Бизнес план на автодром для гонок
AUTOSPORT.com.ru в преддверии Russian Autosport Show, которое пройдет 13-14 октября на автодроме Moscow Raceway, совместно с организаторами Форума продолжает цикл материалов, посвящённых бизнесу в автоспорте.
Сегодня мы поговорим о том, сколько стоит построить первый в России современный автодром, отвечающий международным стандартам, и возможно ли подобное «мероприятие» сделать прибыльным делом.
Когда ты что-то делаешь первым, есть шанс, что проект выстрелит, так как он будет единственным на рынке, но в тоже время отсутствие за ненадобностью (профессиональных гоночных трасс никогда не было в России) грамотно подготовленных специалистов может поставить весь бизнес под угрозу. Не зря говорят, что кадры решают многое.
«В России не было ничего. Мы катались на части стадиона имени Кирова в Питере, на Ходынском поле, но это старый аэродром, не приспособленный для гонок. Потом мы ездили в Тольятти, там была прекрасная трасса, но на городских дорогах. Это было начало 2000-х годов, и российского кольцевого автоспорта фактически не существовало, – говорит владелец Moscow Raceway Рустем Терегулов.
moscowraceway.ru
Поэтому мне и моим единомышленникам просто хотелось создать достойный спортивный объект. Вторая причина строительства автодрома, несмотря на малую рентабельность проекта, инвестиционная: мы рассчитывали, что 2-4% годовых от вложенных средств мы будем получать».
Получается срок окупаемости у подмосковной трассы, которая уже приняла на своем асфальте множество международных серий, 30-50 лет. С момента открытия прошло пять, а значит можно подвести промежуточные итоги.
Итак автодром Moscow Raceway был открыт в 2012 году, и на строительство трассы, всех окружающих её строений и сооружений было потрачено 5 млрд рублей – немалая сумма, но более чем оптимальная для объекта такого уровня сложности.
Вопрос текущей окупаемости стоял с первого дня работы автодрома, так как оптимизацией расходов и увеличением доходов должен заниматься любой бизнес, а Moscow Raceway – проект коммерческий, возведенный и функционирующий без какой бы то ни было финансовой поддержки государства.
moscowraceway.ru
1. Расходная часть
Годовые расходы на деятельность автодрома составляют 120 миллионов рублей, включая налоги. Эта сумма не содержит в себе затраты на проведение международных чемпионатов.
Сам по себе автодром – это крупный объект, на поддержание которого в соответствующем состоянии требуются средства. Например, на все те системы специальной электроники, без которых Moscow Raceway не был бы автодромом высочайшего международного уровня.
Также возникают расходы на медицинские бригады, дополнительное техническое оснащение и многое другое.
Не стоит забывать, что важнейшая часть автодрома – трасса, полотно которой требует подготовки к сезону, а также к этапам чемпионатов. Здесь все нестандартное – вплоть до краски. А все специфические спортивные детали трека стоят дорого.
moscowraceway.ru
2. Доходная часть
В первые годы своей работы автодром функционировал строго по сезону – то есть с начала апреля по конец октября. Естественно, это накладывало отпечаток на финансовые результаты. В последние два года ситуация изменилась: зимой 2016 года компания Porsche несколько раз устраивала свой яркий праздник – Porsche фестиваль, а зимой 2017 года занятость автодрома была уже почти равна сезонной – мероприятия и обучающие курсы проводили несколько автопроизводителей.
Работа над загруженностью трека ведется постоянно. К примеру, в этом году были введены дополнительные трек-дни по конфигурации – Sprint (до этого было только на Super Sprint). Это позволило предоставлять трек одновременно под два различных мероприятия. Увеличение числа трек-дней в календаре приводит и к постепенному росту аудитории автодрома, а также делает автоспорт более привычным и понятным способом проведения досуга. Тем более, что записаться на трек-дни не составляет большого труда. Все можно сделать online на сайте трассы.
В 2015 году на автодроме появился Porsche Driving Center – это стало новым витком в развитии отношений между брендом Porsche и Moscow Raceway. Финансовой стороной сотрудничества довольны обе стороны, все вложения принесли свои результаты.
Итак, резюмируя рассуждения о доходах и расходах – автодром операционно окупаем и даже приносит прибыль. Но даже текущее состояние бизнеса не скоро, а может быть и никогда, не окупит вложений в строительство.
Рустем Терегулов надеется, что рано или поздно земли вокруг автодрома, которые находятся в свободной продаже, заинтересуют инвесторов, и это частично отобьет расходы на возведение Moscow Raceway.
moscowraceway.ru
Имиджевая история
Было бы неправильно не упомянуть о том, каковы расходы и доходы, связанные с проведением международных чемпионатов. Конечно, проведение масштабных мероприятий требует не только высочайшей квалификации всех сотрудников, но и привлечения внешних ресурсов. Спортивная часть чемпионатов, зрительская инфраструктура, обеспечение потребностей серии на территории автодрома – это также затраты автодрома.
Ну и, конечно, взнос промоутера за проведение чемпионата – эта часть может равняться нулю, а может быть очень внушительной и сильно влиять на итоговый финансовый результат.
Для Moscow Raceway, например, все международные мероприятия, которые автодром проводил как промоутер и организатор, были прибыльными. Исключение составляет DTM.
Доходы по международным мероприятиям, как и размер взноса, зависят от условий каждого конкретного контракта. Если автодром имеет возможность привлекать спонсоров и партнеров, то это сильно улучшает финансовую ситуацию. В остальном составляющими доходов выступают средства от продажи билетов (обычных и VIP), а также поступления от сдачи в аренду VIP-лож.
Подробнее об этом и многом другом можно будет узнать у представителей Moscow Raceway, на котором 13-14 октября пройдет Russian Autosport Show.
moscowraceway.ru
Актуальность бизнес-идеи
Семейный отдых сегодня востребован, так как направлен на детей и взрослых. Главная его ценность — развлечь детей дешево, но в то же время взрослый должен быть заинтересован в развлечении. Ведь родитель — это лицо, принимающее решение при покупке услуги.
Гоночные машинки отцы любят не меньше, чем сыновья. Наверняка у многих была мечта о заграничном гоночном болиде, а теперь ее можно легко воплотить.
Такая радиоуправляемая трасса понравится и детям, и взрослым
Затраты и прибыль
Вложения для начала работы проекта — около 150 тысяч рублей. Чистая прибыль после выхода на окупаемости — от 180 тысяч рублей и более. Окупаемость проекта — 3-4 месяца.
Затраты на старте: примерный расчет для Казани
Статья расходов | Сумма, ₽ |
Регистрация бизнеса | 10’000 |
Оборудование | 80’000 |
Маркетинговая кампания | 30’000 |
Печать промо-материалов | 20’000 |
Прочие расходы | 10’000 |
Итого | 150’000 |
Ежемесячные затраты
Статья расходов | Сумма, ₽ |
Аренда территории до 50 квадратных метров | 45’000 |
Фонд оплаты труда | 25’000 |
Маркетинг и продвижение | 20’000 |
Обслуживание машин и трассы | 4’000 |
Электроэнергия и ГСМ | 6’000 |
Итого | 100’000 |
Разрешения и документы
Регистрация бизнеса
Для небольшого предприятия в российском законодательстве подходят две правовые формы — юридическое лицо (ООО) и индивидуальный предприниматель (ИП). Выбор не имеет особого значения, а вот систему налогообложения лучше выбрать упрощенную. Для услуг подойдет налоговый вычет 6% от прибыли.
При регистрации указывайте код ОКВЭД 93.29.9 — Деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки.
Перечень основных документов для регистрации
Чтобы зарегистрировать ИП, принесите в налоговую инспекцию такие документы:
- Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма № Р21001)
- Копия российского паспорта
- Квитанция об оплате госпошлины
Список документации для оформления юрлица отличается:
- Заявление по форме Р11001 — 1 экземпляр
- Решение единственного учредителя или протокол общего собрания учредителей — 1 экземпляр
- Квитанция об оплате госпошлины — 1 экземпляр
- Устав ООО — 2 экземпляра
- Документы, подтверждающие наличие юридического адреса – 1 экземпляр
Выбор помещения
Трассу нужно установить в торгово-развлекательных комплексах, а летом — в парках отдыха, аттракционов и тому подобных посещаемых семьями местах. Гоночные машинки требуют много места для свободной езды, поэтому квартиры решительно не подходят даже владельцам личных машинок. Если своего участка нет, что более вероятно для города, то трасса — отличный вариант для хобби.
Поэтому трассой могут пользовать и владельцы своих машин, и клиенты без оных.
Оборудование
Трассу можно создать с нуля самостоятельно или приобрести готовую. Более бюджетный вариант — первый, его мы и рассмотрим.
Оборудование | Стоимость, ₽ |
Резиновые пластины 30*30 (40-50 шт) | 12’000 |
Игрушечные пластиковые ограждения | 4’000 |
Конуса | 2’000 |
Гоночные машинки разных моделей (15 шт) | 30’000 |
Пульты для управления (10 шт) | 17’000 |
Места для зрителей и ожидания | 15’000 |
Итого | 80’000 |
Как выбрать поставщика
Чтобы сэкономить, можно приобрести гоночные машинки в Китае. Однако они могут быстро выйти из строя. Рекомендуем заказать как минимум половину моделей у официальных производителей, которые отвечают за качество сертификацией и гарантией.
Рассмотрите бюджетные бренды: MZ, Nikko, MJX. Для разнообразия можно приобрести одну-две более дорогие премиум тачки, например, Tamiya.
Закажите машинки у официальных производителей, на этом нельзя экономить
Персонал
Сотрудников для бизнеса много не нужно. Роль администратора берет на себя собственник. На нем все организационные моменты. Для обслуживания трассы, ведения кассы и общения с клиентами нужен один или два техника. Два работают посменно.
Фонд оплаты труда:
- Техник гоночной трассы — 25’000 рублей (до вычета НДФЛ)
- Итого — 25’000 рублей
Как рекламировать бизнес
Цель такого проекта в сфере развлекательных услуг — привлечение как можно большего количества потребителей. Для этого привлекайте традиционные методы раскрутки, например, раздачу листовок, согласованную расклейку объявлений и наружную рекламу.
Помимо этого, хорошо работают и современные каналы взаимодействия с ЦА:
- Объявления на тематических форумах, в городских журналах и популярных СМИ, в блогах
- Ведение групп в социальных сетях, привлечение клиентов оттуда
Создавайте настоящее зрелище вокруг проекта: организуйте клуб из любителей погонять, которые стали постоянными посетителями — для них будет действовать скидка. Устраивайте с членами клуба соревнования с призами, к которым будут привлечены и прочие клиенты.
Используйте любые возможности для расширения бизнеса. Предоставляйте в аренду гоночную трассу на корпоративные мероприятия и детские праздники. Отличный вариант — сдача трассы в аренду автосалонам для презентации мини-копий новых оригинальных автомобилей.
Во время обучения вождению пришла в голову идея строительства своего автодрома. С одной стороны можно отрабатывать близкое вождение, а с другой сдавать в аренду многочисленным автошколам. Такие автодромы залиты почти во всех малых районах городов, но с каждым днем число новых автошкол растет, а вместе с ними и необходимость новых автодромов.
Автодром.jpg (130.41 КБ) 2466 просмотров
Сам по себе автодром нужен каждому индивидуальному ученику, и иногда при групповом обучении некоторым не хватает времени обката. Я помню во время своего обучения 6 лет назад, я стоял и смотрел пока одну девочку, а потом другую пытаются научить выполнять параллельную парковку, а время уходило у всех. Поэтому появились предложения по развитию навыков вождения для большого числа граждан и таким образом самому остаться в прибыли.
Идея актуальная даже под города с населением более 400 000 человек, но все-таки удачнее всего с ней будут обстоять дела в миллионниках. Наличие большого количество учеников школ создает огромную аудиторию, которую можно привлечь к себе ничего не делая. Ведь самим привлечением трафика будете заниматься не вы, а автошколы. Можно предложить им достаточно неплохие варианты, близость к городу и наличие возможности параллельных тренировок. Тогда у конкурентов будет сложная задача.
Заливка
Все такие автодромы обычно располагаются за городом и на них есть обязательные упражнения. Всего при обучении вождению тренируют пять упражнений, но обычная езда по кругу тоже бывает нужна для тренировки. А обязательных к сдаче упражнений всего три. Нужно подготовить автодром к такой сдаче в максимально приближенных условиях. Например, у нас на автодроме меня удивила кривизна дороги. Я думал, что это обычная экономия. На деле оказалось, что дорога на автодроме автошколы просто повторяла ту, на которой мне придется сдавать экзамен. Об этом я узнал позже от своего инструктора.
Сложность была в том, что при выполнении разворота между шагом 1 и 2 автомобиль откатывался. Это происходило из-за специального типа дороги – кривизны. Делалось это для того чтобы обучаемый правильно вел автомобиль и не допустил глушения двигателя. Но все равно достичь идеально одинаковой пропорции не удалось, на экзамене у многих на том месте глохли движки из-за резкого торможения.
Обучение вождению.jpg (87.19 КБ) 2466 просмотров
Именно поэтому нужно подойти к изучению всех тонкостей заливки автодрома очень тщательно и попробовать воспроизвести все тонкости имеющиеся при сдаче экзамена.
Так как такому автодрому не придется испытывать на себе грузовики, их вождение там не тренируют, но мне стало очень интересно узнать про места, где их тренируют – может быть там есть больший смысл в автодромах. Но все из-за вышесказанной причины и многим другим причинам при заливке автодрома вам не придется тратиться на серьезное уплотнение путей как на обычной дороге.
Мой инструктор оценил расходы на заливке цельного и довольно крупного автодрома с тремя вариантам пяти упражнений примерно в 1 000 000-3 000 000 рублей. Тренироваться там одновременно сможет трое учеников, и главное работать такой автодром может круглосуточно под присмотром новых и новых инструкторов из разных автошкол. А доходность будет более высокой чем в банке, и главное, что вам ничего не требуется делать. Дополнительным плюсом будет возможность продажи автодрома уже через три-четыре года за цену по которой вы ее строили с прибавленной инфляцией и уже полученный доход останется у вас. Но нужно оценить ситуацию в городе, чтобы не попасть в просак.
Business_idea
Досуг большинства россиян ограничен телевидением, походами в гости и кино, приготовления пищи. Это обусловлено тем, что 40% населения экономит на развлечениях и отпусках. Предпочтение отдаётся недорогим сегментам развлечений, которые могут одинаково увлечь не только детей, но и взрослых. Развлекательные услуги для детей, бизнес идеи парков аттракционов и игровых комнат привлекают только в качестве отвлечения детей от взрослых. В отличие от них, бизнес идея гоночная трасса для радиоуправляемых машин стала заслуженно семейным развлечением.
- Инвестиции: от 200 000 руб.
- Доходность: 50 000 – 80 000 руб./мес.
- Расчет окупаемости: 5-6 мес.
- Персонал расчет количества человек: от 2-х чел.
Прибыльный бизнес – развлечения для детей и взрослых
Учитывая желание родителей постоянно развивать своих детей не только с помощью учебы и детских игр, но и совместным времяпровождением, идея для бизнеса, предоставляющий такую возможность, является наиболее прибыльным с сфере развлечений. Реализовано уже достаточно много таких бизнес проектов, но не все из них являются рентабельными. Основной потребитель большинства таких проектов – ребенок, в то время, как платежеспособным населением являются все же родители.
Привлекая взрослых в сферу развлечений, предприниматель автоматически расширяет круг потенциальных клиентов. Стоит вспомнить хотя бы случай, когда радиоуправляемый автомобиль, купленный сыну, частенько “тестирует” его отец. Популярная детская игрушка легко превращается в серьезное взрослое хобби, когда в дело идут более продвинутые и дорогостоящие модели, такие как:
- Радиоуправляемый ретро-кар;
- Радиоуправляемый внедорожник;
- Радиоуправляемый оригинал авто в масштабе 1:10;
- Радиоуправляемый автомобиль на бензиновой двигателе.
Тесные коридоры городских квартир совершенно не подходят для полноценных испытаний радиоуправляемых гоночных машинок, так появляется потребность в поиске более подходящей трассы.
Наверное, так и возникла впервые идея создания гоночной трассы для радиоуправляемых машинок в формате прибыльного бизнеса. Эта идея представляет собой простой проект с большим потенциалом и возможностям для расширения. Основная суть заключается в организации специальной профессиональной спортивной трассы, для масштабных радиоуправляемых гоночных машин. Полный комплект идеи заключается в предоставлении более расширенного списка услуг, а именно:
- установка трассы и прокат машин на радиоуправлении в торгово-развлекательных центрах и местах отдыха;
- аренда трассы с гоночными машинами на корпоративы, детские праздники, в ночные клубы;
- аренда трассы для радиоуправляемых автомобилей – моделей оригинальных авто, во время презентаций в автосалонах.
Регистрация трассы для радиоуправляемых автомобилей
Во время осуществления такого вида предпринимательской деятельности возникает необходимость заключения договоров с организаторами мероприятий, арендодателями поставщиками комплектующих и непосредственно с клиентами. Поэтому для этого понадобится обязательная официальная регистрация. В законодательстве России для малого бизнеса предусмотрены две формы предпринимательской деятельности – ООО и ИП. У каждой из них есть свои плюсы и минусы. Но на какой бы из них не остановился будущий предприниматель, наиболее правильным решением будет сразу же после регистрации подать заявление в налоговую для прикрепления упрощенной формы налогообложения. Бизнес в сфере развлекательных услуг предполагает уплату 6% от выручки.
Продвижение идеи трасса для машинок, как перспективного бизнеса
Основная задача любого предприятия, предоставляющего услуги в развлекательной сфере – привлечение как можно большего количества потенциальных клиентов. Осуществляется это с помощью внедрения дополнительных видов деятельности и рекламы.
Дополнительные виды деятельности:
- Продажа современных радиоуправляемых автомобилей и запчастей для ремонта радиоуправления авто;
- Организация клуба с предоставление дисконтных скидок для участников на товары и услуги;
- Организация ремонта для радиоуправляемых машин;
- Организация гонки на трассе в виде соревнований.
Реклама:
Реклама может распространяется не только традиционным способом в виде флагов или листовок. Такой вид деятельности предполагает тесную связь с людьми увлеченными, поэтому реклама может распространяется на всевозможных тематических форумах и сайтах в интернете.
Информация по рентабельности гонки на радиоуправлении
Запуск трассы для радиоуправляемых моделей требует инвестиций на начальном этапе в следующие расходные статьи:
- Трасса для гонки. Может быть как создана с нуля, так и приобретена в уже готовом формате;
- Приобретение нескольких радиоуправляемых моделей автомобилей любительского и профессионального класса;
- Приобретение необходимого оборудования и инвентаря для ремонта радиомоделей;
- Аренда площадки для трассы, не менее 50 кв.м.;
- Оборудование места для зрителей и ожидания.
Рентабельность бизнеса Гонки на радиоуправляемых машинах зависит от многих организационных нюансов. Если трасса для машинок была с нуля создана своими руками, то высока вероятность увеличения срока приживаемости проекта. Приобретение готового бизнеса по договору франчайзинга дает дополнительные возможности для расширения бизнеса, узнаваемость и популярность. Практика показывает, что в среднем рентабельность предприятия с “готовым” брендом в 1,5 раза выше обычного, созданного нуля.
Расширяя рынок сбыта своей услуги, проводя грамотные маркетинговые мероприятия, можно добиться наибольшей рентабельности бизнеса.