Бизнес план методическая разработка урока

Бизнес план методическая разработка урока thumbnail

Содержание

  1. Цели и задачи занятия.
  2. Предварительная работа студентов по подготовке
    занятия.
  3. Этапы занятия.

Приложение 1. Бизнес-план кафе
“Белая сирень”, выполнен студентками группы 3-1
МЕН Блиновой О., Черновой Л.

Аннотация

Данный предмет является по сути обобщением
многих экономических дисциплин, показывает,
насколько студенты могут ориентироваться в
рыночной среде, оперировать экономическими
понятиями, применять знания, полученные в
течение 2 лет обучения по данной специальности.
Надо учитывать, что при подготовке бизнес-планов
вымышленных предприятий студенты были вынуждены
изучить деятельность предприятий реальных,
провести подготовительную исследовательскую
работу, собрать необходимую информацию по
разделам бизнес-плана, без этого невозможно
написание даже виртуального проекта.

Данный предмет преподается с 2004 года,
накопленный опыт показывает, что для многих
студентов данный эксперимент по написанию
учебного бизнес-плана кроме чисто
познавательного интереса вызывает интерес
практический, т.к. дает возможность
почувствовать “откуда берутся и куда исчезают
деньги”, пусть и виртуальные, причем все решения
зависят только от тебя, насколько ты грамотно
продумал и просчитал проект.

Многие студенты делали проекты по материалам
реальных предприятий – родственников, друзей,
причем некоторые элементы проектирования
использовались впоследствии в практической
деятельности данных предприятий. В частности, в
приложениях приведены примеры таких вариантов
бизнес-планов – как для реальных предприятий, так
и для вымышленных.

В дальнейшем элементы бизнес-планирования
студенты применяют при прохождении
производственной практики, написании ряда
разделов отчета по практике. Неоднократно
приходилось в процессе своей преподавательской
деятельности также сталкиваться с отзывами и
пожеланиями выпускников, которым в ходе своей
работы необходимо бизнес-планирование,
насколько это важно и необходимо для многих
предприятий, на которых работают наши
выпускники. Поэтому можно сделать однозначный
вывод об актуальности преподавания данной
дисциплины именно в таком контексте.

Эффективность преподавания учебной дисциплины
“бизнес-планирование” значительно возрастет
при использовании специализированной
компьютерной программы “Project expert”.

Тема занятия: “Оформление
бизнес-плана, презентации и инвестиционного
предложения”.

Технология занятия – игровая.

Вид занятия – повторительно-обобщающий урок.

1. Цели и задачи занятия.

Студент должен:

знать:

  • требования к оформлению бизнес-плана,
    презентации и инвестиционного предложения.

уметь:

  • готовить необходимую информацию для
    составления бизнес-плана, презентации и
    инвестиционного предложения;
  • оформлять презентацию, инвестиционное
    предложение;
  • защищать проект у потенциальных инвесторов.

Цели данной темы.

  1. Повторить базовые понятия курса.
  2. Охарактеризовать основные элементы
    бизнес-плана на примере конкретных отчетов по
    результатам практических занятий.
  3. Оценить возможности создания бизнес-проектов
    на примере рынка Костромской области.
  4. Отработать навыки исследовательской работы при
    выполнении элементов мониторинга рыночной среды
    Костромской области.
  5. Использовать межпредметные связи – умение
    студентов работать с применением ИТ (создание
    компьютерных презентаций).

2. Предварительная работа студентов по
подготовке занятия.

При подготовке к данному занятию все студенты
группы должны были предварительно выполнить
следующие задания:

  1. Подготовить “бизнес-план (отчет)” .
  2. Распечатать исходные данные, основные
    документы финансового плана, необходимые
    таблицы детализации, графики и т.д.
  3. Подготовить “краткий текст презентации” для
    защиты учебного проекта.
  4. Подготовить “краткое инвестиционное
    положение” потенциальным инвесторам по
    учебному проекту.

По желанию ряд студентов готовили презентации
в компьютерном варианте с последующей защитой.

Из числа остальных студентов создается
экспертная группа в количестве 3-5 человек,
которая в ходе защиты проектов задает вопросы,
дает экспертную оценку представленным
бизнес-планам, заключение о возможности
кредитования или инвестирования проектов (в
зависимости от финансовой заявки бизнес-плана).

Активность других студентов группы при
обсуждении защищаемых проектов приветствуется и
поощряется.

Преподаватель на данном занятии выступает в
роли модератора, направляя и корректируя ход
обсуждения бизнес-проектов по мере
необходимости.

Использование ТСО: мультимедийный проектор,
компьютер, экран.

3. Этапы занятия.

1. Оргмомент. (1-2 минуты)

2. Постановка целей занятия. (2-3 минуты)

3. Блиц-опрос. (15-20 минут) (проводится с целью
разминки и краткого повторения основных понятий
предмета)

Вопросы для блица.

  1. Почему без бизнес-плана вы не получите кредит в
    банке?
  2. Почему к написанию бизнес-плана привлекают
    различных специалистов?
  3. Почему формулировка целей бизнес-плана
    выносится за рамки основных разделов?
  4. Какие преимущества имеет аренда оборудования и
    помещений? Какие риски при этом?
  5. Почему важно тратить деньги на
    профессиональную поддержку?
  6. Нужен ли бизнес-план уже существующей фирме и
    почему?
  7. Реально ли для новой фирмы выйти на рынок с
    новым товаром? Почему?
  8. Какие ошибки совершаются при подборе персонала?
  9. Какие минусы для предприятия вы можете назвать
    при двух формах привлечения капитала?
  10. Почему наличие других предприятий на
    прилегающих территориях оказывает влияние на
    предоставление инвестиций?
  11. Почему важно сразу распределить обязанности и
    ответственность между работниками?
  12. В чем риск для банка при выдаче кредита?
  13. На основании чего инвестор принимает решение:
    читать бизнес-план или нет?
  14. Для каких предприятий составляется бизнес-план
    финансового оздоровления?
  15. Кто составляет окончательную версию
    бизнес-плана и почему?
  16. В чем риск для инвестора при покупке части
    предприятия?
  17. Какие документы первого раздела рекомендуется
    включить в приложение?
  18. Что значит для бизнес-плана: “Найти свою
    рыночную нишу”?
  19. Знание каких экономических дисциплин
    необходимо для составления бизнес-плана
    (перечислите разделы с примерами).
  20. Играет ли сезонность в работе предприятия
    какую-либо роль при составлении бизнес-плана?
    Поясните.
  21. Для чего в бизнес-план включена автобиография
    директора?
  22. Для кого (чего) составляют бизнес-план
    (перечислите).
  23. Почему важно дать развернутое описание
    предприятия в бизнес-плане?
  24. Как правильно выбрать тип организационной
    структуры?
  25. Каких ошибок нужно избежать при определении
    заработной платы и стимулирования?
  26. Какой опыт важен для руководителя фирмы?
  27. Для чего нужна общая часть бизнес-плана?
  28. Как корректируется раздел “Применение
    капитала”?
Читайте также:  Как в бизнес плане ставку дисконтирования

Краткое подведение итогов блиц-опроса (2-3
минуты)

4. Презентация бизнес-планов, подготовленных
студентами к защите с помощью ИТ.

Каждой фирме предоставляется 10-15 минут.

Параллельно ведется работа экспертного совета,
который задает вопросы по содержанию
представленных проектов.

При проведении конкретного открытого занятия
были представлены две презентации бизнес планов,
подготовленные студентами группы 3-1 МЕН
Малетовой А. и Мухиной Е. (бизнес-план кафе “1000 и
одна ночь”) и Черновой Л. И Блиновой О.
(бизнес-план кафе “Белая сирень”). Таким образом,
студентам пришлось кроме защиты своих
бизнес-проектов доказывать конкурентные
преимущества друг перед другом, так как оба
предприятия относятся к одной сфере
деятельности и располагаются в одном районе.
(Презентация одного из бизнес-планов
прилагается).

5. Подведение итогов защиты бизнес-планов (15
минут)

Слово предоставляется экспертному совету, а
также всем желающим. Определение наиболее
удачной презентации.

Заключительное слово преподавателя. Главный
вопрос – что дала студентам работа над
разработкой бизнес-планов для виртуальных
(вымышленных) предприятий? С какими трудностями и
открытиями столкнулись в данной деятельности?

Преподаватель и студенты делают вывод о том,
что данная работа заставляет вспомнить и
обобщить основные знания по данном предмету, а
также смежным экономическим дисциплинам. Кроме
того, сама разработка и подготовка бизнес-планов
(как в традиционной, “бумажной” форме, так и в
виде презентации) дает возможность на какое-то
время почувствовать себя в роли предпринимателя,
распорядителя финансов предприятия, главного
бухгалтера, аналитика финансовой ситуации. Это
тоже один из важных элементов обучения
студентов, особенно на старших курсах.

Источник

. Тема :                        Разработка бизнес-плана

Цели:

  • обобщить и систематизировать полученные знания об организации и создании фирм;
  • развивать умение принимать решения при возникновении экономической ситуации;
  • воспитывать умение работать в конкурентной среде.

Участники игры: учащиеся 11-го класса (по желанию могут объединиться в одну группу или «фирму» или работать индивидуально).

Консультанты: предприниматели нашего села.

Оборудование:

  • компьютерный класс с интерактивной доской;
  • презентация своей фирмы;
  • плакаты с рекламой.

Организационный момент. Организация данной предполагает подготовительную работу учащихся по открытию своей фирмы по следующему плану.

Как написать бизнес-план?

Ход урока

I. Стадия вызова

– Мы сегодня все живем в эпоху глобального экономического кризиса. Что такое кризис?

На китайском языке слово «кризис» пишется с помощью двух иероглифов:

Первый иероглиф – это опасность.

Второй иероглиф – это возможность.

То есть, всегда есть возможность обойти опасность кризиса. Любого. Сегодня, мы с вами постараемся «выкарабкаться» из экономического кризиса с помощью ваших идей. Надеемся, все ваши проекты понравятся нашим гостям. Сегодня работает программа по поддержке малого бизнеса, выделяются деньги на его развитие. Малый и средний бизнес помогает решать многие экономические и социальные проблемы., создавать рабочие места, повысить экономическую производительность.

Что вы бы могли предложить по созданию фирм малого и среднего бизнеса? Какие у вас идеи по развитию малого бизнеса у нас в районе, в нашем селе? Давайте ребята вспомним,что такое проект  и из каких этапов  состоит. Молодец.  Сегодня вы будете защишать проекты . Перед нами стояла проблема в селе отсутствует парк отдыха для жителей.

мы сегодня познакомимся с нашими будущими бизнесменами и их бизнес-планами. Пожелаем им удачи.Выступление учащихся с бизнес-планами.

Презентация бизнес-плана «касандра»

Названия фирмы. Удачно придумали название. Касадра –что означает?

. Ответы на вопросы аудитории.Тараканова Марьям и Янгуразова Айсылу. Презентация

Уважаемые коллеги ,сейчас учащихся вам покажут мастер-класс своей компании.Вы наверно заметили,что они готовились в течение урока. Слово предоставляется Кудюшевой Гульназ .(рассказ о прическах),реклама- Янгуразовой  Гуллие., визитная карточка-Дашкиной Гузяль.

Читайте также:  Бизнес план клуба для мам и детей

Гостям я предлагаю и советую сегодня же воспользоваться услугами этой компании,я думаю что вы не прогадайте.?Дорогие ребята,уважаемые гости я думаю,что наши участники продемонстрировали свою работу,эта работа полезная,нужная.

К услугам парикмахеров мы обращаемся почти ежедневно. В будущем  я вам желаю найти свое место в жизни, самореализоваться. Найти применение к своим знаниям. Одна выпускница нашей школы ,как раз и занялась таким полезным и востребованным делом,она открыла свой салон мы ей предоставляем слово. Юнкиной Дине. Рассказ.

Вопросы к предпринимателю. Кирасирова Д .И. Какие трудности вы испытали при оформлении документов?

Что значит быть хорошим парикмахером?

Скажи пожалуйста напустенное слово нашим выпускникам.

Советы по уходу за волосами Уважаемые Коллеги предоствляется.шанс сделать прическу из рук молодого специалиста

Итог. Проделана огромная подготовительная работа. Она должна быть оценена.Оценки за урок. Думаю будет справедливо, если всем поставлю пять.

V. Итог урока-игры

– Все бизнес-планы очень интересные. Хотелось бы, чтобы они были претворены в жизнь. Стали для многих будущих предпринимателей началом их предпринимательской работы.

Жюри подводит итоги по критериям:

  • Реалистичность.
  • Целесообразность.
  • Эффективность.
  • Экономическая и юридическая обоснованность.
  • Оригинальность бизнес-плана.

VI. Рефлексия

– Какой жизненный урок вы получили сегодня?

– Какие открытия сегодня вы сделали?

– Есть ли у вас еще новые идеи, планы?

– Можно ли сегодня открыть в нашем селе, районе те фирмы, о которых вы нам сегодня рассказали?

Источник

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Белгородский политехнический колледж»

hello_html_m62f5628a.jpg

Методическая разработка урока по дисциплине

«Основы предпринимательства»

Тема «Организация собственного бизнеса»

Разработала: преподаватель

экономики Кожевникова М.С.

2016 г.

Пояснительная записка

Представленная методическая разработка урока на тему «Организация собственного бизнеса» по дисциплине «Основы предпринимательства» может быть использована при проведении учебных занятий в группах 311 МК, 37 АМ, 310 МДСМ, 44 АСУ, 38 МС, 39 ЭГС, 46 ТО.

Актуальность темы обусловлена необходимостью приобретения учащимися знаний в вопросах, связанных с организацией собственного бизнеса, в которых они должны быть компетентны в своей будущей профессиональной деятельности.

В связи с тем, что современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки путей формирования личности, способной к самоанализу и анализу ситуации социально-экономического окружения, активно участвующей в социокультурной деятельности и преобразующей ее; самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях, при проведении данного урока преподаватель использует компетентностный подход к оценке достижений учащихся в образовательном процессе. Исходя из этого, целью данного урока является не только ознакомить обучаемых с основами организации предпринимательской деятельности, но и сформировать интерес к анализу и оценке собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Для достижения поставленной цели преподаватель должен заинтересовать учащихся, при этом используя технологию личностно-ориентированного обучения, для реализации которой целесообразно применять различные методы обучения: словесные (рассказ, беседа, лекция), наглядные (показ). Поэтому материал рассматриваемого урока разработан таким образом, чтобы учащиеся получили крепкие знания, которые смогут использовать в своей профессиональной деятельности.

Урок № 13

Тема «Организация собственного бизнеса»

Цели урока:

Обучающая: ознакомить учащихся c основными вопросами организации предпринимательской деятельности, обеспечить усвоение обучающимися новой темы.

Развивающая: активизировать изучение учащимися понятий, связанных с темой занятия, способствовать развитию внимания, логического мышления.

Воспитательная: стимулировать формирование интереса к организации собственного бизнеса.

Компетенции:

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: лекция с элементами беседы.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, доска.

Литература:

2. Экономика предприятия: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 670 с.

3. Основы экономики и предпринимательства: Учеб. Для нач. проф. Образования/Л.Н. Череданова.-2-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2015.-176 с.

Структура урока:

1. Организационный этап (1 мин.)

2. Проверка домашнего задания (10 мин.)

3. Изучение нового материала (25 мин.)

4. Закрепление изучаемого материала (5 мин.)

5. Подведение итогов урока, определение домашнего задания (4мин.)

1. Организационный этап

Приветствие учащихся, контроль присутствующих на занятии проверка готовности аудитории к проведению учебного занятия (наличие наглядных пособий – плакатов, схем и т.д.).

2. Проверка домашнего задания

Основные вопросы для устного опроса учащихся:

Читайте также:  Бизнес план фруктового сада пример

1. Что такое предпринимательская деятельность?

2. Кто является субъектами предпринимательской деятельности?

3. Когда мы говорим, что субъектами предпринимательской деятельности являются юридические лица, что мы имеем ввиду?

4. Какие юридические лица вы знаете?

5. Чем отличаются коммерческие юридические лица от некоммерческих?

6. Какие организации относятся к коммерчески?

7. Какие организации относятся к некоммерческим юридическим лицам?

8. Что такое Публичное акционерное обществ (ОАО)?

9. Чем отличается публичное акционерное общество от закрытого акционерного общества (АО)?

10. Что такое общество с ограниченной ответственностью?

11. Чем отличается ООО от ИП?

12. Какие нормативно-правовые акты необходимо изучить перед тем, как зарегистрировать предпринимательскую деятельность в качестве юридического лица?

13. Когда наступает правоспособность юридического лица?

14. Почему особенно важно изучить Налоговый Кодекс РФ перед началом предпринимательской деятельности?

15.Какие системы налогообложения существуют в РФ?

Вопросы для письменного опроса учащихся:

Вариант №1

1.Напишите определение юридического лица.

2. Приведите примеры коммерческих и некоммерческих организаций, напишите главное отличие их целей.

3. Чем отличается ООО от ПАО (ОАО)?

Вариант № 2

1. Что понимается под юридическим лицом?

2. Когда наступает и прекращается правоспособность юридического лица?

3. Чем отличается ПАО (ОАО) от ЗАО (АО)?

3. Изучение нового материала

Преподаватель объявляет цель урока – изучить основные вопросы организации предпринимательской деятельности. Записывает тему урока на доске, а так же называет вопросы, которые необходимо рассмотреть при изучении данной темы, учащиеся записывают их в тетрадях.

Вопросы урока:

1. Понятие и сущность бизнеса

2. Этапы создания бизнеса

3. Понятие «Бизнес-план»

При изложении вопроса «Понятие и сущность бизнеса» преподаватель предлагает подумать учащимся над вопросами: «Что такое бизнес»?

«Как вы думаете с чего нужно начать свой бизнес, чтобы он был успешным? «Как вы думаете, нужно ли разрабатывать бизнес-план»?

При рассмотрении вопроса, касающегося, этапов создания бизнеса, педагог предлагает учащимся наглядную схему «этапы создания собственного дела», рассказывает подробно о каждом из них.

При изучении вопроса «Бизнес- план» с целью активизировать деятельность учащихся преподаватель предлагает учащимся самостоятельно представить ситуацию или приводит примеры ситуационных задач, которые подразумевают, что они являются индивидуальными предпринимателями, которым необходимо в общих чертах описать свой бизнес.

4. Закрепление изучаемого материала

Преподаватель: Сегодня на занятии мы с вами рассмотрели тему «Организация собственного бизнеса». Предлагает учащимся ответить наследующие вопросы:

1. Что такое бизнес?

2. С чего стоит начать прежде чем открыть свой бизнес?

3. Из каких основных этапов состоит организация собственного бизнеса?

5. Подведение итогов урока, определение домашнего задания

Объявление результатов работы учащихся на уроке, выставление оценок. Определение домашнего задания.

Заключение

В результате проведения данного урока в группе 46 ТО особое внимание было уделено вопросам организации собственного бизнеса, а именно структуре бизнес-плана. Приведение наглядных ситуационных задач по изучаемой теме, а также использование информационно-коммуникационных технологий способствовало не только активизации изучения учащимися основных понятий, но и развитию анализировать рабочую ситуацию, осуществлять оценку и коррекцию собственной деятельности. В процессе проверки домашнего задания все учащиеся, присутствующие на данном уроке, активно отвечали на поставленные вопросы, в результате чего было выставлено 4 оценки «отлично», 5 оценок «хорошо», остальные учащиеся получили «плюсики» за дополнения при их ответах.

Использованная литература

2. Экономика предприятия: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 670 с.

3. Основы экономики и предпринимательства: Учеб. Для нач. проф. Образования/Л.Н. Череданова.-2-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2015.-176 с.

4. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В. С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2011.

5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учеб.пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. заведений / Под ред. С. А.Смирнова. – М.; 2012. – 389с.

6. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2014. – 430с.

7. Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 670 с.

8. Наумова, Н.В., Жарикова Л.А. Учет труда и заработной платы: учебное пособие /Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2011. – 71 с.

9. www.edu.ru – Российский общеобразовательный портал.

Источник