Бизнес план как основа бюджетирования

Бизнес план как основа бюджетирования thumbnail

Бюджетирование — фундамент, на котором строится эффективное управление компанией. Это инструмент, позволяющий распределять денежные потоки и составлять финансовые прогнозы с максимальной пользой. Разбираемся, как выстроить систему бюджетирования в малом и среднем бизнесе.

Каждое предприятие независимо от сферы деятельности, размера и правовой формы в ходе работы ведет учет и планирование финансов. В традиционном понимании бюджетирование на предприятии представляет собой в финансовый план, который включает в себя все виды доходов и расходов. Такой план помогает оптимально распределять денежные потоки с максимальной выгодой для компании.

Бюджетирование – это основа экономического планирования для любого предприятия. Правильно составленный бюджет дает представление о возможных доходах и позволяет распределить их с максимальной выгодой. Цель бюджетирования на предприятии – это систематизация доходов и расходов, оптимальное распределение активов и пассивов организации.

Функции бюджетирования на предприятии

Введение системы бюджетирования позволяет руководству компании увидеть, сколько конкретно денег она получает в виде дохода и куда они расходуются, а также определить реальную прибыль за определенный отчетный период.

Бюджетирование является частью общего процесса управления экономикой, поэтому построение бюджета начинается с прогноза на основе имеющихся данных о доходах и расходах, продолжается поэтапным планированием, поддерживается анализом и корректировкой. В итоге получается финансовый план, показывающий рентабельность и реальную прибыль компании.

В задачи бюджетирования на предприятии входят:

  1. Прогнозирование или постановка цели, которые необходимы для понимания, зачем, куда и как движется компания. Бюджетирование, ориентированное на результат, должно начинаться с постановки реально достижимых целей.
  2. Планирование – объединение всей системы деятельности предприятия в единую систему, с учетом целей, ресурсов, продуктивности в целом и каждого подразделения в отдельности. В результате планирования получается стопроцентно функциональный бюджет всей компании, но на начальном этапе очень важно четко учитывать все факторы и возможности каждого подразделения.
  3. Контроль и учет – оперирование проверенными факторами и точными цифрами. Система бюджетирования строится на точных фактических показателях, включая различные типы, суммы и комбинации нескольких факторов. Для обеспечения контроля и бюджетного учета необходимо последовательно и непрерывно отслеживать показатели. Такой подход дает возможность постоянно анализировать текущее состояние бюджета и своевременно вносить корректировки.
  4. Анализ – постоянная проверка соблюдения запланированного бюджета. При отклонении от внесенных в бюджет цифр анализ позволяет найти причину несоответствия планирования от фактических показателей. На основе фактического анализа можно выявить причины и внести обоснованные изменения в бюджет.
  5. Корректировка – заключительный этап, имеющий очень важное значение. Не всегда удается точно провести прогнозирование, поэтому реальные данные могут расходиться с запланированными. Коррекция – это логические и необходимый процесс. Не стоит беспокоиться из-за того запланированные и реальные цифры не совпадают полностью. Отклонения в бюджете естественны. В процессе корректировки они анализируются, разбиваются на составляющие и устраняются.

Задачи бюджетирования организации:

  • текущее планирование;
  • оценка обоснованности затрат;
  • оформление базы отчетности для анализа;
  • повышение эффективности;
  • выявление и минимизация рисков.

В связи с последствиями карантином бухгалтерам придется перестроить свою работу Аутсорсинг бухгалтерии «Главбух Асcистент» создан для комфортной удаленной работы: все процессы отлажены. Сейчас это выгоднее, чем зарплата штатному работнику. Уточнить стоимость услуг можно здесь.

Основы

Правовые аспекты бюджетирования регулируются Бюджетным кодексом РФ. В нем даны базовые основы планирования и бюджетирования в организации обо всех показателях системного бюджета.

Бюджетирование как инструмент финансового планирования основывается на финансовых показателях. Основу бюджетирования составляют такие экономические элементы:

  1. Доходы бюджета – совокупный показатель всех доходов предприятия, включая выручки от продаж и прочей реализации, внереализационные доходы (субсидии, дотации, субвенции).
  2. Расходы бюджета – деньги, предназначенные на финансовое обеспечение поставленных задач, включая производственные затраты, коммерческие и управленческие расходы, выплаты по кредитам и займам, уплата налогов и взносов.
  3. Дефицит бюджета – показатель превышения расходов над доходами, который выявляется путем контроля и учета. Такая ситуация требует анализа и корректировки бюджета и внесения мероприятий по ограничению и сокращению расходов (секвестр расходов).
  4. Профицит бюджета – показатель, указывающий на превышение запланированных доходов над расходами.

Требования к организации процесса бюджетирования

Бюджетирование на предприятии представляет собой централизованный план, включающий в себя бюджеты всех его подразделений и структур. В процессе организации бюджетирования на предприятии следует учитывать основные требования:

  1. Создание правовой основы. Основой для бюджетирования является Положение о финансовой структуре предприятия.
  2. Методическое обеспечение процесса и принятие системы бюджетирования.
  3. Организация группы специалистов по разработке бюджета и распределение полномочий.
  4. Выстраивание приоритетов в финансовом и экономическом планировании.
  5. Организация контроля за выполнением бюджета.

На больших многоструктурных предприятиях используются специализированные системы бюджетирования, которые представляют собой централизованный финансовый план, учитывающий показатели бюджетов каждого подразделения и филиала. На малых предприятиях применяется минимальное бюджетирование, иначе называемое бюджетным управлением. Процесс формирования бюджета малых и средних предприятий более простой, однако принципы и показатели используются одни и те же.

Пример внутреннего бюджетирования малого предприятия

Как организовать бюджетирование на предприятии

Если ваше предприятие пострадало от кризиса, договориться с банками на кредитные каникулы для вашего бизнеса поможет команда аутсорсинга бухгалтерии «Главбух Ассистент». Мы знаем, какие документы надо оформить, чтобы подать запрос в банк и помогут получить отсрочку по выплате кредита, пересмотреть условия договора с банком или обратиться за новым кредитом.

С чего начать бюджетирование на предприятии

Процедура бюджетирования начинается с составления статей бюджетов. В зависимости от вида деятельности в бюджет вносятся общие показатели доходов и расходов, выводится показатель планируемой чистой прибыли до налогообложения. Для примера рассмотрим бюджет небольшого салона красоты, статьями бюджета в данном случае выступают:

  1. Доходы от услуг, в которые входят планируемые показатели, рассчитанные на основе анализа предыдущей деятельности, посещаемости салона, иные факторы (например, расширение, реклама).
  2. Доходы от продажи сопутствующих товаров с учетом ассортимента и спроса.
  3. Расходы, включая зарплату сотрудников, аренду помещения, оплату поставок, амортизацию оборудования, страховки, налог на имущество, коммунальные услуги и т.д.

Таблицы с примерами, с чего начать бюджетирование на предприятии

Доходы

Выручка

Сумма, руб.

Реализация услуг

114000

Продажа товаров

32000

Общая выручка

146000

Расходы

Расходы

Переменные

Постоянные

Сумма, руб.

Амортизация

600

600

Зарплата

34000

12000

42000

Оплата поставок

10000

10000

Арендная плата

20000

20000

Коммунальные услуги

850

2500

3350

Страхование

1200

1200

Реклама

5000

5000

Общий расход

82150

Итого: чистая прибыль до налогообложения – 63850 руб.

Прогноз, планирование, контроль-учет, анализ и коррекция – базовые понятия для составления бюджета любой организации. Правильный финансово обоснованный бюджет позволяет даже небольшим компаниям пережить кризисы, расшириться, продвинуться и занять крепкие позиции в своей сфере деятельности.

Источник

Планирование – это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определение путей их наиболее эффективного достижения.

Финансовое планирование:

  • Позволяет выбирать наиболее эффективные пути развития предприятия;
  • Позволяет воплотить намеченные стратегические цели в конкретные финансовые показатели;
  • Дает возможность оценить эффективность деятельности предприятия;
  • Помогает рассчитывать и следить за использованием финансовых ресурсов;
  • Является инструментом для привлечения финансовых ресурсов.

Основные задачи финансового планирования:

  • Обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
  • Анализ взаимосвязи возможных решений о дивидендах, финансировании проектов, инвестициях и прогнозирование последствий данных решений;
  • Определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рациональности его использования;
  • Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономичного использования денежных средств;
  • Установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
  • Соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
  • Контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия в целом и центров финансовой ответственности, в частности.

Инфраструктура финансового планирования включает в себя четыре основных блока: аналитический, информационный, организационный и программно-технический:

  • Аналитический блок подразумевает наличие регламентированной методологии и методики подготовки финансового плана для его последующего анализа и оценки выполнения;
  • Информационный блок обусловлен необходимостью сбора внутренней и внешней информации, способной прямым или косвенным методом оказать влияние на итоговые показатели плана;
  • Организационный блок предполагает обязательное наличие организационной структуры управления, с четко регламентированными функциями и областью ответственности;
  • Программно-технический блок направлен на автоматизацию всего процесса с целью достижения оптимизации материально-технических затрат.

В экономической литературе различают пять видов финансового планирования: стратегическое, перспективное, бизнес-планирование (включает в себя перспективное и текущее планирование), текущее планирование или бюджетирование и оперативное финансовое планирование.

Деление финансовых планов по видам осуществляется в зависимости от длительности бюджетного периода, т.е. временного интервала финансового плана. Основой формирования всех финансовых планов чаще всего выступают долгосрочные цели, определяемые руководством предприятия в ходе стратегического планирования путем выработки финансовой стратегии. Стратегические цели предприятия детализируются и получают свое отражение в виде среднесрочных и краткосрочных планов и бюджетов.

Весь процесс финансового планирования на предприятии можно разделить на несколько основных этапов:

  1. Анализ финансовых показателей предыдущего периода посредством форм финансовой отчетности, содержащих информацию для расчета экономических показателей предприятия и составления прогноза форм отчетности на последующие периоды.
  2. Подготовка основных прогнозных документов:
    1. Прогнозного бухгалтерского баланса;
    2. Отчета о прибылях и убытках;
    3. Отчета о движении денежных средств.
    4. Уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.
    5. Оперативное финансовое планирование.
    6. Внедрение разработанных финансовых планов, контроль их исполнения и последующий анализ достигнутых результатов.

Текущее финансовое планирование или бюджетирование рассматривается как составная часть финансового планирования и представляет собой конкретизацию показателей перспективных планов. Бюджетирование представляет собой планирование, учет и контроль движения денежных средств, и анализ финансовых результатов конкретных направлений деятельности предприятия. Цель бюджетирования состоит в определении суммы и структуры расходов предприятия и его подразделений на конкретные цели и финансовое обеспечение их покрытия.

В мировой практике под бюджетированием понимается элемент менеджмента, ориентированный на управление, представляющий собой методологию планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых результатов. Бюджетирование можно представить как процесс анализа ранее принятых решений, посредствам которого предприятие оценивает целесообразность фактического использования активов.

Бюджетирование как управленческая технология включает три важнейшие составные части:

  • Технология бюджетирования, которая представляет собой виды и формы бюджетов, систему финансово-экономических показателей как основу построения бюджетов, порядок консолидации отдельных бюджетов в единый сводный бюджет;
  • Организация процесса бюджетирования, предусматривающая формирование финансовой структуры предприятия, посредством определения центров финансовой ответственности, бюджетного регламента, этапов бюджетного процесса, графика документооборота, системы внутренних нормативных документов;
  • Информационные технологии, позволяющие не только разработать различные сценарии будущего финансового состояния предприятия, но и осуществить оперативный сбор, обработку и консолидацию фактических данных, необходимых для бюджетного контроля.

Система бюджетирования представляет собой совокупность таких элементов как структура бюджетов, процедура формирования, согласования и утверждения бюджетов, контроль их фактического исполнения, нормативная база (нормы, нормативы, лимиты), типовые процедуры и механизмы принятия управленческих решений.

Пять этапов постановки системы бюджетирования:

  1. Формирование финансовой структуры, на данном этапе разрабатывается модель структуры, позволяющая установить ответственность за исполнение бюджетов и контроль источников возникновения доходов и расходов путем определения центров финансовой ответственности.
  2. Создание структуры бюджетов, путем определения общей схемы формирования сводного бюджета предприятия.
  3. Разработка методик и процедур управленческого учета, формирование учетно-финансовой политики.
  4. Разработка регламента планирования, определяющего процедуры планирования, мониторинга и анализа причин невыполнения бюджетов, а также текущей корректировки бюджетов.
  5. Внедрение системы бюджетирования и проведение сценарного анализа.

Бюджетный процесс на любом предприятии должен начинаться с разработки проекта сводного бюджета. На этом уровне необходимо оценить производственную программу, ее качественные и количественные параметры, изменения ценовой и кредитной политики, определить производственный потенциал предприятия на основе анализа рациональности использования активов, освоения новых технологий и видов продукции. Далее проект бюджета должен пройти процедуру согласования и утверждения высшим органом управления. По итогам бюджетного периода следует провести анализ исполнения бюджета, выявить отклонения, объяснить их причины, принять необходимые управленческие решения.

Существуют две основные формы составления бюджета: фиксированный бюджет (традиционная форма) и гибкий бюджет. При фиксированном бюджете цифровые показатели рассчитываются и утверждаются до начала планируемого периода и пересмотру не подлежат. Отличительной особенностью гибкого бюджета является то, что на любом из этапов развития предприятия в бюджет могут быть внесены корректировки.  Некоторые предприятия формируют так называемые обновляемые, или «скользящие», бюджеты, когда при составлении бюджета на год, по прошествии первого планового квартала производится планирование еще на один квартал. Используя «скользящий» бюджет, предприятие имеет возможность оперативно учитывать изменения внешней среды, действовать в соответствии с уточненными целями, а также корректировать планы в зависимости от уже достигнутых результатов. В итоге прогнозы доходов и расходов становятся более точными, при этом плановый период при использовании «скользящего» бюджетирования не изменяется.

Бюджетное управление – оперативная система управления компанией по центрам ответственности через бюджеты, позволяющая достигать поставленные цели путем наиболее эффективного использования ресурсов.

Финансовая структура – организация центров финансовой ответственности, определяющая их подчиненность, полномочия и ответственность и предназначенная для управления стоимостью деятельности предприятия.

Центр финансовой ответственности (ЦФО) – структурное подразделение, осуществляющее определенный набор хозяйственных операций, способное оказывать непосредственное воздействие на расходы и/или доходы от этих операций и отвечающее за величину данных расходов и/или доходов.

Типы ЦФО:

  • Центры инвестиций
  • Центры прибыли
  • Центры маржинального дохода
  • Центры дохода
  • Центры затрат

Данная классификация основана на разделении ЦФО по видам доходов/затрат, которые определяются, исходя из функциональной деятельности центра.

# Центры затрат образуют подразделения, которые для выполнения своих функциональных обязанностей потребляют различные ресурсы, что означает для предприятия затраты. Соответственно, они отвечают за величину произведенных в своей деятельности затрат. Примером Центров затрат являются различные производственные подразделения и функциональные службы (цех, склад, бухгалтерия, реклама, охрана). Центры затрат определяют расходную часть бюджета предприятия.

# Центры дохода отвечают за доход, который они приносят фирме за счет своей деятельности, и определяют доходную часть бюджета. Центром дохода может выступать подразделение компании, занимающееся реализацией готовой продукции, товаров и услуг, т.е. функционально предназначенное для получения дохода в виде выручки (Отдел продаж, склад-магазин, оптовая база, сеть агентов, фирменных магазинов и т.д.).

# Центры маржинального дохода несут ответственность за величину получаемого маржинального дохода (вклад на покрытие). Создаются на предприятиях, где есть подразделения, осуществляющие более сложный вид деятельности – не одно производство (как центры затрат), и не одну торговлю (как центры дохода), а, например, производство и реализация продукции определенной номенклатуры, т.е. фактически являются отдельными бизнес-направлениями (бизнесами). Бизнесы отвечают за эффективность деятельности, контролируя доходную и расходную части своего направления. Мерой эффективности бизнеса является не доходы и затраты направления по отдельности, а разница между ними в виде маржинального дохода. Под маржинальным доходом (прибылью) понимается разница между выручкой и прямыми (прямо прослеживаемыми до объекта возникновения) затратами. Полученная сумма маржинального дохода идет сначала на покрытие накладных затрат направления, потом накладных предприятия, и далее на формирование чистой прибыли всего предприятия. То направление, которое приносит наибольший маржинальный доход, является и наиболее выгодным для предприятия. Таким образом, предприятие обеспечивает эффективность деятельности своих отдельных направлений бизнеса, ставя им в ответственность уровень маржинального дохода.

# Центры прибыли отвечают перед руководством суммой заработанной прибыли, т.е., они по аналогии с центрами маржинального дохода контролируют как расходную, так и доходную сторону своей деятельности. Но центры прибыли рассчитывают доходы и затраты не отдельного направления, а всего предприятия в целом. Соответственно, центром прибыли выступает предприятие – как самостоятельное, так и в составе многоуровневой структуры, например, холдинга.

# Центры инвестиций являются верхним уровнем финансовой структуры. Они имеют право управлять не только оборотным капиталом, т.е. отвечать за объем заработанной прибыли, но и управлять необоротными активами (основными средствами), в том числе, осуществлять инвестиции (и дезинвестиции). Например, построить новый цех, поменять устаревшее оборудование, а в больших масштабах – купить фирму, продать бизнес и т.д. В этом случае центр инвестиций контролирует окупаемость этих инвестиций, и таким образом отвечает за рентабельность всех активов фирмы. Центр инвестиций уже всегда только предприятие – либо самостоятельное, либо головная компания многоуровневой структуры.

# Центр финансового учета – структурное подразделение, которое ведет учет установленных для него показателей доходов и/или расходов, но не отвечает за их величину.

# Постановка бюджетного управления — комплекс организационно-технических мероприятий по разработке и внедрению системы бюджетного управления.

Проведение работ по постановке системы бюджетного управления компанией осуществляется поэтапно в следующем порядке:

1. Проектирование финансовой структуры

На основе организационной структуры компании разрабатывается финансовая структура. В рамках этой работы из организационных звеньев (подразделений) формируются Центры Финансовой Ответственности (ЦФО) и строится модель финансовой структуры.

2. Формирование бюджетной структуры

Описываются и структурируются статьи планирования и учета всей хозяйственной деятельности предприятия, в которых будет осуществляться ведение бюджетов доходов/ расходов, выплат/поступлений (денежных средств), оприходования/отпуска (материальных ценностей), активов/пассивов (управленческого баланса) в виде справочников.

Далее определяются виды бюджетов, которые необходимо вести предприятию, устанавливаются взаимосвязи их формирования, уровни консолидации и их внутренняя структура на основе справочников бюджетных статей.

3. Разработка внутренней учетной политики

Формируются организационные основы ведения учета, выбираются принципы документирования хозяйственных операций и методы оценки имущества, определяются методика и техника ведения учета.

4. Разработка системы планирования

Определяется порядок планирования – от формирования плана продаж предприятия до утверждения основного бюджета предприятия, с указанием участников процесса планирования, регламентов их действий, формы документов и сроков их разработки, согласования и утверждения.

5. Разработка системы финансово-экономического анализа

Определяется состав методов анализа, порядок их проведения, формируется система отчетности с указанием участников процесса анализа, регламентов их действий, подготовки и предоставления отчетов.

6. Регламентация

Результаты всех проведенных работ должны быть формализованы, т.е. закреплены в регламентных документах предприятия. Для этого все этапы завершаются подготовкой соответствующих Положений:

  • Положение о финансовой структуре
  • Положение о бюджетной структуре
  • Положение об учетной политике
  • Положение о планировании
  • Положение об анализе
  • Положение(я) о центрах финансовой ответственности (ЦФО)

“Положение о финансовой структуре” – внутренний регламентный документ предприятия, описывающий финансовую структуру предприятия и регламентирующий процесс ее формирования, являющийся одной из составных частей пакета регламентов по бюджетному управлению.

Бюджет – финансовый документ установленного формата, по которому происходят планирование и учет результатов хозяйственной деятельности.

Статья – составная часть бюджета, по которой происходят планирование и учет хозяйственных операций одного типа.

Хозяйственная операция – простейшее событие в деятельности предприятия, вызвавшее возникновение доходов, затрат, расходов, поступлений/выплат денежных средств, формирование остатков или движение товарно-материальных ценностей.

Операционный бюджет – бюджет, составляемый по каждому Центру Финансовой Ответственности (ЦФО) для планирования и учета результатов его деятельности (операций).

Функциональный бюджет – бюджет, составляемый по определенной области деятельности предприятия (функции) для планирования и учета результатов данной деятельности.

Бюджет предприятия – план, составленный на следующий период в натуральном и денежном выражении; определяющий потребность предприятия в ресурсах, необходимых для получения запланированных доходов.

Натурально-стоимостные бюджеты (Бюджеты Товаров, Запасов и Внеоборотных Активов) – бюджеты, отражающие движения всех, кроме денежных средств, активов предприятия; составляемые как в натуральных, так и денежных единицах для планирования и учета данного движения.

Бюджет Доходов и Расходов (БДР) – бюджет, отражающий процесс формирования финансовых результатов деятельности предприятия; составляемый для планирования и учета данного процесса с целью управления прибыльностью и рентабельностью предприятия.

Бюджет Движения Денежных Средств (БДДС) – бюджет, отражающий процесс движения денежных средств по всем видам счетов и кассе предприятия; составляемый для планирования и учета данного движения с целью управления платежеспособностью предприятия.

Бюджет Баланса, Бюджет по Балансовому Листу (ББЛ) – бюджет, отражающий структуру имущества (активов) предприятия и источников его формирования (пассивов); составляемый для планирования будущей и учета фактически сложившейся структуры активов/пассивов с целью управления стоимостью предприятия.

Консолидированный (итоговый) бюджет – группировка всех функциональных бюджетов предприятия в разрезах:
a. движения товаров, запасов и внеоборотных активов;
b. формирования доходов и расходов;
c. движения денежных средств;
d. формирования стоимости;

предназначенная для планирования и учета результатов хозяйственной деятельности предприятия в целом.

Бюджетная структура – система функциональных бюджетов предприятия, по которой происходят последовательное планирование и учет результатов хозяйственной деятельности всего предприятия.

“Положение о бюджетной структуре” – внутренний регламентный документ предприятия, описывающий бюджетную структуру предприятия и регламентирующий процесс их формирования, являющийся одной из составных частей пакета регламентов по бюджетному управлению.

Планирование – процесс подготовки и выбора оптимальных решений для достижения целей управления.

Система планирования – принятая на предприятии структура планов, а также определенные и формализованные для каждого из них принципы, форматы и регламент планирования.

Бюджетное планирование – процесс коллективной разработки плана деятельности предприятия на будущий период, в результате которого все мероприятия хозяйственной деятельности представляются в финансовом выражении в формате бюджетов в разрезе финансовой структуры предприятия (по центрам финансовой ответственности).

Регламент бюджетного планирования – документально закрепленный порядок формирования бюджета предприятия. Определяет этапы, участников и временные рамки процесса бюджетного планирования, а также источники и форматы получения/ передачи информации.

Горизонт планирования бюджета – период, на который можно спрогнозировать деятельность предприятия в количественных показателях данного бюджета с приемлемой точностью.

Шаг планирования бюджета – периодичность, с которой в пределах горизонта планирования формируется данный бюджет.

“Положение о планировании” – внутренний регламентный документ предприятия, определяющий горизонт и шаг планирования/корректировки планов, описывающий регламент планирования и корректировки, а также формат планирования, и являющийся одной из составных частей пакета регламентов по бюджетному управлению.

Budgeting-flow-schema

Скачать: Бюджетирование как инструмент финансового планирования

Источник