Бизнес план по ремонту акпп
Каждый владелец автомобиля, особенно с автоматической
коробкой передач (акпп), рано или поздно сталкиваются с проблемой ремонта или
обслуживания данного узла. В зависимости от характера вождения и качества самой
системы такие поломки бывают как на 200 тыс. пробега так и на 50 тыс. пробега
автомобиля. В этой статье мы рассмотрим бизнес идею открытия сервиса по ремонту
коробок передач в вашем городе, укажем плюсы и минусы данного направления
деятельности и разберемся с некоторыми деталями.
Если говорить о конкуренции, то она есть, и многие
мастерские работают в этом направлении, но на самом деле найти толкового
мастера очень сложно, и если вы будете одним из них, то работа у вас будет
всегда, а записываться в очередь, будут на месяц вперед.
С чего начать?
Важный вопрос новичков, с чего стартовать и где взять деньги на запуск своего дела. Каждый мастер, кто работает в этой нише, при неимении у вас бюджета на открытие полноценного сервиса по ремонту механических и автоматических кпп, скажет вам, что начать нужно с обучения.
Вам нужно будет найти СТО, которое согласиться вас взять в
качестве помощника мастера по ремонту кпп. Работать придется много, и изучать
также нужно будет много. Для начала вам будут доверять разборку узлов той же
акпп, далее мойку и сборку, в последующем, когда вы покажите результаты в этой
работе, вас, возможно, обучат основам ремонта и диагностики. Обучение и
получение практических навыков может занять 5 – 6 лет усердной работы,
поскольку на рынке есть много систем с различной структурой и чаще всего вы
будете обслуживать агрегаты отдельных автомобильных марок.
Только после того, как вы станете опытным мастером, который может осуществить самостоятельно ремонт кпп и знает основные причины поломки, умеет проводить диагностику, можно задумывать о запуске собственного бизнеса на ремонте акпп.
Причины поломок акпп
Существует три основных направления поломок данного
механизма.
- Гидравлика. Сюда можно отнести неисправности
гидротрансформатора, гидравлического блока управления. - Механика. Поломки фрикционных групп, корпусов
сцепления, втулок, планетарных рядов, суппортов, насоса, других механических
частей. - Электроника. Сюда можно отнести неисправности: датчиков
расхода воздуха, датчика дроссельной заслонки, датчика распредвала, блока и
датчиков АБС, блока управления двигателем или АКПП, электрической проводки
между блоками, электронного регулятора давления и соленоидов АКПП, датчиков
вращения входного и выходного валов АКПП, датчика положения переключения
передач (MLPS), Неисправность датчика температуры АКПП.
На самом деле ремонт акпп – это сложный и ответственный
процесс, который требует навыков и опыта от мастера. По статистике даже у
опытных специалистов, каждая третья машина возвращается с повторной проблемой,
а также есть случаи полного сгорания акпп и если это ваша вина, то вам, как
предпринимателю, нужно будет ремонтировать авто за свой счет, а это затраты на
разборку, покупку новых автозапчастей и прочие немалые расходы.
Как проводят диагностику акпп?
Для диагностики системы переключения передач часто
используют различные приспособления и компьютерную технику. Что диагностируют?
- уровень и качества масла в системе.
- наличие отложений в поддоне акпп.
- давление.
- время до загрузки акпп.
На практике после приезда клиента, мастера делают тестовую
поездку на авто в различных режимах коробки передач. Далее подключают компьютер
и считывают ошибки с блока управления, при этом рассматривают и ошибки других
узлов авто, которые могут непосредственно воздействовать на работу кпп.
Теперь давайте рассмотрим организационные моменты открытия
бизнеса на ремонте коробок передач автомобилей.
Помещение
Если вы планируете работать один или с помощником, то вам
нужно будет арендовать помещение около 60 – 80 кв.м. В нем сделать зонирование
на несколько частей:
- рабочее пространство на 2 авто
- стол для разборки, обслуживания и ремонта
коробок передач - санузел
- небольшой склад для запчастей
- кладовка с пожарной сигнализацией для хранения
ГСМ и отработки.
К помещению должны быть подведены коммуникации: электричество, отопление, вентиляция, водопровод и канализация.
При выборе локации гаража или бокса важно ориентироваться на удобство подъезда, и наличие парковки на несколько машин. Конечно же, неплохим плюсом будет видимость из дороги и при надлежащем брендировании такое размещение будет привлекать новых клиентов.
Откройте собственный сервис предоставляющий услугу сход/развал для авто. Оборудование, поиск клиентов и рентабельность бизнеса.
Оборудование и оснащение мастерской
Для оснащения рабочей зоны для слесарных работ вам будет
нужен базовый набор оборудования.
- подъемники для автомобилей, или же смотровые
ямы. - тележки, стойки, масляные нагнетатели.
- компрессор и пневматическая система.
- инструменты для разборки.
- размывочные и дефектовочные столы.
- моечный стол с вытяжкой.
- установка горячей мойки.
- стойки сборки/разборки АКПП.
- инструмент, оборудование, оснастка.
- набор для контроля давления масла.
- приспособление для демонтажа элементов АКПП.
- приспособление для снятия/установки муфты.
- набор для замены сцепления.
- инструмент для мехатроника DSG.
- инструмент для установки сальника.
- установка для промывки и замены масла в коробке
передач – от $600. - набор адаптеров для акпп.
Для слесарного цеха дополнительно, в будущем, можно будет
закупить дорогостоящее оборудование: проверочный стенд для гидравлических
блоков управления, цена на который $25000 — $30000, и стенд для проверки АКПП,
цена около $5000 — $20000.
Для склада запчастей потребуются стеллажи и полки.
Оборудование для санузла и гардеробной.
Для склада ГСМ, нужно будет сделать отделку из негорючих
материалов, установить противопожарную систему.
Мастерскую нужно будет оснастить сигнализацией и подключить на пульт охранной фирмы.
Вложения в оборудование будут серьезными, но их можно делать
постепенно, по мере появления финансовых возможностей.
Сюда не включается оборудование для ремонта
гидротрансформаторов, поскольку их обслуживание на первых порах лучше отдавать
в специализированные мастерские.
Несколько слов о запчастях
Проблема с запчастями в бизнесе на ремонте механических и
автоматических коробок передач зачастую выходит на первый план. Связано это с
тем, что на некоторые модели авто, особенно старше 5 – 7 лет запчасти сложной
найти, а если они и есть, то ждать их нужно месяцами. Чтобы избежать задержек в
обслуживании клиентов можно на самые популярные модели заказывать детали
наперед и хранить их на складе. На этом, кстати, можно дополнительно
зарабатывать.
В основном запчасти покупают в двух местах:
- у оптовых поставщиков, с которыми можно
заключить контракт и договориться о сниженной цене, чтобы при продаже запчасти
немного заработать. - на разборках. Нужно постоянно мониторить
объявления на онлайн досках и при появлении интересных вариантов, после
проверки выкупать запчасти.
Некоторые мастера заказывают запчасти из Европы и США, но
срок их доставки более месяца.
Персонал
С кадрами в этом сегменте рынка особая проблема. Опытные
мастера уже давно работают в крупных сервисах, где им платят высокие зарплаты,
либо же открыли свое дело и потихоньку раскручивают его. Если у вас получилось
нанять хорошего специалиста по ремонту акпп, то оплата его труда составит 50%
от стоимости услуги.
Можно попробовать обучить своего знакомого, предварительно
договорившись об условиях, но на это уйдет много времени (3 – 5 лет), и в итоге
он потребует очень высокую заработную плату, или же уйдет к конкурентам, от
этого никто не застрахован.
Есть на рынке труда и много «специалистов», которые приходят
к вам работать, делают 5 – 10 заказов, после чего идут возвраты клиентов, фирма
несет потери, и человек просто увольняется без желания брать на себя
ответственность за свою работу.
Реклама
Рекламировать свои услуги по ремонту акпп можно несколькими
способами.
- Свой сайт + контекстная реклама.
- Доски объявлений.
- Сотрудничество с автомастерскими.
- Расклейка объявлений.
Лучшей рекламой будет «сарафанное радио», которое может
сработать в случае качественного выполнения работ вашим сервисом.
Документация
Чтобы работать официально вам нужно будет оформить пакет
документов.
- открыть ИП.
- указать ОКВЭД на деятельность. Для России это
код – 45.20. Для Украины – код 33.1. - подписать договор на аренду помещения.
- получить разрешения от СЭС и пожарной службы.
- оформить на работу персонал.
- иметь сертификаты на оборудование.
В случае возникновения сложностей, можно обратиться за
консультацией к опытному юристу.
Сколько стоят услуги?
Для того чтобы разобраться сколько может заработать
мастерская по ремонту корок передач, давайте рассмотрим средний прайс-лист на
услуги.
- ремонт акпп – от $400
- для полного привода – от $480
- дефектовка – от $80
- снятие акпп – от $115
- установка акпп – от $100
- замена масла с фильтром и прокладкой – от $50
Исходя из этих цифр, и графика загруженности работой вы
можете рассчитать сроки окупаемости инвестиций.
Выводы. Ремонт
коробок передач – это сложный бизнес, который требует серьезных финансовых
вложений, а также навыков и опыта работы от мастера, который хочет его
запустить. При грамотном подходе спрос на услугу будет постоянным. Лучшим
решением будет начать с обучения и получения практических навыков в этой сфере
деятельности.
В последнее время ко мне обращается огромное количество желающих начать бизнес по обслуживанию и ремонту автоматических коробок переключения передач. В связи с этим, в качестве ответа, была написана эта статья.
К сожалению с данным вопросом всё более чем не просто, в противном случае АКПП , как и двигатели, ремонтировали бы на каждом углу. Сразу оговорюсь, что на создание своего предприятия в том виде, в каком оно сейчас , я потратил более 15 лет. Во первых , практически невозможно найти специалистов. За тех, что реально могут, держатся зубами, либо они работают на себя. Например, я плачу своим более половины от прибыли, то есть это я на них работаю, потому и не уходят. Те же, что есть на рынке, либо неумёхи, либо алкоголики, либо сумасшедшие.
Когда я открыл второй техцентр, я два с половиной года набирал спецов, за это время ушел в убытки по возвратам почти на 100000$. Благо деньги были, и я был упорный. Ведь если ремонтируешь АКПП, объявив условно 100000 руб., из них около 60000 руб. это запчасти и расходники (масло, растворитель перчатки, бумага, и т. д.), 10000 зарплата, и только 30 грязная прибыль , из которой ещё надо покрыть расходы на аренду, налоги и содержание сервиса. А цена диктуется рынком. Поднимаешь на 5-10%, и клиенты едут к конкурентам. И это только начало. Даже у опытных мастеров каждая третья машина возвращается с проблемами. А каждый четвёртый возврат, это полностью сгоревшая АКПП, что означает все затраты по новой. Плюс еще повторно платить за снятие/установку слесарям, они же не виноваты и даром работать не будут. Да и мастер АКПП, если он не твой друг, будет требовать зарплату, мотивируя тем, что клиент спалил коробку сам. Откажешь – все моментом разбегутся.
Поэтому на рынке бродит огромное количество варягов. Такой придет, сделает 5-10 машин, получит за них деньги, а когда они начнут возвращаться, просто уйдёт в очередной раз работать в другое место (спецы всем нужны), оставив тебя у разбитого корыта наедине с толпой разъярённых клиентов. А каждая 10 машина бывает со скрытыми дефектами, в том числе и в сопутствующих системах, влияющих на работу АКПП. Такую машину пока починишь, 5-6 раз коробку снимешь/поставишь, уйдя глубоко в минус. А отказать клиенту нельзя – сразу суды, наезды, подставы всякие, которые могут вылиться вообще в непредсказуемые суммы.
Вырастить специалиста можно самому, обучив какого-нибудь толкового родственника, но на это требуется минимум 4-6 лет, пока он наберет опыта за твой счёт и начнет работать без убытков. Но как только специалист становится классным, он сразу начинает требовать денег, порой неадекватных, понимая твою зависимость от него. А откажешь, с удовольствием уйдет к конкурентам, им то он ничем не обязан, и можно диктовать свои условия с чистого листа.
Ведь все системы АКПП разные, их более 500, причем каждые 5-10 лет модельный ряд полностью меняется, и опыт нужно набирать на ходу, в каждой системе свои тонкости и индивидуальные проблемы, их надо знать. А когда машине перевалит за 10 лет, в ней уже начинают глючить все системы, и даже исправная АКПП нормально не работает, агрегаты изношены и затрат на запчасти и ремонт больше. Порой стоимость ремонта начинает превышать стоимость самого автомобиля, и естественно, за эти деньги никто ремонтироваться не будет, а машину проще переделать на механику, купить АКПП б/у, или сдать на запчасти. Соответственно опыт уже не пригодится – только отточишь технологию до мелочей, а машин-то уже и нет в природе.
Отдельная проблема с гидротрансформаторами. Мало кто их делает нормально. Самому освоить производство сложно и затратно, чтобы окупалось нужен больший оборот, чем может дать сервис. Это отдельный токарно-механический процесс, для качественного результата надо купить фирменное оборудование, например американское “Super Flow”, полный комплект линии стоит около 200000$. Опять те же трудности со специалистами. Можно, конечно, делать кустарно на коленке или выполнять работу на стороне, но по опыту каждый 4-й г/т в этом случае будет с браком, а это по новой снятие/установка АКПП (100-300$), и другой г/т (200-300$). А сторонний производитель будет с пеной у рта кричать , что проблема в самой АКПП, и его работа не при чем. Я за 10 лет работы сменил 12 мастерских по ремонту г/т, построил свою линию, а в результате пришел к тому, что отправляю г/т большими партиями на восстановление в Германию на завод крупному ребилдеру, а это не менее 40000$ в обороте только на этом участке.
Еще одна проблема – запчасти. Всего что надо нет ни у кого, даже у самих производителей, а на заказ некоторые детали, особенно на машины, которые старше 5 лет идут месяцами. Чтобы быть конкурентоспособным и делать быстро, нужно накапливать свой парк запчастей, заказывая все заранее. Правильно сформировать заказ может только специалист, имеющий огромный опыт в конъюнктуре з/ч именно для АКПП. Объём вложений от 300000$, чтобы не страдать задержками в ремонте. Опять же держать такой склад только для своих нужд, крайне не выгодно, то есть надо начинать торговлю запчастями. Но и здесь то же трудности. Этот рынок , по причине узкой специализации жестко монополизирован. В каждой стране есть 3-4 поставщика, которые концентрируют в своих руках поставки запчастей от всех производителей, продавая их в последствии по двойной цене мелким фирмам. И как только вы обратитесь к производителям о поставке крупной партии з/ч , они под угрозой расторжения контрактов направят вас к этим посредникам, которые мило предложат покупать у них большими партиями по тем же ценам, что и у производителя. Вы конечно радостно согласитесь. Но в течении полугода, а то и в процессе первой же поставки, эти цены плавно подтянутся к тем по которым они обычно продают. Соответственно возможность на этом заработать испарится как дым. А начнете искать обходные пути, могут объяснить и на более неприятном языке. Ведь это уже довольно крупный бизнес, и у таких людей есть и деньги и связи чтобы вас успокоить. Я этот вопрос за 7 лет еще до конца не решил , хотя давно уже с основными поставщиками с улыбкой за руку здороваюсь, знаю всех , включая представителей производителей.
Как итог, приблизительная смета на полноценный конкурентоспособный техцентр, который имеет шансы зарабатывать серьёзные деньги:
- Помещение удобной планировки 400-600м2, неудобной 600-800м2. В нем зал на 4-5 подъемников 200м2, мастерская АКПП 40м2, склад 150м2, цех ремонта гидротрансформаторов 60м2, офис 30м2, раздевалка 20м2, помещение для хранения горюче-смазочных материалов 10м2, охраняемая стоянка на 15 машиномест. Остальное проходы и подъезды. Подготовка и ремонт такого помещения около 150000$, это без оборудования.
- Оборудование для слесарного зала: подъемники, тележки, стойки, нагнетатели, инструмент и оснастка, вытяжка выхлопных газов, компрессор и пневматическая система, подъемные ворота и т.д. – 60000$.
- Оборудование для мастерской АКПП: размывочные и дефектовочные столы, моечный стол с вытяжкой, установка горячей мойки, стойки сборки/разборки АКПП, инструмент, оборудование, оснастка, проверочный стенд для гидравлических блоков управления(30000$ в смету не включён), стенд для проверки АКПП (70000$, в смету не включён), оборудование для сборки и утилизации отработанного масла, всего – 60000$.
- Склад: полки, передвижной гидроподъемник или электрокар для обслуживания верхних полок, складской компьютер с фирменным программным обеспечением – 20000$.
- Цех гидротрансформаторов: система сбора слива, разделения и утилизации СОЖ и отработки, вентиляция, бетонные основания для установки станков, силовые электрические линии – 15000$, линия оборудования и станков иностранного производства – 200000$, если самодельного – 15/20000$.
- Офис: оргтехника, мебель, сейф, уголок отдыха клиентов с телевизором водой и кофеваркой, кондиционер, система видеонаблюдения за сервисом, евроотделка – 25000$.
- Раздевалка: шкафчики для одежды, кухня, обеденная зона, туалет с душевой – 10000$.
- Комната ГСМ: негорючая отделка, пожарная сигнализация, огнестойкая дверь – 4000$
- Запчасти, расходники, г/т, ГСМ и т.д. – не менее 200000$.
ИТОГО: для хорошего старта и возможности выдержать конкуренцию, при этом быть готовым сидеть без прибыли года 2-3, иметь постоянную головную боль с клиентами и рабочим коллективом, и это при возможности потерять все вложенные средства , нужно около 500000-900000$ для начала. При самом лучшем развитии сценария через 3-4 года при грамотной маркетинговой политике и минимальном браке вы сможете получать с этого предприятия 100000-150000$ в год, это еще без вычета налогов и учета того, что придется еще довкладывать. При этом расчетная окупаемость 5-8 лет. Естественно при таких вложениях помещение лучше купить в собственность или построить, а это еще 500000-1000000$ исходя из московских цен на недвижимость.
Все остальные попытки организовать этот бизнес на пустом месте , без опыта и малыми вложениями обречены на стопроцентный провал. Могу утверждать это с уверенностью на примере друзей и знакомых, пытавшихся повторить мой опыт.
Есть единственный способ, как добиться здесь успеха не вкладывая денег, тот которым изначально шел я: для начала нужно устроиться на подобный успешный сервис в любой должности, хоть поломоем. Потом, завоевав доверие начальства и продемонстрировав способность работать руками, перейти в автослесаря, а лучше в помощники мастера АКПП. Но можно не надеяться на то, что вас сразу подпустят к секретам. Все настоящие мастера хитры и свой опыт и ноухау держат в тайне. В лучшем случае вам позволят разбирать АКПП и мыть детали, но глубокого понимания вопроса это не приносит. Если в течение года вы зарекомендуете себя как работник – золотые руки, вас могут допустить до неответственных сборок, постепенно поднимая вашу квалификацию. При хорошем потоке, хотя бы в 3-4 АКПП в неделю вы имеете шансы за пять лет стать грамотным специалистом, одновременно потихоньку начав самостоятельно ремонтировать АКПП своих знакомых у себя в гараже, попутно набирая клиентуру и известность. Это позволит в конечном итоге расстаться со своим работодателем и начать собственное дело. А далее вы можете вернуться в начало этой статьи и начать создавать свое предприятие, исходя из имеющихся у вас материальных возможностей и амбиций.