Бизнес план по настольным играм

Бизнес план по настольным играм thumbnail

Содержание:

  • Пошаговое открытие магазина настольных игр
  • Сколько нужно денег на открытие магазина настольных игр
  • Какую франшизу выбрать
  • Пошаговый план открытия магазина настольных игр
  • Сколько можно заработать на открытии магазина настольных игр
  • Как выбрать оборудования для магазина настольных игр
  • Какой ОКВЭД указать при организации магазина
  • Какие документы нужны для открытия
  • Какую систему налогообложения выбрать

В последние годы настольные игры вновь набирают популярность: их часто выбирают в качестве подарка, за Настольной игрой можно отлично провести в кругу семьи и друзей

Пошаговое открытие магазина настольных игр

Польза настольных игр в том, что они развивают ребенка: его логику, мелкую моторику, внимательность, реакцию, зрительную память и другие качества. Кроме того, настольные игры полезны в качестве семейного общения – они отрывают ребенка от компьютера и позволяют несколько часов в день полноценно общаться с родителями.

С точки зрения бизнеса магазины настольных игр не сильно распространены. Все дело в том, что потребитель мало осведомлен о разнообразии и видах настольных игр. Тем не менее, потребность в настольных развлечениях есть. Рентабельность подобного бизнеса достигается за счет яркого ассортимента и грамотных продавцов.

В пользу открытия магазина настольных игр говорит тот факт, что конкуренция в этой сфере попросту отсутствует. В крупных городах едва можно встретить 2-3 магазина, что тут говорить о средних и небольших городках с населением от 100-500 тыс. человек.

Ключевое значение при открытии дела — правильно подобранное место. Здесь важны такие показатели как: отдаленность от центра города — чем ближе, тем лучше (спальный район не лучшее решение), и проходимость торговой точки — например, первый этаж торгового центра.

Следующий важный шаг — создание ассортимента товаров. Небольшому островному отделу на 20-25м2 достаточно закупить 40-50 видов настольных игр. Самые популярные игры, те, что обязательно нужно иметь с запасом — мафия, шакал: остров сокровищ, имаджинариум и монополия (классика жанра). При этом не нужно забывать и о рейтингах настольных игр, регулярно пополняя витрины магазина новинками игрового мира. Средний уровень цен в магазине — 1500 рублей, наценка — от 30 до 200%.

Сколько нужно денег на открытие магазина настольных игр

  • Торговое оборудование (стеллажи, витрины и т.д.) — от 50 тыс. руб.;
  • Закупка первой партии товаров — от 100 тыс. руб.;
  • Регистрация ИП, открытие расчетного счета — от 2 тыс. руб.;
  • Депозит по аренде на 1 мес. — от 10 тыс. руб.;
  • Реклама и продвижение — от 5 тыс. руб.;
  • Создание сайта — от 15 тыс. руб.;
  • Прочие расходы — от 20 тыс. руб.

ИТОГО ~ от 200 тыс. рублей.

Уникальность магазина настольных игр в том, что он продает не товар – он продает настроение. Как шутит владелец тульского магазина настольных игр (ООО «Игротэк»): «Наш клиент – это дети в возрасте от 0 до 99 лет». Если говорить более серьезно, то основной клиент магазина – дети от 3 лет и взрослые до 35 лет. Важно, чтобы ассортимент продаваемых игрушек удовлетворял потребности абсолютно всей целевой аудитории. Есть правда одна проблема. Многие клиенты имеют смутное представление о настольных играх (кроме классических шахмат и домино). Поэтому основная задача продавцов магазина – доходчиво объяснить суть игры, сделать так, чтобы клиент заинтересовался товаром.

По опыту ООО «Игротэк» основной метод продвижения магазина – это живая демонстрация игр. Человеку трудно понять, за что он платит 2-3 тысячи рублей, просто держа в руках цветную коробку и слушая описание продавца-консультанта. Другое дело, когда покупатель лично опробовал две-три приглянувшиеся игры и загорелся непременно купить одну из них.

Хорошо помогает раскрутить магазин и другой способ продвижения— организация и проведение регулярных турниров по настольным играм в каком — нибудь популярном кафе или клубе.

В расцвет интернет-торговли наличие у магазина собственного сайта — большой плюс. Не обязательно, чтобы сайт продавал больше реального отдела. Главное, чтобы на нем было выложено подробное описание игр, правила, рекомендации по возрастным группам, полезные советы и статьи. Это несомненно повысит статус магазина, и будет способствовать росту продаж.

Какую франшизу выбрать

Для начинающих предпринимателей существует вариант открытия бизнеса по франшизе. Например, можно заключить договор с федеральной розничной сетью «Мосигра». Данная сеть насчитывает 72 магазина в 49 городах России, Украины, Беларуси и Казахстане. Условия вступления во франчайзинговую сеть таковы: паушальный взнос – 80 тыс. рублей, общие вложения в бизнес – от 600 тыс. руб., окупаемость бизнеса – до 12 мес.

Пошаговый план открытия магазина настольных игр

  1. Выбрать людное место торговли. К примеру, торговый центр.
  2. Подобрать ассортимент настольных игр, охватывающий интересны разных возрастных групп.
  3. Оформить документы и пройти регистрацию в государственных органах.
  4. Выполнить рекламную кампанию, направленную на популяризацию магазина: организация турниров, интересные повествования об настольных играх.

Сколько можно заработать на открытии магазина настольных игр

Для определения ценовой политики своего бизнеса необходимо провести анализ цен конкурентов. На первых этапах развития наценку стоит делать немного меньшую. Также можно заказать настольные игры оптом непосредственно у фирм производителей. Простые действия помогут окупиться магазину на протяжении 4-6 месяцев. Наценить каждую настольную игру можно от 30% до 200%: зависит от востребованности продукта.

Как выбрать оборудования для магазина настольных игр

Для нормальной работы магазина на первом этапе понадобятся стеллажи и полки для размещения товара. В центре зала стоит разместить стол для проведения рекламных кампаний, турниров. Магазин должен выглядеть аккуратно и интересно оформленным.

Какой ОКВЭД указать при организации магазина

При организации магазина настольных игр стоит использовать ОКВЭД:

  • 65 – Розничная и оптовая торговля настольными играми;
  • 91 – торговля настольными играми по почте или по средствам сети Интернет.

Какие документы нужны для открытия

Для организации магазина потребуется регистрация ИП. Зарегистрироваться может каждый гражданин России, достигший 18 летнего возраста и не являющийся работником государственных служб. Документы для оформления ИП:

  1. Заявление в установленной форме.
  2. Копия паспорта, свидетельства о рождении.
  3. Квитанция об уплате государственной пошлины.

Какую систему налогообложения выбрать

Существует 3 оптимальных варианта налогообложения магазина настольных игр:

  • Единый налог на вмененный доход.
  • Патентная система налогообложения.
  • Упрощенная система налогообложения.

При открытии магазина настольных игр площадью не более 50 кв. м эксперты советуют использовать ПСН: нет необходимости сдавать декларации, обязательный платеж выполняется один раз в год.

Загрузка…

Источник

Высокая

Как организовать продажи?

Открывая магазин настольных игр, можно выбрать один из 3-х вариантов:

  • Комбинированная торговая точка. Наряду с основным продуктом тут продаются игрушки, товары для отдыха, хобби, досуга.
  • Клуб досуга с точкой продажи. В этом случае плата взимается за партию в игре. К тому же игроки могут купить настольное развлечение домой, сделать ставки, получить приз, купить гамбургер и колу и др.
  • Интернет-магазин. Самый надежный вариант, сокращающий риск вложений. Начать продажи можно с ходовых игр, а после – расширить ассортимент.

Совет! Первые партии игр можно продать и на базе договоренностей с отделами игрушек и товаров для отдыха в крупных супермаркетах.

Реклама – двигатель продаж

Важную роль в продажах играет реклама, основой которой выступают «сарафанное радио» и социальные сети. Листовки (POS-материалы) лучше всего распространять в торгово-развлекательных зонах. Реклама партнеров, состоящая в обмене литовками с магазинами игрушек и товаров для отдыха, также действует эффективно. Менее действенный вариант – реклама на билборде, транспорте, а также объявления в сети.

Основной сегмент покупателей – молодежь в возрасте 25-35 лет. В связи с этим представляется эффективной реклама близ кафе, образовательных учреждений, фитнес-клубов.

Персонал имеет значение

Продавец-консультант стола специфического товара должен отвечать ряду требований:

  • детально знать не только состав коробок и прописанные правила игры, но и понимать ее с позиции игрока;
  • понимать, что можно посоветовать покупателю, исходя из его возраста и интересов;
  • уметь заинтересовать в игре, разъяснить ее суть и порядок.

Сколько можно заработать на продаже настольных игр?

Если автор передает игру издательству и рассчитывает на получение авторского гонорара, то его затраты составят порядка 5-10 тыс. руб. на создание прототипа игры. Обычно авторский гонорар платится с числа изданных, а не с числа проданных экземпляров. Если минимальная партия составляет 500 шт., то можно рассчитывать на выручку в 25 тыс. руб., поскольку:

  • средняя стоимость игры составляет 1 000 руб.;
  • средний процент авторского гонорара – 5% от стоимости.

В этом случае окупаемости можно достигнуть уже в первый месяц деятельности. С другими вариантами организации бизнеса дело обстоит иначе.

Статья затрат

Бизнес по франшизе

Самостоятельный бизнес

Аренда и ремонт помещения

50 тыс.

50 тыс.

Закупка торгового оборудования

50 тыс.

50 тыс.

Регистрация бизнеса

1 тыс.

1 тыс.

Паушальный взнос по франшизе

30 тыс.

-*

Роялти по франшизе

50 тыс.

-*

Зарплата персоналу

30 тыс.

30 тыс.

Рекламные мероприятия

-**

15 тыс.

Затраты на закупку или печать первой партии товара

70 тыс.

120 тыс.

Создание собственного сайта

30 тыс.

30 тыс.

ИТОГО

284 тыс.

296 тыс.

* — Самостоятельный бизнес не требует уплаты роялти и паушального взноса

** — Франчайзер может обеспечить покупателя рекламными материалами и разместить объявления на сайте и в социальных сетях; затраты на дизайн и печать продукции он также отчасти берет на себя.

Справка! По статистике, в месяц можно продать в среднем 50-100 комплектов игры. Средняя выручка при этом составит 50-100 тыс. руб. При таком раскладе можно рассчитывать на окупаемость в течение 3-6 месяцев.

Примеры российского бизнеса по производству и продаже компьютерных игр

Издательство настольных игр Hobby World

Еще в начале 2000-х годов две компании – «Смарт» Михаила Акулова и «Мир фэнтези» Ивана Попова — пытались освоить рынок настольных игр. Однако бизнес развивался крайне медленно и нестабильно ввиду нехватки финансирования. В 2010 году владельцы двух конкурирующих фирм решили объединить свои активы и перейти к серьезному наступлению.

Первоначально Акулов и Попов разработали стратегию развития, которая предусматривала три направления деятельности:

  • покупка лицензий у западных фирм и их адаптация к российскому рынку;
  • доработка и издание игр российских авторов;
  • продажа лицензий на выпуск российских игр за рубежом.

2011-2012 годы стали периодом становления новой компании Hobby World на российском рынке. В 2013 году фирма начала освоение рынков Запада. Активная деятельность партнеров принесла свои плоды – в 2015 году прибыль компании преодолела отметку в 1 млрд руб.

Справка! Стоимость одной коробки с игрой в компании Hobby World варьируется от 300 руб. до 10 тыс. руб. За 2016 год фирмой было продано свыше 1,5 млн российских и зарубежных разработок. Роялти автора составляет 4% от одного выпущенного экземпляра.

Сеть магазинов «Игровед»

Партнеры по танцам Александр Пешков и Екатерина Плужникова в 2006 году поехали с друзьями в Словакию, где им довелось познакомиться с увлекательной игрой «Уно». По приезду в Россию ребята приняли смелое решение – открыть на родине магазин настольных развлечений.

Они обратились к официальному дистрибьютеру фирмы «Mattel» в РФ и договорились о поставках игры «Уно». Так появился первый магазин «Play-Uno», в котором всю работу пришлось делать самим создателям бизнеса: организовывать поставки, отвечать на звонки и др. Складом была квартира Александра, а первый сайт он сделал самостоятельно.

  • 2007 – на вырученные средства Екатерина и Александр открывают компанию «Игровед» и начинают заключать договоры на поставку других западных настольных развлечений, а также искать российских авторов настольных развлечений.
  • 2008 – свет увидела разработанная Пешковым и Плужниковой игра «Корова 006».
  • 2009 – начинается создание сети магазинов «Игровед».
  • Александр Ушан и его Spyfall

    Уроженец Одессы Александр Ушан с детских лет интересовался настольными играми. Весной 2013 года на выставке «Игросфера» была презентована его собственная разработка – «Находка шпиона (Spyfall)». Прототип заинтересовал издательство Hobby World, которое предложило автору выгодный контракт.

    • 2014 – пробная партия (2 тыс. экземпляров) была раскуплена в России за несколько месяцев.
    • 2015 – 80 тыс. коробок продано в США.
    • 2016 – 200 тыс. экземпляров выпустили только по предварительным заказам.

    В настоящее время настольная забава переведена на 26 языков мира. Роялти автора составляет не менее 30 тыс. долл. в год.

    Обзор популярных франшиз

    Для того чтобы не просчитаться на запуске производства или продаже настольных игр, имеет смысл воспользоваться франшизой известной компании: таким способом начинали практически все нынешние крупные игроки рынка.

    Наименование франчайзера

    Паушальный взнос, тыс. руб.

    Инвестиции, тыс. руб.

    Окупаемость, мес.

    1

    Мосигра

    100-150

    От 1 500

    12-18

    2

    Активити.Рф

    80

    От 300

    6-12

    3

    GaGaGames

    100

    От 600

    3-12

    4

    Республика Игр

    120

    От 1 500

    12-24

    Список популярных настольных игр

    Начиная бизнес, среди многообразия забав и развлечений стоит выбрать те, которые уже сумели снискать популярность и благоприятную оценку покупателей.

    Наименование

    Число игроков

    Возраст игроков

    Уровень сложности (1-5)

    1

    Каркассон

    3-6

    От 8 лет

    2

    2

    Манчкин

    3-6

    От 10 лет

    4

    3

    Монополия

    2-8

    От 8 лет

    3

    4

    Элиас

    Не ограничено

    От 6 лет

    2

    5

    Марракеш

    2-4

    От 6 лет

    2

    6

    Дженга

    Не ограничено

    От 6 лет

    2

    7

    Скрэббл

    2-4

    От 8 лет

    3

    8

    Скотлэнд-ярд

    3-6

    От 10 лет

    3

    9

    Уно

    2-10

    От 7 лет

    3

    10

    Коллонизаторы

    3-4

    От 12 лет

    5

Источник

Прогнозировать популярность новой настольной игры дело неблагодарное — когда-то издатель отказался распространять «Монополию». Татьяна Бондаренко решила заняться этим бизнесом не потому, что ее увлекают настольные игры — предпринимательское чутье подсказывает бизнесвумен удачные решения.

Производство и продажа настольных игр

Производство и продажа настольных игр

Издание настольных игр – трудный бизнес-жанр: никакие фокус-группы не помогут заранее просчитать коммерческую успешность коробки, заключающей в себе игровое поле, фишки, кубики и карточки.

В 1934 году американскому безработному Чарльзу Дэрроу не удалось продать идею «Монополии» крупному издателю, но он рискнул выпустить игру за свой счет – и в конце концов она стала мировым хитом. Его пример до сих пор вдохновляет новичков трудного рынка. За похождениями одного из таковых мы решили проследить.

С клетки «Старт»

Производством настольных игр под брендом Bonko Games предприниматель Татьяна Бондаренко занялась с мужем чуть более года назад. Расчет был абсолютно коммерческим, а вовсе не вырастал из хобби: коллекционированием «настолок» в их семье никто никогда не занимался, на игровых форумах не пропадал, в модных игротеках не участвовал.

Зато предпринимательский опыт за плечами уже был: в свое время Татьяна оставила стабильную, но невероятно скучную карьеру банковского служащего и ушла в малый бизнес, открыв сначала собственную небольшую типографию, а затем частную гостиницу для собак. А в промежутке успела позаниматься «потоковым» копирайтингом, что научило ее писать много и без творческих кризисов. Этот полезный навык оказался весьма кстати и на ее новом, настольно-игровом поприще.

Если разобраться, то рынок настольных игр в России весьма молод. Еще лет десять назад казалось, что компьютерные игры одержали в нашей стране окончательную и безоговорочную победу над настольно-печатными, поскольку из последних в продаже можно было обнаружить лишь бесхитростные «ходилки» для детей младшего возраста, а если повезет – дорогие импортные игры, но без перевода на русский язык.

Однако с тех пор в России появились и собственные издатели, и бестселлеры – как отечественной разработки, так и выпущенные по западной лицензии – с тиражами свыше десяти тысяч экземпляров. По оценкам самих игроков рынка, сейчас в стране за год выпускается около сотни новых наименований игр.

Между тем Татьяна Бондаренко с максимализмом, свойственным начинающим, разглядела слабые стороны российского рынка и возможности для себя. По ее словам, отечественные разработчики качественных настольных игр до сих пор в дефиците, а магазинные полки в основном забиты так называемыми локализованными играми из Европы и Америки.

При этом лицензии зачастую покупаются не на самые популярные игры (поскольку права на издание западных хитов стоят дорого), а локализация может быть лишь частичной – вплоть до того, что фанатам «настолок» потом приходится самостоятельно скачивать с сайта правила игры на русском языке.

Так что ниша для создателей Bonko Games вырисовывалась очевидная – разрабатывать игры самостоятельно, выпускать не «макулатуру», а продукт высокого качества с приличным дизайном и полиграфией. Идея дебютной игры пришла в голову довольно быстро: решили воспользоваться общественно-политической конъюнктурой и выпустить – аккурат под президентские выборы – игру под названием «Предвыборная гонка, или Кто мог бы стать президентом».

Придумывать игровую механику и антураж было весело: разно­образные «корочки», позволяющие решить массу проблем, машинки с мигалками вместо привычных фишек, поездки по избирательным округам, лоббирование законов…

Над колодой карточек с законопроектами, например, пришлось изрядно попотеть. «Их требовалось пятьдесят, в каждой по шесть законопроектов: всего получалось три сотни только в одной колоде», – оценивает объем проделанной работы Татьяна.

Чтобы игра получилась информационно насыщенной, а тексты – ироничными и полными намеков на реальную жизнь, ей пришлось поднимать все самые громкие политические события за последние несколько лет. Для пущей солидности коробку с игрой было решено стилизовать под строгий черный кейс.

Когда идея легла на белый лист ватмана в упрощенном, схематическом виде, а затем десятки раз была проиграна с несколькими группами «испытателей», настал момент реального вложения денег. На тот момент в распоряжении предпринимателей было всего 350 тыс. рублей.

«Изначально, – с улыбкой рассказывает Татьяна, – мы наивно прорисовывали себе идеальный сценарий: игра придумана, перенесена на ватман, протестирована с учетом разных игровых ситуаций, передана в руки хорошему дизайнеру. Какие могут быть сложности?» Однако придумать игру оказалось гораздо проще, чем издать, а затем продать.

Гонка с препятствиями

Гейм-дизайн изначально был позицией, на которой создатели «Предвыборной гонки» решили не экономить. Старожилы рынка наверняка усмехнутся, но лишь на него стартаперы потратили 120 тыс. рублей. «Художественная реализация «настолки» за такие деньги, при условии что весь оборот игры может составить всего полтора миллиона, – это нонсенс», – соглашается Татьяна Бондаренко.

Однако «товарный вид» для перфекционистов из Bonko Games был превыше всего: хотелось держать марку, начиная с дебютной игры. Игровое поле отпечатали на жесткой каппе, традиционно использующейся для переплета книг, игровые карты и удостоверения перенесли на плотный картон с глянцевой поверхностью. Придуманный антураж изрядно увеличивал конечную смету.

«Мы могли упростить себе задачу и положить в набор вместо фишек-машинок пластмассовые пирамидки, – объясняет Татьяна. – Это стоило бы всего рубль на комплект. Между тем машинка обошлась нам в три рубля. Здесь каждая деталь стоит денег. Когда умножаешь все эти рубли на тираж, получается немаленькая сумма».

Задумку с покерной коробкой и бархатной обивкой внутри реализовать так и не получилось. Оказалось, что все типографии в Москве и области работают только по готовым шаблонам, а специалистов, разрабатывающих упаковку, практически нет. Пришлось выкручиваться и искать варианты поскромнее. Случайно обнаруженная дома коробка с ручкой стала наглядным образцом для производства упаковки-кейса.

Сейчас, когда прошло уже более полугода с момента выпуска игры, Татьяна с сожалением указывает на недостатки: «Внутри коробку так и не смогли сделать, как задумывали. По идее она должна была состоять из двух отделений, в одном из которых фиксировалось бы игровое поле, а в другом располагались все остальные аксессуары.

Когда мы на словах объяснили, что хотим видеть на выходе, нам предложили чудовищно неудобную конструкцию, которая усложнила бы и без того непростую технологию производства и отнимала бы полдня на сборку».

Мучения над одной только коробкой, которая обошлась Bonko Games в 65 рублей за штуку, заставили сделать неутешительный вывод: возможностей для производства по-настоящему качественных настольных игр в России нет. В Китае, как оказалось, идеальный покерный вариант с бархатной обивкой обошелся бы не дороже 40 рублей. Но в данном случае пришлось бы потерять массу времени на согласование макета игры и решение производственных проблем.

Типографии пришлось постепенно приспосабливаться к незнакомому производству, а Татьяне – пройти все «круги ада», которые ежегодно на специализированных выставках описывают крупные игроки рынка. Директор проекта «Правильные игры» Иван Туловский, говоря о перспективах издания «настолок» в России, признается, что за 10 лет формирования рынка у нас так и не научились печатать качественные игры.

В процессе производства, по его словам, необходимо постоянно находиться в типографии, иначе на выходе можно получить продукт, весьма далекий от разработанного макета. Кроме того, стоит заранее быть готовым к приличному проценту брака в виде заломанных карт, неровных полей и несовпадения цветовых оттенков.

При создании «Предвыборной гонки» испортили сто игровых полей. «Когда они были отпечатаны, оказалось, что в типографии никто не может их правильно вырубить, – вспоминает Татьяна. – Нам с мужем пришлось показывать, как это делается.

На глазах удивленных работников мы прикладывали линейку к игровым полям, разрезали каппу большим макетным ножом и в сложенном виде отправляли в коробку». «Самообслужившись» таким образом в типографии, стартаперы получили игровые поля по цене 28 рублей за штуку. А типография приобрела бесценный опыт по производству «настолок».

Старожилы настольно-игрового рынка любят шутить, что любая задача, которая технически сколько-нибудь сложнее производства пазлов, подавляющему большинству российских типографий не под силу. Проблему каждый издатель решает по-своему.

Так, компания «Мир хобби», познакомившая отечественного потребителя с такими западными бестселлерами, как «Колонизаторы», «Каркассон» и «Манчкин», давно пришла к выводу: печатать игры европейского качества в России все-таки можно – только для этого требуется создавать свое собственное производство. Поэтому весь постпринт компания выполняет на двух собственных производственных площадках в Ивановской и Калужской областях.

На выпуск «Предвыборной гонки» тиражом 2 тыс. экземпляров у супругов Бондаренко ушло в итоге около 700 тыс. рублей – очень скромная, по оценкам Татьяны, сумма. Однако производственные проблемы изрядно выбили Bonko Games из графика: игру удалось выпустить не к октябрю 2011 года, как планировалось, а лишь к февралю 2012-го.

К реальным мартовским выборам в России успели, но упустили часть времени, которое могло обеспечить эффективные продажи: лето уже было не за горами. «Лето – это время, когда все игрушечники бедствуют, – признается Татьяна. – Мы очень зависим от оптовиков, которые подбирают товар в зависимости от сезона. С июня по август они предпочитают закупаться надувными кругами, мячиками и скакалками, а не настольными играми».

Попробуй продай

Мысль поэксплуатировать в ком­мерческих целях выборную тематику, похоже, витала в воздухе. За полгода до релиза «Предвыборной гонки» на рынке появилась похожая социально-политическая игра – «Выборы президента» от «Дрофы-Медиа», разработчика и производителя детской игровой продукции. Со сроками выпуска у этого старожила рынка все было в полном порядке, и, похоже, компания успела снять сливки.

Как утверждает Ольга Посева, начальник отдела реализации «Дрофы-Медиа», поначалу у их «настолки» были хорошие продажи, но после мартовского события интерес к ней поостыл. «Хитом продаж игра не стала, но мы и не делали на нее особой ставки, – комментирует она. – После выборов это стал средний товар, который просто пополнил нашу ассортиментную линейку».

В отличие от более именитого конкурента, Bonko Games делает на своего первенца высокую ставку, поскольку ничего другого в портфеле четы Бондаренко пока нет. И сейчас, прямо на марше, им приходится выстраивать сбытовые каналы. Работа с крупными магазинами напрямую, минуя оптовое звено, оказалась делом хлопотным и требующим таких трудозатрат, какие неразумны для издателя с пока еще мизерной продуктовой линейкой.

Розница уже продемонстрировала своенравие по отношению к издателям «Предвыборной гонки»: в одном московском торговом доме не оценили иронии игры, видимо, почувствовав какой-то «опасный» политической подтекст, и неожиданно сняли ее с продаж и удалили из ассортиментного списка магазина. Зато через оптовиков удалось поставить игру на полки некоторых «Ашанов» и за первые три месяца продать 120 экземпляров.

То, почему полки многих российских магазинов в основном заполнены настольными играми экономкласса, тоже недолго оставалось секретом для молодых издателей. Оказалось, что такова изначальная установка и самой розницы, и оптовиков.

Товару в ценовой категории «выше среднего» и «премиум» в принципе сложнее пробиться на полки, чем «макулатуре»: нужны дополнительные аргументы в пользу того, что игра будет хорошо продаваться, а предложить их малоизвестному издателю бывает сложно.

По словам Натальи Урусовой, владельца интернет-магазина настольных игр Igrocity.Ru, ценовой диапазон наиболее ходовых игр в России – от 500 до 1 500 рублей. При этом предпочтение отдается играм семейным или для компаний. А «Предвыборная гонка» от Bonko Games оказалась недешевой.

«В офлайне» она появилась по цене 1 600 рублей, в интернет-магазинах «Комус» и «Суперфишка» – по 1 150. Оптовая партия отправилась на Урал по цене 750 рублей, но можно смело предположить, что дальнейшие наценки в оптовом и розничном звеньях увеличили стоимость минимум в два раза.

Еще один хорошо зарекомендовавший себя способ продвижения настольных игр, пока не задействованный Bonko Games, – игровые мероприятия в клубах, барах и пабах. Интерес здесь может быть обоюдным: заведение получает наплыв посетителей, а издатель, помимо популяризации игры, может рассчитывать на то, что кто-то из участников решит приобрести экземпляр «для дома, для семьи».

Затраты издателя при этом исключительно организационные – предоставить своего аниматора, который на уровне проведет мероприятие. Примечательно, что издатели раскрученных игр могут даже рассчитывать при этом на небольшое вознаграждение от заведения.

Встает закономерный вопрос: стоит ли пускаться во все тяжкие собственного производства и сбыта настольных игр? Нельзя ли просто разработать механику и проект игры, чтобы продать издателю?

Крупные российские издатели, похоже, и впрямь уже доросли до того, что готовы покупать такой продукт на стороне – и даже начали публиковать соответствующие объявления в Интернете. Условия, правда, на поверку оказываются не слишком привлекательными для разработчика: 20 тыс. рублей или доллар с проданной коробки.

«Эффективный» тираж, как признают сами участники индустрии, начинается с тысячи коробок, а продажи большинства игр составляют не более чем тысячу–другую экземпляров. Выходит, на продаже идеи игры много не заработаешь: это скорее удел любителей-одиночек, занимающихся разработкой из любви к искусству. Так что этот вариант создатели «Предвыборной гонки» изначально даже не рассматривали.

По словам Татьяны Бондаренко, за первые полтора месяца присутствия на рынке удалось продать 400 коробок «Предвыборной гонки», а за полгода – более половины тиража. По меркам российской настольно-игровой индустрии – результат неплохой.

Первый опыт, впрочем, располагает к самоанализу. Очевидный вывод: на одной игре не проживешь, нужен портфель. Чуть менее очевидный: не «премиумом» единым должна жить компания, хорошие «экономигры» в ассортименте ей тоже не повредят.

Переход на новый уровень

Элемент случайности, который придает играм такой азарт, в полной мере присутствует и в самом бизнесе «настольщиков»: никогда не знаешь, какая игра по-настоящему «выстрелит» в рознице. Накладывает свой отпечаток и экономика: игра с гениальным «движком» вполне может оказаться столь дорогой в производстве, что при сложившемся на рынке уровне цен не найдет своего покупателя.

Иван Туловский из «Пра­виль­ных игр» объясняет большой процент присутствия на рынке именно локализованных западных продуктов тем, что российские издатели стараются идти по пути минимизации рисков. Игра, ставшая хитом за рубежом, – это хоть какая-то гарантия того, что и в России такой продукт будет хорошо продаваться.

И тем не менее в Bonko Games по-прежнему намерены рисковать, выпуская игры собственной разработки. Ограниченность финансовых ресурсов, впрочем, вынуждает изменить тактику.

Идеальный сценарий налаженного и выгодного производства представляется теперь Татьяне Бондаренко так: нужно запустить линейку игр в эконом- и среднеценовом сегментах, которая обеспечит более или менее стабильный денежный поток и позволит зарабатывать на то, чтобы издавать время от времени по-настоящему серьезную и дорогую игру.

Портфеля из пяти наименований должно хватить, чтобы начать стабильно выпускать на рынок по 3–4 игры в год. «Праздновать победу можно будет тогда, когда ассортимент составит хотя бы 30 игр, а наша марка станет узнаваемой на рынке», – прикидывает Татьяна.

«На стапелях» у предпринимателей уже несколько экономигр в «фирменном» ироничном стиле, стоимость которых в рознице должна составить 350–400 рублей. В одной из них – карточной «Акулине» – персонажи стилизированы под XVIII век, а к игре будет прилагаться неожиданный антураж – очки и темный платок – для создания образа несимпатичной героини тем, кто проиграет.

Более отдаленная цель – дорогая игра «Золотая лихорадка», предлагающая игрокам разбогатеть на прииске; для нее уже придумана игровая механика и набор игровых предметов – муляж золотого слитка, металлические монеты, состаренный кожаный мешочек для денег и нестандартная упаковка в виде рюкзака старателя.

Всего у Bonko Games в разработке – более 25 проектов. Некоторые из них продуманы до мелочей и уже практически готовы для создания гейм-дизайна. В отличие от финансовых ресурсов, идей у стартаперов – вдоволь.

© Яна Аржанова, Business-Magazine.ru

Источник