Бизнес план коммерческого банка курсовая

Благовещенский финансово-экономический 
колледж – филиал Финакадемии 

Кафедра «Финансы и кредит»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине ” Финансовый
банковский менеджмент”

на тему: « Бизнес-план в коммерческом
банке»

Выполнила: студентка 419
группы, 4-го курса

очной формы обучения

Пташник Ирина Владимировна

                                                                                                                                                    Руководитель: Нестеренко Ольга Борисовна

Благовещенск 2009

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  БИЗНЕС-ПЛАНА

1.1 Понятие бизнес-плана ……………… ……………………………………….5

1.2  Виды  бизнес-плана………………. 
………………………………………………………12

ГЛАВА 2. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ 
ОАО АКБ «РОСБАНК»  

2.1Экономическая  характеристика 
ОАО АКБ «Росбанк»……………………..17

2.2 Бизнес-планирование  на примере 
ОАО АКБ «Росбанк»……………….….18 

ГЛАВА 3. РОЛЬ БИЗНЕС-ПЛАНА В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ……….25                                                 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………..31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………33

ВВЕДЕНИЕ

Банковская система 
является важнейшей составной частью
рыночной экономики. Современное государство
с рыночной экономикой, используя различные
денежно-кредитные инструменты, может
влиять практически на все параметры общественного
производства, поэтому исследование проблем 
бизнес- планирования   коммерческих
банков является актуальной.

Настоящее состояние 
российского рынка характеризуется 
быстрым ростом конкуренции во всех
секторах экономики. Это вынуждает 
коммерческие предприятия и организации 
искать новые пути повышения конкурентоспособности 
производимых продуктов и услуг за счет использования современных
подходов к финансовому менеджменту. Формируется
новая структура общественного производства.
Растет доля услуг в общем объеме производимого
ВВП во всех странах, в том числе и России.
При этом наиболее существенной характеристикой,
происходящих структурных изменений,
является не просто прогрессирующее развитие
сферы услуг в целом, а преимущественный
рост именно тех ее отраслей, которые непосредственно
не связаны с обслуживанием нужд материального
производства. Среди таких отраслей самостоятельное
место занимают финансы, представленные,
в первую очередь, такими коммерческими
организациями как банки.

Основная стратегия 
развития ведущих коммерческих банков,
как и большинства коммерческих
организаций, состоит в укреплении рыночной позиции, повышении надежности
и эффективности банковских операций,
расширении ассортимента и повышении
качества предоставляемых услуг.

Учитывая продолжающийся
кризис неплатежеспособности, нестабильную
экономическую и политическую ситуацию
в стране, условия действия валютных ограничений
и рост инфляции, коммерческие банки пытаются
определить основные направления деятельности,
перспективы развития для достижения
прибыльной работы. Но у руководства большинства
российских банков слабо развиты навыки
выбора ключевых направлений деятельности.
Как правило, имеет место несогласованность
в действиях руководства, отсутствует
ясная концепция и четко сформулированная
стратегия развития банка. Наблюдается
также отсутствие системного подхода
к процессу стратегического управления
и планирования. Поэтому коммерческим
банкам необходимо больше внимание уделять
составлению бизнес-планов, учитывая изменение
происходящих в экономике.

Актуальность данной
темы тесно переплетается с процессами,
происходящими в структуре экономики России.

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНА

    1. Понятие и сущность бизнес-плана

Бизнес-план является основным
инструментом управления банковской
деятельностью. Он определяет политику
банка по основным направлениям в области
кредитной, депозитной, инвестиционной
деятельности, по работе с клиентами, развитию
сети банков- корреспондентов и филиальной
сети. Бизнес-план имеет сугубо индивидуальный 
характер. Его приспосабливают к конкретным
особенностям данного банка в зависимости
от складывающейся политической и экономической
обстановки ранее, состояния законодательства
и особенностей межбанковской конкуренции. В плане также учитывают результаты
деятельности банка истекшего год.

Жизнеспособность плана зависит
от внутреннего процесса, т.е. от работ,
через которые все подразделения банка
принимают участие в оперативном планировании.
Процесс планирования предполагает, что он носит линейный характер.
Его практически можно определить как итеративный процесс, т.е. с многочисленными 
повторениями, пересмотрением – принятых
решений.

Бизнес-план должен позволить 
уточнить полученный на первом этапе 
стратегический план и на этой основе
разработать конкретный финансовый
проект его реализации в рамках текущего
этапа стратегического планирования (обычно,
в рамках года). Бизнес-план представляет
собой подробное изложение стратегии,
тактики и бюджета банка. Он нацелен на
обеспечение общего понимания задач учреждения,
а также определение количества, качества
и распределения ресурсов, выделяемых
или имеющихся в распоряжении для выполнения
этих задач.

Разрабатывая бизнес-план
коммерческого банка, необходимо учитывать                        
Указания ЦБ РФ № 1176 -У «О бизнес-планах
кредитных организаций» от 05.07.2002 года.
В частности, в данном документе говорится
о том, что бизнес-план должен составляться
на два календарных года, которые отсчитываются
с момента предполагаемого получения
лицензии, и содержать все необходимые
параметры для того, чтобы Банк России
мог оценить способность банка обеспечить
финансовую стабильность, соблюдать требования
законодательства, возможности долговременного
безубыточного существования, адекватность
системы управления.

Бизнес план кредитной 
организации в обязательном порядке 
должен включать общую информацию об организации; цели
и задачи, политику банка; систему управления
организацией и её учредителей; обеспечение
деятельности банка и иные значимые показатели.

Основные принципы формирования
бизнес-плана:

1. глубокий анализ 
исходной ситуации, достигнутых результатов, сильных и любых
сторон.

2. выявление внутренних 
резервов повышения доходов или 
уменьшение расходов.

3. четкое определение 
прав, обязанностей и ответственности 
бизнес-центра за результаты труда.

4. оптимальное сочетание 
выбранной стратегии со стратегией развития банка
в целом.

5. использование в 
планировании многовариантного 
подхода.

Основные разделы бизнес-плана:

1. характеристика бизнес 
центра.

2. анализ достигнутых 
результатов.

3. цели и задачи.

4. обоснование стратегии 
развития.

5. план мероприятий.

6. прогнозный баланс.

7. смета доходов и 
расходов, то есть бюджет.

8. выводы и предложения.

Структура и содержание
бизнес-плана строго не регламентированы. Он ориентирован на достижение
успеха главным образом в финансово-экономической
деятельности. Хотя бизнес-план не имеет
строго регламентированных содержания
и структуры, при его подготовке следует
обратить внимание на следующие условия.

1. Бизнес-план должен 
быть профессиональным. По содержанию, внешнему виду судят о компетенции
организации, разработавшего этот бизнес-план.
Этот документ должен быть простым, понятным
и доступным для пользования.

2. Бизнес-план должен быть разделен на главы. Первый
раздел. – цели и задачи предпринимательского
дела. Бизнес-план должен быть составлен
таким образом, чтобы любой инвестор мог
легко отыскать в плане интересующие его
разделы, части, пункты. С этой целью необходимо
предусмотреть функциональное подразделение
каждой главы. Для более полного и наглядного
восприятия информации рекомендуется
использовать таблицы, схемы, диаграммы,
графики.

3. Следует заручиться объективной 
оценкой бизнес-плана. Прежде 
всего необходимо ознакомить 
с ним всех членов предпринимательского 
коллектива. Бухгалтер или главный 
бухгалтер должен тщательно проверить 
все финансовые расчеты. При возможности
заключение по бизнес-плану должен сделать
аудитор.

4. Необходимо 
контролировать распространение 
бизнес-плана, так как он содержит 
конфиденциальную информацию о 
бизнесе группы акцион3.3. Информация, содержащаяся
в бизнес – плане, должна обязательно раскрыть
содержание перечисленных ниже аспектов,
касающихся деятельности кредитной организации.
Раскрытие указанных аспектов должно
включать результаты SWOT-анализа, позволяющего
выявить и структурировать сильные и слабые
стороны кредитной организации, а также
потенциальные возможности и угрозы.

При определении целей 
и задач кредитная организация 
должна отразить долгосрочное видение 
своей роли и места на рынке 
банковских услуг, специфические особенности 
ее позиционирования в рыночной среде.

Кредитная организация 
должна изложить свою оценку влияния 
динамики развития экономических показателей 
и показателей, характеризующих финансовые рынки, на
основные направления коммерческой деятельности
с учетом   в  том числе   продуктовой  
ориентации  и перспектив развития
деловой

Читайте также:  Мини пекарня бизнес план казахстане

активности в региональном разрезе,
в том числе:

– результаты 
маркетинговых исследований (виды 
услуг, имеющих платежеспособный 
спрос, основные клиенты и их 
предпочтения, потенциальные конкуренты,
преимущества данной кредитной организации, мероприятия
по завоеванию ниши на рынке банковских
услуг

– фактическое 
распределение объемов бизнеса 
кредитной организации по регионам
(возможности и ограничения развития 
действующих филиалов, представительств,
внутренних структурных подразделений и обменных пунктов
– для действующих кредитных организаций
(в том числе изменяющих вид кредитной
организации), присоединяющих кредитных
организаций, кредитных организаций, создаваемых
в результате преобразования, кредитных
организаций, создаваемых в результате
иных форм реорганизации).

Описание основных
параметров активных и пассивных 
операций, ожидаемых финансовых результатов 
должно включать:

– анализ активных 
операций (производится с точки 
зрения видов операций, ликвидности, 
доходности, степени риска, сроков размещения);

– анализ пассивных 
операций (осуществляется по видам 
операций, срокам привлечения, стоимости 
привлеченных ресурсов, контрагентам)

– анализ состояния 
и динамики собственных средств 
(капитала), рассчитанных в соответствии 
с Положением Банка России от 26.11.2001
N 159-П “О методике расчета собственных
средств (капитала) кредитных организаций”
(по итогам каждого года деятельности),
обоснование показателей раздела “Собственные
средства” пассива расчетного баланс;

– анализ объема 
и структуры доходов, расходов и
прибыли, обоснование показателей.

По действующим 
кредитным организациям при определении 
структуры планируемого расчетного
баланса на конец первого года
деятельности за основу принимаются 
данные за последний отчетный период.

Кредитная организация должна раскрыть
внутрибанковские принципы управления
рисками, меры по предупреждению финансовых
трудностей.

Оценка соблюдения
обязательных нормативов и обязательных
резервных требований:

– расчет пруденциальных 
норм деятельности, имеющих количественную оценку, обоснование
и оценка соответствия планируемых показателей
установленным критериям;

– расчет отчислений 
в обязательные резервы (по 
состоянию на начало каждого 
года деятельности).

Состояние, возможности 
и ограничения развития клиентской базы, в том числе:

– фактическое 
состояние клиентской базы, планируемое 
изменение по сравнению с фактическим 
состоянием – для действующих кредитных 
организаций (в том числе изменяющих 
вид кредитной организации), присоединяющих 
кредитных организаций, кредитных организаций, создаваемых
в результате преобразования;

– планируемая 
клиентская база – для кредитных 
организаций, создаваемых в результате 
иных форм реорганизации, а 
также вновь создаваемых кредитных 
организаций.

Возможности и 
ограничения развития сети филиалов, представительств,
обособленных структурных подразделений
и обменных пунктов в регионах, на которые
кредитная организация намерена распространить
свое влияние.

Участие в банковских
группах и банковских холдингах:
перечень участников банковских групп и / или банковских холдингов
(фирменное (полное официальное) наименование
с указанием организационно – правовой
формы, места нахождения, сферы деятельности
юридического лица) с указанием головной
кредитной организации банковской группы
и / или головной организации банковского
холдинга (управляющей компании банковского
холдинга), в которые входит и / или предполагает
войти указанная кредитная организация.

Информация 
о системе управления, которая 
включает описание следующих элементов:

Источник

Ñèñòåìà ïîêàçàòåëåé ïðè ðàñ÷åòå ïîêàçàòåëåé Áèçíåñ-ïëàíà êîììåð÷åñêîãî áàíêà. Ðàñ÷åò ïîêàçàòåëåé íåèñïîëíåííîé çàäîëæåííîñòè ïåðåä êëèåíòàìè áàíêà. Ïðèíöèïû ôîðìèðîâàíèÿ è ðàçäåëû áèçíåñ-ïëàíà. Ïîñòðîåíèå ñèñòåìû âíóòðèáàíêîâñêîãî óïðàâëåí÷åñêîãî ó÷åòà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ââåäåíèå

Çàêëþ÷åíèå

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

Ââåäåíèå

“Óùåðáíûé ìåíåäæìåíò – âàæíåéøèé ôàêòîð áàíêîâñêèõ êðèçèñîâ. Õîðîøèé ìåíåäæìåíò ìîæåò íå ñïðàâèòüñÿ ñ ñèòóàöèåé òîëüêî ïðè êðóïíûõ ýêîíîìè÷åñêèõ ïîòðÿñåíèÿõ. Íî äàæå è â ýòîì ñëó÷àå ñèëüíûå ìåíåäæåðû ìîãóò ñâåñòè ïîòåðè ê òåðïèìîìó óðîâíþ”.

Àãðåññèâíîñòü ïîëèòèêè, ïðîâîäèìîé áàíêîì íà ðûíêå äåïîçèòîâ. Äåéñòâèòåëüíî, ïðåäëàãàÿ íà ðûíêå äåïîçèòîâ ñòàâêè, çíà÷èòåëüíî ïðåâûøàþùèå ñðåäíèå, áàíê âî âñåóñëûøàíèå çàÿâëÿåò îá îñòðîé íåõâàòêå ó íåãî ïðèâëå÷åííûõ ñðåäñòâ, ÷òî ñàìî ïî ñåáå äîëæíî íàñòîðîæèòü âêëàä÷èêà. Êðîìå òîãî, íå ñëåäóåò çàáûâàòü î òîì, ÷òî ñ ýòîãî ìîìåíòà îí âûíóæäåí ïîâûøàòü ñòàâêè è ïî âñåì ðàíåå çàêëþ÷åííûì äîãîâîðàì (ðàçóìååòñÿ, â ñòîðîíó ïîâûøåíèÿ).

Åñëè äëÿ êàêîãî-òî îòäåëüíîãî áàíêà îòñóòñòâóåò èíôîðìàöèÿ î ñòàâêå ïðèâëå÷åíèÿ èì äåïîçèòîâ, ìîæíî âîñïîëüçîâàòüñÿ ñðåäíåðûíî÷íîé ñòàâêîé ïðèâëå÷åíèÿ.  êîíå÷íîì ñ÷åòå, ñòàâêè óñòàíàâëèâàþò íå áàíêè, à ðûíîê. Íà ýòîì ðûíêå îòäåëüíûé áàíê ìîæåò îïðåäåëèòü äëÿ ñåáÿ ñòðàòåãèþ ïîâåäåíèÿ â äîñòàòî÷íî óçêèõ ðàìêàõ (êàê, âïðî÷åì, è êàæäûé îòäåëüíûé ïîêóïàòåëü, ïðèîáðåòàþùèé òîâàðû íà îáû÷íîì ðûíêå). Åñëè îí õî÷åò ïðèâëå÷ü äîïîëíèòåëüíîå êîëè÷åñòâî âêëàäîâ, îí äîëæåí óâåëè÷èâàòü ñòàâêè ïðèâëå÷åíèÿ. Åñëè îí æåëàåòñÿ èçáàâèòüñÿ îò èçëèøíèõ ïðèâëå÷åííûõ ñðåäñòâ, îí îáÿçàí ñíèæàòü ñòàâêè. Ïðè îðèåíòàöèè íà ñðåäíåðûíî÷íûå ñòàâêè, îí âïðàâå ðàññ÷èòûâàòü íà ñîõðàíåíèå ñòàòóñ êâî, ñ ó÷åòîì, ðàçóìååòñÿ, êîëåáàíèé äåíåæíîé ìàññû, âûçâàííîé äåíåæíî-êðåäèòíîé ïîëèòèêîé Ïðàâèòåëüñòâà è ÖÁ ÐÔ.

Öåëü ðàáîòû – èññëåäîâàíèå áèçíåñ-ïëàíà êîììåð÷åñêîãî áàíêà.

1. Ñèñòåìà ïîêàçàòåëåé ïðè ðàñ÷åòå ïîêàçàòåëåé Áèçíåñ-ïëàíà êîììåð÷åñêîãî áàíêà

Ñèñòåìà ïîêàçàòåëåé âêëþ÷àåò â ñåáÿ 9 îñíîâíûõ è 3 âñïîìîãàòåëüíûõ ïîêàçàòåëÿ, ïîçâîëÿþùèõ êîìïëåêñíî îöåíèâàòü ñîñòîÿíèå ëèêâèäíîñòè áàíêà, êàê íà òåêóùèé ìîìåíò, òàê è íà ñðåäíåñðî÷íóþ ïåðñïåêòèâó. Ëèêâèäíîñòü áàíêà èñïîëüçóåòñÿ íà ïåðâîì ìåñòå ïðè ðàñ÷åòå ïîêàçàòåëåé Áèçíåñ-ïëàíà êîììåð÷åñêîãî Áàíêà.

Ïîêàçàòåëü íåèñïîëíåííîé çàäîëæåííîñòè ïåðåä êëèåíòàìè áàíêà.

Ê1 = Îñòàòîê ïî ñ÷åòàì, îòðàæàþùèì êàðòîòåêó áàíêà.

Äàííûé ïîêàçàòåëü ïîçâîëÿåò îöåíèâàòü íàëè÷èå óæå ñëîæèâøèõñÿ ïðîáëåì ñ ïðîâåäåíèåì ïëàòåæåé è íàëè÷èåì çàäåðæåê êëèåíòñêèõ ïëàòåæåé.

Ïîêàçàòåëü ïîÿâëåíèÿ òåêóùèõ çàäåðæåê ïëàòåæåé.

Ê2 = Äò. îáîðîò ïî ñ÷åòàì, îòðàæàþùèì êàðòîòåêó áàíêà.

Äàííûé ïîêàçàòåëü ïîçâîëÿåò îöåíèâàòü íàëè÷èå ñëîæèâøèõñÿ ïðåäïîñûëîê ïðîáëåì ñ ïðîâåäåíèåì ïëàòåæåé è íàëè÷èåì çàäåðæåê êëèåíòñêèõ ïëàòåæåé.

Óðîâåíü äåëîâîé àêòèâíîñòè áàíêà.

Êò îáîðîò ïî ñ÷åòàì (êàññà, êîðñ÷åò â Áàíêå Ðîññèè, ñ÷åòà Íîñòðî)

Ê3 =

Âàëþòà áàëàíñà – áðóòòî

Äàííûé ïîêàçàòåëü ïîçâîëÿåò îöåíèâàòü óðîâåíü äåëîâîé àêòèâíîñòè áàíêà è âëèÿíèå âçÿòûõ áàíêîì íà ñåáÿ ðèñêîâ íà åãî óñòîé÷èâîå ôóíêöèîíèðîâàíèå.

Åñëè äàííûé ïîêàçàòåëü èìååò âûðàæåííîå ñíèæåíèå äèíàìèêè äî çíà÷åíèÿ 0,5-0,3 ýòî ìîæåò ñâèäåòåëüñòâîâàòü, î òîì, ÷òî áàíê àêòèâíî ñâîðà÷èâàåò ñâîþ äåÿòåëüíîñòü.

 êà÷åñòâå ïðè÷èí ìîæåò áûòü: óõîä êëèåíòîâ èç áàíêà èëè ñóùåñòâåííîå ñíèæåíèå èõ äåëîâîé àêòèâíîñòè ïî ïðè÷èíàì íå ñâÿçàííûì ñ ôèíàíñîâûì ïîëîæåíèåì áàíêà (â ýòîì ñëó÷àå ïðî÷èå ïîêàçàòåëè ëèêâèäíîñòè äîëæíû èìåòü äîñòàòî÷íîå çíà÷åíèå è ïîëîæèòåëüíóþ äèíàìèêó); íèçêîå êà÷åñòâî çíà÷èòåëüíîé ÷àñòè àêòèâîâ, ïðåæäå âñåãî êðåäèòíîãî èëè âåêñåëüíîãî ïîðòôåëåé (ïîêàçàòåëè ëèêâèäíîñòè èìåþò äîñòàòî÷íûé óðîâåíü è äèíàìèêó, àíàëèç êà÷åñòâà àêòèâîâ ïîêàçûâàåò âûñîêóþ äîëþ ïðîáëåìíûõ àêòèâîâ, íàõîäÿùèõñÿ â áàíêå áåç ðåàëüíîãî äâèæåíèÿ); âîçíèêíîâåíèå è íàðàñòàíèå ïðîáëåì ó áàíêà ñ ïðîâåäåíèåì òåêóùèõ ïëàòåæåé.

Äèíàìèêà ñðåäñòâ íà êîðñ÷åòå Áàíêà Ðîññèè.

Ê41= Îñòàòîê ïî ñ÷åòó â Áàíêå Ðîññèè

Ê42= Êò. îáîðîò ïî ñ÷åòó â Áàíêå Ðîññèè

Êò. îáîðîò ïî ñ÷åòó â Áàíêå Ðîññèè

Ê43=

Êò îáîðîò ïî ñ÷åòàì (êàññà, êîðñ÷åò â Áàíêå Ðîññèè, ñ÷åòà Íîñòðî)

Äàííûå ïîêàçàòåëè ñëóæàò äëÿ îöåíêè õàðàêòåðèñòèê íàèáîëåå ëèêâèäíûõ àêòèâîâ, çà ñ÷åò çàïàñà êîòîðûõ áàíê â ïåðâóþ î÷åðåäü ñïîñîáåí ãàñèòü íåîæèäàííî âîçíèêàþùèå ïðîáëåìû ñ ïðîâåäåíèåì ïëàòåæåé.

Читайте также:  Раздел бизнес плана маркетингового исследования

Êàê ïîêàçûâàåò ïðàêòèêà, ñ îäíîé ñòîðîíû áàíêè ñòàðàþòñÿ ìèíèìèçèðîâàòü îñòàòêè íà êîððåñïîíäåíòñêîì ñ÷åòå â Áàíêå Ðîññèè, êðîìå òîãî, äèíàìèêà ïëàòåæåé â ðîññèéñêèõ óñëîâèÿõ ìîåò áûòü äîñòàòî÷íî íåðàâíîìåðíîé ñ òå÷åíèåì âðåìåíè. Âìåñòå ñ òåì, íàðàñòàíèå ïðîáëåì ñ ëèêâèäíîñòüþ õàðàêòåðèçóåòñÿ, êàê ïðàâèëî, äèíàìèêîé ñíèæåíèÿ óêàçàííûõ âûøå ïîêàçàòåëåé, ò.å. îñòàòîê íà êîðñ÷åòå íà÷èíàåò çíà÷èòåëüíî ñíèæàòüñÿ äî âåëè÷èí áëèçêèõ ê 0, åùå áîëåå âàæíûì ÿâëÿåòñÿ àñïåêò, êîãäà îáúåì ðåàëüíî ïðîâåäåííûõ ÷åðåç êîðñ÷åò ïëàòåæåé ñíèæàåòñÿ îò 50% äî íåñêîëüêèõ ðàç. Íåðåäêî â ñëó÷àå âîçíèêíîâåíèè ïðîáëåì áàíêè íà÷èíàþò ïðîâîäèòü ðàçíîãî ðîäà ôèêòèâíûå îïåðàöèè, íàïðàâëåííûå íà óêðàøåíèå áàëàíñîâ áàíêà. Ñ òî÷êè çðåíèÿ ëèêâèäíîñòè ýòî ÷àùå âñåãî ìîæåò çàòðàãèâàòü ðîñò îñòàòêîâ è îáîðîòîâ ïî ñ÷åòàì Íîñòðî áàíêà. Ïîýòîìó óìåíüøåíèå äîëè ïëàòåæåé, ïðîõîäÿùèõ ÷åðåç Áàíê Ðîññèè íàðàâíå è ñ ïàäåíèåì çíà÷åíèÿ Ê41 è Ê42 ñêîðåå âñåãî ñâèäåòåëüñòâóåò î ñóùåñòâåííîì ïàäåíèè ïëàòåæíîãî ïîòåíöèàëà áàíêà.

Ïîêàçàòåëü ÷èñòîé ëèêâèäíîé ïîçèöèè áàíêà ñðîêîì äî 1 ìåñÿöà.

Íàêîïëåííàÿ ëèêâèäíîñòü äî 1 ìåñ.

Ê5 =

Ïîêóïíàÿ ëèêâèäíîñòü äî 1 ìåñ. + Íåèñïîëíåííàÿ êëèåíòñêàÿ çàäîëæåííîñòü

Ãäå Íàêîïëåííàÿ ëèêâèäíîñòü äî 1 ìåñ. ñðåäñòâà íà ñ÷åòàõ â Áàíêå Ðîññèè, â äðóãèõ áàíêàõ è â êàññå; Ïîêóïíàÿ ëèêâèäíîñòü äî 1 ìåñ. ñðåäñòâà ïðèâëå÷åííûå èç äðóãèõ áàíêîâ, êðåäèòû Áàíêà Ðîññèè

Äàííûé ïîêàçàòåëü ñëóæèò äëÿ îöåíêè íàëè÷èÿ ñâîáîäíûõ ñðåäñòâ â áàíêå â òåêóùåì ïåðèîäå.

Åñëè äàííûé ïîêàçàòåëü ìåíüøå 1-0,9, òî áàíê äëÿ ôèíàíñèðîâàíèÿ ðèñêîâûõ îïåðàöèé ôàêòè÷åñêè èñïîëüçóåò ïðèâëå÷åííûå ñðåäñòâà.  ýòîì ñëó÷àå:

Ïîêàçàòåëü çàèìñòâîâàíèé â Áàíêå Ðîññèè

Ê6 = Îñòàòêè ïî ñ÷åòàì ïîëó÷åííûõ êðåäèòîâ â Áàíêå Ðîññèè

Äàííûé ïîêàçàòåëü ñëóæèò äëÿ îöåíêè ñòåïåíè ïîòåðè óñòîé÷èâîñòè ðåñóðñíîé áàçû áàíêà.

Îòìåòèì òàê æå, ÷òî åñëè ïî äàííîé ñòàòüå áàëàíñà âîçíèêàþò âíóòðèìåñÿ÷íûå îáîðîòû, çíà÷èò, áàíê èñïûòûâàåò îïðåäåëåííûå ïðîáëåìû ñ òåêóùåé ëèêâèäíîñòüþ.

Ïîêàçàòåëü ïîòåíöèàëüíîé ñïîñîáíîñòè áàíêà ïðèâëåêàòü çàåìíûå ñðåäñòâà.

Öåííûå áóìàãè, ïðèîáðåòåííûå áàíêîì è ñâîáîäíûå îò çàëîãà

Ê7 =

Ïîðòôåëü öåííûõ áóìàã áàíêà

Äàííûé ïîêàçàòåëü ïîçâîëÿåò ñóäèòü î ïîòåíöèàëüíîé ñïîñîáíîñòè áàíêà ïðèâëåêàòü â ñëó÷àå íåîáõîäèìîñòè ðåñóðñû ñ ôèíàíñîâîãî ðûíêà äëÿ çàìåùåíèÿ îòòîêà ðåñóðñíîé áàçû, è ïðè îòñóòñòâèè íà áàëàíñå áàíêà íåîáõîäèìûõ äëÿ ïîêðûòèÿ âñåõ âûïëàò ïî îáÿçàòåëüñòâàì ëèêâèäíûõ àêòèâîâ.

Îöåíèâàòü äàííûé ïîêàçàòåëü èìååò ñìûñë òîëüêî ïðè íàëè÷èå ñêîëü-íèáóäü çíà÷èìîãî ïîðòôåëÿ öåííûõ áóìàã íà áàëàíñå áàíêà (íàïðèìåð, áîëåå 5-10% îò âåëè÷èíû àêòèâîâ áàíêà).

Ïîêàçàòåëü òåêóùåé ñáàëàíñèðîâàííîñòè àêòèâíî-ïàññèâíûõ îïåðàöèé áàíêà.

Àêòèâû áàíêà äî 1 ìåñÿöà

Ê8 =

Ïàññèâû áàíêà äî 1 ìåñÿöà

Äàííûé ïîêàçàòåëü ïîçâîëÿåò îöåíèòü õàðàêòåð èçíà÷àëüíîé ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ ïîòåíöèàëüíûõ ïðîáëåì ñ ïðîâåäåíèåì òåêóùèõ ïëàòåæåé (äî 1 ìåñÿöà).

Ïîêàçàòåëü ñáàëàíñèðîâàííîñòè àêòèâíî-ïàññèâíûõ îïåðàöèé áàíêà íà ñðåäíåñðî÷íóþ ïåðñïåêòèâó.

Àêòèâû áàíêà äî 6 ìåñÿöåâ

Ê9 =

Ïàññèâû áàíêà äî 6 ìåñÿöåâ

Äàííûé ïîêàçàòåëü àíàëîãè÷åí ïðåäûäóùåìó, íî â îòëè÷èå îò íåãî ïîçâîëÿåò îöåíèòü õàðàêòåð èçíà÷àëüíîé ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ ïîòåíöèàëüíûõ ïðîáëåì ñ ïðîâåäåíèåì ïëàòåæåé íà ñðåäíåñðî÷íóþ ïåðñïåêòèâó (äî 6 ìåñÿöåâ).

Ïîêàçàòåëü ìàñøòàáà äåÿòåëüíîñòè áàíêà.

Ê10 = Âàëþòà áàëàíñà áàíêà – íåòòî.

Äàííûé ïîêàçàòåëü ïîçâîëÿåò êîñâåííî îöåíèòü âîçìîæíóþ ñêîðîñòü íåãàòèâíîãî ðàçâèòèÿ ñîáûòèé â áàíêå.

Ìîæíî ïðèâåñòè åùå ðÿä ïîêàçàòåëåé Áèçíåñ-ïëàíà êîììåð÷åñêîãî Áàíêà.

2. Îñíîâíûå ïðèíöèïû ôîðìèðîâàíèÿ áèçíåñ-ïëàíà

Îñíîâíûå ïðèíöèïû ôîðìèðîâàíèÿ áèçíåñ-ïëàíà:

ãëóáîêèé àíàëèç èñõîäíîé ñèòóàöèè, äîñòèãíóòûõ ðåçóëüòàòîâ, ñèëüíûõ è ñëàáûõ ñòîðîí;

âûÿâëåíèå âíóòðåííèõ ðåçåðâîâ ïîâûøåíèÿ äîõîäîâ è/èëè ñíèæåíèÿ ðàñõîäîâ;

÷åòêîå îïðåäåëåíèå ïðàâ, îáÿçàííîñòè è îòâåòñòâåííîñòè áèçíåñ öåíòðà çà ðåçóëüòàòû òðóäà;

îïòèìàëüíîå ñî÷åòàíèå âûáðàííîé ñòðàòåãèè ñî ñòðàòåãèåé ðàçâèòèÿ áàíêà â öåëîì;

èñïîëüçîâàíèå â ïëàíèðîâàíèè ìíîãîâàðèàíòíîãî ïîäõîäà.

Îñíîâíûå ðàçäåëû:

õàðàêòåðèñòèêà áèçíåñ öåíòðà;

àíàëèç äîñòèãíóòûõ ðåçóëüòàòîâ;

öåëè è çàäà÷è;

îáîñíîâàíèå ñòðàòåãèè ðàçâèòèÿ;

ïëàí ìåðîïðèÿòèé;

ïðîãíîçíûé áàëàíñ;

ñìåòà äîõîäîâ è ðàñõîäîâ – áþäæåò;

âûâîäû è ïðåäëîæåíèÿ.

Çàäà÷è íà ïëàíèðóåìûé ïåðèîä ìîãóò áûòü ïðåäñòàâëåíû ñëåäóþùèì îáðàçîì:

êîëè÷åñòâåííûå ïîêàçàòåëè (ïî îáúåìàì îïåðàöèé, êîëè÷åñòâó êëèåíòîâ, è äð.);

íîâûå íàïðàâëåíèÿ ðàáîòû.

ñîâåðøåíñòâîâàíèå îðãàíèçàöèîííîé ñòðóêòóðû è ïîâûøåíèå ýôôåêòèâíîñòè óïðàâëåíèÿ ïåðñîíàëîì (ñíèæåíèå òðóäîåìêîñòè, ïîâûøåíèå ýôôåêòèâíîñòè òðóäà, êóëüòóðû è êà÷åñòâà îáñëóæèâàíèÿ êëèåíòîâ è äð.). Ýòî íàïðàâëåíèå ÿâëÿåòñÿ îñíîâíûì äëÿ öåíòðîâ óñëóã è öåíòðîâ ïîääåðæêè;

ðåíòàáåëüíîñòü (äëÿ öåíòðîâ ïðèáûëè);

ïîâûøåíèå äîõîäîâ è/èëè ñíèæåíèå ðàñõîäîâ (äëÿ öåíòðîâ óñëóã).

Ïëàíèðîâàíèå âíåøíèõ ïðîöåíòíûõ äîõîäîâ è ðàñõîäîâ ïðîèçâîäèòñÿ íà îñíîâå ïðîãíîçèðóåìûõ îáúåìîâ è âèäîâ îïåðàöèé ïîäðàçäåëåíèÿ, çíà÷åíèé ïðèâëå÷åííûõ è ðàçìåùåííûõ ðåñóðñîâ ïî èõ âèäàì è ñðîêàì è ñðåäíèõ ñòàâîê.

Ïëàíèðîâàíèå âíóòðåííèõ ïðîöåíòíûõ äîõîäîâ è ðàñõîäîâ ïðîèçâîäèòñÿ íà îñíîâå ïðîãíîçèðóåìûõ çíà÷åíèé ðåñóðñîâ, ïåðåäàâàåìûõ âíóòðåííåìó áàíêó äëÿ ðàçìåùåíèÿ èëè ïðèíèìàåìûõ îò âíóòðåííåãî áàíêà ïðè íåäîñòàòî÷íîñòè ñîáñòâåííûõ ðåñóðñîâ ïî ñòàâêàì, óñòàíîâëåííûì âíóòðåííèì áàíêîì.

Ïëàíèðîâàíèå êîìèññèîííûõ äîõîäîâ è ðàñõîäîâ ïðîèçâîäèòñÿ íà îñíîâå ïðîãíîçèðóåìûõ îáúåìîâ ñîîòâåòñòâóþùèõ îïåðàöèé ñ ó÷åòîì èõ óâåëè÷åíèÿ (óìåíüøåíèÿ) ïî ñðàâíåíèþ ñ ïðåäûäóùèì ïåðèîäîì (ñ ó÷åòîì òåíäåíöèé èõ èçìåíåíèÿ â ñòîðîíó óâåëè÷åíèÿ èëè óìåíüøåíèÿ) è/èëè ïëàíèðîâàíèÿ ââåäåíèÿ òàðèôîâ íà íåêîòîðûå óñëóãè, â òîì ÷èñëå ïî ïëàíèðóåìûì ê âíåäðåíèþ íîâûì âèäàì óñëóã êëèåíòàì. Àíàëîãè÷íî ïëàíèðóþòñÿ äðóãèå íåïðîöåíòíûå äîõîäû è ðàñõîäû (îò îïåðàöèé ñ öåííûìè áóìàãàìè è âàëþòíûìè öåííîñòÿìè è äð.).

Ïëàíèðîâàíèå ðàñõîäîâ íà ïåðñîíàë (çàðàáîòíîé ïëàòû) ïðîèçâîäèòñÿ èñõîäÿ èç ïëàíèðóåìîãî èçìåíåíèÿ ÷èñëåííîñòè ïåðñîíàëà ïî äîëæíîñòíûì êàòåãîðèÿì.

Êàê óæå áûëî îòìå÷åíî, ïðè ôîðìèðîâàíèè ñèñòåìû áþäæåòèðîâàíèÿ ïîäðàçäåëåíèÿ ñòðîèòñÿ íå òîëüêî áþäæåò, íî è ïðîãíîçíûé áàëàíñ äåÿòåëüíîñòè ïîäðàçäåëåíèÿ, è îò÷åò î äâèæåíèè äåíåæíûõ ñðåäñòâ. Ïðè ýòîì ïðîãíîçíûé áàëàíñ è îò÷åò î äâèæåíèè äåíåæíûõ ñðåäñòâ èìåþò òîëüêî öåíòðû ïðèáûëè. Îò÷åò î äâèæåíèè äåíåæíûõ ñðåäñòâ ïîìîãàåò âûÿâèòü èñòî÷íèêè ôîðìèðîâàíèÿ è ðàñõîäîâàíèÿ ñðåäñòâ, à òàêæå èõ íåäîñòàòîê èëè èçáûòîê. Åñëè ó ïîäðàçäåëåíèÿ îáðàçóåòñÿ èçáûòîê èëè íåäîñòàòîê ðåñóðñîâ, òî îí êîìïåíñèðóåòñÿ ñîîòâåòñòâóþùåé ñäåëêîé ñ âíóòðåííèì áàíêîì ïî îïðåäåëåííîé ñòàâêå, óñòàíîâëåííîé âíóòðåííèì áàíêîì (íà îñíîâå ïðèíÿòîé â áàíêå êîíöåïöèè òðàíñôåðòíîãî öåíîîáðàçîâàíèÿ).

Áèçíåñ-ïëàí ðàáîòû ïîäðàçäåëåíèÿ ðàññìàòðèâàåòñÿ ðóêîâîäñòâîì áàíêà è â ñîîòâåòñòâèè ñ îáùåáàíêîâñêèìè çàäà÷àìè è ñòðàòåãè÷åñêèìè öåëÿìè êîððåêòèðóåòñÿ. Äî ïîäðàçäåëåíèÿ äîâîäÿòñÿ êîíòðîëüíûå ïëàíîâûå ïîêàçàòåëè è èõ çíà÷åíèÿ. Äîïîëíèòåëüíàÿ ïðîðàáîòêà âîïðîñîâ äîñòèæåíèÿ ïëàíîâûõ ïîêàçàòåëåé ðàçâèòèÿ ïîäðàçäåëåíèÿ ñâîäÿòñÿ ê ïåðåñìîòðó çàïëàíèðîâàííûõ ìåðîïðèÿòèé è ïóòåé èõ äîñòèæåíèÿ. Îêîí÷àòåëüíûé ñêîððåêòèðîâàííûé áèçíåñ-ïëàí, áþäæåò è ïðîãíîçíûé áàëàíñ äåÿòåëüíîñòè ïîäðàçäåëåíèÿ óòâåðæäàþòñÿ Ïðàâëåíèåì áàíêà è ÿâëÿþòñÿ ðóêîâîäñòâîì ê äåéñòâèþ.

Читайте также:  Бизнес план открытия школы иностранного языка

Âíåäðåíèå óïðàâëåí÷åñêîãî ó÷åòà ÷åðåç ìåõàíèçì òðàíñôåðòíîãî öåíîîáðàçîâàíèÿ äîëæíî èçíà÷àëüíî îðãàíè÷åñêè âêëþ÷àòüñÿ â ïðîöåññ áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèÿ è áþäæåòèðîâàíèÿ. Ïðè ýòîì ìîãóò èñïîëüçîâàòüñÿ ðàçëè÷íûå ïîäõîäû ê îïðåäåëåíèþ âíóòðåííèõ, òðàíñôåðòíûõ öåí.  íàñòîÿùåå âðåìÿ îñîáåííî àêòóàëüíîé ïðîáëåìîé äëÿ ìíîãèõ áàíêîâ ÿâëÿåòñÿ ïðîáëåìà óïðàâëåíèå ëèêâèäíîñòüþ. Ïîýòîìó äëÿ ýôôåêòèâíîãî óïðàâëåíèÿ àêòèâàìè è ïàññèâàìè, ëèêâèäíîñòüþ áàíêà ïðåäëàãàåòñÿ èñïîëüçîâàòü ïðåäëàãàåìûé ìåõàíèçì âíóòðåííåãî òðàíñôåðòíîãî öåíîîáðàçîâàíèÿ. Ïðè ýòîì ñòàâèòñÿ çàäà÷à îöåíèòü ýôôåêòèâíîñòü äåÿòåëüíîñòè ïîäðàçäåëåíèé áàíêà èëè îòäåëüíûõ íàïðàâëåíèé ðàáîòû, óñòàíàâëèâàÿ âíóòðåííèå öåíû ñ ó÷åòîì íåîáõîäèìîñòè ñòèìóëèðîâàíèÿ ïðèâëå÷åíèÿ è/èëè ðàçìåùåíèÿ ðåñóðñîâ ðàçëè÷íûõ âèäîâ ïî îáúåìàì è ñðîêàì ïðèâëå÷åíèÿ è/èëè ðàçìåùåíèÿ.

Ìåòîäèêà ïîñòðîåíèÿ ñèñòåìû âíóòðèáàíêîâñêîãî óïðàâëåí÷åñêîãî ó÷åòà ñ öåëüþ óïðàâëåíèÿ ëèêâèäíîñòüþ ïî ñóùåñòâó ïðåäóñìàòðèâàåò ñîçäàíèå ñòðóêòóðû ñ ôóíêöèÿìè êàçíà÷åéñòâà (â äàëüíåéøåì èçëîæåíèè íàçûâàåìîé «âíóòðåííèé áàíê»). Âíóòðåííèé áàíê îáåñïå÷èâàåò êîîðäèíàöèþ ïðèâëå÷åíèÿ è ðàçìåùåíèÿ ðåñóðñîâ ïî èõ ñòîèìîñòè â çàâèñèìîñòè îò ñðîêîâ ïðèâëå÷åíèÿ/ ðàçìåùåíèÿ è îáåñïå÷èâàåò ñòèìóëèðîâàíèå òîãî èëè èíîãî âèäà ðåñóðñîâ, ñîîòâåòñòâåííî, ïðèâëåêàåìûõ è/ èëè ðàçìåùàåìûõ.

Ïîêàçàòåëåì ýôôåêòèâíîñòè äåÿòåëüíîñòè âíóòðåííåãî áàíêà, à, ñëåäîâàòåëüíî, è ýôôåêòèâíîñòè ðåãóëèðîâàíèÿ àêòèâîâ è ïàññèâîâ ñëóæèò ïðèáûëü âíóòðåííåãî áàíêà, ðàññ÷èòûâàåìàÿ êàê ðàçíèöà ìåæäó ïîëó÷åííûìè «âíóòðåííèìè» äîõîäàìè è ïðîèçâåäåííûìè «âíóòðåííèìè» ðàñõîäàìè. Ïðè ýòîì ìîãóò ó÷èòûâàòüñÿ íå òîëüêî ïðîöåíòíûå äîõîäû è ðàñõîäû, íî òàêæå äðóãèå èõ âèäû. Òàê, íà âíóòðåííèé áàíê ìîãóò áûòü îòíåñåíû îòäåëüíûå ñòàòüè îáùåáàíêîâñêèõ ðàñõîäîâ, íå ðàñïðåäåëÿåìûå ïî ïîäðàçäåëåíèÿìè âñëåäñòâèå îòñóòñòâèÿ ÷åòêî âûðàæåííîé èõ «ïðèíàäëåæíîñòè» òîìó èëè èíîìó ïîäðàçäåëåíèþ è äð.

Òàêèì îáðàçîì, ïîñòðîåíèå ñèñòåìû âíóòðåííåãî öåíîîáðàçîâàíèÿ ïðåäóñìàòðèâàåò ïðåæäå âñåãî ðåøåíèå âîïðîñîâ îïðåäåëåíèÿ ñòðóêòóðû âíóòðåííèõ äîõîäîâ è ðàñõîäîâ ïðèìåíèòåëüíî ê ðàçëè÷íûì áèçíåñ öåíòðàì. Ïî ñóùåñòâó ýòî ñâîäèòñÿ ê ïîñòðîåíèþ âíóòðåííèõ áàëàíñîâ è îò÷åòîâ î ïðèáûëÿõ è óáûòêàõ ïî ïîäðàçäåëåíèÿì áàíêà. Âíóòðåííèé áàíê ïîêóïàåò ó (ðåñóðñíûõ) ïîäðàçäåëåíèé ðåñóðñû ñ öåëüþ ïîñëåäóþùåãî ðàçìåùåíèÿ â äîõîäîïðèíîñÿùèå îïåðàöèè (êðåäèòíûå, îïåðàöèè ñ öåííûìè áóìàãàìè è äð.). Î÷åâèäíî, ÷òî ñòîèìîñòü (ôàêòè÷åñêàÿ) ðåñóðñîâ çàâèñèò îò èõ îáúåìîâ è ñðîêîâ ïðèâëå÷åíèÿ.  êîíå÷íîì èòîãå ñòîèìîñòü ïðèâëå÷åííûõ ðåñóðñîâ ðàçíûõ ñðîêîâ îïðåäåëÿåòñÿ ñðåäíåðûíî÷íîé äîõîäíîñòüþ àêòèâíûõ îïåðàöèé è äëÿ ðàñ÷åòîâ âíóòðåííèõ öåí ìîæåò áûòü ïðèíÿòà â äîëÿõ îò ïîñëåäíåé. áèçíåñ ïëàí áàíê óïðàâëåí÷åñêèé

 îáùåì âèäå ñõåìó ðåãóëèðîâàíèÿ öåí âíóòðåííåãî áàíêà ïî ïîêóïêå-ïðîäàæå ðåñóðñîâ ìîæíî ïðåäñòàâèòü, êàê ðåçóëüòàò àíàëèçà ñòðóêòóðû âñåõ ðåñóðñîâ, ïðèâëå÷åííûõ (âêëþ÷àÿ ñîáñòâåííûå ñðåäñòâà áàíêà) è ðàçìåùåííûõ áàíêîì. Ñ öåëüþ óïðîùåíèÿ ìîæíî ðàçáèòü âñå ðåñóðñû (êàê â àêòèâàõ, òàê è â ïàññèâàõ) íà äâå ãðóïïû: êðàòêîñðî÷íûå è äîëãîñðî÷íûå.  çàâèñèìîñòè îò ðåàëüíî ñëîæèâøåéñÿ ñòðóêòóðû ïðèâëå÷åííûõ è ðàçìåùåííûõ ðåñóðñîâ ïî ñðîêàì, âðåìåííàÿ ãðàäàöèÿ ïî óêàçàííûì ãðóïïàì ðåñóðñîâ ìîæåò áûòü ïðèíÿòà ðàçëè÷íîé.

Âíóòðåííèé áàíê ïîêóïàåò âñå ïðèâëå÷åííûå ðåñóðñû ó «ðåñóðñíûõ» ïîäðàçäåëåíèé â çàâèñèìîñòè îò ñðîêîâ ïðèâëå÷åíèÿ, ñîîòâåòñòâåííî, ïî öåíå êðàòêîñðî÷íûõ è öåíå äîëãîñðî÷íûõ ðåñóðñîâ çà âû÷åòîì ñðåäñòâ, ðàçìåùåííûõ â íåäîõîäîïðèíîñÿùèå àêòèâû (ÔÎÐ, à òàêæå íàëè÷íûõ äåíåæíûõ ñðåäñòâ â êàññå).

Ïîäðàçäåëåíèÿ (öåíòðû ïðèáûëè) ïîêóïàþò ó âíóòðåííåãî áàíêà ðåñóðñû äëÿ ðàçìåùåíèÿ â àêòèâíûå îïåðàöèè (êðåäèòíûå, öåííûå áóìàãè) ïî óñòàíîâëåííûì öåíàì âíóòðåííåãî áàíêà â çàâèñèìîñòè îò òðåáóåìûõ ñðîêîâ ðàçìåùåíèÿ (êðàòêîñðî÷íûõ èëè äîëãîñðî÷íûõ âëîæåíèé).

Òàêèì îáðàçîì, ïðè óñòàíîâëåíèè öåí âíóòðåííåãî áàíêà ïîêóïêè-ïðîäàæè ðåñóðñîâ ñëåäóåò ó÷èòûâàòü ôàêòè÷åñêè ñëîæèâøèåñÿ óñëîâèÿ ïî ñòðóêòóðå è ïëàòíîñòè ïàññèâîâ è ïî ñòðóêòóðå è äîõîäíîñòè àêòèâîâ. Äëÿ êîíòðîëÿ çà ñîñòîÿíèåì ðûíêà è àíàëèçà ñòåïåíè ýôôåêòèâíîñòè ôóíêöèîíèðîâàíèÿ áàíêà â ðûíî÷íîé ñðåäå (÷òî î÷åíü âàæíî îòñëåæèâàòü â óñëîâèÿõ êîíêóðåíöèè) âî âíóòðåííåì öåíîîáðàçîâàíèè ìîãóò áûòü çàëîæåíû èçìåíåíèÿ ðûíî÷íîé ñòîèìîñòè ðåñóðñîâ ïî èõ âèäàì è ðûíî÷íîé äîõîäíîñòè ïî âèäàì àêòèâíûõ îïåðàöèé, îñóùåñòâëÿåìûõ áàíêîì. Òîãäà ïðè îïðåäåëåíèè öåí ïîêóïêè-ïðîäàæè ðåñóðñîâ âíóòðåííèì áàíêîì ìîãóò áûòü ó÷òåíû (êàê òåêóùèå, òàê è ïðîãíîçèðóåìûå) ðûíî÷íûå óñëîâèÿ ïî ïëàòíîñòè ðåñóðñîâ è äîõîäíîñòè âëîæåíèé.

Çàêëþ÷åíèå

Òàêèì îáðàçîì, ñîñòîÿíèå â áàíêîâñêîé ñèñòåìå Ðîññèè ìîæíî ñðàâíèòü ñ ñîñòîÿíèåì ðÿäà ìåòàëëóðãè÷åñêèõ êîìáèíàòîâ, èñïûòûâàþùèõ îñòðóþ íåõâàòêó ðóäû. Äà, ìîæíî è íóæíî ïîïûòàòüñÿ èçâëå÷ü èç ðóäû êàê ìîæíî áîëüøå ìåòàëëà, ñîâåðøåíñòâóÿ òåõíîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ (ïîâûøåíèå ïðèáûëüíîñòè àêòèâîâ, ROA), íå çàáûâàÿ ïðè ýòîì, ÷òî èçâëå÷åíèå êàæäîé ñëåäóþùåé ÷àñòè îáõîäèòñÿ âñå äîðîæå è â êàêîé- òî ìîìåíò ñòàíîâèòñÿ íåîïðàâäàííûì ýêîíîìè÷åñêè. Íî óæå ñîâåðøåííî àáñóðäíûì ïðåäñòàâëÿåòñÿ â ýòîé ñèòóàöèè íàðàùèâàíèå ìîùíîñòåé (óâåëè÷åíèå óñòàâíûõ êàïèòàëîâ áàíêîâ).

Ïîïûòêè ñïàñòè ïîëîæåíèå óâåëè÷åíèåì óñòàâíîãî êàïèòàëà íàïðàñíû – ýòî ïðîñòî êðàéíå íåýôôåêòèâíîå ðàñõîäîâàíèå ñðåäñòâ. Äåéñòâèòåëüíî, óâåëè÷èâàÿ óñòàâíîé êàïèòàë, ìû ñ îäíîé ñòîðîíû çíà÷èòåëüíî óâåëè÷èâàåì ñòîèìîñòü êðåäèòíûõ ðåñóðñîâ, ò.ê. ñòîèìîñòü êàïèòàëà çíà÷èòåëüíî ïðåâûøàåò ñòîèìîñòü ëþáûõ äðóãèõ ïðèâëå÷åííûõ ñðåäñòâ. Ñ äðóãîé ñòîðîíû, ïðèáûëüíîñòü àêöèîíåðîâ áóäåò çàìåòíî ñíèæåíà â ðåçóëüòàòå ñíèæåíèÿ ìóëüòèïëèêàòîðà êàïèòàëà.

Ïðèíöèïû è òåõíîëîãèÿ ïðîöåññîâ áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèÿ è áþäæåòèðîâàíèÿ â êîììåð÷åñêîì áàíêå â ðàìêàõ îáùåé ñèñòåìû ñòðàòåãè÷åñêîãî ïëàíèðîâàíèÿ.

Ïðîöåññû áþäæåòèðîâàíèÿ è ôèíàíñîâîãî ïëàíèðîâàíèÿ ÿâëÿþòñÿ íåîòúåìëåìîé ÷àñòüþ ôèíàíñîâîãî ìåíåäæìåíòà, èíñòðóìåíòîì ñòðàòåãè÷åñêîãî ïëàíèðîâàíèÿ, óïðàâëåíèÿ àêòèâàìè è ïàññèâàìè, à òàêæå ïîäãîòîâêè óïðàâëåí÷åñêîé èíôîðìàöèè äëÿ ïðèíÿòèÿ ðåøåíèé ðóêîâîäñòâîì áàíêà. Íå ñåêðåò, ÷òî óïðàâëåíèå â áîëüøèíñòâå ðîññèéñêèõ áàíêàõ íåàäåêâàòíî ñòîÿùèì ïåðåä íèìè çàäà÷àì, à ôèíàíñîâûé ìåíåäæìåíò â îòå÷åñòâåííûõ áàíêàõ íàõîäèòñÿ â ñòàäèè ñòàíîâëåíèÿ. Ïîýòîìó îñîáóþ àêòóàëüíîñòü ïðèîáðåòàåò àíàëèç ïðàêòè÷åñêîãî îïûòà è ðàçðàáîòêà ìåòîäîëîãè÷åñêîãî èíñòðóìåíòàðèÿ ïî äàííîé ïðîáëåìå.

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

1. Àìåëèí È.Ý., Öàðüêîâ Â.À. Áèçíåñ-ïëàí ðàçâèòèÿ Áàíêà íà îñíîâå äèíàìè÷åñêîé ìîäåëè. // Áàíêîâñêîå äåëî. 2014. ¹4. Ñ. 45-53.

2. Äåíüãè, êðåäèò, áàíêè. / Ïîä ðåä. Î.È. Ëàâðóøèíà. Ì.: Ôèíàíñû è ñòàòèñòèêà, 2013. 645 ñ.

3. Äåíüãè, êðåäèò, áàíêè. / Ïîä ðåä. Å.Ô. Æóêîâà. Ì.: ÞÍÈÒÈ, 2013. 542 ñ.

4. Êîòåíêîâ Â.Í. Ýôôåêòèâíîñòü ðàáîòû áàíêîâ â Ðîññèè. // Ïðîìûøëåííîñòü Ðîññèè. 2014. ¹12. Ñ. 24-29.

5. Ôèíàíñû, äåíüãè, êðåäèò. / Ïîä ðåä. Î.Â. Ñîêîëîâîé. Ì.: Þðèñòü, 2015. 784 ñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник