Бизнес план негосударственные пенсионные фонды
* В расчетах используются средние данные по России
Работа негосударственного пенсионного фонда полностью аналогична работе главного Пенсионного фонда РФ, однако для работы такой организации требуется соблюдать немало требований, установленных государством. По факту открыть свой НПФ имеет возможность только действительно крупный холдинг с огромными возможностями, мелкие предприниматели не смогут создать даже универсальный НПФ, который ориентирован на работу с населением. Однако для предпринимателей, которые имеют свою крупную организацию, создание НПФ может стать решением многих вопросов и возможностью распоряжаться дополнительными денежными средствами. Учитывая, что государство стремится поддерживать НПФ, можно сказать, что это направление достаточно перспективное.
Новообразованный НПФ конкурирует с уже существующими компаниями, и тут проще выйти на рынок кэптивному НПФ, то есть такому, который создаётся с расчётом на собственное предприятие и работает именно с юридическими лицами, создание открытого НПФ хоть и проще в некоторых аспектах, но предполагает поиск физических лиц (преимущественно), и действовать тут придётся по всему рынке, что опять же сталкивает новую компанию с уже работающими. Зато предприниматель с первого же дня, определившись с форматом работы, сможет развиваться по выбранному направлению, что упрощает его работу; пытаться занять все возможные ниши нецелесообразно, в этом варианте не получится предоставлять качественные услуги всем видам потребителей. В целом, этот рынок только развивается и можно рассчитывать на то, что новое предприятие сможет занять своё место на нём, пока ещё есть возможность заинтересовать новых клиентов. Однако работать без оглядки на деятельность конкурентов не получится, всё равно нужно тщательно изучить ситуацию и разработать свою стратегию.
Самое сложное в подобном начинании – это регистрация. В связи с последними изменениями законодательства НПФ теперь обязаны регистрироваться как публичные компании, а именно как акционерные общества. Иная форма деятельности не предусмотрена, что накладывает особенные требования при начинании. То есть должно быть определённое количество учредителей, хотя размер собственного имущества непосредственно для НПФ прописывается отдельно. В своей работе пенсионный фонд должен всю информацию о своей деятельности и о своих учредителях предоставлять в публичный доступ. Регистрация акционерного общества, в целом, стандартна, но лучше всё же обратиться к знающим юристам, которые помогут в решении этого вопроса. А ещё лучше нанять в штат юристов, потому что их помощь в дальнейшей деятельности очень пригодится.
После решения вопроса с непосредственно регистрацией акционерного общества, можно переходить к получению лицензии на свою деятельность. Обращаться нужно в Федеральную службу по финансовым рынкам – ФСФР. Теперь нужно отметить, что если компания ранее не занималась подобной деятельностью, то начать можно только с открытия простого пенсионного фонда, который занимается пенсионным обеспечением, лишь после получения опыта будет возможность после подачи соответствующего заявления получить лицензию на осуществление деятельности по пенсионному страхованию. Вообще срок постоянно меняется в связи с поправками законодательства, в настоящий момент нужно проработать хотя бы 2 года в сфере пенсионного обеспечения, чтобы иметь возможность начать заниматься пенсионным страхованием. Для работы в сфере пенсионного обеспечения величина оценки собственного имущества должна быть не менее 60 миллионов рублей, для работы в сфере пенсионного страхования – в два раза больше, причём уже имеются требования, согласно которым эта сумма должна увеличиваться и составлять, к примеру, в 2018 году 80 миллионов рублей (для страхования – 150 миллионов рублей).
Следующие требования касаются управления негосударственным пенсионным фондов, руководитель этого предприятия должен обладать экономическим (или подобным) образованием и иметь опыт работы в сфере финансов, экономики или страхования не менее 3 лет. Требования касаются и бухгалтера – тот же опыт работы и соответствующее образование, естественно, только высшее. Наконец, самое последнее нововведение – это необходимость вступления в специальную саморегулируемую организацию (СРО), которая станет управляющей компанией и будет осуществлять надзор за деятельностью своих членов. При этом управляющая компания и сам негосударственный пенсионный фонд не должны быть аффилированными компаниями, это проверяется отдельно. То есть сложностей в этом направлении немало, вот почему не обойтись без юридической помощи. При этом существует не так много СРО подобного направления, хотя их число будет только расти. Чтобы заявку на образование НПФ рассмотрели, нужно передать следующий пакет документов:
а) заявление о предоставлении лицензии с указанием: наименования, места его нахождения, места нахождения его территориально обособленных подразделений и объектов (при наличии), используемых для осуществления лицензируемой деятельности;
б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учёт в налоговом органе;
г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии (составляет на настоящий момент 4 тысячи рублей);
д) документы, подтверждающие наличие у фонда в необходимом размере имущества, предназначенного для обеспечения его уставной деятельности, в том числе совокупного вклада учредителей (вклада учредителя) фонда, внесённого денежными средствами (справка банка, выданная не более чем за 5 дней до подачи заявления о предоставлении лицензии);
е) копии документов, подтверждающих наличие у руководителя исполнительного органа фонда и у главного бухгалтера фонда необходимых опыта работы и образования;
ё) правила фонда, утверждённые советом фонда.
Срок рассмотрения заявки может составлять 60 дней с момента подачи заявления, при этом в некоторых случаях лицензирующий орган может отказать в выдачи лицензии (тут можно обратиться в специализированную контору, которая занимается помощью в лицензировании). В целом решение этого вопроса – самый сложный этап для многих НПФ, после которого можно уже сосредоточиться на развитии своей компании. Для работы нужно найти представительное место, желательно в центре города, тут требования стандартные для простого офиса крупной фирмы, вообще НПФ может располагаться и на территории какого-либо предприятия, особенно если оно является кэптивным. Причём нужно заметить, что компания может иметь и свой офис, то есть выкупленное помещение, потому что для регистрации нужно располагать суммой собственного имущества, которое оценивается регулирующим органом, а не просто некими резервными средствами, и поэтому помещение тоже в своей оценке может входить в нужную сумму. Позаботиться нужно и о внутреннем благоустройстве, для чего потребуется внесение дополнительных средств, но для компании, которая имеет в распоряжении такие деньги эти траты не будут слишком большими. Сам офис может быть относительно небольшим, в нём работает до 10 человек, если брать в расчёт не слишком большую компанию; хотя в огромном НПФ трудится в разы больше человек.
Теперь нужно более подробно остановится на кадрах. Как можно было понять, критически необходимо иметь двух людей – руководителя и главного бухгалтера, первого желательно искать среди людей, которые имеют опыт работы непосредственно в пенсионном обеспечении, второй – только человек с образованием бухгалтера и соответствующим опытом. Помимо них нужны люди для занятия администраторской и организационной работой, тут её много – начинания от составления документации и заканчивая поиском клиентов. Часто, особенно при работе с физическими лицами, привлекаются агенты, которые всеми доступными им способами ищут клиентов, от этих людей во многом зависит успех предприятия, потому что непосредственно маркетинговая кампания не всегда привлекает необходимое количество потребителей. Также крупный пенсионный фонд должен иметь несколько отделов с немалым количеством сотрудников – финансовый, маркетинговый, продаж, коммуникаций и тому подобного. В общем-то, процесс работы во многом зависит от того, в каком формате работает фонд. При работе с юридическими лицами будут нужны одни люди, для работы с физическими – другие, а кэптивный пенсионный фонд, который создан для обеспечения собственного предприятия вообще может обходиться малыми силами, потому что в его работе будут заняты сотрудники головной организации. Помимо этого, нужно в любом случае иметь в штате юристов, потому что законодательство постоянно вводит новые требования, происходят какие-то изменения; налоговые консультанты также могут существенно упростить работу и снизить те или иные расходы предприятия. Особенно учитывая тот факт, что сегодня НПФ могут быть только публичными компаниями, нужны люди, ранее занимающиеся финансами и организационной деятельностью в акционерных обществах.
Вообще НПФ по понятным причинам рассчитывать свою деятельность на очень долгий срок вперёд, поэтому говорить о том, что это быстро окупаемое предприятие, нельзя. Но получая в своё ведение немалое количество средств, НПФ имеет возможность инвестировать их и заниматься прочей финансовой деятельностью, получаю существенную прибыль даже за вычетом тех средств, которые идут на погашение обязательств перед людьми. Пенсионное страхование позволяет заниматься более сложной и прибыльной деятельностью, поэтому нужно иметь в штате специалистов, которые отлично во всём этом разбираются. Вообще с экономической точки зрения работа НПФ достаточно сложна, потому что тут имеется множество тонкостей формирования своего дохода, нужно учитывать огромное количество параметров и заниматься планированием на многие годы вперёд. Это ещё одна причина, по которой НПФ открывают только большие корпорации или просто люди, отлично разбирающиеся в финансах. Фактически для начала работы достаточно чуть больше 60 миллионов рублей, но это самый минимум, и сэкономить тут просто невозможно, иначе не получить лицензию. А учитывая специфику работы такого предприятия, срок окупаемости не просто большой, а очень большой. Правда, законодательством устанавливаются и требования к количеству людей, деньгами которых должен распоряжаться фонд, сегодня это не меньше 20 тысяч человек, что влечёт за собой устранение многих рисков и возможности. Вообще в любом относительно крупном городе найти такое количество клиентов будет не сложно, особенно если фонд нацелен на работу с предприятиями, потому что юридическое лицо может перевести всех своих сотрудников (или значительную их часть) в партнёрский фонд. А вот в небольших городах с поиском клиентов могут быть проблемы, в связи с чем открытие негосударственного пенсионного фонда целесообразно только в городах хотя бы с полумиллионом жителей. Работать также можно (и нужно) с расчётом на небольшие города, открывая там свои представительства и привлекая оттуда клиентов. Иногда это может быть более выгодно, чем работа с потребителями в своём городе.
Таким образом, рассматривать НПФ как источник быстрого получения прибыли не стоит, обычно это организация, которая поддерживает предприятия или просто ориентирована на получение средств для дальнейшего инвестирования. Это сложный инструмент, который могут использовать только опытные экономисты, и поэтому открытие негосударственного пенсионного фонда подходит только предпринимателям, проработавшим во многих сферах. Также из перспектив этого начинания стоит отметить поддержку государства, потому что в России правительство нацелено на развитие своей пенсионной реформы и заинтересовано в том, чтобы передать все обязанности по пенсионному обеспечению в руки частных лиц.
Матиас Лауданум
(c) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса.
23.10.2015
Все материалы по тегу: НПФ
5189 человек изучает этот бизнес сегодня.
За 30 дней этим бизнесом интересовались 167268 раз.
Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал
Другие статьи по вашей теме:
Приложение 7
к Инструкции Банка России
от 29 июня 2015 г. N 164-И
«О порядке принятия Банком России
решения о государственной регистрации
негосударственных пенсионных фондов,
о предоставлении или о переоформлении
лицензии негосударственных пенсионных
фондов, порядке ведения реестра лицензий
негосударственных пенсионных фондов,
порядке регистрации правил (изменений
в правила) негосударственных
пенсионных фондов»
Бизнес-план
негосударственного пенсионного фонда
1. Общая информация о негосударственном пенсионном фонде.
1.1. Полное фирменное наименование.
1.2. Сокращенное фирменное наименование.
1.3. Дата государственной регистрации. Основной государственный регистрационный номер, присвоенный уполномоченным регистрирующим органом.
1.4. Местонахождение.
1.5. Уставный капитал.
1.6. Лица, с которыми осуществляется взаимодействие в процессе рассмотрения бизнес-плана.
2. Перспективы развития бизнеса.
2.1. Цели, задачи и рыночная политика.
При определении целей и задач негосударственный пенсионный фонд должен отразить долгосрочное видение своей роли и места на рынке пенсионных услуг, специфические особенности ее позиционирования в рыночной среде, а также наиболее существенные принципы коммерческой деятельности.
Принципы коммерческой деятельности:
в отношении коммерческой деятельности (целевая ориентация по сегментам рынка, определение рыночной специализации, региональный аспект коммерческой деятельности);
в отношении клиента (целевая ориентация в отношении клиентской базы, краткое и ясное описание того, какие потребности каких клиентов и каким образом собирается обеспечивать негосударственный пенсионный фонд);
в отношении руководителей и сотрудников (целевая ориентация в отношении деловой культуры);
в отношении учредителей (участников) (описание того, какие интересы учредителей (участников), вытекающие из целей (задач), поставленных ими перед негосударственным пенсионным фондом, и каким образом собирается удовлетворять негосударственный пенсионный фонд).
Рыночная политика негосударственного пенсионного фонда должна содержать описание планируемого спектра деятельности.
2.2. Прогноз состояния и динамики собственных средств (капитала).
2.3. Прогноз объема и структуры доходов, расходов и обоснование показателей на ближайшие два года деятельности (прогноз строится с даты планируемого получения лицензии).
2.4. Управление рисками негосударственного пенсионного фонда.
Негосударственный пенсионный фонд должен раскрыть принципы управления рисками, меры по предупреждению финансовых трудностей.
2.5. Состояние, возможности и ограничения развития планируемой клиентской базы.
2.6. Возможности и ограничения развития сети филиалов, представительств.
3. Система управления негосударственным пенсионным фондом.
3.1. Схема и развитие системы управления.
Информация о системе управления, которая включает описание следующих элементов:
схема управления негосударственным пенсионным фондом, принципы распределения управленческих функций между органами управления и полномочий между руководителями, включая подчиненность и функции структурных подразделений и комитетов (с указанием их наименований и планируемой численности персонала структурных подразделений);
развитие системы управления негосударственного пенсионного фонда, включая организационную структуру, развитие системы внутреннего контроля, системы управленческого учета, переход к ведению бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
3.2. Система внутреннего контроля.
Описание системы внутреннего контроля в негосударственном пенсионном фонде.
4. Учредители (участники) негосударственного пенсионного фонда и группы лиц.
4.1. Сведения об учредителях (участниках) негосударственного пенсионного фонда.
Указывается перечень учредителей (участников) и групп лиц:
учредителей, единолично владеющих (приобретающих) более 10 процентов акций негосударственного пенсионного фонда
учредителей, владеющих (приобретающих) более 10 процентов акций негосударственного пенсионного фонда в составе группы лиц;
лиц, которые имеют возможность оказывать прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления негосударственного пенсионного фонда, в том числе в составе группы лиц;
лиц, установивших контроль над акционерами, владеющими более 10 процентов акций негосударственного пенсионного фонда.
В указанном перечне должны содержаться следующие сведения:
сведения об учредителях (акционерами) негосударственного пенсионного фонда — паспортные данные физического лица, фирменное (полное официальное) наименование с указанием организационно-правовой формы, места нахождения и сферы деятельности юридического лица;
4.2. Характер связей между учредителями (акционерами).
Указывается характер связей между учредителями (акционерами), включая: структуру группы лиц, имеющих возможность оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления негосударственного пенсионного фонда; основание, в силу которого лицо включается в состав группы лиц (следует привести схему оказания указанными лицами существенного влияния на принимаемые органами управления негосударственным пенсионным фондом решения с указанием способов возможного влияния: участие в капитале, участие в органах управления, заключение договоров, наличие родственных связей между физическими лицами), а также удельный вес числа голосов «группы лиц» в общем числе голосов учредителей (акционеров) общества.
4.3. Информация о финансовом положении и хозяйственной деятельности учредителей (участников).
Указывается информация о финансовом положении и хозяйственной деятельности учредителей (акционеров) — юридических лиц: основные показатели, характеризующие хозяйственную деятельность и финансовое положение учредителя (акционера), приобретающего (владеющего) более 10 процентами акций негосударственного пенсионного фонда либо являющегося членом группы лиц, приобретающей (владеющей) более 10 процентами акций негосударственного пенсионного фонда.
Указанная информация включается в бизнес-план в соответствии со сведениями, представляемыми учредителями (акционерами) на последнюю отчетную дату, предшествующую дате утверждения бизнес-плана. При этом должна быть обеспечена прозрачность структуры учредителей (акционеров) и их групп, позволяющая однозначно идентифицировать лиц (в том числе не являющихся учредителями (акционерами) негосударственного пенсионного фонда, но имеющих возможность прямо или опосредованно оказывать существенное влияние на принятие решений органами негосударственным пенсионным фондом), а также лиц, установивших контроль за акционерами, владеющими более 10 процентов акций негосударственного пенсионного фонда.
5. Обеспечение деятельности негосударственного пенсионного фонда.
5.1. Материально-техническое обеспечение.
Сведения об обеспечении деятельности негосударственного пенсионного фонда, в том числе:
зданием (помещением), в котором располагается (будет располагаться) негосударственный пенсионный фонд, с указанием, собственное оно или пользование им осуществляется (будет осуществляться) на основании договора аренды (субаренды) с указанием срока;
офисным оборудованием;
транспортными средствами;
специальными техническими средствами, включая программные средства защиты информации от несанкционированного доступа.
5.2. Кадровая политика.
кадровая политика:
внутренние документы, касающиеся корпоративной культуры негосударственного пенсионного фонда, перспективы развития корпоративной культуры;
численность и квалификация персонала, динамика изменения этих параметров в планируемом периоде, основные квалификационные требования к руководителям среднего и низшего звена, требования к квалификации персонала;
система стимулирования труда.
6. Иные существенные показатели, которые, по мнению негосударственного пенсионного фонда, необходимы для раскрытия основных целей бизнес-плана.