитанный объем реализации (выпуска) продукции сопоставляется с проектной мощностью создаваемого предприятия. Точка безубыточности рассчитывается как отношение величины постоянных расходов к разности цены продукции и величины переменных расходов, деленной на объем реализации продукции. 7. Бюджетный эффект инвестиционного проекта определяется как сальдо поступлений и выплат федерального бюджета в связи с реализацией данного проекта. В расчетах проводится дисконтирование объемов поступлений и выплат по годам реализации проекта. Чистый дисконтированный доход государства как эффект от реализации проекта. 8. Поправка на риск проекта (низкий, средний, высокий, очень высокий). Коэффициент дисконтирования, учитывающий риски при реализации проектов. |
вернуться в начало раздела