Бизнес план на примере печатного издания

Бизнес план на примере печатного издания thumbnail

Издательский бизнес считается одним из самых сложных и непредсказуемых. Спрогнозировать его коммерческую успешность заранее практически невозможно, именно поэтому шанс получить кредит под открытие такого бизнеса равен нулю. Если вы готовы стартовать в этом направлении, стоит рассчитывать только на свои силы и самостоятельное финансирование. Иных вариантов просто нет. Предлагаем вашему вниманию бизнес-план издательства с расчетами, используя который как пример, вы сможете запустить свое дело с наименьшими рисками.

Анализ рынка

Согласно данным аналитиков, ситуацию на издательском рынке последних десяти лет можно назвать устойчивым и длительным кризисом. Причем это касается всех направлений в этой сфере. Совершенно очевидно, что времена, когда печатная пресса и бумажные книги занимали ключевую роль в обществе, закончились в конце 2000-х – начале 2010-х годов, когда интернет из дорогой игрушки окончательно превратился в столь же привычную в каждом доме коммуникацию, как электричество или водопровод. Как результат, электронные и аудио-книги вытесняют традиционные, а онлайн-СМИ выигрывают противостояние за читателя у газет. Это нормальная ситуация. Если вы планируете выходить на этот рынок в 2017 году, не стоит сетовать на XXI век. Будьте готовы отвоевывать свое место под солнцем.

Прежде чем начинать этот бизнес, нужно ответить самому себе на несколько вопросов:

Во-первых, в каком направлении работать. Есть несколько видов издательств, каждый из которых также можно подразделить еще на несколько:

  • Художественная литература. Ее можно подразделить на взрослую и детскую, универсальную и специализированную по жанру (фантастика, интеллектуальная литература, поэзия, комиксы и т.д.).
  • Специализированная литература (научная, госстандарты).
  • Периодика (газеты, журналы).
  • Развлекательные издания (календари, кроссворды, анекдоты, рецепты).

Во-вторых, каким конкретно образом вы будете зарабатывать. В издательском бизнесе эта проблема далеко не однозначна и зависит от направления деятельности. Самый распространенный вариант – это реклама. Этим способом себя обеспечивает периодика. Второй вариант – это продажа печатной продукции. Третий – издание за счет авторов (таким образом частично работает книгоиздание художественной и научной литературы). Четвертый вариант – работа за счет спонсорских денег. Как правило, это узкоспециализированные издания, которые поддерживаются бизнесом в данной сфере или заинтересованными частными лицами. И пятый способ – это спонсирование печатного проекта за счет доходов от сторонних коммерческих продуктов. Печатное издание может при этом выполнять рекламную и информирующую функцию для пользователей коммерческого продукта.

Формат работы

Мы будем специализироваться на выпуске художественной литературы одного жанра – фантастика и фэнтези. Выбор обусловлен несколькими факторами:

  • Высокий спрос на романы в этом жанре у читающей публики (по статистике, второе место после детективов).
  • Интерес самого создателя к данному направлению и наличие авторов, которые в перспективе готовы к сотрудничеству.
  • Наибольшими перспективами сегодня пользуются узкоспециализированные проекты, которые не выпускают все подряд, как крупные издательские дома, а ориентируются на определенный сегмент рынка.

Мы будем работать только в формате издательства. Запуск собственной типографии требует больших инвестиций, которыми предприниматель не располагает. Выпуск книг при этом можно наладить на сотрудничестве со сторонней типографией.

Поиск авторов будет осуществляться собственными усилиями предпринимателя и с привлечением редакторов.

Выпуск книг на первом этапе будет осуществляться за счет средств самих авторов. Будут публиковаться сборники фантастических рассказов и фэнтези и отдельные романы. Выпущенные книги мы будем продавать через интернет (для этого нужно создать свой сайт и запустить группы во всех социальных сетях). В будущем, когда проект начнет приносить прибыль, деньги будут вкладываться в продвижение самых перспективных авторов.

Регистрация бизнеса

Для работы избирается формат ИП. Системой налогообложения принимается УСН 6%.

Выбираются коды ОКВЭД:

  • 58.1 «Издание книг, периодических публикаций и другие виды издательской деятельности».
  • 46.49.31 «Торговля оптовая книгами».
  • 47.61 «Торговля розничная книгами».

Специальных разрешений и лицензий на ведение издательской деятельности не требуется.

Согласно требованиям Закона № 54-ФЗ, все ИП и юрлица (за исключением отдельных категорий, указанных в законе) обязаны использовать кассовый аппарат. Издательство исключением не является. Прием денег за публикацию от авторов и покупателей книг будет осуществляться в удаленном режиме, поэтому планируется открыть расчетный счет и установить онлайн-кассу, соответствующую требованиям законодательства.

Выбор помещения

Условия работы бизнеса таковы, что на первом этапе можно вообще обойтись без организации офиса издательства. Дело в том, что работы компании можно наладить в удаленном режиме. Все сотрудники могут работать прямо из дома и даже находиться в разных городах России. По мере развития бизнеса для имиджа стоит арендовать небольшой офис, в котором мы будем принимать авторов и общаться с ними.

Расчет в данном бизнес-плане производится без учета затрат на помещение. Специальное оборудование тоже не закупается, достаточно личного компьютера.

Наем персонала

Основой любого издательского бизнеса является главный редактор. На первом этапе эту функцию будет выполнять сам владелец бизнеса. Требования, которые существуют к этой должности, следующие:

  • Широкий кругозор, знакомство с действующими писателями в выбранной сфере.
  • Глубокое знание литературного процесса в своем жанре, постоянное и ежедневное знакомство с новинками.
  • Понимание тенденций издательского рынка, чутье на книгу, которая может «выстрелить». Что характерно, далеко не всегда «выстреливает» лучшая по стилю книга талантливого автора, чаще эти ее качества вытесняют запоминающиеся персонажи и увлекательный сюжет.

Основная задача главного редактора – совместно с авторами доводить тексты для публикации до идеала. Кроме того, главный редактор будет отвечать за взаимодействие с типографией и организовывать рынки сбыта. На первом этапе эти функции можно совместить, но с ростом бизнеса и увеличением количества авторов стоит отделить функции владельца издательского дома от главного редактора.

Кроме главного редактора, требуются несколько редакторов, которые будут заниматься первичным отбором рукописей, непосредственной работой с авторами.

Также понадобится сотрудник для поддержки бизнеса в интернете и выполнения рутинных задач: ведение соцсетей, разбор электронной почты и распределение входящих рукописей по редакторам, размещение книг в качестве товаров на сайте и в социальных сетях для продажи.

Необходим корректор, который будет вычитывать готовые тексты перед отправкой в типографию. Хорошо, если корректор обладает навыками верстки для создания макета книги. Если платить за эту услугу верстальщику из типографии, это отрицательно скажется на доходности бизнеса.

Рассмотрим затраты на персонал в таблице:

ДолжностьОкладКол-воРасход
Главный редактор010
Редактор15 000230 000
Администратор13 000113 000
Корректор-верстальщик13 000113 000
Всего56 000

Выбор типографии

Партнерство с типографией – ключевая позиция для работы начинающего издательства. Важно найти партнера, опираясь на несколько важнейших факторов:

  • Стоимость книгоиздания.
  • Наличие надежных каналов поставки готовой продукции, если типография находится в другом регионе (желательно не дальше 1 тыс. км, иначе стоимость доставки съест все выгоды от сотрудничества).
  • Наличие штатного дизайнера, который будет оформлять обложки для книг. Если его нет или он не специализируется на выбранном вами жанровом направлении, можно привлечь к работе своего сотрудника. Тем более, на тематических пабликах в интернете можно найти талантливых молодых художников, рисующих в стилях фэнтези, научная фантастика, киберпанк и прочих.

Выбирать типографию следует, балансируя между ценой и качеством работы. Чем лучше будет бумага и оформление страниц, чем профессиональней иллюстрации – тем выше конечная стоимость продукта.

Стоимость публикации одной книжной единицы стандартного формата может составлять от 50 до 250 рублей. Причем, чем больше тираж, тем ниже стоимость каждой единицы. В среднем, подготовка в типографии тиража в 1 тыс. экземпляров будет стоить от 50 до 200 тыс. рублей.

Поиск авторов

К этой проблеме издательства надо подходить сугубо индивидуально. Если главный редактор лично знаком с известным писателем, он может перехватить сотрудничество с ним у крупного издательства. Однако нужно понимать, что известный автор потребует гонорар не ниже, чем у лидеров рынка. Его книгу будет проще продать книжным магазинам, и такое сотрудничество создаст вашему издательству определенную рекламу. Молодые и перспективные авторы пойдут к вам с большей охотой.

Если же привлечь известного автора не получится, можно пойти другим путем – публиковать произведения неизвестных авторов. Самостоятельно вкладываться даже в перспективный роман рискованно, меньший риск – публиковаться за счет самих авторов. Но будет и минус – зачастую крайне низкий художественный уровень. Это несет определенные репутационные риски.

Искать авторов можно разными способами:

  • Паблики в соцсетях, посвященные фантастической литературе и фэнтези.
  • Живой журнал и другие платформы в блогосфере.
  • Тематические сайты и форумы.
  • Конференции, литературные премии в данном жанре (кроме маститых писателей здесь часто появляются начинающие авторы, рассчитывающие передать свою рукопись издателю).
  • Организация литературных конкурсов и премий под своей эгидой.

Важно понимать, что хороший автор – это золотой самородок, за которым охотятся десятки издательств. И еще важно понимать, что, даже если вы нашли его, далеко не факт, что его получится удержать. Первый коммерческий успех привлечет внимание к автору у крупных издательств, которые сделают все, чтобы переманить его у вас. И примеров успеха в этом начинании очень много.

Реклама и маркетинг

Крупные издательства активно рекламируются как в интернете, так и за его пределами. В маркетинг вкладываются огромные средства. Причем реклама идет в двух направлениях: реклама самого издательства (в большей степени имиджевая, создает статус лидера рынка и упрощает привлечение сильных авторов) и реклама авторов (она может полностью финансироваться издательством или на условиях софинансирования с самим писателем). Реклама автора – это автоматически реклама его книг, которые опубликованы вами и будут проданы.

Продать книги малоизвестных авторов офлайновым книжным магазинам практически не представляется возможным. Максимум, что возможно, – это договориться о сотрудничестве с книжными онлайн-гипермаркетами типа «Озон.ру», «Лабиринт» и другими.

Кроме того, выбирается следующая стратегия продвижения:

  1. Создание собственного сайта и пабликов в соцсетях с возможностью размещать книжные товары.
  2. Активное продвижение в социальных сетях, на форумах и в других направлениях «тусовки». Среди ваших потенциальных читателей могут быть подростки, предпочитающие хорроры, стимпанк, киберпанк, боевое фэнтези и другие суб-жанры, и люди 25-40 лет, литературные вкусы которых сформировались на Стивене Кинге, Толкиене или Роджере Желязны. В выбранном направлении очень много мелких сегментов, вкусы читателей очень различны, и важно тонко чувствовать эти нюансы и работать на определенные целевые аудитории. Иначе успеха не добиться.
  3. В социальных сетях и блогах издатель/главный редактор постепенно формирует статус знатока литературы и профессионала своего дела. Это облегчает работу с потенциальными авторами и усиливает их готовность платить за публикации

Такой подход занимает очень много времени (порой год и более), но на выходе получается практически бесплатным. Поэтому, если у вас нет бюджета на запуск полномасштабного издательского дома, привлечение известных авторов, этот путь будет для вас оптимален.

Важно получить отзывы и рецензии известных литературных критиков на выпускаемые издательством произведения, они привлекут к вам внимание более широкого круга читателей.

Также хорошей рекламой будет номинация на известные национальные и международные премии в области литературной фантастики.

Финансовый план

Рассчитать доходность издательства заранее практически невозможно. Этот бизнес непредсказуемый и непрогнозируемый. Бестселлером может стать совершеннейшая «темная лошадка», а роман известного писателя – обернуться настоящим фиаско. Этой проблемы не могут избежать даже крупные издательства.

Поэтому мы рассчитаем затраты на издание одного литературного сборника рассказов за счет средств авторов.

Сборник выходит тиражом 500 экземпляров на 300 страницах. Средняя стоимость публикации одной страницы – 1 тыс. рублей (колеблется от 750 до 1 500 рублей, в зависимости от количества страниц). Каждый автор получает в подарок авторский экземпляр. Выручка, полученная от авторов, составит 300 тыс. рублей.

Далее посчитаем вложения в создание сборника по таблице:

ПозицияЦена
Оплата работы сотрудников (редакторов, корректоров) из расчета 120 руб./стр.36 000
Подготовка оформления обложки10 000
Услуги типографии100 000
Доставка10 000
Всего156 000

Примерно 100 экземпляров из 500 будут отправлены авторам в качестве авторских сборников. Еще 50 будут переданы в жюри премий, литературным критикам, розданы в качестве призов.

Оставшиеся 350 экземпляров, теоретически, могут быть проданы по цене 250 рублей за экземпляр и принести еще 87 500 рублей.

Таким образом, на одном сборнике издатель может заработать порядка 220-230 тыс. рублей. Но на практике публикация одного сборника может занять около 3 месяцев – на поиск авторов и необходимые работы. Поэтому доходность оказывается не такой высокой, как это выглядит на первый взгляд.

Выраженная в цифрах рентабельность может быть высокой, а окупаемость очень быстрой ввиду относительно малых стартовых и ежемесячных затрат, но эти показатели здесь ключевыми не являются.

Перспективы

Перспективы бизнеса – постепенный переход от публикации за счет авторов к заработку на продаже книг и выплате гонораров достойным авторам. Но на это уйдет достаточно много времени: не менее нескольких лет на построение репутации, выстраивание личных отношений с действующими писателями и «выращивание» из начинающих авторов ярких и самобытных писателей.

Издательское дело – это бизнес, в котором нематериальный результат должен играть для создателя не менее важную роль, чем деньги. В противном случае лучше заняться чем-то другим.

Риски

Ключевой риск бизнеса – неустойчивая ситуация на рынке продаж печатной продукции. Поэтому в перспективе следует ориентироваться на диверсификацию производства: ведение коммерческих спецпроектов, организация премий и конкурсов, запуск тематических онлайн-журналов с заработком на рекламной публикации, создание электронных и аудиокниг.

На втором месте по значимости – общее падение интереса людей к чтению. Риск выглядит несколько преувеличенным, тем не менее он нивелируется работой в узком рыночном сегменте с устойчивым спросом – фантастика и фэнтези, интерес к которой сохраняется как у подрастающего поколения, так и у людей постарше.

На третьем месте – возможные репутационные риски, возникающие вследствие публикации за счет авторов. Чтобы разрушить этот риск, планируется вести сильную редакторскую работу, чтобы не превращать сборники в «мусорку» из нечитабельных текстов. С лучшими авторами работаем особенно плотно, поскольку в будущем именно они могут стать костяком вашего, одного из ведущих в выбранном сегменте, издательства.

На четвертом месте – финансовые риски. Сроки сбора текстов для сборников или поиска авторов для индивидуальных публикаций могут затянуться на долгое время. Во-первых, это чревато негативными последствиями для самого предпринимателя. Во-вторых, нарушение сроков выпуска сборника отрицательно скажется и на вашей деловой репутации.

В итоге

Издательский бизнес – сложнейшее направление, которое рассчитано, скорее, на особенного предпринимателя, чем на широкий круг. Важно знание литературы, умение разбираться в рынке и предсказывать его тенденции. В противном случае результат вас не удовлетворит. Раздумывая на тему, стоит ли заниматься книгоизданием, воспользуйтесь советом Стива Джобса: ответьте себе на вопрос, стали бы вы заниматься выбранным делом, если бы это был последний день в вашей жизни? Если ответ утвердительный – это ваша стезя. А будет ли она успешной, покажет не прогноз и бизнес-план, а ваша работа.

Источник

Несмотря на то, что в XXI веке печатная пресса медленно, но уверенно проигрывает интернет-изданиям, газеты все еще остаются на плаву и пользуются спросом у населения. Рекламодатели так же охотно размещают предложения своих товаров и услуг на страницах читаемых журналов и газет. Региональная пресса традиционно издается малыми тиражами, но, тем не менее, приносит приличную прибыль – в основном за счет сотрудничества с местными рекламодателями. В данном материале представлен к ознакомлению бизнес-план газеты с расчетами, ориентированный на реализацию в небольшом российском городе – областном или крупном районном центре.

Чтобы основать частное печатное издание, предпринимателю придется пройти немало юридических процедур и сделать определенные вложения, объем которых составит 500 тысяч рублей. Мы не рекомендуем вкладывать заемные (кредитные) средства – крайне желательно обойтись собственными накоплениями.

Краткое описание концепции

Организационно-правовой формой, оптимальной для регистрации малотиражного печатного издания, является ИП. Система налогообложения – УСН («упрощенка» с налоговой ставкой 15% от разницы между доходами и расходами за отчетный период). Стоит отметить, что регистрация газеты – процесс довольно долгий и утомительный, занимающий не менее 30 рабочих дней. Документом, подтверждающим успешную постановку газеты на официальные «рельсы», является свидетельство о регистрации СМИ.

Чтобы правильно зарегистрировать собственное печатное издание, необходимо выбрать в классификаторе следующие коды ОКВЭД:

  • 58.1 «Издание книг, периодических публикаций и другие виды издательской деятельности».
  • 58.13.1 «Издание газет в печатном виде».

Пример перечня тематик, на которые должна ориентироваться провинциальная газета, приведен ниже:

  • Проблемы региона и освещение всех знаковых событий, происходящих в нем.
  • Бытовые темы (кулинария, ремонт, сад/огород).
  • Детская страничка (развивающие игры, стихи и познавательные рассказы).
  • Спортивная рубрика (освещение региональных спортивных соревнований и мировые новости спорта).
  • Телепрограмма и раздел юмора.

Предпринимателю важно понимать, что вектор развития газеты напрямую определяется интересами читательской аудитории, поэтому окончательный список рубрик формируется экспериментальным путем и далеко не сразу.

Сколько вложить в открытие

Затраты на начальном этапе основания собственного печатного издания будут следующими:

Статья расходовСумма затрат, руб.
Оплата аренды офиса редакции за первое полугодие120 000
Косметический ремонт редакционного офиса50 000
Расходы на регистрацию газеты, а также на квалифицированную юридическую помощь20 000
Оснащение офиса мебелью100 000
Приобретение оргтехники и компьютеров150 000
Маркетинговые расходы и создание сайта50 000
Непредвиденные траты10 000
ИТОГО500 000

Оборудование офиса качественной компьютерной и оргтехникой, безусловно, важно для обеспечения комфортных условий работы редакторов и корреспондентов. Также нужно ответственно подойти к выбору удобной и надежной офисной мебели, включая мебель для зоны отдыха – ведь большую часть рабочего дня сотрудники редакции проводят в сидячем положении.

Маркетинговый план

Маркетинговый план, главной целью которого является привлечение максимально широкой аудитории читателей и развитие дистрибьюторской сети, включает в себя следующие пункты:

  • Поиск типографии с максимально выгодными условиями печати тиража газеты.
  • Разработка качественного информационного сайта газеты и подключение к нему «Яндекс.Директ».
  • Рекламная кампания, включающая в себя плакаты в почтовых отделениях, распространение флаеров и размещение рекламных модулей в других печатных изданиях региона.
  • Активная работа по налаживанию контактов с дистрибьюторами печатной продукции.

Теперь поговорим о главном аспекте любого бизнеса – доходах. Оптимальный тираж провинциальной газеты в первые годы ее существования – 5 тысяч экземпляров. Объем – 16 полос (2 полосы нужно полностью отдать под рекламные объявления). Стоимость одного экземпляра газеты – 15 рублей. Периодичность выхода – один раз в неделю. Недельный доход от розничной продажи тиража составит порядка 75 тысяч рублей, месячный – около 300 тысяч. Прогнозируемый среднемесячный доход от размещения рекламы – 100 тысяч рублей (25 тысяч с каждого номера газеты). Соответственно, в год издание собственной газеты будет приносить предпринимателю 4,8 миллиона рублей «грязного» дохода.

Производственный план

Помещение офиса редакции газеты должно иметь площадь не менее 80 квадратных метров и быть разделенным стенами или перегородками на шесть основных зон:

  • Кабинет главного редактора – 15 кв. метров.
  • Зона рекламного отдела – 10 кв. метров.
  • Кабинет корректора, верстальщика и дизайнера – 15 кв. метров
  • Зона для работы журналистов – 20 кв. метров.
  • Зона отдыха и приёма пищи – 10 кв. метров.
  • Санузел и подсобное помещение – 10 кв. метров.

Также следует оснастить редакционный офис охранной и противопожарной сигнализацией.

Для редакции газеты следует установить следующий график работы:

  • Понедельник – пятница: с 09:00 до 18:00.
  • Суббота: с 09:00 до 13:00.
  • Воскресенье: выходной.

Естественно, график работы корреспондентов будет зависеть от заданий редакции, которые они получили на текущей неделе. Как говорится, журналиста ноги кормят.

В этой таблице приведен оптимальный перечень сотрудников печатного издания:

ДолжностьКол-во чел.Оклад, руб.Ежемесячный фонд оплаты, руб.Оплата в год, руб.
1Главный редактор120 00020 000240 000
2Корректор115 00015 000180 000
3Верстальщик115 00015 000180 000
4Дизайнер115 00015 000180 000
5Корреспондент310 00030 000360 000
6Менеджер по рекламе212 00024 000288 000
7Бухгалтер115 00015 000180 000
ИТОГО134 0001 608 000

Это важно! В вышеприведенной таблице обозначены цифры «чистого» оклада сотрудников печатного издания. Однако рекомендуется ввести еще систему премирования журналистов и редакторов за особо интересные и сложные материалы, а также еженедельно выписывать премиальные тому журналисту, чей материал попал на первую полосу текущего номера.

Расчеты доходов и расходов

Ниже приведена таблица, в которой описаны статьи текущих расходов печатного издания:

№ п/пСтатьи расходовСумма в месяц, руб.Сумма в год, руб.
1Оплата аренды помещения редакции газеты20 000240 000
2Оплата труда персонала редакции134 0001 608 000
3Регулярные отчисления в ФСС за работников газеты40 200482 400
4Расходы на оплату «коммуналки»10 000120 000
5Расходы на печать тиража газеты100 0001 200 000
6Реклама и другие маркетинговые расходы, включая техподдержку сайта500060 000
7Дополнительные расходы, в т.ч. непредвиденные250030 000
ИТОГО311 7003 740 400

Доходность печатного издания, организованного в малом российском городе, рассчитана в данной таблице:

№ п/пПоказателиСумма за текущий год деятельности, руб.
1Планируемый доход 4 800 000
2Себестоимость выпуска собственной газеты (сумма строк 2.1-2.7)3 740 400
2.1Оплата аренды помещения редакции газеты240 000
2.2Оплата труда персонала редакции1 608 000
2.3Регулярные отчисления в ФСС за работников газеты482 400
2.4Расходы на оплату «коммуналки»120 000
2.5Расходы на печать тиража газеты1 200 000
2.6Реклама и другие маркетинговые расходы, включая техподдержку сайта60 000
2.7Дополнительные расходы, в т.ч. непредвиденные30 000
3Валовый доход (до налогообложения)1 059 600
4Налоговые платежи158 940
5Чистый доход900 660

Из таблицы понятно, что чистая прибыль печатного издания после уплаты налоговых платежей по «упрощенке» составит примерно 900 тысяч рублей. Нетрудно подсчитать, что ежемесячно на счет владельца газеты будет поступать около 75 тысяч рублей чистого дохода.

Рентабельность печатного издания будет в районе 18% – далеко не самый высокий показатель. Полная окупаемость первоначальных вложений наступит меньше чем через год.

Возможные риски

Издание газеты – бизнес с повышенным уровнем риска. Далеко не каждый решится тратить время, силы и деньги на реализацию подобного начинания. Ниже рассмотрены главные факторы риска, которые могут отрицательно повлиять на развитие этого бизнеса и спровоцировать проблемы.

  • Возможные серьезные убытки в первое время после запуска печатного издания. Дело в том, что прибыль от продажи тиража чаще всего только компенсирует расходы на его производство и печать – большую часть дохода приносят рекламодатели.
  • Сложности с завоеванием уважения у потенциальных читателей. Необходимо как можно скорее уяснить, что интересно читательской аудитории и создать соответствующее привлекательное «лицо» газеты.
  • Трудности с формированием слаженного профессионального коллектива редакции – большому количеству творческих людей трудно ужиться в ограниченном пространстве, поэтому важно наличие в коллективе беспрекословного лидера, который бы объединял коллег и пресекал возникновение конфликтных ситуаций.
  • Проблема создания стабильно функционирующей дистрибьюторской сети, требующая точечного подхода и персональной договоренности практически с каждым розничным распространителем печатного издания.

Как показывает практика, бизнес по созданию газеты не является главным у большинства предпринимателей. Чаще всего это просто дополнение к развитому основному бизнесу, приносящее небольшой, но стабильный доход, а также своеобразное моральное удовлетворение. Поэтому, решая основать собственную газету, важно четко понимать риски, с которыми придется столкнуться и быть готовым к любым негативным ситуациям.

Источник