Бизнес план по созданию издательства

Бизнес план по созданию издательства thumbnail

Издательский бизнес считается одним из самых сложных и непредсказуемых. Спрогнозировать его коммерческую успешность заранее практически невозможно, именно поэтому шанс получить кредит под открытие такого бизнеса равен нулю. Если вы готовы стартовать в этом направлении, стоит рассчитывать только на свои силы и самостоятельное финансирование. Иных вариантов просто нет. Предлагаем вашему вниманию бизнес-план издательства с расчетами, используя который как пример, вы сможете запустить свое дело с наименьшими рисками.

Анализ рынка

Согласно данным аналитиков, ситуацию на издательском рынке последних десяти лет можно назвать устойчивым и длительным кризисом. Причем это касается всех направлений в этой сфере. Совершенно очевидно, что времена, когда печатная пресса и бумажные книги занимали ключевую роль в обществе, закончились в конце 2000-х – начале 2010-х годов, когда интернет из дорогой игрушки окончательно превратился в столь же привычную в каждом доме коммуникацию, как электричество или водопровод. Как результат, электронные и аудио-книги вытесняют традиционные, а онлайн-СМИ выигрывают противостояние за читателя у газет. Это нормальная ситуация. Если вы планируете выходить на этот рынок в 2017 году, не стоит сетовать на XXI век. Будьте готовы отвоевывать свое место под солнцем.

Прежде чем начинать этот бизнес, нужно ответить самому себе на несколько вопросов:

Во-первых, в каком направлении работать. Есть несколько видов издательств, каждый из которых также можно подразделить еще на несколько:

  • Художественная литература. Ее можно подразделить на взрослую и детскую, универсальную и специализированную по жанру (фантастика, интеллектуальная литература, поэзия, комиксы и т.д.).
  • Специализированная литература (научная, госстандарты).
  • Периодика (газеты, журналы).
  • Развлекательные издания (календари, кроссворды, анекдоты, рецепты).

Во-вторых, каким конкретно образом вы будете зарабатывать. В издательском бизнесе эта проблема далеко не однозначна и зависит от направления деятельности. Самый распространенный вариант – это реклама. Этим способом себя обеспечивает периодика. Второй вариант – это продажа печатной продукции. Третий – издание за счет авторов (таким образом частично работает книгоиздание художественной и научной литературы). Четвертый вариант – работа за счет спонсорских денег. Как правило, это узкоспециализированные издания, которые поддерживаются бизнесом в данной сфере или заинтересованными частными лицами. И пятый способ – это спонсирование печатного проекта за счет доходов от сторонних коммерческих продуктов. Печатное издание может при этом выполнять рекламную и информирующую функцию для пользователей коммерческого продукта.

Формат работы

Мы будем специализироваться на выпуске художественной литературы одного жанра – фантастика и фэнтези. Выбор обусловлен несколькими факторами:

  • Высокий спрос на романы в этом жанре у читающей публики (по статистике, второе место после детективов).
  • Интерес самого создателя к данному направлению и наличие авторов, которые в перспективе готовы к сотрудничеству.
  • Наибольшими перспективами сегодня пользуются узкоспециализированные проекты, которые не выпускают все подряд, как крупные издательские дома, а ориентируются на определенный сегмент рынка.

Мы будем работать только в формате издательства. Запуск собственной типографии требует больших инвестиций, которыми предприниматель не располагает. Выпуск книг при этом можно наладить на сотрудничестве со сторонней типографией.

Поиск авторов будет осуществляться собственными усилиями предпринимателя и с привлечением редакторов.

Выпуск книг на первом этапе будет осуществляться за счет средств самих авторов. Будут публиковаться сборники фантастических рассказов и фэнтези и отдельные романы. Выпущенные книги мы будем продавать через интернет (для этого нужно создать свой сайт и запустить группы во всех социальных сетях). В будущем, когда проект начнет приносить прибыль, деньги будут вкладываться в продвижение самых перспективных авторов.

Регистрация бизнеса

Для работы избирается формат ИП. Системой налогообложения принимается УСН 6%.

Выбираются коды ОКВЭД:

  • 58.1 «Издание книг, периодических публикаций и другие виды издательской деятельности».
  • 46.49.31 «Торговля оптовая книгами».
  • 47.61 «Торговля розничная книгами».

Специальных разрешений и лицензий на ведение издательской деятельности не требуется.

Согласно требованиям Закона № 54-ФЗ, все ИП и юрлица (за исключением отдельных категорий, указанных в законе) обязаны использовать кассовый аппарат. Издательство исключением не является. Прием денег за публикацию от авторов и покупателей книг будет осуществляться в удаленном режиме, поэтому планируется открыть расчетный счет и установить онлайн-кассу, соответствующую требованиям законодательства.

Выбор помещения

Условия работы бизнеса таковы, что на первом этапе можно вообще обойтись без организации офиса издательства. Дело в том, что работы компании можно наладить в удаленном режиме. Все сотрудники могут работать прямо из дома и даже находиться в разных городах России. По мере развития бизнеса для имиджа стоит арендовать небольшой офис, в котором мы будем принимать авторов и общаться с ними.

Расчет в данном бизнес-плане производится без учета затрат на помещение. Специальное оборудование тоже не закупается, достаточно личного компьютера.

Наем персонала

Основой любого издательского бизнеса является главный редактор. На первом этапе эту функцию будет выполнять сам владелец бизнеса. Требования, которые существуют к этой должности, следующие:

  • Широкий кругозор, знакомство с действующими писателями в выбранной сфере.
  • Глубокое знание литературного процесса в своем жанре, постоянное и ежедневное знакомство с новинками.
  • Понимание тенденций издательского рынка, чутье на книгу, которая может «выстрелить». Что характерно, далеко не всегда «выстреливает» лучшая по стилю книга талантливого автора, чаще эти ее качества вытесняют запоминающиеся персонажи и увлекательный сюжет.

Основная задача главного редактора – совместно с авторами доводить тексты для публикации до идеала. Кроме того, главный редактор будет отвечать за взаимодействие с типографией и организовывать рынки сбыта. На первом этапе эти функции можно совместить, но с ростом бизнеса и увеличением количества авторов стоит отделить функции владельца издательского дома от главного редактора.

Кроме главного редактора, требуются несколько редакторов, которые будут заниматься первичным отбором рукописей, непосредственной работой с авторами.

Также понадобится сотрудник для поддержки бизнеса в интернете и выполнения рутинных задач: ведение соцсетей, разбор электронной почты и распределение входящих рукописей по редакторам, размещение книг в качестве товаров на сайте и в социальных сетях для продажи.

Необходим корректор, который будет вычитывать готовые тексты перед отправкой в типографию. Хорошо, если корректор обладает навыками верстки для создания макета книги. Если платить за эту услугу верстальщику из типографии, это отрицательно скажется на доходности бизнеса.

Рассмотрим затраты на персонал в таблице:

ДолжностьОкладКол-воРасход
Главный редактор010
Редактор15 000230 000
Администратор13 000113 000
Корректор-верстальщик13 000113 000
Всего56 000

Выбор типографии

Партнерство с типографией – ключевая позиция для работы начинающего издательства. Важно найти партнера, опираясь на несколько важнейших факторов:

  • Стоимость книгоиздания.
  • Наличие надежных каналов поставки готовой продукции, если типография находится в другом регионе (желательно не дальше 1 тыс. км, иначе стоимость доставки съест все выгоды от сотрудничества).
  • Наличие штатного дизайнера, который будет оформлять обложки для книг. Если его нет или он не специализируется на выбранном вами жанровом направлении, можно привлечь к работе своего сотрудника. Тем более, на тематических пабликах в интернете можно найти талантливых молодых художников, рисующих в стилях фэнтези, научная фантастика, киберпанк и прочих.

Выбирать типографию следует, балансируя между ценой и качеством работы. Чем лучше будет бумага и оформление страниц, чем профессиональней иллюстрации – тем выше конечная стоимость продукта.

Стоимость публикации одной книжной единицы стандартного формата может составлять от 50 до 250 рублей. Причем, чем больше тираж, тем ниже стоимость каждой единицы. В среднем, подготовка в типографии тиража в 1 тыс. экземпляров будет стоить от 50 до 200 тыс. рублей.

Поиск авторов

К этой проблеме издательства надо подходить сугубо индивидуально. Если главный редактор лично знаком с известным писателем, он может перехватить сотрудничество с ним у крупного издательства. Однако нужно понимать, что известный автор потребует гонорар не ниже, чем у лидеров рынка. Его книгу будет проще продать книжным магазинам, и такое сотрудничество создаст вашему издательству определенную рекламу. Молодые и перспективные авторы пойдут к вам с большей охотой.

Если же привлечь известного автора не получится, можно пойти другим путем – публиковать произведения неизвестных авторов. Самостоятельно вкладываться даже в перспективный роман рискованно, меньший риск – публиковаться за счет самих авторов. Но будет и минус – зачастую крайне низкий художественный уровень. Это несет определенные репутационные риски.

Искать авторов можно разными способами:

  • Паблики в соцсетях, посвященные фантастической литературе и фэнтези.
  • Живой журнал и другие платформы в блогосфере.
  • Тематические сайты и форумы.
  • Конференции, литературные премии в данном жанре (кроме маститых писателей здесь часто появляются начинающие авторы, рассчитывающие передать свою рукопись издателю).
  • Организация литературных конкурсов и премий под своей эгидой.

Важно понимать, что хороший автор – это золотой самородок, за которым охотятся десятки издательств. И еще важно понимать, что, даже если вы нашли его, далеко не факт, что его получится удержать. Первый коммерческий успех привлечет внимание к автору у крупных издательств, которые сделают все, чтобы переманить его у вас. И примеров успеха в этом начинании очень много.

Реклама и маркетинг

Крупные издательства активно рекламируются как в интернете, так и за его пределами. В маркетинг вкладываются огромные средства. Причем реклама идет в двух направлениях: реклама самого издательства (в большей степени имиджевая, создает статус лидера рынка и упрощает привлечение сильных авторов) и реклама авторов (она может полностью финансироваться издательством или на условиях софинансирования с самим писателем). Реклама автора – это автоматически реклама его книг, которые опубликованы вами и будут проданы.

Продать книги малоизвестных авторов офлайновым книжным магазинам практически не представляется возможным. Максимум, что возможно, – это договориться о сотрудничестве с книжными онлайн-гипермаркетами типа «Озон.ру», «Лабиринт» и другими.

Кроме того, выбирается следующая стратегия продвижения:

  1. Создание собственного сайта и пабликов в соцсетях с возможностью размещать книжные товары.
  2. Активное продвижение в социальных сетях, на форумах и в других направлениях «тусовки». Среди ваших потенциальных читателей могут быть подростки, предпочитающие хорроры, стимпанк, киберпанк, боевое фэнтези и другие суб-жанры, и люди 25-40 лет, литературные вкусы которых сформировались на Стивене Кинге, Толкиене или Роджере Желязны. В выбранном направлении очень много мелких сегментов, вкусы читателей очень различны, и важно тонко чувствовать эти нюансы и работать на определенные целевые аудитории. Иначе успеха не добиться.
  3. В социальных сетях и блогах издатель/главный редактор постепенно формирует статус знатока литературы и профессионала своего дела. Это облегчает работу с потенциальными авторами и усиливает их готовность платить за публикации

Такой подход занимает очень много времени (порой год и более), но на выходе получается практически бесплатным. Поэтому, если у вас нет бюджета на запуск полномасштабного издательского дома, привлечение известных авторов, этот путь будет для вас оптимален.

Важно получить отзывы и рецензии известных литературных критиков на выпускаемые издательством произведения, они привлекут к вам внимание более широкого круга читателей.

Также хорошей рекламой будет номинация на известные национальные и международные премии в области литературной фантастики.

Финансовый план

Рассчитать доходность издательства заранее практически невозможно. Этот бизнес непредсказуемый и непрогнозируемый. Бестселлером может стать совершеннейшая «темная лошадка», а роман известного писателя – обернуться настоящим фиаско. Этой проблемы не могут избежать даже крупные издательства.

Поэтому мы рассчитаем затраты на издание одного литературного сборника рассказов за счет средств авторов.

Сборник выходит тиражом 500 экземпляров на 300 страницах. Средняя стоимость публикации одной страницы – 1 тыс. рублей (колеблется от 750 до 1 500 рублей, в зависимости от количества страниц). Каждый автор получает в подарок авторский экземпляр. Выручка, полученная от авторов, составит 300 тыс. рублей.

Далее посчитаем вложения в создание сборника по таблице:

ПозицияЦена
Оплата работы сотрудников (редакторов, корректоров) из расчета 120 руб./стр.36 000
Подготовка оформления обложки10 000
Услуги типографии100 000
Доставка10 000
Всего156 000

Примерно 100 экземпляров из 500 будут отправлены авторам в качестве авторских сборников. Еще 50 будут переданы в жюри премий, литературным критикам, розданы в качестве призов.

Оставшиеся 350 экземпляров, теоретически, могут быть проданы по цене 250 рублей за экземпляр и принести еще 87 500 рублей.

Таким образом, на одном сборнике издатель может заработать порядка 220-230 тыс. рублей. Но на практике публикация одного сборника может занять около 3 месяцев – на поиск авторов и необходимые работы. Поэтому доходность оказывается не такой высокой, как это выглядит на первый взгляд.

Выраженная в цифрах рентабельность может быть высокой, а окупаемость очень быстрой ввиду относительно малых стартовых и ежемесячных затрат, но эти показатели здесь ключевыми не являются.

Перспективы

Перспективы бизнеса – постепенный переход от публикации за счет авторов к заработку на продаже книг и выплате гонораров достойным авторам. Но на это уйдет достаточно много времени: не менее нескольких лет на построение репутации, выстраивание личных отношений с действующими писателями и «выращивание» из начинающих авторов ярких и самобытных писателей.

Издательское дело – это бизнес, в котором нематериальный результат должен играть для создателя не менее важную роль, чем деньги. В противном случае лучше заняться чем-то другим.

Риски

Ключевой риск бизнеса – неустойчивая ситуация на рынке продаж печатной продукции. Поэтому в перспективе следует ориентироваться на диверсификацию производства: ведение коммерческих спецпроектов, организация премий и конкурсов, запуск тематических онлайн-журналов с заработком на рекламной публикации, создание электронных и аудиокниг.

На втором месте по значимости – общее падение интереса людей к чтению. Риск выглядит несколько преувеличенным, тем не менее он нивелируется работой в узком рыночном сегменте с устойчивым спросом – фантастика и фэнтези, интерес к которой сохраняется как у подрастающего поколения, так и у людей постарше.

На третьем месте – возможные репутационные риски, возникающие вследствие публикации за счет авторов. Чтобы разрушить этот риск, планируется вести сильную редакторскую работу, чтобы не превращать сборники в «мусорку» из нечитабельных текстов. С лучшими авторами работаем особенно плотно, поскольку в будущем именно они могут стать костяком вашего, одного из ведущих в выбранном сегменте, издательства.

На четвертом месте – финансовые риски. Сроки сбора текстов для сборников или поиска авторов для индивидуальных публикаций могут затянуться на долгое время. Во-первых, это чревато негативными последствиями для самого предпринимателя. Во-вторых, нарушение сроков выпуска сборника отрицательно скажется и на вашей деловой репутации.

В итоге

Издательский бизнес – сложнейшее направление, которое рассчитано, скорее, на особенного предпринимателя, чем на широкий круг. Важно знание литературы, умение разбираться в рынке и предсказывать его тенденции. В противном случае результат вас не удовлетворит. Раздумывая на тему, стоит ли заниматься книгоизданием, воспользуйтесь советом Стива Джобса: ответьте себе на вопрос, стали бы вы заниматься выбранным делом, если бы это был последний день в вашей жизни? Если ответ утвердительный – это ваша стезя. А будет ли она успешной, покажет не прогноз и бизнес-план, а ваша работа.

Источник

Издательский бизнес – один из самых рискованных и подразумевает под собой заинтересованность владельца не только в получении прибыли. Начиная это дело, нужно рассчитывать только на себя и на свои средства, так как банки очень неохотно кредитуют издателей-новичков.

Инфографика: Бизнес-план издательства

kak-otkryt-izdatelstvo

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Ситуация на издательском рынке, перспективы

Колонки популярных колумнистов в прессе уже не собирают миллионы читателей как раньше, и популярные газеты и журналы теперь не являются главными законодателями общественного мнения. Книги также все чаще заменяются аудио аналогами. Кроме того, существуют крупные и авторитетные издательства с перспективными авторами. Поэтому занять свою нишу здесь достаточно непросто. И в будущем необходимо будет уходить от формата работы только с бумажными носителями. 

Факторы риска

Рынок печатной продукции непредсказуем. Книжные магазины то открываются, то закрываются. С одной стороны, прекращают работать небольшие торговые точки, с другой – появляются сетевые магазины, развивается торговля книгами через интернет. Чтобы не зависеть в будущем только от печати, нужно думать о диверсификации бизнеса. Это может быть:

  • создание тематического онлайн-журнала,
  • учреждение литературных конкурсов,
  • производство аудиокниг.

Уровень интереса людей к чтению также сложно адекватно оценить. Он может падать в одних областях литературы и повышаться в других. В частности, узконаправленные литературные жанры, такие как фэнтези, привлекают все больше читателей. В узком сегменте рынка можно ориентироваться на стабильный спрос. 

Риском также является падение авторитета издания из-за публикации слабых авторов за их счет. Поэтому к работе нужно привлечь сильного редактора с литературным талантом, который будет способен нивелировать слабые стороны произведений. Ну и конечно, отказываться от сотрудничества с совсем нечитаемыми текстами. Сильных писателей, наоборот, стоит поощрять.

Значение имеют также финансовые риски. На поиски авторов может уйти много времени. Отсюда – нарушение сроков выхода книг и, как следствие, – денежные потери для издателя и испорченная репутация. Желательно заранее продумать план публикаций. 

Выбор формата работы издательства

Важно! Определиться с форматом издательства нужно с самого начала. Работать во множестве направлений под силу только крупным игрокам на рынке.

Направлений может быть несколько:

  1. Художественная литература.
  2. Научная и профессиональная литература.
  3. Медиа – газеты и журналы.
  4. Издания для досуга – кроссворды, анекдоты, домоводство.

Направления можно поделить на несколько видов. Например, литература может быть взрослой или детской. Она разделяется по жанрам – детектив, фантастика, женские романы и т. д. В научной литературе можно ориентироваться на медицинскую тематику или историческую. Далее нужно решить, как извлекать прибыль:

  • В случае с периодикой способом заработка служит реклама. Прибыль приносит и реализация продукции.
  • Еще один способ – публикация за счет авторов. Он применяется в случае издания не только беллетристики, но и специализированной литературы.
  • Издательство может работать на спонсорские средства, они привлекаются для печати на узконаправленные темы, как правило, касающиеся бизнеса или направления заинтересованных частных лиц.
  • Также надо упомянуть о выпуске печатной продукции для рекламы сторонних коммерческих проектов. Такие издания выполняют информирующую функцию для определенного продукта на рынке.

Как зарегистрировать издательство

Самый простой путь при организации издательства – зарегистрировать ИП и выбрать упрощенную систему налогообложения, УСН 6%. 

Подходящие коды ОКВЭД:

  • 58.1 Издание книг, периодических публикации и другие виды издательской деятельности.
  • 46.49.31 Торговля оптовая книгами.
  • 47.61 Торговля розничная книгами в специализированных магазинах.

Стоит отметить, что современное законодательство требует наличия онлайн-кассы. Она нужна, в частности, для приема денег от авторов. Проконсультироваться насчет онлайн-кассы можно в налоговой инспекции. Там же подскажут названия фирм, которые специализируются на их продаже и обслуживании в городе. Приобрести можно и подержанный аппарат по объявлениям в сети. Издательский бизнес ведется без лицензии. 

Какое помещение подойдет для издательства

В плане выбора помещения и оборудования все просто. Можно обойтись и без того, и без другого. В том смысле, что работу реально вести в удаленном режиме, и для этого нужен только компьютер. Общение с авторами выстраивается онлайн, причем они могут проживать в различных регионах. В дальнейшем, конечно, офис будет необходим, как для поддержания имиджа, так и для удобства работы. 

Речи о самостоятельной печати изданий мы не ведем, этим занимается выбранная нами типография за отдельную плату.

Организационная структура 

Ключевая роль в организационной структуре предприятия отводится главному редактору. Именно он в конечном итоге определяет редакционную политику издательства, отвечает за конечный продукт. Эту функцию может взять на себя владелец издательства, но по мере развития дела нужно будет нанять сотрудника. К должности существуют определенные требования:

  • Глубокие знания по направлению издательства.
  • Умение ориентироваться в авторской среде.
  • Критическое мышление, способность оценить потенциал книги.
  • Чутье на талантливых авторов.

В подчинении у главреда будут находиться редакторы для предварительной вычитки рукописей, непосредственных контактов с авторами. Требуется  сотрудник, чтобы выполнять работу SMM-специалиста, размещать книги для продажи в интернете, выполнять секретарские функции, координировать работу редакции. В зависимости от объема работы, это может быть один человек или несколько сотрудников. 

Необходимы также корректор и, желательно, дизайнер, так как заказывать макет книги в издательстве выйдет дороже. Бюджет на персонал:

ДолжностьЗарплата (р.)КоличествоСумма (р.)
Главный редактор (владелец)0
Редакторы20 000240 000
Администратор15 000115 000
Корректор-дизайнер 15 000115 000
Всего70 000

Как выбрать типографию для печати изданий

Выбор типографии – один из ключевых моментов в деятельности издателя. Важно найти партнера для долговременного сотрудничества в будущем. Это облегчит взаимодействие и упростит работу. Не стоит ориентироваться на слишком отдаленные предприятия, стоит рассматривать типографии в пределах 1 тыс. км, в противном случае, будет трудно покрыть издержки на дорогу

При сотрудничестве с типографией необходимо определиться, кто будет выполнять функции верстки и дизайна макета обложки и иллюстраций. Работу может взять на себя сотрудник типографии или привлеченный вами специалист. Кстати, искать художников имеет смысл в тематических группах в интернете. Они часто разделяются по жанрам рисунков.

Качество конечного продукта у типографий бывает разным. На это тоже нужно ориентироваться. Качественная бумага и печать стоят дороже.

В итоге, одна единица книги обойдется в сумму от 55 до 260 рублей. Чем больше тираж, тем ниже себестоимость. Таким образом, минимальная стоимость тысячного тиража составит 55 тысяч рублей. 

Как искать авторов для публикации книг

Хороший автор – находка для издателя. Сразу заполучить талантливого писателя вряд ли получится. К тому же, гонорары у раскрученных авторов существенно выше. Другой путь – сотрудничество с неизвестными авторами. Для начала можно попробовать издавать книги за счет авторов. Однако это чревато рисками спуститься на низкий художественный уровень, поэтому здесь нужно соблюдать баланс. Для поиска авторов есть несколько способов:

  1. Площадки в соцсетях. Где люди публикуют свои произведения. Чаще всего они бывают тематическими.
  2. Блоги и живой журнал. 
  3. Литературные конференции и премии. Тут присутствуют не только маститые писатели, но и начинающие авторы, заинтересованные в контактах с издателями.
  4. Самостоятельная организация конкурсов и учреждение премий.

Маркетинговый план и эффективная реклама

Если в арсенале издательства – книги малоизвестных авторов, начать сотрудничество с оффлайн-магазинами вряд ли получиться. Реально продавать книги на площадках интернет-гипермаркетов.

Еще один вариант – добавить товары с книгами в свою группу в соцсети или на собственный сайт. Другой способ продвижения – публикация отрывков на своих ресурсах для привлечения внимания аудитории. 

Успех подразумевает под собой работу с целевой аудиторией, на которую рассчитана литература.

Приблизительные затраты на издание одной книги

Итак, из чего же складывается сумма публикации одной книги, например, сборника рассказов? Рассмотрим затраты, которые мы будем производить за счет средств коллектива авторов. В сборнике 400 страниц. 

Работа над содержанием (труд редакторов и корректоров из расчета 110 рублей за страницу) — 44 000 рублей.

Работа над обложкой — 15 000 рублей.

Услуги типографии — 95 000 рублей.

Доставка — 15 000 рублей.

Всего — 169 000 рублей.

Если взять за общий тираж цифру в 600 экземпляров, то 100 из них нужно отдать авторам. 50 пойдут в качестве призов на розыгрышах, будут розданы литературным критикам или переданы в жюри конкурсов. 

У издателя остается 450 экземпляров. Если все их продать по цене в 200 рублей за штуку, выручка составит 90 тысяч рублей.

Вывод

На практике цифры могут отличаться от тех, что на бумаге. Может растянуться время публикации книги или поиск авторов, может случиться какой-то форс-мажор. Многое будет зависеть от удачи, например, от того, сможете ли вы встретить талантливого автора. Если «выстрелит» темная лошадка, успех будет гарантирован, а другая ситуация сложится, если этого не произойдет. В любом случае, издательский бизнес рассчитан на долгую перспективу. Отдача может наступить через год, два или несколько лет. Поэтому заниматься этим делом стоит тому, кто рассчитывает не только на получение прибыли. А рассматривает для себя еще и другие приоритеты.

Источник