Бизнес план курсов повышения квалификации
Автор Administrator На чтение 11 мин. Просмотров 576 Опубликовано 08.08.2014
Разработка и реализация рентабельного бизнес-проекта всегда сопряжены с определенными задачами и трудностями, которые необходимо выполнять и разрешать вовремя и согласно конкретно заданному плану. Не секрет, что главной целью любой предпринимательской деятельности является получение прибыли, именно ее размером измеряется социальный и профессиональный статус предпринимателя и значимость проекта. Получить желаемую прибыль можно за счет грамотно выстроенного, эффективного процесса работы.
Для того чтобы финансовые показатели проекта оказались достаточно высокими, помимо оригинальной бизнес-идеи, ресурсов для ее реализации, поддержки партнеров и т.д. необходим четкий, выстроенный в соответствии с целями и задачами план работ.
В данной статье мы рассмотрим пошаговый процесс разработки и реализации бизнес-плана по созданию технического учебного центра.
Необходимо отметить, что данный процесс протекает в следующих условиях:
■высококонкурентная бизнес-среда;
■наличие продвинутых клиентов-пользо-вателей;
■ограниченные материальные(финансы) и нематериальные (люди) ресурсы.
Разработку бизнес-плана начинают с формулирования основной идеи проекта, а если брать шире — определения миссии компании на рынке. В нашем случае общая концепция проекта может выглядеть так: создание единого корпоративного информационно-образовательного ресурса по ключевым направлениям технического обучения; данный проект предназначен для корпоративных клиентов, ключевых партнеров, пользователей, получающих знания в формате открытых тренингов; конечная цель — наладить эффективное интра- и интернациональное общение и побудить партнеров к сотрудничеству и взаимодействию с компанией и ее филиалами.
Обучение персонала — это процесс, направленный на ликвидацию разрыва между тем, что сотрудник знает, и тем, что ему необходимо знать и уметь для осуществления продуктивной трудовой деятельности.
Эффективная система профессиональной подготовки персонала является залогом его дальнейшей грамотной и квалифицированной работы, что, в свою очередь, гарантирует достижение целей компании. Поскольку высокая квалификация персонала представляет собой один из ключевых факторов конкурентоспособности компании, переоценить важность процесса обучения сотрудников невозможно.
В качестве стратегических приоритетов проекта в первую очередь следует указать финансовый успех, социальную востребованность (за счет формирования позитивного имиджа поставщика образовательных услуг), поиск новых бизнес-партнеров и укрепление связей с уже существующими.
В соответствии с какими критериями мы будем определять эффективность проекта?
Прежде всего это материальная удовлетворенность инвестора (заказчика проекта). Не стоит забывать о материальной удовлетворенности исполнителей работ — участников проектной группы, получающих оплату за свой труд, дополнительное вознаграждение по результатам проекта и, помимо прочего, повышающих свой профессиональный уровень. Кроме того, нужно упомянуть о выгодах для государства, которое получает в лице заказчиков и исполнителей исправных налогоплательщиков, а в лице образовательного центра — помощника в деле повышения технической грамотности специалистов, работающих в том числе и на государственных предприятиях.
Таким образом, мы можем сформулировать следующие основные цели присутствия учебного центра на рынке:
1)получение ежегодной чистой прибыли в размере 30% от первоначальных затрат;
2)захват доли рынка образовательных услуг (35-40%);
3)систематическое повышение качества предоставляемых услуг.
АНАЛИЗ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Рынок образовательных услуг в Республике Казахстан в настоящий момент находится в стадии своего становления, на это указывают следующие его характеристики:
■негарантированное качество обучения;
■отсутствие паблисити компаний и предоставляемых услуг;
■неавторизованные курсы, неавторизованные учебные и раздаточные материалы;
■слабое посттренинговое сопровождение, недостаточный контроль в ходе ступенчатого обучения клиента.
Говоря о техническом обучении, мы имеем в виду подготовку специалистов в области программного обеспечения и системного оборудования. Основные направления, которые реализуют крупные учебные центры в Казахстане, это обучение работе с программными продуктами компании Microsoft и передача знаний и навыков, необходимых для установки и настройки оборудования Cisco, поиска неисправностей в сетях малого предприятия. Приобретенные умения и навыки позволят слушателям настраивать коммутаторы, маршрутизаторы, поддерживать соединение сети филиала с Глобальной сетью, обеспечивать безопасность в администрируемой сети.
Все учебные центры придерживаются примерно одной и той же ценовой политики, различия в стоимости услуг центров незначительные. Главным преимуществом центра, который планируется создать в рамках проекта, является полная авторизация курсов, высокая квалификация тренерского состава, положительный имидж. Проведение SWOT-анализа поможет нам получить более полное представление о конкурентной среде, в которой мы реализуем наш проект. На рис. 1-4 представлены результаты анализа нескольких центров-конкурентов (компании А, Б, В и Г). Отметим, что возможности и угрозы для всех компаний в данном случае одинаковы.
КОНЦЕПЦИЯ ВЫВОДА УЧЕБНОГО ЦЕНТРА НА РЫНОК
Описание услуги
В настоящий момент сфера информационных технологий представляет собой высокодинамичную, постоянно развивающуюся отрасль. Соответственно, к персоналу, занятому в этой сфере, предъявляются все более высокие требования. Компетентность работников компании — это одно из основных условий ее конкурентоспособности. Таким образом, техническая подготовка персонала является важным стратегическим направлением в работе с кадрами.
Учебный центр Х осуществляет комплексное обучение специалистов в области IT с последующим прохождением сертификационных тестов.
Широкий спектр направлений обучения в сфере информационных технологий и системной интеграции включает более 300 авторизованных курсов. Клиенты могут пройти обучение различного уровня (от начального до специализированного) по следующим направлениям: Cisco, Microsoft, Oracle, Linux, Sun Microsystems.
Учебный центр располагает просторными помещениями, оснащенными современной техникой, большим количеством лабораторного и проекционного оборудования.
Сертифицированные преподаватели центра имеют большой опыт практической работы. Большинство тренеров ранее занимали должности инженеров, разработчиков, администраторов проектов республиканского значения.
Основное преимущество данного учебного центра — статус CLSP (полная авторизация курсов).
Перечислим главные задачи, которые необходимо решить в рамках выхода на рынок:
1)создание позитивного имиджа компании — поставщика образовательных услуг;
2)постоянный контроль работы тренеров;
3)постоянный контроль за качеством раздаточных материалов;
4)поиск новых связей, заказчиков;
5)поиск новых направлений в работе и форм предоставления услуг.
Руководство и сотрудники центра стремятся к тому, чтобы предлагаемое обучение являлось интересным и максимально полезным для слушателей. Это достигается за счет практической направленности тренингов, а также оригинальных технологий и обучающих программ.
Осуществляя процесс обучения, специалисты центра придерживаются следующих принципов:
■поддержание высокого уровня актуальности учебных материалов;
■обращение к жизненному опыту участников;
■наличие обратной связи между тренером и участником;
■ориентация на реальные задачи в реальном контексте.
Тренеры учебного центра используют в своей работе полный арсенал современных методов обучения (тренинги, дискуссии, анализ учебных примеров и конкретных ситуаций, моделирующие / ролевые игры).
Обращение в учебный центр Х сулит клиентам очевидные потребительские выгоды:
■высокое качество предоставляемой услуги;
■своевременное предоставление услуги;
■высококлассный сервис;
■относительно невысокая цена услуги;
■наличие системы скидок.
Данная образовательная организация сегментирует свою целевую аудиторию на четыре уровня:
1)руководители технических департаментов, ведущие специалисты;
2)руководители компаний;
3)инженерно-технический состав;
4)sales-менеджеры, HR-менеджеры.
Что дает сотрудничество с учебным центром корпоративным клиентам?
Во-первых, центр может оказать помощь и поддержку сотрудникам компании в постановке эффективной работы (техническая и административная
части); во-вторых — наладить обмен идеями и опытом в области специфических технологий между компанией и ее партнерами посредством внедрения систем интерактивной коммуникации; в-третьих — сформировать систему обучения персонала на основе определения потребностей компании и оценки уровня профессионального и личностного развития сотрудников. Наконец, такое сотрудничество стимулирует стремление менеджеров к самообразованию и профессиональному росту.
Создание единой образовательной системы позволит компании-клиенту выбрать оптимальную стратегию обучения персонала, а также
наиболее эффективные методы ее реализации (с учетом имеющихся ресурсов).
Перечислим основные цели учебного центра Х в рамках продвижения услуги (второе полугодие 2010 г.):
■вывести услугу на обозначенный рынок;
■установить средние, конкурентоспособные цены;
■провести широкую PR-кампанию (в СМИ, посредством адресной рассылки);
■определить основных конкурентов, провести сравнительный анализ обучающих программ;
■сформировать коммерческие предложения для целевой аудитории;
■подготовить высококлассных тренеров.
Для достижения поставленных целей необходимо:
1)разработать план маркетинговой активности;
2)найти оптимальный способ ценообразования;
3)проанализировать конкурентную ситуацию на рынке;
4)обозначить целевые сегменты рынка, рассчитать их емкость;
5)определить наиболее перспективные направления обучения.
Политика учебного центра в сфере ценообразования преследует три основные цели:
1)поддержание имиджа;
2)получение максимальной прибыли;
3)достижение статуса лидера по качеству услуг.
Учитывая перечисленные цели, организация должна придерживаться стратегии «высокое качество — приемлемая цена».
Первоначально учебный центр может устанавливать цены на свои услуги исходя из уровня цен на рынке образовательных услуг технического характера. Базовый принцип ценообразования можно обозначить как «средние издержки + доход» (начисление определенной наценки на себестоимость товара). В дальнейшем схема может трансформироваться под воздействием изменений в ценовой политике конкурентов (например, демпинг цен со стороны конкурентов). Кроме того, следует упомянуть о возможности предоставления скидок (3-10%) постоянным клиентам.
План маркетинговой активности
Маркетинговая активность предполагает проведение комплекса мероприятий, стоимость которых следует рассчитать заранее. В табл. 1 представлен один из вариантов такого комплекса.
Необходимо понять, насколько эффективным будет сотрудничество со СМИ. К сожалению, широкий охват аудитории всегда предполагает крайне высокую стоимость услуг, к которым приходится прибегать в ходе реализации маркетинговой стратегии (табл. 2). Таким образом, как и в случае с ценообразованием, нужно найти золотую середину, когда получение ощутимого эффекта не будет означать полного расходования маркетингового бюджета.
Исходя из основных характеристик услуги и специфики потребительской аудитории можно сделать вывод, что наиболее целесообразными методами маркетинговой активности будут являться сотрудничество со специализированными журналами (размещение рекламы, публикация PR-материалов) и применение такого инструмента прямого маркетинга, как директ-мейл.
Для продвижения услуги на рынок необходимо использовать комплекс маркетинговых коммуникаций:
■реклама (наружная, в специализированных изданиях);
■стимулирование сбыта (различные акции, скидки постоянным клиентам);
■PR;
■личные продажи.
Организационная структура учебного центра
Общая численность сотрудников организации составляет десять человек.
Руководитель центра выполняет следующие функции:
■координация работы организации;
■построение системы взаимоотношений с клиентами;
■набор персонала;
■мониторинг, анализ и планирование деятельности организации.
Круг должностных обязанностей бухгалтера учебного центра традиционен:
■ведение бухгалтерского и налогового учета в соответствии с национальными стандартами и нормативными актами, действующими на территории данного региона;
■предоставление налоговой и финансовой отчетности в соответствующие органы и в сроки, установленные действующим законодательством.
В обязанности тренеров центра (четыре человека: два тренера — направление Cisco, один тренер — направление Microsoft, один тренер — направление Oracle) входит непосредственно обучение слушателей и техническое консультирование клиентов.
Менеджеры по продаже тренингов (два человека) выполняют следующие функции:
■налаживание деловых связей;
■поиск клиентов;
■ведение клиентской базы, контакты с заказчиками (перед тренингами, посттренинговое сопровождение);
■заключение договоров и контрактов на обучение.
Кроме того, в штате присутствуют секретарь и администратор.
Основные затраты Аренда помещения
Для ежемесячного обучения 100-150 человек в четыре смены (утренняя, две дневные, вечерняя) понадобится помещение общей площадью 200 м2:
■два учебных класса (по 50 м2);
■компьютерный класс (десять оборудованных для работы мест — 60 м2);
■приемная и кабинет директора (около 40 м2). Исходя из стоимости аренды 1 м2 (в среднем
50 у.е.) получаем: 200 х 50 = 10000 у.е.
Оборудование и методические пособия
Необходимый минимум будет выглядеть следующим образом:
■проекционное оборудование — 1000 у.е.;
■15 компьютеров — порядка 3000-3500 у.е.;
■20 столов — 1000 у.е.;
■шкаф — 100 у.е.;
■факс — 100 у.е.;
■копировальный аппарат — 200 у.е.;
■учебная литература — 1000 у.е.
Итого: около 7000 у.е.
Заработная плата сотрудников
Значительную часть расходов составляет оплата труда персонала учебного центра:
■руководитель: 2000 у.е. х 12 месяцев = 24000 у.е.;
■бухгалтер: 600 у.е. х 12 месяцев = 7200 у.е.;
■два менеджера по продажам ((400 у.е. + проценты (10%)) х 12 месяцев) х 2 = 10560 у.е.;
■тренеры: ((600 у.е. + проценты (5%)) х 12 месяцев) х 4 = 29376 у.е.
Итого: 71136 у.е.
Маркетинговая активность
С учетом данных, представленных в табл. 1, расходы составят:
■за 1 месяц — 1500 у.е.;
■за 12 месяцев — 18000 у.е.
Формирование общего бюджета проекта
Рентабельная группа состоит из десяти человек. В месяц необходимо собрать не менее десяти групп. Как уже отмечалось, основной способ привлечения учеников — директ-мейл, реклама и PR в печатных изданиях.
В табл. 3 представлены основные статьи бюджета учебного центра.
План внедрения проекта (второе полугодие 2010 г.)
Июнь 2010 г.
Подготовительный этап:
■проведение исследования с целью выявления существования аналогичных программ у компаний-конкурентов;
■анализ возможностей подобных образовательных центров.
Июль 2010 г.
Работы по созданию центра:
■юридическая регистрация, аренда помещения;
■набор персонала;
■определение направлений обучения, детализация целевой аудитории;
■формирование базы данных для директ-мейл.
Август 2010 г.
Маркетинговая активность:
■подготовка PR-материалов для ознакомления аудитории с новым провайдером обучения на территории означенного региона (специализированные газеты, журналы, интернет-порталы);
■подготовка информационной рассылки;
■проведение ознакомительных презентаций и семинаров;
■начало обучения.
Сентябрь 2010 г.
Разработка механизма мотивации клиентов:
■поиск новых форм обучения и преподнесения информации;
■моделирование деловых игр;
■публикация информационных объявлений в СМИ, продолжение информационной рассылки;
■продолжение обучения.
Октябрь 2010 г.
Разработка механизма мотивации сотрудников центра:
■формирование бонусного фонда для сотрудников;
■формирование основы нематериальной мотивации;
■набор групп на обучение;
■продолжение обучения.
Успех проекта базируется на эффективной бизнес-стратегии, профессионализме исполнителей, отличном техническом оснащении. Эти составляющие должны быть рассмотрены как по отдельности, так и во взаимосвязи, в качестве целостной структуры, работа которой направлена на увеличение доходности организации. Надеемся, данная статья хотя бы в общих чертах ознакомила читателя со схемой разработки проекта в области технического обучения и основными действиями в рамках его поэтапной реализации.
Автор:
Чернышева Алина Петровна — начальник учебного центра АО LogyCom (г. Алматы)
Журнал МАРКЕТИНГ УСЛУГ ■ 04(24)2010
Источник
Образование в России, несмотря на затянувшийся кризис, продолжает пользоваться спросом. Это касается не только наук, предложенных в школьной программе. Люди в зрелом возрасте хотят научиться чему-то новому: повысить свою квалификацию, обучиться рисованию, танцам, освоить современные технологии.
Равнение идет на мировую тенденцию, и количество образовательных курсов непрерывно растет, создавая возможности для людей, имеющих желание заняться собственным бизнесом. Ниша остается сравнительно свободной, поскольку направление только развивается. Поэтому есть смысл открыть учебный центр, выбрав сферу деятельности, которая близка к пониманию и принесет не только хорошую прибыль, но и большое удовлетворение, а также реализацию собственных идей.
Краткая информация
Людям свойственно стремление к новым знаниям и навыкам. У каждого есть своя детская мечта, осуществить которую можно осознанно, став самодостаточным человеком, способным самостоятельно оплатить курс обучения. На этом моменте и строится образовательный бизнес, касающийся не только углубленного изучения общеобразовательных предметов.
Зачастую человеком движет желание освоить высокие технологии, занимающие все большее пространство в обычных профессиях, например, бухгалтеров. Продвижение по карьерной лестнице также требует усвоения определенных знаний. Другими причинами являются смена профессии или просто осуществление заветной мечты: научиться танцевать, рисовать, освоить игру на музыкальном инструменте и т. п.
Большим спросом пользуется консалтинг – консультации для руководства предприятий в юридических, финансовых, технологических сферах. Перед тем как открыть образовательный центр, следует проанализировать, какое из направлений наиболее востребовано, а спросом сейчас пользуются:
- Специальные программы по обучению начинающих бизнесменов (менеджмент).
- Кадровая подготовка по специальностям узкопрофильного производства.
- Знакомство с компьютерными программами для бухгалтеров.
- Подготовка маркетологов.
- Изучение психологии.
- Курсы освоения поварского искусства.
- Повышения квалификации в определенной сфере.
- Освоение иностранных языков.
- Тренинги личностного роста.
- Занятия йогой.
- Танцевальные кружки.
- Школы творчества и изобразительного искусства и многое другое.
Формат обучения представляет собой непродолжительные тренинги или курсы, которые проходят либо в режиме онлайн, либо представляют собой традиционную форму непосредственного общения с классом или отдельным клиентом. Каждый метод имеет свои преимущества, в зависимости от выбранного направления. В группе до восьми человек есть возможность уделить внимание каждому ученику. Индивидуальные занятия намного эффективнее, но и стоят дороже. Выход на такой уровень заработка требует от преподавателя большого профессионализма. Клиент должен знать, за что он платит немалые деньги. Значит нужно ответственно отнестись к подбору сотрудников и самому хорошо разобраться в организационных вопросах.
Почему репетиторские услуги выгодная идея для бизнеса
Наряду с преподаванием частным лицам, широкий размах получило движение в области обучения целых коллективов, направляемых руководством на курсы повышения квалификации. Руководитель, желающий повысить профессиональный уровень своих подчиненных, посылает целый отдел на переподготовку и сам же оплачивает обучение. В этом случае открыть учебный центр дополнительного образования как нельзя кстати. Обычно для предприятий не стоит вопрос о цене. Главное достижение ощутимого результата, а это важно для нашего бизнеса. Актуальность темы, представляющую выгоду, можно перечислить по пунктам:
- Открыв вначале одно-два направления, получаем возможность быстро отреагировать на рынок потребностей и переключиться на более востребованные занятия.
- Вкладывать огромные средства на старте не обязательно, начав работу как пробные частные уроки.
- Потребность в образовании с каждым годом возрастает. У предпринимателя есть возможность быстро наработать базу клиентов.
- По статистике, окупаемость данного бизнеса начинается со сроков от полугода до года, если вести активную деятельность с внедрением маркетинга.
- Рентабельность в данном сегменте может достигать 30%, что наблюдается далеко не в каждой отрасли.
Открытие учебного центра с нуля выгодно тем, что традиционные профессии постепенно изменяют свою форму. Повсеместно внедряются высокие технологии, а это требует дополнительного обучения. Специалист обязан не только отлично разбираться в тонкостях своей работы, но и уметь обращаться с различными программами ведения учета, статистики. Например, 1С используется не только бухгалтерами, но и диспетчерами, операторами, мастерами и пр. Этот момент можно использовать с выгодой, наладив свое прибыльное дело.
Расходы на реализацию бизнес-идеи и возможная прибыль
Любой бизнес требует некоторых первоначальных вложений. Однако тот, кто уже прошел по этому пути, советует не начинать с больших займов. Лучше провести тестовый период с одним-двумя учениками, понять – получится развернуться на полную или нет, а потом уже искать серьезных инвесторов в масштабное дело.
Например, курсы-онлайн потребуют незначительных затрат. Регистрация в качестве ИП, приобретение ноутбука со скоростным интернетом и одна программа затянут не более пятидесяти тысяч рублей. Но если решено начинать с аренды помещения, рассчитанного на десятерых учеников, то закупка оборудования, техники для занятий и демонстрации материала, возможно некоторой мебели обойдется максимум в 700-800 тыс. р. На что они могут понадобиться:
- Лицензия (сейчас обязательна!) и оформление бизнеса – 40 тыс. р.
- Съемный зал/помещение – от 50 тыс. р/мес.
- Маркетинг и рекламная компания – от 30 тыс. р/мес.
- Приобретение обучающих программ (если нет своих) и оборудования – от 350 тыс. р.
- Зарплата для штатного персонала – от 250 тыс. р/мес.
- Непредвиденные расходы – 20-40 тыс. р/мес.
Бизнес-план открытия курсов повышения квалификации показывает, что первое время прибыль не ожидается. Значит, необходимо отложить некоторую сумму на оплату труда и аренду помещения. Таким образом получим около одного миллиона, если к 750 тысячам прибавим еще 250 на первые два-три месяца.
Просчитать точную прибыль затруднительно, поскольку она зависит от того, какие именно занятия планируется проводить, какая клиентская база наработана, от продолжительности учебных часов и многого другого. Но можно прикинуть, что средняя стоимость занятий на одного человека равна 800 рублей. Если в группе десять человек, а занятия проходят без выходных, то за месяц можно выручить от 200 до 240 тысяч. Вычтя ежемесячные расходы, получаем от 60 тысяч чистого дохода.
Группа из пятидесяти человек может принести прибыль от ста тысяч. Наблюдения показывают, что окупаться данный бизнес начинает уже после восьми месяцев работы. В крупных индустриальных центрах курс стоит дороже, но и на аренду уходит денег больше. Например, возьмем Санкт-Петербург.
Затраты на репетиторскую деятельность
Рассмотрим сколько понадобится первоначальных затрат и ежемесячных расходов на открытие образовательного центра в «северной столице» России.
На оформление лицензии для небольшого предприятия, постановку на учет кассового аппарата с терминалом, регистрацию уйдет до ста тысяч рублей. Аренда и ремонт обойдутся в 220 тысяч рублей. Обучающие программы, закупка оборудования – от 150 тысяч. Подготовка, оформление, установка оборудования – от 30 тысяч. Дополнительная разработка сайта – от ста тысяч рублей. Вместе поучается не менее 600 тысяч.
Каждый месяц придется платить за аренду аудитории (зала) в 100 м2 – 100 тысяч рублей. На оплату коммунальных услуг, налогов, рекламу – от 100 тысяч. На зарплату сотрудникам – от 250 тысяч рублей. Кроме того, могут быть непредвиденные расходы, на которые накинем десять тысяч. Вместе получается 460 тысяч рублей, намного больше, чем в провинции. Но продуманная дополнительную деятельность, например, проведение внеочередных занятий в летних лагерях, позволит войти в период прибыльности уже через полгода.
Юридические тонкости: разрешения и документы
Начинать можно с одного-двух учеником, но бизнес официально зарегистрировать все же нужно, чтобы не было проблем с налоговыми органами. К тому же, Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 года №99-ФЗ четко обозначил, что дополнительное образование также принадлежит к разряду обучения, поэтому перед тем, как открыть свой учебный центр, получение лицензии обязательно. Некоторые исключения рассмотрим немного позже.
Лицензирование бизнеса – процесс длительный и затратный, как денежном, так и во временном плане. Предстоит собрать внушительный пакет документов и оплатить госпошлину в размере от 7,5 до 30 тысяч рублей. В Роспотребнадзор предоставляются:
- Перечень образовательной документации и разработанных программ обучения.
- Подтверждение права собственности с указанием юридического адреса, заверенного нотариально или согласия на аренду помещения.
- Учет учеников по максимуму.
- Список сотрудником с аттестацией рабочих мест и указанием полученного образования.
- Заявление на разрешение о проведении обучения.
На весь процесс уходит до трех месяцев, но срок можно сократить, если обратиться в компанию, оказывающую юридические услуги.
Для регистрации юридического лица потребуется:
- Написать заявление в налоговую службу по месту прописки.
- Оплатить госпошлину.
- Зарегистрировать уставный капитал – от десяти тысяч рублей.
- Зарегистрировать кассовый аппарат с POS-терминалом.
- Оформить сотрудникам санитарные книжки.
- Предъявить составленные договора с персоналом и обслуживающими помещение фирмами.
- Получить разрешение от СЭС, МЧС.
- Поставить в известность Роспотребнадзор о начале деятельности.
В качестве системы налогообложения в заявлении указывается УСН – упрощенная система. Наиболее подходящий ОКВЭД выбираем из класса 85 «Образование» (можно указать несколько).
Теперь поговорим, как открыть учебный центр без лицензии. Во-первых, регистрируется форма деятельности ИП. При этом предприниматель может вести частные уроки без привлечения посторонней помощи и найма персонала, указав ОКВЭД для учреждений клубного типа — 92.51.
В этот период проходит своеобразный тест на выдержку и реализацию идеи. Спешить с оформлением ООО не стоит. Можно найти «раскрученное» предприятие, работающее на стабильной основе и договориться о временном сотрудничестве, проводя уроки на готовой базе. Позже, когда дело наладится, есть резон открывать свое большое заведение.
Какая деятельность еще не подлежит обязательному лицензированию:
- Проведение развлекательных мероприятий с проведением выставок, конкурсов, квестов, относящихся к досугу.
- Информационные консультации, где не подразумевается обучающий процесс.
- Проведение краткосрочных докладов, тематических вечеров, конференций и пр.
- Семинары, вебинары, курсы ознакомительного с новшествами характера, не предусматривающие подачу подробной информации и наработку навыков.
- Одноразовые мастер-классы, требующие постоянных заключений договоров на проведение конкретного занятия.
Такая деятельность проводится в качестве ИП и не требует дополнительных разрешений.
Выбор и подготовка помещения
Выбор первого зала/комнаты не требует спешки. Для начала хватит 25-30 м2. В большом помещении нет необходимости. Лучше всего арендовать уже подготовленные к обучающему процессу аудитории, так экономятся деньги на ремонт. Мастера советуют провести начальный бесплатный мастер-класс и заключить договор на почасовое снятие помещения. Переходить в свой зал можно с достаточной клиентской базой, предоплата за занятие которой сравняется с почасовыми тарифами. Учитывая перспективу роста клиентской базы, доходы постепенно перерастут в прибыль. Тут есть смысл открывать и второй класс.
Относительно юридического лица, требования к помещению со стороны контролирующих органов намного жестче. Чтобы обеспечить хорошую посещаемость придется искать здание в густонаселенном спальном районе или в центре города/поселка. Перед открытием учебного центра дополнительного образования следует обратить внимание на:
- Высоту потолков – от 2,7 метров.
- Наличие классов в соответствии с количеством групп.
- Подключение сигнализации и наличие отдельного пожарного выхода.
- Исправную работу вентиляционной системы.
- Оборудование санузла с рукомойниками.
Для холодного времени года понадобится комната-раздевалка с вешалками. Администрация и бухгалтер должны иметь свои кабинеты.
Оборудование, мебель, учебные материалы
Выгода аренды состоит в том, что зачастую такие помещения сдаются с проведенным ремонтом. Если аудитория находится при учебном заведении, то на мебели тоже получится сэкономить. Если не повезет, то придется внести в статью расходов:
- Устройство удобной раздевалки с вешалками.
- Закупку мягкого уголка и журнального стола для прихожей, где разместится зона отдыха.
- Столы и стулья в офис директора и кабинет бухгалтера.
- Демонстрационную технику.
- Программное обучение.
- Методички.
- Наглядные пособия.
- Оргтехнику для классов и для бухгалтерии.
- Кассовый аппарат с POS-терминалом.
Возможно, для определенных занятий понадобится проектор и видеоматериалы.
Персонал
Индивидуальный предприниматель вправе взять себе помощника на добровольных началах. Это может быть студент, желающий пройти практику. Он может получать поощрительные премии за почасовую работу.
Но открыть большой учебный центр-бизнес без официального оформления сотрудников не получится. Сколько работников набирать в штат – решает учредитель на основании количества и разнообразия предметов. Для того, чтобы бизнес приносил доход, на работу принимаются:
- Директор, если предприниматель сам не возьмется руководить процессом.
- Бухгалтер, желательно штатный или дела отдать на аутсорсинг.
- От четырех преподавателей востребованных дисциплин.
- Уборщица.
Зарплата коллектива в таком составе может исчисляться от 120 тысяч рублей в месяц, если преподаватели будут на ставке. Но возможен и почасовой вариант.
С расширением деятельности и ростом групп, штат будет увеличиваться, соответственно и вырастет доход. Избежать текучки кадров поможет система поощрений, построенная на соревновательной основе. Впоследствии можно подумать о заме и секретаре с деловой хваткой, способном подыскивать новых клиентом наряду с организацией учебного процесса.
Реклама и маркетинговые мероприятия
О новом центре нужно как-то заявить. Если говорить о традиционных методах, то вкладывать огромные средства не стоит. Единственное, что не помешает, так заказать оригинальную вывеску. Название играет значительную роль, поэтому должно быть запоминающимся и интересным. Объявления и листовки в учебных заведениях и на предприятиях – тоже неплохо. Но практика показывает, что наилучший способ – это продемонстрировать свои способности.
Бесплатный мастер-класс, например по бальным танцам, изобразительному искусству, игре на гитаре или даже тренинг для начинающих бизнесменов, поможет сразу набрать большую группу для обучения в том случае, если на нем будет действительно представлено мастерство.
Первые бесплатные вебинары или уроки учебного центра должны быть насыщенными, дать максимальную пользу, только в этом случае их продолжение захотят купить заинтересованные клие