Бизнес план по технология для школы
Читая газеты, слушая программы новостей, путешествуя по всемирной сети Интернет, беседуя друзьями, разговаривая с родными, мы постоянно соприкасаемся с вопросами, связанными с экономикой. Эти вопросы имеют самое непосредственное отношение к нашей жизни, окружающим нас людей, к событиям, происходящим в стране и мире, к месту и времени, в котором мы живем.
В какой-то момент практически каждому человеку приходит в голову создать собственный бизнес, т.е. заняться предпринимательством. Это мечта, воплотившись в жизни миллионов мужчин , заложила основу преуспевающей рыночной экономике во многих странах. Желание собственными руками, на собственные средства и под собственную ответственность создать новое предприятие, новые товары или услуги, новые способы производства или торговли вдохновляет многих людей. Какой бизнес без планирования.
Как мы уже знаем из курса технологии средних классов, бизнес-план – это обоснование основных шагов, которые намечается осуществить для реализации какого либо коммерческого проекта или создание новой фирмы.
Цель разработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайшее и отдельное время в соответствии с потребностями рынка и возможности получения необходимых инвестиций (ресурсов).
Бизнес-план помогает решить следующие задачи:
- определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы в этих рынках;
- сформировать долговременные и краткосрочные цели фирмы;
- выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
- оценить соответствии кадров фирмы и условий для мотивации их труда;
- определить состав маркетинговых мероприятий;
- оценить материальное и финансовое положение фирмы;
- предусмотреть трудности.
Бизнес-планирование с учащимися я начинаю изучать с 9-го класса. На курсах по выбору «Основы предпринимательства»» 4 часа отведены на составление бизнес-плана. Здесь, ребята получают упрощенный шаблон бизнес-плана, где им необходимо заполнить пустые графы. Но прежде они должны провести необходимые исследования, маркетинговые, финансовые и т.п. (тоже по шаблону).
В 10 классе ребята уже имея первоначальные знания по бизнес-планированию выполняют бизнес-проекты по определенной структуре которую мы рассмотрим позже.
Важным аспектом для написания бизнес-плана является ИДЕЯ. На первоначальном этапе учащиеся затрудняются с выбором темы проекта. Для этого на помощь приходят хорошо известные нам методы поиска новых идей: метод мозгового штурма, метод фокальных объектов (один из эффективных методов), метод КАРУС и т.п.
Далее ребята получают анкеты для оценки степени соответствия основных характеристик товара или услуги:
Основные характеристики товара :
- Рыночная привлекательность. Товар будет востребован, так как большинство потребителей воспримут его как полезный (привлекательный).
- товар недорогой, но подойдет не каждому;
- предназначен для крайне ограниченной группы потребителей (вроде рыбаков левшей);
- предназначен для специфической, но достаточно большой группы – например родителям учеников;
- практически неограниченный рыночный спрос- предназначен для крупных и разнообразных групп потребителей.
- Размер. Если товар слишком большой его трудно хранить и экспортировать.
- для доставки необходим грузовик;
- с трудом помещается в шкафу;
- удобен и транспортабелен – можно обойтись без транспорта;
- уместится в небольшой сумке.
- Срок годности. Черствые пирожки продать, так же трудно, как и «хиты» прошлого года!
- скоропортящийся продукт – может завянуть, растаять, зачерстветь и т.п.;
- продукт сезонного спроса или предназначенный для особых случаев;
- срок годности – не менее года;
- неограниченный срок годности.
- Безопасность. У детских игрушек не может быть мелких деталей или острых краев; косметические средства не должны содержать ингредиенты, которые могут вызвать аллергическую реакцию; недопустимо использование в производстве веществ и инструментов, опасных для здоровья и жизни.
- чтобы использовать продукт без опасности для жизни и здоровья, потребитель должен пройти специальный курс обучения;
- продукт имеет острые и режущие края;
- продукт безопасен для людей при правильном использовании в соответствии с инструкцией;
- продукт абсолютно безвреден – им мог бы пользоваться и младенец.
Производство. Желательно продукция будет производиться с использованием современного оборудованием с применением инновационных методов производства. Приветствуются проекты, где для производства товара применяются сложные агрегаты, оборудования, инструменты. Ценится подход к делу стимулирующий смекалку, творчество и изобретательность.
- Поставщики. Предпочтение отдается сырью и материалам местного происхождения. Поставщики должны быть надежный и известные, доступные и стабильные, как по качеству, так и по цене, местные и национальные компании и предприятия.
- все материалы куплены у разных поставщиков;
- большинство материалов легко доступно, их можно приобрести у местных производителей, но некоторые придется заказывать;
- все материалы можно приобрести у одного поставщика;
- Технологии. Желательно чтобы в производственный процесс включались сложные технологии, предполагающее обучение кадров.
- продукт легок в изготовлении, но возможны незначительные ошибки и брак;
- продукция может собираться конвейерным способом;
- требуется специальная профессиональная подготовка.
- Безопасность. Следует избегать опасного производства, промышленного оборудования и инструментов, использование которых сопряжено с возможностью несчастных случаев.
- производство, предполагающее потенциальною опасность и требующее соблюдение специальной техники безопасности;
- частичное использование опасного оборудования в специально оснощенных цехах;
- в производстве используются безопасные материалы и инструменты( т.е. станки оборудованы защитными кожухами и т.п.);
- Занятость. В процесс производства желательно привлечь большое количество рабочих и специалистов, тем самым решать проблему занятости населения в вашем регионе.
- весь ассортимент товара может производить несколько человек;
- В производстве заняты только специалисты;
- Производством деталей для продукции занимаются в отдельных цехах большое количество работников.
Финансовые показатели. Цена должна быть доступной, а деятельность выгодной. Если ваша компания производит различные товары или услуги, желательно дифференцировать их стоимость: они могут быть дорогими, доступными и дешевыми. При назначении цен на основные товары и услуги вы можете использовать приведенные ниже образцы.
- Цена. Можно ли продавать ваш товар по конкурентоспособной цене и при этом получать прибыль? Дешевые товары требуют большего объема производства, а дорогие труднее продать.
- цена продажи более 500 или меньше 10 рублей;
- цена продажи 100-200, или 10-20 рублей;
- цена продажи 20-200 рублей;
- цена продажи от 50 до 100 рублей.
- Валовая маржа. Разница между ценой закупки материалов и ценой продажи товара должна составлять, по крайней мере, 35 %.
- валовая маржа меньше 35%;
- валовая маржа = 35- 40 %;
- валовая маржа = 41-45 %;
- валовая маржа более 45 %.
Общее количество баллов (сумма) ___.
Оценка результата: 26-30 – «отлично», 22- 25 – «хорошо», 16-21 – «приемлемо», 11-15 – «плохо».
При оценке «отлично» или «хорошо» учащиеся получают возможность начать работу по составлению бизнес-плана по определенной структуре.
Структура бизнес-плана. Приложение
- Титульный лист;
- Содержание бизнес-плана;
- Введение;
- Резюме;
- Постановка задач;
- Характеристика бизнеса;
- Оценка рынка сбыта продукции (изделий, работ, услуг);
- Оценка конкурентов;
- План производства;
- Организационный план;
- Юридический план;
- Финансовый план;
- Оценка рисков и страхование;
- Стратегия финансирования;
- Использованная литература;
- Фактографическая информация;
- Дата и место разработки бизнес-плана;
- Авторские данные.
Рассмотрим поподробнее некоторые пункты бизнес-планирования.
Резюме проекта должен содержать следующие пункты:
- Миссия деятельности.
- Предполагаемые источники финансирования.
- Сырьевая база.
- Технология производства.
- Рынок сбыта.
- Основные показатели проекта.
- Персонал предприятия (необходимые специалисты, оплата труда и методы стимулирования персонала, схема привлечения специалистов).
- Влияние проекта на решение социальных вопросов.
Постановка целей и задач:
- Цели настоящего проекта;
- Перечень задач, их краткая характеристика и способы их решения.
Характеристика бизнеса:
- Цели деятельности компании (фирмы);
- Описание технологии;
- Описание оборудования;
- Описание минимально-рентабельного объема производства;
- Описание продукции(изделий, работ, или услуг);
- Направление использования продукции (ее применения).
Описание рынка сбыта:
- Описание внутреннего рынка;
- Описание типичного покупателя;
- В каких целях покупатели будут использовать Вашу продукцию?
- Каков цикл использования Вашей продукции?
- Описание регионального, государственного и мирового рынков.
Оценка конкурентов:
- Преимущества Вашей продукции по сравнению с конкурирующей на рынке;
- Сравнение цены на Вашу продукцию с конкурирующей;
- Сравнение условий продаж;
- Список главных конкурентов и оценка качества их продукции;
- Объем продаж конкурентов;
- Анализ ошибок конкурентов;
Маркетинг:
- Схема распространения продукции;
- Ценообразование;
- Организация рекламы и сумма выделяемых средств на рекламные мероприятия;
- Методы стимулирования продаж;
- Организация послепродажного обслуживания клиентов;
План производства:
- Где будет выпускаться продукция?
- Необходимое сырье, материалы и оборудования;
- Объем предполагаемого производства;
- Поставщики сырья и оборудования.
Организационный план:
- С кем будет вестись планируемый бизнес?
- Необходимые специалисты (профиль, образование, опыт, количество).
- Заработная плата;
Юридический план:
- Форма собственности и правовой статус компании (АО, товарищество и т.д.);
- Общая характеристика организации;
- Динамика роста финансово- хозяйственной деятельности организации;
Финансовый план:
- Себестоимость единицы продукции
- Планируемая отпускная цена ед. продукции;
- Прогнозы объема производства;
- Затраты необходимые для начала производства;
- Рентабельность;
- График достижения безубыточности и т.д.
Финансовую модель проекта (бизнес-плана), удобно рассчитывать в программах Project Expert или Альт-Инвест, в электронном формате.
Оценка рисков, страхование.
- Анализ типов риска, их источники, момент возникновения;
- Меры по минимизации ущерба в случае если возникнут:
- форс-мажорные обстоятельства;
- забастовки:
- правительственные решения;
- межнациональные конфликты и т.д.
- Меры по профилактике рисков.
Стратегия финансирования:
- Сколько потребуется средств и в какие сроки?
- Откуда будут получены деньги и в какой форме?
- Когда ожидается полный возврат вложенных средств?
- График возврата сторонних вложений кредиторам.
И на последок помните: самостоятельность учащихся разрабатываемых бизнес-проект и пристальный контроль педагога – залог победы в Конкурсах!
Начинайте с похвалы и искренней оценки достоинств ребят. Попытайтесь указывать ошибки косвенным образом. Задавайте вопросы, вместо того чтобы отдавать прямые указания. Хвалите ребенка за малейший шаг вперед. Воспринимайте ошибки ребенка так, будто их легко исправить. Мотивируйте учащихся.
Список литературы:
- Прикладная экономика: учеб. пособие: Пер. с англ./ Межрегион. обществен. орг. «Достижения молодых» -М: Артель-сервис, 2003 – 272 стр.
- Основы предпринимательства. Пер. с англ./ Межрегион. обществен. орг. «Достижения молодых» -М: Артель-сервис, 2005 – 173 стр.
- Навыки успеха: рабочая тетрадь: Пер. с англ./ Межрегион. обществен. орг. «Достижения молодых» -М: Артель-сервис, 2004 – 67 стр.
Источник
Приложение №3 «Б».
Методические рекомендации
для учащихся 8 – 11 классов
по разделу
«Основы предпринимательства»
В курсе технологии.
«Бизнес – план».
Материал разработан
учителем технологии
«МОБУ СОШ № 62»
г. Оренбурга
Рыбаковой Н.Н.
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………
Методические рекомендации для составления бизнес – плана………
Титульный лист…………………………………………………………..
Вводная часть или резюме проекта……………………………..………
Анализ положения дел в отрасли……………………………………….
Существо проекта………………………………………………………..
Производственный план…………………………………………..……..
План маркетинга…………………………………………………………..
Организационный план………………………………………………….
Финансовый план………………………………………………………..
Литература……………………………………………………………….
Введение.
Наша жизнь зависит от экономических законов не меньше, чем от законов природы. Изучение экономических законов направлено на дальнейшую подготовку учащихся к вступлению в самостоятельную жизнь. Потому в школе обучение должно ориентироваться на предпрофильную подготовку.
Значительное внимание на уроках технологии отведено предпринимательской деятельности. Сегодня предприниматель должен уметь ясно, доходчиво и доказательно представить свои новаторские планы, требующие инвестиций. По сути дела, он должен представить анализ возможностей своего производства6 расчет использования занятых денег; постатейный расчет преобразований, изменений внутри производства и вне его – на рынках сбыта или за счет каких – то иных мер будет получена прибыль, когда она будет получена или когда начнет поступать. Весь этот анализ должен быть представлен в виде документа, называемого бизнес-планом.
Бизнес-план составляется и тогда, когда необходима:
подготовка заявок существующих и вновь создаваемых частных и акционерных фирм на получение кредитов;
обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;
открытия нового дела и определения профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;
перепрофилирование существующей фирмы и выбор новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций;
составление проектов эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций) приватизируемых и частных фирм;
выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.
Итак:
Бизнес – план это документ, содержащий обоснование основных шагов, которые намечается осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта ил создания новой фирмы.
общая цель разработки бизнес плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайшее и отдаленное время в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов (инвестиций).
Бизнес-план помогает предпринимателю решить основные задачи:
– определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
– сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию каждой стратегии;
– выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
– оценить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
– определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.д.;
– оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей;
– предусмотреть трудности и «подводные камни», которые могут помешать выполнению бизнес-плана.
Составление бизнес-плана позволяет увидеть будущие проблемы и заранее продумать пути их преодоления. Срок составления бизнес-плана 3 – 5 лет.
Учащиеся, создавая свой бизнес-план, вырабатывают в себе основные черты, которые необходимы предпринимателю: готовность к риску, уверенность в собственных силах, стремление к новшествам, способность много трудится, умение вести учет своих дел, затрат и результатов.
Методические рекомендации для составления бизнес-плана.
Цели:
Ознакомить учащихся со структурой и назначением бизнес-плана, с основными источниками информации для составления бизнес-плана.
Ознакомить с назначением, содержанием и требованием к оформлению титульного листа бизнес-плана.
Учащиеся должны знать:
место предпринимательства в экономической структуре общества;
принципы и формы предпринимательства, источник его финансирования;
порядок создания предприятий малого бизнеса;
условия прибыльного производства;
роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей.
Учащиеся должны уметь:
анализировать рекламу потребительских товаров;
выдвигать деловые идеи;
изучать коньюктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции, разрабатывать бизнес-план.
На занятиях учащиеся поэтапно разрабатывают простейший бизнес-план (БП) для своей фирмы. Поскольку этот творческий процесс сопровождается длительным проектированием, то учащимся необходимо завести отдельную тетрадь для черновика. Чистовой вариант БП оформляется на листах бумаги формата А-4 в соответствии с требованиями ЕСКД (Единая Система Конструкторской Документации).
Объяснение нового материала начинается с определения БП, назначение в предпринимательстве, изучения структуры. Учащимся предоставляется возможность (10-15 минут) для ознакомления с образцами БП.
Со временем у учителя накопятся образцы БП, составленные школьниками. Знакомство с БП, разработанными сверстниками, делают работу интересной, и показывает ее выполнимость. У учащихся складывается более полное представление о том, что им предстоит проделать.
С источниками информации для составления БП учащиеся знакомятся образно. Внимание учащихся, прежде всего , акцентируется на том, что на всех этапах составления БП им предстоит самостоятельно добывать достоверную информацию из различных источников. Учащиеся учатся оперативно добывать достоверную информацию о ценах, конкурентах, потребителях и т.д. Более подробно с характером и источниками информации они знакомятся при изучении конкретных разделов на последующих занятиях.
Назначение титульного листа и требования к его оформлению надо рассмотреть достаточно подробно, поясняя, что не вся требуемая информация указывается на титульном листе. Например, стартовые затраты можно будет достаточно точно указать лишь после составления финансового плана.
На занятиях учащиеся изготовляют свою продукцию. Рекомендуется выполнять эту работу с подбора заготовок (деталей, полуфабрикатов). Информацию о материалах, их количестве можно получить из спецификации и эскизов. Ученики определяют сами, какие материалы у них имеются, и какие необходимо приобрести.
1.Титульный лист.
Бизнес-план (наименование проекта) утвержденный руководителем предприятия (организации) претендента и заверенный печатью.
Название и адрес предприятия.
Имена и адреса учредителей.
Руководитель предприятия (организации): Ф.И.О. и телефон.
Суть проекта (3-5) –строк, например изготовление вязаных изделий.
Совокупная стоимость проекта и источник средств (выпуск акций, кредиты и пр.).
Заявление о коммерческой тайне. Весь лист не более 25 строк.
2.Вводная часть или резюме проекта. (3-4 стр.)
Это реклама проекта, а потому она должна содержать доказательства его выгодности. Показать, в чем сущность проекта, сколько денег потребуется вложить, каков ожидаемый спрос. Отдельно дается объяснение того, почему предприятие добьется успеха. Если реализация проекта позволит решить социальные вопросы (использование труда инвалидов; прокладка хорошей дороги и т.п.), то указать их.
3.Анализ положения дел в отросли. (3-4 стр.).
(названием отрасли является указание на характер отрасли-развивающаяся, стабильная, стагнирующая).
3.1. Цель – раскрыть формирование потребности в товаре, отправляясь от общего уровня развития экономики, например, путем привязки продукта к динамике валового внутреннего продукта или его отдельных элементов. Для контроля важно провести подробные составляющие отдельных развитых стран, например, по среднедушевому потреблению. Период наблюдения – порядка 10 лет.
3.2. Динамика продаж товара за последние 3 года по России.
№.№. Какие и где появились аналоги продукта за последние три года.
3.4. Доля предприятия по производству продукции в России (фактически за три последних года).
3.5. Потенциальные конкуренты (указать имена и адреса основных производителей товара, их сильные и слабые стороны).
4. Существо проекта. (до 5 стр.).
4.1. Описание товара. Сведения о патентах. Торговый знак. Есть ли опыт производства товаров.
4.2. Чем предлагаемый к выпуску товар отличается от импортного.
4.3. При каких условиях товар может экспортироваться.
4.4. сведения о самом предпринимателе и его партнерах. Краткая характеристика (возраст, опыт предпринимательской деятельности или руководящей работы).
4.5. Привести аргументы, обосновывающие успех предприятия.
5.Производственный план. (до 5 стр.).
(назначение раздела – дать убедительные аргументы о продуманности и производственного процесса).
5.1. Специфические требования к организации производства.
5.2. Состав необходимого оборудования, его поставщики и условия поставок (аренда, покупка), стоимость.
5.3. Сырье и материалы, поставщики (название, условия поставок) и ориентировочные цены.
5.4. Альтернативные источники снабжения сырьем и материалами.
5.5. Себестоимость производимого продукта.
5.6. Обеспечение экологической и технической безопасности.
6.План маркетинга (до 5 стр.).
(в разделе должно быть показано, что реализация товара не вызовет серьезных проблем).
6.1.Конечные потребители. Характер спроса (равномерный или сезонный). Особенности сегмента рынка, на которые ориентируется проект и почему он окажется успешнее, чем у конкурентов. Какие свойства продукции или дополнительные услуги делают его предпочтительным по отношению к конкурентам.
6.2.Воздействие на продукт технологических изменений ( законодательство по охране природы; продукты – заменители).
6.3.Каких действий конкурентов следует опасаться, и каковы основные элементы стратегии противодействия.
6.4.Обоснование цены на продукцию.
6.5.Организация сбыта. Дать описание системы сбыта с указанием фирмы, привлекаемых к реализации продукции.
6.6.Соображения по организации рекламы. Примерный объем затрат.
6.7.Сведения о разработке новых продуктов, составляющих конкуренцию предлагаемому.
6.8.Имеются ли договоры на реализацию товара.
7.Организационный план. (2-3 стр.).
7.1.Форма собственности. По товариществам указывают условия создания и партнерства: по АО – основные пайщики и принадлежащие им доли.
7.2.Если это открытое АО, то, сколько акций уже выпущен и сколько предлагается выпустить.
7.3.Члены совета директоров и их телефоны, краткие библиографические справки (если проект реализуется на предприятии, входящем в АО).
7.4.Кто обладает правом подписи финансовых документов.
7.5.Распределение обязанностей между членами руководящего состава.
7.6.Отношение с местной администрацией. Важно привести документы, показывающие ее заинтересованность в проекте.
8.Финансовый план. (до 5 стр.).
(данный раздел является ключевым, по нему определяется эффективность проекта).
8.1.План доходов и расходов. Назначение данного подраздела является определение суммарных доходов и расходов, с которыми связана реализация проекта, с целью определить необходимость привлечения средств. Собственные средства инвестора, включая ранее реализованные акции, дополняются привлекаемыми ресурсами за счет кредитов коммерческих банков, иностранных займов, а также за счет прямых ассигнований полученных от реализации принадлежащих государству акций и внебюджетных отраслевых фондов.
8.2.Баланс доходов и расходов по отдельным товарам.
8.3.План денежных поступлений и выплат на период реализации проекта.
Годы освоения мощности
Годы после освоения мощности
1; 2; 3;
4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11;12:
1.
Поступление выручки от продажи.
2.
Другие доходы от реализации
3.
Итоги поступлений: (3)-(1)+(2)
4.
Платежи на сторону, всего:
4.1
Оплата счетов поставщиков.
4.2
Заработная плата (за вычетом удержаний).
4.3.
Расчеты с поставщиками.
4.4
Реклама.
4.5.
Арендная плата
4.6.
Страховка.
4.7.
Процент по кредитам.
4.8.
Возврат кредита.
4.9.
Амортизация. Налоги и другие обязательные платежи.
5.
Баланс платежей (3) – (4)
По строке 1 показывается выручка от продаж. В строке 2 учитываются прочие доходы, например, от сдачи в аренду помещений и оборудования, созданных по проекту. Строка 3 является итоговой: (3) – (1) +(2). По строке 4 показываются все платежи, связанные с проектом, а ниже дается расшифровка их основных статей.
Внутренняя норма рентабельности определяется как дисконтирующий множитель, приводящий равновременные значения баланса (строка5) к началу реализации проекта. Она является минимальной величиной процентной ставки, при которой средства окупаются за жизненный цикл проекта. Исходя из условия, что сумма дисконтированных разностей платежей равна нулю:
Где Рt – ежегодная разность платежей (строка5);
Т – сумма периодов создания проекта и средней величины.
Литература.
Александрова Е.И. Краткий справочник предпринимателя. – СПб.: Питер,2004. – 64 с.
Казаков А.П. Школьнику о рыночной экономике. Учебн. пособ. для старшеклассников. – М.: Общество «Знание» – ТОО «ИнтелТех» – ООО «Менеджер», 1993. – 196с.
Любимов Л.Л., Лисицин И.В. Основы экономики: Учебное пособие к курсу «Введение в обществознание» для 10 -11 кл. общеобр. учебн. заведений. – М.: Просвещение. 1994. – 159с.
Лисицин И.В. Бизнес-план – основа успеха. Практ. пособие. – М.: Машиностроение. 1992.
Маркетинг (конспект лекций). Под ред. Б.Н.Владимировой. – М.: «Приор», 2001. – 160с.
Фрейкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Науч. курс. Учебн. пособ. для уч-ся 10 -11 кл. – М.: Начала-Пресс.1993. -160с.
Язык рынка. Словарь. Под ред. В.М. Федина. – М.: Концерн «Росс». 1992. = 80с.
Источник