Бизнес план по предмету основы предпринимательства
Приложение №3 «Б».
Методические рекомендации
для учащихся 8 – 11 классов
по разделу
«Основы предпринимательства»
В курсе технологии.
«Бизнес – план».
Материал разработан
учителем технологии
«МОБУ СОШ № 62»
г. Оренбурга
Рыбаковой Н.Н.
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………
Методические рекомендации для составления бизнес – плана………
Титульный лист…………………………………………………………..
Вводная часть или резюме проекта……………………………..………
Анализ положения дел в отрасли……………………………………….
Существо проекта………………………………………………………..
Производственный план…………………………………………..……..
План маркетинга…………………………………………………………..
Организационный план………………………………………………….
Финансовый план………………………………………………………..
Литература……………………………………………………………….
Введение.
Наша жизнь зависит от экономических законов не меньше, чем от законов природы. Изучение экономических законов направлено на дальнейшую подготовку учащихся к вступлению в самостоятельную жизнь. Потому в школе обучение должно ориентироваться на предпрофильную подготовку.
Значительное внимание на уроках технологии отведено предпринимательской деятельности. Сегодня предприниматель должен уметь ясно, доходчиво и доказательно представить свои новаторские планы, требующие инвестиций. По сути дела, он должен представить анализ возможностей своего производства6 расчет использования занятых денег; постатейный расчет преобразований, изменений внутри производства и вне его – на рынках сбыта или за счет каких – то иных мер будет получена прибыль, когда она будет получена или когда начнет поступать. Весь этот анализ должен быть представлен в виде документа, называемого бизнес-планом.
Бизнес-план составляется и тогда, когда необходима:
подготовка заявок существующих и вновь создаваемых частных и акционерных фирм на получение кредитов;
обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;
открытия нового дела и определения профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;
перепрофилирование существующей фирмы и выбор новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций;
составление проектов эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций) приватизируемых и частных фирм;
выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.
Итак:
Бизнес – план это документ, содержащий обоснование основных шагов, которые намечается осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта ил создания новой фирмы.
общая цель разработки бизнес плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайшее и отдаленное время в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов (инвестиций).
Бизнес-план помогает предпринимателю решить основные задачи:
– определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
– сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию каждой стратегии;
– выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
– оценить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
– определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.д.;
– оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей;
– предусмотреть трудности и «подводные камни», которые могут помешать выполнению бизнес-плана.
Составление бизнес-плана позволяет увидеть будущие проблемы и заранее продумать пути их преодоления. Срок составления бизнес-плана 3 – 5 лет.
Учащиеся, создавая свой бизнес-план, вырабатывают в себе основные черты, которые необходимы предпринимателю: готовность к риску, уверенность в собственных силах, стремление к новшествам, способность много трудится, умение вести учет своих дел, затрат и результатов.
Методические рекомендации для составления бизнес-плана.
Цели:
Ознакомить учащихся со структурой и назначением бизнес-плана, с основными источниками информации для составления бизнес-плана.
Ознакомить с назначением, содержанием и требованием к оформлению титульного листа бизнес-плана.
Учащиеся должны знать:
место предпринимательства в экономической структуре общества;
принципы и формы предпринимательства, источник его финансирования;
порядок создания предприятий малого бизнеса;
условия прибыльного производства;
роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей.
Учащиеся должны уметь:
анализировать рекламу потребительских товаров;
выдвигать деловые идеи;
изучать коньюктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции, разрабатывать бизнес-план.
На занятиях учащиеся поэтапно разрабатывают простейший бизнес-план (БП) для своей фирмы. Поскольку этот творческий процесс сопровождается длительным проектированием, то учащимся необходимо завести отдельную тетрадь для черновика. Чистовой вариант БП оформляется на листах бумаги формата А-4 в соответствии с требованиями ЕСКД (Единая Система Конструкторской Документации).
Объяснение нового материала начинается с определения БП, назначение в предпринимательстве, изучения структуры. Учащимся предоставляется возможность (10-15 минут) для ознакомления с образцами БП.
Со временем у учителя накопятся образцы БП, составленные школьниками. Знакомство с БП, разработанными сверстниками, делают работу интересной, и показывает ее выполнимость. У учащихся складывается более полное представление о том, что им предстоит проделать.
С источниками информации для составления БП учащиеся знакомятся образно. Внимание учащихся, прежде всего , акцентируется на том, что на всех этапах составления БП им предстоит самостоятельно добывать достоверную информацию из различных источников. Учащиеся учатся оперативно добывать достоверную информацию о ценах, конкурентах, потребителях и т.д. Более подробно с характером и источниками информации они знакомятся при изучении конкретных разделов на последующих занятиях.
Назначение титульного листа и требования к его оформлению надо рассмотреть достаточно подробно, поясняя, что не вся требуемая информация указывается на титульном листе. Например, стартовые затраты можно будет достаточно точно указать лишь после составления финансового плана.
На занятиях учащиеся изготовляют свою продукцию. Рекомендуется выполнять эту работу с подбора заготовок (деталей, полуфабрикатов). Информацию о материалах, их количестве можно получить из спецификации и эскизов. Ученики определяют сами, какие материалы у них имеются, и какие необходимо приобрести.
1.Титульный лист.
Бизнес-план (наименование проекта) утвержденный руководителем предприятия (организации) претендента и заверенный печатью.
Название и адрес предприятия.
Имена и адреса учредителей.
Руководитель предприятия (организации): Ф.И.О. и телефон.
Суть проекта (3-5) –строк, например изготовление вязаных изделий.
Совокупная стоимость проекта и источник средств (выпуск акций, кредиты и пр.).
Заявление о коммерческой тайне. Весь лист не более 25 строк.
2.Вводная часть или резюме проекта. (3-4 стр.)
Это реклама проекта, а потому она должна содержать доказательства его выгодности. Показать, в чем сущность проекта, сколько денег потребуется вложить, каков ожидаемый спрос. Отдельно дается объяснение того, почему предприятие добьется успеха. Если реализация проекта позволит решить социальные вопросы (использование труда инвалидов; прокладка хорошей дороги и т.п.), то указать их.
3.Анализ положения дел в отросли. (3-4 стр.).
(названием отрасли является указание на характер отрасли-развивающаяся, стабильная, стагнирующая).
3.1. Цель – раскрыть формирование потребности в товаре, отправляясь от общего уровня развития экономики, например, путем привязки продукта к динамике валового внутреннего продукта или его отдельных элементов. Для контроля важно провести подробные составляющие отдельных развитых стран, например, по среднедушевому потреблению. Период наблюдения – порядка 10 лет.
3.2. Динамика продаж товара за последние 3 года по России.
№.№. Какие и где появились аналоги продукта за последние три года.
3.4. Доля предприятия по производству продукции в России (фактически за три последних года).
3.5. Потенциальные конкуренты (указать имена и адреса основных производителей товара, их сильные и слабые стороны).
4. Существо проекта. (до 5 стр.).
4.1. Описание товара. Сведения о патентах. Торговый знак. Есть ли опыт производства товаров.
4.2. Чем предлагаемый к выпуску товар отличается от импортного.
4.3. При каких условиях товар может экспортироваться.
4.4. сведения о самом предпринимателе и его партнерах. Краткая характеристика (возраст, опыт предпринимательской деятельности или руководящей работы).
4.5. Привести аргументы, обосновывающие успех предприятия.
5.Производственный план. (до 5 стр.).
(назначение раздела – дать убедительные аргументы о продуманности и производственного процесса).
5.1. Специфические требования к организации производства.
5.2. Состав необходимого оборудования, его поставщики и условия поставок (аренда, покупка), стоимость.
5.3. Сырье и материалы, поставщики (название, условия поставок) и ориентировочные цены.
5.4. Альтернативные источники снабжения сырьем и материалами.
5.5. Себестоимость производимого продукта.
5.6. Обеспечение экологической и технической безопасности.
6.План маркетинга (до 5 стр.).
(в разделе должно быть показано, что реализация товара не вызовет серьезных проблем).
6.1.Конечные потребители. Характер спроса (равномерный или сезонный). Особенности сегмента рынка, на которые ориентируется проект и почему он окажется успешнее, чем у конкурентов. Какие свойства продукции или дополнительные услуги делают его предпочтительным по отношению к конкурентам.
6.2.Воздействие на продукт технологических изменений ( законодательство по охране природы; продукты – заменители).
6.3.Каких действий конкурентов следует опасаться, и каковы основные элементы стратегии противодействия.
6.4.Обоснование цены на продукцию.
6.5.Организация сбыта. Дать описание системы сбыта с указанием фирмы, привлекаемых к реализации продукции.
6.6.Соображения по организации рекламы. Примерный объем затрат.
6.7.Сведения о разработке новых продуктов, составляющих конкуренцию предлагаемому.
6.8.Имеются ли договоры на реализацию товара.
7.Организационный план. (2-3 стр.).
7.1.Форма собственности. По товариществам указывают условия создания и партнерства: по АО – основные пайщики и принадлежащие им доли.
7.2.Если это открытое АО, то, сколько акций уже выпущен и сколько предлагается выпустить.
7.3.Члены совета директоров и их телефоны, краткие библиографические справки (если проект реализуется на предприятии, входящем в АО).
7.4.Кто обладает правом подписи финансовых документов.
7.5.Распределение обязанностей между членами руководящего состава.
7.6.Отношение с местной администрацией. Важно привести документы, показывающие ее заинтересованность в проекте.
8.Финансовый план. (до 5 стр.).
(данный раздел является ключевым, по нему определяется эффективность проекта).
8.1.План доходов и расходов. Назначение данного подраздела является определение суммарных доходов и расходов, с которыми связана реализация проекта, с целью определить необходимость привлечения средств. Собственные средства инвестора, включая ранее реализованные акции, дополняются привлекаемыми ресурсами за счет кредитов коммерческих банков, иностранных займов, а также за счет прямых ассигнований полученных от реализации принадлежащих государству акций и внебюджетных отраслевых фондов.
8.2.Баланс доходов и расходов по отдельным товарам.
8.3.План денежных поступлений и выплат на период реализации проекта.
Годы освоения мощности
Годы после освоения мощности
1; 2; 3;
4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11;12:
1.
Поступление выручки от продажи.
2.
Другие доходы от реализации
3.
Итоги поступлений: (3)-(1)+(2)
4.
Платежи на сторону, всего:
4.1
Оплата счетов поставщиков.
4.2
Заработная плата (за вычетом удержаний).
4.3.
Расчеты с поставщиками.
4.4
Реклама.
4.5.
Арендная плата
4.6.
Страховка.
4.7.
Процент по кредитам.
4.8.
Возврат кредита.
4.9.
Амортизация. Налоги и другие обязательные платежи.
5.
Баланс платежей (3) – (4)
По строке 1 показывается выручка от продаж. В строке 2 учитываются прочие доходы, например, от сдачи в аренду помещений и оборудования, созданных по проекту. Строка 3 является итоговой: (3) – (1) +(2). По строке 4 показываются все платежи, связанные с проектом, а ниже дается расшифровка их основных статей.
Внутренняя норма рентабельности определяется как дисконтирующий множитель, приводящий равновременные значения баланса (строка5) к началу реализации проекта. Она является минимальной величиной процентной ставки, при которой средства окупаются за жизненный цикл проекта. Исходя из условия, что сумма дисконтированных разностей платежей равна нулю:
Где Рt – ежегодная разность платежей (строка5);
Т – сумма периодов создания проекта и средней величины.
Литература.
Александрова Е.И. Краткий справочник предпринимателя. – СПб.: Питер,2004. – 64 с.
Казаков А.П. Школьнику о рыночной экономике. Учебн. пособ. для старшеклассников. – М.: Общество «Знание» – ТОО «ИнтелТех» – ООО «Менеджер», 1993. – 196с.
Любимов Л.Л., Лисицин И.В. Основы экономики: Учебное пособие к курсу «Введение в обществознание» для 10 -11 кл. общеобр. учебн. заведений. – М.: Просвещение. 1994. – 159с.
Лисицин И.В. Бизнес-план – основа успеха. Практ. пособие. – М.: Машиностроение. 1992.
Маркетинг (конспект лекций). Под ред. Б.Н.Владимировой. – М.: «Приор», 2001. – 160с.
Фрейкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Науч. курс. Учебн. пособ. для уч-ся 10 -11 кл. – М.: Начала-Пресс.1993. -160с.
Язык рынка. Словарь. Под ред. В.М. Федина. – М.: Концерн «Росс». 1992. = 80с.
Источник
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 612 Центрального района
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства»
Составитель: Малых Валентина Александровна
учитель экономики,
заместитель директора по УВР
Санкт – Петербург
2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Концепция бизнеса (резюме) проекта
Описание целей фирмы
Социологический опрос
Маркетинговый план
Реклама
Предпринимательские риски
Страхование
Финансовый план
Представление бизнес-плана
Введение
В современных условиях значительно возрастает роль экономической подготовки старшеклассников, в том числе и к предпринимательской деятельности. Модернизация образования предусматривает профильное обучение старшеклассников. В структуре учебного плана каждого профиля помимо обязательных учебных дисциплин изучается ряд элективных курсов, т.е. курсов по выбору. В числе таких курсов – Основы предпринимательства.
Главная цель этого курса – сформировать у старшеклассников положительное отношение к предпринимательству, заложить первоначальные знания и умения по предпринимательству как одной из важных сфер человеческой деятельности, развивать потребность в инновационной деятельности по производству товаров и услуг.
Методика обучения старшеклассников предпринимательской деятельности предполагает определение путей и средств эффективной подготовки школьников основам предпринимательства, включая все стороны этого процесса: содержание учебного материала, методы преподавания, познавательная деятельность учащихся, результаты обучения и т.д.
В ГБОУ школа № 612 результатом изучения курса Основы предпринимательства является написание и защита бизнес – плана придуманной старшеклассником фирмы.
Бизнес – план – это метод проектной деятельности учащихся. Выполнение данной проектной работы создает благоприятные условия для формирования у обучающихся морально-психологической готовности к предпринимательству, развития к нему активного интереса, выработки потребности к творческой предпринимательской деятельности.
Многолетний опыт работы школы по разработке старшеклассниками бизнес-плана позволил выработать оптимальную с нашей точки зрения общую логику проекта:
1.Концепция бизнеса (резюме);
2.Описание целей фирмы;
3.Социологичкское исследование;
4.План маркетинга;
5.Реклама;
6.Предпринимательские риски;
7.Страхование;
8.Финансовый план фирмы;
9. Представление бизнес – плана.
Процесс разработки бизнес-плана формально можно разделить на три направления:
1.Поиск, сбор и систематизация информации.
2.Обработка информации.
3.Представление информации.
Искать информацию старшеклассникам предлагается в различных источниках: учебная литература, урок, информация из Интернета или из периодического издания (газета, журнал);
Собирать информацию – это, прежде всего, фиксировать её в бумажном и электронном виде, чтобы спустя какое – то время учащиеся не забыли полученные в процессе обучения знания.
Систематизировать информацию не менее важно, чем искать или собирать. За основу для систематизации берется структура бизнес-плана.
Бизнес – план старшеклассниками разрабатывается параллельно с изучением курса Основы предпринимательства. Защита проекта происходит в апреле.
Этапы разработки бизнес – плана:
1 этап | 2 этап | 3 этап |
Черновик бизнес-плана | Уточнение и доработка | Представление |
В последующих главах рассмотрены все мини – проекты бизнес – плана и отражены особенности их выполнения.
1.Концепция бизнеса (резюме.)
Это первый и краткий раздел бизнес-плана. Он содержит общие выводы из последующих мини-проектов. Учащиеся должны знать что важность правильного составления резюме заключается в том, что инвесторы, а это прежде всего бизнесмены – люди занятые, с первых слов краткого описания проекта должны убедиться в его экономической эффективности и возможности реализовать задуманный проект. В резюме старшеклассникам предлагается предельно кратко изложить:
1.суть проекта: его цели, эффективность;
2.производством или реализацией какого продукта (товар, услуга) будет заниматься фирма?
3.как и кто будет осуществлять проект;
4.источник финансирования проекта;
5.какова сумма всех затрат на реализацию проекта?
6.основные показатели проекта: чистая прибыль в первый год работы, рентабельность, сроки окупаемости, издержки производства и сбыта.
Объем мини-проекта должен быть размещен на одной – двух страницах.
2.Описание целей фирмы.
Цель фирмы – это генеральные направления ее развития. Их может быть несколько.
Если фирма ориентирована на рост, то ее целями будут:
1.повышение общего объема продаж (до… или в раз…);
2.увеличение доли фирмы на рынке сбыта (до… или в раз…);
3. освоение новых рынков.
Если фирма не ставит своей задачей быстрый темп роста объема производства, то ее главные цели могут быть связаны :
1.с увеличением чистого дохода;
2.повышением качества продукции;
3.увеличением доли сервисных и сопутствующих услуг.
И если фирма задумала изменить ассортимент своей продукции, ее цели будут направлены:
1.на снижение сроков освоения новых видов продукта (товара, услуги);
2.росту (темпу роста) объема продукта (товара, услуги);
3.вытеснению старых товаров.
Объем мини-проекта – одна страница.
3.Социологическое исследование.
Выполнение данного проекта позволяет учащимся найти ответ на вопрос: «Стоит ли открывать фирму и окупятся ли затраты?»
В ходе изучения теоретического материала старшеклассники знакомятся с такими понятиями как: исследование и его задачи, методы, инструменты. гипотеза, эксперимент, анкета, опрос и др.
Этапы выполнения мини – проекта:
1.разработка программы и приемов исследования;
2.проведение эмпирического исследования;
3.обработка и анализ данных, формирование выводов;
4. графическое оформление данных социологических исследований.
4.План маркетинга.
План маркетинга (план продвижения) должен дать описание программу действий фирмы по доведению товаров (услуг) до потребителей.
В данный мини – проект следует обязательно включить следующие пункты:
1.цели и стратегии маркетинга;
2.ценообразование (выбор цели ценовой политики, метода ценообразования, установление окончательной цены);
3.распространение товара (услуги);
4.методы стимулирования сбыта (формы привлечения покупателей);
5.организация послепродажного обслуживания;
6.реклама (план рекламной деятельности фирмы)
7.формирование общественного мнения о фирме (репутация фирмы ).
Маркетинговая программа
«4Р» маркетинга | |||
product | place | price | promotion |
-наименование продукта; -качество; -характеристики; -торговая марка (имидж); -упаковка; -обслуживание; -гарантии; -возврат | -каналы распределения; -географический охват рынков; -торговый ассортимент; -транспорт | -прейскурант цен; -система скидок; -условия продажи; | -методы стимулирования сбыта; -реклама; -связи с общественностью |
Общий объем мини-проекта 3-4 страницы.
5. Конкуренция.
В работе над данным мини-проектом старшеклассникам предлагается заполнить таблицу
№ п/п | факторы конкуренции | фирмы-конкуренты | ||
М | О | К | ||
1. |
Для того, чтобы заполнить данную таблицу старшеклассники должны узнать:
1. конкурентов их рыночного сегмента, которые производят и реализуют аналогичные товары и услуги;
2. продукцию конкурентов (отличительные черты, дизайн и т.д.);
3. уровень цен на товары (услуги) конкурентов;
4.наличие и качество рекламы конкурентов;
5.месторасположения фирм-конкурентов;
6.время пребывания конкурентов на рынке и т.д.;
В заключении мини-проекта учащиеся делают вывод о конкурентноспособности своей фирмы.
Объем мини-проект а– одна или две страницы.
6.Предпринимательские риски.
При развитии дела неизбежно возникают трудности и приходится рисковать. Предпринимателю необходимо знание о рисках, возникающих в процессе его деятельности для их своевременного предотвращения или уменьшения. Один из мини-проектов бизнес-плана содержит информацию об этом. Старшеклассникам предлагается заполнить таблицу:
№ п/п | Наименование риска | Способы устранения нежелательных факторов |
Для того, чтобы заполнить данную таблицу учащиеся должны узнать:
-понятие и сущность рисков в предпринимательской деятельности;
-классификацию рисков;
-методы управления рисками;
-способы снижения риска.
Объем мини-проекта– одна страница.
7.Страхование.
Мини – проект «Страхование» служит дополнением к мини – проекту «Риски»
Одним из основных способов снижения риска является – страхование. Страхование – это передача определенных рисков страховой компании. Для снижения риска используются имущественное страхование и страхование от несчастных случаев.
Цель мини – проекта: знакомство учащихся с рынком страхования и выбор страховой компании.
Старшеклассникам предлагается заполнить таблицу:
№ п/п | критерии выбора страховой компании | Страховые компании | ||
Гайде | Росгосстрах | Ингосстрах | ||
1. |
Для того, чтобы заполнить данную таблицу целесообразно провести:
– заочное путешествие учащихся по рынку страхования Санкт – Петербурга (доклады, презентации);
-мозговой штурм по разработке критериев выбора страховой компании. Критериями могут быть: наличие лицензии, срок пребывания на рынке страхования, разнообразие услуг, отзывы потребителей и т.д.
Объем мини-проекта – одна страница.
8.Финансовый план.
В мини – проекте «Финансовый план» обобщают материалы предыдущих проектов и определяют потребности в капитале, источники финансирования, разрабатывают финансовые документы:
– вступительный баланс;
-финансовый счет;
-финансовый счет;
-годовой отчет;
-итоги работы фирмы за год;
-показатели эффективности (сумма чистой прибыли, рентабельность продукции, рентабельность вложений собственных средств, рентабельность совокупного капитала, срок окупаемости вложений собственных средств / общих вложений).
9.Представление бизнес – плана.
Совокупность мини – проектов оформляется в единый бизнес – план.
Бизнес-план необходимо предоставлять в бумажной форме.
Требования:
Титульный лист: согласно приложению 1;
Стандартность: точно по методике;
-Сдержанность: аргументированность, реалистичность, ссылка на источники информации;
-Доступность: понятный всем язык;
-Разборчивость: текст должен быть напечатан, мини – проекты с новой страницы, формат страницы – А 4, тип шрифта – Times New Roman, размер шрифта – 12, интервал между абзацами текста – до 6 пт, после – 6пт.;
Переплет: папка скоросшиватель;
Иллюстрированность: схемы, таблицы, графики, диаграммы, рисунки, фотографии;
Лаконичность: соблюдение рекомендованного объема мини – проектов, все детали – в отдельные приложения.
Презентация бизнес – плана:
- Речь выступления на 5-10 минут.
- Презентация в Power Point от 5 до 10 слайдов.
- Раздаточный материал для членов комиссии.
В ходе выполнения данного проекта учащиеся развивают умения анализировать, обобщать, подводить итоги проделанного, принимать решения, доводить начатое дело до конца. На всем протяжении реализации этапов проекта у школьников происходит формирование универсальных учебных действий и их интеграция.
Источник