Бизнес план на урок экономики
Это новое направление в бизнесе, первые глэмпинги появились в России в 2014 году, а самый старый находится в Карелии. В такие кэмпинги приезжают состоятельные люди, чтобы с комфортом провести время…
Пиво – один из наиболее востребованных типов товаров во всем мире. А пивной бар как бизнес является высокодоходным и имеет небольшой срок окупаемости за счет огромной популярности подобных заведений.
Пеллеты — экологичный вид топлива, а производсвто древесных гранул — ниша с хорошим эксмпортным потенциалом. Популярность пеллет достаточно высока в Европе и с каждым годом растёт в России. Но этот…
Рыба – это полезный продукт, важный для здоровья человека. Эта продукция всегда будет пользоваться спросом, и открытие рыбного магазина – это удачная идея для нового бизнеса.
Блины — исконно русское сытное лакомство, которым можно утолить голод, а можно просто съесть на десерт. На волне интереса к традиционной кухне открытие блинной является перспективным бизнес-проекто…
Прокат автомобилей — явление, распространенное на Западе, пока что в России находится лишь на начальной стадии. Впрочем, это отличная возможность запустить это бизнес сейчас и потом, по мере роста …
Во времена пандемии произошли огромные изменения в сфере торговли, и онлайн-формат вышел на первый план. Сейчас самое благоприятное время для открытия онлайн-магазинов, в том числе магазинов одежды.
Швейное производство — это перспективный вид бизнеса, поскольку текстильная продукция пользуется стабильным спросом. Для организации предприятия вам потребуется грамотно составленный бизнес-план.
Фуд-траки – молодое направление для России, но с каждым годом оно становится все популярнее. Это простой, мобильный бизнес, который к тому же приносит неплохую прибыль.
Студия шугаринга – это простой и прибыльный бизнес. Все женщины хотят выглядеть красиво, а шугаринг позволяет ухаживать за собой и не требует больших денег. Этим и обусловлена популярность данной у…
Нужно ли составлять бизнес-план самостоятельно или можно обойтись тем, что скачать бизнес-план бесплатно и адаптировать его под реалии своего города и формата бизнеса? Каждый сам решает каким образом поступить. Но тем не менее бизнес-план с расчётами необходим любому бизнесу и поработать над ним придётся в той или иной степени. Облегчить работу над составлением или поиском подходящего образца бизнес-плана – главная цель портала БИБОСС.
Самостоятельная разработка бизнес-плана может занять достаточное количество времени и может потребовать определённых знаний. Например, знаний о том, какими должны быть главные составляющие бизнес-плана. В это же время готовый бизнес-план может послужить примером и образцом, на который можно ровняться при составлении собственного бизнес-плана.
Готовые бизнес-планы с расчётами бесплатно доступны на БИБОСС вне зависимости от вида бизнеса: здесь вы найдёте бизнес-план магазина, бизнес-план кафе, бизнес-план производства или любой другой бизнес-план предприятия вне зависимости от сферы его деятельности. Здесь у вас есть возможность скачать готовые бизнес-планы в самых распространённых категориях бизнеса.
БИЗНЕС-ПЛАН на уроках экономики в школе.
В нашей школе как возможно и в большинстве экономика преподается в рамках 1 часа в неделю, а где-то является частью обществознания, где-то наряду с правом преподается по 0,5 часа в неделю, в зависимости от учебного плана.
В связи с популярностью у сдающих ЕГЭ экзамена обществознание от преподавания экономики отказаться нельзя, так как приблизительно одна четвертая часть вопросов именно из этой сферы.
В тоже время сухое изложение необходимых понятий, зависимостей, цифр и фактов хочется разнообразить, и для каждой параллели обязательно проводятся хотя бы 2 экономические игры (это такие распространенные игры как «ЭКОНО», «Книжная фабрика», «Книжный рынок», «Остров»), а в 10 классе предусмотрено составление школьного бизнес-плана и его защита.
Таким образом, школьный бизнес-план составляется не отдельными учащимися в рамках подготовки, например к НПК, а всеми учащимися как одна из обязательных форм работы.
Данные уроки проводятся после изучения тем «Производство» и «Предпринимательство», когда учащиеся получают представление об организационно-правовых формах предприятий, об источниках финансирования, о страховании и риске, о выручке, прибыли и затратах и т.д.
Конечно, все мы понимаем, что школьный бизнес-план отличается от реального, он упрощен. И поэтому его правильнее было бы называть проектом, в рамках такого метода преподавания, как проектная деятельность учащихся.
Многие современные школьники обладают креативным мышлением, направление которого может быть не связано непосредственно с каким либо школьным предметом, следовательно, до конца обучения их способности так и остаются не раскрытыми. Более того, бизнес-проект позволяет учащимся рассказать аудитории о том, чего, по их мнению, не хватает в окружающей их действительности. Данная деятельность раскрывает их со стороны их увлечения, пристрастий, наклонностей, иногда даже позволяет утвердиться в глазах одноклассников.
Существует немало пособий, руководств по составлению бизнес-планов. И в начале изучения данной темы учащимся предлагается познакомиться со структурой бизнес-плана.
Предварительно обсуждается вопрос о цели составления данного документа и то, какие структуры могут им интересоваться (это и государственные органы для получения разрешения на деятельность и банки для получения кредита).
Далее идет изучение непосредственно структуры:
1. Резюме
— данный раздел готовится в самом конце работы, где кратко предоставлены сведения, содержащиеся в бизнес-плане.
2. Проектируемый продукт или вид услуг
— это основная часть документа, где описывается то какие потребности, призван удовлетворить проектируемый к производству продукт или услуга, его особенности и отличительные качества, наличие авторских прав и свидетельств, наглядное изображение и т.п.
3. Оценка рынка сбыта
— отражаются условия снабжения, производства и сбыта продукции, потенциал возможных конкурентов, источники получения информации и т.п.
4. Конкуренция
— содержит объективные ответы на вопросы, кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров, как обстоят их дела, что собой представляет продукция конкурентов, каков их уровень цен.
5. Стратегия маркетинга
— указывается схема распространения товаров, ценообразование, реклама, методы стимулирования продаж, организация послепродажного обслуживания клиентов, формирование общественного мнения о фирме и товарах.
( Данный раздел учащиеся также в состоянии составить, так как темы «Маркетинг» и «Менеджмент» к этому времени изучены).
6. План производства
— содержит сведения о месте производства товаров, необходимых мощностях и их роста из года в год, о том, где и у кого будет закупаться сырье, материалы, предполагаемая кооперация, здесь же рекомендуется составить схему производственных потоков.
7. Организационный план
— здесь отмечается, какие специалисты, и с какой заработной платой необходимы, на каких условиях они принимаются на работу, приводится организационная структура предприятия (взаимодействие служб, их координация).
8. Юридический план
— заполнение раздела зависит от выбранной формы организации, которая и указывается.
9. Оценка риска и страхование
— здесь указываются все возможные типы рисков, меры профилактики, программа страхования.
10. Финансовый план
— поскольку это самый сложный пункт плана и его составление требует специфических знаний (а научить этому — задача ВУЗа), учитель только называет его составляющие (прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, таблица доходов и затрат, сводный план активов и пассивов, график достижения безубыточности), не требуя заполнения.
11. Стратегия финансирования
— сколько требуется средств, источники финансовых ресурсов, срок ожидаемого полного возврата вложенных средств.
Ознакомившись со структурой, учащиеся приступают к самостоятельной работе. Опускается пункт 10. а в пункте 11 называется только источник средств.
Выше уже было отмечено, что цель подобного занятия стимулирование творчества учащихся, и главным здесь становиться выбор идеи.
В основе любого плана лежит идея бизнеса. Идея – это пока только общее представление о том, чем следует заняться.
Когда может быть успешной идея? Наличие образца свидетельствует о том, что достаточное количество людей уже занимается этим бизнесом. А если этот бизнес так распространен, то высока и конкуренция. Высокая конкуренция способствует снижению цен, следовательно, прибыль у всех этих предпринимателей невелика. Но они уже закрепились на этом рынке: имеют своих постоянных поставщиков и покупателей, новичку же придется свой бизнес налаживать с самого начала.
Сейчас практически невозможно найти массовый бизнес, который бы был высокоприбыльным.
Успешной в первую очередь надо признать бизнес-идею, которая находит незанятую нишу на рынке, является оригинальной. Как же найти оригинальную идею?
Оригинальные идеи приходят в голову каждому, только мы их отбрасываем как глупые или нереальные. Сейчас по телевидению предлагают множество товаров, и большинство из них основано на простой, но оригинальной идее. Например, некоторое время назад активно рекламировались швабры, позволяющие выжимать «тряпку», не замочив руки. Казалось бы, ничего сложного. Непонятно, почему это раньше никому в голову не приходило. Наверное, никому не хотелось мочить руки, многие думали, что стоило бы изобрести такую швабру, но только один взялся реализовать эту идею.
Перед учащимися ставится задача не просто сформулировать идею, а выбрать такую, которая была бы социально значимой для нашего города. Итак. Перед учащимися задание: подумайте и запишите ВСЕ бизнес-идеи, которые вам приходят в голову в первую колонку. Затем заполните влияние внешних и личных факторов.
Бизнес-идея | Внешние факторы | Личные факторы | ||
— ??? | Почему этот бизнес будет успешным? | Почем у этот бизнес может не быть успешным? | Почему именно мне стоит этим заняться? | Почему именно мне не стоит этим заниматься? |
Изготовление деревянной мебели | 1. Все больше ценятся индивидуальные вещи. | 1. Ручная мебель стоит дороже. | 1. Я профессионал в изготовлении мебели. | 1. Я плохо разбираюсь в моде на мебель. |
После того, как идея выбрана, она анализируется по приведенным выше составляющим бизнес-плана. В ходе анализа учащиеся формулируют ответы на такие вопросы как
— кто же будет вашим клиентом? Работа с клиентами заслуживает отдельного разговора. Ваши клиенты – основа вашего бизнеса. Какими бы ни были замечательными товары или услуги, но если клиент почему-то не захочет за них платить – с мечтами о прибыли придется проститься. Необходимо нарисовать портрет среднего клиента.
С помощью среднего портрета клиента удается сделать важные выводы об ассортименте продукции, времени работы и уровне цен.
— что делать, когда придется столкнуться с конкуренцией? Выход всегда только один – стать в представлении покупателей не похожим на других продавцов. Когда перед покупателем целый ряд практически идентичных продавцов и товаров, покупатель выбирает по цене. Если же кто-то создаст о себе особенное мнение, этот продавец сможет установить свою особенную цену. Покупатель не будет уже сравнивать его цену с ценами других продавцов.
Особенным можно стать различными путями
— действительно изменить товар или услугу (например, некоторые химчистки почищенную и отглаженную одежду отдают клиенту вместе с вешалкой; возникающие при этом дополнительные затраты химчистки невелики, т.к. оптом плечики можно купить по очень низкой цене, зато клиенты сразу выделили эту химчистку из ряда других);
— не изменяя товар, обратить внимание покупателей на одно из его свойств (так, например, стиральные машины «Аристон» рекламируются как бережно стирающие, «Индезит» – как очень надежные, а «Самсунг» – как тихие; в этой ситуации ценители тишины купят машину «Самсунг», даже если она будет дороже «Аристона»);
— попытаться утвердить в сознании основной группы покупателей, что этот товар произведен специально для них (реклама мятных таблеток «Рондо» нацелена на людей среднего возраста, а «Минтон» — на молодежь).
Вот лишь несколько возможных примеров, каким образом учитель создает нужную для разработки бизнес-плана атмосферу, наталкивает на выбор идеи, предлагает шаблоны для последующих действий.
Подготовка самого бизнес-плана является домашним заданием, а защита происходит на уроке, затем проводится голосование, и лучший проект получает лучшую оценку.
Вообще варианты оценивания могут быть разными – это и отмеченное выше тайное голосование учащихся (недостаток – выбор по принципу «мой друг»), оценивание учителем (недостаток- традиционность и отсутствие ощущения, что тебя выделил твой коллектив), оценивание приглашенными экспертами – очень значимо для учащихся, но требует предварительной договоренности.
В основном я не требую сложного и подробного оформления (ввиду экономии времени), главное защитить проект, убедить остальных, что он будет работать.
Но весной, узнав о наших подобных уроках, специалисты «Чувашкредитпромбанка» в рамках профориентации попросили пригласить их на подобное занятие и изъявили желание выступить в роли экспертов. Мы согласились, поскольку публичные выступления детям нужны и стимулом здесь явились не только оценки.
Любой опыт требует последующего применения. Что же можно сделать, получив навыки составления бизнес-проекта? Во-первых, его можно развить до уровня выступления на НПК. Во-вторых, использовать как основу для составления предвыборной программы во время проведения школьных выборов для дня самоуправления. В-третьих, уже обучаясь в ВУЗе учащиеся смелее берутся за выполнение поставленных перед ними творческих заданий и тверже отстаивают свое мнение при их защите, так как имеют подобный опыт.
И сейчас я хотела бы познакомить вас с сопровождением проектов, которое ребята приготовили к защите. (Приложение №1-презентации). Для представления проектов мы использовали оборудование для конференц-связи, полученное школой в рамках программы «Гимназический союз России», которое можно использовать в качестве экрана.
Итак, вы видите, что все проекты разные, но тем они и интересны. В каждом есть свои плюсы и свои минусы. Один интересен рекламой, второй собственным дизайнерским подходом, третий мечтой, четвертый «убеждает цифрами». Конечно. Они не идеальны, но в этом и состоит учебная задача – увидеть недостатки в сравнении с конкурентами и удалить их. Ведь, когда не с кем себя сравнить, ты и не узнаешь какой ты. В проектах действительно звучит идея улучшить родной город, сделать жизнь в нем более удобной и привлекательной. Победителем, по мнению, наших экспертов стал проект «Думы», они отметили, что на него действительно банк мог бы выделить деньги.
Учитель экономики МБОУ «Гимназия №6» г. Новочебоксарск – Цибуля Е.В.
Предисловие
Бизнес-план представляет собой документ, описывающий все основные аспекты будущего коммерческого мероприятия, анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться фирма, а также способы решения этих проблем. Бизнес-план позволяет изучить емкость и перспективы развития рынка, оценить затраты на производство и реализацию продукции и соизмерить их с возможными ценами. Правильно составленный бизнес-план отвечает на вопросы, стоит ли вообще вкладывать деньги в данное дело и окупятся ли затраты.
Бизнес-план адресован: банкирам и инвесторам, у которых предприниматель намерен просить деньги на осуществление проекта; сотрудникам предприятия, нуждающимся в четком определении задач и перспектив; предпринимателю и менеджеру, желающим тщательно проанализировать собственные идеи. Считается, что без бизнес-плана вообще нельзя браться за производственную и коммерческую деятельность.
Разработка бизнес-плана в рамках школьной программы Проектная деятельность школьников дает возможность выпускнику профильного экономического класса попробовать свои силы в бизнесе. Структура бизнес-плана включает такие разделы, как план маркетинга, производственный и финансовый план, оргструктура управления, возможные риски, конкуренция и другие. Законченный бизнес-план проходит презентацию в классе: ребята заслушивают автора, задают многочисленные вопросы, делятся своими соображениями по улучшению некоторых положений проекта, выставляют оценки. Работа над бизнес-планом вызывает у учащихся особый интерес, так как дает возможность не только помечтать о будущем, но и сделать конкретные расчеты и проработки по созданию этого будущего, применив теоретические знания, полученные на уроках экономики. Проект предполагает помощь и многочисленные консультации, которые ребята получают со стороны родителей, друзей, знакомых.
На новый уровень поднимается проектная деятельность учащихся по составлению бизнес-планов на основе объединения усилий преподавателей экономики и информатики, что позволяет выполнять расчеты и их оформление с учетом самых современных требований, с применением компьютерных технологий.
Этапы выполнения бизнес-плана.
Цель разработки бизнес-плана — спланировать деятельность компании
Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:
· Определить конкретные направления деятельности компании
· Оценить производственные и торговые издержки по созданию и реализации выбранных товаров и услуг
· Оценить соответствие кадров требованиям компании
· Определить маркетинговую деятельность компании по изучению рынка, рекламе и реализации готовой продукции
· Оценить финансовое положение компании.
Бизнес-план состоит из следующих разделов:
1. Резюме.
2. Виды товаров и услуг.
3. Рынки сбыта товаров и услуг.
4. Конкуренция на рынках сбыта.
5. План маркетинга.
6. План производства.
7. Организационный план
8. Оценка риска
9. Финансовый план
10. Стратегия финансирования
Основные вопросы и трудности,
связанные с работой учеников над бизнес-планом.
Первая трудность в написании отчета – выбор вида деятельности. Что производить? Опыт показывает, что для начала лучше предложить ребятам перечень тем, из которых можно выбрать сферу деятельности для написания бизнес-плана. Учащимся предлагается вытянуть билет с номером, соответствующим определенному бизнесу. Если у кого-то есть свои идеи, интересы, можно разрешить им заниматься своим направлением. Примерный перечень тем приведен в таблице.
Примерный перечень тем для разработки бизнес-планов
тема |
Киоск канцтоваров |
Киоск сувениров |
Книжный киоск |
Выпечка |
Салон красоты |
Химчистка |
Ремонт компьютеров |
Разработка компьютерных программ |
Репетиторство |
Минитипография |
Закусочная |
Студенческое кафе |
Метро-кафе |
Ресторан |
Строительство дачных коттеджей |
Туристическое агентство |
Спортивный магазин |
Музыкальный магазин |
Металлоремонт |
Дед Мороз |
Каток |
Производство мороженого |
Пошив модной одежды |
Производство кормов для кошек и собак |
Дискотека |
Караоке-бар |
Диско-бар |
Аква-парк |
Кинотеатр |
Спортивный комплекс |
Еще одна трудность – исходные данные. Где взять цены на товары, тарифы, проценты предоставления кредитов, условия страхования? В школьном бизнес-плане допустимы приблизительные, ориентировочные данные. Но некоторые цифры дети могут выяснить самостоятельно, например, цены на интересующие товары у реально существующих конкурентов, условия получения кредитов в разных банках, условия страхования в конкретных фирмах, тарифы и некоторые другие статьи затрат. Необходимо помнить, что чем подробнее и детальнее будет проработан школьный бизнес-план, тем ближе к успеху смогут оказаться выпускники, если всерьез увлекутся этим бизнесом и решат осуществить его в будущем.
В целом, достаточно, если собранный материал будет иметь иллюстративный характер. Скорее всего, не все разделы плана будут равноценны по своей глубине и тщательности проработки, это и не входит в задачи школьного бизнес-планирования. Учащиеся должны получить четкое представление о структуре бизнес-плана, о том, какие именно вопросы должны быть отражены в каждом разделе, какие стандартные приемы существуют для решения тех или иных проблем. В итоге этой работы ученики должны почувствовать вкус к менеджерской работе и убедиться в том, что эта деятельность им по силам.
Важный вопрос – оформление отчета. Бизнес-план должен быть оформлен не только на бумаге, но и в электронном виде. Отдельно разрабатывается электронная презентация бизнес-плана – в Power-Point. Эта часть отчета составляется на уроках информатики под руководством учителя информатики.
Лист оценки бизнес-плана
Новизна идей | Практичность | Оформление отчета | Презен-тация | Сумма баллов |
Максимальный балл по каждой позиции – 10. Максимальная сумма баллов – 40.
Для каждого автора учитель определяет средний балл и рейтинг в классе.