Бизнес план научно исследовательского центра
ТК 142 “Технологический инжиниринг и проектирование”
(проект, 10.10.2016 г.)
Пояснительная записка к бизнес-плану
Введение
Разработка бизнес-плана осуществлена в соответствии с Решением заседания ТК 142 от 12 октября 2016 г. При разработке использованы материалы предприятий-членов ТК 142.
1 Место ТК 142 в национальной, межгосударственной и международной стандартизации, основные задачи и область деятельности
1.1 Задачи и область деятельности
В 2014-2016 гг. был разработан комплекс документов в рамках реализации п. 9 Плана мероприятий, направленных на разработку стандартов, нормативов, правил в области инжиниринга (приказ Минпромторга России от 09.04.2014 г. № 653). При этом в Пояснительной записке к разрабатываемым документам было указано, что ряд актуальных направлений деятельности в области инжиниринга на тот момент не был в достаточной степени подготовлен к стандартизации из-за недостатка накопленной информации и отсутствие типовых общепризнанных технологических решений. Общей задачей созданного в соответствии с Приказом Росстандарта № 1261 от 06.09.2016 г. технического комитета по стандартизации ТК 142 «Технологический инжиниринг и проектирование» является устранение указанного пробела и дальнейшее развитие комплекса документов в области инжиниринга, призванных
– обеспечить условия интеграции отечественного и международного рынка инжиниринговых услуг путем устранения технических барьеров в проектировании и строительстве;
– создать максимально благоприятные условия на отечественном рынке инжиниринговых услуг путем разработки стандартов с учетом гармонизации интересов всех заинтересованных сторон и ведения фонда этих стандартов;
– способствовать экономии ресурсов за счет унификации и оптимизации технологических и проектных решений объектов производственного назначения и транспортной инфраструктуры;
– защитить интересы отечественной инженерной школы и инжиниринговых компаний на международном рынке посредством участия в международной стандартизации.
Данные задачи, а также текущая и долгосрочная политика Росстандарта определяют программу работ технического комитета ТК 142.
1.2 Политика Росстандарта и формирование приоритетов
Политика Росстандарта в области стандартизации зависит от приоритетных направлений политики Правительства и может претерпевать изменения в течение определенного периода времени. Однако ряд тенденций сохраняется уже длительное время, и можно ожидать сохранения векторов движения. Такими тенденциями являются стремление к гармонизации отечественных стандартов с международными и региональными (европейскими). Эти тенденции органично вытекают из поставленных Правительством России задач более полной интеграции с мировым и европейским сообществом.
Дополнительным вызовом является вывод национальных стандартов на международный уровень через разработку отдельных международных стандартов или формирования новых областей международной стандартизации в сфере деятельности ТК 142.
Готовящиеся изменения в Градостроительном Кодексе в части внесения термина «технологическое проектирование», обширная работа по узакониванию предпроектных работ ведет к повышению внимания к стандартизации процессов технологического инжиниринга как в области технического/технологического аудита так и в области технологического проектирования.
1.3 Взаимодействие с другими отечественными техническими комитетами по стандартизации
Технология не существует изолированно, сама по себе. Она всегда связана с остальными системами объекта промышленности и транспортной инфраструктуры. Технологический инжиниринг является смежным для таких областей стандартизации объектов промышленности и транспортной инфраструктуры как: управление, маркетинг, информационное обеспечение, кадровое обеспечение, логистика.
Основными техническими комитетами, с которыми взаимодействует ТК 142, являются:
– ТК 65 «Разработка и постановка продукции на производство»;
– ТК 100 «Стратегический и инновационный менеджмент»»;
– ТК 210 «Технологическое обеспечение создания изделий»;
– ТК 465 «Строительство».
1.4 Международные комитеты по стандартизации
Частично направления деятельности ТК 142 перекрываются с областями деятельности следующих международных (европейских) технических комитетов:
– ISO/TC 59/SC 18 «Строительные закупки»
– ISO/TC 267 «Технический менеджмент»
– CEN/TC 350 «Экологическое строительство»
– International Federation of Consulting Engineers (FIDIC)
1.5 Другие направления деятельности
…
2 Деловая среда ТК 142
2.1 Общий анализ рынка
Члены ТК142 совместно с партнерскими организациями ведут работу по изменению градостроительного Кодекса, в части введения понятия «технологическое проектирование». Введение данного понятия позволит значительно поднять качество проектной документации для объектов промышленности и транспортной инфраструктуры. Стандартизация норм технологического проектирования позволит существенно снизить затраты на разработку и последующую реализацию технологических решений.
Возвращение в практику полноценных предпроектных исследований также потребует стандартизации всех процессов предпроектного цикла. Повышенный интерес государственных органов к качеству технологических решений во многом обусловлен тем, что несколько лет активного инвестирования в развитие промышленных предприятий не привел к ожидаемым результатам в области эффективности и повышения конкурентоспособности.
Основными факторами роста являются:
– необходимость выполнения требований законодательства;
– увеличение инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки;
– повышение качества проектов нового строительства и реконструкции объектов промышленности и транспортной инфраструктуры.
Все известные мировые концепции повышения эффективности производств любого профиля являются оптимизационными – направлены на повышение эффективности уже существующих предприятий («Теория ограничений», «Бережливое производство» и пр.). В то время как проектирование технологии будущего производства осуществляется разработчиками и производителями оборудования, что в подавляющем большинстве случаев не является оптимальным и выступает главным драйвером инвестиционных затрат компании-заказчика.
2.2 Основные направления деятельности
Область стандартизации, охватываемая ТК 142, включает следующие основные направления деятельности:
– нормы технологического проектирования объектов промышленности и транспортной инфраструктуры;
– предпроектные исследования;
– технико-экономическое обоснование;
– технический/технологический аудит;
– логистика.
2.3 Финансирование работ по стандартизации
Разработка большинства проектов до настоящего времени финансировалась из бюджета Росстандарта. У данного финансирования есть вполне определенные ограничения, которые не позволяют в полном объеме решить задачу приближения фонда отечественных стандартов к международному. Поэтому естественной представляется политика финансировать из этих средств те разработки, которые, во-первых, отвечают приоритетным направлениям работ Госстандарта и, во-вторых, с малой вероятностью будут финансироваться какой-либо сторонней организацией.
Ведутся, в основном, проекты реконструкции и новых предприятий со 100% госучастием. Поскольку данные стандарты выполняют в большей степени не рыночную, а общественную функцию, их финансирование из средств Госбюджета представляется вполне оправданным.
В то же время можно выделить направления, в которых финансирование разработок стандартов могут осуществлять заинтересованные организации. До сих пор вложения в стандартизацию в области технологического проектирования осуществляли некоторые предприятия энергетической отрасли (ГАЗПРОМ). Однако с подъемом экономики страны можно также ожидать проявления активности в финансировании работ по стандартизации от предприятий оборонно-промышленного комплекса и предприятий связанных кооперацией с ОПК.
3 Практические результаты деятельности ТК 142
3.1 Выполнение требований законодательства в области технологического инжиниринга.
В российском законодательстве действуют требования к составу проектной документации установленные Постановлением Правительства РФ № 87 от 16 февраля 2008 г. В состав проектной документации объектов промышленности и транспортной инфраструктуры входит и подраздел «технологические решения», которые создаются на основании действующих норм технологического проектирования, которыми руководствуется Главгосэкспертиза. Отсутствие актуальных норм технологического проектирования не позволяет создавать современные экономически-эффективные объекты промышленности и транспортной инфраструктуры. В Советском Союзе именно наличие унифицированных технологических решений позволило быстро строить крупные промышленные предприятия и целые отрасли.
3.2 Устранение технических барьеров в проектировании, строительстве, пусконаладочных работах.
Вводя в разрабатываемые стандарты положения, соответствующие отечественному законодательству, ТК 142, с другой стороны, проводит политику пересмотра или отмены стандартов, разработанных до начала 90-х годов или уже в настоящее время другими техническими комитетами, которые излишне урегулируют отношения между сторонами. Установление единых способов построения технологических цепочек и взаимодействия со смежными системами промышленного объекта позволяет значительно снизить сроки проектирования и создания промышленных объектов, снизить инвестиционную емкость объектов, значительно повысить экономическую эффективность.
3.3 Экономия ресурсов
Разработка стандартов в области технологического проектирования позволяет существенно оптимизировать не только сроки и стоимость проектирования и строительства, но и оптимально расходовать энергетические, кадровые, финансовые ресурсы объектов промышленности и транспортной инфраструктуры в процессе эксплуатации.
3.4 Создание современной базы технологического инжиниринга
Разработка стандартов технологического инжиниринга позволит выйти на новые принципы нормирования технологического проектирования и нормоконтроля промышленных производств. До настоящего времени нормы технологического проектирования базируются на устаревшей понятийной и методической базе. Базовым понятием до сих считается «трудоемкость», которое в современных условиях не может выполнять свою функцию, так как само является производным от многих факторов.
Также в современных условиях необходимо разработать и учитывать в практике создания и реконструкции объектов промышленности требования принадлежности к технологическому укладу.
3.5 Влияние на другие области стандартизации
Требования к технологическим решениям объектов промышленности и транспортной инфраструктуры универсальны в части стыковки со смежными разделами проекта, со смежными системами создаваемого объекта. Стандарты в смежных областях (строительство, информационные системы, безопасность, логистика и пр.) и стандарты в области технологического инжиниринга должны быть гармонизированы и взаимоувязаны.
3.6 Повышение конкурентоспособности и качества изделий
Введение современных показателей технологической составляющей промышленных объектов позволит создавать объекты с высокой гибкостью производства. Это позволит создавать конкурентные производства, а значит и экономически эффективные бизнесы.
4 Представительство и участие в деятельности ТК 142
В настоящее время членами ТК 142 являются 24 организации, которые являются признанными лидерами в области технологического инжиниринга и проектирования.
В данный момент наибольшее число организаций заинтересовано в разработке стандартов в области технологического инжиниринга, технического/технологического аудита объектов промышленности и в меньшей степени – в разработке стандартов для объектов транспортной инфраструктуры. В ТК 142 входят, в частности, предприятия энергетического и газопромышленного комплексов, машиностроения, медицины.
В целом, имеющееся представительство позволяет получить достаточную экспертизу по разрабатываемым стандартам, поэтому необходимости в дополнительных мерах по привлечению организаций к участию в деятельности ТК 142 нет. Ожидается, что по мере изменения отечественного рынка технологического инжиниринга и проектирования и сопутствующей данному росту большей информированности его участников о деятельности в области стандартизации будет расти представительство и в ТК 142.
5 Факторы, влияющие на выполнение программы работ ТК 142
Существующая ограниченность финансирования, обусловленная уровнем развития отечественного рынка технологического инжиниринга и проектирования, принимается во внимание при формировании приоритетных направлений стандартизации и выборе тем, подаваемых в качестве предложений в Программу национальной стандартизации.
Другим решающим фактором может стать возможность выполнения НИОКР в области обоснования фундаментальных понятий и методик обоснования современных технологических решений.
6 Структура ТК 142
Ведение секретариата ТК 142 возложено на ОАО “Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем” (АО НИЦ КД), г. Нижний Новгород.
Председатель ТК 142 – Президент Национальной палаты инженеров, к.т.н, член рабочей группы Совета Федерации по вопросам развития законодательства РФ в сфере инженерной и инжиниринговой деятельности – И.В. Мещерин.
Ответственный секретарь ТК 142 – директор по стандартизации ОАО «Научно-Исследовательский Центр Контроля и Диагностики технических систем» – И.Р. Шайняк.
Источник
Представляем Вашему вниманию проект “Технопарк (научно-производственный центр)”.
Бизнес-план разработан на основе фактических данных действующего предприятия.
В создании проекта принимали участие сотрудники высокой квалификации, с опытом работы в отрасли.
Бизнес-план соответствует международным и российским стандартам (UNIDO, TACIS, ЕБРР, МЭРТ РФ, Минфин, Минстрой, Минсельхоз) и достойно представит Ваш проект в российских и международных банках, а также государственных структурах всех уровней.
В случае необходимости, специалисты нашей компании в сжатые сроки внесут корректировки в финансовые расчеты и описательную часть проекта, с тем, чтобы обеспечить полное соответствие бизнес-плана Вашим параметрам.
Проект предоставляется в формате рабочих файлов, в которые можно самостоятельно или силами квалифицированных сотрудников вносить изменения: финансовой модели (на базе Excel) и файла Word (Powerpoint).
Основные параметры проекта:
Количественные показатели: Площадь – 330 тыс. кв.м.
Объем инвестиций:
- в долларах 94 350 628
- в евро 78 342 731
- в рублях 2 707 608 726
Срок окупаемости проекта, лет: 5,0
Основные параметры документа
- Количество страниц – 47
- Количество графиков – 15
- Количество таблиц – 16
1 РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА
1.1 Цели и задачи проекта
Инициатор проекта: ХХХХХ .
Цель проекта: организация научно-производственного центра (кластера) “Машиностроительное и станочное оборудование” для разработки и производства современного конкурентоспособного станочного оборудования и машин для нужд российской промышленности.
Предлагается создать научно-производственный центр (кластер) по проектированию, модернизации, изготовлению и монтажу станочного оборудования и машин (в том числе импортного) следующих категорий: легкой – до 1 т, средней – до 10 т, крупной – до 30 т и выше на базе ХХХХ завода “ХХХХ”. Требуемые площади – 330 000 кв. м.
Одним из признанных методов реорганизации промышленности сегодня считается кластерный метод. Возможности для развития региона и страны в целом базируется прежде всего на региональном бизнес-портфеле: системе отраслевых кластеров и отдельных предприятий, расположенных в регионе. Соответственно, эффективное управление данным бизнес-портфелем в сочетании с доверием и эффективным взаимодействием между региональными (городскими) властями и бизнесом, позволяет достичь существенных успехов в стимулировании социального и экономического развития регионов.
Среди выгод для бизнеса от развития кластеров стоит выделить, прежде всего:
- повышение эффективности работы с поставщиками (прежде всего местными);
- повышение гибкости и инновационного потенциала при создании новых продуктов и технологий;
- доступность специализированных и производительных человеческих ресурсов и т.п.
Кроме того, кластерный подход (как показывает мировая практика) предлагает эффективные инструменты для экономического развития территории (этими инструментами могут пользоваться как администрация, так и ключевые группы интересов в регионе, например, ассоциации или же общества потребителей). Показателями этого экономического развития могут являться:
- увеличение занятости в регионе;
- повышение заработной платы;
- рост отчислений в бюджеты различных уровней;
- повышение устойчивости и конкурентоспособности региональной промышленности.
В результате реализации проекта, инициатор планирует занять ориентировочно 15% рынка станочного оборудования.
Для достижения поставленных целей требуется решить следующие задачи:
- приобретение завода с земельным участком;
- разработка проектной документации;
- получение необходимых согласований в органах государственной власти;
- приобретение и монтаж оборудования;
- прокладка инженерных коммуникаций;
- строительство объектов соцкультбыта;
- приобретение автомашин и других механизмов;
- приобретение и проведение отделочных работ в офисном здании;
- проведение мероприятий по рекламе и продвижению продукции;
- выполнение пусконаладочных работ и запуск проекта;
1.2 Показатели проекта
Экономическая эффективность проекта была подтверждена путем расчета традиционных финансовых показателей, используемых в проектном анализе.
Горизонт расчета проекта – 126 месяцев (10,5 лет).
Таблица 1. Финансовые и инвестиционные показатели проекта
№ | Наименование показателя | Значение показателя |
---|---|---|
1 | Горизонт расчета проекта, лет | 10,5 |
2 | Горизонт расчета проекта, мес. | 126 |
3 | Объем вложенного капитала в проект (LDC), долл. США | 94 350 628 |
4 | Чистая прибыль за период проекта, долл. США | 97 710 321 |
5 | Чистый приведенный доход (NPV), долл. США | 72 011 462 |
6 | Средняя норма рентабельности инвестиций (ARR) | 10% |
7 | Рентабельность вложенного капитала | 104% |
8 | Индекс прибыльности (PI) | 1,76 |
9 | Внутренняя норма рентабельности (IRR) | 14% |
10 | Модифицированная вн. норма рентабельности (MIRR) | 82% |
11 | Срок окупаемости (PBP), лет | 7 |
12 | Срок окупаемости (PBP), мес | 84 |
13 | Дисконтированный срок окупаемости (DPBP), лет | 5 |
СОДЕРЖАНИЕ
1 ПЕРЕЧЕНЬ РИСУНКОВ И ТАБЛИЦ
1.1 Перечень таблиц
Таблица 1. Финансовые и инвестиционные показатели проекта
Таблица 2. Инвестиционный бюджет
Таблица 3. Календарный план
Таблица 4. Финансовый план
Таблица 5. Штатное расписание с окладами
Таблица 6. План производства продукции
Таблица 7. Цены
Таблица 8. План продаж
Таблица 9. График привлечения и выплат кредита
Таблица 10. Постоянные затраты
Таблица 11. Переменные затраты
Таблица 12. Налоги
Таблица 13. Анализ структуры затрат (по отношению к выручке)
Таблица 14. Показатели инвестиционного анализа по проекту
Таблица 15. Влияние изменения отдельных параметров на показатели эффективности проекта
Таблица 16. Анализ чувствительности проекта
1.2 Перечень рисунков
Рисунок 1. Структура инвестиционных затрат
Рисунок 2. График финансирования инвестиционных затрат
Рисунок 3. Финансирование инвестиционных затрат нарастающим итогом
Рисунок 4. Выход на планируемые объемы получения дохода
Рисунок 5. Рост объемов производства
Рисунок 6. Структура по видам деятельности
Рисунок 7. Динамика выручки от реализации и прямых затрат
Рисунок 8. Структура выручки
Рисунок 9. Структура постоянных затрат (к общему объему постоянных затрат)
Рисунок 10. Структура переменных затрат (к общему объему переменных затрат)
Рисунок 11. Соотношение постоянных и переменных затрат
Рисунок 12. Структура налоговых выплат (за период проекта)
Рисунок 13. Структура затрат (по отношению к выручке от реализации)
Рисунок 14. Денежные потоки по проекту
Рисунок 15. Окупаемость проекта
Источник