Бизнес план по аренде яхт
Мысль заняться яхтенным бизнесом приходит в последние годы многим, причем не только тем, кто сам увлекается яхтингом, но и желающим выгодно инвестировать свой капитал. Основные мотивы заняться такой деятельностью:
- стабильно растущий интерес к морским прогулкам на частных судах;
- высокая стоимость аренды;
- большой выбор суден различных размеров, вместительности и комплектации;
- возможность совмещать личный отдых и бизнес;
- достаточно развитая инфраструктура (не только в Европе, но и в России есть порты и гавани, оборудованные для стоянки и ремонта суден).
Но нельзя забывать и о проблемах, с которыми придется разбираться, начиная свое дело – урегулирование формальностей, значительные текущие затраты, сложности с поиском клиентов, естественный износ оборудования и значительная конкуренция. Понять, подходит ли вам такой вариант заработка и как все организовать правильно, поможет представленная ниже информация о специфике яхтенного бизнеса.
Что нужно знать о бизнесе по сдаче яхт в аренду
Спрос на услугу проката яхт стабильно высокий, причем наибольшей популярностью пользуются небольшие парусные суда длиной 10-12 метров. Они достаточно большие для комфортного размещения семьи или компании друзей и не такие дорогие, как шикарные лайнеры 30 и более метров, которые снимают политики, звезды шоу-бизнеса и т.д. Подходит такой водный транспорт и для корпоративов, регат, а также путешествий, причем как на 1-2 дня, так и на месяц. По статистике больше половины яхт, которые предлагается арендовать в Средиземном море (70% из 14 тысяч), частные, причем жители РФ входят в число лидеров по расходам на подобный отдых.
Вот несколько фактов, которые позволят составить представление о данном бизнесе:
- эксперты журнала Форбс утверждают, что в первые пять лет с начала эксплуатации судно приносит прибыль до 15% от начальной цены, а потом доходность снижается;
- через 4-5 лет после начала бизнеса есть смысл инвестировать в ремонт и продать судно (максимум удастся получить 70% стоимости покупки);
- средняя стоимость аренды в час 10-ти метровой яхты в России составляет 4 тысячи рублей;
- предлагая транспорт для регат, получать владелец яхты будет больше, но при этом возрастут затраты на ремонт и ТО;
- если заняться яхтенным делом в акватории Средиземноморья, к примеру, в Сочи, то зарабатывать можно не только летом, но и зимой (температура воды позволяет отправляться на рыбалку и проводить соревнования).
Покупка судна
Решившись заняться таким бизнесом, прежде всего, необходимо приобрести яхту. Парусные суда на шесть-восемь человек – оптимальный выбор как с точки зрения финансовых затрат, так и в плане спроса на аренду. Их цена варьируется от 150 до 200 тысяч долларов. Б/у яхты для бизнеса — не лучший выбор (если только вы уже не являетесь владельцем такого судна), поскольку требуют больше денег на техобслуживание. Чтобы сэкономить, есть смысл совершать покупку через чартерную фирму – у них, как правило, можно получить скидку от производителя до 50-70%.
Существуют схемы так называемой совместной покупки, также они предлагают сразу оформить договор о сдаче в аренду. В таком случае вам не придется думать о ТО, страховке и стоянке, но и доход уменьшится примерно вполовину. Важно выбрать проверенного партнера – для Средиземноморья подходящим вариантом будут такие компании, как Sailing Race Service, Navigare Yachting, Nomicos, Alboran Charter и др. Но никто не запрещает всем заниматься самостоятельно – проблем будет больше, но и прибылью делиться не придется.
Выбор маршрута
Ввиду сложной логистики Карибское море и воды Юго-Восточного региона Азии не являются особо привлекательными для сдачи яхт в аренду. Другое дело – Средиземное море с современной инфраструктурой и транспортной доступностью. Курс стоит подбирать с учетом специфики деятельности:
- обучать основам навигации предпочтительно в гаванях, на сложных участках и островках;
- островные территории оптимальны для тренировок и регат;
- места с активным судовым движением подходят для туристов и семейного отдыха.
Наибольший приток клиентов наблюдается в период с конца весны до середины осени. Потом есть смысл перегнать яхту в воды Карибского моря и сдать судно участникам ежегодных регат для любителей.
Текущие расходы, с которыми придется столкнуться
Самое важное (и одновременно сложное) – финансовое планирование, поскольку владельцу яхты предстоят значительные текущие расходы. Сумма затрат будет варьироваться от совокупности многих факторов: характеристик яхты, страны регистрации, частоты использования, вида страхового полиса и т.д. Парусные яхты в уходе принципиально дешевле моторных, так как не нужно платить налог на двигатель, плюс вероятность поломки у них не такая большая из-за меньшего количества механизмов. Примечательно, что значительная часть российских яхтсменов предпочитает оставлять суда в Европе – там дешевле стоянка в марине.
Примерный перечень будущих расходов:
- страховой полис – примерно 1 тысяча евро;
- стоянка – не меньше 1200-1500 евро в месяц (в России суточная стоимость парковки будет около 2200-2500 рублей);
- регулярное техобслуживание – в пределах двух тысяч евро;
- замена парусов в 2-3 года обойдется в 2-4 тысячи евро;
- окрашивание корпуса с антикоррозийной защитой – 500-600 евро;
- удаление со дна ракушек – делается раз в один-два года и стоит тысячу евро;
- ремонтные работы (стоимость зависит от степени и вида повреждений);
- зарплата персонала – зависит от квалификации и количества членов команды, например, шкиперу придется платить до 1,5 евро в месяц.
Советы опытных коммерсантов
Если раньше у вас не было опыта организации подобного бизнеса, имеет смысл принять во внимание рекомендации тех, кто такой деятельностью успешно занимается не первый год:
- Особенно серьезно стоит подойти к вопросу рекламы своих услуг, даже в том случае, если сдавать собираетесь только 1 парусную яхту. Можно попробовать раскручивать самостоятельно либо найти надежного посредника, который возьмет на себя основные (или все) аспекты рекламной кампании. Для быстрого и стабильного эффекта необходимо комплексное воздействие на клиентов: публикации в соцсетях, работа с корпоративными заказчиками, реклама через поисковики и тематические порталы и т.д. Самому искать клиентов будет проще тем, кто уже имеет связи среди поклонников яхтенных прогулок, а вот новичку, чтобы не потерять время и деньги, удобнее будет заручиться поддержкой специалистов.
- С осторожностью рассматривайте возможность расширения бизнеса. Расходы и проблемы при покупке каждого последующего судна увеличиваются не в два, а в четыре раза. Многие рискуют на данном этапе и в итоге проигрывают.
- Залогом прибыльности является максимально тщательное финансовое планирование – в бизнес-плане нужно прописать четко, сколько и на что будет тратиться денег, плюс иметь определенную сумму в запасе, если потребуется срочный ремонт и т.п. Размер затрат зависит от того, как будет использоваться яхта, например, круизные потребуют ежегодно порядка 5% начальной цены. При сдаче в аренду яхт для регат расходы увеличатся как минимум вдвое.
- Если яхтинг – дополнительный источник средств, то обязательно найдите опытного управляющего, поскольку данный бизнес требует неусыпного внимания.
- Выбирайте для регистрации ту страну, где будет базироваться яхта. Если сравнить налоговую нагрузку, то она примерно одинаковая, но в России процедура гораздо сложнее, плюс почти нет возможности уменьшить затраты. В ЕС со льготами проще, например, власти Мальты позволяют снизить НДС на 13% и больше, а наиболее выгодные условия предлагают владельцам яхт на Кипре (15%-ное уменьшение налога).
Как видим, сдача парусной яхты в аренду – достаточно сложная, но потенциально привлекательная коммерческая деятельность, и в случае ответственного подхода к составлению и реализации бизнес-плана можно через пару лет окупить первоначальные затраты и начать получать чистую прибыль.
В век безграничных возможностей любой бизнес имеет право на существование. Яхты? Почему бы и нет! Попробуем разобраться, что такое яхтенный бизнес с нуля.
Безусловно, собственная яхта всегда была показателем достатка. Наиболее широко распространено яхтовладение в морских странах. А разве Россия — не морская страна? Не говоря уж о бесчисленном множестве крупных и мелких озёр, многие из которых являются курортами.
Почему же яхта — показатель достатка? А потому, что её содержание обходится недёшево. Можно провести аналогию с дорогими спорткарами.
Дорогая вещь, которая существует в основном для развлечения. Так и яхта. В нашей стране ей можно пользоваться пару месяцев в году, всё остальное время — это лишь статья расходов, не приносящая ни прибыли, ни удовольствия. Многие люди рады бы иметь яхту, но не готовы мириться с такими расходами. Вот она, бизнес-идея! Вот она, целевая аудитория бизнеса! Яхты напрокат. Для тех, кто хочет яхту, но не хочет круглый год её содержать. А раз есть спрос, то нужно создавать предложение! Основной закон экономики же. Рентабельность? На первый взгляд кажется, что потенциал у такого бизнеса определённо есть. Богатые, влиятельные люди с радостью воспользуются этими услугами, и даже могли бы стать постоянными клиентами.
Бизнес-план яхт-клуба
- Нужны яхты.
- Нужна «парковка» для яхт. Как летняя, так и зимняя.
- Обслуживающий персонал, продвижение, другие сопутствующие вещи.
Яхты. На самом деле, это самый простой пункт нашего плана. Их нужно просто купить.
Гораздо более серьёзный момент — размещение нашего бизнеса. От этого зависит и прибыль, и окупаемость. Чем привлекательнее и удобнее место, тем больше клиентов.
На первый взгляд, возможность швартовать яхты на центральной набережной города куда привлекательнее, чем иметь яхт-клуб за городом.
Но это только кажется. Преимущества есть в обоих случаях. В конце концов, яхта — это свобода, это свежий ветер! Ни к чему нам центр города. Так что смело ставим себе задачу — найти подходящий участок на берегу живописного водоёма. Покупка, аренда — по средствам и возможностям.
Сколько стоит открыть яхт-клуб?
Естественно здесь все зависит от масштаба, на который вы замахнетесь. Тут важно принять во внимание много факторов — сколько яхт и катеров будут находиться в вашем клубе, каких размеров, где будет располагаться яхт-клуб и многое другое.
Для более качественного обслуживания ваших клиентов и их комфортного отдыха можно открыть на причале небольшой бар, в котором они смогут взять напитки и насладиться берегом.
Если разнообразить свой «парк морских судов», то клиентов у вас может появиться гораздо больше, чем вы, быть может, планировали. К примеру, яхту могут взять в аренду для какого-нибудь торжества. Свадьба на яхте — что может быть романтичнее и шикарнее! Кому-то понадобится для бизнес-встречи. Сложно придумать что-то более конфиденциальное, чем яхта в открытом море! Кто-то просто поразвлечься захочет. Прогулочные, спортивные, парусные, моторные — глаза разбегаются. Так что, чем больше выбор — тем больше спрос и прибыль.
Естественно, нужно будет нанять обслуживающий персонал, заняться PR-компанией и некоторыми сопутствующими вещами. Это все тоже займет некоторое количество сил, времени и денег. В среднем, чтобы «порадовать» себя таким бизнесом, нужно будет вложить в среднем от 2 до 5 млн. рублей. Смотря на что вы рассчитываете.
Однако не стоит забывать, что яхтенный бизнес очень перспективный, который полностью окупается в течение первых 3-4 лет своего существования. Если вы располагаете определенной суммой и пусть даже небольшими возможностями, то почему бы и не попробовать в себя в яхтовом бизнесе? Где можно открыть яхт-клуб? Например на Кипре (приобрести недвижимость на северном кипре).
Как яхту назовёте, так она и поплывёт!
Далее необходимо определиться с форматом яхт-клуба.
Условно можно разделить их на две категории:
- Отдельно стоящий клуб. Клуб на берегу озера, например, привлекающий клиентов своими силами. Люди, приезжающие туда, приезжают кататься на яхте. Больший спрос здесь будут иметь спортивные яхты.
- Клуб при отеле, ресторане, гавани. Ориентирован на клиентов этих заведений и туристов. Здесь лучше будут работать прогулочные суда.
В целом, это одно и то же. Отличаться будут только методы привлечения клиентов.
Отлично, участок на берегу водоёма у нас есть. Теперь нам нужно заняться размещением всего необходимого на территории вашего яхт-клуба. Причал. Краеугольный камень любого яхт-клуба. Причалы бывают либо на сваях, либо плавающие — на понтонах. У этих вариантов есть свои плюсы и минусы. Плавающий (понтонный) причал — экологичная конструкция, которая снимает уйму сертификационных проблем с надзорными органами (к примеру, экологический надзор, рыбнадзор…). Но такие причалы годятся только для небольших судов.
Если же мы хотим эксплуатировать огромные яхты, то не обойтись без более серьёзного и устойчивого причала — с металлическими сваями. Такой причал способен удержать судно до 30-40 метров. Более того, в зимнее время не будет необходимости его демонтировать.
Английская пословица «Яхта — это дыра в воде, окруженная деревом, куда надлежит швырять деньги» не останавливает ни самих британцев, которые покупают около половины всех яхт в Европе, ни остальных энтузиастов.
Более того, владельцы дорогих суден зачастую стремятся не просто рассекать волны под собственным парусом, но и в буквальном смысле зарабатывать на попутном ветре, предоставляя корабли туристам-арендаторам. По данным сайтов-агрегаторов, которые аккумулируют информацию из всех чартерных компаний, примерно 70% из 14 000 судов, сдаваемых в аренду в акватории Средиземного моря, являются частными.
За последние 10-15 лет отдых под парусом превратился из экзотики в стандартное развлечение среднего класса. Провести неделю на яхте в море обходится от €500-700 с человека, что сравнимо с отдыхом в отеле. Кроме того, большинство крупных компаний хоть раз организовывали бизнес-регату или круиз для клиентов и партнеров. По статистике 2014 года россияне входили в тройку лидеров по затратам на аренду парусных яхт, выплачивая в среднем около €3000 в неделю.
Опрошенные Forbes участники рынка коммерческого яхтинга сходятся во мнении, что при хорошем раскладе владелец судна может рассчитывать на доходы в размере 15-20% от стоимости яхты в год в первые 4-5 лет эксплуатации, затем они довольно резко снижаются. После этого лучшими пунктами бизнес-плана будут вложения в ремонт – еще около 10% — и продажа на вторичном рынке. Сделку можно будет назвать удачной при цене в 60-70% от первоначальной стоимости.
Таким образом, за пять лет владелец яхты может получить чистую прибыль примерно в 25% от вложенных средств. Однако для того, чтобы эти расчеты оправдались, потребуется много усилий.
Выбрать яхту
Для того, чтобы на судне с комфортом могли разместиться 6-8 человек, стоит рассмотреть самые массовые модели яхт размером 40-50 футов, которые пользуются особой популярностью и являются универсальными в обслуживании: Bavaria Cruiser, Hanse, Beneteau Oceanis, Dufour. Они могут использоваться как для круизов, так и для регат. По данным сайта itboat.com, для покупки подобной яхты потребуется €150 000 — 200 000.
Вариантов приобретения довольно много. Если речь идет о покупке новой яхты, то стоит завести знакомых в чартерных компаниях, которые получают у компаний-производителей значительные скидки — от 40 до 70%. Вполне возможно, что удастся воспользоваться частью этого дисконта, особенно если покупатель сразу заключит договор о сдаче судна в аренду.
Если выбирать из вариантов на вторичном рынке, то лучше нанять сюрвеера (инспектора). «Он на вашей стороне, так как вы ему платите. Составьте список дефектов и затрат на их починку и начинайте планомерное, обоснованное негоцианство. Я еще не слышал, чтобы человек, действительно хотевший купить яхту за обоснованные деньги, не добился своего из-за отказа владельца идти на компромисс», — советует директор яхтенной компании «Кабестан» Юрий Фадеев.
Самый простой путь — это покупка новой яхты и договор с чартерной компанией о сдаче ее в аренду. Некоторые из таких компаний даже предлагают схемы совместного приобретения. Стандартно при сдаче в чартер владелец яхты получает около половины дохода от аренды. Компания берет на себя текущий ремонт, стоянку, страхование и прочие расходы.
По словам руководителя проекта FirstByFirst Михаила Косолапова, владелец яхты может получать прибыль в 3-5%, если судно будет загружено как минимум 22-24 недели в году. Обеспечить это могут только крупные чартерные компании. Мелкие предприятия не гарантируют поток заказчиков, кроме того велика вероятность перекладывания рисков на плечи владельца — например, при крупных авариях.
В настоящее время крупнейшими операторами чартерного флота на Средиземном море считаются Navigare Yachting, Croatia Yachting (Хорватия), Istion Yachting, Nomicos (Греция), Sailing Race Service (Италия), Alboran Charter (Испания). Большим преимуществом для чартерной компании является наличие базы не только в Средиземном море, но и, например, на Канарских островах или Карибах. Так, испанская Alboran Charter предлагает яхты в аренду на Тенерифе, Кабо-Верде и Кубе.
Проложить курс
Идеальный регион для коммерческого яхтинга — это Средиземноморье. Юго-Восточная Азия, Карибское море не могут приносить стабильную прибыть из-за сложной логистики. Самыми популярными странами, совмещающими хорошую инфраструктуру и транспортную доступность, являются Хорватия, Черногория, Греция, Испания.
Важно, чтобы условия базирования позволяли заниматься тем, что определено в бизнес-плане. К примеру, вдоль однообразной береговой линии трудно проводить обучение навигации — для этих целей подходит только сложная акватория, где много гаваней, островков, судового движения. Если владелец яхты изначально планировал заниматься в основном регатами, то надо базироваться на островах в Средиземном море (например, на Майорке), чтобы легко можно было добраться до места проведения гонки.
Раньше большой популярностью пользовались турецкие воды, но события последних лет нанесли серьезный урон чартерной индустрии в этой акватории. Напряженность в отношениях с Россией внесла свой вклад, но гораздо больший эффект имел отток немецких туристов. Это произошло после нескольких громких терактов, в том числе взрыва в Стамбуле, когда погибли 12 граждан Германии. По оценке эксперта компании «Атлас» Виктора Мартышова, около половины чартерных яхт, базировавшихся в Турции, сменили места стоянок после этого инцидента.
Одна из главных проблем для владельца судна — это продление сезона. Даже в комфортных условиях Средиземноморья трудно обеспечить яхту работой более чем на 6 месяцев, обычно туристы приезжают с мая по октябрь. В этой связи многие владельцы яхт и яхтенных компаний стараются выводить свои суда на осень и зиму в Атлантику. Компания «Кабестан», например, перегоняет свой флот на Карибы, где и продолжает сезон. «Атлас» организует каждую осень любительские регаты. Несколько яхт проходят маршрут через Средиземное море, Гибралтар, Канары, Мадейру и далее до Кубы. В итоге суда приносят владельцам прибыль в течение примерно 10 месяцев в году.
Найти клиентов
Другим важным вопросом является заполняемость судна. Как показывает опыт, бесконечно привлекать новых клиентов очень трудно. Владелец катамарана «Мана Мана» Марат Насыров, предупреждает, что наличие одной или нескольких лодок еще не гарантирует потока клиентов, особенно на столь насыщенном рынке. Тем более, что существует множество мелких компаний, которые стремятся не столько получить прибыль, сколько заработать хоть какие-то деньги для компенсации своих расходов.
Основную прибыль приносят постоянные заказчики, но, чтобы заполучить их, владелец яхты должен проявить некоторую гибкость. «Индустрия циклична, здесь есть мода на мероприятия: то все едут учиться яхтингу, то на Карибские регаты, то Rolex Middle Sea Race продается за 10 минут», — рассказывает Юрий Фадеев.
Владелец компании «Сто капитанов» Ренат Батыров добавляет, что постоянно придумывает для клиентов что-то новое: «Сейчас мы предлагаем и прогулки, и яхтенную школу, и участие в регатах. Когда мы выстроили систему продаж, то стали получать прибыль».
По мнению Фадеева, самые сложные проекты — это регаты. Для того чтобы они начали приносить деньги, понадобится мероприятие на 10 яхт и более. Это очень серьезная логистика. «Очень много людей входят в этот рынок без понимания происходящего, ведь со стороны все выглядит просто — приехали люди, расселились по яхтам, деньги заплачены и потрачены на роскошную жизнь организаторов. Обычно такие подходы ограничиваются одной регатой, больше никто не приезжает», — резюмирует эксперт.
Виктор Мартышов отмечает, что для привлечения заказчиков приходится много работать и в море, и на земле, и в виртуальном пространстве. «Сейчас трудно представить компанию без своего блога, сайта, без сообщества людей, вместе ходивших в море. Все это безумно интересно, но и очень сложно. Но только такой подход приносит прибыль», — говорит он.
Рекомендации бывалых
Чтобы получать максимальную прибыль, следует прислушаться к советам экспертов:
С самого начала обеспечьте проект управляющим, либо занимайтесь им лично. Совмещать основную работу или бизнес с коммерческим яхтингом удается единицам. «В этой индустрии, как и в любом другом стартапе, нужна хорошая команда, а это очень сложно. Если вы найдете людей, умеющих хорошо работать, с отличными техническими навыками и которые смогут быть постоянно в море, вдали от семьи — индустрия ваша. Если нет, то лучше вкладывать деньги в недвижимость: она, во всяком случае, не утонет и не будет просить многотысячных вложений ежегодно», — делится опытом Юрий Фадеев из «Кабестана»;
Зарегистрируйте компанию в стране базирования яхты. В большинстве случаев это значительно проще, чем в России, но в каждой юрисдикции есть свои нюансы. Владелец компании Morozov Yachts Александр Морозов отмечает, что несмотря на различия в налогообложении компаний в странах ЕС, нагрузка на владельцев судов везде примерно одна и та же. Юрий Фадеев добавляет, что в некоторых государствах существуют налоговые льготы для компаний, занимающихся чартерными перевозками, например, в Хорватии и на Мальте, что позволяет уменьшить НДС до 13-15%. Хорошим вариантом может быть и регистрация офшорной компании. В этом случае придется потратить несколько тысяч евро на услуги по оформлению, но затем можно сэкономить на налогах и НДС при покупке яхты. Если такая схема не подходит, то самая низкая ставка НДС на Кипре — 15%;
Заложите в бизнес-план все возможные расходы. Например, владелец компании «Сто капитанов» Ренат Батыров говорит, что если яхта сдается под круизы, то требуется около 5% от первоначальной стоимости в год — это только на техническое обслуживание и мелкий ремонт. Если предполагается участие в регатах, то эти расходы будут в два раза выше;
Заранее продумайте риски расширения бизнеса. «Масштабирование на вторую яхту — это как рождение второго ребенка: все становится не в два, а в четыре раза сложнее. Расширяться надо, только если на 200% уверен, что для этого все готово. Именно на этом этапе очень многие компании теряют какие-либо перспективы доходности», — делится наблюдениями Юрий Фадеев.
Тщательно разработайте стратегию привлечения клиентов. Даже для одной яхты должна быть достаточно развитая система продвижения. Многие компании используют социальные сети, продвижение в поисковых системах, корпоративные продажи.