Бизнес план по доставке бетона
Товарный бетон является универсальным строительным материалом, одинаково востребованным в частном домостроении, промышленном и гражданском строительстве, укладке взлетных полос аэродромов или прокладке автобанов. Сравнительно несложная технология производства бетона и отработанные инвестиционные схемы для приобретения бетоносмесительного оборудования побуждают многих инициативных предпринимателей к запуску производства товарного бетона на собственном бетонном заводе.
Подводные камни бизнес-планов по производству бетона
Абсолютное большинство начинающих производителей бетонной продукции начинают подготовку к «бетонному» бизнесу на основе бизнес-планов, в которых подробно просчитаны доходные и расходные части проекта. На сопоставлении доходов и расходов определяется расчетный срок окупаемости вложенных инвестиций, вселяющий надежду предпринимателю на быстрый возврат кредитных займов и «раскрутку» работающего предприятия.
Формула, по которой рассчитывают срок окупаемости инвестиций, достаточна проста:
T = Vинв /П чист , где:
- Т – величина срока окупаемости, выраженная в годах;
- Vинв – объем вложенных инвестиционных средств;
- П чист – чистая прибыль, рассчитанная за период в 1 год.
В зависимости от класса качества (премиум, эконом, б/у) и стоимости приобретенного бетоносмесительного оборудования, предполагаемых объемов производства и вида бетонной продукции (товарный бетон, ЖБИ, мелкоштучные изделия и т.п.) разработчики бизнес-планов оценивают сроки возврата потраченных средств от полугода до двух лет.
Несмотря на добросовестность и дотошность разработчиков бизнес-планов, пытающихся учесть все непроизводственные расходы и выдать реальные данные по оценке рентабельности создаваемого предприятия, ими не рассматриваются два основных вопроса, напрямую влияющих на эффективность работы вновь созданного предприятия:
- Вопросы маркетинга, связанные с завоеванием конкурентного преимущества в своем регионе.
- Вопросы логистики произведенного бетона, связанные с сохранением товарных качеств бетона до момента его применения.
Наверняка разработчики бизнес-планов пребывают в твердом убеждении, что эти вопросы для владельца БСУ проблем не представляют. Однако практика показала, что игнорирование этих факторов предпринимателями негативно сказывается на результатах работы нового производства. Связано это с особым свойством бетона – бетон является быстротвердеющим продуктом, который должен выгружаться из транспортного средства до своего затвердевания.
Отсюда вытекают все нюансы успешного производства бетона и его реализации, которые просто невозможно отразить в бизнес-планах. Отметим некоторые обстоятельства, которые должен проработать предприниматель еще до того, как проплатит покупку бетонного завода и внесет предоплату за аренду производственной площади под БСУ.
Свойства бетона как товара
Из основных свойств бетона, отличающих его от других стройматериалов, выделяют следующие факторы:
- Бетон, производимый на оборудовании любого класса качества, является физически однородной продукцией. Бетон различных марок производится путем регулирования соотношений компонентов, но все равно остается бетоном. Различия между бетонами одинаковых марок, изготовленных на разных БСУ, практически не отмечаются.
- Особые условия к условиям доставки и длительности транспортирования приводят к тому, что среднее расстояние, в пределах которого перевозка товарного бетона на автомиксере позволяет сохранять его потребительские качества, не превышает 50-60 км.
- Основным потребителем товарного бетона является строительный сектор, покупающий 94% от всего объема производимого бетона.
- Жесткое регламентирование сроков доставки бетона к месту пользования. Заказчик не может ждать целый день, если поставка бетона была оговорена на 9 часов утра.
- Снижение качества цемента при длительном хранении и нестабильность характеристик заполнителей, негативно сказывающиеся на ухудшении марочности бетона.
Это важно! Наличие столь высоких требований к условиям транспортирования бетонной смеси и практически полная зависимость от строительного сектора означают, что рынок сбыта товарного бетона является локальным, а регулятором спроса служит состояние активности строительной отрасли в регионе дислокации бетонного завода.
Выводы и рекомендации
Маркетологи, задействованные в сфере строительства, утверждают, что стоимость товарного бетона составляет в среднем 3% от общей сметной стоимости стройматериалов. Поэтому снижение цен на бетон не может повлиять на рост строительной активности. Ценовая конкуренция в борьбе за клиента бессмысленна. Связь спроса и предложения работает лишь в одном направлении – производство товарного бетона будет нарастать лишь при активизации строительного рынка. Чтобы завоевать конкурентное преимущество на локальном рынке, предпринимателю необходимо продумать свою работу с соблюдением требований стратегии дифференциации, предполагающей ориентацию деятельности предприятия на предоставление потребителям бетона большей пользы путем предложения не низкой цены, а предложения товара и услуг, выделяющих его продукцию от аналогичного товара конкурентов. В части бетонной продукции это могут быть как модифицированные бетонные изделия, так и пунктуальность доставки бетона на стройплощадку. Рецептов завоевания клиентуры не счесть. Нужно только этим заниматься.
Источник
1. Краткий инвестиционный меморандум
Оборудование бетонных заводов бывает: мобильное и стационарное. Технологичность стационарных заводов позволяет производить бетон всех марок. При запуске стационарного завода, который производит бетон разных марок, потребуется найти земельный участок, построить или арендовать помещение, купить оборудование и нанять 15 сотрудников.
Площадь земельного участка для аренды составит 200 соток. Землю лучше выбирать за городом, тогда производство не будет мешать жителям. На площади участка в 100 м2 потребуется построить административное здания. Бетонные установки должны быть монтированы с соблюдением санитарно-защитных зон. Расстояние до зданий должно составлять от 500 м. К заводам должны быть проведены вода и электричество, а для транспорта — обустроены удобные подъезды.
Комплектация зданий бетонного завода зависит от типа. Они классифицируются по размерам и производительности:
- Мини-заводы бетоносмесительный узел производительностью до 25 кубов смеси в час.
- Малые заводы укомплектованы оборудованием для производства коммерческого бетона. Их производительность — 50-60 кубов в час.
- Большие бетонные заводы эксплуатируются на масштабных строительных объектах. Их производительность — более 60 кубов в час.
Финансовая модель нашего бизнес-плана рассчитана под запуск большого завода.
- Сумма первоначальных инвестиций — 39 076 000 рублей;
- Ежемесячные затраты — 33 764 818 рублей;
- Ежемесячная прибыль — 4 819 938 рублей.
- Срок окупаемости — 8 месяцев;
- Рентабельность продаж — 14 %.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
Согласно данным Росстата — ежегодно строят до 25 млн м2 жилой площади и до 3 тыс. м2 объектов промышленного, социально-культурного и транспортного назначения.
Чтобы получить данные о планируемых объемах застройки, можно обратиться к генеральным планам муниципальных образований. Там же есть информация о выводе из эксплуатации ветхого и аварийного жилья.
В качестве композитного материала для фундаментов и конструкций используется — бетон.
Процесс изготовления бетона включает: дробление, удаление примесей, дозирование, смешивание до нужной консистенции. Если применить автоматические линии, можно добиться точности и минимизировать брак, а также уменьшить численность персонала.
К новым разработкам относятся: высокопрочный, сверхпрочный, прозрачный, самоуплотняющийся, бумажный, стеклянный бетон и др.
При реализации бетона учитываются марка и класс бетона. Бетон с меньшими показателями марки и класса стоит дешевле и отличаются уровнем прочности: бетон марки (М) обладает средней прочностью с отклонением не более 5%, а класс (В) — гарантирует высокую прочность бетона.
На заводе предполагается выпускать бетон нескольких типов:
- Бетон М200 и В15 используется в частном домостроительстве и подходит для небольших фундаментов и железобетонных изделий для ограждающих конструкций.
- М300, В22,5 — более плотный и универсальный материал, который используется практически везде.
- М350, В25 — бетон повышенной прочности, который используется при строительстве несущих конструкций: балок, плит, колонн.
- М400, B30 — используется при строительстве мостов, гидросооружений, промышленных конструкций и имеет высокую прочность.
Смеси производятся в зависимости от назначения: монолитные, подводные, вакуумные, асфальтобетон, стяжка, газобетон.
Бывают бетонные установки, которые не требуют строительства оснащенных зданий и сооружений. Их можно использовать вместо запуска стационарного завода — это сократит затраты на запуск и повысит мобильность.
Для вывода завода на проектную мощность нужно провести ряд пусконаладочных работ.
Оборудование для организации производственного процесса:
- Автоматизированные линии для производства бетона: лента, производительностью до 144 кубов в час, двухвальный бетоносмеситель, ленточный конвейер, эстакада, дозатор, автоматический блок управления, компрессор, комплект для сборки и подключения.
- Инвентарь для производства изделий из бетона.
- Бетономешалки.
Важно организовать постоянную поставку сырья и материалов, а также закупить спецодежду и средства защиты для работников. Для комплектации офиса потребуется оргтехника.
Потребители продукции бетонного завода — строительные организации, мини-заводы по производству бетона, частные клиенты.
Главная задача — наладить долгосрочное сотрудничество с поставщиками и покупателями.
Самый действенный способ продаж — заключение договора с крупными строительными компаниями. Поэтому следует изучить условия конкурентов и предложить выгодные условия и ассортимент.
Для ведения маркетинговой кампании необходимо нанять специалиста или обратиться к маркетинговой агентство.
Ключевые способы продвижения:
- Контекстная и таргетированная реклама;
- Холодные звонки;
- Личные встречи;
- Реклама в СМИ и на телевидении;
- Участие в профильных выставках и мероприятиях;
- Проведение мероприятий.
- Зарегистрировать юридическое лицо. Выбран формат общества с ограниченной ответственностью. Если планируете работать с юридическими лицами, то подойдет режим УСН. Общая ставка налога на прибыль — 15%. ОКВЭД 23.63 — производство товарного бетона.
- Найти площадь для размещения завода. После регистрации можно приступать к поиску земельного участка со зданием и заключению договора аренды. На этом этапе можно договориться о ремонте. Это займёт не больше двух недель.
- Начать поиск клиентов;
- Заключить договоры на сбыт и начать рекламную компанию.
- Закупить оборудование, провести пусконаладку;
- Подготовить технологическую и нормативную документацию, инструкции для персонала, технологические карты, стандарты;
- Получить разрешения на производство и сертифицировать продукцию. Покупка, установка и пусконаладка оборудования производится одновременно с договорной кампанией.
- Нанять и обучить персонал.
- Вывести производство на проектную мощность;
- Начать производство и сбыт продукции.
6. Организационная структура
- Директор
- Главный инженер
- Технолог — 2 человека
- Рабочие автоматической линии — 4 человека
- Бухгалтер-кассир — 2 человека
- Маркетолог, менеджер по продажам — 2 человека.
- Водитель — 3 человека.
Общая численность персонала — 15 человек, не считая подрядчиков: уборщицы, охранников.
Директор управляет компанией и отвечает за развитие. В его обязанности входит: поиск и наём персонала, маркетинг, работа с клиентами, учреждениями и поставщиками.
Главный инженер отвечает за ресурсное снабжение объекта, контроль за соблюдением техники безопасности, техническое состояние завода. Он составляет график производственных работ и проведения ремонтов.
Технолог отвечает за реализацию технологии.
Работники линии обеспечивают функционирование оборудования и работают сменами.
Маркетолог привлекает новых и ведет текущих клиентов.
Бухгалтер ведет финансовые расчеты предприятия.
Водители развозят продукцию.
Фонд оплаты труда, руб.
Постоянные расходы | Оклад | Количество сотрудников | Сумма | Средняя з/п в месяц на сотрудника |
Директор | 80 000 | 1 | 80 000 | 80 000 |
Главный инженер | 60 000 | 1 | 60 000 | 60 000 |
Технолог | 30 000 | 2 | 60 000 | 30 000 |
Рабочий автоматической линии | 20 000 | 4 | 80 000 | 20 000 |
Бухгалтер — кассир | 20 000 | 2 | 40 000 | 20 000 |
Маркетолог — менеджер | 20 000 | 2 | 40 000 | 29 859 |
Водитель | 25 000 | 3 | 75 000 | 25 000 |
Страховые взносы | 130 500 | |||
Итого ФОТ | 565 500 |
Полный расчет ФОТ на 24 месяца с учетом премиальной части и страховых взносов представлен в финансовой модели.
Затраты на покупку оборудования, руб.
Наименование | Количество | Цена за 1 шт. | Общая сумма |
Автоматизированная линия для производства бетона | 2 | 10 000 000 | 20 000 000 |
Инвентарь для производства изделий из бетона | 1 | 300 000 | 300 000 |
Компьютер | 12 | 30 000 | 360 000 |
Принтер | 2 | 8 000 | 16 000 |
Мебель для офиса | 1 | 500 000 | 500 000 |
Бетономешалка | 3 | 5 000 000 | 15 000 000 |
Спецодежда и средства защиты | 1 | 300 000 | 300 000 |
Противопожарное оборудование | 1 | 200 000 | 200 000 |
Итого: | 36 676 000 |
Инвестиции на открытие | |
Регистрация, включая получение всех разрешений | 110 000 |
Стоимость строительства административного здания | 1 500 000 |
Вывеска | 50 000 |
Рекламные материалы | 40 000 |
Аренда ЗУ на 2 месяца, руб. | 600 000 |
Закупка оборудования | 36 676 000 |
Прочее | 100 000 |
Итого | 39 076 000 |
Ежемесячные затраты | |
ФОТ (включая отчисления) | 585 218 |
Аренда (200 сот) | 300 000 |
Амортизация | 1 008 333 |
Коммунальные услуги | 100 000 |
Реклама | 60 000 |
Бухгалтерия (удаленная) | 63 000 |
Закупка сырья | 31 548 267 |
Непредвиденные расходы | 100 000 |
Итого | 33 764 818 |
План продаж на 24 месяца с учетом сезонности, прогноз эффективности инвестиций и расчет экономических показателей бизнеса представлен в финансовой модели.
- Падение продаж
Клиенты найдут более выгодные условия покупки продукции. Для минимизации риска нужно увеличивать объем продаж и предлагать бонусы, скидки и выгодные условия.
- Выход оборудования из строя
Нужно своевременно обслуживать оборудование и проводить ремонт.
Скачать финансовую модель
Финансовая модель бетонного завода
Источник
Комментарий к письму Министерства финансов Российской Федерации
от 24.03.2008 N 03-11-04/3/149Согласно пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ под обложение ЕНВД могут подпадать автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемые организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
В Письме Минфина РФ от 24.03.2008 N 03-11-04/3/149 рассмотрено понятие транспортных средств для целей применения этой нормы и сделан вывод о том, что, в частности, перевозка грузов (товарного бетона) автобетоносмесителем, зарегистрированным в подразделении ГИБДД, может подпадать под уплату ЕНВД.
На первый взгляд это обычное письмо, ничем не примечательное, если бы не одно но, – изменился вывод финансистов, а также критерий отнесения средств к транспортным.
Старая позиция. В ранее выпущенных письмах финансистов было отмечено, что средство относится к транспортным, если содержится в подразделе 15 “Транспортные средства” Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94*(1).
В письмах от 11.03.2008 N 03-11-04/3/111, от 02.11.2007 N 03-11-04/3/432, от 08.06.2007 N 03-11-04/3/213 сказано, что автобетоносмеситель указан в подразделе 14 “Машины и оборудование” и отнесен к классу “Машины и оборудование для горнодобывающей промышленности, строительства и эксплуатации карьеров”, но не к транспортным средствам. Поэтому автотранспортные услуги по перевозке товарного бетона (бетонной смеси) автобетоносмесителями не подпадают под уплату ЕНВД.
Критерий финансистов понятен, он трактуется однозначно, и к выходу комментируемого письма никаких изменений в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94 не произошло.
Новая позиция. В комментируемом письме финансисты применили другой критерий при отнесении средства к транспортным для целей исчисления ЕНВД. Они руководствуются понятием транспортного средства, приведенным в ст. 358 НК РФ для целей исчисления транспортного налога. В этой норме под транспортными средствами понимаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 2.08.1994 N 938 “О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации” регистрацию транспортных средств на территории РФ осуществляют, в частности:
– подразделения ГИБДД в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
– органы Гостехнадзора в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Рассматривая в комментируемом письме частный случай, когда автобетоносмесители зарегистрированы в ГИБДД, финансисты указали, что по транспортным средствам, в том числе автобетоносмесителям, зарегистрированным в подразделениях ГИБДД МВД России, применяется налоговая ставка, установленная для соответствующей категории автотранспортных средств, согласно регистрационным документам на указанное транспортное средство.
Таким образом, финансисты, рассматривая частный случай применения пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, использовали другой критерий отнесения средств к транспортным, в соответствии с которым выводы Минфина относительно возможности применения специального режима в виде ЕНВД при эксплуатации автобетоносмесителей изменились. В связи с этим возникают следующие вопросы:
– что послужило причиной изменения позиции финансистов;
– применять ли новый критерий в отношении иных средств, осуществляющих перевозки? Например, ранее минфиновцы, исходя из Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, указывали, что спецрежим в виде ЕНВД не применяется в отношении автотранспортных услуг по перевозке:
– грузов внедорожным технологическим автотранспортом, предназначенным для работы в карьерах (Письмо от 27.03.2007 N ММ-20-02/233@);
– мусора автомобилями-мусоровозами (письма от 31.01.2008 N 03-11-04/3/35, от 17.04.2007 N 03-11-04/3/117).
Нужно ли теперь в отношении перевозок этими и иными транспортными средствами применять новый критерий?
Косвенное влияние нового критерия отнесения средств к транспортным. В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ под уплату ЕНВД могут подпадать услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств. В Письме Минфина РФ от 24.01.2008 N 03-11-04/3/14 сказано: так как в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 строительная техника, в том числе тракторы, экскаваторы, грейдеры, бульдозеры, краны, компрессоры, генераторы и т.п., к автотранспортным средствам не относится, предпринимательская деятельность по ее ремонту не облагается ЕНВД. Применение нового критерия приведет к пересмотру данной позиции.Последствия изменения позиции Минфина
Рассмотрим последствия на примере перевозки грузов (товарного бетона) автобетоносмесителем. Налогоплательщик спокойно платил ЕНВД в отношении этого вида деятельности, руководствуясь письмами Минфина. Теперь он узнает, что эта деятельность не должна облагаться данным налогом. В результате он должен сменить режим налогообложения. Следовательно, он обязан за этот период пересчитать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. Налоговые санкции не будут применяться, так как согласно ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений финансистов исключает его вину в совершении налогового правонарушения. При этом ему придется уплатить пени за несвоевременную уплату налогов.
Кроме этого, возникает вопрос о том, нужно ли пересчитывать налоги за прошлые годы, когда организация осуществляла данный вид предпринимательской деятельности.Ю.Е. Алмазова,
эксперт журнала “Акты и комментарии для бухгалтера”“Акты и комментарии для бухгалтера”, N 10, май 2008 г.
Источник