Бизнес план на магазин картин
Как региональный сайт вырос во всероссийскую онлайн-витрину художественных работ, какие барьеры существуют в России для развития рынка искусства и почему галереи смогут выжить только благодаря интернету, Игорь Раков, сооснователь сервиса UralKartina, рассказал в интервью Контур.Журналу.
Художники в Сети
Стимулом к созданию удобного сервиса для покупки картин стал запрос одного нашего знакомого. Ему потребовались несколько картин, а поскольку моя мама — художник, то мы смогли ему помочь.
Изначально я создал сайт UralKartina, на котором разместил работы местных художников. Начал заниматься продвижением, запустил контекстную рекламу, и постепенно начали поступать звонки от заинтересованных клиентов. Через полгода мы открыли офис, затем –салон-галерею, а сейчас имеем полноценную галерею в центре Екатеринбурга площадью 180 кв. м.
Поскольку я начинал в интернете, то фактически открыл бизнес с нуля. Для выхода в офлайн никакого стартового капитала тоже не потребовалось, поскольку оборот, на который мы вышли, уже позволял платить за аренду и рекламу.
Сайт UralKartina постепенно перерос в большой портал по городам России RuKartina. Этому проекту уже два года. Ресурс позволяет художникам представить себя потенциальным покупателям и выставить свои работы. При этом художники-пользователи получают возможность продать свои картины через сайт. Мы в свою очередь получаем процент с продажи картин. Приобретая картины через RuKartina, клиенты могут быть уверены, что покупают хорошие работы по объективным ценам, так как мы не принимаем работы, не соответствующие цене/качеству. Также мы выдаем сертификаты с подписью художника о том, что работы являются подлинными оригиналами. Таким образом, сотрудничество выгодно для всех участников процесса.
Художники регистрируются и размещают свои работы на сайте самостоятельно. Кого-то мы приглашаем, многие добавляются сами, практически каждый день, но модерацию проходят далеко не все.
Вашему ИП или ООО меньше трёх месяцев? Расчетный счет и бухгалтерия на год в подарок по акции от Контур.Банк.
Узнать больше
На сайте представлены картины различных ценовых категорий. Цену определяет сам художник, а мы уже можем согласиться с ней или нет. Но высокая стоимость работы, как правило, всегда обоснована (художник имеет определенный статус, принимал участие в выставках, обладает высоким профессиональным уровнем). Ценовая политика у нас гибкая и во многом зависит от спроса. Если художник устанавливает цены, по которым его картины не покупают, то мы корректируем его ценовую политику. И наоборот: если работы художника востребованы, при этом мы с ним давно работаем, то цены на его работы могут расти. При этом мы можем предложить автору эксклюзивное сотрудничество — только с нами. В целом в России такие варианты работы с художниками, к сожалению, весьма относительны и часто основаны на устных договоренностях.
Несмотря на то, что мы работаем в узком сегменте и в целом рынок продажи картин находится в России в зачаточном состоянии, тем не менее спрос на искусство есть. Основные наши клиенты — это коллекционеры, которые постоянно ищут и покупают что-то новое. Многие покупатели к нам приходят из года в год. Есть и такие клиенты, которые приобретают картины в качестве подарка. Причем это не только люди, но и компании, покупающие подарки партнерам. Около 50% клиентов в Екатеринбурге — это иностранцы. Они с удовольствием покупают живопись — не в качестве сувенира, а потому что неплохо в ней разбираются.
В своей галерее в Екатеринбурге мы стараемся представить работы различных жанров и направлений. Сложно сказать, что пользуется наибольшим спросом. Одни интересуются абстракцией, другие, наоборот, предпочитают академическую классику, кому-то нравится соцреализм. В подарок часто любят брать городские пейзажи Екатеринбурга.
В среднем в Екатеринбурге нам удается продавать 20-30 картин в месяц. На сегодняшний день мы конкурируем не столько с онлайн-сервисами, сколько с галереями.
В Екатеринбурге нашим основным конкурентным преимуществом является тот факт, что другие галереи в Сети себя никак не представляют. Мы заполнили эту нишу на рынке.
С порталами ситуация обратная: у них нет стационарных галерей, которые есть у нас. По опыту могу сказать, что дорогие картины люди на онлайн-ресурсах покупать боятся. И галереи для таких ситуаций просто необходимы. Наличие стационарные точек — это именно то, что отличает нас от других подобных онлайн-проектов. Для нас важно, чтобы покупатели имели возможность перед покупкой вживую увидеть картины и выбрать то, что им действительно нравится.
Преодоление консерватизма
Продажа картин — не высокорентабельный бизнес, поэтому в финансовом плане возникает много сложностей. Кроме того, нужно учитывать, что мы работаем с творческими людьми, которые отличаются довольно сложным характером. Обиды или конфликты обычно возникают на стадии заявки на модерацию, когда человек только регистрируется в системе. Мы имеем право отказать в размещении работ, если видим непрофессиональные работы, неадекватные цены или некачественные фотографии.
Вообще изначально наш проект не предполагал открытие галерей, мы планировали подключать партнеров на условиях сотрудничества. Мы рассуждали так: в Москве и Петербурге много стационарных галерей, а у нас есть уникальное решение, которое выгодно для выхода этих галерей в онлайн. Но мы ошиблись: оказалось, что галерейщики — очень консервативные люди, которые против каких-либо изменений, они не понимают, зачем им нужен интернет и считают всякого рода сервисы угрозой для своего бизнеса. Иногда мы становимся свидетелями парадоксальных ситуаций. Например, мы пытались договориться о сотрудничестве с одной галереей, которая находилась на грани закрытия из-за отсутствия денег. Вместо того, чтобы воспользоваться, может быть, последним шансом для спасения бизнеса, владелец отказался от нашего предложения.
Современные и технически подготовленные люди видят перспективы подобных сервисов. Но большинству игроков рынка все преимущества онлайновых проектов объяснить тяжело.
Хотя в реальности все кажется просто: когда есть партнерская сеть, можно в Екатеринбурге покупать картины, например, московских художников. И загвоздка как раз в том, что спрос есть, а предложения нет. И не только в России, но и за рубежом, где полного представления о российском современном искусстве нет, а есть только отдельные известные художники, которые там представлены. В этом смысле наш портал может дать полное представление о российских художниках и живописи.
Картины как инвестиции
На европейском рынке каждая галерея не просто сотрудничает с десятком художников, а еще и продвигает их, ежегодно повышая цены на картины. Поэтому ценность картин растет, и любой коллекционер, приобретая работы таких художников, понимает, что выигрывает, так как через год они будут стоить еще дороже. Из-за этого дорого стоят американские художники –просто потому, что есть рынок. А у нас каждый художник может работать с десятью галереями и параллельно еще сам продавать. Цена не растет, так как галерее невыгодно вкладывать деньги в продвижение художника и его выставки, ведь нет никакой гарантии того, что он завтра не решит сотрудничать с другой галереей. К сожалению, в России нет никакой правовой базы, чтобы минимизировать риски галерей в таких случаях.
Вообще появление сервисов для покупки картин — это хоть и маленький, но прорыв в формировании рынка искусства.
Чтобы рынок развивался, каждый должен заниматься своей работой: художник — писать картины, другие специалисты — продвигать и продавать.
Крайне редко встречаются художники, обладающие талантом маркетолога и менеджера по продажам. И очень часто мы видим талантливых художников, которые пишут хорошие картины, но совсем не умеют их продавать.
В Европе и Америке этот рынок развивается давно: там проводятся аукционы, работают агентства, которые занимаются продвижением художников. У нас в Советском Союзе искусство зависело от партии, которая распоряжалась госзаказами. В 90-е годы все развивалось сумбурно. Да и сейчас, если судить по Екатеринбургу, рынка практически нет. Что касается Москвы, то большинство столичных галерей занимаются антиквариатом, продажами художников, которых уже нет в живых. Они выкупают картины конкретного автора, иногда даже все, и затем занимаются продажами и продвижением имеющегося массива работ. Никаких неожиданностей и конфликтов в этом случае не возникнет, так как претензии предъявлять уже некому.
Но главная проблема даже не в этом. Основной барьер для развития рынка — это несформировавшееся отношение к искусству: к сожалению, сегодня в России мало кто рассматривает искусство как инвестиции. Нет и агентств, готовых инвестировать в продвижение художников. Пока картины для российского покупателя остаются в основном украшением интерьера.
Популяризация искусства
На сегодняшний день продвижением проекта RuKartina и программированием занимаются два человека на аутсорсе. В Екатеринбурге в команде работают четыре человека, в других городах задействованы свои люди.
Одно время мы пробовали развивать направление аэрографии, но безуспешно — всего поступило три заказа. На старте развития бизнеса было хорошее подспорье — витражи. Поскольку у нас есть партнеры, владеющие мастерской, то мы до сих пор продолжаем заниматься изготовлением художественных витражей. Также мы открыли багетную мастерскую.
Поначалу мы рассматривали вариант открытия магазина для художников, но в итоге решили сконцентрироваться на создании сети галерей в крупных городах России — Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Владивостоке и других, собрать лучших художников и заняться продажами на зарубежном рынке, тем самым способствовать повышению уровня и стоимости российского искусства. А пока на ближайшую осень в наших планах — открытие галереи в Петербурге. Как показывает практика, самый эффективный способ продвижения — это привлечение клиента в галерею, где есть возможность лично рассказать о том или ином художнике и его работах. Другой инструмент продвижения — выставки, которые направлены больше на массовую популяризацию искусства. Но я считаю, что эффективнее работать с критиками и коллекционерами, поэтому мы стараемся их привлекать к совместной работе.
Не пропустите новые
публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Источник
Плюсы бизнеса
Сама идея подобного бизнеса не сильно популярна в широких кругах тех, кто ищет новые начала и способы успешно вложить деньги в новое дело. Тому есть объективные причины. Основная из них – узкий специализированный круг целевой аудитории, который не позволит торговать всем подряд.
Но с другой стороны, это лишь осложняющий фактор, который при грамотном просчёте не сможет стать помехой успешному бизнесу. Дело в том, что хотя круг потенциальных клиентов мал, есть противоположные стороны этой медали. Так, например, при должном подборе ассортимента, вы сможете заполучить себе в карман постоянных клиентов. Это – во-первых. Во-вторых, большинство клиентов подобного магазина имеют привычку покупать сразу много наименований товара, а не только лишь самое необходимое. Поэтому и средний чек магазина станет выше, что позволит прийти к успешному обороту.
Плюсом также нужно видеть и отсутствие развитой конкурентной сети, что для бизнеса в наше время – очень выгодная черта.
Да и сама аудитория, как может показаться на первый взгляд, не такая уж и маленькая. Ведь в расчёт берутся не только профессиональные художники, но и все возможные любители, коих с каждым годом и развитием моды на хобби только прибывает. Ещё одним пластом ваших клиентов станут также многочисленные студенты всевозможных курсов и художественных школ, обучающихся живописи. Каждому из них требуются кисти, краски, карандаши всех цветов и мягкости, альбомы, более специализированные устройства.
Также есть и векторы расширения дальнейшей деятельности подобного магазина. Например, развиваться можно в сторону более широкого спектра товара для рукоделия и ручной работы вообще. При отсутствии завышенных цен ваша клиентура не будет уступать по количеству и посещаемости заправскому продуктовому магазину.
Поэтому, если вы настроены подобрать себе дело для предпринимательской деятельности, которое не было бы заезжено вдоль и поперёк, то советуем вам хотя бы обратить внимание на магазин для художников.
Но обо всём по порядку.
Современный рынок магазинов для художников
Ещё не так давно лавки с узким направлением товаров для художников были настолько редки, что войти в сферу подобного бизнеса не составляло труда. А многим потребителям, имеющим желание приобрести различные товары, а в особенности редкие, приходилось делать заказы из других городов и стран. На данный момент, в небольших городах ситуация сохраняется. Но в крупных все больше появляется специализированных точек. Так же товары для художников продаются в крупных магазинах ручной работы и рукоделия. Но зачастую ценник там неоправданно высок, а ассортимент оставляет желать лучшего из-за необходимости держать очень большое количество наименований. Соответственно спрос остаётся удовлетворённым не полностью.
По прогнозам маркетологов не только количество магазинов этого направления будет увеличиваться из года в год, но также будет расти и потребительский сектор этого направления. Поэтому бизнес подобного рода остаётся привлекательным, несмотря на сложившийся стереотип о непопулярности ниши.
Выбор помещения
Подбор хорошей подходящей площади – стандартная процедура для начала нового дела. К слову, многие из тех, кто пытается открыть магазин для продажи специализированного инвентаря стараются делать это с максимальным приближением к месту обитания своих потенциальных покупателей. Рассматриваются площади вблизи художественных школ или институтов. Однако у подобных мест есть существенный минус. Стандартно аренда там дороже, да и выбор не особо велик. Поэтому сразу при планировании стоит рассматривать все возможные варианты в других областях.
Как вариант (которым к слову многие сейчас и пользуются) – открывать отдел в торговом центре. Естественно аренда там не будет намного ниже остальных мест, если вообще она будет низкой. Однако у такого расположения можно найти несколько положительных сторон:
– В торговом центре почти всегда есть публика. А среди публики почти всегда есть ваша потенциальная аудитория, даже если вы развиваете узкое направление продаж.
– Проходимость этого места будет создавать дополнительную рекламу, что хорошо отразиться на посещаемости вашего отдела. Торговый центр людям найти гораздо проще, нежели отдельный магазин где-нибудь на отшибе, даже если человек задался целью ваш магазин посетить.
– У торгового центра всегда есть вблизи остановка общественного транспорта. К нему удобно добираться (если речь идёт не об оптовой базе).
– Так как ваша аудитория состоит не только из самих художников, но и людей, просто желающих увлекаться таких хобби, «видное» место в торговом центре принесёт больше плодов вашему бизнесу.
Ещё один вариант расположения – открытие магазина для художников на базе канцелярского магазина, либо же в совместном деле. Хотя для этого нужно как минимум договориться с владельцем такого магазина (или быть им). Почему канцелярский магазин? Потому что часть продукции у вас совпадает, потому что людям будет сподручнее, потому что и первый и второй от этого при грамотной реализации только выиграет.
Что же касается ассортимента, то в идеале брать большую площадь под большой ассортимент. Так советуют и профессионалы художественного бизнеса. Однако понятно, что не всегда есть возможность сразу начинать с крупного. Небольшая площадь не сможет уместить всё что нужно, но грамотный подбор товарных наименований решит проблему на первых порах. А далее можно будет расширяться.
В итоге, если вы будете знать, какие виды красок, карандашей, бумаги и остального будет пользоваться спросом, то сможете начинать искать помещение исходя из финансовых возможностей и расчётов.
Более подробно о выборе помещение можете прочитать в этой статье.
Внутренняя обстановка магазина
Если вы нацелены на создание пока что только лишь специфического магазина с одним – двумя направлениями, такой как магазин художников, то интерьер логичнее было бы создавать придерживаясь общего духа вашего дела.
Можно украсить стены магазина репродукциями художников. Купить их не составит большого труда и не понесёт за собой большие траты, но этим вы сможете создать собственную атмосферу лавки, передать дух творчества.
Не забывайте о том, что правильно выложенный товар – огромная часть успешной торговли. Да и не только. Так как специфика магазина заставляет выставлять товар мелкого калибра – карандаш, кисти, ластики, то будьте готовы к тому, что столкнётесь с воровством. Конечно никому не захочется на этапах формирования и реализации идеи собственного бизнеса думать о том, что вложенные в товар деньги могут так беспардонно пропасть. Но это часть реалий нашего мира. И не подумать об этом заранее – значит не учесть важный момент правильной выкладки.
Конечно, можно обезопасить себя, заложив подобные издержки в стоимость товара. Но, во-первых, ваша цель – предоставить доступный по ценам товар. Во-вторых, не все мелкие вещи стоят копейки. Некоторые специализированные товары могут стоить достаточно дорого. Особенно, если это подарочные варианты, либо редкие экземпляры. Так что продумайте часть стеклянных витрин.
Ещё один важный момент в интерьере – освещение. Всегда хорошее освещение помогало и будет помогать лучше и комфортнее делать выбор покупателю. И хорошо освещённым должен быть не только общий зал. Но и каждая витрина. Особенно это касается дорогостоящих товаров, на которые свет поможет обратить дополнительное внимание. Неважное же освещение напротив поспособствует тому, что товар будет не замечен.
Ассортимент
Выше по тексту мы не раз упоминали, что ассортимент товара играет важную роль в развитии бизнеса. Так маркетологи советуют в конкретном случае магазина для художников снимать большое помещение и не жалеть сил на создание товарного разнообразия. Это правильно. Таким способом вы сможете заставить ваших покупателей стать постоянными и приходить снова за новыми покупками. В ином случае, небольшой ассортимент может сыграть злую шутку. Клиент, имея возможность повысить свой чек, приобретая у вас всё, что ему понравилось одновременно не будет этого делать, только потому что выбрать-то и не из чего. Купит он тогда только самое необходимое. А так как речь идёт о творческих людях, то обычно аудитория позволяет себе больше, чем на самом деле нужно.
С другой стороны, на первых этапах, открываться сразу в таком рискованном формате может быть и не стоит. Потому что есть несколько факторов, которые не позволят получить прибыль сразу со всего объёма.
Во-первых, вы не сможете отбить столько вложений достаточно быстро, просто потому, что о вас ещё мало кто знает. Наработанной клиентской базы и постоянных клиентов у вас пока нет.
Во-вторых, не каждый из заказанных вами товаров с успехом уйдёт с полки, оставляя после себя прибыль. Анализ спроса – нужное дело, но даже он не сможет вам со стопроцентной точностью обрисовать настоящую ситуацию. Только лишь опыт и свои ошибки. Так, например, стоит брать различные краски, но не более 3-х экземпляров каждого вида. Сначала посмотрите что из этого будет пользоваться большим спросом, а потом дозаказывайте необходимое количество.
Нельзя забывать и о новых товарах. Причём речь идёт не только о пополнении ассортимента ранее не заказанными наименованиями, но и о принципиально новых товарах. Таким образом вам придётся следить за новинками в вашей нише и изменениями вкусов и необходимостей. Если в вашем магазине будет в наличие специфический товар, это повысит лояльность клиентов. С другой стороны, нет необходимости сразу приобретать его. Возможно вы сможете организовать услугу индивидуального заказа того или иного товара. Это значительно упростит процесс, а также обезопасит вас от потери финансов. Однако не забывайте информировать клиентов обо всём этом. Сама по себе услуга не сможет вам принести прибыли. А удобренная грамотным маркетингом – отличный инструмент развития и дополнительных продаж.
Персонал
В подборе персонала есть свои нюансы. С одной стороны вы будете искать, как и в большинстве других ниш – продавца. То есть человека, который обладает необходимыми навыками установления контакта и общения с покупателями. Но в вашем случае, продавец помимо своего умения должен обладать знаниями всей номенклатуры товара. А это немалый список. Нужно это, потому что покупателями в вашем магазине будут в основном люди, которые сами знают, чем один карандаш отличается от второго, чем акварель от витражных красок, чем бумага для скетча – от ватмана. Примеры простейшие, но суть в том, что если продавец будет знать меньше клиента, он никогда не сможет должным образом продать ему товар.
Поэтому, в идеале, продавцами в вашем магазине должны быть выпускники художественных школ, или по крайне мере, любители самоучки. Главное – знать товар, и где он лежит.
То же самое касается всего остального персонала – администраторов и кассиров (часто эти должности могут совпадать). Осведомлённость сотрудников будет отличным средством, чтобы устроить в вашей точке продаж не только подобающий интерьер, но и отличный сервис – залог того, что клиенты будут к вам возвращаться.
Итог
Вышеперечисленное – лишь часть забот при открытии магазина для художников. Однако немаловажная часть. Если ответственно подойти к делу, не брезговать предварительными анализами и ответственностью на каждом шагу, магазин станет быстро успешным и прибыльным местом, которое сможет выйти на чистую прибыль в течение одного года.
Ну, а далее, нужно будет приступать к расширению и развитию, о котором говорилось ещё в самом начале. Возможно это будет простое расширение торговой площади и соответственно ассортимента. А возможно вы захотите совместить художественное направление с другими видами искусства и ручной работы. К счастью, на сегодняшний день, ниша ручной работы в России становится всё популярнее. Ею интересуется всё большее количество народа. А значит есть спрос на инструменты и составляющие. Так почему бы не организовать предложение?
Источник