Бизнес план пассажирской транспортной компании
1. Краткий инвестиционный меморандум
Рассматриваемая компания занимается пассажирскими перевозками на собственных микроавтобусах. Основная направленность компании — региональные междугородние перевозки. Цены на новые автомобили высоки, поэтому предполагается покупка трёх подержанных импортных микроавтобусов вместимостью 19 человек в хорошем техническом состоянии. Это позволит начать бизнес с меньшими вложениями и быстрее его окупить.
В бизнес-плане мы исходим из того, что каждый автобус будет в среднем ежедневно перевозить 10 пассажиров на расстояние 500 км. В таком случае удастся окупить первоначальные затраты менее, чем через 2 года.
Сумма первоначальных инвестиций — 4 002 500 рублей;
Ежемесячные затраты — 746 873 рублей;
Ежемесячная прибыль — 183 521 рублей;
Срок окупаемости — 23 месяца;
Точка безубыточности — 3 месяц;
Рентабельность продаж — 27%.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
Автопарк компании состоит из машин импортного производства вместимостью 19 человек. Для сокращения суммы первоначальных инвестиций и скорейшего выхода на окупаемость, предполагается купить автомобили с 3–5 летним пробегом. Чтобы минимизировать риск возникновения технических проблем, выбрать автобусы с прозрачной историей и пройти полную диагностику узлов и агрегатов в профильном автосервисе. Как правило, ресурса таких автобусов хватает на 10 лет интенсивной работы, после чего они резко теряют в цене. Бизнес-планом предусмотрена полная амортизация автопарка в течение 5 лет.
Предполагается, что маршруты поездок будут проходить между региональным центрами, так как обычно именно они генерируют наибольший пассажиропоток. Возможна диверсификация маршрутов в пользу актуальных сезонных направлений.
Стоит отметить, что владение автопарком несёт ряд дополнительных расходов: страхование автогражданской ответственности, техобслуживание, транспортный налог. Для того, чтобы минимизировать затраты на ремонт нужно заключить договор с автосервисом, который будет регулярно обслуживать автопарк. Также нужно заключить договор с фирмой, которая будет проводить медицинские осмотры водителей перед выездом.
Конкурентами в борьбе за пассажира будут выступать муниципальные автобусные перевозчики, частные перевозчики на легковых автомобилях и микроавтобусах. Также пассажир может выбрать альтернативный вида транспорта: самолет и поезд.
Большой популярностью пользуется сервис «BlaBlaCar», который позволяет водителям легковушек искать попутчиков и подвозить их за небольшую плату, тем самым экономить на топливе. В реальности он часто используется нелегальными таксистами для поиска клиентов. Цены на такую поездку ниже стоимости билета на автобус, однако такие поездки небезопасны: состояние водителей никто не проверяет перед рейсом, а транспорт может оказаться технически неисправным.
Исследование рынка пассажирских перевозок показало, что цена билета на автобус прямо пропорциональна расстоянию поездки и составляет от 1,5 до 3 рублей за километр пробега, в зависимости от конкурентной среды. Кроме цены билета за километр проезда выручка за определённый период зависит от количества пройденных за этот период автобусами километров и количества купленных на эти рейсы билетов. Произведение этих показателей и будет составлять выручку. Таким образом, для повышения дохода от перевозок нужно стремиться к повышению этих показателей.
Загрузка автобусов зависит от региона, маршрута и дня недели. Перед выходными и после них, как правило увеличивается пассажиропоток. Колебания спроса в течение года зависят от конкретного региона, для большей части России характерен спад в летний период и подъём в осенний и зимний периоды.
Главным каналом продаж в этой сфере для нового участника рынка сегодня станут агрегаторы: Рос-билет, Busfor и Туту. Для работы с агрегатором нужно заключить агентский договор. Комиссия за услуги онлайн бронирования и продажи билетов в среднем составляет 15%. Площадка берёт на себя все затраты по привлечению пассажиров и позволяет им быстро и удобно приобрести билет.
Для того, чтобы легально заниматься перевозками нужно получить лицензию на перевозку пассажиров автобусами и микроавтобусами, оборудованными для перевозок более 8 человек, которая выдается Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
Для включения автобусов в реестр лицензий Ространснадзора необходимо предоставить информацию и документы:
- Реквизиты юридического лица или ИП;
- номер и дата выдачи лицензии на пассажирские перевозку автобусами;
- государственный регистрационный номер;
- идентификационный код транспортного средства (VIN);
- марку, модель ТС;
- год выпуска;
- документ, подтверждающий право владения автобусом (собственность, либо договор аренды, лизинга и т.п.);
- дата проведения последнего технического осмотра автобуса;
Чтобы получить лицензию обязательно наличие:
- страховых полисов ОСАГО и обязательного страхования пассажиров;
- акта поверки тахографа;
- договоры об обслуживании системы контроля ГЛОНАСС (либо ГЛОНАСС-GPS);
- наличие в штате лицензиата ответственного лица имеющего квалификацию по направлениям: «Специалист, ответственный за безопасность дорожного движения», «Контролёр технического состояния»;
- документов для водителя: водительское удостоверение, медицинская справка нового образца, трудовая книжка (с записью о месте работы);
- документа, подтверждающего прохождение процедуры категорирования ТС в Росавтодоре;
Также перевозчик обязан включать в стоимость каждого билета страховку пассажиров.
ОСГОПП — это обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров. Договор ОСГОПП заключается сроком не менее, чем на 1 год и в отношении всего парка ТС перевозчика. Минимальные и максимальные ставки страховых тарифов по ОСГОПП установлены Постановлением Правительства РФ и являются едиными для всех страховых компаний. Премиальные берутся из расчёта на одного пассажира и для междугородних и международных автобусных перевозок они установлены на уровне от 9,14 до 18,40 руб.
Для того, чтобы начать вести деятельность необходимо зарегистрировать ИП, форма налогообложения УСН (6%). Следует выбрать код ОКВЭД 49.39 «Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не включенная в другие группировки»
Наименование | Количество | Цена за 1 шт. | Обшая сумма |
Ford Transit | 3 | 1 300 000 | 3 900 000 |
Ноутбук | 1 | 25 000 | 25 000 |
Офисный стол | 1 | 4 000 | 4 000 |
Офисные кресла | 1 | 3 500 | 3 500 |
Оргтехника | 1 | 20 000 | 20 000 |
Итого: | 3 952 500 |
6. Организационная структура
В штате сотрудников: директор и 6 водителей, по 2 на каждый автобус. Директор занимается оперативным управлением компанией, а также выполняет роль диспетчера, контролируя маршруты. Водители выполняют поездки по маршрутам, график их должен быть спланирован так, чтобы все автомобили были в работе ежедневно.
Режим труда и отдыха водителей автобуса регламентируется положениями приказа Минтранса № 15. Максимально допустимая нормальная продолжительность рабочего времени — 40 часов еженедельно. Каждый день человек может управлять автомобилем непрерывно не более 9 часов.
Постоянные расходы | Оклад | Количество сотрудников | Сумма | Средняя з/п в месяц на сотрудника |
Директор | 30 000 | 1 | 30 000 | 52 133 |
Водитель | 20 000 | 6 | 120 000 | 42 133 |
Страховые взносы | 45 000 | |||
Итого ФОТ | 195 000 |
Полный расчет ФОТ на 24 месяца с учетом премиальной части и страховых взносов представлен в финансовой модели.
Инвестиции на открытие | |
Регистрация, включая получение всех разрешений | 50 000 |
Закупка оборудования и автомобилей | 3 952 500 |
Итого | 4 002 500 |
Ежемесячные затраты | |
ФОТ (включая отчисления) | 349 928 |
Аренда офиса | 24 000 |
ОСАГО | 5 250 |
Автомобильный налог | 1 500 |
Техническое обслуживание автомобилей | 30 000 |
ГСМ | 160 035 |
Комиссия агента по продаже билетов (15%) | 56 160 |
Предрейсовый медосмотр водителей | 10 000 |
Коммунальные услуги | 5 000 |
Амортизация | 65 000 |
Бухгалтерия (удаленная) | 10 000 |
Непредвиденные расходы | 30 000 |
Итого | 746 873 |
План продаж на 24 месяца с учетом сезонности, прогноз эффективности инвестиций и расчет экономических показателей бизнеса представлен в финансовой модели.
- Риск повреждения автомобилей. Страхование по КАСКО полностью покрывает затраты, но может стоить дорого, необходимо рассчитывать индивидуально. Защитить машины от преждевременного износа позволит регулярное техобслуживание в профильном сервисе.
- Низкий спрос. Необходимо работать над повышением лояльности текущих клиентов и расширением клиентской базы, следить за имиджем компании (публичные отзывы в агрегаторе, рекомендации).
- Слишком высокий спрос. Нужно расширять автопарк, можно брать автомобили в лизинг, кредит или привлекать водителей с собственными автомобилями.
- Невыполнение обязательств водителем. Тщательно подбирать персонал, разработать систему мотивации персонала, чтобы работник желал сохранить рабочее место.
Скачать финансовую модель
Финансовая модель пассажирских перевозок
Источник
Пассажирские перевозки – не новый, но всегда актуальный вид бизнеса. Процесс урбанизации – одна из главных причин востребованности этого направления. Люди ездят на работу и за город на общественном транспорте. Несмотря на наличие конкуренции среди перевозчиков, качество предоставляемых ими услуг находится на низком уровне, поэтому при грамотном подходе к организации дела конкурентов будет несложно обойти. Бизнес-план пассажирских перевозок поможет предпринимателю открыть свою транспортную компанию.
Характеристика бизнеса по перевозке пассажиров
Данный бизнес ориентирован на всех, у кого нет личного транспорта, кто пользуется услугами перевозчиков для передвижения по городу и за город.
Услугами транспортной компании пользуются люди разного пола и возраста – от школьников до пенсионеров.
Перечень услуг транспортной компании
Транспортная компания предоставляет следующие услуги:
- Регулярные перевозки по городу. Маршрутное такси ездит по определенному маршруту и установленному графику.
- Регулярные перевозки в населенные пункты, находящиеся недалеко от города, – дачи, деревни, базы отдыха и пр.
- Междугородние перевозки. Маршрутное такси осуществляет перевозку пассажиров из одного города в другой.
- Провоз туристов по историческим и заповедным местам региона. Это нерегулярные перевозки. Им характерна сезонность. Как правило, транспортная компания сотрудничает с туристическими фирмами, которые являются главными ее заказчиками – они находят туристов и сопровождают их. Задача перевозчика – доставить группу на место и забрать ее в оговоренное время.
- Частные перевозки. Нередко услугами транспортной компании пользуются и частные лица – например, во время празднования свадьбы, юбилея или корпоратива.
Анализ ситуации на рынке
Российский рынок транспортных перевозок развит неравномерно. Так, в Москве и области конкуренция достаточно высока ввиду интенсивности трафика в этом регионе. Однако на общероссийском рынке ситуация неоднозначна. Даже в регионах, где присутствует конкуренция, спрос на услуги обычно превышает предложение, особенно это касается загородных перевозок.
Кроме того, одна из важнейших проблем этой ниши – монополия крупных компаний. Во многих городах перевозка в черте города осуществляется всего одной или несколькими крупными компаниями.
Несмотря на это, местные рынки освоены не полностью, поэтому конкуренция незначительна.
Отдельное направление – междугородние перевозки. В некоторые города нет прямых маршрутов, что вынуждает пассажиров ездить с пересадками. Эти направления еще не освоены, поэтому у предпринимателя есть возможность занять свое место на том сегменте рынка, где полностью отсутствует конкуренция.
ВНИМАНИЕ! Наличие конкуренции не должно останавливать предпринимателя от реализации бизнес-идеи. Российский рынок транспортных перевозок развит слабо, поэтому конкурентов всегда можно обойти.
Наиболее распространенный способ обхода конкурентов включает в себя несколько этапов реализации:
- Анализ рынка. Исследуется местный рынок – спрос и предложение. Отдельно изучаются разные сегменты целевой аудитории (ЦА), т. е. людей, которые пользуются услугами перевозчиков. Анализ ЦА позволяет понять, какие недостатки есть у компаний, услугам которых они пользуются, что бы они хотели изменить или добавить.
- Практическая реализация бизнеса. Обязательно учитываются данные, полученные от ЦА. Берутся в расчет все недостатки конкурентов. Задача предпринимателя – сделать лучше, чем у конкурентов.
Возможные риски
Данному бизнесу присущи риски, среди которых важно выделить:
- Сложность продвижения. Купить автомобили и нанять водителей недостаточно, чтобы открыть бизнес. Нужно заранее обдумать все мелочи, грамотно составить маршруты и сделать так, чтобы цены на услуги были рыночными. Малейшая ошибка может стать причиной сложностей в продвижении, и, как следствие, рентабельность бизнеса снизится.
- Активизация конкурентов. Если выбрать конкурентное направление, продвигать предприятие будет сложнее. Появление нового игрока на рынке может стать причиной снижения цен на местном уровне, что также отразится на доходности проекта.
- Частое обслуживание автомобилей. Общественный транспорт нуждается в регулярном ремонте, он чаще ломается и требует особого ухода. Для предпринимателя это дополнительная статья расходов.
- Рост цен на бензин и автомобильные запчасти. Мировой рынок нефти нестабилен. Цены на бензин могут резко вырасти, как и запчасти для автомобилей. При этом повышение стоимости услуг всегда негативно воспринимается пассажирами.
- Изменение конъюнктуры рынка. Перевозчик зависим не только от своих клиентов, но и от городских властей, если его специализация – перевозки по городу. К примеру, уровень цен на услуги маршрутного такси регулируется не только рынком, но и местными властями. Как правило, цена за проезд в городском транспорте сильно регламентирована и не всегда зависит от перевозчика.
Организационные моменты
Регистрация бизнеса
Закон обязывает предпринимателей регистрировать свой бизнес в Федеральной налоговой службе.
Легализация бизнеса – первое, что необходимо сделать, прежде чем приступить к практической части реализации проекта.
Транспортную компанию можно зарегистрировать двумя способами:
- Зарегистрировать юрлицо. Подходит крупному бизнесу. К примеру, если речь идет о крупной городской службе маршрутных такси.
- Оформить статус индивидуального предпринимателя (ИП). Оптимальный вариант для небольшого бизнеса – например, для частного перевозчика.
Большинство отечественных перевозчиков оформляет статус ИП. Это проще, быстрее и выгодней. Кроме того, регистрировать юрлицо небольшой компании не имеет смысла.
Чтобы оформить ИП, нужно:
- Выбрать формат регистрации. Есть два способа – по месту жительства и через интернет. Второй вариант – наиболее удобный – не нужно стоять в очередях и заполнять документы от руки.
- Выбрать коды ОКВЭД. Эти коды сообщают налоговой службе о том, какой вид бизнеса регистрируется. Закон разрешает выбирать сразу несколько кодов с учетом расширения бизнеса в будущем – чтобы потом не пришлось переоформлять документы на бизнес.
- Написать заявление по форме Р21001. Заявление пишется в электронном формате. Инструкция оформления и шаблон есть на сайте Федеральной налоговой службы.
- Оплатить государственную пошлину.
- Отправить заявление в ФНС. К заявлению прикрепляется пакет документов.
Документы, необходимые для регистрации ИП:
- паспорт;
- ИНН;
- квитанция об уплате государственной пошлины.
ВНИМАНИЕ! В заявлении обязательно нужно указать адрес электронной почты. На него ФНС отправит документы о регистрации ИП. С апреля 2018 года транспортной почтой отправка не осуществляется.
Получение лицензии на перевозку пассажиров
Зарегистрировать бизнес в ФНС недостаточно. Чтобы приобрести право на перевозку пассажиров, необходимо получить соответствующую лицензию.
Лицензирование – одна из главных мер по повышению безопасности пассажирских перевозок в России.
Наличие у перевозчика лицензии говорит о том, что он:
- гарантирует безопасность перевозок;
- соответствует всем установленным нормам;
- его водители достаточно квалифицированы, чтобы перевозить пассажиров.
Все перевозчики обязаны получать лицензии в Ространснадзоре.
На каждый вид перевозок – отдельная лицензия. К примеру, перевозчик не имеет права осуществлять междугородние перевозки, если у него только городская лицензия. При этом предприниматель может оформить сразу несколько лицензий и использовать их.
В соответствии со ст. 13 ФЗ «О лицензировании», для получения лицензии предприниматель должен предоставить следующие документы:
- заявление на получение лицензии;
- документ, подтверждающий регистрацию в налоговой;
- квитанцию об уплате государственной пошлины;
- документы о государственной регистрации.
Дополнительно необходимо представить копии документов на транспортные средства – копии паспортов ТС, талоны о прохождении техосмотра, а также документы водителей – их водительские права категории «Д», медицинские и трудовые книжки.
Заявление рассматривается в течение 30–45 дней.
Покупка автомобилей
Для организации бизнеса необходимо закупить автомобили для перевозки пассажиров.
Вариант приобретения транспортного средства:
- Купить новый автомобиль в салоне.
- Купить в кредит.
- Купить на вторичном рынке – российском или за рубежом.
ВНИМАНИЕ! Покупка автомобилей на вторичном рынке позволит предпринимателю существенно сэкономить. Бывший в использовании автомобиль стоит значительно дешевле. При этом следует помнить, что такой автомобиль может иметь дефекты, например проблемы с двигателем, ходовой или электроникой. Поэтому перед покупкой б/у автомобиля рекомендуется произвести его тщательную проверку.
Важно также учитывать, что транспортное средство должно быть:
- комфортным для пассажиров;
- вместительным;
- надежным;
- недорогим в обслуживании.
Аренда офиса и его обустройство
Месторасположение офиса важно, если речь идет о междугородних перевозках. В таком случае рекомендуется открыть офис на автостанции, с которой будут отправляться рейсовые автобусы.
Для маршрутного такси, осуществляющего перевозки в черте города, месторасположение офиса не имеет принципиально важного значения.
Общие рекомендации к выбору офиса:
- к нему несложно добраться сотрудникам;
- поблизости есть стоянка для автомобилей;
- рядом расположена автомойка, заправка, сервис по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Формирование кадрового состава
Для работы транспортного агентства необходимы следующие сотрудники:
- водители;
- медицинский работник;
- автомеханик;
- бухгалтер.
Важно подобрать квалифицированных специалистов. От их компетенции во многом зависит успех бизнеса. Водители должны иметь большой стаж работы и обладать хорошими коммуникативными навыками.
Маркетинг и реклама
Маркетинговая составляющая имеет ключевое значение в продвижении бизнеса.
Наличие на рынке конкуренции делает этот бизнес зависимым от рекламы. Запускать пассажирские перевозки без рекламы нерационально. На начальной стадии развития бизнес нуждается в мощной рекламной кампании – чтобы привлечь внимание потенциальных клиентов и по возможности переманить их у конкурентов.
Проще всего продвигать междугородние пассажирские перевозки, а также перевозки туристов. С этой ЦА проще работать, ее несложно заинтересовать, а затраты на такую рекламу обычно ниже.
Возможные варианты продвижения:
- Создание и раскрутка собственного сайта. На нем публикуется интересный и полезный контент, а также рекламируются услуги перевозчика.
- Контекстная реклама. Это наиболее целевой и эффективный источник рекламного трафика. Контекстная реклама в популярных поисковых системах приводит только заинтересованных пользователей – тех, кто ищет перевозчика.
- СММ-продвижение. Люди разного возраста активно используют социальные сети – для общения, работы, развлечения. Правильно настроенная реклама в соцсетях позволит привлекать большие целевые группы, а ведение бизнес-страницы компании поможет сделать случайных клиентов постоянными.
- Наружная реклама. Объявления на билбордах и баннерах показывают хороший результат в подобном бизнесе. Рекомендуется размещать такую рекламу возле городских вокзалов и по пути к ним.
- Реклама в печатных СМИ. Многие сегменты ЦА читают печатные газеты. Реклама в них поможет заинтересовать потенциальных клиентов.
Чем больше вариантов продвижения задействовано, тем эффективней будет вся рекламная кампания.
Финансовые расчёты
Вложения в бизнес на старте
Капиталовложения на старте:
- покупка 3-х автомобилей – 2 млн рублей;
- аренда офиса и его обустройство – 50 тыс. рублей;
- рекламная кампания – 100 тыс. рублей;
- оформление документов – 10 тыс. рублей.
Текущие расходы и амортизация
Ежемесячные расходы на содержание бизнеса:
- обслуживание автомобилей – 30 тыс. рублей;
- траты на топливо – от 300 тыс. рублей;
- заработная плата сотрудников – 250 тыс. рублей;
- налоги.
Доходы и ожидаемая прибыль
В среднем один автомобиль зарабатывает в день 15 тыс. рублей. Месячный доход с одного транспортного средства – 450 тыс. рублей.
Три автомобиля за месяц заработают около 1,3 млн рублей. Из этой суммы вычитаются траты на содержание бизнеса и налоги. Чистая ежемесячная прибыль – 300 тыс. рублей.
Оценка рентабельности проекта
Рентабельность проекта зависит от следующих факторов:
- сезонность;
- успех рекламной кампании;
- конкуренция;
- подход к организации бизнеса;
- ценовая политика.
Среднее время окупаемости проекта – 1 год.
Пассажирские перевозки – всегда актуальная и востребованная услуга. Однако этому бизнесу присущи риски, главные из которых – отсутствие стабильного спроса, сезонность и конкуренция. Чтобы максимально эффективно построить бизнес, нужно учесть множество факторов. Предпринимателю не обойтись без бизнес-планирования, поэтому рекомендуется заказать бизнес-план у профессионалов.
Купить готовый бизнес план
Источник