Бизнес план на музыкальный проект
Конечно лучшим способом взобраться на вершину музыкального Олимпа является подписать контракт с «толковым» музыкальным лейблом. Но в наше время, когда ежедневно появляется сотни проектов и качественную запись сделать не составляет большого труда, заинтересовать слушателей и продюсеров свой музыкой все сложнее. Поэтому начинать всегда приходиться самому.
За свой небольшой опыт музыкального менеджмента понял, что без четкого и продуманного плана далеко не уедешь. Поэтому публикую пример маркетингового плана на ближайшие полгода для своего нового проекта. Думаю пригодиться для всех, кто хочет донести свою музыку кругу чуть более широкому, чем друзья и местная музыкальная тусовка.
Введение
Есть два музыкальных мира. Первый — это мир чистой музыки, состоящий из вдохновения, сочинения песен, репетиций, исполнения. Второй мир, играющий не менее важную роль в том случае, если вы действительно хотите, чтобы люди услышали вашу музыку – это музыкальный бизнес.
Даже простое произнесение этого словосочетания отталкивает многих людей. Есть в этом словосочетании что-то потенциально-оскорбительное — музыка, становящаяся товаром. Здесь есть какой-то привкус торгашества и предательства. Но в современном музыкальном мире мало быть просто талантливым артистом. Каждый день образовываются новые группы, выпускаются сотни новых песен и каждый считает свою музыку уникальной и неповторимой. Однако не все получают ответную реакцию публики, превосходящей по численности круг ближайших друзей.
Именно поэтому каждый творческий проект должен иметь четкий план реализации и я уверен, что есть способ объединить эти два мира, не занимаясь торгашеством, но в то же время, придерживаясь поставленных целей и намеченного плана.
Итак коротко о музыкальном маркетинге и его 4х основных Фронтах.
Первый Фронт — это Развитие артиста и продукта, и это единственный фронт, который подразделяется на две части — Развитие артиста, сконцентрированное на подготовке карьеры и Развитие продукта — отвечающее за создание и развитие музыки.
Затем идут:
- Второй Фронт: Промоушн (получение радиоэфиров);
- Третий Фронт: Паблисити (СМИ);
- Четвертый Фронт: Перфоманс (Поиск аудитории).
Последние три Фронта называются Демонстрационными Фронтами. Это означает, что добиться того, чтобы люди:
- услышали музыку — это задача планирования Промоушна;
- прочитали или услышали о музыке или об артисте — это задача планирования Паблисити;
- увидели живое выступление музыканта — это задача планирования Перфомансов (концертной деятельности).
Если все три Фронта хорошо скоординированы, то вся деятельность, в конечном счете, возвращается к Развитию продукта, которое занимается привлечением ваших слушателей к покупке или скачиванию музыки.
Все составляющие музыкального бизнеса взаимозависят друг от друга, то есть они заботятся друг о друге и необходимы друг другу, чтобы план музыкального маркетинга был успешно реализован.
План
Данный план подразумевает, что у группы уже есть готовый материал, которые они будут записывать. Останавливаться на данном вопросе подробно не буду, так как существует кучу статей по выбору звукозаписывающей студии, звукорежиссера для мастеринга и сведения записи. Все зависит от вашего бюджета и наличия знакомых в этой сфере.
План по развитию (промоушну) проекта «XXX» разбит на 5 основных этапов и рассчитан на 8 месяцев.
Каждый этап является последовательной ступенью в реализации жизненно важных позиция проекта и имеет определенную продолжительность во времени.
Четкое и своевременное выполнение каждого этапа должно привести к исполнению главной цели – сделать «XXX» узнаваемой группой на территории СНГ с возможностью организации масштабного тура до конца 2012 года, участие на джаз-фестивале в Коктебеле.(Здесь необходимо указать как можно больше конкретных целей, которые реально достижимы)
На таблице приведенной ниже дается расшифровка этапов и приблизительные сроки их исполнения.
№ | Этап | Основные действия | Сроки |
1 | Активная рекламная компания («первая волна») |
| январь-март |
2 | Подготовка к выходу альбома |
| февраль — март |
3 | Выход альбома |
| март |
4 | Гастрольная работа |
| апрель-май |
5 | Период становления группы |
| июнь-август |
Ну вот собственно и все. В следующей статье собираюсь выложить разъяснения по каждому пункту с более конкретной информацией и указанием полезных ссылок.
В заключении хочется отметить, что любой начинающий музыкант должен понимать, что ни о какой прибыли и доходах в данный период не может быть и речи. Только четко организованная работа и посвящение себя проекту целиком и полностью. Не стоит огорчаться из-за отсутствия огромного бюджета-если ваш материал действительно интересен, то обязательно найдутся люди, которые согласятся помочь вам на первых парах.
Ну конечно не забывайте о творчестве и вдохновении.
Любовь – наше все!
Источник
Продолжаем рубрику гостевых статей. Сегодня опытом делится ex-директор компании музыкального продакшена “ПАПА Music” Андрей Шестаков. Андрей имеет успешный опыт в работе по привлечению инвестиций для музыкальных проектов и ведению промокампаний для артистов. Среди клиентов компании: Александр Ревва, группа “Бумбокс”, Андрей Гризли, Вахтанг, Витас.
Цель привлечения
Всем привет! Приступим к разбору вопроса – привлечение инвестиций в музыкальный проект. Для начала нужно определиться с целью – для чего.
Здесь надо понимать – если вам необходимо привлечь 100-300 к рублей для посевов в ВК (имеется в виду одна – две промо-кампании в интернете. Ясно, что на 200-300 тысяч рублей проект не поднимешь, это бывает крайне редко), можно обойтись кредитом, или займом.
Надо четко определиться с целью – для чего мы ищем деньги: промо-кампания в интернете вашего «творения» или полноценное развитие проекта (артиста, группы).
Ну, а если вам просто нужны деньги, чтобы «обмыть» создание нового «шедевра», который не будет слушать даже ваша бабушка, тогда проходим мимо.
Сумма
Исходя из вышеперечисленного, высчитываем сумму.
Допустим, нам нужно 5 млн рублей (цифра с потолка, но меньше я бы не брал), для полноценного продвижения проекта.
Теперь поймем разницу между кредитом и инвестированием. Если вы берёте кредит, то все что от вас требуется – просто своевременно его выплачивать. Вы несете финансовые риски перед кредитором.
Инвестиции
Инвестиции – деньги, которые выделяются на развитие, или старт проекта, но в том случае, если инвестор увидел в этом перспективу и интерес для себя.
Инвестор рискует деньгами, есть вероятность «прогореть» и он это прекрасно понимает. Для того, чтобы получить деньги, которыми рискуете не вы, вам необходимо убедить потенциального партнера в том, что оно действительно того стоит.
Чтобы это сделать, нужно все грамотно рассчитать. Необходим бизнес – план. Если вы в этом не сильны привлеките специалиста.
Из личного опыта: во время общения с инвестором по поводу вложений в новый музыкальный проект, мы не писали полноценные бизнес – планы. Мы делали бренд-концепцию по проекту (описание самого проекта – миссия, идея, сверхзадача – про что ваш проект , визуальное и аудиальная составляющие , целевая аудитория , анализ конкурентов), а так же финансовую модель с расчетами затрат и прогнозом прибыли. Инвестор должен чётко понимать, куда он вкладывает свои деньги.
Финансовая модель
Следующий момент – составление финансовой модели. Этот документ делается в Excel – таблица, в которой расписаны все пункты доходов и расходов по проекту. Там мы просчитываем сколько денег мы тратим и сколько можем заработать. Расчет ожидаемой прибыли – это, конечно “пальцем в небо”, но все же он необходим. Это прогноз.
Перед тем как составить финансовую модель, необходимо максимально изучить сферу, в которой ты работаешь, изучить рынок. Понять объём, цифры – сколько денег в индустрии, сколько в среднем может зарабатывать музыкальный проект в вашем сегменте, на чем можно зарабатывать – стриминг, концерты, рекламные контракты/
Важный момент – детальный анализ конкурентов.
Помимо изучения конкурентов, нужно понимать сколько вы потратите на запись альбома, сколько на пиар, на одежду, промо кампанию, прочие расходы. Все возможные расходы необходимо посчитать и внести в таблицу.
Цифры могут быть приблизительные, но важно уметь их обосновать в беседе с потенциальным инвестором.
Подготовка к встрече
Даже если вы не знаете к кому конкретно пойдёте, нужно быть всегда готовым. Как правило, инвесторы, это серьезные занятые люди. У них все расписано по минутам. Бывает так, что один телефонный звонок и вам могут сказать – приезжай завтра в 10 утра.
Должна быть продумана речь. Нужно уметь грамотно подавать информацию, объяснить непонятные моменты (инвестор может не быть в курсе тенденций топ – чартов стриминговых платформ)
Конкурентные преимущества
Определите все свои сильные стороны и конкурентные преимущества, акцентируйте на них внимание. Это может стать хорошим «козырем». Нужно быть готовым убедить, что с вами можно заработать деньги и показать, сколько конкретно, в финансовой модели.
Давайте говорить прямо – творчество, это товар. Покажите товар лицом. Соответственно, вы делаете презентацию товара, убеждаете инвестора, что на этом можно зарабатывать деньги; что ваша музыка (товар) и стратегия по ее продвижению, абсолютно конкурентyоспособны. Это очень важно.
В разговоре с потенциальным инвестором необходимо понимать кто перед вами. Скорее всего, человек, который как минимум неплохо разбирается в финансовой сфере и вообще в сфере бизнеса. Ваши креативные способности нужно направить на то, чтобы убедить человека в том, что с вами можно делать бизнес . При разговоре важно быть уверенным и понимать то, о чем вы говорите. Про презентабельный вид и грамотную речь, я думаю, говорить не стоит. 😉
Где искать инвесторов?
Первое – отработать ближний круг своих друзей и знакомых. Здесь главный помощник – контакты в вашем телефоне. Вы идёте по списку и прикидываете у кого есть деньги, либо есть выход на тех, у кого они есть.
В первую очередь прорабатываем тех, у кого есть опыт инвестиций в музыкальные проекты. Если таковые отсутствуют начинаем рассматривать другие сферы бизнеса и потенциальных частных инвесторов (людей, располагающих необходимой вам суммой)
Далее, звоним, договариваемся о встрече либо берём контакты, в зависимости от ситуации.
В любом случае обращаться надо ко всем, кому можно. «Стучите и вам откроют».
Во время поисков начинают возникать новые связи, выстраиваются новые цепочки. Так, по «теории 5 рукопожатий» доходим до нужного нам человека.
Презентация
Сначала будет большая проблема презентовать себя грамотно, это очень тяжело, тем более, когда вы просите большие деньги. Осознавайте, что сейчас решается ваша судьба, если вы по – настоящему любите то, чем занимаетесь. Человек находящийся перед вами, может помочь реализовать ваши мечты. Поэтому, во время встречи вы должны излучать уверенность (какая банальность!)) Ваше внутреннее состояние может передаваться собеседнику. Он должен понять, что это очень важно для вас. Если поймёт, значит все сложится удачно.
Следующий вариант поиска инвесторов – интернет. Есть масса ресурсов посвященных данной теме. «Рыскал» по форумам и сайтам, но ни одного нормального кейса не нашёл…, в прочим, как и инвестора. Лично я использовал следующие ресурсы:
- https://investclub.ru
- www.napartner.ru
- https://investgo24.com
- https://start2up.ru
- https://www.beboss.ru
Получилось вступить в переписку с парой заинтересованных лиц, но до дела так и не дошло (видимо презентации по электронке, это не моё ;)) Думаю (субъективное мнение), что шоу бизнес, это не понятная и не совсем осязаемая тема для людей, которые привыкли к «классическому» бизнесу. Но, как говорится: «нужно перерыть тонны угля, чтобы найти один алмаз». У нас не было много времени на это. Нам больше повезло с личными контактами.
Хотя, ничего не мешает везде «забросить удочки», возможно вы будете удачливее меня в поиске по интернету))
Цепляйтесь за любую возможность – чем больше контактов, тем больше шансов.
Из каждой ситуации нужно стараться выжать максимум.
Я отрабатывал только эти два варианта – первый из которых принес нам инвестиции для трех музыкальных проектов, общей суммой около 250 т. долларов. Было сделано порядка 25 звонков до того, как мы подписали первый договор с новым партнеро).
Если вы сами не можете выполнить такой объём работы, найдите людей, которые смогут. Возможно, вам нужен для этого МЕНЕДЖЕР ИЛИ ПРОДЮСЕР. у которого есть подобные связи или возможности и который понимает всю специфику этого дела.
Юридическая часть
Допустим, вы нашли инвестора, и он согласен вложить свои «кровные» в ваш прелестный «балаган». Теперь нужно документально закрепить отношения. Здесь начинается самое противное для любого творческого человека.
Если инвестор – юридическое лицо (компания), которая собирается передать вам деньги не в чемоданчике под столом, а по перечислению со счета на счет (как это было во всех наших случаях), все это должно быть документально подкреплено (головная боль). Инвестиции под музыкальные проекты – такой тёмный лес даже для наших официальных органов, что нам (компании) пришлось консультироваться с кучей юристов, бухгалтеров, налоговиков. В итоге, целой командой мы вывели систему, как мы получим деньги. Если коротко, то это «Простое Товарищество». Наша компания (продюсер) заключила договор Простого Товарищества с компанией – инвестором. Предмет договора: две компании образуют Простое Товарищество с целью извлечения прибыли из музыкального проекта «***». Инвестор вносит свою долю в виде денег, а мы (продюсер) в виде навыков и знаний (да, так можно, прикинь!). Далее, продюсер заключает договор на продюсирование с артистом и вуаля! На словах все просто, на деле есть масса нюансов, но сейчас не буду глубоко вдаваться в подробности, ибо это тема для отдельной статьи.
Когда вы ввязываетесь в подобного рода отношения, просто будьте к этому готовы. Если вы сами не хотите заниматься (а скорей всего это так, и более того, я даже не советую вам этим заниматься), найдите толковых юристов. Да, это дополнительные расходы, но эти расходы можно заложить в сумму инвестиций. Конечно, идеальный вариант если сосед дядя Толя даст вам деньги под расписку (или просто так, если вы невероятный везунчик), но как правило, не у всех есть такой дядя. Готовьтесь работать в официальном поле.
Порядочность и ответственность
Самое главное – вы должны понимать степень ответственности перед человеком, у которого берете деньги. Ясно же, если вы возьмете 5 миллионов и сразу поедете за новым Лексусом, то от этого хорошо станет только вам и то не надолго. Вступая в такие серьезные финансовые отношения с вашим партнером – потенциальным инвестором, вы несете не только юридическую, но и моральную ответственность. Человек дает деньги – он несет риски их потерять и возможно, где – то в глубине души, к этому готов (раз уж дал их таким обалдуям)). Но надо понимать, что он готов не настолько, насколько вы готовы пожертвовать его деньгами. Поэтому максимальная прозрачность и порядочность в делах! Вы должны отчитываться за каждую потраченную копейку!
Попить пивка с соседом, на эти деньги наверняка получиться и даже не один раз, но все это обернется, как вы понимаете, полным крахом вашей мечты и взаимоотношений, а также испорченной кармой.
Так что, хорошенько взвесьте все за и против перед тем, как решитесь на такой серьёзный шаг – привлечение инвестиций. Может, все – таки просто скинуться с друзьями на посевчик в паблике ВК? ;))
Источник
Спрос на частные образовательные учреждения растет с каждым днем, особенно в крупных городах нашей страны. Совсем недавно начали открываться и частные музыкальные школы, так как многие хотят отправить туда ребенка или желают посещать ее самостоятельно как хобби. Выбрав такой вид бизнеса, следует тщательно обдумать и обязательно составить бизнес-план музыкальной школы, чтобы просчитать наиболее важные моменты проекта. Этот пример поможет вам составить собственный бизнес-план.
Резюме
Благодаря популярности частных школ, курсов, секций и музыкальных учреждений иногда сами предприниматели задумываются над реализацией проектов маленьких и средних заведений. Для повышения спроса предлагаются узкопрофильные курсы. Примеры: обучение английскому языку, физико-математическая школа, школа с уклоном программирования или музыкальная школа, где ученики занимаются на качественных музыкальных инструментах с мотивированными и высококвалифицированными учителями.
Частная музыкальная школа – проект достаточно сложный, это пока еще в новинку предпринимателям. Важно прописать бизнес-план и продумать нюансы, чтобы получить доходность. Для этого обязательно нужен бизнес-план музыкальной школы с расчетами, где будут учтены все затраты, стоимость оборудования и аренды помещения.
Открыть частную музыкальную школу можно на первом этаже бывшего большого магазина или в государственном учреждении (помещение берем в аренду). Ценность такой школы – в высоком уровне и качестве обучения учеников игре на музыкальных инструментов.
Анализ рынка и определение целевой аудитории
Разрабатывая маркетинговый план, надо провести анализ рынка, определить целевую аудиторию, ее объем и спрос на конкретное направление музыкальных дисциплин.
Целевая аудитория – это, в первую очередь, родители детей с 7 до 14 лет (85-90%), взрослые люди, в основном, женщины 28-40 лет (10-15%).
Наиболее распространенные инструменты, обучение игре на которых имеет спрос:
- Фортепиано (45%).
- Скрипка (25%).
- Гитара (25%).
- Баян (аккордеон) (5%).
Необходимо просмотреть количество аналогичных школ в городе и выявить наиболее востребованные музыкальные направления, составить краткий SWOT-анализ конкурентов. В приоритете высококвалифицированные педагоги и месторасположение школы.
Критерии выбора частной музыкальной школы:
- Имидж школы.
- Уровень квалификации педагогов.
- Оборудование (состояние музыкальных инструментов).
- Близость к школе и дому.
- Цена занятий.
Месторасположение и аренда здания (помещения)
Месторасположение частной школы музыки напрямую влияет на ее посещаемость. Желательно подобрать помещение недалеко от школ, детских садов, лицеев.
Для школы музыки надо рассматривать просторные помещения, не менее 200-250 квадратов, где будет размещаться минимум 4 класса + учительская, санузел, хозпомещение, зал для выступлений площадью не менее 50 кв. м и небольшой холл (минимум 20 кв. м). В помещении должны быть окна, которые нужны для естественного освещения и позитивной атмосферы в школе. Нежелательно размещать школу на 4-5-м этаже, детям должно быть удобно подниматься в образовательное учреждения, как и добираться до него.
Цена аренды помещения в крупных мегаполисах находится в пределах 100 тыс. рублей за 1 кв. м, в более маленьких городах (но не менее 1 млн жителей) цена составляет около 20 тыс. руб. за 1 кв. м. Однако такие образовательные учреждения имеют некоторые скидки за большую площадь, плюс можно получить льготы и финансовую помощь от государства. Аренда помещения в государственном учреждении будет намного ниже, не более 7 тыс. руб. за 1 кв. м.
Инструменты и мебель
В приоритете для музыкальной школы будут, конечно же, качественные музыкальные инструменты. Это оборудование следует покупать в отличном состоянии и хорошей торговой марки, так как родители, приводя детей в частую школу, часто смотрят именно на это. Не рекомендуется покупать инструмент б/у по причине возможного износа и возникновения проблем с ним. Если через год работы придется делать повторную закупку инструментов, это негативно повлияет на доходность предприятия и принесет репутационные потери. Кроме того, в музыкальную школу надо приобрести мебель, а именно:
Наименование | Цена | Количество |
Пианино | 70 000 | 3 |
Скрипка | 5 000 | 3 |
Гитара | 5 000 | 3 |
Баян | 25 000 | 2 |
Стулья | 600 | 15 |
Диван (в холл) | 10 000 | 1 |
Стол для учителя | 5 000 | 12 |
Сантехника | 10 000 | 1 |
Хозтовары | 2 000 | – |
Стулья для зала | 500 | 20 |
Итого | 391 000 | 60 |
Затраты на музыкальные инструменты являются основной статьей расходов, однако они влияют на рентабельность вложений в проект.
Для старта частной музыкальной школы необходимо 2 пианино для 2-х классов и 1 инструмент для зала, по 2 скрипки для 2-х классов и одна для выступлений либо для педагога во время занятий, 1 баян для ученика и 1 инструмент для учителя. Далее следует смотреть по востребованности уроков и докупить необходимые инструменты.
Прежде чем устанавливать мебель и сразу приглашать учеников, инструменты надо обязательно настроить для качественной работы. Кроме того, этот процесс надо внести в график и не реже раза в полгода перенастраивать инструмент, особенно чувствительно к этому пианино.
Штат
Открыть частную школу без достойного уровня обучения можно, но вложения вряд ли окупятся даже за год. Скорее всего, к вам просто никто не придет. Гарантией качественного обучения является не только качественный инструмент, но и высококвалифицированные педагоги. К их квалификации клиенты предъявляют повышенные требования. Кроме того, в школе должны быть сотрудники, обеспечивающие порядок и дисциплину, а также ведение бухгалтерской отчетности.
Требуемый штат сотрудников:
Должность | ЗП | Количество единиц |
Заведующий(ая) | 40 000 | 1 |
Педагог | 30 000 | 4 |
Уборщик помещений | 15 000 | 2 |
Охранник (ночной) | 15 000 | 2 |
Бухгалтер (на полставки или удаленный) | 15 000 | 1 |
Итого | 235 | 10 |
Заведующий и педагоги работают по графику 6 дней в неделю с 9:00 до 18:00, уборщик помещений – с 14:00 до 18:00, охранник требуется в ночную смену – с 18:00 до 9.00. Бухгалтера будет вполне достаточно на период сдачи отчетов в налоговую службу, это не более 10 часов в месяц.
Регистрация
Зарегистрировать бизнес при открытии частной школы музыки следует как ООО. Для этого обязательно надо подать документы не позднее чем за 2 месяца до официального открытия.
Кроме того, необходимо получить разрешения от Роспотребнадзора, пожарной охраны и лицензию на ведение образовательной деятельности. Очень важна документация педагогов, а именно сертификат квалификации и опыта работы.
Маркетинг
Открывая музыкальную школу, необходимо разработать рекламную стратегию, особенно на период окупаемости учреждения. Она нужна и в случае высокой конкуренции аналогичных школ, и при отсутствии таковых. Это объясняется, в первом случае, борьбой за место в нише, во втором – привлечением учеников и их родителей к искусству и творчеству, ведь многие хотят, но боятся посещать частные школы. Создавая свой бренд, необходимо расположить потенциальных клиентов и предложить им то, от чего они не смогут отказаться. В любом случае обязателен маркетинговый анализ в начале разработки проекта, выявление потребностей, определение страхов родителей, а также возможностей и угроз развития школы в данном городе и при конкретных обстоятельствах.
От правильной стратегии маркетинга и выявления потребностей клиентов школы зависит ее прибыль и срок окупаемости затрат в процессе деятельности. Поэтому еще перед открытием школы необходимо оповестить о своем существовании весь район города, в котором будет находиться школа. Для этого надо:
- Провести опрос целевой аудитории (родителей с детьми 7-14 лет) как при полевом исследовании, так и на форумах и в группах в соцсетях.
- Побеседовать с администрацией школ города на предмет сотрудничества.
- Собрать сведения, сколько детей проживает в данном и близлежащих районах, чтобы сформировать примерный объем целевой аудитории.
Оформить входной фасад школы красивой большой табличкой, проинформировать людей об открытии учреждения. Это можно сделать следующими способами:
- Флаеры в почтовые ящики домов в районе.
- Раздача флаеров неподалеку от школы.
- Листовки в школах, детских садах (старших группах).
- 2 билборда (один в районе школы, другой в соседнем районе).
- Реклама в городских газетах.
На рекламу уйдет также немало расходов.
Ориентировочная смета:
Наименование мероприятия | Цена |
Флаеры в почтовые ящики | 5 000 |
Раздача флаеров около школы | 3 000 |
Листовки в образовательных учреждениях | 1 000 |
2 билборда (1 мес.) | 50 000 |
Реклама в газетах | 5 000 |
Итого | 67 000 |
Переменные траты
Не стоит забывать и о затратах на коммунальные платежи. Несмотря на то что музыкальные инструменты сами по себе незатратны, но надо освещать 200 кв. м и обогревать их – это выйдет не менее 20 тыс. руб. в мес. Необходимо потратиться на связь (телефонную и интернет). Это необходимо для мобильности и работы учителей – около 10 тыс. рублей.
Регистрация ООО потребует около 2 тыс. рублей, а лицензия зависит от города открытия частной музыкальной школы и количества открытых музыкальных классов. На данный момент можно сделать вывод, что вложения, инвестированные в проект частной музыкальной школы, составят минимум 712 000 + минимум 10 тыс./кв. м (20 000) = 732 000 + стоимость лицензии (не менее 5 тыс. рублей) и дополнительных затрат (100 тыс. рублей).
В итоге
Бизнес-идея открытия частной школы музыки достаточно рискованна, не очень прибыльна. По оценке экспертов, прибыль в среднем поднимается до цифры 25%. Однако сейчас имеет место спрос на частные школы с хорошими предложениями, и есть много свободного места в данной нише. Вполне реально создать свою школу и развить ее до сильных и конкурентоспособных масштабов, добиться положительного имиджа и с использованием маркетинговых инструментов привлекать учеников со всего города (если это мегаполис) или со всей области (если город среднего размера). Успех зависит от качества обучения и эффективного пиара школы.
Источник