Бизнес план фонд поддержки предпринимательства
.
Наиболее распространенные и формализованные структуры среди институтов регионального развития — фонды поддержки малого и среднего бизнеса . Данные фонды действуют с разной степенью эффективности во всех регионах России.
На поддержку малого и среднего бизнеса (МСБ) были предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 11 млрд рублей. Кроме того, планировалось увеличение объемов средств федерального бюджета на оказание в 2010 году государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства по следующим направлениям:
- на поддержку создания новых малых и средних инновационных компаний — в объеме 2 млрд рублей;
- на реализацию программ содействия развитию малого и среднего предпринимательства в моногородах — в объеме 2 млрд рублей;
- на развитие малого и среднего предпринимательства в Северо-Кавказском федеральном округе — в объеме 1 млрд рублей.
В общей сумме это дает 16 млрд рублей, которые должны были распределяться на конкурсной основе в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации при условии софинансирования расходов за счет средств соответствующих бюджетов и в соответствии с утвержденной им программой поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Напомним, что исходные нормативы финансирования через отделения региональных фондов рассчитываются исходя из количества зарегистрированных малых и средних организаций в регионе (по России лимит финансирования составляет 9,89 млрд рублей исходя из расчета 1871 руб. на 1 предприятие без учета региональных различий). Естественно, в реальности эффективность мер поддержки малого предпринимательства в регионах сильно различается, отдаляясь от нормативов.
Среди региональных фондов содействия кредитованию малого бизнеса выделяется фонд Москвы. Он был учрежден правительством столицы в марте 2006 года. Фонд является некоммерческой организацией, основным видом деятельности которой является предоставление поручительств по обязательствам (кредитам, займам, проектному финансированию, банковским гарантиям, лизинговым операциям и т.п.) субъектов малого и среднего предпринимательства перед кредиторами, а также оказание услуг, относящихся к финансовому посредничеству. Конечной целью функционирования Фонда является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам путем развития в городе Москве системы кредитования МСБ. Финансирование Фонда осуществляется за счет субсидий из бюджета г. Москвы.
Фондом содействия кредитованию малого бизнеса Москвы было заключено более 1000 договоров поручительства (по кредитным договорам) на общую сумму почти 3,8 млрд. рублей, что позволило привлечь в сферу малого бизнеса кредитных ресурсов в объеме 7,88 млрд. рублей. За весь период деятельности (по состоянию на 1.10.2010г.) Фондом по кредитным обязательствам субъектов МСБ было предоставлено 3 313 поручительств на сумму 12,74 млрд. рублей. Объем привлеченных под поручительства Фонда кредитов составил 25,75 млрд. рублей. Кроме того, Фондом было предоставлено 7 поручительств по договорам о предоставлении банковской гарантии на общую сумму 40,93 млн. рублей. На текущий момент участниками программы Фонда являются 27 банков, среди которых как крупные федеральные игроки (Сбербанк, Банк Москвы, ВТБ 24, Уралсиб, НОМОС-БАНК, Московский Индустриальный Банк, Промсвязьбанк), так и небольшие московские банки (Кредит-Москва, Банк Образование, Банк Держава).
.
.
Региональные корпорации развития и агентства по привлечению инвестиций
Самым заметным институтом развития на уровне субъектов федерации в России выступают региональные корпорации развития . Правда, даже чисто формально они имеются только в семи регионах – Калужской, Ростовской, Пензенской, Волгоградской, Ульяновской, Самарской, Ярославской областях. Из них реально действующая пока только одна — Корпорация развития Калужской области, выстроенная на базе индустриальных парков (ИП), объединенных в автосброчный кластер. За последние два года объем привлеченных инвестиций в Калужской области составил 2,6 млрд долларов, а общий портфель согласованных инвестиционных проектов превышает 4,5 млрд долларов.
На начальном этапе (2007 год) проекты индустриальных парков субсидировались из бюджетных средств. Но довольно скоро был найден новый механизм. Помимо бюджетного субсидирования он включает привлечение заемных средств под государственные гарантии. Основными партнерами Калужской области в создании инфраструктурных проектов выступают ВЭБ и ЕБРР.
Сегодня на территории трех индустриальных парков Калужской области разместили свое производство 4 иностранных автопроизводителя: Volkswagen AG (ИП « Грабцево»), PSA Peugeot Citroеn-Mitsubishi Motors Corporation (ИП «Росва») , Volvo Truck Corporation (ИП « Калуга-Юг»). Планируется, что 2015 году в регионе будет выпускаться порядка 500 тысяч автомобилей в год, среди которых будет представлено 7 брендов и 25 различных моделей. Совокупные инвестиции автопроизводителей до 2010 г . составили 1,7 млрд долларов. Кроме того, Калужская область активно привлекает производителей автокомпонентов — они уже инвестировали в этот регион $420 млн.
Помимо этого в области формируются кластер биотехнологий и фармацевтики, а также кластер ядерной медицины . Сегодня в регионе работают 39 предприятий фармацевтической отрасли. Объем реализации фармацевтической продукции в 2009 году составил 1491,2 млн рублей. Доля фармацевтического производства в общем объеме промышленной продукции — 0,86%. Производство фармацевтической продукции в 2009 году в сравнении с 2000 годом увеличилось в Калужской области в 46 раз. Большинство крупных инвесторов размещается на территории Обнинского технопарка. Помимо российских компаний («Медбиофарм», «Мир Фарм», «Геленпол», «Биомедицинские нанотехнологии») здесь с 2006 года работает сербская фармацевтическая компания «Хемофарм» (общий объем инвестиций — 32 млн. евро). Кроме того, крупные иностранные фармкампании открывают предприятия на территории технопарка «Грабцево». Berlin-Chemie инвестирует 30 млн. евро в запуск линии упаковки лекарственных препаратов (2013 год) и производство лекарственных препаратов полного цикла (2014 год). Датская компания «Ново Нордиск» вкладывает 100 млн. евро в предприятие по выпуску современных препаратов инсулина. Планируется, что первая линия завода вступит в строй в декабре 2012 года.
.
.
Всего на территории области планируется создать 6 индустриальных парков общей площадью около 2300 га , 22 тыс. новых рабочих мест. Планируемый объем прямых инвестиций до 2012 года составит 200 млрд. рублей. По расчетам, на каждый рубль государственных вложений будет привлечено более 15 рублей частных инвестиций. Объем налоговых поступлений со стороны резидентов парков на период 2010 — 2016 гг. по прогнозам составит 34 млрд. рублей. Затраты Калужской области на развитие парков составят 10 млрд. рублей.
Необходимое условие успеха проекта индустриальных парков — наличие единого оператора по обеспечению взаимодействия с инфраструктурными компаниями. Управление индустриальными парками осуществляет ОАО «Корпорация развития Калужской области». Она организует финансирование инфраструктурных проектов с привлечением кредитных средств под гарантии правительства области, а также осуществляет сопровождение инфраструктурных проектов и развитие инженерной и логистической инфраструктуры парков.
В среднем на создание всей необходимой инфраструктуры «под ключ» в каждом из промышленный парк в Калужской области пришлось около 580 млн. руб. На это пошла выделенная ВЭБом кредитная линия общим размером в 2,4 млрд руб. (см. график 1).
График 1. Распределение целевого кредита Внешэкономбанка на обустройство ОЭЗ в Калужской области
Источник: ОАО «Корпорация развития Калужской области»
Идея ускорения экономического роста региона через создание отдельных индустриальных парков (как другой вариант промышленно-логистических зон) нашла применение и в других регионах России. Главным здесь было решение трех основных проблем: информирование и привлечение конкретного инвестора, снятие административных и правовых барьеров, ускорение сроков оформления необходимой документации и, наконец, подготовка собственно производственной площадки, со всей необходимой инфраструктурой. Как правило, она включает в себя готовые инженерные сооружения (авто, железнодорожные подъездные пути, канализацию, водо, газо и электроснабжение). В отдельных случаях возможно и возведение силами управляющей компании и производственных помещений, позже передаваемых на различных условиях собственности компании-эксплуатанту.
В наиболее развитых и инвестиционно привлекательных регионах (Московская и Ленинградская область) со значительным спросом на землю и большим потенциалом для инвестирования со стороны местных и иностранных компаний возведение индустриальных парков может быть инициативой не только региональных властей, но и муниципалитетов, а сама застройка вестись частной компанией. Региональные власти в этом случае выступают лишь в качестве координатора проекта и обеспечивают необходимую нормативно-правовую базу.
Калужский автокластер в этом смысле скорее счастливое исключение, чем типичный пример эволюции институтов развития регионального уровня.
Помимо Калуги аналогичные институты с 2008 года были образованы еще в 6 регионах России- Ростовской, Пензенской, Волгоградской, Ульяновской, Самарской, Ярославской областей. Но реально к работе они так и не приступили. Если в Ростовской области в итоге стала применяться другая схема создания промышленных зон, без фактического использования Корпорации, то в остальных регионах полномасштабного создания производственных зон так и произошло.
Это можно объяснить следующими факторами. Во-первых, реализация инвестиционной программы в Калужской области опиралась на значительную финансовую помощь федерального центра (через кредиты ВЭБа). Строительство автосборочных предприятий, давших начальный импульс к созданию типовых промышленных парков, также проходило в тесной связи с Москвой. Кроме того, в прочих регионах, начавших создание институтов аналогичной Корпорации развития Калужской области, отсутствовали с одной стороны необходимые финансовые ресурсы. В результате подготовка ограничивалась презентацией для инвесторов и предоставление участка в чистом поле без уже готовой, как в случае с Калугой, инфраструктурой. Отсутствовала и внятная стратегия специализации заявленных проектов. Заявленные проекты не были обоснованы экономически, позиционирование регионы было проведено относительно слабо.
В большинстве регионов роль институтов развития играют структуры относительно более низкого уровня, так называемые агентства по привлечению инвестиций, входящие в состав органов власти региона, либо выведенные в отдельные юридические лица. В качестве примера подобных институтов можно привести Агентство инвестиционного развития Ростовской области или Агентство экономического развития Краснодарского края.
Стратегия работы данных институтов, несмотря на сходство в названии, может весьма сильно различаться, так если в Ростовской области упор делается на привлечение потенциальных инвесторов в индустриальные парки, то в Краснодарском крае региональной содействие получает любой интересный для края инвестор, вне зависимости от конкретного места строительства предприятия. Компенсация затрат на подготовку инвестиционной площадки для инвестора в данном случае может быть произведена из регионального бюджета.
.
.
Свободные и специальные экономические зоны
Еще одним, но особенным, институтом развития на региональном уровне выступают свободные или специальные экономические зоны(сокращенно ОЭЗ или СЭЗ – см. графики 2,3). Эти зоны представляют собой ограниченные территории с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. По своему воздействию они сходны с рассмотренными ранее корпорациями развития или их аналогами. В обоих случаях основное внимание уделяется инфраструктурному развитию региона, а конечной задачей функционирования упомянутых институтов, является создание новых производств или иных видов экономической деятельности в регионе (включая и сферу услуг).
График 2. Региональная структура расходов государственных и местных бюджетов на создание ОЭЗ
Источник: расчеты «Эксперт РА»
График 3. Соотношение источников бюджетного финансирования ОЭЗ
Источник: ОАО ОЭЗ
При этом государство в лице федеральных и региональных властей, во-первых, предоставляет резидентам зон определенные налоговые льготы, а во-вторых (как и случае с корпорациями развития) осуществляет инфраструктурную подготовку площадки. Основная разница между Корпорациями и ОЭЗ заключается в том, что ОЭЗ являются строго территориальными образованиями, локализованными в определенных административных границах с особым режимам деятельности, тогда как создаваемыми под эгидой Корпорации промышленные парки в большей степени привязаны к конкретному инвестору и их строительство в большей степени опирается именно на его потребности.
.
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РФ
Промышленно-производственные ОЭЗ — это обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям — это лишь основные характеристики промышленно-производственных зон, определяющие их преимущества.
Размещение производства на территории промышленно-производственных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.
ОЭЗ ППТ «Липецк» Липецкая область
ОЭЗ ППТ «Алабуга» Республика Татарстан
ОЭЗ ППТ «Моглино» Псковская область
ОЭЗ ППТ «Тольятти» Самарская область
ОЭЗ ППТ «Калуга» Калужская область
ОЭЗ ППТ «Титановая долина» Свердловская область
ОЭЗ ППТ «Узловая»Тульская область
ОЭЗ ППТ «Лотос» Астраханская область
ОЭЗ ППТ «Ступино Квадрат» Московская область
Технико-внедренческого типа ОЭЗ. Расположение ОЭЗ технико-внедренческого типа в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.
Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает технико-внедренческие ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.
ОЭЗ «Технополис «Москва» Москва
ОЭЗ ТВТ «Дубна» Московская область
ОЭЗ ТВТ «Исток» Московская область
ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург» Санкт-Петербург
ОЭЗ ТВТ «Томск» Томск
ОЭЗ «Иннополис»
Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа. Располагаясь в наиболее живописных и востребованных туристами регионах России, особые экономические зоны туристско-рекреационного типа предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.
ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» Республика Бурятия
ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» Алтайский край
ОЭЗ ТРТ «Ворота–Байкала» Иркутская область
Северокавказский туристический кластер — Курорты Северного Кавказа Северный Кавказ
ОЭЗ ТРТ «Завидово» Тверская область
Логистические ОЭЗ. Находясь в непосредственной близости от основных транспортных путей, логистические ОЭЗ могут стать площадкой для организации судостроительной и судоремонтной деятельности, предоставления логистических услуг, а также базой для новых маршрутов.
ПОЭЗ «Ульяновск» Ульяновская область
.
При оценке эффективности деятельности ОЭЗ и корпораций развития следует учитывать следующее: Корпорации развития создавались и функционируют в рамках стратегии развития региона и для региона, тогда как федеральные ОЭЗ в теории должны были становится площадками для внедрения в отечественный опыт производственных технологий и т.д. То есть при выполнении определенного плана по инвестициям, созданию новых рабочих мест и налоговым поступлениям цели создания Корпорации можно считать выполненными.
В мировой практике ОЭЗ имеют три основные функции:
- развитие отстающего, либо депрессивного региона,
- вывод на мировой (внутренний) рынки продукции особой товарной группы и являются проводником нового технологического уклада.
В России для реально действующих ОЭЗ налицо определенное противоречие: инвестиционный план выполняется, но при этом ОЭЗ не внесли какого-то либо прорыва в промышленную политику страны. Эффективной данная модель федеральных промышленно-производственных зон могла бы стать при условии ее тиражирования на значительно большее число регионов, чем в настоящее время.
Источники: Эксперт РА ОАО «ОЭЗ»
.
| Пример бизнес-плана резидента Особой экономической зоны ОЭЗ |
Получить материальную помощь от государства можно, если открываешь бизнес в сферах, которые считаются полезными для страны, например в сфере инноваций, науки, промышленности, туризма или сельского хозяйства.
Предприниматели могут получить субсидию на открытие бизнеса от центра занятости, гранты на развитие бизнес-проектов от некоммерческих фондов, таких как Фонд содействия инновациям и Росмолодёжь.
Способ 1. Субсидия от биржи труда
Субсидию от биржи труда могут получить безработные, вставшие на учёт в центр занятости населения (ЦЗН). Часто безработному не подходит ни одна из доступных вакансий. Таким людям, которые давно стоят на учёте и не могут найти работу, государство предлагает финансовую помощь в открытии собственного дела.
Субсидию можно получить не во всех регионах. Деньги поступают из федерального бюджета и распределяются между регионами по разному.
Важно. Обращаться за материальной поддержкой лучше в начале финансового года, пока средства не израсходованы на другие цели.
Размер субсидии неодинаков. Он зависит от среднерыночных цен в регионе на услуги и товары, на которые потенциальный бизнесмен может потратить субсидию. В среднем, сумма составляет 60 тыс. руб. Если предприниматель обязуется предоставить рабочие места, то будет выплачено примерно столько же за каждого трудоустроенного сотрудника.
Субсидию разрешено потратить на покупку сырья, оборудования, расходных материалов, ремонт в офисном или производственном помещении. Сумма может показаться небольшой, но она будет как нельзя кстати, чтобы запустить бизнес и начать работать.
Чтобы получить субсидию от биржи труда, необходимо:
Шаг 1. Встать на учёт в региональный Центр занятости населения. Поскольку субсидию выделяет биржа труда, человек, который желает её получить, должен иметь официальный статус безработного. О том, какие для этого нужны документы, мы рассказывали в статье «Как встать на учёт по безработице». После получения статуса безработного необходимо заполнить заявку на получение субсидии. На этом этапе представители ЦЗН уже поинтересуются, какой бизнес человек планирует открыть. Если коротко: продажа табака и алкоголя — однозначный отказ. Что-то перспективное и полезное для региона — одобрение.
Шаг 2. Успешно пройти курс по основам предпринимательства. Каждого безработного, подавшего заявку на получение субсидии, направляют на подготовительные курсы по основам предпринимательства. Курсы платные, но оплачивает их не сам безработный, а ЦЗН. Обучением потенциальных бизнесменов занимаются профессиональные экономисты, налоговики, юристы. Обучающиеся тренируются составлять и защищать бизнес-план, узнают об основах управления предприятием. По итогам учёбы проводится небольшой экзамен, и безработные получают свидетельство о прохождении курсов.
Шаг 3. Представить бизнес-план. Составление бизнес-плана — самый важный этап. Грамотный бизнес-план гарантирует 90% успеха. Здесь как раз пригодятся знания, полученные на курсах. В бизнес-плане нужно обосновать пользу своего товара или услуги, сроки реализации, конкурентоспособность, ожидаемую прибыль. Особое внимание следует уделить расчётам окупаемости и рентабельности.
В бизнес-плане обязательно нужно указать, сколько личных денег человек собирается вложить в проект.
Важно. Соотношение государственных и личных средств должно составлять примерно 1:2 или 1:3. Субсидию не получить, если не привлечены личные вложения. Наличие собственного стартового капитала означает, что человек в случае неудачи теряет и свои деньги. Значит, он ответственно подойдёт к расходованию государственных средств.
Шаг 4. Защитить бизнес-план. Защита бизнес-плана сродни защите диплома в университете. Человеку отводится до десяти минут времени, чтобы рассказать комиссии о сущности своего проекта. Нужно делать упор на сильных сторонах будущего бизнеса, например, его востребованности. Комиссия может задать уточняющие вопросы, чтобы лучше оценить проект.
Шаг 5. Открыть ИП или ООО. Решение о том, кто получит субсидию на открытие бизнеса, будет вынесено ЦЗН примерно через неделю после защиты бизнес-планов. Если комиссия примет положительное решение, бывший безработный должен будет открыть ИП или ООО. Подробно о том, как зарегистрировать ИП мы рассказывали в статье «Как открыть ИП — пошаговая инструкция». Нужно обязательно дождаться решения комиссии, и только потом регистрировать бизнес.
Шаг 6. Получить субсидию. Чтобы получить деньги, бизнесмену необходимо принести в центр занятости лист записи ЕГРИП или ЕГРЮЛ, подтверждающий его новый статус. Ещё представитель ЦЗН попросит реквизиты карты Мир. Бюджетные деньги зачисляются с помощью национальных платёжных инструментов. Затем предприниматель сможет подписать договор с центром занятости. Если сохранить и отдать в ЦЗН копию квитанцию об оплате госпошлины и чек за печать, то и эти расходы компенсируют.
Шаг 7. Потратить субсидию в течение трёх месяцев. Согласно договору, бизнесмен обязан в течение 90 дней потратить субсидию на цели, указанные в бизнес-плане. Расходование денег строго целевое. Если указали в плане, что деньги потратите на покупку оборудования, значит ими нельзя оплачивать аренду или что-то другое. Все траты предприниматель должен подтвердить документами: накладными, товарными чеками, договорами, счетами, платёжными поручениями. Каждый потраченный рубль нужно подтвердить, иначе субсидию придётся вернуть. Если все расходы подтверждены, центр занятости выдаст акт о выполнении обязательств.
Шаг 8. Продержаться в статусе законопослушного ИП или ООО не меньше года. По условиям договора ИП или ООО должно работать в течение установленного срока. Срок составляет обычно от одного до трёх лет. В период работы важно вовремя уплачивать налоги и взносы. Представители ЦЗН имеют право проверить бизнес на предмет соблюдения налоговых и трудовых требований, запросить договоры и чеки о расходах. Если все требования соблюдаются, субсидию не придётся возвращать.
Получить субсидию от ЦЗН более чем реально. Бывший безработный становится предпринимателем, который сам готов предложить рабочие места, — такой сценарий не редкость. Главное убедить комиссию в успешности своего предприятия. Поэтому так важен продуманный до мелочей бизнес-план. Чтобы не пришлось возвращать субсидию, вовремя сдавайте отчётность и платите налоги.
Способ 2. Гранты от Фонда содействия инновациям
Фонд содействия инновациям — это государственная некоммерческая организация, оказывающая поддержку инновационному малому бизнесу.
Самая востребованная программа фонда — программа Умник. В рамках программы молодые разработчики и исследователи (от 18 до 30 лет) могут получить деньги на реализацию своих научно-исследовательских проектов. Такие проекты должны быть коммерчески ориентированы.
Чтобы стать участником конкурса, необходимо:
Шаг 1. Выбрать направление проекта. Всего направлений шесть:
- Н1. Цифровые технологии.
- Н2. Медицина и технологии здоровьесбережения.
- Н3. Новые материалы и химические технологии.
- Н4. Новые приборы и интеллектуальные производственные технологии.
- Н5. Биотехнологии.
- Н6. Ресурсосберегающая энергетика.
Шаг 2. Подать заявку и рассказать о проекте. Главное: проект должен быть не только инновационным, но и коммерциализуемым, т.е. его можно будет продать на рынке как готовый продукт.
Мария Собко, выпускница Химического факультета МГУ, руководитель Lomonosov Studio, VR/AR разработчик
Мой проект, с которым я выиграла Умник, называется «Разработка виртуальной химической лаборатории с преподавателем на базе технологии искусственного интеллекта». Я подавала заявку по направлению Цифровые технологии. Далее заполняется заявка с информацией о проекте: общая информация, научно-техническая часть (описание разработки и обоснование проведения НИР, требования к патентной защите, а также календарный план), коммерциализуемость научных результатов (область применения, анализ конкурентов, план коммерциализации, объем инвестиций). Также к заявке прикрепляется презентация о проекте.
Шаг 3. Пройти два этапа конкурса. Обычно первый тур проходит в заочной форме, когда эксперты оценивают заявку претендента на грант. Второй тур проходит в очном формате выступления, когда участник презентует свой проект и отвечает на вопросы экспертов.
Мария Собко, выпускница Химического факультета МГУ, руководитель Lomonosov Studio, VR/AR разработчикЖюри оценивает проект серьезно. Мой первый проект не прошел экспертизу полуфинала, так как заявка была написана слабо. Эксперты дали мне обратную связь о проработке заявки, благодаря этому я сумела оформить новый проект так, что он победил на конкурсе. Победитель Умника получает грант в размере 500 тыс. руб.: 200 тыс сразу, и ещё 300 тыс. после окончания первого этапа научно-исследовательских разработок. Всего отводится два года на выполнение НИР.
Помимо «Умника», предприниматели могут подать заявку на участие в следующих программах Фонда: «Старт», «Интернационализация», «Развитие», «Кооперация», «Коммерциализация».
Способ 3. Гранты от Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь)
Росмолодёжь входит в платформу автономной некоммерческой организации «Россия — страна возможностей», созданной в 2018 году по инициативе президента. Молодые люди 14-30 лет, которые участвуют в конкурсах Росмолодёжи, могут выиграть гранты на реализацию своих бизнес-идей.
Росмолодёжь регулярно проводит Всероссийский конкурс молодёжных проектов среди физических лиц. В 2019 году на конкурс было подано свыше 23 тыс. заявок, грантовый фонд составил 2,6 млрд. руб. Максимальный размер гранта для физических лиц составляет от 1,5 до 2,5 млн. руб.
Чтобы претендовать на грант от Росмолодёжи, необходимо:
Шаг 1. Выбрать конкурс и номинацию. Всего конкурсов три:
- Всероссийский конкурс молодежных проектов.
- Конкурс субсидий в рамках госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы».
- Конкурс молодежных проектов Северо-Кавказского федерального округа.
Среди номинаций представлены молодёжные медиа, спорт, ЗОЖ, туризм, творческие инициативы, межнациональное взаимодействие, развитие социальных лифтов.
Шаг 2. Пройти регистрацию и подать заявку. В заявке нужно описать проблемы, которые решает проект, подробно изложить его суть, рассказать об ожидаемых результатах проекта и методах его реализации. Ещё понадобится прикрепить копию паспорта, СНИЛС, ИНН и реквизиты банковского счёта. Подробную информацию о заполнении заявки можно найти в разделе «Методические рекомендации» на сайте Росмолодёжи.
Шаг 3. Получить одобрение экспертной комиссии. Эксперты заочно изучают каждый проект и оценивают публичное выступление-презентацию участника. Значение имеют уникальность и реализуемость проекта, перспективы его развития, социальная значимость, обоснованность расходов на реализацию.
Мария Собко, выпускница Химического факультета МГУ, руководитель Lomonosov Studio, VR/AR разработчик: Грант от Росмолодёжи на заочном конкурсе для физических лиц 2019 я выиграла с образовательным проектом для молодёжи: Виртуальные Лаборатории “Ломоносов” в размере 1,4 млн. руб. В рамках этого проекта мы с командой провели 25 обучающих мастер-классов по изучению естественно-научных дисциплин в виртуальной реальности.
Грантовый конкурс для физических лиц совершенно отличается от Умника. Здесь важна социальная составляющая, а также смета проекта. Этот грант не предусматривает вознаграждение руководителю проекта. Жюри оценивает заявку по многим пунктам, на сайте Росмолодёжи есть целая инструкция по правильному заполнению заявки. Самое главное — логическая связанность проекта, решение конкретной проблемы для конкретной аудитории, реалистичность сметы.
Шаг 4. Сдать отчётность. По каждому пункту сметы, заданному при формировании заявки, необходимо отчитаться. Победители конкурса получают от агентства инструкцию о том, как правильно направлять закрывающую документацию и чеки.
Способ 4. Региональные субсидии предпринимателям
В каждом регионе разработаны свои меры поддержки малого и среднего бизнеса. Например, в Томске действует муниципальная программа «Томск. Первый шаг», в рамках которой начинающие предприниматели могут получить до 500 тыс. руб. на открытие и развитие бизнеса. В Санкт-Петербурге действует программа «Поддержки социального предпринимательства», согласно которой некоторые затраты, например, аренда и покупка оборудования, будут компенсированы. Московские предприниматели могут узнать о мерах поддержки на портале «Малый бизнес Москвы».
Сводная информация об органах, занимающихся поддержкой МСП по регионам, указана на сайте Минэкономразвития.
Мы рассказали лишь о некоторых субсидиях и грантах, которые могут получить представители малого и среднего бизнеса. Их намного больше.
Чтобы узнать, чем ещё государство может помочь вашему бизнесу, штурмуйте местные администрации и бизнес-инкубаторы, зайдите на сайт территориальной Торгово-промышленной палаты и найдите информацию о видах помощи бизнесу по своему региону.
Проверьте, относится ли ваше предприятие к категории субъектов МСП, которые могут воспользоваться помощью Российского Банка поддержки малого и среднего предпринимательства (АО «МСП Банк»). МСП «Банк» выступает гарантом исполнения кредитных обязательств и с его поддержкой намного проще получить кредит на развитие бизнеса на выгодных условиях.
Посетите портал Корпорации МСП, которая оказывает всестороннюю поддержку субъектам малого и среднего бизнеса. Сельскохозяйственные производители могут найти сведения о мерах поддержки на сайте Министерства сельского хозяйства РФ.
Четыре способа за 30 секунд
- Государство даёт субсидии на открытие бизнеса и гранты на реализацию бизнес-проекта.
- Центр занятости населения (биржа труда) даёт субсидии безработным, которые встали на учёт, подготовили и защитили бизнес-план. Деньги необходимо в течение трёх месяцев потратить на цели, указанные в бизнес-плане, и сдать отчётную документацию. Нужно открыть ООО или ИП, которые должны работать не меньше года, исправно платить налоги и взносы.
- Фонд содействия инновациям даёт гранты на инновационные или научные проекты, которые можно коммерциализировать.
- Росмолодёжь даёт гранты молодым людям возрастом до 30 лет в сумме до 2,5 млн. руб. на воплощение своих бизнес-проектов.
- Государственная помощь начинающим бизнесменам не исчерпывается перечисленными субсидиями и грантами. В каждом регионе действуют свои меры поддержки МСБ, о которых можно узнать на сайте Минэкономразвития или ТПП, на портале Корпорации МСП и на сайтах местных администраций.
Подпишитесь на канал Делобанка в Дзене, чтобы первым получать лайфхаки для бизнеса.