Бизнес план на строительство нефтебазы
Многим из нас кажется, что любой бизнес, основанный на нефти и нефтепродуктах – удел олигархов и мультимиллионеров. Однако, это не совсем соответствует действительности. Добыча и транспортировка нефти и нефтепродуктов действительно связаны с большими капиталовложениями, а вот торговля конечной нефтяной продукцией вполне доступна и «простым смертным». Далее мы попробуем разобраться, как можно организовать свой бизнес по продаже нефтепродуктов.
С чего начать?
Чтобы организовать свой бизнес в этой сфере, нет необходимости обладать огромными деньгами или связями в руководстве крупных нефтяных компаний. Правильный предварительный расчет и знания о реалиях местного рынка нефтепродуктов могут сделать Вас вполне успешным мелким, а затем, возможно, и крупным трейдером.
…
Сразу оговоримся, что начальный капитал все-таки потребуется, но его объем будет вовсе не запредельным.
Как правило, большинство предпринимателей начинают с оптовой торговли. Первоначальная цель такого бизнеса – местные потребители, а затем, по мере освоения регионального рынка, можно выходить на общероссийский и даже международный (хотя бы – в пределах стран СНГ).
Суть оптовой торговли нефтепродуктами – покупка больших партий товара с последующей реализацией их мелким оптом с соответствующей наценкой. Многих начинающих предпринимателей пугают вопросы создания соответствующей инфраструктуры: где хранить приобретенный товар, как его транспортировать и так далее. Так вот, на первом этапе эти вопросы достаточно просто решаются без значительных капитальных вложений. Вовсе необязательно иметь свое нефтехранилище. Услуги по временному хранению нефтепродуктов предоставляют практически все нефтеперерабатывающие заводы и крупные нефтебазы, которые их и реализуют.
Правда, здесь есть свои ограничения по срокам хранения, так как нефтепродукты производятся постоянно, и хранилища требуются для новых партий продукции. Поэтому трейдер должен заранее планировать сбыт, чтобы укладываться в предоставляемые для хранения сроки.
Доставка до конечного потребителя на первом этапе развития бизнеса осуществляется при помощи бензовозов. Покупать их сразу – нецелесообразно, поскольку всегда есть возможность взять их в аренду.
Разумеется, эти расходы ложатся на себестоимость реализуемой продукции, но зато дает возможность минимизировать первоначальные вложения.
Самое главное в этом виде предпринимательской деятельности – это сначала найти покупателей. Приобретать оптом нефтепродукты, не имея конкретного сбыта – крайне рискованное предприятие. Только заранее позаботившись о сбыте, можно рассчитывать на хорошую рентабельность.
Любое новое дело начинается с составления бизнес-плана. Причем, чем больше времени вы уделите его проработке – тем больше шансов на успех Вашего будущего предприятия. Бизнес-план должен учитывать такие расходные статьи, как затраты на покупку оптовой партии товара, расходы на аренду бензовозов, первоначальные траты на официальную регистрацию бизнеса в налоговых и прочих органах, зарплату персонала и так далее. Доходная часть состоит их предполагаемого объема средств, получаемых от реализации нефтепродуктов. Второй раздел бизнес-плана крайне важен, и должен основываться на данных о реальных, а не потенциальных покупателях.
Если у Вас нет достаточного начального капитала, или их, согласно Вашему бизнес-плану, не хватает, всегда можно обратиться в банк. Грамотно составленный бизнес-план играет в получении кредита едва ли не самую главную роль. Однако помните – кредитные организации весьма жестко следят за выполнением Вами своих долговых обязательств, и проблемы Вашего бизнеса их – не интересуют. Будьте к этому готовы.
Многие скажут: «На этом рынке все давно поделено между крупными игроками!» Отчасти – это правда, но Ваш козырь – мобильность. Крупные торговые организации, как правило, медленнее реагируют на изменения, происходящие на рынке, чем более мелкие. Это позволяет последним лавировать ценой и завоевывать своего покупателя за счет снижения процента рентабельности. Кроме того, чем крупнее трейдер, тем менее интересен ему мелкий покупатель. А для Вашего предприятия – это как раз то, что нужно.
Еще одним способом снизить издержки с прицелом на будущее развитие бизнеса, является приобретение техники в лизинг.
От аренды лизинг отличается тем, что со временем техника становится Вашей собственностью, что для растущего предприятия – очень важно. Наработав постоянную базу надежных клиентов в своем регионе, можно переходить к следующему этапу развития предприятия.
Возможности роста
Если Ваше предприятие по продаже нефтепродуктов стало успешным, и ему тесно в пределах региона – пора выходить на другие рынки.
Основные проблемы, которые могут этому воспрепятствовать, заключаются в следующем:
- повышается доля транспортных расходов из-за увеличения расстояния транспортировки;
- по этой же причине возрастают сроки доставки до конечного потребителя;
- в каждом регионе существует сложившая система «поставщик-потребитель», что подразумевают жесткую конкурентную борьбу за свою долю рынка.
Это же касается и рынков стран СНГ. Однако, при выходе на них возникает и и свой, специфический риск. Зачастую такие контракты подразумевают расчет по факту поступления нефтепродуктов на склад покупателя. Поскольку расстояние – довольно значительное, и срок доставки – тоже, трейдер рискует тем, что за время поставки произойдет изменение цены. Тут стоит сказать, что такие колебания бывают как в меньшую, так и в большую сторону, поэтому, в одном случае, поставщик проигрывает, в другом – выигрывает, и при постоянных поставках рентабельность, как правило, остается на запланированном среднем уровне.
Как было сказано выше, значительно вырастают затраты на транспортировку, что приводит к снижению прибыли, поскольку далеко не всегда есть возможность увеличить конечную цену на продукцию и компенсировать лишние расходы. Однако, расширение клиентской базы приводит к увеличению объемов реализуемых нефтепродуктов, что с лихвой компенсирует понесенные убытки и, что еще важнее, делает бизнес более устойчивыми за счет снижения зависимости от каждого конкретного потребителя.
Ну, а вершиной роста трейдера нефтепродуктов является строительство своего нефтеперерабатывающего завода.
Разумеется, это уже громадные капиталовложения, которые могут себе позволить только очень успешные предприниматели. Строительство НПЗ планируется заранее. Желательно, чтобы его местоположение было в непосредственной близости от самых крупных конечных потребителей. Таким образом, в затратах значительно снижается доля транспортной составляющей.
Однако, есть еще один способ повысить рентабельность своего бизнеса без огромных затрат. Это – строительство своего мини-НПЗ. Здесь важно помнить, что мини-завод, работающий по традиционной технологии, малоэффективен, и рассматривать стоит только передовые высокотехнологичные предложения (например, мини-НПЗ, работающие по каталитической технологии «Цеодформинг»).
Такие мини-заводы позволяют обеспечить выход бензинов с высоким октановым числом на уровне от 65-ти до 92-х процентов, а также дают в качестве побочной продукции сжиженный газ, который, помимо бытового использования, также может служить в качестве автомобильного топлива.
YouTube responded with an error: Access Not Configured. YouTube Data API has not been used in project 122068193747 before or it is disabled. Enable it by visiting https://console.developers.google.com/apis/api/youtube.googleapis.com/overview?project=122068193747 then retry. If you enabled this API recently, wait a few minutes for the action to propagate to our systems and retry.
Рекомендованные статьи
Бизнес на нефтеперерабатывающем мини-заводе – легальный и заведомо рентабельный проект в силу того, что спрос на горючие и смазочные материалы постоянно высокий. Для его организации потребуются не только значительные инвестиции, но и профессиональные знания как в области нефтепереработки, так и в сфере предпринимательства.
Описание бизнес-идеи открытия мини-НПЗ
Монополистом в нефтепереработке является государство, но это не значит, что добиться успеха в данной сфере частному предприятию невозможно. Успешность дела базируется на трех составляющих:
- постоянный источник нефти;
- удобная логистика;
- налаженный сбыт готовой продукции.
Производительность мини-НПЗ редко превышает 1 000 000 тонн/год. В число выполняемых заводом работ обязательно входит первичная переработка нефти с последующим облагораживанием фракций. Минимальный ассортимент продукции включает в себя горючий газ, моторные топлива, мазут.
Преимущества мини-завода по переработке нефти
Преимуществами небольшого НПЗ являются:
- гибкость производства;
- невысокие затраты на монтаж и транспортировку оборудования;
- небольшой штат (с перспективой полной автоматизации процессов);
- сниженные текущие и капитальные расходы.
Организационный план предприятия
Выбор места под строительство
Для строительства завода подойдет земельный участок площадью от 300 кв. м, удаленный от ближайших населенных пунктов более чем на 3 км, но при этом не выводящий из оборота пахотные земли. Хорошо, если рядом будут находиться железнодорожные пути и городские коммуникации.
Удобным вариантом является поиск старой заброшенной нефтебазы. Это позволит решить вопрос с инфраструктурой и логистикой, а также сэкономить на первичном обустройстве, вкладывая средства только в ремонт зданий и сооружений.
Логистика
Наиболее распространены три способа получения заводом сырья и отправки готовой продукции:
- Подключение к магистральным трубопроводам – возможно при заключении контрактов транспортирующей компанией на поставку нефти объемом не менее 1 000 000 тонн/год. Качать сырье из таких магистралей всегда минимум на 30% дешевле, чем перевозить цистернами (для одинаковых условий и расстояний – это регламентирует законодательство РФ).
- Использование ж/д транспорта – подходит одновременно для доставки сырья и отгрузки продуктов. Достоинством такого вида логистики является возможность доставлять небольшие партии нефти, но даже при наличии действующего железнодорожного полотна придется достраивать участок путей, ведущих непосредственно к НПЗ, и оборудовать их эстакадами налива. Ограничением является тот факт, что одна цистерна вмещает около 50 тонн нефтепродукта, а состав насчитывает не более 50 вагонов.
- Перевозка готовых нефтепродуктов автоцистернами (объем их составляет 28–32 л) обходится дороже, чем железнодорожным составом. Кроме того, битумовозы должны быть оснащены специальными системами, которые подогревают груз.
Оборудование
Состав оборудования зависит от производительности нового НПЗ, его профиля (топливный, топливно-масляный или топливно-нефтехимический) и глубины переработки (15–25% бензина от общего объема сырья; 25–35% дизельного топлива; 35–55% мазута; углеводородного газа – 3%).
Проектирование завода следует поручить специализированной организации, которая составит грамотный бизнес-план мини-НПЗ, подберет оптимальный набор установок, организует монтажные и пусконаладочные работы. Удешевить процесс можно покупкой комбинированной установки от производителей.
Основное оборудование мини-НПЗ включает в себя следующие позиции:
- резервуары;
- нефтеперерабатывающие установки;
- оборудование эстакад слива-налива;
- лаборатория и оборудование для нее;
- собственная котельная и оборудование для нее;
- насосы для нефтепродуктов.
Из расходных материалов понадобятся катализаторы, щелочи, деэмульгаторы.
Персонал
Кадровый состав НПЗ можно разделить на три большие группы:
- административно-управленческая группа;
- производственники (все ИТР имеют профильное образование и сдают квалификационные экзамены, после чего организуют обучение рабочих);
- обслуживающий штат.
Режим работы на НПЗ предусматривает круглосуточный трехсменный график, кроме сервисных служб, которые работают по односменной схеме.
Варианты сбыта готовой продукции
Потенциальными клиентами бизнеса являются заправочные станции разного типа, сельское хозяйство, авиация, судоходство, а также мелкие нефтебазы и другие потребители, которые нуждаются в мелкооптовых партиях продукции. Производство мазута ориентировано на котельные и ТЭЦ.
Финансовые показатели проекта
Инвестиции в открытие мини-НПЗ
Стартовые вложения в предприятие составят (в тысячах рублей):
- затраты на регистрацию и получение всех необходимых разрешений – 20;
- строительство и оборудование завода – 15 000;
- первоначальная закупка сырья – 2 000;
- затраты на рекламу – 50;
- зарплата персонала на время подготовки компании к запуску – 600;
- коммунальные платежи в подготовительный период – 100;
- резерв на непредвиденные расходы – 50.
Итого: 17 820 000 рублей.
Текущие расходы
Ежемесячно предприятие будет тратить (в тысячах рублей):
- общие расходы на обеспечение сырьем и материалами – 4 000;
- коммунальные платежи – 300;
- зарплата персонала – 1 000;
- затраты на рекламу – 30;
- резерв – 20.
Итого: 5 350 000 рублей.
Доходы и расчет прибыли, рентабельность
Основной доход бизнеса образуется за счет процессинга (отгрузка готовой продукции происходит посредством самовывоза по 100%-й предоплате). Дополнительным заработком могут стать сервисные услуги нефтепереработчикам, которые не имеют своих мощностей (бизнес на давальческом сырье является неакцизным).
Доход мини-НПЗ может достигать 7 500 000 рублей в месяц. Рентабельность составляет порядка 25–30%. Затраты в дело окупаются через 9 месяцев, если предприятие с самого старта работы выйдет на плановые показатели производства и сбыта продукции, иначе наступления точки окупаемости следует ожидать через 12–14 месяцев.
Деятельность мини-НПЗ рентабельна в районах, где большим нефтяным компаниям невыгодно работать из-за недостаточных объемов спроса на продукцию. Привлекательность бизнеса объясняется тем, что при относительно небольших рисках доход предприятия достаточно высокий.
Купить готовый бизнес план
Текст: Сергей Орлов
Фото: Валентин Прянишников, Александр Таран
Инфографика: Михаил Симаков
Нефтебазовое хозяйство — один из ключевых элементов цепочки производства и реализации нефтепродуктов, обеспечивающий стабильность всей системы. Реализация программы развития нефтебазового хозяйства «Газпром нефти» должна обеспечить рост объемов перевалки при сокращении затрат на содержание самой системы.
Вместе с экономикой
Нефтебазы выполняют роль распределительных центров, получающих топливо с заводов и отпускающих его собственной сети АЗС, а также другим сетям и мелкооптовым покупателям. По большому счету нефтебаза — это склад. Соответственно, необходимость в таких перевалочных пунктах появилась, как только применение нефти и продуктов ее перегонки достигло промышленных масштабов.
Сначала эти масштабы позволяли использовать для хранения обычные деревянные бочки. Откуда, собственно, и появилась используемая до сих пор единица измерения объема нефти — bаrrel (англ. «бочка»). С ростом объемов производства резервуары для хранения нефти стали выкапывать прямо в земле, облицовывая стенки жирной глиной, препятствующей утечкам. Кстати, емкость таких резервуаров могла превышать 100 тыс. кубометров. Малоэффективные при хранении нефтепродуктов с высокой испаряемостью земляные амбары сменили каменные, впрочем, также не решившие проблему потерь от испарения. В начале XX века на бакинских нефтепромыслах появились первые железобетонные резервуары. Но главный шаг, определивший нынешний облик всех нефтехранилищ, был сделан еще во второй половине XIX века. Сначала в 1864 году в США был сооружен первый большой металлический резервуар, правда, прямоугольный, а в 1878 году по проекту выдающегося инженера Владимира Шухова в России построили цилиндрический резервуар из металла — прообраз нынешних хранилищ.
Что касается стратегии размещения нефтебаз, то она всегда была привязана к существующим производствам, путям транспортировки и точкам сбыта нефти и нефтепродуктов. На рубеже XIX и XX веков главной транспортной артерией России была Волга, соединяющая Каспий и бакинские нефтепромыслы с центром империи. Соответственно, и старейшие нефтебазы страны — Махачкалинская, Астраханская, Сормовская, Симоновская в Москве.
Развитие промышленности и транспорта, механизация сельского хозяйства, автомобилизация определили стремительный рост объемов добычи, переработки нефти и, соответственно, сбытовых сетей. Впрочем, если в первые десятилетия существования Страны Советов речь шла скорее о восстановлении дореволюционных объектов, постепенно укрупнявшихся, то после войны началось построение мощной системы нефтепродуктообеспечения. К началу 80-х годов прошлого века она включала в себя более 1,2 тыс. нефтебаз и около полутысячи их филиалов, порядка 10 тыс. стационарных и передвижных АЗС. Однако система эта развивалась в СССР по особым правилам — правилам плановой экономики, ее структура основывалась на принципе централизованного управления и призвана была удовлетворять потребности в первую очередь народного хозяйства, а не частных потребителей. Тем более она не вписывалась в новые рыночные условия, по которым страна стала жить за чертой 1990 года. Постепенно развивавшиеся вертикально интегрированные компании обновляли оборудование АЗС и нефтебаз, выстраивали сбытовые сети, исходя из возможности получения максимальной прибыли, дополнительных конкурентных преимуществ. Но процесс модернизации и строительства АЗС значительно отличается от реконструкции нефтебаз, через которые проходят огромные потоки нефтепродуктов, услугами которых пользуются не только сбытовые «дочки», но и независимые компании, более того, на которых нередко держится вся система нефтепродуктообеспечения целых районов. Тем более сложная задача — глобальная комплексная перестройка сети нефтебаз. Однако без этого невозможно общее развитие бизнеса. В 2013 году «Газпром нефть» первой среди нефтяных компаний начала реализацию комплексной программы модернизации и реконструкции нефтебазового хозяйства.
Реорганизация сбытовой системы «Газпром нефти»
Реорганизация системы розничных продаж началась в июне 2013 года с объединения предприятий нефтепродуктообеспечения в три кластера: центральный в Санкт-Петербурге, уральский в Екатеринбурге и сибирский в Новосибирске. Таким образом, всей российской сетью АЗС «Газпромнефть» будут управлять три предприятия: «Газпромнефть-Северозапад», «Газпромнефть-Урал» и «Газпромнефть-Новосибирск».
За мелкий опт и региональную логистику отвечает компания «Газпромнефть-Региональные продажи», зарегистрированная в Санкт-Петербурге. Компания имеет четыре филиала-кластера: центральный в Москве, уральский в Тюмени, западносибирский в Омске и восточносибирский в Кемерово. Центральный оптовый кластер начал работу в апреле 2013 года. В его состав вошли Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Ивановская, Калужская, Нижегородская, Новгородская, Псковская, Тверская и Ярославская области. Уральский и сибирские кластеры начали операционную деятельность с 1 июня 2013 года.
В рамках реорганизации сбытовой системы «Газпром нефти» созданы еще четыре компании: «Газпромнефть-Терминал»(хранение и перевалка нефтепродуктов), «Газпромнефть-Транспорт» (транспортировка топлива), «Газпромнефть-Лаборатория» (контроль качества) и «Газпромнефть-Корпоративные продажи» (работа с корпоративными клиентами).
Сетевая оптимизация
Большая часть нефтебаз «Газпром нефти» была спроектирована и построена как раз в советский период с учетом реалий того времени: расположения промышленной инфраструктуры, железнодорожных и водных путей, автомобильных дорог. Естественно, что за прошедшие несколько десятков лет ситуация изменилась. Массу проблем выявило техническое обследование нефтебаз, определившее, что их решение возможно только за счет реконструкции и технического перевооружения большей части объектов.
К маю 2013 года была разработана программа развития нефтебазового хозяйства до 2020 года стоимостью более $1 млрд. К этому моменту в компании изменилась и схема управления системой нефтепродуктообеспечения. До 2013 года нефтебазами «Газпром нефти», как и АЗС, управляли региональные предприятия нефтепродуктообеспечения (ПНПО). В нынешнем же году 48 нефтебаз компании перешли под управление новой структуры — «Газпромнефть-Терминал», созданной в рамках программы реорганизации всей модели региональных продаж. Очевидно, что подобное разделение в управлении сбытом позволяет не только более эффективно решать оперативные задачи, но и становится положительным фактором при реализации стратегического проекта развития нефтебазового хозяйства.
По стратегии развития бизнеса «Газпром нефти», объем продаж нефтепродуктов конечным потребителям планируется увеличить. При существующей конфигурации нефтебазового хозяйства обеспечение растущих потребностей ПНПО в услугах приема, хранения и отпуска нефтепродуктов уже в ближайшие годы может стать практически нерешаемой задачей, поэтому сеть «Газпромнефть-Терминала» будет оптимизироваться: закроется ряд малых нефтебаз, их объемы будут переданы более крупным объектам, расположенным в тех же регионах. Согласно программе, число нефтебаз сократится почти в полтора раза с 48 до 31. Это позволит снизить операционные расходы на содержание нефтебазового хозяйства примерно на 100 млн рублей в год. При этом объемы перевалки к 2020 году возрастут в два раза — с 5,8 млн тонн до 11,8 млн тонн в год. Реализация этой программы уже началась — в октябре и декабре 2013 года закрыты и законсервированы четыре нефтебазы. Объекты будут реконструироваться по типовым базовым моделям, разработанным исходя из объема перевалки: 10 небольших с реализацией до 150 тыс. тонн в год, 14 средних — от 150 тыс. до 500 тыс. тонн в год и пять крупных нефтебаз, способных обрабатывать свыше 500 тыс. тонн в год.
Модернизации подвергнутся резервуарные парки, зоны приема и отпуска нефтепродуктов, планируется строительство современных инженерных сетей, очистных сооружений
Типология развития
Типовое проектирование имеет ряд преимуществ. Такой подход позволяет сократить затраты на разработку проектной документации, упростить выбор технологических систем. В первую очередь при модернизации нефтебаз будут внедряться современные автоматизированные системы управления объектами и заменяться основное оборудование, что позволит повысить надежность процессов и сократить количество персонала. Модернизации подвергнутся резервуарные парки, зоны приема и отпуска нефтепродуктов, планируется строительство современных инженерных сетей, очистных сооружений.
Крайне важно, что проект комплексной реконструкции нефтебазового хозяйства будет реализовываться без остановки технологического процесса. В 2014–2015 годах планируется включить в периметр активной реализации проекта Кемеровскую, Новокузнецкую и Шабровскую нефтебазы, с 2010 года строительно-монтажные работы ведутся на Омской нефтебазе. Впрочем, программа развития нефтебазового хозяйства предусматривает не только закрытие неэффективных объектов и реконструкцию действующих. Логика развития розничной сети предполагает и появление новых нефтебаз. Строительство абсолютно нового склада светлых нефтепродуктов уже началось в Ленинградской области.
Новый объект в поселке Гладкое Тосненского района станет самой современной нефтебазой в регионе: при его строительстве применяются прогрессивные проектные решения, новейшие технологии, обеспечивается автоматизация технических и бизнес-процессов.
Проект предусматривает строительство современной системы слива нефтепродуктов из железнодорожных цистерн и автоматизированной системы налива в бензовозы. Резервуарный парк объемом 40 тыс. тонн формируется из резервуаров, позволяющих значительно сократить испарение нефтепродуктов и оснащенных системой рекуперации, улавливающей до 95% паров. Объект будет максимально защищен и с точки зрения промышленной и пожарной безопасности. Склад оборудуется датчиками довзрывных концентраций, температуры, давления. Разработана система мониторинга инженерных систем, которая позволит при возникновении любой аварийной ситуации за несколько секунд передать информацию на дежурный диспетчерский пункт.
«Газпром нефть» инвестирует средства в модернизацию инфраструктуры района — реконструкцию железнодорожной станции, автомобильной дороги, трансформаторной подстанции и строительство пожарного депо. Завершение строительства и ввод в эксплуатацию нефтебазы запланирован на середину 2016 года.
Инфографика: Михаил Симаков