Бизнес план по строительству аэропорта
Шаг 1: Зачем открывать свой аэропорт?
Перспективы развития гражданского воздушного транспорта в России неоднозначны. С одной стороны, пассажиропоток на международных линиях в последние несколько лет значительно снизился. Так, московские аэропорты приняли только 14,6 млн. пассажиров за первое полугодие текущего года в то время, как в 2015 г. соответствующий показатель достигал 17,6 млн. В то же время наблюдается рост количества людей, путешествующих самолетом внутри страны, приблизительно на 7% в сравнении с предыдущим годом. Иными словами, сложно однозначно спрогнозировать будущее этого бизнеса в России.
К примеру, срок окупаемости пассажирского терминала Платов в Ростове-на-Дону вырос в сравнении с ожиданиями инвесторов. Исполнительный директор «Ростоваэроинвеста» Сергей Краснов сказал: «Проекты такого масштаба имеют достаточно долгий срок окупаемости, а сейчас на это ещё влияет инфраструктура рынка, которая складывается в авиационной отрасли с уходом крупного игрока «Трансаэро» и сокращения парка перевозок у основных перевозчиков — «ЮТэйр» и «Сибири». Авиационный рынок уже не показывает такие темпы роста, какие были 2-3 года назад. Поэтому если раньше мы рассчитывали на окупаемость проекта в пределах 20 лет, то теперь этот срок может возрасти до 30 лет».
Но если желание построить аэропорт все же велико, то стоит тщательно разобраться во всей процедуре учреждения аэродрома.
Прежде всего стоит точно определиться, а так ли необходим этот самый аэропорт. Такой бизнес окупается достаточно долго, поэтому ожидать значительной прибыли в ближайшее время не стоит, зато проблем явно прибавится. Так что деньги не являются самоцелью, стоит рассмотреть другой способ потратить их: откройте кофейню, создайте свой бренд одежды или слетайте в Лас-Вегас в конце концов.
Бизнес в сфере авиаперевозок — это ужасно неблагодарное занятие. Ко всему прочему, это естественная монополия, так что следует сразу приготовиться к тому, что с государством придется перейти на «ты». К сожалению, большинство аэропортов убыточны и продолжают функционировать только благодаря значительному субсидированию.
Шаг 2. Какой тип аэропорта выбрать?
При классификации аэропортов и аэродромов учитывается ряд характеристик. К примеру, необходимо определить, какой будет характер осуществляемых перевозок, статус аэропорта в стране и объем воздушных перевозок.
Во-первых, принято выделять международные аэропорты и аэропорты внутренних перевозок. Никто не запрещает комбинировать направления деятельности аэропорта. Во-вторых, бывают аэропорты федерального, регионального и местного значения. Наиболее интересной характеристикой аэропорта является объем перевозок, от которого зависит его класс. Всего насчитывается пять классов, а также к ним добавляются внеклассные и неклассифицированные.
Конечно, существует значительно больше классификационных характеристик, но для начала можно ограничиться и этими несколькими.
Шаг 3. Поиск инвестиций
Большинство успешных предпринимателей не развивают свой проект только за счет своих средств. Намного выгоднее (да и просто рациональнее) найти людей, имеющих достаточно денег и, что не менее важно, интереса в будущем аэропорте. Более того, привлечение внешних инвесторов позволяет воплотить в жизнь перспективный проект, даже если инициатор не входит в Топ-10 самых богатых людей мира по версии авторитетного издания.
Tip: выбирайте будущих инвесторов так, чтобы при государственной регистрации не возникло лишних сложностей и вопросов. Серая, а уж тем более черная бухгалтерия здесь никак не пройдет.
Чаще всего потенциальными инвесторами аэропортов выступает государство или ряд крупных компаний, непосредственно связанных с авиаперевозками. К примеру, партнерами недавно открывшемуся международному аэропорту «Раменское» стали госкопорация Ростех, группа компаний Avia Solutions Group и один из крупнейших в России Транспортно-выставочный комплекс «Россия«.
Лучше всего обеспечить себе дополнительные вливания капитала и расширить возможности путем публичного размещения акций на фондовом рынке. Однако задумываться об этом настоит уже после того, как на взлетную полосу приземлится пятерка-другая самолетов.
Шаг 4. Разработка проекта аэропорта и соответствующего бизнес-плана
«Думаю, дьявол перепланировал ад, познакомившись с опытом планировки аэропортов». Энтони Прайс
Как бы ни хотелось сэкономить на всем том, на чем можно сэкономить, проект аэропорта стоит доверить специально обученным для этого людям. Существует ряд архитекторов и инженеров, которые детально продумают, как необходимо расположить взлетно-посадочные полосы, а где лучше построить ангары для воздушных гигантов.
Более того, требования к техническим характеристикам аэропорта достаточно высоки, так что помимо общего плана помещения Вам понадобится значительное число чертежей общих коммуникаций, а также специфические средства связи, знания которых не предполагается по окончании школы или большинства университетов.
Нередко на строительство аэропорта устраивается тендер, для того чтобы итоговый бизнес-план сочетал в себе идеальное соотношение расходов на строительство и будущих доходов.
Шаг 5. Государственная регистрация аэропорта
Деятельность аэропорта далека от торговли пирожками у метро, так что остаться в тени экономики не удастся. Для того, чтобы зарегистрировать аэропорт, необходимо предоставить пакет документов, а информация о нем (при условии успешной регистрации) будет включена в Государственный реестр гражданских аэродромов РФ и Государственный реестр аэропортов РФ. Взимаемая пошлина составляет 10 000 руб.
В этом информационном ресурсе каждый может найти основную информацию об аэропорте: название, местоположение, сведения о собственниках, технические характеристики, статус и пр.
Однако государственная регистрация аэропорта еще не означает, что на следующий день можно объявлять об отправлении в теплые края. Наиболее сложной и трудоемкой задачей является включение аэропорта в авиационный узел населенного пункта, рядом с которым располагается аэродром. Существование около Москвы четырех действующих международных аэропортов значительно усложнит ситуацию, поскольку требуется выделить для нового аэропорта воздушные потоки так, чтобы они не пересекались с уже существующими.
Шаг 6. Во время и после строительства
Самый интересный этап — это так называемое наполнение аэропорта «начинкой», а точнее заключение договоров с торговыми представительствами для создания так любимой многими туристами зоны Duty Free.
Помимо многочисленных магазинчиков, кафе и киосков, которые, конечно, создают привычную суетливую атмосферу аэропортов, нужно, чтобы хотя бы несколько авиакомпаний согласились летать именно из этого аэропорта, оставив свои насиженные места. Задача не так проста, как кажется на первый взгляд, даже если аэропорт специализируется только на отечественных перевозках.
Таможенная служба, охрана, полиция, обслуживающий персонал — это очередной пункт, на котором концентрируется внимание управляющих.
Шаг 7. Открытие
Казалось бы, здания построены, персонал нанят, а сложности урегулированы — пора бы закупаться шампанским и устраивать торжественное открытие. Но и тут все не так просто.
Перед публичным открытием, аэропорты должны быть протестированы. Для этого собирается команда волонтеров, которые в течение нескольких дней будут играть роль пассажиров, тем самым определяя, насколько новый аэропорт готов к обслуживанию клиентов. В ходе таких тестов выявляется ряд проблем. Как правило, таких тестов проводят несколько с разницей в две-три недели, в течение которых устраняют все неполадки.
И только после этого настает пора рассылать приглашения и готовиться к торжественной церемонии открытия.
Автор: Екатерина Прозорова
Источник
Узнайте сроки и стоимость разработки бизнес-плана вашего инвестиционного проекта
Бизнес-план аэропорта — это документ, содержащий ключевые аспекты предприятия или (проекта) с точки зрения руководителя, отвечающего за реализацию будущего проекта:
Бизнес-план аэропорта описывает следующие аспекты бизнеса:
- внешнее окружение аэропорта;
- внутреннюю среду аэропорта;
- материальные, трудовые, финансовые и прочие виды ресурсов аэропорта, необходимых для реализации проекта;
- организационный план реализации проекта по созданию аэропорта;
- прогноз финансовых показателей проекта;
- риски проекта и способы минимизации их негативных последствий;
- экономическую эффективность проекта.
Назначение бизнес-плана аэропорта
Бизнес-план аэропорта необходим для следующих задач:
- планирования деятельности на долгосрочную перспективу;
- координация деятельности работников предприятия;
- оценка финансовых показателей и рисков предполагаемым инвесторам и кредиторам.
Пользователи бизнес-плана аэропорта
Пользователями бизнес-плана аэропорта являются:
- Предприниматель. Использует бизнес-план проекта для проверки разумности, реалистичности, практической реализуемости и экономической эффективности своих идей.
- Руководство аэропорта. Использует бизнес-план аэропорта для планирования и координации деятельности в долгосрочной перспективе.
- Работники аэропорта. Могут использовать бизнес-план аэропорта для понимания долгосрочных перспектив проекта, своих задач и перспектив.
- инвесторы. Могут использовать бизнес-план аэропорта для оценки эффективности и рисков проекта и принятия решения об участии в нем.
- Кредиторам — для принятия решения о предоставлении заемных средств.
Структура бизнес-плана аэропорта
Типовая структура Бизнес-плана аэропорта включает следующие разделы:
- Резюме
- Описание Компании
- Видение
- Миссия
- Философия и ценности Компании
- Ключевые бизнес-процессы
- Подсистемы управления
- Юридическая форма Компании
- Организационная структура управления
- Кадры
- Стратегические партнеры
- Основные показатели деятельности
- Команда проекта
- Ключевые бизнес-процессы и руководители
- Резюме руководителей и опыт их работы
- Вакансии и план поиска работников
- Описание продукта (услуги)
- Назначение продукта
- Свойства продукта
- Технические характеристики
- Области применения
- Сравнение с товарами-аналогами
- Анализ рынка
- Описание отрасли
- Спрос
- Предложение
- Цены
- Факторы, влияющие на образование цены
- Конкуренты
- План маркетинга
- Ассортимент продукции
- Потребители
- Свойства товара, обуславливающие ценность для потребителей
- Цены и ценообразование
- Политика продвижения продукта
- Конкуренты
- Мероприятия по продвижению товара
- Бюджет маркетиновых мероприятий
- План производства
- Технология производства
- Производственные мощности
- Ресурсы
- Необходимое оборудование
- Поставщики оборудования
- Сырье, материалы и энергоресурсы, используемые в производстве
- Поставщики сырья и материалов
- Цены на сырье и материалы
- Нормы расхода сырья и материалов
- Потребность в кадрах
- Организационный план мероприятий
- Мероприятия
- Сроки проведения мероприятий
- Ответственные за проведение мероприятий
- Бюджет проведения мероприятий
- Риски проекта
- Коммерческие риски проекта
- Расчет ставки дисконтирования
- Финансовый план проекта
- Предпосылки и допущения, заложенные в расчетах
- План прибылей и убытков
- План движения денежных средств
- Прогнозный баланс
- Показатели эффективности инвестиционного проекта
- Анализ чувствительности показателей эффективности инвестиционного проекта
- Финансирование проекта
- Источники финансирования проекта
- Предложение для инвесторов
- Стратегия выхода инвестора
- Заключение
- Приложения:
Стоимость и сроки разработки бизнес-плана аэропорта
Стоимость и сроки разработки бизнес-плана аэропорта зависят от множества факторов. Для примерной оценки стоимости разработки бизнес-плана аэропорта воспользуйтесь этой формой (ценовой калькулятор).
Бизнес-планы по прочим направлениям деятельности
Оцените стоимость работ и закажите бизнес-план!
Источник
Рынок авиации тесен и высококонкурентен. Но все же на нём можно отыскать ниши, которые способны будут занять и небольшие компании. Речь идет о хэндлинге, наземном обслуживании авиарейсов. Вложив в свое дело от 5 до 10 млн рублей, уже через месяц вы можете выйти «в точку ноль» и получить первые комиссионные. Особенно ценно услышать о том, как организовать этот бизнес, от тех, кто непосредственно пользуется услугами хэндлеров — от владельцев авиакомпаний. О том, какие требования предъявляются к хэндлерам и в чем залог их длительной успешной работы на рынке, порталу БИБОСС рассказал председатель Совета директоров «Тулпар Эйр Групп», популярный эксперт российского авиарынка Азат Хаким.
C чего начать?
Герой нашей статьи отмечает, что открывать авиакомпанию в наше время — дело хлопотное и неблагодарное. Этот бизнес настолько серьёзный и низкомаржинальный, что новичкам в нём делать нечего. Это может быть хобби для миллиардеров — они могут себе позволить купить авиакомпанию и поиграться в авиацию. И такие примеры есть, но заканчиваются эти истории, как правило, неудачей. Чтобы открыть авиакомпанию «с нуля», нужно на начальном старте не меньше 150-200 млн рублей, и это только чтобы запуститься, причем не факт, что эти средства удастся вернуть. За последние годы ряд катастроф на российском авиарынке привел к тому, что Росавиация нацелилась на сокращение количества авиакомпаний и их укрупнение. Поэтому Азат Хаким никому сейчас не советует открывать авиакомпанию. Также он выделил ещё несколько ниш на рынке, в которые не советует идти стартаперам. На рынке бортпитания очень высокая конкуренция. Тренинг-обучение потребует огромных инвестиций: один тренажёр стоит как самолет. Техническое обслуживание бортов — низкомаржинальный бизнес, требующий при этом высокой квалификации. Создание интерьеров для самолетов потребует создания целого мини-завода и набора штата высокопрофессиональных инженеров, а с учётом того, что «непристроенных» клиентов на рынке почти нет, заказы будет найти сложно.
Но не всё так плохо. Если авиаотрасль притягивает внимание предпринимателя, то есть ниша, в которой новичку можно попробовать свои силы. Это хэндлинг (от англ. ground handling) — наземное обслуживание авиарейсов. Это своего рода посредники, которые представляет интересы авиакомпаний при взаимоотношениях с предприятиями аэропорта. Работники хэндлинговой компании — супервайзеры — берут на себя организацию перелёта, договариваются с аэропортами о взлёте и посадке самолёта, встречают и провожают экипаж, контролируют поставку питания, техническое обслуживание, заправку и уборку борта, обеспечивают экипаж транспортом и гостиничными номерами. Больших денег, чтобы запустить такой бизнес, не нужно. Однако конкуренция высока, и чтобы вас пустили в аэропорт, вам должны поверить, у вас должны быть связи и репутация.
Владелец такого бизнеса прежде всего должен понимать, как работает авиационная отрасль, как организуются полеты, как работает аэропорт. Он должен знать технические моменты в работе экипажа, время отправки, прилёта. Он должен знать технологию подготовки к вылету, что за чем идёт. Если ему это всё известно, допустим, потому, что он учился на авиатора, окончил авиационный институт, где-то в отрасли поработал, то он сможет договориться с аэропортом. Начинать можно без офиса — регулировать процессы из дома, даже из машины. Но по мере роста потребуется арендовать помещение внутри аэропорта, чтобы там находились супервайзеры, которые встречают экипаж и обслуживают самолеты.
Как правило, сами хэндлеры не убираются в салонах самолетов и не занимаются техническим обслуживанием. Они просто забирают заботы об этом у авиакомпаний и оплачивают взлёт и посадку аэропортам, договариваются с клининговыми компаниями, компаниями по техобслуживанию, по поставке бортпитания, с топливными компаниями, заказывают микроавтобусы для экипажа. Самим авиакомпаниям невыгодно содержать огромный штат работников, которые занимались бы всем этим невероятным количеством вопросов в каждом аэропорту. Да и укомплектовать его было бы сложно: здесь требуется совсем другая квалификация, другой опыт и другие знания, а подготовка соответствующих специалистов для каждого перевозчика обходилась бы слишком дорого и занимала бы слишком много времени.
Азат Хаким
Тулпар Аэро Групп
В аэропорт новичкам-хэндлерам попасть непросто. Руководство аэропорта старается этот бизнес взять в свои руки, как правило, работают их компании, оформленные на подставные лица. Но при большом желании попасть на рынок можно. Способов масса. Например, недавно меня удивили одни ребята. Они вышли на меня, договорились о встрече и предложили свои хэндлинговые услуги во всех аэропортах мира. Сами они жили в Лондоне, переехали в Москву, потому что считают, что рынок здесь растущий. Они имеют офисы в Европе и на Мальте, работают во многих европейских аэропортах, в Москве. Конкуренция там жесточайшая, но у них получается. Почему? Они в совершенстве знают английский язык, имеют неплохое образование, очень энергичные и харизматичные. Если уж меня уговорили, это о многом говорит. С первой встречи я в них поверил. Это хэндлинг на мировом уровне. Причем начали они всего лет 5-7 назад. Но их преимущество в том, что они также занимаются организацией самих рейсов. Не каждая авиакомпания имеет таких сильных специалистов, чтобы быстро и грамотно «пробить» разрешение на перелёт в другие страны, это процесс тяжёлый. Но у этих ребят все отработано, они оказывают весь комплекс услуг, вплоть до разрешения на прилёт в другую страну. Также они берут все расходы на себя, авиакомпания может оплатить эти расходы и их услуги уже после полёта или даже через месяц. В этом главное преимущество обращения к хэндлерам, поскольку не всегда у авиакомпании есть свободные деньги до рейса, а лететь уже нужно.
Какие ещё нюансы рынка необходимо знать? Нужно знать в лицо участников этого рынка — авиакомпании, владельцев самолётов, всех, кто будет пользоваться вашими услугами. И приступить к поиску: кто станет стартовым заказчиком, в каких аэропортах с кем можно договориться.
Сколько нужно вложить в открытие компании? Для начала хватит от 5 до 10 млн рублей. Все эти деньги пойдут на выполнение заказа, то есть на обеспечение рейса авиакомпании: в частности, на оплату услуг техников, обслуживающих самолёт, уборщиков, покупку керосина и услуги по заправке, бронирование гостиничных номеров и трансфера и пр. По сути, все эти деньги авиакомпания вернёт вам обратно, когда вы обслужите рейс, плюс выплатит агентское вознаграждение.
Трат на рекламу данный вид бизнеса не предполагает. Можно разве что разместить объявление о своих услугах в интернете. Но целевая аудитория у этого вида бизнеса точечная.
Азат Хаким
Тулпар Аэро Групп
Чтобы авиакомпания доверилась, нужен личный контакт, нужно приехать, встретиться, я должен видеть этих людей. Только после этого я даю команду подписать контракт.
Где искать средства на запуск? Брать кредиты эксперты не советуют. Бизнес низкомаржинальный, и кредитные проценты будут съедать весь ваш доход, вы можете даже уйти в минус. Для стартапа это не вариант. Можно продать свободную недвижимость и вложить собственные средства. Или же найти инвесторов и партнеров. Для фондов господдержки данный вид бизнеса не интересен.
Текущие расходы этого бизнеса будут зависеть от объема заказов. Помимо этого, если вы наберёте штат, то нужно будет платить зарплату и оплачивать командировки, ведь супервайзер должен быть в городе, куда прилетит обслуживаемый самолет, заранее, чтобы договориться с аэропортом, подготовить полосу и так далее.
Некоторые хэндлинговые компании заключают договора с топливными заправочными компаниями, закупают керосин и сами заправляют самолёт, тем самым зарабатывая больше. Если топливная компания не захочет заключать с вами договор, знайте, что законом это сегодня не запрещается. Можно пожаловаться в антимонопольный комитет, и их быстро заставят подписать договор и поместить топливо на хранение.
Рекомендуется наладить долгосрочные отношения с контрагентами — гостиницами, уборщиками, перевозчиками и пр. Вполне возможно добиться от них 10-15%-ой скидки, пообещав постоянно прибегать к их услугам.
У авиакомпании не должно возникнуть никаких проблем во время совершения рейса — такова задача хэндлинговой компании. Если вдруг произошёл сбой и самолет сел на запасную полосу, нужно быстро организовать там заправку и пр. Иногда хэндлеры также берут на себя услуги по оформлению виз для экипажа.
Азат Хаким
Тулпар Аэро Групп
Важна личная договоренность, встречи с руководством авиакомпаний. Поэтому нужно отслеживать рынок, читать профессиональную литературу. Они должны понимать, к кому обратиться. Авиационный мир тесен, все друг друга знают. Если они неплохо сработали, я их посоветую своим партнёрам. Начинается телефонная реклама. В авиации главное — надёжность. Если ты надёжно сработал, ты получишь хорошие отзывы, пропишешься на рынке, и после этого главное — не подводи никого.
Какой персонал нужен для работы? В начале хватит 2-3 человека. Чем больше заказчиков, тем больше нужно иметь специалистов. В компании с серьёзными оборотами работают максимум 30 человек. Каждый менеджер берёт один или два рейса и специализируется на них — кто на юге Европы, кто на севере, кто-то берет на себя Азию. Безусловно, это требует знания языка. Без знания английского нанимать человека на позицию супервайзера нет смысла. Как правило, работа круглосуточная — в основном за счёт разницы во времени между городами и странами. Поэтому надо предусмотреть и посменную организацию работы. Плюс сотрудники должны разбираться в финансах, в бухгалтерии, так как вся их работа связана с оплатами услуг организаций. Также хэндлеры должны быть коммуникабельными, уметь договариваться и быстро реагировать на изменения условий.
Азат Хаким
Тулпар Аэро Групп
Заработок хэндлера зависит от его способности добиться скидок от аэропортов, клининговых компаний, гостиниц, компаний по техническому обслуживанию. За счёт этих скидок растёт конкурентоспособность хэндлера — он может предложить свои услуги по более низким ценам. Впрочем, хэндлер может торговаться с авиакомпанией: если она готова оплатить ваши услуги сегодня, то они будут стоить, условно, тысячу долларов. Если же она готова оплатить только через месяц, то вы можете увеличить агентскую комиссию, так как получается, что вы даёте авиакомпании деньги под проценты. И авиакомпании на это идут, потому что понимают, что деньги дорогие. А вот какой процент вы сможете с ними оговорить — зависит от вашего искусства. Как правило, в случае годовой отсрочки прибавляются 10% годовых.
На первых порах помещение можно не арендовать. Авиакомпании, как правило, даже не спрашивают, есть ли у вас офис. Главное, чтобы вы справлялись с организацией рейса без задержек, ведь законы рынка жестокие: стоит один раз подвести заказчика, а точнее, его пассажиров, и он больше не будет с вами работать. Но впоследствии вы поймете, что арендованное помещение в здании аэропорта — это не роскошь, а необходимость. Супервайзер должен находиться рядом с лётным полем, чтобы быстро получать и отслеживать информацию о прилёте и вовремя встретить самолёт. Площадь его может быть небольшой — 10-15 кв.м. Это простая комната, где супервайзеры могут находиться, когда, например, прилёт задерживается.
Никаких особенных разрешений для начала этого бизнеса получать не требуется. Раньше этот вид деятельности лицензировался, но сегодня эту процедуру отменили, поскольку он не требует специальных знаний, а лишь предпринимательской хватки и организаторских способностей. Человек может какое-то время поработать в аэропорту, и если он умён и инициативен, то справится с руководством хэндлинговой компанией.
- Анализ рынка и конкурентов (ассортимент услуг, цены, кадры и т.д.),
- Выбор ассортимента услуг,
- Регистрация ИП или ООО, постановка на учёт в налоговой инспекции,
- Поиск сотрудников (если нужно),
- Проведение собеседований, отбор кандидатов,
- Составление графика смен,
- Оформление кредита (если необходимо),
- Поиск первых клиентов-заказчиков путём переговоров,
- Заключение договоров с поставщиками услуг обслуживания авиакомпании.
Стоимость услуг компании складывается из стоимости расходов на организацию рейса и агентской комиссии. В среднем по рынку агентская комиссия составляет от 3 до 10% от стоимости всех расходов. Иногда берётся и 10% — в случае если рейс нужно организовать срочно, допустим, в тот же день. Непросто за такое короткое время получить разрешения на прилет от страны, нужно сделать много звонков, затратить много энергии. И авиакомпании, понимания это, идут на увеличение комиссии.
Если ты сразу удачно вышел на рынок и набрал энное количество клиентов, то вложенные деньги никуда не исчезают — ты оплатил первоначальные полёты, предъявил авиакомпании счёт, и авиакомпания тебе их вернула. Так что уже через месяц можно выйти в плюс.
Как можно увеличить свою прибыль? Только за счет оборотов, то есть увеличивая количество заказчиков. Растут объёмы работ — растут и объёмы комиссионных.
Но стоит учитывать и существующие в этом виде бизнеса риски. Прежде всего, это риски неплатежей — в том случае, если вы связались с авиакомпанией, которая на стадии банкротства и неплатежеспособна. С таким заказчиком можно будет судиться, но деньги удастся вернуть разве что года через два. Поэтому важно знать финансовое состояние заказчиков, ведь вы платите за них и должны быть уверены, что эти деньги вернутся к вам.
Азат Хаким
Тулпар Аэро Групп
Другой риск — сделать что-то неправильно, разочаровать заказчика и потерять клиента. У меня был пример. Мы работаем со многими хэндлинговыми организациями. Однажды одна компания не смогла организовать срочный рейс в Италию. Обратились к другим — те смогли. Естественно, что к тем, кто не справился с этой задачей, мы больше не хотим обращаться. Поэтому для подстраховки у нас заключены договора со многими компаниями — всего их около десяти. Некоторые из них хорошо работают с Китаем, другие специализируются на Европе.
Зато на этот рынок почти не влияет сезонный фактор. Летом чуть поменьше деловой активности, зато многие летят на отдых.
Подводных камней у этого бизнеса вроде бы нет. Главное — вы должны быть профессионалами. Вы должны удовлетворять все «хотелки» заказчика, который долго с вами работает. Допустим, изредка бывают экзотические заказы — организовать рейс куда-нибудь в Африку. Причем, не в столицу, а в небольшой городок, где полоса не пойми какая, и аэропорт работает только по запросу. Организовать такой перелёт сложно. Поэтому чтобы ваш хэндлинговый бизнес просуществовал долго, вы должны хорошо разбираться в своем деле.
Источник